-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111536
Комментариев: 6803
Написано: 120010


18 сентября родились...

Понедельник, 18 Сентября 2023 г. 03:50 + в цитатник
Anton_Chr._Bang (485x700, 114Kb)
1840
Антон Христиан Банг (норвежское имя — Anton Christian Bang)
норвежский государственный и политический деятель, историк церкви, теолог, педагог, доктор богословия, профессор (1885), священнослужитель, епископ Осло (1896—1912). Видный деятель Церкви Норвегии. Министр образования Норвегии (1893—1895). Родился в коммуне Дённа, фюльке Нурланн, Норвегия. В 1862 поступил в Университет в Христиании, который окончил в 1867 году кандидатом богословских наук, в 1878 получил степень доктора богословия. С 1880 года — преподаватель практического богословия. Профессор с 1885 года. Член Консервативной партии Норвегии. Министр по делам культуры и церкви Норвегии (1893—1895) в кабинете премьер-министра Эмиля Станга (старшего). Член Государственного совета в 1895 году. Епископ Осло (1896—1912). Как епископ поддерживал близкие связи с королевским домом, представлял несколько национальных норвежских миссий, в том числе, на открытии немецкой Редемптористской церкви в Иерусалиме 1898 году. Автор нескольких крупных работ, в том числе, биографии проповедника, основателя хаугеанства Ханса Нильсена Хауге. Основной вклад сделал как историк церкви, внёс большой вклад в исследовании национальных религий. Умер в Кристиании (ныне Осло, Норвегия), 29 декабря 1913 года.Избранные труды: «Г.Н.Гауге (Hauge) и его время» (Христиания, 1879); «Церковь и римское государство до Константина» (1879), «Велуспа и Сивиллины оракулы» (1879); «Взгляд на историю норвежской церкви после реформации» (1883). Награды: Командор со звездой Ордена Святого Олафа (1895).

1841
Александр Сергеевич Амбразанцев
военачальник Российской империи, генерал-майор. Из дворян Симбирской губернии. Закончил Николаевское училище гвардейских юнкеров (1861). 28 июня 1861 года корнетом произведён в Кавалергардский полк. 2 ноября 1861 того же года по домашним обстоятельствам уволен со службы. В 1864 году зачислен по армейской кавалерии поручиком. В 1865 году переведён корнетом в лейб-гвардейский кирасирский Её Величества полк, где он командовал 2-м эскадроном. Ротмистр с 1873, подполковник с 1875. В 1880 году произведён в полковники. В 1890 году назначен командиром 32-го Чугуевского Её Величества драгунского полка. В 1894 году произведён в генерал-майоры и назначен командиром 1-й бригады 2-й кавалерийской дивизии. В 1899 году уволен в отставку, с мундиром и пенсией. Умер не ранее 1899 года. Награды: Орден Святого Владимира II степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Станислава III степени. Семья: Родители — Сергей Николаевич (1805—1868), сын генерала Николая Дмитриевича Амбразанцева (Амберсадзе, Амбрациев, 1754—1814), и Варвара Алексеевна (урождённая Ададурова). Брат генерал-лейтенанта (затем тайного советника) Алексея Сергеевича Амбразанцева-Нечаева (1832—1897); В 1861 году женился на дочери генерал-майора Деева Олимпиаде Ивановне и от неё имел детей: Сергея (родился 17 июня 1879 в Санкт-Петербурге, умер в июне 1943 года в Харбине, ротмистр, деятель Белого движения) и Владимира (родился 27 мая 1881, впоследствии полковник, командир 8-го уланского полка, деятель Белого движения). Источники: Амбразанциев Александр Сергеевич // Список генералам по старшинству. Составлен по 13 сентября 1899 года. — Санкт-Петербург : Военная типография, 1899. — Страница 810; Александр Сергеевич Амбразанцев // Сборник биографий кавалергардов. 1836—1908 / С. Панчулидзев (ред.). — Санкт-Петербург : Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1908. — Том 4. — Страница 230; Сергей Владимирович Волков. Генералитет Российской империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II, Том 1

Палечек (565x700, 207Kb)
1842
Йозеф Палечек (Осип Осипович Палечек; чешское имя — Josef Paleček)
русский артист оперы (бас-кантанте), концертный певец, вокальный педагог. По национальности чех. Родился в Естржаби-Лгота, близ города Колин, Чехия, в семье учителя. Музыкальное образование получил в Праге, где вначале обучался в органной школе. Работал учителем в одной из пражских женских школ. Позднее брал уроки пения у профессора Ф.Тиводи, пел в церковном хоре, в оперном хоре пражского Временного театра (также выступал и в драматических спектаклях). В 1864 дебютировал в партии Зарастро ("Волшебная флейта" В.А.Моцарта) и стал одним из ведущих солистов Пражского чешского театра, на сцене которого выступал до 1869 в 55 партиях, в том числе Кецала ("Проданная невеста" Б.Сметаны, 1-й исполнитель, 30 мая 1866, под управлением автора), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Мефистофеля ("Фауст" Ш.Гуно), Кардинала де Броньи ("Жидовка" Ж.Ф.Галеви), Сэра Джона Фальстафа ("Виндзорские кумушки" О.Николаи), Ивана Сусанина ("Жизнь за царя" М.Глинки, 1867). В 1869 выступал в московской Итальянской опере, а также концертировал вместе с певицей Г.Роубаловой и скрипачом Ф.Лаубом. В 1870 по приглашению М.Балакирева дебютировал в партии Мефистофеля ("Фауст" Ш.Гуно) в Санкт-Петербургском Мариинском театре, где выступал до 1882. С 1870 вся творческая деятельность певца была связана с русским оперным театром. Ежегодно (в летние месяцы) гастролировал в Одесском оперном театре и Праге. В феврале 1899 выступил в "Проданной невесте" в Санкт-Петербургском музыкально-драматическом кружке любителей. Обладал сильным, звучным голосом "бархатного" тембра, чувством стиля и драматическим дарованием. Наиболее ярко талант артиста проявился в характерных партиях. 1-й исполнитель партий: Царя Иоанна Васильевича Грозного ("Ермак" М.Л. де Сантиса, 1873), Рангони ("Борис Годунов" М.Мусоргского, полная версия 2-й редакции, 1874), Белезиса ("Сарданапал" А.Фаминцына, 1875), Анджело Малипьери ("Анджело" Ц.Кюи, 1-я редакция, 1876), Сергея ("Купец Калашников" А.Рубинштейна, 1880), Янкеля ("Тарас Бульба" В.Кюнера, 1880); на чешской сцене — Ивана Сусанина ("Жизнь за царя" М.Глинки, пражский Временный театр, 16 февраля 1867, под управлением М.Балакирева); на русской сцене — Кецала ("Проданная невеста" Б.Сметаны, 1870), Германа ("Тангейзер" Р.Вагнера, 1874), Антиоха Епифана ("Маккавеи" А.Рубинштейна, 1877); в Милане — Ивана Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки, 1874; на итальянском языке; дирижёр Франко Фаччо/Faccio); в Санкт-Петербурге — Царя Египта ("Аида" Дж.Верди, 1877). Лучшие партии: Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Фарлаф ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Старик-странник ("Рогнеда" А.Серова), Фигаро ("Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта), Леопорелло ("Дон Жуан" В.А.Моцарта), Каспар ("Вольный стрелок" К.М.Вебера), Мефистофель ("Фауст" Ш.Гуно, в России с 1870; критики считали его лучшим исполнителем этой партии после К.Эверарди), Бертрам ("Роберт-Дьявол" Дж.Мейербера), Марсель ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Граф де Сен-Бри ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Кардинал де Броньи ("Жидовка" Ж.Ф.Галеви). Г.Ларош писал об исполнении певцом партии Сусанина: "Удерживаясь от простонародного реализма, господин Палечек чрезвычайно счастливо и талантливо разработал общечеловеческую, идеальную сторону своей задачи: энтузиазм, самопожертвование, героизм — это все было в его Сусанине... После господина Петрова и, если хотите, на большом расстоянии от него — господин Палечек лучший Сусанин, какого имела русская сцена"*. Другие партии: Князь Гудал ("Демон" А.Рубинштейна), Беппо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д.Обера), Амонасро ("Аида" Дж.Верди), Генрих-Птицелов ("Лоэнгрин" Р.Вагнера), Раймондо ("Риенци" Р.Вагнера), Вольфрам фон Эшенбах ("Тангейзер" Р.Вагнера). Партнёры: М.Д.Каменская, Ф.Комиссаржевский, Б.Б.Корсов, П.А.Лодий, И.А.Мельников, А.Г.Меньшикова, Д.А.Орлов, О.А.Петров, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский. Пел под управлением М.Балакирева, Э.Ф.Направника, А.Рубинштейна, Б.Сметаны. Ежегодно выступал в симфонических концертах Русского Музыкального Общества под управлением Э.Направника, в которых исполнял сольные партии в "Торжественной мессе"/Missa Solemnis С-Dur Л.Бетховена (1871), ораториях "Рай и Пери"/"Das Paradies und Peri" Р.Шумана (1873), "Легенда о святой Елизавете"/"Die Legende der heiligen Elisabeth" Ф.Листа (1872), "Венгерской коронационной мессе" Ф.Листа (1874), финале 9-й симфонии Л.Бетховена (1874), а также в "Реквиеме" В.А.Моцарта под управлением М.Балакирева (1869, в ансамбле с В.И.Рааб, А.И.Барцалом, А.Крутиковой). По приглашению А.Бородина участвовал в концертах Медико-хирургической академии. Сценическую деятельность артиста высоко ценили П.Чайковский, М.Балакирев, Н.Римский-Корсаков, А.Рубинштейн, А.К.Глазунов. Композитор В.И.Главач посвятил Палечеку романс "Под густой листвой". Оставив в 1882 сцену, продолжал работать в Санкт-Петербургском Мариинском театре учителем сцены, репетитором вокалистов и руководителем хора, а в 1900—1915 — штатным режиссёром. 1-й постановщик опер: "Иоланта" П.Чайковского (1892), "Млада" Н.Римского-Корсакова (1892), "Ночь перед Рождеством" Н.Римского-Корсакова (1895), "Орестея" С.Танеева (1895), "Корделия" Н. Соловьёва (2-я редакция, 1898), "Сервилия" Н.Римского-Корсакова (1902), "Цыганы" К.Галкаускаса (1908), "Капитанская дочка" Ц.Кюи (1911); на сцене Мариинского театра — "Паяцы" (1893), "Сельская честь" (1893), "Джамиле" Ж.Бизе (1893), "Вертер" Ж.Массне (1896), "Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха (1899), "Богема" Дж.Пуччини (1900), "Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта (1901), "Зигфрид" Р.Вагнера (1902), "Лакме" Л.Делиба (1903), "Фиделио" Л. ван Бетховена (1905); на русской сцене — "Проданная невеста" Б.Сметаны (1870), "Эврианта" К.Вебера (1885), "Фальстаф" Дж.Верди (1894), "Геновева" Р.Шумана (1896), "Далибор" (1899), "Валькирия" Р.Вагнера (1900), "Гибель богов" Р.Вагнера (1903), "Золото Рейна" Р.Вагнера (1905). Другие постановки: "Хованщина" М.Мусоргского, "Князь Игорь" А.Бородина, "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова, "Садко" Н.Римского-Корсакова, "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, "Пиковая дама" П.Чайковского, "Юдифь" А.Серова, "Кавказский пленник" Ц.Кюи, "Демон" А.Рубинштейна, "Лоэнгрин" Р.Вагнера, "Тангейзер" Р.Вагнера, "Король Манфред" Г.Рейнеке. Также ставил оперы в Обществе музыкальных собраний ("Псковитянка" Н.Римского-Корсакова и "Геновева" Р.Шумана), "Вольный стрелок" К.М.Вебера (1901), в театре Императорского Эрмитажа ("Месть амура" А.Танеева, 1902), в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории ("Цыганы" К.Галкаускаса, 1908). В 1905 получил звание "Заслуженный артист императорских театров". С 1884 преподавал в музыкальной школе К.Даннемана и Н.Кривошеина, с 1888 — в Санкт-Петербургской консерватории (по приглашению А.Рубинштейна), где был заведующим оперным классом (с 1912 профессор). Здесь поставил "Опричник" П.Чайковского, "Фераморс" А.Рубинштейна, "Дон Жуан" В.А.Моцарта, "Волшебная флейта" В.А.Моцарта, "Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта, "Так поступают все, или Школа влюбленных" В.А.Моцарта, "Тайный брак" Д.Чимарозы, "Пуритане" В.Беллини. С 1913 преподавал в Общедоступных музыкальных классах Педагогического музея (Соляной Городок). Ввел в учебную программу отрывки из "Бориса Годунова" М.Мусоргского, "Псковитянки" Н.Римского-Корсакова; в 1909 организовал оперный театр для окончивших консерваторию молодых певцов. В режиссёрской деятельности Палечека нашли выражение прогрессивные тенденции в искусстве того времени. Он первым начал разрабатывать постановочные планы и мизансцены, придавал большое значение массовым сценам, в работе с певцом выявлял его творческую индивидуальность. Его режиссёрские экспозиции спектаклей "Пиковая дама" П.Чайковского и "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, по рекомендации П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова, были посланы в Прагу для постановок этих опер. Дирижёр Д.И.Похитонов в своих мемуарах писал: "При работе с солистами Палечек считался с индивидуальностью каждого певца и, показывая игровые куски роли, не насиловал сценических способностей исполнителя". Среди его учеников по сценическому мастерству — И.А.Алчевский, Н.А.Асатурова, М.Генджян, Г. и Э.Кристман, А.М.Лабинский, А.Маклецкая, Г.Морской, С.Преображенский, М.Резунов, И.С.Томарс, Н.Унковский, В.Харитонова, В.С.Шаронов. Один из первых в России записал 6 произведений на грампластинки в Санкт-Петербурге ("Граммофон", 1899). Автор оперных либретто, среди которых "Франческа да Римини" Э.Направника (совместно с Е.П.Пономаревым). Умер в Петрограде 24 февраля 1915 года. Литература: М.И[ванов]. И.И.Палечек // Ежегодник императорских театров: Сезон 1894—1895. — Санкт-Петербург, 1896. Страницы 358—362; Ник.Ф[индейзен]. 35-летний юбилей О.Палечека. (1870—1905) // Русская Музыкальная газета, 1905. № 18; Тимофеев Г. Памяти И.И.Палечека // Речь. 1915. 13 февраля; Zeleny V.V. J.Paleček // Divadilni listy. 1881. № 2; Plaček V. Celkovy Zivotopis // Dalibor. 1913. № 35; Шкафер В.П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Ленинград, 1936; Воспоминания о П.И.Чайковском: Сборник статей / Составитель Е.Е.Бортникова, К.Ю.Давыдова. Г.А.Прибегина. — Москва, 1973. Страница 456; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Ленинград, 1971. Страница 331; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Ленинград, 1973. Страницы 90, 225; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф.И.Шаляпин. 1890—1904. — Ленинград, 1974. Страницы 9—10, 31—37, 72—73; Ларош Г.А. Избранные статьи. — Ленинград, 1974. Выпуск 1. Страницы 167—168.

Julius_Hirschberg (570x700, 125Kb)
1843
Юлий Ги́ршберг (немецкое имя — Julius Hirschberg)
немецкий медик, офтальмолог, преподаватель и историк медицины. Родился в Потсдаме. Юлий Гиршберг учился в Берлинском университете, в 1867 году защитил докторскую диссертацию и в 1867 году сдал экзамен на врача. С 1868 года работал врачом-окулистом в клинике Альбрехта фон Грефе, в 1869 году открыл собственную медицинскую практику. Получил право преподавания в 1870 году. В 1879 году был назначен экстраординарным, а в 1900 году — ординарным почётным профессором Берлинского университета. Начиная с 1907 года занимался исключительно научной работой в области истории медицины и в частности офтальмологии, в 1899—1912 годах издал «Учебник по лечению глазных болезней».
Julius_Hirschbergelektromagneet (700x525, 376Kb)
Ручной электромагнит Гиршберга
Имя Юлия Гиршберга носит тест по определению косоглазия. Изобрёл модель электромагнита, применяемого для извлечения внутриглазных инородных тел. Умер в Берлине 17 февраля 1925 года. Труды: Die Optik der alten Griechen Zeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane, 16. Band. J. A. Barth Verlag, Leipzig 1898; Erlebnisse und Erinnerungen Bd. 1: Aus jungen Tagen, 1923; Geschichte der Augenheilkunde, 1899—1912; Wörterbuch der Augenheilkunde, 1887. Литература: H. M. Koelbing: Julius Hirschberg (1843—1925) als Ophthalmologe und Medizinhistoriker In: Klinische Monatsblätter für Augenheilkunde, 168. Jg., Heft 1 (Januar 1976), S. 103—108; Julius Pagel: Hirschberg, Julius, in: Biographisches Lexikon hervorragender Ärzte des neunzehnten Jahrhunderts. Berlin und Wien 1901, Sp. 743—745; C. Snyder: Julius Hirschberg, the neglected historian of ophthalmology. In: American Journal of Ophthalmology, Vol. 91 (5), 1981, S. 664—676.

Charles_Valentine_Riley_1 (595x700, 185Kb)
1843
Чарлз Валентайн Райли (Charles Valentine Riley)
американский энтомолог. Родился в Челси, Кенсингтон и Челси, Большой Лондон, Англия, Великобритания. Воспитывался во Франции и в Германии. С детства отличался замечательной способностью рисовать акварелью насекомых. В 1860 году вернулся в Англию, а затем отправился в Северную Америку и поселился сначала в Иллинойсе, а затем в Чикаго, где занялся репортерством в «Evening» (переименованном в «Prairie Farmer»), причём вскоре стал главным его сотрудником по земледельческой ботанике и энтомологии. Впоследствии обнародовал свои замечательные исследования над метаморфозом насекомых. В 1868 году приглашён штатом Миссури на специально для него созданный пост энтомолога (State Entomologist) в Сент-Луи. Затем совершил несколько поездок во Францию для изучения вредных насекомых винограда. С 1878 года в Вашингтоне директор и профессор энтомологического отдела департамента земледелия. Райли считается одним из лучших знатоков вредных насекомых. Ему принадлежит заслуга применения паразитов вредных насекомых в борьбе с ними. Число научных работ Райли колоссально: по списку, изданному вашингтонским департаментом земледелия в 1890 году, число работ за период 1863—89 гг. равнялось 1554. Многие из них вышли отдельным изданием, но большинство опубликовано главным образом в журналах: «Prairie Farmer», «Annual Report of the Entomologist», «Amer. Assoc. Advanc. science», «Trans. S.-Louis Acad. science», «Biol. Soc. Washington», «Ann. Rep. Missouri Bot. garden», «Scient. Amer.», «Amer. Entomologist», «Insect Life» (последний основал и редактировал Райли). Более крупные работы перечислены в «Annales Soc. Entom. France», LXV, 1896, страницы 634—640. Умер в Вашингтоне, США 14 сентября 1895 года. Труды: «The Cotton Worm» (Вашингтон, 1880); «Hypermetamorphose» («Tr. Ас. St.-Louis», III, 1877); «Orthoptera» («Standart Nat. Hist.», II, 1884, Бостон); «Parasitic and predaceous Insects in applied entomology» («Ins. Life», VI, 1893); «Direction for collecting a. preserving Insects» («Bull. U. S. Mus.», № 39, part F), переведенное Ширяевым на русский язык в 1897 г. (Санкт-Петербург); «Senses of insects» («Ins. Life», VII, 1894, и «Nature», LII, 1895). Литература: Якобсон Г. Г. Рейли, Чарльз-Валентайн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Herman_Bolle1 (700x542, 343Kb)
1845
Герман Боле (немецкое имя — Hermann Bollé)
австрийский архитектор, специализировался на церковной архитектуре, работал на территории современной Хорватии. Боле родился в городе Кельн, Рейнская провинция, королевство Пруссия, Германский союз.
Herman_Bolle (700x645, 394Kb)
Бюст в Загребе
Его работы: строительство собора в Джяково, восстановление собора в Загребе после землетрясения 1880 года, перестройка грекокатолического собора в Крижевцах в 1895—1897 гг., проектирование главного здания Мирогойского кладбища и построил музей декоративно-прикладного искусства в Загребе. Боле умер в городе Загреб, Загребская область, Королевство сербов, хорватов и словенцев, 17 апреля 1926 года.
Работы:
Herman_Bolle01 (525x700, 383Kb)
Собор в Джяково
Herman_Bolle02 (556x700, 420Kb)
Загребский собор
Herman_Bolle03 (655x700, 388Kb)
Собор в Крижевцах
Herman_Bolle04 (525x700, 508Kb)
Мирогой
Herman_Bolle05 (525x700, 376Kb)
Часовня Петра и Павла на Мирогое (Загреб)

Kleineh_Oscar_(1846-1919) (521x700, 151Kb)
1846
Оскар Конрад Клейнех (немецкое имя — Oskar Conrad Kleineh)
финский художник-пейзажист. Родился в Гельсингфорсе, в Великом княжестве Финляндском, в семье немецкого происхождения. C 1863 по 1864 годы обучался в центральной художественно-промышленной школе рисования Финского художественного общества в Гельсингфорсе. В 1866 по 1878 годы обучался в Дюссельдорфе, Карлсруэ, Санкт-Петербурге, и с 1881 по 1885 годы — в Париже. Работал над своими произведениями как Финляндии, так и Франции, Дании, Норвегии. Скончался в Хельсинки, Финляндия, 16 ноября 1919 года. Известность художнику принесли ряд мастерски выполненных пейзажей с морской тематикой. Одна из работ художника «Городская улица с процессией» находится в фондах Эрмитажа.
Галерея
Kleineh_Oscar01 (700x493, 368Kb)
«Рыболовное судно при попутном ветре»
Kleineh_Oscar02 (700x420, 337Kb)
«Вечер на архипелаге2
Kleineh_Oscar03 (700x467, 342Kb)
«Городская улица с процессией»
Семья: Отец — Луис Кляйнех (1808—1874), немецко-финский предприниматель; Мать — Мария Форселль (швед. Maria Christina Forsell)

Riedel (427x700, 119Kb)
1846
Бернгард Мориц Карл Людвиг Ридель (немецкое имя — Bernhard Moritz Carl Ludwig Riedel)
немецкий хирург, прозектор анатомии в Ростоке, профессор и директор хирургической клиники в Йене с 1888 года. родился в Тешентине, великое герцогство Мекленбург-Шверин. Учился в Йене, затем в Ростокском университете, который окончил в 1872 году. В 1872—1875 годах работал прозектором в Ростоке у Фридриха Меркеля. В 1875 г. стал ассистентом Франца Кёнига в Гёттингене, в 1877 г. хабилитирован по хирургии. В последующие годы усовершенствовался по хирургии у Лангенбека и Барделебена и в 1881 году стал ведущим хирургом городской больницы в Ахене. С 1888 года возглавил хирургическую клинику в Йенском университете. Умер в Йене 12 сентября 1916 года.
RiedelGrab (700x560, 568Kb)
Похоронен на Северном кладбище в Йене.
Научные труды
Научные труды посвящены проблемам образования рубцовой ткани, жировой эмболии, заболеваниям суставов и костей. Ридель разрабатывал методы хирургического лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, ввёл раннюю операцию при остром аппендиците. Именем Бернгарда Риделя названы описанные им форма фиброзного хронического тиреоидита (зоб Риделя), хронический панкреатит (опухоль Риделя), а также операции на желчных путях (холедоходуоденоанастамоз), лобной пазухе (удаление передней стенки и дна при хроническом синусите), субтрохантерная остеотомия при нарушении подвижности суставов. Его именем также названа непостоянная доля печени, идущая от правой доли. Б.Ридель сконструировал ряд хирургических инструментов для удаления камней из желчного пузыря. Источники: Ридель, Бернгард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Bernhard Moritz Carl Ludwig Riedel. Whonamedit? A dictionary of medical eponyms; Riedel, Bernhard Moritz Carl Ludwig // Pagel: Biographisches Lexikon hervorragender Ärzte des neunzehnten Jahrhunderts. — Berlin; Wien, 1901. — S. 1383-1384.

Martha_Place_(cropped) (593x700, 121Kb)
1849
Марта Плейс (Martha M.Place)
первая женщина, казнённая на электрическом стуле. Она была казнена 20 марта 1899 года в возрасте 49 лет за убийство своей падчерицы Иды Плейс. Родившаяся в Нью-Джерси Марта Плейс получила травму головы при ударе о сани в 23 года. Её брат утверждал, что полностью она так и не выздоровела и осталась психически неуравновешенной. В 1893 году вышла замуж за вдовца Уильяма Плейса. У того была дочь Ида от предыдущего брака. Он женился на Марте, чтобы она помогала ему растить его дочь, но позднее пошли слухи, что Марта ревновала к Иде. Уильям позвонил в полицию по крайней мере один раз, чтобы те арестовали его жену за угрозу убить Иду. Вечером 7 февраля 1898 года, Уильям Плейс появился в своём доме в Бруклине и подвергся нападению со стороны Марты, которая была вооружена топором. Уильям побежал за помощью, и, когда прибыла полиция, они обнаружили Марту в критическом состоянии, лежащей на полу с одеждой над головой. Из горелки в комнату бежал газ. Наверху они обнаружили труп 17-летней Иды Плейс, лежащий на кровати. Её рот был в крови, в её глаза была вылита кислота. Позже было доказано, что она умерла от удушья. Марту Плейс госпитализировали и арестовали. Марта Плейс настаивала на своей невиновности. В одном из современных газетных сообщений подсудимая описана так: «Она довольно высокая, с бледным лицом с резкими чертами. Нос длинный и острый, подбородок острый и выступающий, губы тонкие, лоб впалый. В её лице есть что-то, напоминающее крысу, а яркие неменяющиеся глаза лишь усиливают впечатление.» Марта Плейс была признана виновной в убийстве Иды и приговорена к смертной казни. Её муж был ключевым свидетелем против неё. Люди, ответственные за приведение приговор в исполнение, никогда не казнили женщину таким способом, поэтому придумали новый способ крепления электродов к её телу. Как говорилось в Полицейской газете (National Police Gazette), когда её вели в камеру, в её руке была Библия. «Её глаза были закрыты, на ней было чёрное платье с оборками на груди. На ногах были шлёпанцы». На макушке были сбриты волосы, туда прикрепили головной электрод. Другой электрод закрепили на щиколотке, сделав разрез на платье. Разряд в 1760 вольт прошел сквозь её тело, и «казнь благополучно завершилась». Палачом был Эдвин Дэвис. По сообщениям свидетелей, Марта умерла мгновенно. Нью-йоркского губернатора Теодора Рузвельта просили не казнить её, но он отказался. Марта Плейс была похоронена на семейном кладбище в Восточном Милстоне без религиозных обрядов. Хотя она была первой женщиной, казнённой на электрическом стуле, она не была первой женщиной, приговорённой к такой казни: Мария Барбелла, тоже приговорённая к ней, позднее была оправдана в совершённом преступлении и отпущена. Источники: Reports of Cases By New York (State). Court of Appeals, CA Dist Courts of Appeal, New York (State) NY, Harvard University v.157 1899. Литература: Shipman, Marlin. Penalty Is Death : U.S. Newspaper Coverage of Women's Executions. — Columbia, MO, USA : University of Missouri Press, 2002.

Miķelis_Krogzemis (515x700, 210Kb)
1850
Аусеклис (латышское имя – Auseklis; псевдоним; настоящее имя — Микелис Крогземис, Miķelis Krogzemis)
латышский поэт-патриот. Выдающийся представитель народного романтизма в латышской литературе. Родился на хуторе Сиполи Унгурпилсской волости Валмиерского уезда (ныне Алойская волость Алойского края, Латвия), в крестьянской семье. Закончил учительскую семинарию Цимзе в Валке. Работал учителем в Яунпиебалге, Цесисе, Лиелварде. В 1872 году опубликовал первое стихотворение. В 1872 году вышел сборник «Стихи». В 1874 году на 2-ой всеобщей учительской конференции в Риге выступил с докладом, в котором изложил детализированную программу народной школы. В ноябре 1874, после безуспешных попыток найти работу в Риге, стал работать учителем в Санкт-Петербурге. Идеализация старины и патриархального быта служила у Аусеклиса выражением протеста против угнетателей. Удачно переводил Гейне, Гёте, Шиллера, Гердера и др. В стихах используется историческая тематика, мифология и латышский фольклор, идеализировал старину. Работал в сатирической поэзии, был идейным руководителем альманахов «Дундури». Писал острые сатиры на немецких баронов и духовенство. Поэтизировал патриархальный быт. В 1888 в Санкт-Петербурге изданы его сочинения («Ausekļa raksti»). Умер в Санкт-Петербурге 6 февраля 1879 года. Захоронен на Алойском городском кладбище. В Риге именем поэта названа улица. В Алое именем Аусеклиса названа средняя школа, перед которой установлен гранитный памятник поэту (скульптор М.Ланге). Сочинения: Rakšti, sej. 1—2, Rїga, 1888; Kopoti rakšti, Rїga, 1923; Ilzlase, Rїga, 1955. Литература: Latviešu literaturas darbnieki, Rїga, 1965.

Соловьёв,_Николай_Иванович_(1850—1907) (485x700, 283Kb)
1850
Николай Иванович Соловьёв
генерал-лейтенант Генштаба, генерал от инфантерии (посмертное производство), главный редактор «Интендантского журнала», автор ряда трудов по военно-административным и тыловым вопросам. Происходил из дворян Нижегородской губернии. На воинскую службу вступил 26 сентября 1866 года. В 1869 году окончил Михайловское артиллерийское училище с производством в подпоручики 12 июля. Служил во 2-й гренадерской артиллерийской бригаде. 17 декабря следующего года присвоен чин поручика, а 10 января 1874 года ― штабс-капитана. В 1877 году Соловьёв окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. 10 марта произведён в капитаны и 29 июля был назначен старшим адъютантом штаба 6-го армейского корпуса. С 17 сентября того же года по 2 октября 1878 состоял для особых поручений при том же штабе. После Русско-турецкой войны 1877―1878 годов Соловьёв в составе императорской Российской комиссии был командирован в Болгарию, где до 1880 года исполнял должность начальника отделения военного отдела управления Императорского комиссара, а затем начальника отделения военного Министерства княжества Болгарского и члена главного военного суда. С 25 марта 1880 года Соловьёв состоял для особых поручений при штабе 11-го армейского корпуса. 2 мая того же года произведён в полковники Генштаба, а 30 мая с той же должностью переведён в 5-й армейский корпус. С 13 февраля 1883 по 13 февраля 1884 годы проходил цензовое командование в 30-м Полтавском пехотном полку. Во время его прохождения Соловьёву 29 апреля 1883 года был присвоен чин полковника, а 21 мая 1885 года был назначен начальником штаба 35-й пехотной дивизии. 30 октября 1890 года Соловьёв был назначен заведующим обучающимися офицерами в Николаевской академии Генерального штаба. В 1892 году Соловьёв рассматривался как один из трёх кандидатов на замещение кафедры военной администрации в НАГШ. Несмотря на поддержку Генштаба генерал-лейтенанта Г.А.Леера, кандидатура Соловьёва была отклонена Конференцией НАГШа. По этому поводу профессор той Академии полковник А.Ф.Редигер, заявил, что «он [Соловьёв] уже стар, чтобы начать работать на научном поприще». Написанная Соловьёвым диссертация была посвящена пенсионному вопросу, и Леер тщетно настаивал на том, чтобы она была напечатана Академией. По выражению Редигера данная работа была «однобокой». В ней по большей части рассматривались интересы пенсионеров и их семей, при этом не брались в расчёт интересы самого государства. Однако тот же Редигер, уже будучи военным министром, в 1905 году именно Соловьёву поручил на приведённых последним ранее основаниях разработать новые пенсионные законы по военному ведомству. По словам же самого Редигера «диссертация Соловьёва, сама по себе неудачная, дала всё же первую идею нашего нового пенсионного законодательства». 29 апреля 1896 года Соловьёв был назначен начальником мобилизационной части Главного интендантского управления военного Министерства. 26 мая того же года произведён в генерал-майоры. В 1899 году Соловьёв по поручению генерал-лейтенанта Н.Н.Тевяшёва составил положение об издании «Интендантского журнала». В дальнейшем по совместительству с другими должностями до конца жизни оставался его главным редактором. По учреждении 31 марта 1900 года Интендантского курса (ныне — Военная академия материально-технического обеспечения) Соловьёв 12 мая того же года был назначен его начальником. 19 декабря 1902 года произведён в генерал-лейтенанты. Умер Соловьёв 1 июня 1907 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Высочайшим приказом от 4 июня 1907 года исключён из списков умершим в чине генерала от инфантерии. Семья: Жена ― Ольга Александровна. Имел трёх детей, среди которых известны по именам дочери Вера и Татьяна. Проживали с матерью в Санкт-Петербурге по адресу: Английский проспект, 40. В 1917 году вдова Ольга Александровна и дочь Татьяна проживали по адресу: улица Надеждинская, 40. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1873); Орден Святой Анны III степени (1878); Орден Святого Станислава II степени (1879); Орден Святой Анны II степени (1883); Орден Святого Владимира IV степени (1887); Орден Святого Владимира III степени (1889); Орден Святого Станислава I степени (1899); Высочайшее благоволение (1901); Высочайшее благоволение (1901); Орден Святой Анны I степени (1904); Орден Святого Владимира II степени (1906); орден «Святой Александр» IV степени (Болгария; 1883); Орден Князя Даниила I «За независимость» II степени со звездой (Черногория; 1890); орден «За военные заслуги» I степени (Болгария; 1901); Офицер ордена Академических пальм (Франция; 1901); Орден Золотой звезды I степени (Бухара; 1902); Командорский крест ордена Почётного легиона I степени (Франция; 1902); Великий офицер ордена Короны Италии (Италия; 1903); Большой офицерский крест Ордена Святых Маврикия и Лазаря (Италия; 1903). Библиография: Краткое пособие для разработки военно-административного отдела стратегических задач (Санкт-Петербург, 1895); По общей воинской повинности [Повесть] (Санкт-Петербург, «Солдатская библиотека», 1904).

Porai-Koshic_EA (490x700, 143Kb)
1851
Евгений Александрович Порай-Кошиц
русский военачальник, генерал-майор. Родился в семье военного врача Александра Антоновича Порай-Кошица, мать Раиса Рафаиловна Равич-Барановская. Первоначальное образование получил в классической гимназии. В военную службу вступил 11 июля 1867 года. Окончил Казанское пехотное юнкерское училище. Чины: прапорщик (1870), подпоручик (1871), поручик (1873), штабс-капитан (1876), капитан (1877), майор (1879), подполковник (1884), полковник (1894). С 31 октября 1894 по 24 сентября 1897 служил Ольгопольским уездным воинским начальником. Командир Белебеевского резервного батальона с 24 сентября 1897 по 8 октября 1898. Командир 187-го пехотного резервного Холмского полка с 8 октября 1898 по 25 августа 1903. С 25 августа 1903 года по 18 марта 1904 года находился в запасе. Участник русско-японской войны 1904—1905 годов. Был командиром 43-го пехотного Охотского полка (март-май 1904) и командиром 33-го пехотного Елецкого полка (май-декабрь 1904). Был ранен и из-за ранения состоял в распоряжении Главнокомандующего Манчжурской армией (с декабря 1904 по июнь 1905). Генерал-майор с 7 апреля 1905 года. С 26 июня 1905 по 22 сентября 1905 состоял в распоряжении Главного штаба, был командиром 1-й бригады 39-й пехотной дивизии. С 1907 года Е.А.Порай-Кошиц находился в отставке. После начала Первой мировой войны вернулся на службу с чином генерал-майора. Был ранен и состоял в резерве чинов при штабе Двинского военного округа с 24 октября 1915 года. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Награды: Орден Святой Анны III степени (1885); Орден Святого Станислава II степени (1890); Орден Святой Анны II степени (1894); Орден Святого Владимира IV степени (1901); Орден Святого Владимира III степени с мечами (1904). Семья: Жена — Мария Димитриева; Сын — Порай-Кошиц, Александр Евгеньевич, российский советский химик-органик.

Hans_Wagner_philatelist (548x700, 392Kb)
1852
Ганс Вагнер (немецкое имя — Hans Wagner)
немецкий филателист, специализировавшийся на марках частных почт, инициатор введения «Немецкого филателистического дня» (1889). Считается одним из «отцов филателии» в Германии. Ганс Вагнер (на самом деле Йоганнес Вагнер) родился в Виттенберге, в семье советника окружного суда. В родном городе он учился в гимназии с 1864 по 1871 год. В 1873 году он стал лейтенантом в гессенском полку в Майнце. Из-за болезни в 1893 году Вагнер вышел в отставку с военной службы в звании капитана. Скончался во Франкфурте-на-Майне 21 июля 1940 года.
Вклад в филателию
Ещё во время учёбы в виттенбергской гимназии, в возрасте 11 лет Ганс Вагнер стал коллекционировать почтовые марки, «заразившись» этим увлечением от своего друга. Он даже обзавёлся альбомом для марок и раздобывал почтовые марки у друзей и знакомых. Вагнеру удалось собрать почти полную коллекцию почтовых марок старых немецких государств. Всего его коллекция насчитывала около 1200 марок, так что это был уже коллекционер с размахом. Например, он приобрёл «Двойную Женеву» за 5 гутергрошей (другие недоступные сегодня для коллекционеров почтовые марки были тогда ещё недороги). Будучи офицером, Ганс Вагнер мог уделять внимание своему хобби во время путешествий по скандинавским странам, по Швейцарии, Франции и Италии, но самым запоминающимся моментом стало совершённое им кругосветное путешествие, во время которого среди прочих стран он побывал в Китае. Впоследствии Вагнер написал о почтовой связи в этих странах. Уже в 11 лет Вагнер считал совершенно необходимым изучение отчётов об исследованиях и чтение специализированных филателистических журналов. Поэтому он покупал и подписался на выходивший в Лейпциге журнал «Magazin für Briefmarken-Sammler» («Журнал для коллекционеров почтовых марок»). Вагнер сам написал много трудов в области филателии. В журнале «Illustriertes Briefmarken-Journal», издававшемся братьями Зенф в Лейпциге, он публиковал в период с 1887 года по 1890-е годы результаты своих исследований, например, о своём путешествии по Китаю, о частных почтах, о почтовых марках Люксембурга, об открытках болгарской полевой почты и т. п. До сих пор не потеряли своего значения его статьи о собирании почтовых марок молодёжью, о коллекционировании прежде всего для удовольствия, а не ради денег, о взаимосвязи филателии и истории и т. д. Помимо коллекционирования и исследований, талант Вагнера особенно проявился в его организаторских способностях и в качестве «отца» объединения немецких клубов филателистов. Находясь в Майнце, он много раз участвовал, руководил и выступал на праздновании Немецких филателистических дней.
Почётные звания и память
Ганс Вагнер являлся почётным членом немецкого, австрийского и других союзов коллекционеров. В 1909 году в его честь в Германии была учреждена медаль Ганса Вагнера. Её вручают филателистам-организаторам и исследователям за выдающиеся заслуги в области филателии. Награждение медалью производится раз в три года, и до сих пор она является самой представительной немецкой наградой в области филателии. Литература: Hille H. Pioniere der Philatelie. — Schwalmtal, Germany: Phil*Creativ-Verlag GmbH, 1995. — S. 142—146. — ISBN 3-928277-17-0; Kühne H. Hans Wagner und die Hans-Wagner-Medaille. — Wittenberg, Germany: Melanchthonhaus Museum Lutherstadt Wittenberg, 1979; Kühne H., Motel H. Berühmte Persönlichkeiten und ihre Verbindung zu Wittenberg. — Göttingen, Germany: Göttinger Tageblatt GmbH & Co., 1990. — ISBN 3-924781-17-6.

Francesco Filippini (466x700, 203Kb)
1853
Франческо Филиппини (итальянское имя — Francesco Filippini)
итальянский художник, выпускник художественной школы при пинакотеке Тозио Мартиненго в Брешии и Брерской академии искусств в Милане, почётный член Брерской академии искусств, участник движения скапильятура, представитель школы ломбардского натурализма. Неоднократно выигрывал конкурс, учреждённый меценатом и коллекционером Камилло Броццони, в 1876, 1879, 1880 и 1881 годах. Лауреат премий Фумагалли (1887), Фонда Каноника (1889) и Фонда Милиуса (1890). Ныне его работы входят в собрания Брерской пинакотеки и Галереи современного искусства в Милане, Муниципального музея искусств и истории в Брешии и частные коллекции. Франческо Филиппини родился в городе Брешиа, в семье бедных горожан Лоренцо Филиппини и Сильвии, урождённой Синьория; отец его был плотником, мать — швеёй. В нём рано раскрылся талант художника. В возрасте тринадцати лет он устроился гарсоном в кондитерскую «Пастиччерья Кьяппа», и в свободное от работы время, по памяти, древесным углём рисовал небольшие портреты хозяина кондитерской и членов его семьи. Затем, благодаря каллиграфическому почерку, его приняли на работу клерком в контору к адвокату, откуда позднее он перешёл в контору к нотариусу.
Обучение
В 1871 году Франческо Филиппини поступил в художественную школу при пинакотеке Тозио Мартиненго в Брешии, где учился у Джузеппе Ариасси, Бортоло Скермини и Луиджи Кампини; последний оказал особое влияние на его становление как живописца. Во время обучения ухудшилось материальное положение будущего художника, и в 1872 году, по решению совета попечителей школы, ему была определена ежегодная стипендия в размере 150 лир, что позволило продолжить образование.
Академический период (1875—1880)
В октябре 1875 года, вместе с другом и коллегой Луиджи Ломбарди, он получил ежегодную стипендию в размере 750 лир и поступил в Брерскую академию искусств в Милане, где учился у Джузеппе Бертини. Во время обучения Франческо Филиппини подружился с Леонардо Бистольфи и Оресте Сильвестри. Здесь он познакомился с новыми тенденциями в искусстве, в частности с живописью Транквилло Кремоны — основателя стиля «скапильятура», оказавшего большое влияние на его дальнейшее творчество. В это время он писал главным образом портреты и картины на исторические сюжеты. В 1876 году в Брешии с картиной «Обнажённый в художественной студии» (итальянское название — Studio di nudo) Франческо Филиппини выиграл конкурс Камилло Броццони. В 1878 году он снова победил на этом конкурсе с новой картиной «Обнажённый в художественной студии» (итальянское название — Studio di nudo) и получил трёхлетнюю стипендию в размере 1500 лир для стажировки в мастерских признанных живописцев в Риме и Париже.
Francesco FilippiniАвтопортрет_Франческо_Филиппини_(1853_-_1895) (538x700, 526Kb)
Автопортрет 1893 года
Летом 1879 года, вместе с художниками Роберто Вентури, Мозе Бьянки и Эудженио Джиньоусом, Франческо Филиппини посетил ежегодную выставку салона в Париже. Его не впечатлили поиски импрессионистов. Ему оказался близок стиль позднего романтизма.
Вернувшись в Милан, в сентябре 1879 года он представил на конкурс Камилло Броццони свою новую работу «Фульвия сообщает Цицерону о заговоре Катилины» (итальянское название — Fulvia che svela a Cicerone la congiura di Catilina). Картина была написана им под сильным влиянием творчества всё того же Транквилло Кремоны. По этой причине некоторые члены жюри объявили работу не достаточно зрелой и сняли полотно с конкурса. Разочарованный автор решил навсегда оставить занятие живописью и попытался поступить на службу в финансовую полицию, куда не был принят по состоянию здоровья. Тем не менее он продолжил участвовать в ежегодной выставке Брерской академии искусств. В 1880 году город Брешиа приобрёл у него картину «Смерть Калигулы» (итальянское название — La morte di Caligola). В ноябре того же года Франческо Филиппини снова выиграл конкурс Камилло Броццони с картиной «Фра Анжелико на коленях пишет образ Богоматери» (итальянское название — Beato Angelico che dipinge ginocchioni le sue Madonne), или «Келья блаженного Ангелика» (итальянское название — La cella del Beato Angelico ). Ныне местонахождение этой работы неизвестно.
Francesco_Filippini01 (521x700, 318Kb)
«Обнажённый в студии» (1876)
Francesco_Filippini02 (496x700, 288Kb)
«Обнажённый в студии» (1878)
Francesco_Filippini03 (700x464, 306Kb)
«Келья блаженного Ангелика» (1880)
Francesco_Filippini04 (499x700, 257Kb)
«Фульвия сообщает Цицерону о заговоре Катилины» (1879)
Francesco_Filippini05 (351x700, 293Kb)
«Вечер в Валь Тромпии» (1881)
Натуралистический период (1880—1895)
В 1880 году художник окончательно переехал в Милан, где сначала зарабатывал на жизнь, давая частные уроки рисования и преподавая в монастырской школе. В том же году он присоединился к движению скапильятура, членами которого были молодые писатели, композиторы и художники. Его картины того периода написаны в стиле ломбардского натурализма. Это прежде всего пейзажи, сцены из жизни селян и, реже, портреты. В 1882 году Франческо Филиппини передал родному городу одно из своих самых известных полотен «Вечер в Валь Тромпия» (итальянское название — Vespero in Val Trompia), ныне хранящееся в Муниципальном музее искусств и истории в Брешии. Этой картиной он выиграл ещё один конкурс Камилло Броццони в 1881 году. На 1880-е годы пришёлся пик творческой активности живописца. Успешное участие в Национальной выставке в Милане (1881), Выставке изобразительного искусства в Риме (1883) и Генеральной итальянской выставке в Турине (1884) принесло ему всеобщее признание. В 1887 году его «Пейзаж» был удостоен премии Фумагалли. В 1888 году он стал почётным членом Брерской академии искусств. В 1889 году за картину «Молот» (итальянское название — Il maglio) получил премию Фонда Каноника. В 1890 году Фонд Милиус вручил ему премию за полотно «Трепание пеньки» (итальянское название — La stigliatura della canapa). Добившись признания, Франческо Филиппини открыл в Милане собственную студию в доме № 12 на улице Милаццо. В 1890-х годах у него сложились дружеские отношения с представителями «ломбардского дивизионизма», одному из которых, Джованни Сегантини, он посвятил свою картину «Впечатление на лагуне» (итальянское название — Impressione sulla laguna). Полотно было написано им в стиле импрессионизма. В 1891 году художник написал ещё одну из своих самых известных картин «Привал, или Вечер» (итальянское название — Sosta o Vespero).
Francesco_Filippini06 (700x399, 419Kb)
«Отдых крестьянки» (1892—1893)
Francesco_Filippini07 (700x407, 340Kb)
«Ноябрьский вечер» (1891)
Francesco_Filippini08 (700x480, 425Kb)
«Венецианская лагуна» (1892)
Francesco_Filippini09 (596x700, 540Kb)
«Лодка у берега» (1892—1893)
Смерть
Франческо Филиппини умер в шесть часов утра в своей мастерской в Милане 6 марта 1895 года. Причиной смерти был туберкулёз. По слухам он завещал себя кремировать. Однако после панихиды в церкви Венчания Богоматери небесной славой его похоронили на Монументальном кладбище. В том же году состоялась его первая посмертная выставка, на которой были представлены двадцать восемь картин художника. На деньги от их продажи, скульптором Павлом Петровичем Трубецким был создан бронзовый бюст Франческо Филиппини, который установили на его могиле. Когда 2 июля 1925 года останки художника перезахоронили в родном городе на кладбище Вантиниано, его бронзовый бюст перенесли в сады Ребуффоне у Венецанских ворот в Брешии. Ныне в садах находится копия, а оригинал хранится в Муниципальном музее искусств и истории в Брешии.
Музеи
Работы Франческо Филиппини находятся в ряде музейных собраний: Вилла Реале, "Civiche Raccolte D'Arte Museo Dell'Ottocento Villa Belgiojoso Bonaparte" (Милан); Галерея современного искусства (Милан); Пинакотека Брера (Милан); Национальная пинакотека Болоньи. Литература: Frati, Vasco. Francesco Filippini, 1853 — 1895. Un protagonista del naturalismo lombardo : Milano : Skira, 1999. — 173 p. — (Arte moderna. Cataloghi). — ISBN 978-8-88-118671-6; T. del Drago, Francesco Filippini nel lungo e sofferto cono della montagna sacra, “STILE”, n. 0, dic. 1995; M. Bernardelli Curuz, Filippini, quando il paesaggio vira al crepuscolo, “STILE Arte” n. 34, dic.1999; R. Ferrari, “Francesco Filippini e la pittura bresciana dell’Ottocento”, Brescia, AAB, 18 dicembre 1999 - 19 jan. 2000; A.L. Ronchi, Filippini e Lombardi, Bertolotti e Soldini, i gemelli avversari dell’Ottocento bresciano, “STILE Arte” n. 39, giugno 2000; AA. VV., Francesco Filippini, “STILE Arte” n. 86, march 2005.

Eufemia0 (437x700, 173Kb)
1854
Евфемия Адлерсфельд (немецкое имя — Anna Eufemia Carolina von Adlersfeld-Ballestrem)
немецкая писательница, урожденная графиня von Ballestrem di Castellengo. Евфемия Адлерсфельд родилась в городе Рацибуже. Она была пятым ребёнком из шести детей графа Александра Карла Вольфганга. Отец и привил девочке любовь к литературе. Помимо этого, она отличалась хорошим голосом — сопрано. Первый сборник её рассказов вышел в 1872 году. Евфемия Адлерсфельд была одной из немногих немецких писательниц XIX века, кто не использовал псевдонима. С 1881 года Евфемия Адлерсфельд редактировала ежегодник немецкого искусства и поэзии. Вышла замуж в 1884 году, а в 1885 году родила дочь Дагмар. Между 1899 и 1903 годом семья писательницы жила в Швейцарии. После начала Второй мировой войны, она переехала в Мюнхен, где на 26 апреля 1941 года умерла. Адлерсфельд была похоронена в старой части Мюнхена. Её могила на обочине дороги выполнена в виде массивного каменного креста. Романы и рассказы: Blätter im Winde. Novellen (Inhalt: Die Brillanten der Prinzessin, Eine namenlose Geschichte, Der Page des Kardinals, Eine Überraschung, Orchidea; 1876); Verschlungene Pfade. Novellen (Inhalt: Jadviga, Es fiel ein Reif in der Frühlingsnacht, Die wilde Margareth, Ein Opfer, Sal viola; 1876); Aus tiefem Borne (Inhalt: Zigeunerblut; Sauve qui peut, Eine gebrochene Rose, Am Kamin, Die blasse Lady, Das sprechende Portrait, Tannhäuser, Es war ein Traum, Der Brautschmuck der Ahnfrau, Dr. Dorothea Schlözer, Der Schleier der Maria Stuart; 1883); Die Augen der Assunta und andere Novellen (Inhalt: Die Augen der Assunta, Titania – eine Künstlergeschichte, Ein verklungenes Lied, Der Schatten des Adlers; 1886); Sol und andere Novellen (Inhalt: Sol, In der Fremde gefunden, Juno Ludovisi, Donna Virginia; 1889); Datura sanguinea und andere Novellen (Inhalt: Datura sanguinea, Das Geheimnis der Seealm, Der Ring der Maria Stuart; 1889); Um eine Königskrone und andere Novellen (Inhalt: Um eine Königskrone, Eine Zaren-Idylle, Dieudonnee, La Traviata, Die weiße Dame, Beate, Feuilletons, Lady Iris; 1890); Lanzen gefällt zur Attaque. Heitere Geschichten (Inhalt: Felddienstübungen, Einquartierung, Porte bonheur, Comtesse Hans, Auf Remontecommando, Das Pedigree der Butterfrau; 1891); Komtesse Käthe. Humoresken (Inhalt: Quarks Lieblingsname, Der Bärenführer, Syndetikon; 1894); Pommery & Greno und andere Kuckucksnester-Geschichten (Inhalt: Pommery & Greno, Murks, Der Hirsepopel, Heureka, Schauzels Rache, Die Häßliche und die Diagonale; 1897); Komtesse Käthe in der Ehe. Humoresken (Inhalt: Tante Kukis Hochzeitsgeschenk, Die Anna, Also spricht Zarathustra; 1899); Windbeutel und andere heitere Geschichten (Inhalt: Windbeutel, Wie der Berger-Karle zu seiner Frau kam, August Paddemanns einziger Wunsch, Ein Ritt um Tod und Leben; 1900); Pension Malepartus, eine ganz verrückte Geschichte (1901), 2. Teil: Major Fuchs auf Reisen (1905); Halali. Der Fall Stackelberg (2 Kriminal-Novellen; 1902); Die blonde Ida und andere Humoresken (Inhalt: Die blonde Ida, Eine geniale Idee, Odysseus und Penelope, Pech; 1903); Tiere und Menschen. Heitere Geschichten (Inhalt: Glänzend gesiegt!, L'Aiglon, Lump und Schuft, Tiddlywinks, Donner und Doria!; 1904);Zigeunerblut und andere Novellen (Inhalt: Zigeunerblut, Eine gebrochene Rose, Die blasse Lady, Das sprechende Portrait; 1905); Tannhäuser und andere Novellen (Inhalt: Tannhäuser, Es war ein Traum, Der Brautschmuck der Ahnfrau, Dr. Dorothea Schlözer, Der Schleier der Maria Stuart; 1905); Die Fürstäbtissin. Der Spiegel der Lukrezia Borgia (2 Erzählungen; 1906); Djavahir. Luzifers Träne (2 Novellen; 1906); Y.Z.100 und andere Humoresken (Inhalt: Y.Z.100, Der Schimpfzettel, Die verhexte 'Alpenrose', So geht's zu!; 1907); Harzveilchen und andere ulkige Gewächse. Humoresken (Inhalt: Harzveilchen, Thilo, Die Hammelsucht, Rote Rosen, Ein Tag bei Geheimrats, Er ist's, Im Nebel; 1925); Der Kerl und die Anderen (Inhalt: Der Kerl und die Anderen, Eine höchst verdächtige Geschichte, Das hysterische Halsband und die Katzenpfote, Boxbart versus Aschau; 1925).
Eufemia_v._Adlersfeld-Ballestrem (484x700, 142Kb)
Windmueller романы и рассказы: Djavahir (1906); Diplomaten. Ein Roman in 45 Stunden (1907); Weiße Tauben (1912); Das wogende Licht (1914); Wenn der Teufel kutschiert (1916); Die Fliege im Bernstein (1919); Die Erbin von Lohberg (1920); Die Wahrheit über Donna Centa (1921); Windmüllergeschichten (Inhalt: Der Mann im Spiegel, Der große Kurfürst, Junges Blut, Schoschnonüfoffofelnonasose, Der kleine Finger, Der Fall, der keiner war, Roccadiana; 1921); Das Rosazimmer. Venetianischer Roman (1926); Mit veilchenblauer Seide (1929); Über Nacht (1933); Povera Farfalla – Armer Schmetterling (1931); Das Zünglein an der Waage (1936). Детективы и любовные романы: Lady Melusine (1878); Das Erbe der zweiten Frau (1878); Heideröslein (1880); Violet (1883); Die blonden Frauen von Ulmenried (1889); Die Falkner vom Falkenhof (1890); Die weißen Rosen von Ravensberg (1896); Trix (1903); Ihre Majestät (1910); Schloß Monrepos (1911); Der grüne Pompadour (1913); Der Amönenhof (1918); Die Rechnung ohne den Wirt (1919); Die Nichte aus Florida (1922); Espe. Der Roman eines Königtraumes (1922); Die Herzogin von Santa Rosa (1924); Chrysantis Oleander (1924); Die Gründe des Doktor Pompeo Carcioffi (1925); Der Maskenball in der Ca' Torcelli (1926); Skarabaeus (1926); Der Dritte (1928); Gefüllte Datteln (1930); Die Spinne, das Netz und Anneliese Holderbusch (1932); Die Siebenbuchener Erbschaft (1934); Warum keine Glyzinen? (1935); Schwarze Opale (1938). Большие романы и рассказы: Ca' Spada. Eine Tragödie aus dem alten und ein Mysterium aus dem modernen Venedig (1904); Maria Schnee. Der Roman eines Rätsels (1907); Die Dame in Gelb. Eine sonderbare Geschichte (1908); Unheimliche Geschichten (Inhalt: Das Zeichen des Ringes, Urgroßmutters Brautschatz, Das Wrack der „Mercedes“; 1909); Der Jungfernturm. Eine Geschichte von der Wende des Jahrhunderts (1909); Palazzo Iran (1909); Ave (1917); Die Erzählungen der Elf (Inhalt: Wie die Elf zusammenkamen, Der Spiegel des Aah-Hotpe, Der Mann bei den Nothelfern, Gebrannte Mandeln, Die gestreifte Nelke, Ein Staatsgeheimnis, Der berühmte Tafelaufsatz, Zur Chronik der Burg in der grünen Au, Die Scheuerfrau von Buchensee, Der ruppige Löwe und der süße Bube, Der „Babylu“, Der Johanniskäfer, Wie von den Elf neun auseinandergingen und zwei zusammenblieben; 1917); Die Fliege im Bernstein (1919); Im Zwielicht. Unheimliche Geschichten (Inhalt: Die Florentiner Laute, Die Giustina des Dogen Nicolo da Ponte, Die Bettelprinzessin, Zwischen Lipp' und Kelchesrand, Paulownia Imperialis, Warum?, Der arme Peter, Der Spiegel im Castell Tarquino, Das Neujahrsgespenst; 1923); Die Herzogin von Santa Rosa (1924); Margarita Margaritarum. Der Roman einer Perle (1927); Gefüllte Datteln (mit den sechs eingestreuten Spukgeschichten Die Axt an der Wand, Heliotrop, Im Scheechhaus, Das offene Tor, Drei weiße Rosen, Die Fürstin von Otrobarrio; 1930). Поэзия: Tropfen im Ozean (1878); Raoul der Page (episches Gedicht; 1881). Драмы: Jadwiga (Dramatisierte Novelle; 1880); Ein Meteor (Drama in 5 Akten; 1880); Komtesse Käthe (Schwank in drei Akten, 1897). Биографии, антологии, другое: Charitas (Almanach, 1880); Memoiren des Freiherrn Dubislav Gneomar von Natzmer (1881); Im Glanze der Krone (Biografisches Stück regierender Fürstinnen; 1882); Im Zeichen des Roten Kreuzes (Selbstschriften-Album; 1882); Was die Blumen sagen (Anthologie; 1882); Altbiblische Bilder (1882); Skaldenklänge (Anthologie, mit Hermann Lingg; 1883); Maria Stuart, Königin von Schottland (Blätter zu ihrem Andenken und zu ihrer Ehre; 1889); Erinnerungen aus den Tuilerien von Mad. A. Carette, frei übertragen (1890); Guter Ton und feine Sitte (1892); Aus der Rumpelkammer der Weltgeschichte (Skizzen und Studien; 1895); Ahnentafeln zur Geschichte europäischer Dynastien (1901); Kaiserin Augusta, mit Illustrationen und Zeichnungen von Alexander Frenz, (Lebensbild; 1902); Elisabeth Christine, Königin von Preußen (Biografie; 1908). Источники: Адлерсфельд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Florentino_Ameghino (465x700, 51Kb)
1854
Флорентино Амегино (испанское имя — Florentino Ameghino)
аргентинский натуралист, палеонтолог, антрополог и зоолог. Автор фундаментальной классификации доисторической фауны Южной Америки. Родился в Лухане (ныне район города Буэнос-Айрес, Аргентина). Выходец из семьи итальянских эмигрантов. Изучал науки о природе самостоятельно, интересовался южной пампой. Собрал одну из крупнейших для своего времени коллекций ископаемых образцов, на которую опирался в своих геологических и палеонтологических исследованиях. Также изучал проблему возможного присутствия человека в доисторической Южной Америке, высказал на эту тему ряд гипотез, не принятых современными учёными. Получил должности профессора зоологии в Университете Кордобы, заместителя директора Музея Ла-Платы и директора Музея естественных науки Бернардино Ривадавия в Буэнос-Айресе. Умер в Буэнос-Айресе от диабета 6 августа 1911 года. В честь него названы кратер Амегино на Луне и палеонтологический журнал Ameghiniana. Литература: Орлов Ю.А. 100-летие со дня рождения Флорентино Амегино // Вестник Академии Наук СССР. 1954. № 11. Страницы 95-96; Орлов Ю.А. Флорентино Амегино, 1854-1911 // Известия Академии Наук СССР. Серия геологическая, 1954. № 6. Страницы 107 -108; Орлов Ю.А. Флорентино Амегино и его роль в развитии палеонтологии позвоночных: [Доклад заседания секции естествознания Всесоюзного общества культурных связи с заграницей и Палеонтологического института Академии Наук СССР, 6 сентября 1954 г.] // Известия Академии Наук СССР. Серия биологическая 1954. № 6. Страницы 117-124; Orlov J.A. Florentino Ameghino y su contribución al desarrollo de la paleontología de los vertebrados // Homenaje a Ameghino en Moscú. Buenos Aires: IRC Argentina-URSS, 1954. P. 5-25; Орлов Ю.А. Книга о замечательном аргентинском ученом. [Ф.М.Миранда Амегино: Героическая жизнь. Буэнос-Айрес, 1951] // Природа. 1954. № 12. Страницы 118-119; Garate, Justo (1970), Ameghino, Florentino, Dictionary of Scientific Biography, vol. 1, New York: Charles Scribner's Sons, pp. 129–132, ISBN 0684101149; Shampo, M A; Kyle R A. Argentinian paleontologist contributes to the understanding of humans and the environment // Mayo Clin. Proc. journal. — 1987. — September (vol. 62, no. 9). — P. 855. — PMID 3306184.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку