-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111399
Комментариев: 6803
Написано: 119873


22 сентября родились...

Пятница, 22 Сентября 2023 г. 03:58 + в цитатник
1023
Рихеза Польская (Рыкса, Аделаида)
королева Венгрии как супруга Белы I. Рихеза была дочерью короля Польши Мешко II и его жены Рыксы Лотарингской. Её традиционно называют Рихезой, но современные польские источники не подтверждают это имя: в настоящее время предполагается, что её звали Аделаида. Между 1039 и 1043 годами она вышла замуж за Белу Венгерского, бывшего вассалом её отца и принимавшего участие в кампании Мешко II против языческих поморских племен. В 1048 году муж Рихезы получил одну треть Венгрии (Tercia pars Regni) как удел от своего брата, короля Андраша I, и супруги переехали в Венгрию. 6 декабря 1060 года муж Рихезы был коронован королём Венгрии после победы над своим братом. Умерла Рихеза Польская 21 мая 1075 года. От брака Рихезы с Белой I родились: Геза I, король Венгрии; Ласло I, король Венгрии; Ламперт, герцог Венгрии; София (после 1050 — 18 июня 1095), жена маркграфа Ульриха I из Карниолы, а затем — герцога Магнуса I Саксонского; Эуфимия (после 1050 — 2 апреля 1111), жена князя Отто I Оломоуцкого; Илона (после 1050—1091), жена Дмитара Звонимира, короля Хорватии. Литература: Kristó, Gyula — Makk, Ferenc: Az Árpád-ház uralkodói (IPC Könyvek, 1996); Korai Magyar Történeti Lexikon (9-14. század), főszerkesztő: Kristó, Gyula, szerkesztők: Engel, Pál és Makk, Ferenc (Akadémiai Kiadó, Budapest, 1994); Magyarország Történeti Kronológiája I. — A kezdetektől 1526-ig, főszerkesztő: Benda, Kálmán (Akadémiai Kiadó, Budapest, 1981)

1211
Шамсуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад, известный как Ибн Халликан
арабский писатель и юрист. Родился в Эрбиле. Из рода персов Бармакидов. Изучал арабский язык, литературу, историю и правоведение у себя на родине, в Эрбиле, а также в Халебе и Дамаске. Был помощником верховного кадия в Каире, пока в 1261 году мамлюкский султан Бейбарс I не назначил его в Дамаск верховным кадием (кади аль-кудат). Он придерживался шафиитского мазхаба и в первые годы замещал судей трёх других основных мазхабов. В 1271 году он был смещён с должности, преподавал в Каире, пока в 1278 году снова не стал судьёй в Дамаске. Умер в Дамаске 30 октября 1282 года. Автор труда Вафайят аль-а’йан ва-анба' абна' аз-заман («Некрологи знатных лиц и заметки об их современниках», 1256—1274), биографического словаря правителей (исключая халифов), сановников, учёных, поэтов (с антологией) и т. п., до 865 номера. Автора называют восточным Плутархом.

1375
Томас ле Диспенсер (Thomas le Despencer)
2/6-й барон ле Диспенсер и 3-й лорд Гламорган с 1375, граф Глостер 1397—1399, сын Эдварда ле Диспенсера и Элизабет де Бургерш. В 1388 году Томас был посвящён в кавалеры ордена Подвязки. В 1397 году Томас участвовал в подавлении движения лордов-апеллянтов. За это 29 сентября король передал Томасу владения казнённого герцога Глостера Томаса Вудстока с титулом графа Глостера. После свержения короля Ричарда II новым королём стал герцог Ланкастер Генрих Болингброк (под именем Генриха IV). Новый король конфисковал у Томаса титул и владения графа Глостера. В результате, недовольный новым королём Томас вступил в заговор графа Кента Томаса Холланда. Целью заговора было нападение на Виндзорский замок и захват Генриха IV, после чего заговорщики планировали вернуть трон Ричарду II. Однако заговор провалился. Томас был схвачен толпой и обезглавлен в Бристоле 17 января 1400 года. Тело Томаса похоронили в аббатстве Тьюксбери. Жена: с 16 апреля 1385 Констанс Йоркская (около 1374 — 28 ноября 1416), дочь Эдмунда Лэнгли, 1-го герцога Йорка. Дети: Эдвард (умер в младенчестве); Ричард (1396 — 7 октября 1414), барон Бургерш с 1409; Хью (умер в 1401); Элизабет (около 1398 — умерла молодой); Изабель (26 июля 1400 — 27 декабря 1439); 1-й муж: с 27 июля 1411 Ричард де Бошан (ок. 1397 — 18 марта 1422), 2-й барон Абергавенни с 1411, 1-й граф Вустер с 1421; 2-й муж: с 26 ноября 1423 Ричард де Бошан (25/28 января 1382 — 30 апреля 1439), 13-й граф Уорик с 1401. Литература: Cokayne George E. The complete peerage of England, Scotland, Ireland, Great Britain and the United Kingdom, extant, extinct, or dormant / edited by H. A. Doubleday, Duncan Warrand and Lord Howard de Walden. — 2nd Edition. — London: The St. Catherine Press, 1910–1959; Устинов В.Г. Столетняя война и Войны Роз. — Москва: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007. — 637 страниц — (Историческая библиотека). — 1500 экземпляров — ISBN 978-5-17-042765-9.

 (524x699, 152Kb)
1515
Анна Клевская (немецкое имя — Anna von Kleve, английское имя — Anne of Cleves)
четвёртая жена (с 6 января по 9 июля 1540 года) короля Англии Генриха VIII. Принцесса Анна родилась в Дюссельдорфе, в семье герцога Клевского Иоганна III и Марии Юлих-Бергской. По отцу она принадлежала к древнему роду Ламарков. О детстве и юности принцессы сохранилось достаточно мало сведений. Известно, что она была дружна со своей старшей сестрой Сибиллой, будущей супругой курфюрста Саксонии, а также часто гостила у свой тётки Марии Габсбург в Брюсселе. После смерти Джейн Сеймур король Генрих VIII снова занялся поисками подходящей супруги. Среди претенденток были Мария де Гиз, Кристина Миланская, Мария Габсбург (сестра Карла V). Однако все претендентки дали вежливый отказ на предложение английского короля — слишком ужасной была в Европе репутация Генриха. Сторонник Реформации Томас Кромвель убедил короля, что заключение брака с католичкой приведёт к появлению при дворе сильной «папистской партии». В результате, выбор пал на сестёр герцога Вильгельма Клевского, симпатизировавшего протестантам (отец Анны умер в 1538 году) — на Анну и Амалию. В августе 1539 года придворный художник Ганс Гольбейн отправился писать портреты сестёр «на континент».Однако Гольбейн написал портрет не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера. Портрет Анны произвёл на Генриха отличное впечатление. Его не смутил и тот факт, что его избранница была недолгое время обручена с герцогом Лотарингским — по английским законам новый брак не мог считаться легитимным. 4 сентября 1539 года был подписан брачный договор. В самом начале 1540 года Анна прибыла в Англию. Первая встреча жениха и невесты произошла в Рочестере, куда Генрих прибыл как частное лицо. Одного взгляда на Анну было достаточно — король был разочарован. Вместо бледной и изящной красавицы, которую изобразил Гольбейн, перед Генрихом стояла крупная, массивная женщина с довольно грубыми чертами лица. Прямолинейный Генрих выплеснул весь свой гнев на Кромвеля, который, якобы, «подсунул ему здоровенную фламандскую кобылу». Некоторые исследователи жизни Генриха VIII, правда, полагают, что отталкивающей была вовсе не наружность Анны, а её неумение держаться в обществе, ужасный покрой её «немецкой» одежды и полное отсутствие грации. Генрих тоже не понравился Анне, к тому же до неё ещё в Клеве доходили слухи о загубленной Анне Болейн. Фраза Генриха «Она мне не нравится» была равносильна требованию «Найдите мне другую жену!». Тайный Совет Его Величества стал искать способы расторгнуть помолвку. Тем не менее, свадьба была сыграна — Генриху не хотелось вступать в конфликт с братом Анны. Шесть месяцев принцесса Клевская жила в Англии, но супруг не удостаивал её своим вниманием. Анна была доброй мачехой и принцу Эдуарду, и принцессам Бетси и Мэри. Новая королева очень быстро освоилась при английском дворе — она полюбила музыку и танцы, завела себе собак и попугаев, бывших в большой моде в Англии. В 1540 году в штат королевы Анны была зачислена привлекательная девушка из семейства Говардов.
Anne_d’Autriche (700x344, 328Kb)
Кейт Говард служила при дворе с 1539 года, благодаря протекции со стороны своего влиятельного дяди — сэра Томаса Говарда, герцога Норфолкского. Генрих всё больше разочаровывался в Анне Клевской. Зачинщик этого брака Томас Кромвель был арестован и помещён в Тауэр, а сама Анна была отправлена в замок Ричмонд. Анне замок очень понравился, и она была бы счастлива в нём остаться, т.к. боялась оказаться на эшафоте из-за прихоти короля. У Генриха не было к Анне никаких претензий, он не собирался казнить её. Ему был нужен только развод, чтобы жениться на юной Кейт Говард. Формальным поводом для развода послужили документы, касающиеся первой помолвки Анны с герцогом Лотарингским. По законам Англии Анна не могла более оставаться женой Генриха, и брак их был признан недействительным. 9 июля 1540 года на основе этого факта был составлен иск о разводе, Генрих Тюдор и Анна фон Клеве стали свободны. Томас Кромвель дожил только до дачи показаний по делу о разводе — 28 июня 1540 года он был казнён по обвинению в государственной измене и ереси. Генрих оставил Анну в своей семье — в качестве «сестры». Это было продиктовано рядом обстоятельств: Анна Клевская полюбилась детям короля, ряд придворных находили её чрезвычайно любезной и приятной женщиной. Генриху не хотелось вступать в конфликт с братом Анны, герцогом Берг-Юлиг-Клевским, который был одним из влиятельнейших правителей Германии. Да и сама Анна искренне полюбила свою новую родину. Генрих провозгласил Анну своей «сестрой» и, таким образом, она оставалась самой высокородной дамой после новой королевы и принцесс Мэри и Бетси. Анна получила от короля щедрые подарки: замки Ричмонд и Хивер, а также солидный годовой доход. Переписка Генриха и Анны говорит о том, что бывшие супруги жили очень дружно. Король всегда подписывал свои послания «Любящий брат Генрих».Анна замуж повторно не вышла. Она пережила и Генриха VIII, и его сына Эдуарда VI. Умерла Анна фон Клеве в Лондоне 16 июля 1557 года, в предпоследний год правления Марии I Кровавой. Похоронена в Вестминстерском аббатстве. Образ в культуре: «Частная жизнь Генриха VIII», Великобритания, 1933 год. Режиссёр — Александр Корда, в роли Анны — Эльза Ланчестер, в роли Генриха — Чарльз Лоутон; «Шесть жён Генриха VIII» (The Six Wives of Henry VIII), телесериал производства BBC, Великобритания, 1970 год. В роли Анны — Элви Хейл (Elvi Hale), в роли Генриха — Кит Мичелл; «Генрих VIII и его шесть жён» (Henry VIII and His Six Wives), Великобритания, 1972 год. Режиссёр — Уорис Хуссейн, в роли Анны — Дженни Бос (Jenny Bos), в роли Генриха — Кит Мичелл; «Генрих VIII», мини-сериал, Великобритания, 2003 год. Режиссёр — Пит Трэвис, в роли Анны — Пиа Джирард (Pia Girard), в роли Генриха — Рэй Уинстон; «Тюдоры», телесериал канала Showtime, Ирландия-Канада-Великобритания-США, 2007—2010 гг. В роли Анны — Джосс Стоун, в роли Генриха — Джонатан Рис-Майерс; Персонаж Анны появляется в трёх последних эпизодах третьего сезона телесериала. Актриса Джосс Стоун подтвердила участие в заключительном четвёртом сезоне, премьера которого состоялась 11 апреля 2010 года. Анна Клевская является героиней ряда исторических романов, повествующих об эпохе Генриха VIII: Маргарет Барнс, «Моя леди из Клеве» (My Lady of Cleves, 1946 год); Дж.Гамильтон, «Анна Клевская» (1972 год); Филиппа Грегори, «Наследство рода Болейн» (The Boleyn Inheritance, 2006 год); Джудит О’Брайен, «Алая роза Тюдоров» (1996 год). Сохранилось несколько портретов и гравюр с изображением Анны Клевской. Литература: Линдсей, Карен. Разведённые. Обезглавленные. Уцелевшие. Жёны короля Генриха VIII / Перевод с английского Т.Азаркович. — Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996. — 336 страниц — 10 000 экземпляров — ISBN 5-232-00389-5; Лоудз, Дэвид. Генрих VIII и его королевы / Перевод с английского Ю.И.Губатова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 320 страниц — 10 000 экземпляров — ISBN 5-85880-544-2; Перфильев, Олег. Жёны Синей Бороды. В спальне Генриха VIII. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — 415 страниц — 7 000 экземпляров — ISBN 5-224-00599-X; Эриксон, Кэролли. Мария Кровавая / Перевод с английского Л.Г.Мордуховича. — Москва: АСТ, 2008. — 637 страниц — (Историческая библиотека). — 2 000 экземпляров — ISBN 5-17-004357-6; Fraser, Antonia. The Six Wives of Henry VIII. — London: Phoenix, 1993. — 589 страниц — ISBN 978-1-8421-2633-2; Starkey, David. Six Wives: The Queens of Henry VIII. — New York: HarperPerennial, 2004. — 880 страниц — ISBN 0-06-0005505; Strickland, Agnes. Memoirs of the queens of Henry VIII.: and of his mother, Elizabeth of York. — Philadelphia: Blanchard and Lea, 1853. — 420 страниц; Weir, Alison. The Six Wives of Henry VIII. — New York: Grove Press, 1991. — 656 страниц — ISBN 0-8021-3683-4.

Château_de_Beauregard_-_Cardinal_Charles_de_Bourbon (581x700, 567Kb)
1523
Карл де Бурбон (французское имя — Charles Ier de Bourbon)
французский кардинал, архиепископ Руана, первый принц крови и командор ордена Святого Духа (1579). После смерти последнего из Валуа (1589) провозглашён Католической лигой королём Франции под именем Карла X, но реально не правил. Сын Карла IV де Бурбона, брат Антуана Наваррского и первого принца Конде. Епископ Невера (5 июля 1540 — 5 мая 1546). Именно ему выпала честь сочетать узами брака Франциска II и Марию Стюарт, Филиппа Испанского и Елизавету Французскую. В связи с близким угасанием династии Валуа, Католическая лига во главе с Гизами прочила его на французский престол в обход племянника, протестанта Генриха Наваррского. Тайный Жуанвильский договор (31 декабря 1584), поддержанный Филиппом Испанским, гарантировал французскую корону кардиналу де Бурбону. Политическая роль кардинала была ограничена тем, что Генрих III заточил его на Рождество 1588 года в замке Блуа, откуда он был переведён в Шинонский замок. Поскольку год спустя его признал королём Парижский парламент, а лига чеканила монеты с его именем, во французской историографии долгое время дебатировался вопрос о том, считать ли его королём Франции. Вопрос решился в 1824 году, когда, вступая на престол, граф Артуа назвал себя Карлом X, а не Карлом XI. Незадолго до смерти кардинал и сам признал Генриха IV законным монархом. Умер 9 мая 1590 года. Литература: Eugène Saulnier. Le rôle politique du cardinal de Bourbon (Charles X), 1523—1590, Paris, Librairie ancienne Honoré Champion; Frederic J. Baumgartner. The Case for Charles X. // The Sixteenth Century Journal, Vol. 4, No. 2 (oct. 1973), pp. 87-98.

 (686x699, 248Kb)
1593
Маттеус Мериан Старший (Matthäus Merian der Ältere)
швейцарский художник, гравёр и издатель. Родился в Базеле. Мериан изучал искусство гравирования на медных досках в Цюрихе, впоследствии работал и учился в Страсбурге, Нанси и Париже, пока в 1615 году не вернулся в Базель. В следующем году он переехал в немецкий Франкфурт, где работал на издателя Иоганна Теодора де Бри, а в 1617 году женился на его дочери Марии Магдалене де Бри (Maria Magdalena de Bry, 1598—1645). В 1620 году они переехали в Базель, а через три года вернулись во Франкфурт, где Мериан унаследовал издательский дом своего тестя после его смерти в 1623 году. В 1626 году Мериан стал горожанином Франкфурта и отныне мог работать как независимый издатель. В 1647 году родилась дочь Анна Мария Сибилла Мериан, ставшая впоследствии натуралистом и научным иллюстратором.
Theatrum_europaeum_Titel (440x700, 386Kb)
Титульный лист исторического журнала Theatrum europaeum. Франкфурт, 1633.
После нескольких лет болезни Маттеус Мериан умер в Бад-Швальбахе, близ Висбадена 19 июня 1650 года. Большую часть жизни Мериан работал во Франкфурте. В ранние годы создавал детальные городские планы в собственном уникальном стиле, например, план города Базель в 1615 году. Вместе с немецким географом Мартином Цайлером (Martin Zeiler, 1589—1661) и позже (около 1640) со своим сыном Маттеусом Мерианом Младшим (1621—1687) создал серию «Topographia Germaniae» (21 том), включающую большое количество планов и видов городов, карты многих стран и географическую карту мира. Серия стала очень популярной и многократно переиздавалась. Он также завершил и издал начатые Иоганном Теодором де Бри в 1590 году Grand Voyages и Petits Voyages (путешествия в Америку и западную Индию, а также в восточную Индию).
Frankfurt_1612 (700x683, 452Kb)
Франкфурт (около 1612).
Работа Мериана послужила поводом к изданию Эриком Дальбергом своего труда «Швеция древняя и современная» (1660—1716). В честь Мериана был назван немецкий журнал путешествий «Merian».

 (573x699, 183Kb)
1601
Анна Австрийская (французское имя — Anne d'Autriche; испанское имя — Ana María Mauricia de Austria (de Habsburgo)
королева Франции, супруга (с 18 октября 1615 года) короля Франции Людовика XIII. Эпитет «Австрийская» означает лишь принадлежность к династии Габсбургов, австрийской по происхождению. Дочь испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты Австрийской. Анна вместе со своей младшей сестрой Марией Анной получили хорошее образование, обучались латыни, основам европейских языков, шитью, танцам, письму, священной истории и генеалогии царствующей династии Габсбургов. В 1612 году Филипп III подписал брачный контракт, согласно которому юный французский король Людовик XIII брал в жёны испанскую инфанту Анну. Этот брак был необходим в дипломатических целях, так как Испания и Франция в это время стояли на грани войны. Также в брачном контракте было оговорено, что инфанта Анна выйдет замуж за Людовика, только если его сестра Изабелла станет женой младшего брата Анны принца Филиппа. В конце 1615 года 14-летняя Анна прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Поначалу король был очарован своей женой, которая заслуженно считалась первой красавицей Европы, но через некоторое время оказалось, что молодые супруги совершенно не готовы к семейной жизни. Их отношения с каждым годом всё больше охладевали. Анна была склонна к изменам и интригам, и кроме того пыталась проводить во Франции происпанскую политику. Королева поддерживала заговоры против Ришельё. Ко всему этому добавлялось ещё то, что брак Людовика и Анны 23 года был бездетным, и только в 1638 и 1640 годах, после нескольких неудачных беременностей, Анна родила двух сыновей, будущих Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского. В 1643—1651 годах она была регентшей при малолетнем Людовике XIV, фактически же государством управлял Джулио Мазарини, назначенный ею первым министром. В 1661 году, после смерти Мазарини была исключена из королевского совета, когда Людовик XIV стал править самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас. Скончалась в Париже от рака груди 20 января 1666 года. Отношения Анны Австрийской и Людовика XIII стали одной из сюжетных линий знаменитого романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра». В его продолжениях «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» Анна Австрийская также одно из действующих лиц, и в его книге «Людовик XIV». В рассказе английской писательницы Эвелин Энтони «Любовь кардинала» также упоминается Анна Австрийская. Об Анне также идёт речь в исторических романах Георга Борна «Анна Австрийская, или Три мушкетёра королевы», Шарля Далляра «Первая любовь Анны Австрийской» и Жюльетты Бенцони «Спальня Королевы» из серии «Государственные тайны». Киновоплощения: Мэри МакЛарен — «Три мушкетёра» (The Three Musketeers), США, 1921 год, режиссёр Фред Нибло; Жанна Декло — сериал «Три мушкетёра» (Les Trois Mousquetaires), Франция, 1921, режиссёр Анри Диаман-Берже; Маргарит Морено — «Vingt ans après», Франция, 1922, режиссёр Анри Диаман-Берже; Белль Беннетт — «Железная маска» (The Iron Mask), США, 1929, режиссёр Аллан Дуон; Глория Стюарт в музыкальной комедии «Три мушкетёра» (The Three Musketeers), США, 1939 год; Дорис Кенион — «Человек в Железной маске» (The Man in the Iron Mask ), США, 1939, режиссёр Джеймс Уэйл; Анджела Лэнсбери в художественном фильме «Три мушкетёра» (The Three Musketeers), США, 1948 год; Франсуаз Кристоф в художественном фильме «Три мушкетёра» (французское название — Les Trois Mousquetaires), Франция-Италия, 1961 год; Жермен Монтеро — Железная маска / Le masque de fer (Италия, Франция; 1962) режиссёр Анри Декуан; Катарина Ренн — Захват власти Людовиком ХIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция; 1966) режиссёр Роберто Росселлини; Джеральдина Чаплин в фильмах «Три мушкетёра» (французское название — Les Trois Mousquetaires), Великобритания-США, 1973 год, «Четыре мушкетёра: Месть миледи», Великобритания-Испания-Панама, 1974 год, «Возвращение мушкетёров» (The Return Of The Three Musketeers), Испания-Панама-США-Великобритания, 1989 год; Бренда Брюс — Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (Великобритания, США; 1977) режиссёр Майк Ньюэлл; Мари-Кристин Демаре в телевизионном сериале «Ришелье» (французское название — Richelieu), Франция, 1977 год; Мартина Сарсе в телевизионном сериале «Мазарини», Франция, 1978 год; Алиса Фрейндлих в фильмах «Д’Артаньян и три мушкетёра», СССР, 1978 год, «Мушкетёры двадцать лет спустя», Россия, 1992 год, «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», Россия 1993 год, «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», Россия, 2009 год; Кармен Маура в художественном фильме «Луи, король — дитя», Франция, 1993 год; Габриель Анвар в художественном фильме «Три мушкетера», Австрия — Великобритания — США, 1993 год; Сильви Ван ден Эльзен в художественном фильме «Дочь д’Артаньяна», Франция, 1994 год; Анн Парийо в художественном фильме «Человек в железной маске» (The Man in the Iron Mask), США-Великобритания, 1998 год; Колетт Эмманюэль в художественном фильме Король танцует (французское название — Le Roi danse), Франция — Германия — Бельгия, 2000 год; Катрин Денев в художественном фильме «Мушкетёр» (The Musketeer), Германия — Люксембург — Великобритания — США, 2001 год; Сара-Джейн Поттс в художественном фильме «Мушкетёры», Франция-Великобритания, 2001 год; Кароль Буке в художественном фильме «Бланш», Франция, 2002 год; Амалия Мордвинова в музыкальном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Россия, 2005 год; Стефания Рокка в художественном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Канада-Франция-Великобритания-Чехия, 2005 год; Диан Столожан в художественном фильме «Версаль, мечта короля», Франция, 2008 год; Алессандра Мартинес в минисериале «Королева и кардинал», Франция, 2009 год; Анн Лорье в сериале «Король, Белка и Уж», Франция, 2009 год; Джуно Темпл в художественном фильме «Мушкетёры» ( The Three Musketeers), США, 2011 год; Мария Миронова в художественном фильме «Три мушкетёра», Россия, 2013 год; Сесиль Буа в телефильме «Ришелье, пурпур и кровь» (Richelieu, la pourpre et le sang), Франция, 2014 год; Александра Доулинг в телесериале «Мушкётеры» (The Musketeers), Великобритания, 2014 год; Доминик Блан в телесериале «Версаль», Франция-Канада, 2015 год. Литература: Thea Leitner. Habsburgs verkaufte Töchter. 8. Auflage. Piper, München 1999, ISBN 3-492-21827-X; Anka Muhlstein. Königinnen auf Zeit. 1. Auflage. Insel, Frankfurt am Main 2005, ISBN 3-458-34832-8.

1601
Юстус ван Эгмонт (нидерландское имя — Justus van Egmont; во французском произношении - Жюст д'Эгмо́н, Juste d'Egmont)
фламандский живописец периода Золотого века, ученик Рубенса, затем известный портретист; парижский придворный художник, один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры. Родился в Лейдене. Тринадцати лет от роду поступил в ученье к антверпенскому живописцу Ясперу Ван ден Гуке (Gaspar van den Hoecke, около 1585-после 1648), затем перешёл от него к Рубенсу и помогал последнему в исполнении его работ. В 1628 году значился в антверпенской гильдии художников мастером, занимающимся у Рубенса. Переселившись в том же году в Париж, состоял там придворным живописцем королей Людовика XIII и Людовика XIV и был одним из первых 12 членов основанной в 1648 году парижской художественной академии. Около 1660 года возвратился в Антверпен, где и провёл остальные годы своей жизни. Умер в Антверпене 8 января 1674 года. Юстус ван Эгмонт известен преимущественно как портретист, писавший совершенно в стиле Рубенса, но уступавший ему в отношении блеска красок и сочности кисти. Произведения ван Эгмонта находились в Венском музее (портреты испанского короля Филиппа IV и эрцгерцога Леопольда-Вильгельма), в шлейсгеймской галерее (портрет Марии Медичи) и в др. местах.

Jacques_Savary_01 (588x700, 407Kb)
1622
Жак Савари (французское имя — Jacques Savary)
французский экономист и правовед, идеолог торговой буржуазии. Один из составителей торгового кодекса, изданного Кольбером в 1673 г. Происходил из купеческого рода и сам вёл торговлю — настолько успешную, что в 1670 г. был приглашён войти в состав комиссии, перерабатывавшей французское торговое право. Роль, сыгранная Савари в работе комиссии, была столь велика, что принятый на основании её работы кодекс получил название Кодекса Савари (1673). Доклады Савари на заседаниях комиссии были переработаны Савари в книгу «Совершенный предприниматель» («Le parfait négociant ou Instruction générale pour ce qui regarde le commerce des marchandises de France et des pays étrangers»; Париж, 1675); впоследствии Савари дописал и вторую книгу, продолжение первой: «Указания и советы по наиболее важным вопросам коммерции» («Les Parères, ou Avis et Conseils sur les plus importantes Matières de Commerce»; 1688).
 (525x699, 106Kb)
В этом своем важнейшем, получившем уже в XVII в. широкую известность, сочинении отмечал, что бухгалтерский учет – это составная часть науки об управлении отдельным, единичным предприятием. Крупнейшим шагом вперед после работ Пачоли было его предложение о необходимости ведения как основных, так и вспомогательных книг. Таким образом, Савари сформулировал одно из основных понятий учета: деление счетов и регистров, в которых они ведутся, на синтетические и аналитические, то есть он создал двухступенчатую систему регистрации данных.Среди семнадцати детей Савари были и прямые продолжатели его научной деятельности — Жак Савари де Брюлон и Луи Филемон Савари. Умер 7 октября 1690 года.

1634
Кристиана Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургская (немецкое имя — Christiana von Schleswig-Holstein-Sonderburg-Glücksburg)
герцогиня Саксен-Мерзебургская, супруга Кристиана I Саксен-Мерзебургского. Родилась в Копенгагене. Кристиана — четвёртая дочь, девятый ребёнок из 15 детей герцога Филиппа Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургского и Софии Гедвиги Саксен-Лауэнбургской. Она воспитывалась и получила образование у овдовевшей и бездетной кронпринцессы Датской и Норвежской Магдалены Сибиллы Саксонской. 19 ноября 1650 года в Дрездене 16 лет Кристиана вышла замуж за Кристиана I Саксен-Мерзебургского, третьего сына саксонского курфюрста Иоганна Георга I и его второй супруги Магдалены Сибиллы Прусской. Это была двойная свадьба: одновременно состоялось бракосочетание её старшей сестры Софии Гедвиги Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургской с младшим братом Кристиана Морицем Саксен-Цейцским. По поводу двойных свадебных торжеств в Дрездене состоялись многочисленные концерты придворной балетной труппы, турниры, праздничные шествия, театральные постановки и фейерверки. Умерла в замке Делич 20 мая 1701 года. Погребена в Мерзебургском соборе. В браке Кристианы и Кристиана родилось 11 детей: Магдалена София (1651—1675), принцесса Саксен-Мерзебургская; Иоганн Георг (1652—1654), наследный принц Саксен-Мерзебургский; Кристиан (1653—1694), герцог Саксен-Мерзебургский, женат на Эрдмуте Доротее Саксен-Цейцской; Август (1655—1715), герцог Саксен-Мерзебург-Цёрбигский, женат на Гедвиге Элеоноре Мекленбург-Гюстровской; сын (1656), принц Саксен-Мерзебургский; Филипп (1657—1690), герцог Саксен-Мерзебург-Лаухштедтский, женат на Элеоноре Софии Саксен-Веймарской, позднее на Луизе Елизавете Вюртемберг-Эльсской; Кристиана (1659—1679), принцесса Саксен-Мерзебургская, замужем за Кристианом Саксен-Эйзенбергским; София Гедвига (1660—1686), принцесса Саксен-Мерзебургская, замужем за Иоганном Эрнстом Саксен-Кобург-Заальфельдским; Генрих (1661—1738), герцог Саксен-Мерзебург-Шпрембергский, женат на Елизавете Мекленбург-Гюстровской; Мориц (1662—1664), принц Саксен-Мерзебургский; Сибилла Мария (1667—1693), принцесса Саксен-Мерзебургская, замужем за Кристианом Ульрихом I Вюртемберг-Эльсским. Литература: Ute Essegern: Fürstinnen am kursächsischen Hof. Lebenskonzepte und Lebensläufe zwischen Familie, Hof und Politik in der ersten Hälfte des 17. Jahrhunderts. Leipziger Universitätsverlag, Leipzig 2007, ISBN 978-3-86583-074-6 (Schriften zur sächsischen Geschichte und Volkskunde. Band 19), S. 383—385.

Chateaurenault (561x700, 336Kb)
1637
Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено (французское имя — Rousselet (François-Louis), marquis de Châteaurenault (ou Châteaurenaut, ou Châteauregnaud)
французский дворянин, маршал и вице-адмирал. Родился в Шато-Рено. В молодости, в 1658 году, Шато-Рено участвовал в сражении в дюнах, против испанских войск. В 1661 году он поступает на службу во французский флот. 23 июля 1664 года участвовал в захвате Джиджелли под командованием Франсуа де Бофора. В 1672 году он становится капитаном военного корабля и сражается в Средиземноморье против пиратов из Сале. В 1673 году командует эскадрой, которую ведет в Северное море, где сражается с великим де Рюйтером (1675 год). В 1677 году идя вдоль Испанского побережья всего только с шестью кораблями, он успешно противостоял атаке голландского флота в составе 25 кораблей под командованием Корнелиуса Эверстена младшего. В ходе девятилетней войны, в 1689 году, генерал-лейтенант морских сил Шато-Рено эскортировал войска Якова II в Ирландию, где их успешно и высадил, одержав победу над английской эскадрой под командованием адмирала Артура Герберта в бухте Бентри. Годом спустя, по итогом неудачной кампании свергнутого английского короля, он же эвакуировал французскую армию и 18 000 мятежных ирландцев. Также, Шато-Рено участвовал в блистательной победе французского флота при мысе Бичи-Хэд и в сражении в бухте Лагос (1693 год). В 1701 году, после смерти Турвиля, Шато-Рено стал вице-адмиралом. В то время это звание соответствовало сухопутному званию маршала Франции. В ходе войны за испанское наследство, французский флот под командованием вице-адмирала маркиза де Шато-Рено совместно с испанским флотом сопровождал торговый караван из Нового света в Кадис. Однако узнав, что последний блокирован англо-голландским флотом, союзники направились в залив Виго, где и были в итоге разбиты. Флагманский корабль Шато-Рено — La Forte был сожжен в ходе битвы. В 1704 году маркиз становится губернатором Бретани. 2 февраля 1705 года Шато-Рено награждён орденом Святого Духа. Умер в Париже 15 ноября 1716 года. Награды и премии: Большой крест Ордена Святого Людовика; кавалер Ордена Святого Духа; рыцарь Ордена Святого Михаила; Маршал Франции. 7 сентября 1684 года Шато-Рено вступил в брак с Мари-Энн де ла Порте, виконтессе д’Артуа и мадам де Крозон (1661—1696). Его единственный сын, Луи-Эммануэль, также сделал карьеру во Французском военно-морском флоте. Именем Шато-Рено во французском флоте были названы два крейсера. Также, его имя носит улица в городе Ренн. Литература: Шатореньо, Франсуа-Луи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (565x699, 88Kb)
1680
Бартольд Генрих Брокес (немецкое имя — Barthold Heinrich Brockes; также Bertold Hinrich Brockes)
немецкий писатель, прозаик и поэт эпохи немецкого раннего Просвещения, переводчик, либреттист, юрист. Наиболее известным его произведением является натурфилософское собрание стихотворений «Земное наслаждение в Боге» (Irdisches Vergnügen in Gott), в котором природа в своём совершенстве и полезности является посредником в отношениях между человеком и богом. Родился в Гамбурге, в семье зажиточного гамбургского негоцианта. Получил классическое образование сперва в домашних условиях, затем с 1696 года в Академической гимназии Гамбурга. Для углублённого изучения латинского языка едет в 1698 году в Дрезден, и оттуда, вместе со знакомым молодым дворянином, в Прагу. Вернувшись в Гамбург, Брокес совершенствуется в придворном обращении, танцах, фехтовании, верховой езде, изучает французский язык. Молодой человек принадлежал к высшему слою гамбургского бюргерства, поэтому никогда не нуждался в средствах, что позволяло ему свободно заниматься избранным им литературным творчеством. В 1700—1702 годах он изучает юриспруденцию и философию в университете Галле, посещает лекции Христиана Томазиуса. После окончания учёбы молодой человек отправляется в учебную поездку, через Женеву в Италию и Францию, посещает Париж, Лейден в 1704 году, и Лондон, после чего возвращается в Гамбург. Унаследовав после смерти родителей значительное состояние, Брокес увлекается литературным творчеством. В 1712 году выходит в свет его текст к оратории «Иисус, принявший мучительную смерть за грехи мира» (Der für die Sünde der Welt gemarterte und sterbende JESUS), сделавший его известным. Такие музыканты как Райнгард Кайзер (в 1712 году), Георг Фридрих Гендель, Георг Телеман (1716), Иоганн Маттесон (1719), Иоганн Фаш (1723), Готфрид Штёльцель (1725) и Иоганн Каспар Бахофен (1759) пишут музыку на стихотворения Брокеса.
Barthold_Brockes_1 (516x700, 449Kb)
Также И.-С. Бах использует части из его произведения в своих «Страстях по Иоанну» (1724). В 1714 году он вступает в брак с состоятельной гражданкой вольного города Гамбург Анной Леман, с которой имел 12 детей. В 1721 году Брокес заканчивает работу над главных литературным произведением своей жизни, полное название которого «Земное наслаждение в Боге, составленное в физически-моралистических стихотворениях» (Irdischen Vergnügens in Gott, bestehend in Physicalisch- und Moralischen Gedichten). Это произведение, выходившее вплоть до 1749 года в девяти томах, знаменует окончательный пересмотр взглядов на окружающий мир эпохи барокко и ставит центральной темой цикла не только восхваление природы и созидания, но и точный анализ самого процесса. Работа это получила при жизни автора широкую известность и нашла литературных подражателей, хотя впоследствии и критиковалась рядом автором немецкого Просвещения. В 1715 году Брокес, совместно с рядом гамбургских учёных, педагогов и литераторов, учреждает общество развития немецкого языка и литературы, т. н. Teutschübende Gesellschaft, в том же году он публикует свой перевод поэмы Джанбаттиста Марино Strage degli Innozenti. В 1720 году он избирается советником магистрата и сенатором. Выполняет различные дипломатические поручения в Вене, Копенгагене, Ганновере и Берлине. В 1728 году он становится городским, а в 1730 году — земельным судьёй.
Brockes_-_Der_für_die_Sünde_der_Welt_gemarterte_und_sterbende_Jesus_-_titlepage_of_the_libretto_from_1712 (555x700, 196Kb)
Титульный лист либретто на «Иисус, принявший мучительную смерть за грехи мира» (1712).
Вскоре после этого он получает из Вены титул пфальцграфа. В 1735—1741 годах он — наместник Гамбурга (амтман) в Куксхафене, в устье Эльбы. В 1736 году умирает его супруга, и в 1741 Брокес с детьми возвращается в Гамбург, где занимает вплоть до самой смерти ряд руководящих постов. Умер в Гамбурге 16 января 1747 года. Сочинения: Barthold Heinrich Brockes: Selbstbiographie. Verdeutschter Bethlehemitischer Kinder-Mord. Gelegenheitsgedichte. Aufsätze. Werke, Band 1, hrsg. und kommentiert von Jürgen Rathje. Wallstein Verlag. Göttingen 2012, ISBN 978-3-8353-0982-1; Barthold Heinrich Brockes: Irdisches Vergnügen in Gott. Erster und Zweiter Teil. Werke, Band 2, hrsg. und kommentiert von Jürgen Rathje. Wallstein Verlag. Göttingen 2013, ISBN 978-3-8353-1192-3; Barthold Heinrich Brockes: Irdisches Vergnügen in Gott. Dritter und Vierter Teil. Werke, Band 3, hrsg. und kommentiert von Jürgen Rathje. Wallstein Verlag. Göttingen 2014, ISBN 978-3-8353-1512-9. Литература: Alois Brandl: Barthold Heinrich Brockes. Innsbruck 1878; Gerhard Dünnhaupt: Barthold Heinrich Brockes d. Ä. (1680—1747). In: Personalbibliographien zu den Drucken des Barock. Band 2. Hiersemann, Stuttgart 1990, ISBN 3-7772-9027-0, S. 816—838 (Werk- und Literaturverzeichnis); Bettina Clausen: «Sie kam mir für, wie eine Königinn». Zur Naturlyrik des Ratsherrn Barthold Heinrich Brockes. In: Inge Stephan, Hans-Gerd Winter (Hrsg.): Hamburg im Zeitalter der Aufklärung. Reimer, Berlin u.a. 1989, S. 161 ff; Ernst Fischer: Patrioten und Ketzermacher. Zum Verhältnis von Aufklärung und lutherischer Orthodoxie in Hamburg am Beginn des 18. Jahrhunderts. In: Festschrift für Wolfgang Martens, Tübingen 1989, S. 17-47; Henning Friederichs: Das Verhältnis von Text und Musik in den Brockespassionen Keisers, Händels, Telemanns und Matthesons. München 1975; Georg Hindrichson: Brockes und das Amt Ritzebüttel 1735-41. 3 Hefte (= Wissenschaftliche Beilagen zu den Berichten über die Schuljahre 1896/1897, 1897/1898, 1898/1899). Cuxhaven 1897—1899. Landes- und Universitätsbibliothek, Heinrich Heine Universität Düsseldorf; Uwe-Karsten Ketelsen: Berthold Heinrich Brockes. In: Harald Steinhagen, Benno v. Wiese: Dichter des 17. Jahrhunderts. Hamburg und Berlin 1984, S. 839—851; Eckart Kleßmann: Barthold Hinrich Brockes. Ellert und Richter, Hamburg 2003, ISBN 3-8319-0100-7; Knodt: Barthold Heinrich Brockes. Ein Dichter der Frühaufklärung. Koblenz 1981; Johann Martin Lappenberg? Selbstbiographie des Senators Barthold Heinrich Brockes. In: Zeitschrift des Vereins für Hamburger Geschichte 2 (1847), S. 167—229; Hans-Dieter Loose (Hrsg.): Berthold Heinrich Brockes. Dichter und Ratsherr in Hamburg. Neue Forschungen zu Persönlichkeit und Wirkung. Hamburg 1980 (mit Bibliographie); Jürgen Rathje: Barthold Heinrich Brockes. In: KLL, 2, S. 241 ff.

Charles_Louis_Auguste_Fouquet-Hyacinthe_Rigaud_mg_9513 (541x700, 495Kb)
1684
Шарль-Луи-Огюст Фуке, герцог де Бель-Иль (французское имя — Charles-Louis-Auguste Fouquet, duc de Belle-Isle)
герцог де Бель-Иль, полководец, маршал Франции (11 февраля 1741 года), военный министр Франции. Родился в городе Вильфранш-де-Руэрг, департамент Аверон, Франция. Внук интенданта финансового ведомства Николя Фуке. В литературе также известен как маршал Бель-Иль. Участвовал в войне за Испанское наследство, отличился при осаде Лилля в 1708 году. Находился с маршалом Вилларом в Раштатте для заключения мира. Служа под начальством маршала Бервика, он в 1734 году взял Трир и Трарбах и с отличием участвовал в осаде Филиппсбурга. Заключением в 1735 году мира и приобретением Лотарингии Франция была обязана преимущественно Бель-Илю. Кардинал Флери питал к нему полное доверие; Людовик XV вверил ему управление Мецем и тремя лотарингскими епархиями, которое он сохранил до своей смерти. В войне за Австрийское наследство Бель-Иль отличился как дипломат и полководец. В 1746 году в звании главнокомандующего французской армией в войне против Италии он с успехом защищал французскую границу против австрийцев и короля Сардинии, за что был возведен королём в звание герцога и пэра. В 1758 году Бель-Иль был поставлен во главе военного управления и оставался в этой должности до конца жизни. Умер в Версале 26 января 1761 года. Герцог также известен строительством в 1732-1752 здания Мецского оперного театра. Источники: Белль-Иль (герцог) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Catharina_Backer_(1689-1766) (579x700, 386Kb)
1689
Катарина Баккер (нидерландское имя — Catharina Backer)
коллекционер произведений искусства и художница, представительница «Золотого века» нидерландской живописи. Она родилась в Амстердаме, в семье адвоката и торговца Виллема Баккера и Магдалены де ла Каурт. Её родители коллекционировали произведения искусства. Получила хорошее домашнее образование — владела французским, итальянским и английским языками, имела обширные познания в области истории, религии, математики, музыки и искусства. В детстве обучалась живописи. На творчество художницы оказали влияние её учителя — Ян ван Хёйсум и Виллем ван Мирис, а также картины Рашель Рюйш. Она вышла замуж за кузена, торговца текстильными изделиями и коллекционера произведений искусства, Алларда де ла Каурта в Лейдене 25 августа 1711 года. В этом браке родились четверо детей: двое умерли в младенческом возрасти, ещё одна дочь скончалась в юности, сын оказался психически больным человеком. Её супруг владел одним из самых богатых художественных собраний в северной части Нидерландов. Большая часть коллекции перешла к нему по наследству от отца Питера де ла Каурта. Собрание постоянно пополнялось. В 1713 году были написаны портреты супругов художником Арнольдом Боненом. После того, как в 1755 году умер её муж, Катерина Баккер продолжила пополнять коллекцию и активно занималась живописью. Альбом с рисунками художницы хранится в архиве Амстердама. После смерти Катарины Баккер 8 февраля 1766 года в Лейдене её коллекция произведений искусства была продана с аукциона. Всего 215 полотен. Но написанные ею полотна хранились в семье художницы до 1914 года, после чего также были проданы. Особенное место среди её работ занимают натюрморты с фруктами и цветами.

Philip_Stanhope,_4th_Earl_of_Chesterfield (587x700, 336Kb)
1694
Филип Дормер Стенхоп, 4-й граф Честерфилд (Philip Dormer Stanhope, 4th Earl of Chesterfield)
английский государственный деятель, дипломат и писатель, автор «Писем к сыну». До смерти отца в 1726 был известен под титулом лорд Стенхоп (Lord Stanhope). Родился в Лондоне. Филип Стенхоп был старшим сыном третьего графа Честерфильда (также носившего имя Филипа Стенхоп, 1673—1726) и Елизаветы Сэвил, дочери Джорджа Сэвила, маркиза Галифакса. Он также приходился дальним родственником и прямым наследником титула влиятельного политика Джеймса Стенхопа, 1-го графа Честерфилда (1673—1721). Филип Стенхоп был воспитан гувернёром-французом, преподобным Жуно. В 1712 году, в возрасте 16 лет, он определился в Тринити-колледже Кембриджского университета (1712—1714) и в 1714 году совершил обязательное для богатого джентльмена тех лет путешествие (grand tour) по континенту, посетив лишь Гаагу (Голландия). Путешествие было прервано смертью королевы Анны. Джеймс Стенхоп вызвал Филипа на родину и устроил его на место лорда опочивальни (gentleman of Bedchamber) принца Уэльского — будущего Георга II. В 1715 году Стенхоп вошёл в состав палаты общин от корнуолльской деревни Сент-Жермен (см. гнилые местечки). Первое же выступление в парламенте (Maiden speech) обернулось для него штрафом в 500 фунтов, так как Стенхопу недоставало шести недель до совершеннолетия. В 1716 году случился конфликт между королём Георгом I и его сыном, будущим Георгом II, Стенхоп позже примкнул к лагерю принца Уэльского и его любовницы Генриетты Говард, что принесло ему политические выгоды при восшествии Георга II на престол и ненависть принцессы Уэльской. Однако вначале Стенхопу пришлось отправится в Париж, где он оставался около двух лет. Там он познакомился с Монтескье, Вольтером и другими французскими литераторами. В 1722 году Стенхоп вернулся в Лондон и уже здесь завязал тесные связи с английскими литераторами, среди которых были Аддисон, Свифт, Поп, Гей, Арбетнот и др. Со смертью отца в 1726 году Стенхоп принял титул графа Честерфилда и пересел из палаты общин — в палату лордов. Здесь его ораторское мастерство, ненужное в нижней палате, наконец-то оценили и в 1728 году Честерфилд принял важный пост посла в Гааге (вероятно, и то, что он был своего рода почётной ссылкой, устроенной Уолполом). Честерфилд оказался способным дипломатом, заключил для Великобритании Венский договор 1731 года, но из-за слабого здоровья вернулся на родину в 1732 году. Дипломатическая служба принесла ему орден Подвязки и придворный титул лорда-стюарда. В том же 1732 году в Гааге родился его незаконнорожденный сын от Элизабет дю Буше, также Филип Стенхоп (второй, 1732—1768), которому впоследствии Честерфилд посвятил «Письма к сыну». Скомпрометированная дю Буше лишилась места, но Честерфилд поселил её в лондонском предместье. Вернувшись в палату лордов, Честерфилд стал одним из её вожаков. Вскоре, из-за закона об акцизах Честерфилд перешёл в открытую оппозицию Уолполу и потерял придворные титулы. Оппозиция сумела отстранить Уолпола от власти только в 1742, однако места в новом правительстве для Честерфилда не нашлось; он испортил отношения и с новыми временщиками, и с самим Георгом II. C 1743 Честерфилд писал анти-георгианские трактаты в журнал «Старая Англия» под именем «Джеффри Толстопузый» (Jeffrey Broadbottom). Наконец, в 1744 коалиция Честерфилда, Питта и Генри Пелхэма сумела свалить правительство Картере, и Честерфилд вернулся в исполнительную власть. Вначале он вновь отправился послом в Гаагу, где добился вступления Голландии в войну за австрийское наследство на стороне англичан. В сентябре 1733 года, после возвращения из своей миссии в Голландии, Честерфилд женился на Мелюзине фон Шуленбург. За этим последовало исключительно успешное правление на посту лорда-лейтенанта Ирландии в 1744—1746, считающееся вершиной деятельности Честерфилда-администратора. В 1746 году он вернулся в Лондон на пост государственного секретаря, однако в 1748 году уволился со всех постов из-за навсегда испорченных отношений с королём и королевой и отказался от «утешительного» герцогского титула. Некоторое время он продолжал парламентскую деятельность, в том числе противодействовал «Акту о гербовом сборе» и способствовал переходу Великобритании на григорианский календарь, который так и называли — календарь Честерфилда. Однако из-за надвигавшейся глухоты к концу 1750-х годов Честерфилд навсегда покинул политику. Честерфилд скончался в Лондоне 24 марта 1773 года. Честерфилд был женат по расчёту на незаконной дочери Георга I, Мелюзине фон Шуленбург, но законных детей в этом браке не родилось. Филип Стенхоп (второй), его любимый незаконнорожденный сын, имел всяческую поддержку отца (включая место в палате общин), но так и не был принят в высший свет. Кроме того, уже в старости Честерфилд усыновил третьего Филипа Стенхопа (1755—1815), который в итоге и стал наследником семейных богатств. Филип Стенхоп (второй), несмотря на тесную опеку отца, имел с 1750 года «непозволительную» связь с ирландкой Юджинией Дорнвил, от которой в 1761 и 1763 родились двое сыновей — Чарльз и Филип (четвёртый); родители поженились только в 1767 году, а в 1768 году 36-летний Филип Стенхоп (второй) умер в Воклюзе. Честерфилд узнал о существовании внуков только после смерти сына. В своём завещании он оставил им небольшой капитал, и ничего — их матери. Именно безденежье подвигло Юджинию Стенхоп продать издателям письма, которые никогда не предназначались для печати. Публикация вызвала в английском обществе шок своей семейной «откровенностью»; сборник писем стал популярным чтением и неоднократно переиздавался, принеся вдове состояние. Письма Честерфилда содержат обширный свод наставлений и рекомендаций в духе педагогических идей Дж.Локка. Узкопрактическая нацеленность программы воспитания (подготовка к великосветской и государственной карьере) шокировала многих современников Честерфилда, однако «Письма» были высоко оценены Вольтером как образец эпистолярной прозы XVIII века и искренний человеческий документ. Он писал маркизе дю Деффан 12 августа 1774 года: «Книга эта весьма поучительна, и, пожалуй, это самое лучшее из всего, когда-либо написанного о воспитании».Кроме этого, после смерти графа были опубликованы «Максимы» (1777) и «Характеры» (1777). Честерфилду также приписывают ряд апокрифических сочинений, в том числе «Апология отставки» (1748). В 1841 Чарльз Диккенс изобразил Честерфилда в романе «Барнеби Радж» под именем Джона Честера, беспринципного великосветского громилы. Современные биографы полагают, что диккенсовский персонаж не имеет ничего общего с прототипом. В конце XX века писатель, врач и психолог Владимир Леви на основе анализа «Писем к сыну» написал художественно-психологическое исследование — повесть «Посол рыбьей державы», вошедшую в книгу «Нестандартный ребенок». В этой повести раскрывается и образ самого Честерфилда, и глубинная суть его взаимоотношений с безвременно погибшим любимым сыном. Сочинения: Letters, ed. by В. Dobree, v. 1—6, L., 1932; в русском переводе. — Письма к сыну. Максимы. Характеры, Ленинград, 1971. Литература: Coxon R., Chesterfield and his critics, L., 1925; Shellabarger S., Lord Chesterfield, L., 1935. Библиография: Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры = Letters to his Son. Maxims. Characters / Перевод и комментарии А.М.Шадрина; Издание подготовили М.П.Алексеев, А.М.Шадрин; Ответственный М.П.Алексеев. — Ленинград: «Наука», 1971. — 352 страницы — (Литературные памятники). — 85 000 экземпляров.

bachblog2 (449x700, 172Kb)
1701
Анна Магдалена Бах (немецкое имя — Anna Magdalena Bach)
известная немецкая певица начала XVIII века, вторая жена композитора Иоганна Себастьяна Баха. Анна Магдалена родилась в Цайце, курфюршество Саксония, в музыкальной семье. Её отец Иоганн Каспар Вильке (Johann Caspar Wilcke) был трубачом, сделавшим карьеру при дворах Цайца и Вайсенфельса. Её мать Маргарета Елизавета (в девичестве Либе, Margaretha Elisabeth Liebe) была дочерью органиста. О её начальном музыкальном образовании известно мало. Возможно, Бах впервые услышал её пение при дворе Кётена, где служил руководителем оркестра. Анна Магдалена была нанята певицей в Кётене в 1721 году. Бах женился на 20-летней Анне Магдалене 3 декабря 1721 года, 17 месяцев спустя после смерти первой жены Марии Барбары. В этом браке родилось 13 детей, но 7 из них умерли в раннем детстве: Христиана София Генриетта (1723–1726); Готфрид Генрих (1724–1763); Христиан Готтлиб (1725–1728); Елизавета Юлиана Фредерика (1726–1781); Эрнст Андреас (1727–1727); Регина Иоанна (1728–1733); Христиана Бенедикта (1729–1730); Христиана Доротеа (1731–1732); Иоганн Кристоф Фридрих (1732–1795); Иоганн Август Абрахам (1733–1733); Иоганн Христиан (1735–1782); Иоганна Каролина (1737–1781); Регина Сузанна (1742–1809). Кроме собственных детей, Анна Магдалена сразу приняла на себя заботу о четырёх детях от первого брака мужа:
Катарина Доротеа (1708–1774); Вильгельм Фридеман (1710–1784); Карл Филипп Эммануил (1714–1788); Иоганн Готтфрид Бернхард(1715–1739). Несмотря на семейные заботы, Анна Магдалена не оставила пение и после того, как вышла замуж. Известно, например, что она пела в 1729 году на похоронах князя Леопольда. Фрагмент гравюры 1736 года «Вид на Лейпциг с севера». Предполагается, что за клавикордом изображена Анна Магдалена Бах, играющая для сидящего слева Иоганна Себастьяна Баха. Под столом аллегорически показан бог Пан, также слушающий музыку. Брак считался счастливым, в том числе благодаря общему интересу супругов к музыке. Анна Магдалена регулярно ассистировала мужу, записывая нотами его игру. Бах, в свою очередь, написал несколько посвящённых жене композиций, в первую очередь два «Альбома для Анны Магдалены Бах» 1722 и 1725 годов.
Anna_Magdalena_Bach (700x583, 295Kb)
Во время проживания в Лейпциге Анна Магдалена организовывала регулярные музыкальные вечера, на которых вся семья пела и играла для гостей. Дом Бахов надолго стал музыкальным центром Лейпцига. Помимо музыки, Анна Магдалена увлекалась садоводством. После смерти мужа в 1750 году в семье начались конфликты между сыновьями и вскоре они разъехались. С Анной Магдаленой остались две младшие дочери (Иоганна Каролина и Регина Сузанна) и падчерица Катарина Доротея. Сыновья и пасынки продолжали поддерживать с оставленной семьёй формальные отношения, но не оказывали никакой материальной помощи. Это делало Анну Магдалену всё более зависимой от вспомоществований властей города, которые с годами становились всё более редкими. Анна Магдалена Бах умерла 27 февраля 1760 года. Из-за полного отсутствия денег и поручителей, которые могли бы взять на себя издержки по похоронам, Анна была похоронена в безымянной могиле на кладбище для нищих при церкви Святого Иоанна в Лейпциге. Церковь и окружающие её здания, а также кладбище были разрушены при налёте союзной авиации в 1945 году. В литературе: В 1925 году в Лондоне вышла «Малая хроника Анны Магдалены Бах» Эстер Мейнелл с указанием в первом издании на обложке как соавторов Анны Магдалены и Иоганна Себастьяна Баха, на чьих неизвестных ранее воспоминаниях якобы была основана эта книга в стиле сентиментального романа. Было быстро доказано, что книга является мистификацией и основана исключительно на фантазии единственного реального автора Эстер Мейнелл. В 1958 году вышла немецкая научная работа «Музыкальная семья Бахов. Жизнь и творчество три столетия спустя». В 2004 году на немецком же вышел сборник «Анна Магдалена Бах. Жизнь в документах и изображениях» с обширным предисловием.
В кинематографе: «Хроники Анны Магдалены Бах» (1968, ФРГ); «Жил да был... Иоганн Себастьян Бах» (2003, Франция).
Anna-magdalena-bach-noteboo (700x567, 243Kb)
Обложка первого «Альбома Анны Магдалены Бах» 1722 года с посвятительной надписью Иоганна Себастьяна Баха.
KöthenerBachhausVonHinten (700x525, 636Kb)
Дом Баха в Кётене, вид со двора. В этом доме Бах и его семья жили в 1719—1723.
Bach_family_morning_Rosenthal (700x501, 547Kb)
«Утро в доме Баха», Розенталь, 1870.

Jean-Étienne_Guettard (560x700, 191Kb)
1715
Жан-Этьен Геттар (французское имя — Jean-Étienne Guettard)
французский минералог, натуралист и врач. Жан-Этьен Геттар родился в коммуне Этамп, в семье Жана Геттара и Мари-Франсуаз Декюрэн, дочери ботаника Франсуа Декюрэна. Учился в Этампе, затем, под влиянием Декюрена и Бернара де Жюссьё, поступил на медицинский факультет Парижского университета. В 1741 году получил степень кандидата наук за работу Frequentior hodie quam olim febris maligna. С 1747 года Геттар работал при поддержке герцога Орлеанского Людовика личным врачом и ботаником. После его смерти в 1752 году Геттар продолжил работать в Орлеане при поддержке его сына, Луи-Филиппа I. Геттар интересовался геологией, он впервые предположил, что горы Оверня имеют вулканическое происхождение. Также обнаружил несколько каолиновых отложений во время поездки в Нормандию. Кроме того, Жан-Этьен изучал ботанику. Он поддерживал систему классификации растений, предложенную Карлом Линнеем. Впоследствии Линней назвал в честь Геттара род растений из семейства Мареновые Guettarda. Кроме того, в его честь названа гряда Геттара (Dorsum Guettard) на Луне, в Море Познанном. В 1759 году Геттар был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук. Жан-Этьен Геттар скончался в Париже 7 января 1786 года. Некоторые научные работы: Guettard, J.-É. (1747). Observations sur les plantes. 2 vols. Роды, названные в честь Ж.-Э. Геттара: Guettarda L., 1753. Литература: Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature. — Ed. 2. — Utrecht, 1976. — Vol. I: A—G. — P. 1020—1021. — 1136 p. — ISBN 90-313-0225-2.

 (617x699, 1671Kb)
1717
Пер (Петер) Вильгельм Варгентин (шведское имя — Pehr Wilhelm Wargentin)
шведский астроном, демограф и статистик. Член Шведской королевской академии наук. Почётный член Санкт-Петербургской академии наук. Почётный член Американской академии искусств и наук (1781). Родился в Сунне, Шведская империя (ныне Вермланд, Швеция). Сын священника. В 12-летнем возрасте впервые увидел полное солнечное затмение, вызвавшее в нём интерес к астрономии, которой от посвятил всю свою жизнь. С 1735 года изучал естественные науки в университете Уппсалы. В 1743 окончил университет со степенью магистра философии. С 1746 года — доцент астрономии. В 1748 стал адъюнктом. Был назначен секретарём Шведской королевской академии наук (1749) и оставался на этом посту до своей смерти в 1783 году. Позже стал первым директором Стокгольмской обсерватории, созданной Королевской шведской академией наук по инициативе его предшественника Пера Эльвиуса. Провёл исследования спутников Юпитера и опубликовал свою первую работу на эту тему в 1741 году. Занимался вопросом прохождения Венеры по диску Солнца.
Pehr_Wargentin-1849 (580x700, 201Kb)
Принимал активное участие в организации государственного учёта населения Швеции. Работы относятся к комбинаторике и теории вероятностей. Занимался небесной механикой, наблюдал планеты, спутники Юпитера, переменные звезды. В своих работах 'Замечания о пользе ежегодных списков новорождённых и умерших в стране' (1754-1755), 'Смертность в Швеции по данным Табельной комиссии' (1766) и др. обобщил опыт получения данных о рождаемости и смертности, показал значение этих данных для определения общей численности жителей страны. Составил таблицу смертности населения Швеции на 1755 - 1766. М.В.Птуха считал, что работы Варгентина приобрели известность не в силу их научной оригинальности, а благодаря тому, что в них нашёл отражение первый опыт налаживания системы учёта населения в новое время. Умер в Стокгольме 13 декабря 1783 года. В честь учёного в 1935 году назван кратер Варгентин на Луне. Литература: Птуха M.В., Очерки по истории статистики 17 - 18 вв., [Москва], 1945; Демографический энциклопедический словарь/Главный редактор Валентей Д.И. Москва : Советская энциклопедия – 1985

Joseph_Duplessis,_self_portrait (584x700, 323Kb)
1725
Жозеф-Сиффред Дюплесси (французское имя — Joseph-Siffred (-Siffrein) Duplessis)
французский художник-портретист. Родился в Карпантрасе. Учился сперва у отца, затем у Жозефа-Габриеля Имбера. Дюплесси провел 4 года в Риме (1745-1749), жил в Париже (1752-1792), потом в Версале (1796), исполняя одновременно религиозные картины (<Обретение креста>, Карпантра, собор) и росписи в родном городе (гризайлевые пейзажи, напоминающие работы Ж.Берне; госпиталь в Карпантра). Он составил инвентарную опись художественных предметов Карпантра (1792-1795), потом был хранителем в Версале (1796-1802), реставрировал многочисленные картины Жувене и Лесюера («Житие святого Бруно»). Став членом Королевской Академии в 1774 (портреты Аллегрена и Вьена, Париж, Лувр), он становится знаменитым придворным портретистом (портрет Некера, 1781, собрание Осонвиля), любящим, как и Рослин, эффектные аксессуары («Портрет мадам Ленуар», Париж, Лувр; «Портрет мадам Фрере-Дерикур», Канзас-Сити, музей) и очень внимательным к выражению лица своей модели (портрет Глюка, 1775, Вена, Музей истории искусств; портрет Огюстена де СентОбена, 1787, Чепел-Хилл, Северная Каролина, Мемориальный центр Окленда). Его произведения представлены в музеях в Карпантра, Амьене, Авиньоне, Байе, Дуэ, Монтобане, Перпиньяне. Среди людей, изображённых на его картинах, — Людовик XVI, Жак Неккер и Бенджамин Франклин. Умер в Версале 1 апреля 1802 года. Портреты Франклина работы Дюплесси с 1929 года используются в дизайне купюры в сто долларов США. Работы: Portrait de Charles Claude de la Billarderie(1730—1809), comte d’Angiviller, vers 1779, huile sur toile, 144 x 106 cm, Versailles, Musée national du château et des Trianons; Autopotrait, 1801, huile sur toile, 58 x 49 cm, Versailles, Musée national du château et des Trianons; Portrait officiel du roi de France et de Navarre, Louis XVI (1754—1793), en habit de sacre, 1777; Portrait de Christophe-Gabriel Allegrain, 1774; Jacques Necker (1732—1804), Versailles, Musée national du château et des Trianons; Portrait de Joseph-Marie Vien; Portrait de Benjamin Franklin, 1785, huile sur toile, ,National Portrait Gallery, Washington DC, USA; Louise Marie Adélaïde de Bourbon, vers 1780; Portrait de Christoph Willibald von Gluck, Kunsthistorisches Museum, Vienne, Autriche. Галерея: Жак Неккер; скульптор Кристоф Габриэль Аллегрен, 1774; Людовик XVI, 1775; композитор Глюк, 1775; Герцогиня Шартрская, 1780-е; Последний Главный придворный художник Франции Жозеф-Мари Вьен, 1784; Бенджамин Франклин, около 1785; Изображение Франклина на стодолларовой купюре. Литература: Duplessis, peintre du roi et portraitiste de Louis XVI. Rachel Dudouit, L’Estampille/L’Objet d’Art, n° 414, juin 2006, pp. 64–73. Résumé; Jean-Paul Chabaud, Joseph-Siffred Duplessis, Un Provençal, peintre du roi, Association Etudes Comtadines, Mazan, 2003. Bibliographie critique; Jules Belleudy, J.-S. Duplessis : peintre du roi, 1725—1802, Publication de l’Académie de Vaucluse, Chartres, Imprimerie Durand, 1913; Paul et Pierrette Girault de Coursac, Louis XVI, un visage retrouvé, O.E.I.L, Paris, 1990.

1733
Антон Фильс (Фильц; чешское имя — Anton Fils, также - Antonín Fils; немецкое имя — Johann Anton Fils, Johann Anton Filtz)
богемский композитор и виолончелист, представитель мангеймской школы. Родился в Айхштете. С 1754 г. виолончелист придворного оркестра в Мангейме. Автор около 40 симфоний, лучший симфонист своего времени по мнению Христиана Фридриха Даниэля Шубарта — впрочем, пик популярности Фильса пришёлся на период непосредственно после его смерти. Согласно легенде, Фильс любил есть пауков, объясняя, что по вкусу они напоминают клубнику, и в конце концов отравился насмерть. Умер в Мангейме 14 марта 1760 года. В последнее время ряд произведений Фильса извлечены из забвения камерными оркестрами Германии и Швейцарии.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку