-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111678
Комментариев: 6803
Написано: 120152


15 сентября родились...

Пятница, 15 Сентября 2023 г. 04:24 + в цитатник
Karel_starší_ze_Žerotína_00 (594x700, 330Kb)
1564
Карел Старший из Жеротина (чешское имя — Karel starší ze Žerotina)
чешский политик, писатель, филантроп и патриот из рода Жеротиных. Родился в Брандисе-над-Орлици (Усти-над-Орлици, Пардубицкий край, Чехия). Моравский земский гетман в 1608—1614 годах. Много путешествовал, некоторое время пробыл при дворе Генриха IV; в 1591 году воевал на его стороне с гугенотами, чем вызвал недовольство императора Рудольфа II. Вернувшись на родину, посвятил себя служению интересам чешской народной партии. В 1608 году стал моравским земским гетманом, заняв таким образом высший пост в Моравии, но под давлением католической партии покинул эту должность 26 февраля 1615 года. В 1618 году, после Пражской дефенестрации вёл переговоры от имени чешских сословий с королём Матиашем, а после его смерти с Фердинандом II и кардиналом Фридрихом Дитрихштейном в поисках мирного урегулирования. Это помогло предотвратить присоединение Моравии к восстанию в Богемии.
Karel starší ze Žerotína Kst (594x700, 236Kb)
Однако в 1619 году после победы радикальной оппозиции в Моравии, Карел Старший был заключён под домашний арест. После освобождения вновь пытался вести переговоры о мире с императором, но безуспешно. После Белогорской битвы в 1620 году он был одним из немногих дворян-некатоликов, кому было позволено сохранить за собой земли. В 1629 году распродал свои имения и оставил родину и отправился в Венгрию, затем Польшу. С 1633 года жил в Пршерове, где и умер 9 октября 1636 года. Из его литературных трудов напечатаны: часть «Listów lacinskich» (1781) и некоторые «Listy czeskie» (в «Slowesnosti» Юнгмана, 1820 и 1844, также в «Czasopisie Musejnim», 1831—1836); «Apologie» (в «Czasopisie», 1834); «Sniem drzany 1612» (1864); «Listy»; «Zapisky о soudu zemskem» (1864—1871). В рукописи имеются «Opis podrózy od 1588—1590» (на латинском и частью на чешском языках). Литература: Жеротина, Карл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (560x700, 173Kb)
1572
Эразмус Видман (немецкое имя — Erasmus Widmann)
немецкий композитор, органист, инструменталист, поэт, педагог. Родился в Швебиш-Халле. В 1595 был органистом в Айзенерце. Позже, в 1596 в Граце. В 1599 в Швебиш-Халле кантором, с 1602 капельмейстером у графа фон Хохенлое в Вайкерсхайме. С 1613 был учителем и кантором Ротенбург-об-дер-Таубере, где и умер 31 октября 1634 года. Гимназия в Швебиш-Халле названа его именем. Труды: Die musikalische Kurzweil (1611); Die Gänse; Der Floh; Mäuselied; O Musica; O Musica, liebliche Kunst; Vinum schenk ein; Musicalischer Tugendtspiegel gantz neuer Gesäng (Daentz und Gaillarden), Rothenburg 1613; Gantz Neue Cantzon, Intraden, Balletten und Courranten, 1618; Neue geistliche Teutsche und Lateinische Moteten 1619, u.a.: X.: Gelobet sei der Herre, mein Hort (SSATTB); XI.: Herr, was ist der Mensch (SSATTB); XIII.: Der Herr behüte dich (SSATTB); Wohlauf, Ihr Gäste gut (um 1620); Balthasari Musculi Außerlesene Gesänglein 1622; Lasst uns den Herren preisen; Kommt her, Studenten frei; Wer Lust und Lieb zur Musik hat; Wohlauf, Soldatenblut; Suite des dames (Instrumentaltänze zu 4 Stimmen); Zu Miltenberg am Maine, zu Würzburg an dem Steine; Ein reicher Kaufmann in Welschland; Jesu, in deine Wunden rot; Jesu, meins Herzens Seufzen viel. Литература: Ludwig Fränkel: Widman(n). In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 42, Duncker & Humblot, Leipzig 1897, S. 344–352. (Familienartikel, darin S. 346 über Erasmus Widmann); Ludwig Fränkel: Widman(n). In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 44, Duncker & Humblot, Leipzig 1898, S. 574 f. (Ergänzungen).

 (408x698, 92Kb)
1583
Альбрехт (Войтех Вацлав) фон Валленштейн (Вальдштейн; немецкое имя — Albrecht Wenzel Eusebius von Waldstein (Wallenstein); чешское имя — Albrecht (Vojtech) Václav z Valdštejna)
герцог Фридландский и Мекленбургский, имперский генералиссимус, выдающийся полководец Тридцатилетней войны. Валленштейн принадлежал к древней чешской дворянской фамилии Вальдштейнов, исповедовавшей протестантскую веру; но после смерти отца, на 16-м году своей жизни, был отдан в иезуитское училище в Ольмюце, и там перешёл в католичество. Окончив университет в Альтдорфе и совершив затем путешествие по Италии, Франции, Нидерландам и Германии, он в 1606 году вернулся на родину, вступил в ряды имперских войск, действовавших в Венгрии, и за отличие при осаде Грана получил капитанский чин. По заключении мира Валленштейн вернулся в Богемию и женился на богатой пожилой вдове, которая в 1614 году умерла бездетной, оставив ему все свое состояние. Это и другое наследство, полученное тогда же от дяди, дали ему возможность играть важную роль при дворе императора Матвея. В кратковременную войну 1617 года между Венецией и герцогом Фердинандом Штирийским (будущим императором), Валленштейн сформировал за свой счет отряд конницы (200 человек) и привёл его к герцогу, вследствие чего вошёл у него в большую милость. При освобождении Градишки от осады, он выказал примерную неустрашимость, а своей щедростью, равно как заботливостью о войсках, приобрел такую известность, что каждый считал за честь служить в его отряде. По окончании похода, он был назначен командиром полка земской милиции в Моравии; вскоре вступил во второй брак с дочерью графа Гарраха, советника и любимца императора, причём получил графское достоинство, звание канцлера и начальство над моравской милицией. Когда, в 1618 году, вспыхнуло восстание в Моравии и Богемии, Валленштейн спас из Ольмюца государственную казну, участвовал со сформированным им кирасирским полком в подавлении восстания и очистил всю страну от протестантских войск, за что был произведён в генерал-майоры с назначением губернатором Моравии. В войне с Бетлен-Габором, князем трансильванским, нанес ему решительное поражение при Штандмюце, а его союзнику, маркграфу бранденбург-эгерндорфскому — при Кремзире (1621 год). Скупив в Богемии многие конфискованные имения и получив от императора обширное Фридландское поместье на границе Силезии, включая Либерец, Грабштейн и Валечов, Валленштейн стал одним из богатейших людей в Австрии. В 1623 году за услуги, оказанные в войне с Бетлен-Габором, он был возведён в звание имперского князя и герцога. В 1625 году, когда средства императора для борьбы с протестантами совершенно истощились, Валленштайн, обладавший 30-миллионным состоянием, предложил выставить 50-тысячную армию за свой счет (с уплатой за то впоследствии), при условии быть её главнокомандующим и содержать её контрибуциями с неприятельских земель. Император согласился на это. Слава и щедрость Валленштейна быстро привлекли под его знамена множество народа. С этой новонабранной армией он разбил Мансфельда, разгромил Мекленбург, Померанию, Шлезвиг, Голштинию, и при помощи Тилли нанес решительный удар датчанам, принудивший Христиана IV заключить в 1629 году мирный договор в Любеке. Мекленбургские владения, которые Валленштейн завоевал, переданы были ему императором, с титулом герцога Мекленбургского. Но по мере успехов Валленштейна, высокомерие и надменность развились в нём до последних пределов и навлекли на него ненависть имперских князей, возмущенных, кроме того, и насилиями его войск. Уступая их просьбам, изложенным на Регенбургском съезде (1630), император лишил Валленштейна начальства над католическим воинством. Последний принял это известие с гордым равнодушием и, оставив армию, удалился в Прагу, где зажил частным человеком. Бездействие его, однако, продолжалось недолго; успехи шведского короля Густава-Адольфа заставили императора вновь обратиться к помощи Валленштейна, но тот только после долгих просьб согласился (1632) принять начальство над армией. Согласие это он обставил такими условиями, которые давали ему неограниченную и бесконтрольную власть не только в армии, но и в землях ею занимаемых. Набрав новые полки, Валленштейн взял Прагу, очистил Богемию от саксонских войск; но, двинувшись затем в Баварию, он, несмотря на тройное превосходство сил, три месяца простоял под Нюрнбергом, занятым Густавом-Адольфом, и от боя уклонялся. Потерпев затем поражение под Лютценом, Валленштейн отступил в Богемию, и, убедясь в трудности вытеснить шведов из Германии, решился достигнуть этого посредством постепенного отторжения от них союзников. Для этого он вступил в переговоры с курфюрстом саксонским и, продолжая решительные военные действия против шведов там, где мог бить их по частям, щадил их протестантских союзников в Германии. Это послужило врагам герцога предлогом для обвинения его в измене. Ещё большим поводом к обвинению Валленштейна послужило освобождение взятого им в плен графа Турна, главы восстания в Богемии. Особенно злобствовали на Валленштейна иезуиты. Хотя Валленштейн пренебрегал неудовольствием венского двора, но все-таки, получив от императора приказание идти на помощь курфюрсту баварскому, двинулся, несмотря на позднее время года, в Баварию; но, узнав дорогой о взятии Регенсбурга протестантами, вернулся назад и расположился в Богемии, на зимних квартирах. Враги Валленштейна, пользуясь этим, старались уличить его в намерении, опираясь на войска, сделаться чешским королем; а крайне раздраженный император потребовал от него очищения австрийских владений. Валленштейн не повиновался этому повелению, ссылаясь на договор, заключенный с императором перед принятием начальства над войсками. Когда же курфюрст баварский Максимилиан, стоявший во главе враждебной партии, потребовал, чтобы Валленштейн был лишен звания главнокомандующего, то последний (страдавший к тому же подагрой) созвал военный совет и, изложив свои несогласия с императором, заявил готовность удалиться от дел.
15 сентября 1583 родился — Альбрехт (Войтех Вацлав) фон Валленштейнpost-13108-133014859272 (700x352, 268Kb)
Но старшие офицеры, считавшие себя более на службе Валленштейн, чем императора, и зная, что с падением первого они могут лишиться ещё неполученной ими значительной денежной суммы за прежнюю службу, протестовали против намерения Валленштейна и 12 января 1634 года заключили с ним договор (Пильзенский), которым обязывались не оставлять друг друга, но при условии не предпринимать ничего против императора и католической церкви. Императору Фердинанду представили все это в виде политического заговора. Он отрешил Валленштейна от командования и объявил его мятежником, а начальство над армией вверено было генералам Пиколомини и Галласу, которым приказано доставить объявленного мятежника живым или мертвым. В то же время император не переставал вести с Валленштейном дружескую переписку. Последний, узнав о грозящей ему опасности и о значении, какое придано Пильзенскому собранию, вновь собрал своих старших офицеров и объявил, что разрешает их от данной клятвы, если они подозревают его в намерениях, противных императору; вместе с тем он подписал реверс, что «никогда и в мыслях не имел предпринимать что-либо против императора и религии». Реверс этот Валленштейн отправил в Вену, с заявлением готовности своей сдать начальство над армией, и на суде отдать отчет в своих поступках. Но судьба его была уже решена; реверс его императору не был представлен. Последовавшим затем декретом конфисковались имения герцога. Валленштейн, узнав о движении против него войск Пиколомини и Галласа, бежал с оставшимся верным ему слабым прикрытием в замок Эгер, (ныне Хеб, Чехия). Затруднительность положения заставила его вступить в переговоры с предводителями протестантов, но герцог Бернгард Саксен-Веймарский и Оксеншерна, не доверяя Валленштейну, отвергли его предложения. Между тем полковник Бутлер, начальник конвоя Валленштейна, будучи подкуплен генералами Пиколомини и Галласом, 25 февраля 1634 года, с помощью двух офицеров, коменданта крепости шотландца Джона Гордона и его соотечественника майора Уолтера Лесли, изменнически умертвил приближенных Валленштейна фельдмаршала Кристиана Иллова, генерала Адама Терцки, полковника Вильгельма Кински и ротмистра Ноймана.
 (700x405, 143Kb)
В то же время капитан Деверу с драгунами вломился в спальню герцога, который уже лежал в постели. Увидев в чём дело, Валленштейн встал, прислонился к стене и спокойно принял смертельный удар алебардой в грудь. Убийцы были щедро награждены за счет имущества погибшего герцога. Каждый из 36 драгун полка Бутлера, принимавших участие в ночном избиении, получил по 500 талеров. Капитану Вальтеру Деверу, согласно мнению историков, направлявшему последний удар в грудь полководца, стоявшего перед ним в ночной рубахе, досталась 1000 талеров. Вальтер Бутлер получил из конфискованных владений имения Доксы и Бернштейн, Джон Гордон — имения Снидары и Скршиваны. В Праге сохранились роскошный дворец и сады Валленштейна. Валленштейн — герой ряда литературных произведений (пьесы Шиллера «Лагерь Валдштейна» и др.)

Girolamo_Frescobaldi_(1583-1643),_engraving_by_Claude_Mellan_(1619) (583x700, 507Kb)
1583
Джироламо Фрескобальди (итальянское имя — Girolamo Frescobaldi)
итальянский композитор, органист и клавесинист. Один из наиболее известных и значительных представителей музыкального барокко. Джироламо Фрескобальди родился в Ферраре. Первые уроки музыки получил предположительно от отца, музыканта и видного гражданина Феррары. У Джироламо обнаружились способности к игре на органе: он начал брать уроки у придворного органиста и известного мадригалиста Луццаско Луццаски. У Луццаски Джироламо также обучался игре на архиклавесине Н.Вичентино. Фрескобальди называл своего учителя «редким органистом» («organista si raro») и посвятил ему свои каприччио. В возрасте четырнадцати лет Фрескобальди получил звание органиста феррарской Accademia della Morte. Позже молодой Фрескобальди был принят под покровительство знатной семьи Бентивольо в Ферраре. В 1604 году стал членом Академии Святой Цецилии. Церковник Гвидо Бентивольо, которому была обещана должность в папском дворе, взял Фрескобальди с собой в Рим. В 1607 году композитор был назначен органистом базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. Он был зарегистрирован здесь как «органист Джироламо» («Girolamo organista») в период с января по май. В том же году Фрескобальди, сопровождая Гвидо Бентивольо (папского нунция) посетил Фландрию. Предполагают, что в Брюсселе он, возможно, встречался с Питером Филипсом и Петером Корнэ; впрочем, никаких свидетельств влияния их на Фрескобальди нет. С 1608 до самой смерти служил органистом в (римском) соборе Святого Петра, за исключением 1615, когда был органистом в Мантуе, и 1628—1634, когда служил органистом при дворе Медичи во Флоренции. Умер в Риме Фрескобальди больше всего известен как автор сочинений для органа и клавесина во всех практиковавшихся в его эпоху жанрах. В его наследии токкаты, партиты, ричеркары, фантазии, «канцоны во французском стиле» (итальянское название — canzona francese), каприччио, куранты, пассакалии, чаконы, баллетто, обработки песнопений оффиция и мессы (магнификаты, Kyrie, гимны). Границы между отдельными инструментальными жанрами (в соответствии с барочной традицией) нечёткие. Инструментальные пьесы Фрескобальди объединял в нотные сборники, которые издавал на протяжении жизни (некоторые сборники вышли посмертно). Хотя принцип составления сборника часто заявлялся в заголовке как жанровый, в действительности в сборник включались пьесы различных жанров. Так, сборник под заглавием «Токкаты в партитуре для клавесина и органа. Книга I» (Toccate d'intavolatura di cimbalo et organo, 1637) включал кроме 12 токкат также 4 партиты, 4 куранты, 3 баллетто, 3 каприччио и др. пьесы. Тематические заголовки сборников произвольны и метафоричны.
Frescobaldi-Fiori-musicali-title-page (526x700, 356Kb)
Fiori musicali. Титульная страница первого издания (Венеция, 1635)
Так издание, озаглавленное как «Музыкальные цветы» (Fiori musicali, 1635), в действительности содержит три органные мессы, предназначенные для (пышного) инструментального сопровождения католической литургии — в том виде, как это было принято в тогдашней Италии. Судя по составу сборника Фрескобальди стремился «обеспечить» органное сопровождение для литургически наиболее ходовых служб — любой воскресной (Missa della Domenica), апостольской (Missa degli Apostoli) и богородичной (Missa della Madonna) месс. Каждая из них структурирована одинаково — вероятно, в соответствии с тем, как предписывала традиция украшения мессы в Риме (где Фрескобальди работал органистом). Начало богослужения предваряла (в виде прелюдии) импровизационная токката. Из ординарных частей лишь Kyrie исполнялось alternatim (в сборнике выписаны версеты). После Послания (epistola) звучала канцона. После Credo и на Возношение Даров (elevatio) исполнялись ричеркар и/или токката. И наконец, после Причастия (в качестве постлюдии) звучала канцона. Таким образом, каждый из разделов, обозначенный в оригинальном издании как Missa, следует воспринимать не как цикл инструментальной музыки (в том смысле, как это часто бывало в XIX — XX вв.), а как подборку инструментальных вставок для обычной («вокальной») мессы. В конце Fiori musicali следуют 2 пьесы: «Бергамаска» и Каприччио на тему «Girolmeta», не имеющие никакого отношения к литургии. Аналогично, рукописный сборник под игривым названием «Цветочки Фрескобальди» (Fioretti di Frescobaldi) ничего не говорит о составе и тематике; в действительности он содержит 11 (инструментальных) канцон и одну токкату. Клавирные пьесы композитор иногда объединял в жанровые циклы — небольшие сюиты («Баллетто, куранта и пассакалия», «Куранта и чакона», «Пассакалия и чакона»). К большому собранию сочинений Фрескобальди для органа и клавесина примыкает опубликованная в 1628 году «Первая книга инструментальных канцон для всякого рода инструментов» (Il primo libro delle canzoni per sonare con ogni sorte di stromenti),— сборник ансамблевой музыки, в который входят 39 канцон и 2 токкаты. Для канцон (в оригинале без всяких названий) редактор сборника Б.Грасси придумал тематические индивидуальные заголовки — La Bianchina, La Marina, La Nobile, La Tromboncina и т.п. В инструментальной (реже вокальной) музыке Фрескобальди активно использовал вариации на различные, популярные в его время гармонические модели — романеску, фолию, Руджеро и другие (менее известные модели), и вариации на basso ostinato (в специфической терминологии Фрескобальди — «на чакону» и «на пассакалию»; различие между ними весьма размыто). Особенным примером таких вариаций может служить относящаяся к позднему периоду творчества (1637) т.н. «Партита Cento на пассакалию» (итальянское название — Partite cento sopra passacagli) — одно из наиболее известных и масштабных сочинений Фрескобальди. Партита во многих отношениях загадочна, начиная с заглавия. Некоторые исследователи полагали, что «сто» (итальянское название — cento) относится к количеству вариаций (собств. partite, от parte - часть); впрочем, это объяснение не стало общепризнанным. «Партита 100» исключительна с точки зрения изобретательности в композиционной технике (включая ряд темповых, метроритмических и фактурных метаморфоз избранной для вариаций темы) и форме, напоминающей больше (позднейшую) фантазию, чем традиционный «набор вариаций». Загадочна и её звуковысотная структура (гармония): хроматические модуляции/метаболы здесь охватывают звуковысотный материал в пределах квинтового ряда от des до dis, а тональный план разомкнут — в начале партиты очевидна тоника d, но заканчивается всё сочинение (такой же очевидной) тоникой e. Фрескобальди менее известен как автор вокальной музыки, хотя оставил значительное количество сочинений в различных её жанрах. Среди вокальных сочинений — «книга» (сборник из 19 пьес) светских мадригалов для пяти голосов (1608) и 36 латинских мотетов (образцы «второй практики», для 1-3 голосов с basso continuo), бóльшая часть которых была опубликована в сборнике «Liber secundus diversarum modulationum» (1627; публикация сохранилась фрагментарно). Фрескобальди — автор двух восьмиголосных месс, в основу разработки которых положены популярные светские мелодии: в мессе «sopra l'aria della Monica» — песня 'Монахиня', в мессе «sopra l'aria di Fiorenza» — песня 'Фьоренца'. Авторство Фрескобальди в двух этих мессах оспаривается. В 1630 г. вышли две «книги» (сборника, 23+20, всего 43 пьесы) под одинаковым названием «Музыкальные арии» (Arie musicali), для 1-3 голосов и basso continuo (партию которого обычно поручают клавесину и теорбе). «Ариями» здесь называются (1) песни танцевального характера или (2) пьесы в свободной форме (разделы со сменой темпа, мензуры, лада, фактуры), в модном в те времена stile recitativo. Ансамблевые «арии» написаны в имитационной технике; некоторые из них («нетанцевальные») напоминают раннебарочные итальянские мадригалы. Среди его учеников-органистов был Иоганн Якоб Фробергер, его традиции развивал Георг Муффат. Черты стиля Фрескобальди заметны и в творчестве Микеланджело Росси (раньше считался учеником Фрескобальди, ныне это утверждение оспорено). Органное творчество Фрескобальди ценили Генри Пёрселл и Бах (последний имел у себя копию его сборника «Fiori musicali»). Издания музыки: Girolamo Frescobaldi: Opere complete, ed. E. Darbellay and others // Monumenti musicali italiani. 11 vls. Milano, 1975–2014. Литература: Hammond F. Girolamo Frescobaldi. — Cambridge: Harvard UP, 1983; Girolamo Frescobaldi nel quarto centenario della nascita, a cura di S. Durante and Dinco Fabris. Firenze, 1986 (сборник статей); Silbiger A. Frescobaldi Studies. — Duke University Press, 1987. — 398 p. — ISBN 9780822307112; Klein H. Die Toccaten Girolamo Frescobaldis. — Mainz; London; New York; Paris; Tokyo: Schott, 1989; Randel Don M. The Harvard Biographical Dictionary of Music. — Harvard University Press, 1996. — P. 283—284. — ISBN 9780674372993; Apel W. 16. Italy // The History of Keyboard Music To 1700. — Indiana University Press, 1997. — ISBN 9780253211415; Place A. de. Girolamo Frescobaldi. — Paris: Fayard, 2002; Silbiger A. On Frescobaldis' recreation of the chaconne and the passacaglia // The Keyboard in Baroque Europe. Cambridge, 2003, pp. 1-18; Fiori musicali: liber amicorum Alexander Silbiger, ed. by Claire Fontijn and Susan Parisi. Sterling Heights, Mich.: Harmonie Park Press, 2010. XV, 595 p. ISBN 9780899901442; Гервер Лариса. Инганни в «Capriccio sopra Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La» и «Capriccio sopra La, Sol, Fa, Mi, Re, Ut» Джироламо Фрескобальди // Научный вестник Московской консерватории. — 2013. — № 1. — Страницы 116—127.

 (455x699, 82Kb)
1584
Георг Рудольф Векерлин (немецкое имя — Georg Rudolf Weckherlin)
немецкий поэт. Родился в Штутгарте. Сын чиновника. Изучал право в Тюбингенском университете. С 1620 жил в Англии, где был секретарём государственного совета английского парламента. Представитель раннего барокко в немецкой литературе начала 17 в., Векерлин издал две книги "Од и песен" (1618 и 1619), сборник "Духовные и светские стихотворения" (1641), писал застольные и любовные анакреонтические песни. В лучших сонетах и одах (сонет "Германия", ода "За дело, смелые солдаты" и др.) выступал как страстный тираноборец и противник войн. Умер в Лондоне 13 февраля 1653 года.

1603
Токугава Ёрифуса (японское имя — 徳川頼房)
японский даймё раннего периода Эдо, правитель Симоцума-хана (1606—1609) и Мито-хана (1609—1661). Одиннадцатый (младший) сын Токугавы Иэясу (1543—1616), первого сёгуна Японии из династии Токугава (1603—1605). В детстве носил имя Цурутиёмару. В 1606 году юный Ёрифуса получил во владение Симоцума-хан в провинции Хитати с доходом 100 000 коку риса. В 1609 году ему пожаловали в наследственное владение в той же самой провинции домен Мито-хан с доходом 350 000 коку. Токугава Ёрифуса стал основателем боковой ветви Токугава Мито (младшей линии госанкэ). В 1627 году Ёрифуса получил придворный ранг jusanmi (従三位参议; младший советник 3-го ранга) и титул тюнагона (中納言, средний государственный советник). 23 августа 1661 года 57-летний Токугава Ёрифуса скончался, ему наследовал третий сын Мицукуни (1628—1701), 2-й даймё Мито-хана (1661—1690). Источники: Тернбулл С. Самураи. — Москва: «АСТ», 2008. — Страница 78. — ISBN 978-5-17-040815-3.

Carlos1607Bez názvu (598x700, 76Kb)
1606
Карлос Австрийский (испанское имя — Carlos de Austria y Austria)
брат короля Испании Филиппа IV, инфант Испании. Карлос родился в Эскориале, в семье короля Испании и Португалии Филиппа III (во втором из этих двух королевств правил под именем Филиппа II) и его жены королевы Маргариты. Был вторым сыном в семье, пятым из восьми детей. Карлос был младшим братом Филиппа IV и, пока король оставался бездетным, являлся наследником испанского престола. У Карлоса были плохие отношения с фаворитом Филиппа и премьер-министром Оливаресом, и хотя он не интересовался политикой, его использовали различные придворные, чтобы отодвинуть Оливареса. Во время продолжительных болезней брата Карлос был близок к получению короны, но Филипп выздоравливал, а в 1629 году у него родился наследник престола — Бальтазар Карлос. Это полностью лишило Карлоса Австрийского политического влияния при дворе. Дон Карлос умер в Мадриде 30 июля 1632 года в возрасте 25 лет, оставшись одним из наиболее загадочных персонажей своего времени. Награды: Кавалер ордена Золотого руна (7 декабря 1623 года)

 (606x699, 181Kb)
1613
Франсуа де Ларошфуко (французское имя — Francois de La Rochefoucauld)
французский политический деятель XVII в. и известный мемуарист, автор знаменитых философских афоризмов. Родился в Париже, представитель знатного рода. До смерти отца носил титул принца Марсийака. С 1630 появился при дворе, участвовал в Тридцатилетней войне, где отличился в сражении при Сен-Никола. С молодости отличался остроумием и смелостью суждений и по приказу Ришелье был выслан из Парижа в 1637. Но, находясь в своем поместье, продолжал поддерживать сторонников Анны Австрийской, которую Ришелье обвинял в связях с враждебным Франции испанским двором. В 1637 возвратился в Париж, где помог известной политической авантюристке и подруге королевы Анны, герцогине де Шеврез, бежать в Испанию. Был заключен в Бастилию, но не надолго. Несмотря на военные подвиги в битвах с испанцами он вновь проявляет независимость и вновь отлучается от двора. После смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643) он снова при дворе, но становится отчаянным противником Мазарини. Чувство ненависти к Мазарини связано и с любовью к герцогине де Лонгвиль, принцессе королевской крови, которую называли вдохновительницей гражданской войны (Фронды). Старый герцог Ларошфуко купил для сына пост губернатора в провинции Пуату, но в 1648 сын оставил свой пост и явился в Париж. Здесь он прославился тем, что произнес в парламенте речь, напечатанную под заголовком Апология принца де Марсийака, которая стала политическим кредо знати в гражданской войне. Суть декларации заключалась в необходимости сохранения привилегий аристократов – как гарантов благополучия страны. Мазарини, проводивший политику укрепления абсолютизма, объявлялся врагом Франции. С 1648 по 1653 Ларошфуко был одним из главных деятелей Фронды. После смерти отца (8 февраля 1650) он стал именоваться герцогом де Ларошфуко. Он возглавлял борьбу против Мазарини на юго-западе страны, его ставкой был город Бордо. Защищая этот район от королевских войск, Ларошфуко принимал помощь от Испании – это его не стесняло, ибо по законам феодальной морали, если король нарушал права феодала, последний мог признать другого суверена. Ларошфуко проявил себя как наиболее последовательный противник Мазарини. Он и принц Конде были руководителями Фронды принцев. 2 июля 1652 под Парижем в Сент-Антуанском предместье армия фрондеров потерпела решительное поражение от королевских войск. Ларошфуко был серьезно ранен и едва не потерял зрение. Война принесла Ларошфуко разоренье, его поместья были разграблены, он отошел от политической деятельности. На протяжении почти десяти лет он работал над мемуарами, которые вошли в ряд лучших воспоминаний о Фронде. В отличие от многих своих современников, он не восхвалял себя, а старался дать предельно объективную картину событий. Он был вынужден признать, что большинство его соратников по борьбе в защиту прав знати предпочли роль придворного вельможи определенным феодальным правам. Сравнительно спокойно перенеся свое разорение, он с горечью писал о корыстолюбии принцев. В воспоминаниях он воздал должное государственному уму Ришелье и признал его деятельность полезной для страны. Последние два десятилетия своей жизни Ларошфуко отдал литературной деятельности и активно посещал литературные салоны. Он упорно работал над своим главным произведением Максимами – афористическими размышлениями о морали. Мастер салонной беседы, он отшлифовывал свои афоризмы много раз, все прижизненные издания его книги (их было пять) несут следы этой напряженной работы. Максимы сразу принесли автору известность. Даже король покровительствовал ему. Афоризмы – отнюдь не записанные экспромты, они плод большой эрудиции, знатока античной философии, читателя Декарта и Гассенди. Под влиянием материалиста П.Гассенди автор пришел к выводу, что поведение человека объясняется себялюбием, инстинктом самосохранения, а мораль определяется жизненной ситуацией. Но Ларошфуко нельзя назвать бессердечным циником. Разум позволяет человеку, считал он, ограничивать свою собственную природу, сдерживать претензии своего эгоизма. Ибо себялюбие бывает опаснее врожденной свирепости. Редко кто из современников Ларошфуко раскрыл лицемерие и жестокость галантного века. Придворная психология эпохи абсолютизма является наиболее адекватным отражением Максимов Ларошфуко, но их значение шире, они актуальны и в наше время. Умер в Париже 16 марта 1680 года. Родители: Франсуа V (1588—1650), герцог де Ларошфуко и Габриелла дю Плесси-Лианкур (умерла в 1672). Жена: (с 20 января 1628, Миребо) Андре де Вивонн (умер в 1670), дочь Андре де Вивонн, сеньора де ла Беродье и Марии Антуанетты де Ломени. Имели 8 детей: Франсуа VII (1634—1714), герцог де Ларошфуко; Шарль (1635—1691), рыцарь Мальтийского ордена; Мари Катрин (1637—1711), известна как Мадмуазель де Ларошфуко; Генриетта (1638—1721), известна как Мадмуазель де Марсийак; Франсуаза (1641—1708), известна как Мадмуазель д’Анвиль; Анри Ахилл (1642—1698), аббат де Ла Шез-Дье; Жан Батист (1646—1672), известен как Шевалье де Марсийак; Александр (1665—1721), известен как Аббат де Вертейль. Внебрачная связь: Анна Женевьева де Бурбон-Конде (1619—1679), герцогиня де Лонгвиль, имели сына: Шарль Парис де Лонгвиль (1649—1672), герцог де Лонгвиль, был одним из кандидатов на польский престол. Сочинения: Œuvres complètes, [P., 1957]; в русском переводе — Мемуары. Максимы, Ленинград, 1971. Литература: История французской литературы, том 1, Москва — Ленинград, 1946, страницы 449 — 454; Линецкая Э., Ф.Ларошфуко, в книге: Писатели Москва, 1964; Разумовская М.В., Ларошфуко, автор "Максим", Ленинград, 1971; Moore W. G., La Rochefoucauld, [L.], 1969; Marchand J., Bibliographie gе́nе́rale raisonnе́e de la Rochefoucauld, P., 1948.

1627
Франческо Провенцале (итальянское имя — Francesco Provenzale)
итальянский композитор, педагог, первый представитель Неаполитанской оперной школы. Документальных свидетельств о Провенцале до 1658 года не обнаружено. Предположительно он окончил консерваторию «Пьета деи Турчини» в Неаполе. Обучался игре на органе у Дж.М.Сабино, органиста церкви Аннунциата. Первая опера Провенцале, о которой сохранилось упоминание, — «Кир» (1653). Известность получил в 1654 году после постановки оперы «Тесей». В основном посвятил себя педагогике. С 1663 по 1674 годы преподавал в консерватории «Санта-Мария ди Лорето», с 1673 по 1701 годы возглавлял консерваторию «Пьета деи Турчини». В эти годы его учениками были Н.Фаго, Д.Сарро, Л.Лео, А.Скарлатти. Влияние на музыку Провенцале оказали композиторы Венецианской школы, в частности К.Монтеверди, Ф.Кавалли. Развивая их достижения в области оперы, Провенцале стал первым представителем новой, неаполитанской оперной школы, которую вскоре возглавил его ученик, А.Скарлатти. Провенцале удавались как комические, так и драматические оперы. В качестве основы он использовал исторические и комедийно-бытовые сюжеты. Одним из лучших произведений Провенцале считается опера «La colomba ferita» о жизни Святой Розалии. В 1660 году Провенцале женился на Кьяре Базиле. Частые постановки приносили известность, а с ней росло число учеников и занимаемых постов, приносивших приличный доход. В 1680 Провенцале стал вторым дирижёром королевской капеллы в Неаполе, с 1690 дирижёром, а в 1704, за несколько дней до смерти, получил в капелле высший пост. Умер в Неаполе 6 сентября 1704 года. Оперы: «Кир» (1653); «Тесей» (1654); «Ксеркс» (1655); «Артемизия» (1657); «Эритрея» (1659); «Раб своей жены» (итальянское название — Il schiavo di sua moglie, 1671); «Орфей» (1677); «Аврелий» (1678). Другие произведения: Реквием; 3 оратории (1664, 1672, 1672); 10 кантат; Месса; 4 пассиона; Двухголосные мотеты (1689); Псалом. Литература: Римский Л.Б. Провенцале Ф. Музыкальная энциклопедия

 (559x699, 93Kb)
1649
Титус Оутс (Titus Oates)
английский заговорщик, сфабриковавший так называемый папистский заговор, никогда не существовавший в реальности католический заговор с целью убийства короля Карла II. Титус Отс родился в Окхэме. Его отец, Самуил, был главой округа Маршэм в Норфолке, прежде чем стать анабаптистом во время Английской революции и воссоединиться с Церковью Англии во время Реставрации Стюартов. Оутс учился в школе портных-торговцев (был принят туда в июне 1665 года), возможно — какое-то время учился в школе в Суссексе, затем — в колледже Гонвилла и Каюса в Кембридже с 29 июня 1667 года и колледже Святого Иоанна в Кембридже со 2 февраля 1668 или 1669 года. Оутс не был хорошим студентом и был изгнан из обоих учебных заведений, но впоследствии утверждал, что до поступления в колледж учился также в Вестминстерской школе. Через несколько месяцев после изгнания из последнего колледжа он стал англиканским священником и викарием прихода Боббинг в Кенте. В этот период Оутсу было предъявлено обвинение в лжесвидетельстве за то, что он заявлял о содомии учителя из Гастингса. Оутс был посажен в тюрьму, но бежал (по другой версии — чудом избежал преследования за дачу ложных показаний) и отправился в Лондон. В 1677 году он получил назначение в качестве капеллана судна Adventurer в английском военно-морском флоте. Вскоре он был обвинён в содомии (которая каралась смертной казнью в Англии в то время) и был помилован только вследствие его статуса священника. После изгнания из флота он отправился в католическое герцогство Норфолк как англиканский священник. В пепельную среду в 1677 году он был принят в лоно католической церкви. Как ни странно, в то же время Оутс выступал соавтором ряда антикатолических брошюр вместе с Израилем Тонгом, с которым он познакомился через своего отца Самуила, который ещё раз вернулся к баптистской доктрине. Оутс был связан с иезуитскими организациями Сент-Омер (во Франции) и Королевским английским колледжем в Вальядолиде, Испания (как и многие семинарии диоцезов того времени, это были иезуитские по своей сути учреждения). Оутс был принят на курс в Вальядолиде при поддержке Ричарда Стреннджа как брат Амброз, несмотря на отсутствие у него даже базовых знаний латыни. Позже он лгал, что стал доктором католического богословия. Через некоторое время он был выслан из Испании, но в октябре 1677 года подал на поступление в Сент-Омер и поступил туда в декабре. Томас Витбред, впрочем, занял более жёсткую позицию в отношении Оутса, чем Стрендж, и в июне 1678 года изгнал его из Сент-Омера. Когда Оутс вернулся в Лондон, он возродил свою дружбу с Израилем Тонгом. Оутс рассказал, что он сделал вид, что стал католиком, чтобы узнать о секретах иезуитов, и что, прежде чем уехать, он слышал о запланированной встрече иезуитов в Лондоне. В историю Оутс вошёл сфабрикованным им Папистским заговором — через одного из королевских министров, используя поддельные письма, он сумел убедить короля Карла II в том, что католики тайно готовят покушение на него. Клевета Оутса привела к массовой антикатолической истерии в стране, массовым арестам католиков и казням известных людей, но в конце концов его обман раскрылся. 31 августа 1681 года Оутс был арестован за «призыв к мятежу», приговорён к штрафу в 100000 фунтов и брошен в тюрьму. В мае 1685 года, когда на трон взошёл Яков II, Оутс был осуждён повторно — за дачу ложных показаний — и был приговорён к нескольким дням пыток. Так, в первый день его привязали к позорному столбу, и прохожие закидывали его яйцами, на второй день его снова привязали к столбу. На третий день его раздели догола и проволокли по улицам привязанным за ноги к телеге, после чего жестоко выпороли. На следующий день его выпороли снова, и повторная порка, как считалось, должна была убить его, но Оутс всё же выжил. Следующие три с половиной года Оутс провёл в тюрьме. В 1689 году, после вступления на трон Вильгельма Оранского и началом очередного возмущения против католиков, он получил частичную свободу и сразу попытался обжаловать свой приговор в Палате лордов, члены которой, допуская его несправедливость, всё же при рассмотрении подтвердили его по 23 пунктам из 35. Однако члены Палаты общин приняли законопроект, аннулирующий это решение; в итоге была проведена совместная конференция, на которой члены Палаты лордов, признавая, что юридически они неправы, придерживались их прежнего определения. Вопрос с Оутсом был окончательно решён королевским помилованием и назначением пенсии в 260 фунтов стерлингов в год. Выплата пенсии была затем приостановлена, но в 1698 году возобновлена и даже увеличена до 300 фунтов стерлингов в год. Тяжёлое наказание и тюремное заключение нисколько не изменили Оутса, и остаток своей жизни он провёл в различных грязных интригах. В 1691 году он познакомился с Уильямом Фуллером, другим заговорщиком и самозванцем, вместе с которым оказался вовлечён в новый заговор, но никакого успеха в этом не достиг. Он женился на богатой вдове в 1693 году, но его расточительность скоро привела его к разорению. В 1696 году он посвятил королю Вильгельму III Оранскому книгу под названием Eikon Basilike, где негативно отзывался о покойном короле Якове. В 1698 он получил возможность стать членом Баптистской церкви и начал проповедовал в Уоппинге, но в 1701 году в результате финансового скандала он был формально изгнан из церкви. Титус Оутс умер 12 июля 1705 года.

Ritratto_del_cardinale_tommaso_ruffo (579x700, 378Kb)
1663
Томмазо Руффо (итальянское имя — Tommaso Ruffo)
итальянский куриальный кардинал и папский дипломат. Титулярный архиепископ Никеи с 7 апреля 1698 по 17 мая 1706. Апостольский нунций в Тоскане с 19 апреля 1698 по 23 марта 1700. Архиепископ Феррары с 10 мая 1717 по 26 апреля 1738. Вице-декан Священной Коллегии Кардиналов с 3 сентября 1738 по 29 августа 1740. Вице-канцлер Святой Римской Церкви с 29 августа 1740 по 16 февраля 1753. Секретарь Верховной Священной Конгрегации Римской и Вселенской Инквизиции с 29 августа 1740 по 16 февраля 1753. Декан Священной Коллегии Кардиналов и префект Священной Конгрегации Церемониала с 29 августа 1740 по 16 февраля 1753. Кардинал-священник с 17 мая 1706, с титулом церкви S. Lorenzo in Panisperna с 25 июня 1706 по 29 января 1709. Кардинал-священник с титулом церкви Санта-Мария-ин-Трастевере с 29 января 1709 по 1 июля 1726. Кардинал-епископ Палестрины с 1 июля 1726 по 3 сентября 1738. Кардинал-епископ Порто и Санта-Руфина с 3 сентября 1738 по 29 августа 1740. Кардинал-епископ Остии и Веллетри с 29 августа 1740. Родился в Неаполе. Томмазо Руффо был сыном Карло Руффо, 3-его герцога Баньяры. Высшее образование получил в Римском университете Ла Сапиенца, где удостоился степени доктора канонического и гражданского права. Внучатый дядя кардинала Фабрицио Диониджи Руффо. Умер в Риме 16 февраля 1753 года.

SophiaDorothea_of_Celle1 (557x700, 431Kb)
1666
София Доротея Брауншвейг-Люнебург-Целльская (немецкое имя — Sophie Dorothea von Braunschweig-Lüneburg-Celle)
курпринцесса Ганновера, супруга курпринца Георга Людвига, будущего короля Великобритании. Вошла в историю как принцесса Альденская. Родилась в Целле. София Доротея была единственной дочерью и наследницей герцога Георга Вильгельма Брауншвейг-Люнебург-Целльского в его узаконенном императором Священной Римской империи Леопольдом I браке с гугеноткой Элеонорой де Ольбрёз. Её дедушка и бабушка с отцовской стороны — Георг Брауншвейг-Люнебург-Каленбергский и ландграфиня Анна Элеонора Гессен-Дармштадтская. Детство Софии Доротеи протекало беспечно. Её родителей связывала искренняя любовь, что было редкостью среди их сословия в те времена, и они дарили тепло и любовь своей живой и талантливой девочке. Уже в 12 лет ей стали подыскивать супруга. Её отец перевёл на неё большие имущественные ценности, и это богатство способствовало тому, чтобы София Доротея стала интересной партией в матримониальных планах целого ряда молодых князей. К Софии Доротее сватались принц Август Фридрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский, герцог Фридрих Карл Вюртемберг-Виннентальский, Максимилиан II Эмануэль Баварский и шведский король Карл XI из дома Пфальц-Цвейбрюккен. Но Софию Доротею отдали замуж за старшего сына младшего брата её отца во исполнение имевшейся между братьями договорённости. Принцесса София Доротея вышла замуж 18 ноября 1682 года в часовне Целльского дворца за своего кузена курпринца Георга Людвига, будущего короля Великобритании Георга I. Вначале брак казался счастливым. У Георга Людвига и Софии Доротеи родилось двое детей: Георг Август, будущий король Великобритании Георг II; София Доротея. После рождения детей супруги охладели друг к другу. Курпринц Георг Людвиг отдавал предпочтение своей давней любовнице Мелюзине фон дер Шуленбург. Свекровь Софии Доротеи София Ганноверская, от которой после состоявшейся помолвки когда-то отказался её отец, считала невестку незаконнорождённой и не любила её. В начале 1688 года в Ганновер прибыл друг детства Софии Доротеи, граф Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк из старинного бранденбургского дворянского рода. Он служил в чине полковника в лейб-гвардии герцога Эрнста Августа и принимал участие в военном походе против Франции. Его положение позволяло ему часто бывать при дворе. Неосторожно выраженное предпочтение графу, выросшему пажем при дворе её отца, дало ганноверскому двору основания подозревать Софию Доротею в предосудительных отношениях с Кёнигсмарком. После громкой ссоры с мужем София Доротея уехала весной 1694 года к родителям в Целле. Они не одобрили разрыва с курпринцем, отец Софии Доротеи надеялся получить у своего брата финансовую поддержку после войны против Дании и Швеции. Поэтому родители отправили Софию Доротею обратно в Ганновер. Летом 1694 года София Доротея строила с Кёнигсмарком и своей придворной дамой Элеонорой фон дем Кнезебек планы побега в Вольфенбюттель к герцогу Антону Ульриху Брауншвейгскому или в Саксонию, где граф получил место генерал-майора от кавалерии.
Sophie_Dorothea_Prinzessin_von_Ahlden (557x700, 443Kb)
София Доротея Брауншвейг-Люнебургская со своими детьми Георгом и Софией Доротеей.
Через любовницу курфюрста графиню Клару Элизабет фон Платен при дворе стало известно о любовной связи между принцессой и графом и планах побега, уликами послужила их переписка. Ночью 1 июля 1694 года граф Кёнигсмарк бесследно исчез в Ганноверском дворце. София Доротея так никогда и не узнала точно, что с ним произошло. Очевидным было лишь то, что граф Кёнигсмарк был убит по приказу курфюрста Эрнста Августа. Тело не было найдено, официально граф считался без вести пропавшим. Точный ход событий так и не был установлен, возможно имевшиеся документы были уничтожены. Исчезновение графа Кёнигсмарка стало скандалом государственного масштаба, привлёкшим к себе внимание не только родственников, дипломатов и народа. Король Людовик XIV пытался прояснить ситуацию у своей невестки Лизелотты Пфальцской и направил в Ганновер своих агентов. Пролить свет на эту тёмную историю не удалось и Августу Сильному, объявившего многонедельные розыски своего пропавшего генерала. О помощи в расследовании исчезновения своего брата его просила и Аврора фон Кёнигсмарк. Курфюрст Эрнст Август и герцог Георг Вильгельм обратились с жалобой на саксонского курфюрста к императору Священной Римской империи Леопольду I. Несмотря на давление, оказанное императором и бранденбургским курфюрстом Фридрихом III, посланцы Августа продолжали свою работу. Во избежание огласки Кёнигсмарк передал письма Софии Доротеи своему родственнику, шведскому графу Карлу Густаву фон Левенгаупту. Наследники Лёвенгаупта предложили ганноверскому двору выкупить документы по очень высокой цене. В Ганновере отказались и выразили сомнение в подлинности переписки. В середине XIX века переписка была опубликована. Большая часть писем сегодня находится в собственности Лундского университета, несколько писем оказалось в руках внука Софии Доротеи Фридриха II, как считается, они были выкрадены по приказу сестры Фридриха королевы Швеции Луизы Ульрики. После смерти Фридриха письма осели в Тайном государственном архиве Фонда прусского культурного наследия. Сегодня их подлинность полностью установлена. Физического устранения графа Кёнигсмарка было недостаточно для восстановления чести курпринца. Он хотел развестись с неверной супругой. В 1694 году София Доротея была отправлена в Альденский замок. Оттуда её перевезли во дворец Лауэнау, где состоялся бракоразводный процесс. 28 декабря 1694 года брак между курпринцем и Софией Доротеей был расторгнут. София Доротея была признана виновной в супружеской измене, ей было отказано вступать в брак повторно и видеть своих детей. Её имя было выправлено из всех официальных документов, оно не упоминалось в молитвах. София Доротея потеряла и титул курпринцессы. После вынесения приговора она была выслана в удалённый Альденский замок в заключение, хотя о том, что бывшая курпринцесса должна была провести оставшуюся жизнь под замком в приговоре не было ни слова. Она была лишена своего имущества, но ей выплачивалось годовое содержание, сначала 8 тысяч талеров, позднее оно было увеличено до 28 тысяч, которые выплачивались ей её отцом и свёкром поровну. Принцессу охраняла команда численностью в 40 человек. Контакты принцессы и её почта строго контролировались. Но София Доротея никогда и не пыталась бежать.
Сначала пленнице разрешалось находиться только в помещениях замка, затем ей разрешили прогулки в сопровождении. После двух лет заключения Софии Доротее разрешили прогулки в карете на расстояние до двух километров. Её заключение несколько раз прерывалось войнами и строительными работами, когда принцесса находилась во дворце в Целле или Эсселе. Ей разрешалось принимать посетителей, мать Софии Доротеи получила неограниченное право видеться с дочерью. При Софии Доротее состояли две придворные дамы, несколько камеристок и обслуживающий персонал.
Sophie_Dorothea,_Princess_of_Hannover_by_Henry_Gascard (506x700, 358Kb)
София Доротея Брауншвейг-Люнебургская.
Софии Доротее разрешили называться принцессой Альденской по месту своего жительства. В первые годы она демонстрировала полную апатию и равнодушие, на затем пыталась изменить свою судьбу. Когда в 1698 году умер её бывший свёкр, София Доротея отправила своему бывшему мужу письмо с соболезнованиями и мольбами о прощении и свидании с детьми. Она написала письмо с соболезнованиями и курфюрстине Софии, но ни на одно из писем не последовало реакции. Умирающий отец Софии Доротеи в 1705 году безуспешно упрашивал ганноверского премьер-министра Бернсторфа предоставить ему возможность увидеться напоследок с дочерью. После смерти матери София Доротея, оставшаяся одна в окружении своих недругов, надеялась на встречу со своей дочерью. Хотя королева Пруссии и приезжала в Ганновер в 1725 году, чтобы повидаться со своим отцом, уже ставшим королём Англии, но надежды матери на встречу оказались напрасными. В жизни Софии Доротеи осталась одна радость — еда. Она стала полнеть в отсутствие достаточной физической нагрузки и страдать от простуд и нарушений пищеварения. В начале 1726 года у неё случился удар, с августа 1726 года София Доротея не покидала постели из-за острых колик. Она отказалась от врачебной помощи и от еды. В течение нескольких недель её состояние вследствие голодания стало критическим. 13 ноября 1726 года София Доротея умерла Альденском замке от закупорки желчного пузыря, в котором при вскрытии было обнаружено 60 камней. Георг I запретил траурные мероприятия в Ганновере и был крайне возмущён тем, что его дочь объявила траур по своей матери в Берлине. Похороны Софии Доротеи превратились в фарс. Охрана не получила никаких указаний относительно погребения и поставила свинцовый гроб с телом принцессы в подвале. В январе 1727 года из Лондона поступил приказ захоронить тело без каких-либо церемоний на кладбище Альдена, что оказалось невозможным из-за обильных дождей. Так гроб вновь оказался в подвале замка и был засыпан песком. Лишь в мае 1727 года София Доротея обрела последнее пристанище в семейном склепе городской церкви Святой Марии в Целле. Литература: Anton Ulrich von Braunschweig-Wolfenbüttel: Römische Octavia; Nürnberg 1685—1707, 7 Bde.; Braunschweig 1712; Christian Friedrich Hunold: Der Europäischen Höfe Liebes- und Heldengeschichte; Gottfried Liebernickel, Hamburg 1705; Anonymus: Histoire Secrette de la Duchesse d’Hannovre Epouse de Georges Premier Roi de la grande Bretagne.(…); Londres par la Comagnie des Libraires 1732; Heinrich Freese: Die Prinzessin von Ahlden oder Drei Prophezeiungen; Hoffmann & Campe, Hamburg 1855; Theodor Hemsen: Die Prinzessin von Ahlden; Rümpler Verlag, Hannover 1869; W.H. Wilkins: The Love of an Uncrowned Queen, London 1900; Louise Haidheim: Zwei Herzoginnen; Janke Verlag, Berlin 1903; Walther Hisserich: Die Prinzessin von Ahlden und Graf Königsmarck in der erzählenden Dichtung; Darmstadt 1906; Paul Burg: Des galanten Grafen Königsmarck letzte Liebes-Abenteuer; Stern Bücher-Verlag (Koch & Co) 1922; Helen Simpson: Saraband for dead Lovers, London 1935; Alfred Edward Mason: Konigsmarck, London 1938; Georg Schnath: Der Königsmarck-Briefwechsel. Korrespondenz der Prinzessin Sophie Dorothea von Hannover mit dem Grafen Philipp Christoph Konigsmarck 1690 bis 1694. Kritische Gesamtausgabe in Regestenform. Bearb. von Georg Schnath. Hildesheim: Lax 1952; Herbert Singer: Die Prinzessin von Ahlden. Verwandlungen einer höfischen Sensation in der Literatur des 18. Jahrhunderts. In: Euphorion 49 (1955), S. 305—334; Jean Plaidy: The Princess of Celle, London 1967; Paul Morand: Sophie Dorothea von Celle. Die Geschichte eines Lebens und einer Liebe; Christian Wegner Verlag (1968) ISBN 3-9800226-0-9; Doris Leslie: The Rebel Princess, London 1970; Ruth Jordan: Sophie Dorothea, London 1971; Helene Lehr: Princess of Hanover, USA 1989; John Veale: Passion Royal, Lewes 1997; Dörte von Westernhagen: Und also lieb ich mein Verderben, Roman,1997 (Gebundene Ausgabe) Wallstein-Verlag, ISBN 3-89244-246-0; Heinrich Thies: Die verbannte Prinzessin. Romanbiografie, zu Klampen Verlag, Springe 2007; Guido Erol Öztanil: All’ dies gleicht sehr einem Roman. Liebe, Mord und Verbannung: Die Prinzessin von Ahlden (1666—1726) und einige Seitenblicke auf die Geschichte des Fleckens Ahlden, Walsrode, 1994.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку