-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110387
Комментариев: 6802
Написано: 118860


6 мая родились...

Суббота, 06 Мая 2023 г. 08:13 + в цитатник
Паттон-Фантон-де-Веррайонl (528x700, 178Kb)
1866
Пётр Иванович Патон (с 3 апреля 1901 года — Паттон-Фантон-де-Веррайон, Patton-Fonton de Vernayion)
русский контр-адмирал, участник Цусимского сражения. Двоюродный брат академика Академии Наук Украинской ССР Евгения Оскаровича Патона. Родился в Витебске, в семье действительного статского советника Ивана Петровича Патона и Софии Михайловны Фантон-де-Веррайон, дочери генерал-лейтенанта Генерального штаба Российской империи, бессарабского губернатора Михаила Львовича Фантон-де-Веррайона. Крещен 15 июня 1866 года в Витебской Рыночно-Воскресенской церкви. Крестные родители: председатель Витебской уголовной палаты Петр Иванович Немченко и жена генерал-лейтенанта Михаила Львовича Фантон-де-Веррайона Анастасия Григорьевна. 1883 — Поступил на действительную службу. 11 октября 1886 — Мичман. 1889—1890 — Служил на броненосном фрегате «Минин». 1893 — Лейтенант. 1896 — Служил на эскадренном броненосце «Наварин». 1896—1898 — Служил на мореходной канонерской лодке «Кореец». Служил на крейсере 2-го ранга «Забияка». 1898—1899 — Служил на крейсере 1-го ранга «Адмирал Корнилов». 13 марта 1904 — Капитан 2-го ранга. Старший офицер крейсера «Изумруд». Участвовал в Цусимском походе и сражении. Совершил полуторамесячный пеший переход в составе команды крейсера из бухты Святого Владимира до Владивостока. 1906—1909 — Командир мореходной канонерской лодки «Гиляк». 1908 — Окончил курс военно-морских наук при Николаевской морской академии. 1908 — Принимал участие в спасении жертв землетрясения в Мессине и Калабрии. 1909—1911 — Начальник 8-го дивизиона миноносцев Балтийского флота. Переведен в Черноморский флотский экипаж. 1910 — Капитан 1-го ранга. 14 ноября 1912—1916 — Командир линкора «Синоп». 26 января 1914 — Помощник начальника учебного отряда Черноморского флота. 19 декабря 1915 — Контр-адмирал. Начальник отряда судов обороны Северо-Западной части Чёрного моря. 26 апреля 1917 — Отчислен в резерв Черноморского флота. Временный председатель Русско-Дунайского пароходства. Заведующий морской коммерческой базой в Константинополе. 1920-е — Жил в Берлине. Умер во Франции 7 сентября 1941 года.
Izumrud1901-1905 (700x432, 163Kb)
Крейсер «Изумруд»
Отличия: Орден Святой Анны III степени (1893); Серебряная медаль в память Царствования Императора Александра Третьего (1896); Орден Святого Станислава III степени (1903); Награждён золотой саблей с надписью «За храбрость» (15 января 1906); Серебряная медаль в память русско- японской войны 1904—1905 годов (1906); Орден Святой Анны II степени (19 декабря 1908); Тунисский орден Ништ-Ифтикар командорского креста (1909); Греческий орден Спасителя командорского креста (1909); Орден Святого Владимира IV степени (1910) за 25 ежегодных кампаний, проведенных в офицерских чинах. Итальянский орден Короны командорского креста (1910); Золотой знак в память окончания полного курса наук Морского корпуса (1910); Серебряная медаль в память бедствия, постигшего Мессину и Калабрию (1911); Серебряная медаль за оказание помощи пострадавшим во время бедствия в Мессине и Калабрии (1911); Светло-бронзовая медаль в память 100-летия Отечественной войны 1812 года (1912); Светло-бронзовая медаль в память 300-летия Царствования дома Романовых (1913); Орден Святого Владимира III степени (19 декабря 1913); Мечи к ордену Святого Владимира III степени (7 июня 1915); Светло-бронзовая медаль в память 200-летия Гангутской победы (1915). Литература: Дмитрієнко М.Ф., Томазов В.В. Рід Патонів: історико-генеалогічне дослідження. Документи. — К.: Інститут історії України НАН України, 2013. — 344 страницы. — ISBN 978-966-02-7022-0; Кравченко B.C. Через три океана

Nora_Clench (530x700, 177Kb)
1867
Эстер Леонора Кленч (Esther Leonora Clench)
канадская скрипачка конца XIX и начала XX века, основательница «Квартета Норы Кленч». Нора Кленч родилась в семье юриста, в городе Сент-Марис (близ Стратфорда, Онтарио). До 15 лет училась при монастыре сестер Лорето в Гамильтоне, после чего поступила в Лейпцигскую консерваторию. Её учителем там был российский скрипач Адольф Бродский. Окончив консерваторию с высшим отличием, Кленч возвращается на Американский континент, где становится первой скрипкой оркестра в Буффало. В 1891 году она снова появляется в Европе, где дает несколько концертов и берет уроки у Эжена Изаи. В 1892 году она перебирается в Лондон и выступает в Осборн-хаусе перед королевой Викторией, и та под впечатлением от её игры дарит ей брошь с бриллиантами и рубинами. Кленч выступала также перед кайзером Вильгельмом. В отзыве на выступления Кленч в Лондоне «The Times» пишет: «Её тон превосходен, её техника прекрасна», а позже, в 1899 году, «её исполнение входит в число лучших, когда-либо звучавших в Лондоне». Венгерский виртуоз Эде Ременьи в эти годы предрекал, что она прославит Канаду в музыкальном мире. В 1893 году Нора Кленч выступает с гастролями у себя на родине, в Канаде, а в 1898 году гастролирует с Эммой Альбани в Южной Африке и Австралии. В 1904 году она создает «Квартет Норы Кленч», полностью состоящий из исполнительниц-женщин и исполнявший, по словам канадского историка искусства Ларри Пфаффа, самую авангардную музыку в Лондоне этого времени. Наряду со стандартным репертуаром квартет исполняет новые произведения, в частности, в 1907 году став первым коллективом, исполнившим ре-минорный квартет Регера. Кленч также занималась живописью, и её картины пользовались популярностью. Ради занятий живописью она даже перебралась в 1900 году из Лондона в Париж, на это время оставив музыку, однако впоследствии возобновив выступления. В 1908 году она вышла замуж за уроженца Австралии, художника Артура Стритона, с которым была знакома с 1899 года. После этого она оставила занятия музыкой, в 1911 году родила Стритону единственного сына, получившего имя Чарльз Людвиг Оливер, и в 1924 году уехала с мужем из Англии в Австралию. Она скончалась в Тураке, штат Виктория, Австралия, 17 мая 1938 году, через год после того, как её муж был возведен в рыцарское звание.

Henry Boyd (591x700, 220Kb)
1868
Генри Бойд (Henry Boyd; в других источниках — Гарри Бойд)
шотландский футболист. Выступал на позиции нападающего. Родился в Поллокшоу, неподалёку от Глазго. Начал карьеру в клубе «Сандерленд Альбион». В 1892 году выступал за «Бернли» и «Вест Бромвич Альбион» в Футбольной лиге Англии. Затем вернулся в Шотландию, где играл в клубе «Терд Ланарк». В мае 1894 года перешёл в лондонский клуб «Вулидж Арсенал». Забил гол в своём дебютном матче против «Гримсби Таун» 10 сентября 1894 года. Всего в своём первом сезоне за «Вулидж Арсенал» сыграл 6 матчей и забил 9 голов, включая «хет-трик» в ворота «Манчестер Сити» 29 сентября и «дубль» в игре против «Линкольн Сити» 6 октября. 15 октября 1894 года в товарищеской игре против «Сандерленда» Бойд сломал ногу и выбыл из строя на год. Его возвращение состоялось 19 октября 1895 года в игре против «Бертон Свифтс», в которой он забил гол. Всего в сезоне 1895/96 он сыграл в 22 матчах Второго дивизиона, в которых забил 13 голов, а также провёл один матч в Кубке Англии. В сезоне 1896/97 сыграл в 12 матчах и забил 10 голов. Всего Бойд провёл за «Вулидж Арсенал» 41 матч и забил 32 гола. В январе 1897 года Генри Бойд перешёл в клуб «Ньютон Хит» за £45. Дебютировал за команду 20 января 1897 года в переигровке третьего квалификационного раунда Кубка Англии против «Блэкпула», отметившись забитым мячом. В оставшейся части сезона 1896/97 сыграл 10 матчей в чемпионате и забил 5 голов, а также 4 матча в Кубке Англии. В сезоне 1897/98 Бойд в 30 матчах чемпионата забил 22 гола, став лучшим бомбардиром чемпионата. В следующем сезоне он сыграл лишь в 12 матчах и забил 5 голов. Всего провёл за клуб 62 матча и забил 35 голов. В августе 1899 года Бойд перешёл в шотландский клуб «Фалкирк». Умер в Бирмингеме, Англия, в июле 1935 года.

G._LEROUX (488x700, 185Kb)
1868
Гастон Леру (французское имя — Gaston Leroux; полное имя — Гастон Луи Альфред Леру, Gaston Louis Alfred Leroux)
французский писатель, признанный мастер детектива. Гастон родился в Париже, в семье строительного подрядчика Альфреда Леру и Мари-Альфонсины Бидо. Родители на момент его рождения не состояли в браке и обвенчались только 13 июня того же года в Руане. Как сам Гастон любил впоследствии вспоминать, он родился в поезде — родители ехали из Ле-Мана в Нормандию, где Альфред получил строительный подряд, перестраивая там местный замок в городке Сен-Валери-ан-Ко. Когда они проезжали Париж, у матери начались схватки и мальчик родился на улице Фобур, 66 — Сен-Мартен, из-за чего его место рождения указывается Париж, хотя в Париж, впервые с момента его рождения, Леру попал только после окончания школы и, разыскав дом, в котором родился, обнаружил, что на первом этаже теперь располагается похоронное бюро. Это открытие Леру прокомментировал так: «Какая ирония. Там, где стояла колыбель, теперь стоит гроб». В Нормандии Леру сначала какое-то время жили у родствеников матери в Фекане, затем у родствеников отца в Трепоре. Гастон был старшим ребёнком, у него были младшие братья Жозеф и Анри, и младшая сестра Элен. В детстве Гастон любил плавать в рыбацкой лодке в Сен-Валери-ан-Ко, где помогал ловить сельдь и хорошо научился плавать. В 1880 году он поступил в школу в Э, куда они переехали, когда Альфред возглавил работы по реставрации тамошнего замка. Здесь его близким другом стал его одноклассник Филипп Орлеанский — потомок династии Бурбонов (в 1895 году Гастон будет единственным журналистом, которому Филипп, помня об их дружбе, согласится дать интервью во время своего изгнания в Лондоне). Как Гастон вспоминал в 1925 году, он и Филипп были драчунами, постоянно подшучивающими на учителями, но в то же время оба прекрасно учились и Гастону пророчили блестящую карьеру юриста. Здесь же в школе Леру начал писать свои первые вирши. 29 июля 1886 года Леру закончил бакалавриат в Каннах и был послан изучать право на юридический факультет Парижского университета (в тот же период он начал писать первые короткие рассказы и стихи, некоторые из которых были опубликованы), где в 1889 году стал профессиональным адвокатом. В тот же год умер его отец (предположительно, тогда же умерла его мать) и Леру пришлось на некоторое время стать опорой братьям и сестре, из-за чего он получил освобождение от военной службы в пехотном полку в Мане, где успел прослужить всего два месяца. По отцовскому завещанию Леру получил в миллион франков, которое, предположительно, успел быстро промотать (хотя этот факт не подтверждён). Тогда же он начал понимать, что не создан для юриспруденции. Начал сотрудничать с прессой (газетами «Эко де Пари», «Матен») как судебный хроникёр. С 1901-го стал одним из ведущих репортёров, писал корреспонденции из Испании, Марокко, России, где был в 1904—1906 и описал события Первой русской революции. В 1903 году в газете «Матен» появился его первый роман-фельетон «Искатель сокровищ» (в 1904 вышел под названием «Двойная жизнь Теофраста Лонге»). Так началась его карьера писателя. Произведения Леру, начиная с 1913 года, многократно экранизировались. Он сам в 1918-м, вместе с актером Рене Наварром, исполнявшим заглавную роль в ленте Луи Фейяда Фантомас, и популярным в ту пору писателем Артюром Бернедом основал в Ницце «Общество кинороманов», выступал в нём продюсером и сценаристом. Здесь были поставлены фильмы по четырем его сценариям (в одном из них снялась дочь писателя, тринадцатилетняя Мадлен). Фирма просуществовала до 1922 и была поглощена кинокомпанией Пате. Умер Леру в Ницце 15 апреля 1927 года. Романы Леру, особенно «Тайна жёлтой комнаты», восхищали сюрреалистов. Как к образцу писательского мастерства в построении действия к этому роману обращались, среди других, С.Эйзенштейн и Х.Л.Борхес, с 1919 до 2003 он был не раз экранизирован, среди режиссёров-постановщиков — Марсель Л’Эрбье (1930). Библиография: 1903 : «Двойная жизнь Теофраста Лонге» (La Double Vie de Théophraste Longuet); 1907 : «Тайна жёлтой комнаты» (Le Mystère de la chambre jaune); 1908 : «Аромат дамы в черном» (Le Parfum de la dame en noir); 1908 : «Человек, который видел дьявола» (L’Homme qui a vu le diable); 1909 : «Заколдованное кресло» (Le Fauteuil hanté); 1910 : «Призрак Оперы» (Le Fantôme de l’Opéra); 1910 : Un homme dans la nuit; 1910 : «Таинственный король» (La Reine du Sabbat); 1911 : Balaoo; 1912 : «Солнечная супруга» (L'Épouse du soleil ); 1913 : «Рультабий у царя» (Rouletabille chez le Tsar); 1913 : «Первые Приключения Шери-Биби» (Premières Aventures De Chéri-bibi); 1914 : «Черный замок» (Rouletabille à la guerre: Le Château noir); 1914 : «Необычайная судьба Рультабия» (Rouletabille à la guerre: Les Étranges noces de Rouletabille); 1916 : Confitou; 1916 : La Colonne Infernale; 1916 : L’Homme qui revient de loin; 1917 : «Рультабий у Круппа» (Rouletabille chez Krupp); 1917 : «Капитан Хакс» (Le Capitaine Hyx); 1917 : La Bataille invisible; 1919 : «Новые Приключения Шери-Биби» (Nouvelles aventures de Chéri-Bibi); 1920 : Le Cœur cambriolé; 1920 : Tue-la-mort; 1921 : Le Sept de trèfle; 1921 : Le Crime de Rouletabille; 1922 : «Рультабий у цыган» (Rouletabille chez les bohémiens); 1923 : «Кровавая кукла» (La Poupée sanglante); 1923 : «Машина убийств» (La Machine à assassiner); 1924 : Les Ténébreuses; 1924 : La Farouche aventure; 1925 : Le Fils de trois pères (Mardi-gras); 1925 : «Харчевня ужасов» (L’Auberge épouvantable), новелла; 1925 : «Государственный переворот Шери-Биби» (Le Coup d'État de Chéri-bibi); 1925 : La Mansarde en or; 1926 : Les Mohicans de Babel; 1927 : Mister Flow; 1927 : Les Chasseurs de danses; 1990 : Pouloulou (обнаруженный наследниками Леру неопубликованный роман писателя; переиздан в 2011 г. под названием «Тайна чайной коробки»)

Moskvin_Sergej_Mihajlovitch (490x700, 154Kb)
1868
Сергей Михайлович Москвин
генерал-майор, герой русско-японской и Первой мировой войн. Образование получил в Ярославской военной прогимназии, по окончании которой 9 сентября 1885 года был зачислен в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище. 5 апреля 1889 года выпущен подпоручиком в 96-й пехотный Омский полк, 5 апреля 1893 года произведён в поручики. Затем служил в Сибирских стрелковых полках, 19 мая 1900 года произведён в штабс-капитаны. В 1900—1901 годах принимал участие в кампании против боксёров и 19 мая 1901 года получил чин капитана. В 1904—1905 годах Москвин состоял в 34-м Восточно-Сибирском стрелковом полку, сражался против японцев, за боевые отличия получил несколько орденов и чин подполковника (в 1905 году, со старшинством от 30 августа 1904 года). Высочайшим приказом от 9 февраля 1907 года Москвин был награждён орденом Святого Георгия IV степени «В бою, в ночь с 11-го на 12-е октября 1904 года, на левом Тумынлинском перевале, он, командуя сначала батальоном, а когда выбыли офицеры — 6 1/2 ротами, повёл свои роты в атаку на неприятельскую позицию, первым вошёл в неприятельский окоп и затем, в течение 2 1/2 часов, овладел тремя укреплёнными пунктами, истребив совершенно их гарнизон.» 9 декабря 1909 года Москвин был произведён в полковники. 15 апреля 1913 года он был назначен командиром 17-го Сибирского стрелкового полка, во главе которого встретил начало Первой мировой войны. 3 февраля 1915 года Москвин умер от ран, из списков исключён 20 февраля. 18 мая 1915 года он был посмертно произведён в генерал-майоры, а Высочайшим приказом от 22 июня того же года посмертно награждён Георгиевским оружием: «За то, что в боях под гор. Лодзью в ноябре 1914 г., в течение нескольких дней, командуя полком и находясь в боевой линии войск, отбив все повторные настойчивые атаки значительно превосходных сил противника и не уступил своей позиции у деревни Роги. Поверяя расположение своих рот был ранен.» Награды: Орден Святого Станислава II степени с мечами (1905 год); Орден Святой Анны IV степени (1905 год); Орден Святой Анны II степени с мечами (1905 год); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1906 год); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1906 год); Орден Святого Георгия IV степени (9 февраля 1907 года); Георгиевское оружие (22 июня 1915 года). Источники: Высочайшие приказы по Военному ведомству. К № 1295 «Разведчика». — Страницы 939—940; Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 марта 1914 г. — Санкт-Петербург, 1914. — Страница 494; Шабанов В.М. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920; Биобиблиографический справочник. — Москва, 2004. — Страницы 364, 651. — ISBN 5-89577-059-2; Москвин, Сергей Михайлович. // Проект «Русская армия в Великой войне».

Mihailo_Petrović0 (535x700, 321Kb)
1868
Михаило Петрович (сербское имя — Михаило Петровић / Mihailo Petrović)
сербский математик и изобретатель, доктор физико-математических наук, в течение многих лет профессор Белградского университета. Внёс значительный вклад в теорию дифференциальных уравнений и феноменологической модели, создатель одного из первых прототипов аналогового компьютера. Также известен как академик, писатель, публицист, рыбак, музыкант и путешественник, участник Первой и Второй мировых войн. Михаило Петрович родился в городе Белград, Королевство Сербия. Был первым из пяти детей в семье профессора теологии Никодима Петровича и его жены Милицы (в девичестве Лазаревич). В период 1878—1885 годов проходил обучение в Первой белградской гимназии, после чего изучал естественные науки на философском факультете в Белграде. В 1889 году отправился продолжать обучение в Париж, в частности сдал вступительные экзамены в Высшую нормальную школу. В Парижском университете получил степень математических наук (1891) и позже физических наук (1893). 21 июня 1894 года защитил докторскую диссертацию на тему дифференциальных уравнений и удостоился степени доктора философии по математике. Среди его учителей были такие выдающиеся французские учёные, как Анри Пуанкаре, Шарль Эрмит и Шарль Эмиль Пикар. С этого времени преподавал математику в Белградской высшей школе (которая позже стала Белградским университетом), был одним из сильнейших специалистов в области дифференциальных уравнений этого учебного заведения, подготовил множество талантливых студентов — впоследствии читал здесь лекции до самого ухода на пенсию в 1938 году и неизменно выступал в качестве ментора при защите докторских диссертаций. Также в 1897 году стал членом-корреспондентом Сербской королевской академии наук и членом-корреспондентом Хорватской академии наук и искусств в Загребе. Уже в возрасте 31 года признан действительным членом Сербской академии наук. На протяжении всей жизни Петрович увлекался рыбалкой, серьёзно обучался этому искусству и даже сдавал экзамен на звание мастера-рыболова — отсюда его прозвище Алас (речной рыбак). Любил играть на скрипке, в 1896 году основал музыкальное общество под названием «Суз». Сконструировал гидравлический интегратор и на Всемирной выставке 1900 года в Париже получил за это изобретение золотую медаль. Был заядлым путешественником, к примеру, посетил оба полюса, Северный и Южный.
Mihailo_Petrovic,_reserve_lieutenant_colonel (469x700, 371Kb)
Михайло Петрович, подполковник запаса
В ходе своей длительной научной деятельности Петрович опубликовал множество проектов изобретений, научных работ, книг и записок, сделанных во время его морских экспедиций. Получил несколько престижных премий и наград, являлся членом нескольких иностранных академий наук (Прага, Бухарест, Варшава, Краков) и научных обществ. Когда в 1927 году умер Йован Цвиич, Михаило Петровича выдвинули на должность председателя Сербской королевской академии наук, однако в итоге не все профессора поддержали его кандидатуру, и он так и не был избран. Возможная причина этого — близкая дружба Петровича с князем Георгием Карагеоргиевичем, братом короля, которого в 1925 году арестовали и удерживали под домашним арестом. В 1931 году члены академии вновь единогласно выдвинули кандидатуру Петровича, но руководство вновь отвергло его. На должность назначили его коллегу-математика Богдана Гавриловича. В 1939 году признан почётным доктором наук Белградского университета, тогда же награждён орденом Святого Саввы первой степени. В поздний период основал Белградскую школу математики, многие выпускники школы впоследствии продолжили его дело. В качестве офицера участвовал в Балканских войнах и Первой мировой войне, после чего ушёл в запас. Практиковал криптографию, его шифровальные системы использовались югославской армией в течение многих лет. Когда в ходе Второй мировой войны немцы вторглись в Югославию, Петровича снова призвали в армию. Был захвачен в плен, но вскоре его отпустили из-за серьёзной болезни. Умер у себя дома в Белграде 8 июня 1943 года. Избранные работы: O asimptonim vrednostima integrala i deferencijalnih jednačina, Beograd, 1895; Elementi matematicke fenomenologije, Beograd 1911; Les spectres numeriques, Paris 1919; Mecanismes communs aux phenomenes disparates, Paris 1921; Notice sur les travaux scientifiques de M. Michel Petrovich, Paris, 1922; Durees physiques independantes des dimensions spatiales, Zurich-Paris, 1924; Lecons sur les spectres mathematiques, Paris, 1928; Integrales premieres a restrictions, Paris, 1929; Integrales qualitative des equations differentielles, Paris, 1931; Fenomenološko preslikavanje, Beograd, 1933; Jedan diferencijalni algoritam i njegove primene, Beograd, 1936; Članci, Beograd, 1949; Metafore i alegorije, Beograd 1967; Računanje sa brojnim razmacima, Beograd, 1932; Eliptičke funkcije, Beograd, 1937; Integracije diferencijalnih jednačina pomoću redova, Beograd 1938; Kroz polarnu oblast, Boegrad 1932.; U carstvu gusara, Beograd, 1933; Sa okeanskim ribarima, Beograd, 1935; Po zabačenim ostrvima, Beograd, 1936; Roman jegulje, Beograd, 1940; Đerdapski ribolov u prošlosti i sadašnjosti, Beograd, 1941; Daleka kopna i mora, Beograd, 1948; Po gusarima i drugim ostrvima, Beograd 1952; S okenaskim ribarima, Subotica, 1953; Po gusarskim ostrvima, Beograd, 1960; Sa Arktika do Antarktika, Beograd, 1960. Полное собрание сочинений: Том 1: Diferencijalne jednacine I; Том 2: Diferencijalne jednacine II; Том 3: Matematicka analiza; Том 4: Algebra; Том 5: Matematicki spektri; Том 6: Matematicka fenomenologija; Том 7: Elementi matematicke fenomenologije; Том 8: Intervalna matematika — diferencijalni algoritam; Том 9: Elipticke funkcije — integracija pomocu redova; Том 10: Clanci — Studije; Том 11: Putopisi I; Том 12: Putopisi II; Том 13: Metafore i alegorije — clanci; Том 14: Ribarstvo; Том 15: Mihailo Petrovic (pisma, bibliografija i letopis).

Малиновский (465x700, 103Kb)
1869
Павел Петрович Малиновский
русский и советский архитектор, государственный деятель. Народный комиссар имуществ РСФСР с марта по июль 1918 года. Родился в Нижнем Новгороде, в многодетной семье отставного солдата-кантониста, работавшего преподавателем грамоты, конторщиком, корректором в типографии и регентом хора. С 1879 года учился в Нижегородском реальном училище, одновременно подрабатывал, помогая семье — давал уроки, занимался резьбой и копированием чертежей. В 1887 году окончил училище с отличием и в том же году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров. В институте участвовал в студенческом политическом движении, увлёкся марксистским учением. Окончил институт в 1892 году с золотой медалью и был командирован на государственную службу архитектором в Петербуржский порт. Однако, в связи с отказом принять присягу «на верность престолу», был уволен и выслан из столицы в Кологрив.
МалиновскийЛетняя дача  (553x700, 566Kb)
Летняя дача купца Николая Бугрова в Володарске
В 1893 году вернулся в Нижний Новгород и устроился архитектором в городскую управу. Началом архитектурной практики Малиновского стало наблюдение за строительством в Нижнем Новгороде здания городского театра по проекту столичного архитектора и преподавателя ПИГИ В.А.Шрётера. Для качественного исполнения проекта Шрётера Малиновский организовал курсы, где обучал местных маляров, лепщиков, штукатуров и столяров; внёс ряд предложений по изменению проекта, которые были приняты и реализованы. Вскоре Малиновского стали привлекать и к другим архитектурным проектам: он занимался работами по реконструкции Дмитровской башни Кремля и принял участие в строительстве ряда сооружений на Всероссийской выставке 1896 года. Первой крупной самостоятельной работой П.П.Малиновского стало проектирование здания электростанции, которое одновременно использовалось как вестибюль Похвалинского фуникулера. Им построены ряд зданий в Сормово Нижегородской губернии: Спасо-Преображенский собор (1900—1903); Клуб инженеров и служащих Сормовского завода (1905); Жилой трехэтажный дом служащих Сормовского завода (1904); Церковно-приходская школа церкви св. Александра Невского (1902—1904); Заводоуправление Сормовского завода (1902); Два жилых дома для рабочих Сормовского завода (1927).
МалиновскийАвтор проекта Народного дома  (700x509, 285Kb)
Автор проекта Народного дома Коновалова (Дворца культуры, ныне Культурного центра в Вичуге).
В 1908 году переехал в Москву. Работал помощником архитектора М.К.Геппенера, участвовал в строительстве сооружений московского трамвая. После октябрьской революции в 1917-1919 гг. возглавлял комиссию Моссовета по охране памятников искусства и старины, работал гражданским комиссаром Кремля. В 1918 году исполнял обязанности наркома государственных имуществ Республики. С 1921 года работал в Госплане, затем в различных строительных организациях, возглавлял Управление городского и сельского строительства Комгосоора. В конце 1920-х — начале 1930-х годов состоял в комиссии по стандартизации Совета Труда и Обороны, где занимался выработкой общесоюзных норм и технических условий строительного проектирования. Жил в Москве, в Трубниковском переулке, 19. Умер в Москве 1 января 1943 года.
Малиновскийгроб (700x525, 340Kb)
Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища (Старая территория, 67 секция).
Проекты и постройки: Наблюдение за строительством городского театра, по проекту В.А.Шрётера (1894—1896, Нижний Новгород, Большая Покровская улица, 13), ныне — Нижегородский государственный академический театр драмы имени М.Горького; Комплекс зданий колонии для душевнобольных (1899—1908, Нижний Новгород, Ляхово, улица Кащенко, 12а), ныне — Нижегородская областная психоневрологическая больница № 1); Доходный дом Главного Управления уделов (1912—1913, Москва, Трубниковский переулок, 19); Доходный дом Н.К.Кусевицкой (1915—1915, Глазовский переулок, 7); Спасо-Преображенский собор (1900—1903, Нижний Новгород, Щербакова улица, 13а), ныне — действующий храм; Клуб инженеров и служащих Сормовского завода (1905, Нижний Новгород, Коминтерна улица, 166), ранее назывался гортеатр; был домом пионеров; работал в нём народный театр; был домом досуга детей; ныне — административное здание с минимаркетом на 1 этаже; Жилой трёхэтажный дом служащих Сормовского завода (1904, Нижний Новгород, Ефремова улица, 1) до 1990-х был жилым домом; ныне — административное здание с офисами и магазинами; Церковно-приходская школа в селе Сормове Балахнинского уезда (1902—1904, Нижний Новгород, Коминтерна улица, 175), ранее «школа Баррикад»; 82 школа; ныне — межшкольный учебный комбинат Сормовского района Нижнего Новгорода; Заводоуправление Сормовского завода (1901—1902, Нижний Новгород, Баррикад улица, 1), ныне — заводоуправление завода Красное Сормово; Доходный дом (1899—1900, Нижний Новгород, Заводский парк улица, 2), ранее размещался ДОСАФ, ныне — заброшено и разрушается.
Семья
Супруга Елена Константиновна Малиновская (1875—1942), общественный и театральный деятель, комиссар московских театров, директор Большого театра в 1920, 1921—1924, 1930—1935 годах. Близкий друг М.Горького. Она была комиссаром театров Моссовета, а в 1920—1924 и 1930—1935 годах — директором Большого театра. Вместе с архитектором похоронена его дочь Малиновская Елена Павловна (1899—1987), журналист. Литература: Нифонтов, Л.А. Архитектор П.П.Малиновский. — Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1973. — 54 страницы : фотоиллюстрации. — (Нижегородцы-горьковчане — деятели советского искусства);. Багинский, В. Он украшал наш город : [Малиновский П.П. — архитектор, построивший церковно-приходскую школу, Спасо-Преображенский собор, клуб инженеров и служащих Сормовского завода] // Красный Сормович. — 2003. — 12 августа (№ 86). — Страница 4; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва: КРАБиК, 1998. — Страницы 164—165. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0; Московская энциклопедия / С.О.Шмидт. — Москва: Фонд «Московские энциклопедии», 2008. — Том I, Книга 2. — Страница 528. — 639 строаниц. — 10 000 экземпляров. — ISBN 978-5-903633-02-9; Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. — Прогресс-Традиция, 2009. — 488 страниц. — ISBN 5-89826-291-1.

Elizaveta_Militsina (524x700, 159Kb)
1869
Елизавета Митрофановна Милицына (урождённая Разуваева, иногда писала под псевдонимом Каргина)
русская писательница, автор небольших повестей и рассказов о деревне. Публиковалась в известных изданиях, таких как «Знание» и «Русская мысль». Некоторые рассказы Милицыной переведены на английский язык. Родилась в городе Острогожск, Воронежская губерния, Российская империя, в семье помещичьего приказчика (мать — из семьи крепостных крестьян). Сама выучилась читать. В 1889 году вышла замуж за управляющего имением графов Толстых Г.Каргина, спустя 3 года они разошлись. С 1894 года жена агронома Н.А.Милицына, переехала с ним в Москву, где стала вхожа в литературные либеральные круги. С 1906 года в Воронеже, ходила по воронежским деревням, записывала крестьянские рассказы, расспрашивала об отношениях крестьян к событиям в стране. Публиковалась в московских и петербургских журналах, была привлечена М.Горьким к работе в издательстве «Знание». В 1913 году была избрана в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1914—1915 гг. — медсестра в московском (по другим сведениям — в воронежском) военном госпитале. После 1917 года ездила по деревням с просветительскими лекциями. В 1919 году после смерти мужа поселилась в деревне Шукавка Воронежской губернии, заведовала детским домом (организованным ею самой) и библиотекой. В 1920 году вступила в РКП(б), но через год исключена за «оторванность от коллектива». В 1923 году переехала в Воронеж, вскоре после этого — в село Ольховатку, где работала библиотекарем. Через два года вернулась в областной центр. Публиковала небольшие рассказы, очерки и заметки в местных газетах «Коммуна», «Беднота», в сборниках «Звено» и «Подъём». В 1929 году вновь, как в молодости, предприняла поездку по сёлам, по итогам этой экспедиции написала очерк о жизни деревни. Умерла в городе Воронеж 11 января 1930 года.
Elizaveta_Militsinaгроб (700x525, 415Kb)
Похоронена в Литературном некрополе на воронежском Митрофаньевском кладбище.
Творчество
Первая публикация Елизаветы Милицыной — в «Русских ведомостях» (1898) — очерки «Деревенские картинки», затем последовали очерки и рассказы в журналах «Русская мысль», «Русское богатство», изданиях «Знания» и «Посредника». В очерках рассказывалось о быте русской деревни, отношении крестьян к разным вопросам общественной и религиозной жизни. Всё это излагалось внятным простым языком. О первой повести Милицыной «За светом», опубликованной в «Русской мысли» в 1904 году, А.В.Луначарский писал: «Милицына предприняла интересную попытку проникнуть в душу той бродячей Руси, разнокалиберной, разноценной, богатой типами, которая ходит по лицу земли в поисках за утешением, развлечением, иногда и за более низменными благами». В 1905 году у Милицыной вышел сборник рассказов, получивший почётный отзыв Академии наук при присуждении 16-й Пушкинской премии (1905). Известный литературовед Н.Кондаков писал в рецензии о «любовном, внимательном погружении в разные виды затянутого, безнадёжного горя русской народной жизни». В.В.Розанов в сборнике увидел «отражение особенностей религиозной жизни русского народа». Ряд рассказов Милицыной, вышедших в журналах, был удостоен почётного отзыва Пушкинской премии за 1907 год. В 1910 году в издательстве «Знание» у Милицыной вышел двухтомник «Рассказов», в 1913 — третий том, который был арестован, а автор привлечена к уголовной ответственности по статье 129 — «восстановление класса на класс». Но началась война, и было уже не до подобных уголовных дел. В 1915 году вышли «Записки сестры милосердия», запрещённые цензурой, их в 1916 году читал в эстрадных выступлениях Василий Качалов. Следующим образом о творчестве Милицыной литератор А.Амфитеатров: «Рассказы госпожи Милицыной, изданные "Знанием", послужат мне материалом. В чисто художественном отношении они — некрупное, но приятное явление... В рассказах госпожи Милицыной есть нечто, несомненно, своё. Она вышла не из литературного подражания — не из Горького, не из Андреева, не из Куприна, но из собственной своей скромной и спокойной наблюдательности, может быть, даже из личного дневника. Личность свою она совершенно спрятала за наблюдение... Эта основная черта — объективной наблюдательности — сейчас особенно важна мне в г-же Милицыной: благожелательная свидетельница-очевидица для целей моего очерка нужнее писательницы-художницы». В 1918 году одна повесть и один рассказ Милицыной были переведены на английский язык. В 1949 году в Воронеже издана книга избранных рассказов Е.Милицыной. Литература: Писатели-воронежцы XIX — нач. XX в. — Воронеж, 1947; Тепляков М. К вопросу о жизни и творчестве Е.М.Милицыной // Литературный Воронеж, 1940, № 2; Милицина Елизавета Митрофановна // Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Главный редактор П.А.Николаев. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. — Том 4. — Страница 51. — 707 страниц. — 50 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-256-0.

Глобачев4338 (490x700, 145Kb)
1870
Константин Иванович Глобачёв
русский полицейский администратор, начальник Петроградского охранного отделения, генерал-майор. Брат полковника В.И.Глобачёва и генерал-майора Н.И.Глобачёва. Окончил Полоцкий кадетский корпус и 1-е военное Павловское училище по 1 разряду, два класса Николаевской академии Генерального штаба по 2 разряду. В службу вступил 13 сентября 1888 года, с 22 августа 1889 года — подпоручик; с 1890 года — в Кегсгольмском гренадерском полку, с 22 августа 1893 года — поручик. 19 мая 1900 года произведён в штабс-капитаны гвардии с переименованием в ротмистры. В Отдельный корпус жандармов из того же полка переведён 15 сентября 1903. Занимал должности: с 13 октября 1903 — адъютант Петроковского Губернского жандармского управления, с 14 апреля 1904 — в резерве при Бакинском Губернском жандармском управлении, с 11 июня 1904 — в резерве при Гродненском Губернском жандармском управлении, с 18 сентября 1905 — начальник Жандармского управления в Лодзинском и Ласском уездах. 15 апреля 1906 — присвоено звание Отдельного корпуса жандармов подполковника. Находился в распоряжении варшавского обер-полицмейстера. с 11 января 1910 — начальник Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в городе Варшава. 1 мая 1910 года присвоено звание Отдельного корпуса жандармов полковника, с 3 декабря 1912 года — начальник Нижегородского Губернского жандармского управления, с 14 февраля 1914 — начальник Севастопольского Жандармского управления, с 24 февраля 1915 — начальник Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в Петрограде. 14 января 1916 за отличие по службе начальник Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в г. Петрограде, Отдельного корпуса жандармов полковник К.И.Глобачёв произведён в генерал-майоры, со старшинством на основании С.В.П. 1869 г. VIII, 42. В.Ф.Джунковский, бывший в 1913—1915 годах товарищем министра внутренних дел и командующим Отдельным корпусом жандармов, в своих воспоминаниях назвал Глобачёва «отличным во всех отношениях офицером, прекрасно разбиравшимся в розыскном деле».
Революция и Гражданская война
Во время Февральской революции Глобачёв был арестован и находился в заключении в тюрьме «Кресты», а затем на гауптвахте в здании бывшего штаба корпуса жандармов. Четыре раза допрашивался следователями Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Незадолго до Октябрьской революции был освобождён. Оказавшись на свободе, Глобачёв пробрался на занятую немцами Украину, где устроился на службу в формирующийся Департамент державной варты (полицию), откуда перешёл в особый отдел дружины генерала Кирпичёва. После занятия Киева 14 декабря 1918 года войсками Петлюры Глобачёв бежал в Одессу, которая в то время была занята французскими войсками. С оставлением французами Одессы в апреле 1919 года Глобачёв эвакуировался оттуда на пароходе на Принцевы острова. В конце июня 1919 года Глобачёв выехал из Константинополя в Новороссийск, на Юг России, где долго не мог получить никакого назначения и в итоге поступил на работу в главное управление снабжения. В ноябре 1919 года получил предложение занять должность начальника Одесского морского контрразведовательного района и выехал в Одессу, добравшись туда в начале декабря. С оставлением белыми Одессы Глобачёв был 25 января 1920 был эвакуирован в Севастополь, где подал рапорт об отчислении от должности и 2 февраля выехал в Константинополь. В Константинополе некоторое время состоял при канцелярии представителя Добровольческой армии генерала Лукомского, где заведовал паспортной частью.
В эмиграции
В 1923 году Глобачёв уехал в США вместе с семьёй, где жил в Нью-Йорке. В 1930 году Глобачёв был приглашён А.М.Драгомировым в Париж выполнять контрразведывательную работу для РОВС. В основном, его работа заключалась в проверке желающих вступить в РОВС. К 1934 году финансовые трудности заставили РОВС сократить расходы и штат сотрудников, Глобачёв потерял работу и возвратился в США, где работал коммерческим художником. Скончался в город Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 1 декабря 1941 года. Оставил воспоминания «Правда о русской революции». Награды: Орден Святого Владимира IV степени (1907); Орден Святого Владимира III степени (27 апреля 1913) Сочинения: Глобачёв К.И. Правда о русской революции: Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — 519 страниц. — ISBN 978-5-8243-1056-6. Литература: Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской империи. — Москва: Яуза Эксмо, 2010. — Страницы 305—306. — 768 страниц. — (Энциклопедия спецслужб). — 3000 экземпляров — ISBN 978-5-699-43615-6.

Amadeo Peter Giannini (658x700, 195Kb)
1870
Амадео Петер Джаннини (Amadeo Peter Giannini)
американский банкир, основатель Банка Америки. Родился в гостинице городка Сан-Хосе, расположенного в 50 милях от Сан-Франциско. Родители Амадео были итальянскими иммигрантами. Его отец приехал в Калифорнию в начале 1860-х на волне золотой лихорадки и даже успел немного на ней заработать. Правда, этих денег хватило только на собственную ферму. Когда Амадео исполнилось семь лет, его отца застрелил сезонный рабочий, посчитавший, что ему недоплатили доллар. Запад действительно был диким. Мать Амадео в свои 22 года осталась на хозяйстве одна - от трех маленьких детей помощи не было. Но она была мужественной женщиной и умела принимать быстрые решения. Даже замуж за Джаннини она вышла всего через шесть недель после первого знакомства. Так же быстро она сошлась с Лоренцо Скатеной, тоже итальянцем. Ферму молодожены продали и открыли фирму по перепродаже сельхозпродуктов «L.Scatena & Company». Амадео бросил школу в 15 лет, за шесть недель экстерном окончил трехмесячные бухгалтерские курсы и начал работать в семейной фирме. Итальянские иммигранты жили собственной большой семьей, и все дела в этой среде решались по-семейному. Внутри диаспоры было не принято обращаться в банки. Чтобы оправиться от последствий неурожая, фермеры приходили за ссудой в «L.Scatena & Company». Впрочем, "семейные" отношения не мешали торговым компаниям ожесточенно конкурировать друг с другом. Как-то по дороге к ферме, где Амадео собирался скупить урожай, он увидел впереди себя конкурента. Джаннини поскакал наперерез, переплыл речку и быстро домчался до фермы. Когда конкурент добрался туда, Амадео уже жал руку фермеру в знак заключения сделки. Скоро молодой Джаннини стал самым уважаемым торговцем продуктами в Сан-Франциско. В 17 лет он на одной операции сделал трехлетнюю выручку «L.Scatena & Company». Тайком он скупил урожай груш в округе, устроил дефицит, вздул цены и положил в карман $ 50 000. Отчим высоко ценил деловые качества приемного сына. Когда Амадео исполнилось 19 лет, он стал полноправным партнером, получив половину в семейном предприятии. К 30 годам торговать овощами и фруктами Джаннини надоело. В конце 1900 года он заявил друзьям и родным, что намерен поискать для себя какое-нибудь новое занятие. Продал свою долю в компании отчима служащим фирмы и удалился "на покой". На самом деле карьера Джаннини только начиналась. В 1902 году скончался его тесть, который владел долей в «Columbus Savings & Loan Society», скромном банке в итальянском районе Сан-Франциско. Теперь семья попросила Амадео войти в совет директоров «Columbus». Джаннини сначала посещал заседания совета директоров для проформы, но потом увлекся банковским делом. И однажды решился предложить другим банкирам расширить работу с итальянскими рабочими: открывать им счета и, главное, выдавать кредиты. "Мелкий клиент лучше крупного, - утверждал Джаннини. - Он начинает с вами и остается с вами до конца, тогда как крупный клиент бросает банк, лишь только видит, что не может получить выгоду". Но его идеи просто высмеяли. Columbus придерживался господствующей тогда среди американских банков ориентации на богатую клиентуру. Амадео отповедь на совете директоров «Columbus» просто взбесила. Он бросился в банк, клиентом которого сам являлся, и ошарашил знакомого вице-президента заявлением: "Я собираюсь открыть банк. Расскажи мне, как это делается". Вне всякого сомнения, Джаннини умел убеждать. Скоро идея создания банка для своей общины вовсю обсуждалась состоятельными итальянцами Сан-Франциско. Необходимые для этого $150 000 Амадео помогли собрать отчим и еще 10 друзей семьи. 5 октября 1904 года «Bank of Italy» начал работать. Находился он в помещении бывшего бара напротив офиса «Columbus». Бывшего бармена Амадео сделал помощником кассира. В зале стояли три стола, сейф и счетная машинка. Джаннини провозгласил девиз нового банка "чтобы делать деньги - ссужай их простому парню". Он не видел принципиальной разницы между успешной торговлей продуктами и банковским делом. Главное - чтобы клиенты видели в тебе члена своей семьи. Возможно даже, что Джаннини почерпнул эту плодотворную идею в истории итальянской Cosa nostra. Амадео вообще любил родину своих родителей во всех ее проявлениях. Например, обожал фашистские идеи Муссолини. «Bank of Italy» быстро стал выдающимся банком. Джаннини не промахнулся с оценкой кредитоспособности итальянцев. В течение первого года работы «Bank of Italy» вклады превысили $700 000 (сегодняшний эквивалент примерно $13,5 млн). Однако одно умение заговаривать зубы не делает из человека банкира. Как и сейчас, сто лет назад банки лопались и тонули вместе с надеждами своих вкладчиков. Первый раз молодой «Bank of Italy» рисковал навсегда сгинуть во время землетрясения в апреле 1906 года. Уже через два дня после трагедии Амадео открыл временный офис своего банка во дворе местной верфи. Под открытым небом на импровизированном столе из двух бочек составлялись все необходимые документы. Здесь же без всяких доказательств кредитоспособности желающим выдавались ссуды на восстановление домов. Источником кредитования служили спасенные Амадео в ночь землетрясения активы. Через год, во время банковского кризиса 1907 года, Джаннини оказался одним из немногих банкиров, которые имели достаточно наличных, чтобы удовлетворить всех желающих изъять свои вклады. Джаннини же теперь приобрел репутацию, далеко выходящую за пределы итальянских кварталов. Этот опыт убедил Амадео, что размер имеет значение и для банка. Пока банкиры продолжали считать неэтичным вторгаться в зону влияния другого банка, Амадео решил создать первую национальную банковскую сеть в Соединенных Штатах. Первый филиал «Bank of Italy» появился в Сан-Хосе, родном городе Джаннини. Располагался он в гостинице, где банкир появился на свет. Новыми клиентами Bank of Italy теперь становились японцы, китайцы, мексиканцы, славяне и евреи - все те, кого другие банкиры не считали достойными внимания. Для работы с ними Джаннини нанимал клерков, говорящих на разных языках, и организовал в банке ряд национальных департаментов. Но Джаннини шел еще дальше. Он не столько отнимал клиентуру у конкурирующих банков, сколько мобилизовывал финансовые ресурсы тех жителей страны, на которых до него не обращали внимания. Например, в «Bank of Italy» создавались специальные программы для привлечения школьников и женщин. Своих сотрудников Джаннини учил, что слишком маленьких вкладов не бывает. Однажды он даже устроил показательную порку, уволив клерка, отказавшего в открытии счета на $2. Чтобы привлечь в свой банк тех, кто работал днем, отделения «Bank of Italy» работали до восьми вечера; фермеры могли приезжать в город только в субботу или воскресенье, и банк Джаннини работал в выходные. По сути Джаннини создал первый по-настоящему розничный банк. И к середине 1920-х годов «Bank of Italy» был уже третьим по величине банком в стране. Один из крупнейших банков в многонациональной стране уже не мог называться "Банком Италии". Джаннини нашел изящное решение этой проблемы. В 1928 году он купил один из старейших в Нью-Йорке «Bank of America», выдержал паузу в три года и консолидировал под этим лейблом всю империю «Bank of Italy». Даже в названии ему удалось сохранить необходимую преемственность. Еще до завершения процесса ребрендинга Амадео, которому тогда исполнилось 60 лет, начал чувствовать себя неважно. В 1930 году Джаннини торжественно ушел в отставку и отправился лечиться в Европу. Но спокойной старости у старого борца Джаннини не получилось. Последней каплей, заставившей его вернуться, стали попытки нового руководства продать Bank of America другим крупным банкам. Но проблема для Джаннини состояла в том, что все это время он был простым наемным менеджером и не владел даже одним процентом акций своего банка. Больной Джаннини приехал в Нью-Йорк и высказал все, что думает о "новой политике", на заседании совета директоров. С ним не согласились. Джаннини взбесился и объявил совету директоров войну. Ситуация напоминала конфликт в совете директоров банка Columbus, после которого и появился «Bank of Italy». По мере того как разгоралась борьба, Амадео снова стал молод, энергичен, непреклонен. "Есть две точки зрения, - прокомментировал он конфликт. - Одна моя, другая ошибочная". Основная борьба развернулась на ближайшем собрании акционеров. Менеджеры банка сделали ставку на 7 000 крупных акционеров, Джаннини воззвал к 200 000 мелких. И выиграл. В 1932 году здоровый и энергичный Джаннини снова руководил Bank of America. Теперь надо было спасать банк. Для борьбы с последствиями продолжающегося спада деловой активности Амадео носился по стране, давал интервью, встречался с простыми людьми. И всем как заклинание он повторял: "кризис есть следствие наших страхов". Харизма Джаннини сделала невероятное. В разгар Великой депрессии в Bank of America каждый месяц приходило по 30 000 новых вкладчиков. В том же году президент США Франклин Делано Рузвельт на своей инаугурации практически дословно повторил эту мысль. Все было хорошо, но постоянные победы начали кружить Джаннини голову, и в старости поведение главы Bank of America, которого уже никто не рисковал уволить, становилось временами неадекватным. В 1937 году министр финансов Генри Моргентау заявил, что Bank of America выдал много рискованных займов и платит слишком щедрые дивиденды. Джаннини на ближайшем заседании совета директоров назвал этот наезд "делом рук банды проклятых евреев, желающих посредством махинаций захватить контроль над банком". После этого два ведущих голливудских продюсера - Луис Майер и Йозеф Шенк, входившие в совет, встали и покинули зал. А скоро телефонный звонок в три часа ночи поднял министра финансов с постели и Джаннини закричал на него в трубку: "Я расскажу о тебе всему миру, еврейский ублюдок!" После этого война Минфина и «Bank of America» тянулась целых три года, но закончилась тем, что банк стал крупнейшим в мире с активами в $7 млрд. Умер Амадео Джаннини 3 июня 1949 года. Оглашенный на чтении завещания размер имущества крупнейшего банкира США составил всего полмиллиона долларов. Всю жизнь банкир провел в доме, который приобрел еще в молодости. Его гардероб включал всего четыре костюма и три пары туфель. "Больше человеку и не нужно", - говорил он. Пожалуй, Джаннини был идеальным наемным менеджером. Он долго работал в банке бесплатно, а полученные как-то неожиданно премиальные в $1,5 млн пожертвовал Калифорнийскому университету. "Денежный зуд - плохая вещь, - сказал он однажды. - Но меня эта проблема никогда не беспокоила". В 1958 году банк начал выпускать собственные карты под названием «BankAmericard». Потом - выдавать лицензии на их выпуск другими банками. В 1970 году выпуск карт был выделен в отдельную компанию «National BankAmericard», которая в 1977-м стала называться «Visa». Амадео Джаннини очень любил кино. Снимая "Белоснежку", Уолт Дисней перекрыл бюджет на $2 млн, и только экстренный кредит «Bank of America» спас его от разорения. В 1923 году Джаннини даже создал специальный отдел по кредитованию кинопроизводства и помог Мэри Пикфорд, Чарли Чаплину, Дугласу Фэрбенксу и Д.У.Гриффиту организовать киностудию «United Artists». Также на кредитах «Bank of America» было создано все современное производство вина в Калифорнии. А в 1933-1937 годах банк кредитовал постройку знаменитого моста "Золотые ворота" в Сан-Франциско.

1870
Уолтер Матерс Резерфорд (Walter Mathers Rutherford)
британский гольфист, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1900. Родился в Ньюлэндсе, Эссекс, Великобритания. На Играх Резерфорд участвовал в одиночных соревнованиях по гольфу среди мужчин, в котором, с результатом 168 очков, занял второе место. Умер в Вестминстере, Большой Лондон, Англия, 9 октября 1936 года.

Viktor-grignard (514x700, 192Kb)
1871
Франсуа Огюст Виктор Гриньяр (французское имя — François Auguste Victor Grignard)
французский химик, лауреат нобелевской премии по химии, 1912 г. совместно с Полем Сабатье. Виктор Гриньяр родился в городе Шербур, в семье Теофила Анри Гриньяра и Мари (в девичестве Эбер) Гриньяр. Его отец шил паруса, впоследствии стал мастером местного морского цейхгауза. Мальчик посещал Шербурский лицей и рано проявил незаурядный интеллект. Получение стипендии по окончании школы позволило ему изучать математику в Эколь нормаль спесиель в Клуни. Когда эта школа два года спустя была закрыта, он перешел в Лионский университет, который и окончил в 1892 г. После неудачи при сдаче лицензионных экзаменов, которые могли бы позволить ему преподавать в средней школе, поступил в армию для прохождения воинской службы. В следующем после демобилизации году возвращается в Лион и сдает экзамены. В это же время его друг и сокурсник по школе в Клуни развил у Гриньяра интерес к химии, и в 1894 г. Гриньяр стал ассистентом химического факультета в университете. Быстро проявив свои способности в этой области, Гриньяр в 1898 г. получил степень магистра по физическим наукам, в том же году он стал старшим демонстратором у Филиппа Антуана Барбье, руководителя факультета Лионского университета. Барбье начал исследовать метод, в котором металл использовался для переноса органического радикала от одной молекулы к другой Соединения, которые получались после присоединения металла к одному или более органическим радикалам (группы атомов, которые остаются незаряженными при протекании реакций), были названы металлоорганическими соединениями.
 (529x699, 167Kb)
Виктор Гриньяр
В то время было известно, что единственные металлоорганические соединения, являющиеся эффективно переносящими агентами, — это органические соединения цинка. Этот процесс, однако, был трудоемким, а получаемые результаты не были стабильны (воспроизводимы). За несколько лет до этого несколько немецких химиков заместили цинк магнием, но получили нестабильные соединения с низким выходом, которые в большинстве своем были нерастворимы в инертных растворителях. Хотя магний с практической точки зрения был непригоден как переносящий агент, Барбье решил использовать его, подойдя к этой проблеме с другой стороны. Вместо того чтобы получить магнийорганические соединения, как это делали немецкие экспериментаторы, он просто взял два органических вещества и провел реакцию в присутствии магния, и в таком варианте реакция прошла. Тем не менее и эти результаты были противоречивы, и Барбье забросил проблему, правда предложив ее Гриньяру в качестве темы для диссертации. Гриньяр знал, что в XIX в английские химики Эдвард Фрэнкланд и Джеймс Уонклин получили цинкорганические соединения при нагревании органических соединений вместе с металлом в присутствии безводного эфира. Зная, что магний более легко вступает в реакции, чем цинк, Гриньяр предположил, что в реакцию подобного рода магний должен вступать более активно. Такое предположение было доказано, и он использовал этот метод для получения различных металлоорганических соединений, причем некоторые из них были получены впервые. В 1900 г. Гриньяр опубликовал результаты своих исследований, за которые ему в следующем году была присуждена докторская степень. Реакция Гриньяра — вершина его научной карьеры, она применяется во множестве экспериментов по органической химии. Используя реакцию, названную его именем, другие исследователи эффективно и просто смогли синтезировать широкий спектр органических соединений. В 1905 г. Гриньяр стал лектором по курсу химии в Безансонском университете, расположенном близ Дижона, но в следующем году вернулся в Лион на должность научного помощника Барбье. В 1908 г. он получил звание адъюнкт-профессора. Через год он перешел в Нансийский университет, где в 1910 г. стал профессором органической химии.
Премия
В 1912 г. Гриньяру была присуждена Нобелевская премия по химии «за открытие так называемого реактива Гриньяра, в последние годы существенно способствовавшего развитию органической химии». Он разделил премию с Полем Сабатье. В своей речи при презентации лауреатов член Шведской королевской академии наук X.Г.Седербаум поблагодарил Гриньяра за «расширение границ знаний, способности к наблюдениям» и за «открытие перспектив для новых достижений науки».Когда в 1914 г. Франция вступила в войну, Гриньяр был призван капралом на службу и направлен в Нормандию. Он прослужил в течение короткого времени, неся караульную службу, затем был отозван для разработки методов получения взрывчатого вещества тротила. В 1917 г. в ходе работы над проблемой создания химического оружия он посетил Америку с целью координации усилий Франции и США в этом направлении. Во время поездки он прочёл несколько лекций в Меллоновском институте (ныне Университет Карнеги Меллона) о взаимосвязях науки и промышленности. В 1919 году Гриньяр был демобилизован с военной службы. После работы в течение нескольких месяцев в Нансийском университете он сменил Барбье в должности профессора химии в Лионском университете, где и оставался до конца своей научной деятельности. В 1921 году он стал также директором Лионской школы химической технологии, а в 1929 году деканом научного факультета этой школы. В Лионе, кроме работы с магнийорганическими соединениями, Гриньяр исследовал широкий круг проблем, включая конденсацию альдегидов и кетонов, крекинг углеводородов, каталитическую гидрогенизацию и дегидрогенизацию при пониженном давлении. В последние годы административные обязанности, исполнявшиеся им не по его воле, сильно ограничивали его исследовательскую деятельность.
Семья
В 1919 г. Гриньяр женился на Августине Мари Булан, у них были дочь и сын, также ставший химиком. Целенаправленный и разносторонний исследователь, Гриньяр был также весьма ценимым педагогом. После тяжелой болезни он умер в Лионе 13 декабря 1935 года.
Премии и награды
Среди многочисленных наград Гриньяра были медаль Бертло (1902), премия Жеккера (1905) Французской академии наук и медаль Лавуазье Французского химического общества (1912). Ему было присуждено звание командора Почетного легиона и почетные ученые степени университетов Брюсселя и Лувена. Он являлся членом многих химических обществ, включая общества Англии, США, Бельгии, Франции, Румынии, Польши, Нидерландов и Швеции. В 2009 году Международный астрономический союз присвоил имя Гриньяра кратеру на видимой стороне Луны.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку