-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109601
Комментариев: 6802
Написано: 118074


1 июня родились...

Понедельник, 01 Июня 2020 г. 03:35 + в цитатник
Струков (532x700, 197Kb)
1864
Иван Иванович Струков
русский и советский инженер-архитектор, мастер модерна, автор здания Белорусского вокзала в Москве. Родился в Лебедяни (по другим данным — в селе Доброе). Получил среднее образование в реальном училище в Тамбове. Учился в Институте гражданских инженеров в 1885—1891 годах, получил звание гражданского инженера. После получения образования служил вольнонаёмным архитектором на Московско-Брестской железной дороге. С 1910 года состоял сверхштатным техником Строительного отделения Московского губернского правления. В 1915 году получил место инженера VIII класса Министерства путей сообщения. Жил в Москве на Долгоруковской улице, 34. В 1919—1923 годах работал преподавателем Московского института инженеров путей сообщения. И.И.Струков — автор многочисленных разностилевых построек для железнодорожного ведомства в Москве, Ямбурге, Орше, на Уральской и Западной (Брестской) железных дорогах. По мнению доктора искусствоведения М.В.Нащокиной, в историю московского модерна архитектор вошёл как автор Тверского путепровода. Умер в Москве 14 марта 1945 года.
Beloruss-vokzal (700x525, 421Kb)
Белорусский вокзал.
Tverskoy_puteprovod_original_drawings (700x356, 239Kb)
Чертёж Тверского путепровода.
Проекты и постройки: Проекты вокзала Московско-Брестской железной дороги (1898—1902), не осуществлены; Станции «Кунцево», «Кубинка», пост «Москва» Московско-Брестской железной дороги (1899—1900); Дом управления Московско-Брестской железной дороги (1900—1902, Москва); Брестский (Александровский, Белорусский) вокзал (1902—1912, Москва, Площадь Тверская Застава, 7), объект культурного наследия регионального значения; Церковь Иконы Божией Матери Утоли Моя Печали при Сокольнической больнице, совместно с А.И.Роопом (1903, Москва, улица Барболина, 3, корпус 22); Брестский виадук (Тверской путепровод), совместно с инженером С.В.Безобразовым (1904—1906, Москва, Площадь Тверская Застава), ценный градоформирующий объект; Бутырский путепровод, совместно с инженером С.В.Безобразовым (1909, Москва), не сохранился; Училище, богадельня, путепровод и др. (1900-е — 1910-е, Ямбург); Сокольническая больница (1900-е — 1910-е, Москва); Здание вокзала (1900-е — 1910-е, Орша); Больница для железнодорожных служащих (1900-е — 1910-е, Москва); Гражданские сооружения Уральской и Западной железных дорог (1900-е — 1910-е); Церковь Михаила Малеина (1912, деревня Тимково Ногинского района Московской области); Пассажирское здание станции «Немчиновский пост» (1913—1915); Красильня и пристройка к бумагопрядильному корпусу на Богородско-Глуховской мануфактуре (1913—1915, Ногинск). Литература: Нащокина М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е издание. — Москва: Жираф, 2005. — Страницы 406—408. — 2500 экземпляров. — ISBN 5-89832-043-1; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва : КРАБиК, 1998. — Страница 153. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0; Васькин А.А., Назаренко Ю. И. Архитектура и история московских вокзалов. — Москва: Спутник, 2007. — Страницы 231—232. — 334 страницы. — ISBN 978-5-364-00500-7.

Stere (521x700, 158Kb)
1865
Константин Георгиевич Стере (или Константин Егорович Стере; молдавское имя — Constantin G. Stere, или Constantin Sterea)
молдавский и румынский писатель, публицист, политик и государственный деятель. Константин Стере родился 1 июня 1865 года в селе Городище Сорокского уезда Бессарабской области в боярского происхождения семье Георге (или Йоргу) Степановича и Пулкерии Стере. До 8 лет жил в Чирипкэу. Учился в Кишинёве, где познакомился с прогрессивными, утопически-социалистическими и дарвинистскими идеями (среди прочих, в его круг чтения попали Николай Чернышевский, Александр Герцен, Михаил Бакунин, Пётр Лавров, Фердинанд Лассаль и Карл Маркс), принимал активное участие в революционном движении народников. Входил в подпольную ячейку, связанную с «Народной волей». Впервые был арестован в 1883 году, провёл несколько лет в заключении в Одессе. С 1885 по конец 1891 — начало 1892 года провёл на каторге в Сибири.
StereИ. Ботез, К. Стере, И. Ибрэиляну (700x479, 272Kb)
И.Ботез, К.Стере, И.Ибрэиляну (справа)
Вернулся в Бессарабию, потом уехал в Румынию, где включился в общественную и политическую жизнь. Был противником марксизма. Основал движение попоранизма — румынский аналог народничества. В 1918 году был членом Сфатул Цэрий, где выступал за присоединение Бессарабии к Румынии. Был одним из основателей румынской Национальной Царанистской Партии, членом румынского парламента. В 1930-е годы румынские власти его обвиняют в измене Родине на основании того, что при оккупации Бухареста немецкими войсками во время Первой мировой войны он якобы сотрудничал с немцами, и сажают в тюрьму. Потом он был отстранён от политической жизни страны. Константин Стере был известен как блестящий публицист, а в конце жизни прославился и как писатель, создав многотомный роман «Накануне революции», сюжет которого разворачивается в Российской империи конца XIX — начала XX века. Вместе с И.Ибрэиляну и П.Бужором в 1906—1933 (с перерывом в годы Первой мировой войны 1914—1918) редактировал ежемесячный литературный журнал «Viaţa Românească» («Румынская жизнь»). Умер в селе Буков, Прахова, Румыния, 26 июня 1936 года.
StereБюст (525x700, 587Kb)
Бюст в Аллее Классиков
Память: В селе Черепково Флорештского района Молдавии открыт дом-музей писателя; В Кишинёве его именем названа бывшая улица Физкультурников; В 1991 году в Аллее Классиков был установлен бюст Константина Стере (скульптор Г.Дубровин); В Кишинёве его именем назван Университет Политических и Экономических Европейских Знаний им. Константин Стере; Планируется установить бюст в Кишинёве; В 2010 году Константин Стере посмертно избран членом Румынской академии.
StereПочтовая марка (598x700, 532Kb)
Почтовая марка Молдовы, 1995 год
Библиография: Накануне революции : Роман / К.Стере, 20 см, Кишинев Hyperion 1991; Прелюдия : Страницы прозы (литературные эскизы, повести) и статьи / К.Стере ; Редактор и автор послесловия В.Бадиу, 269 страниц, лист иллюстраций 18 см, Кишинёв Лит. артистикэ 1989; Сочинения : В 5 томах / К.Стере, 20 см, Кишинев Hyperion 1991.

Charles_Benedict_Davenport (462x700, 169Kb)
1866
Чарльз Бенедикт Дэвенпорт (Charles Benedict Davenport)
американский зоолог, генетик. Автор трудов по изучению генетической структуры популяций методами биометрии. Автор оригинальных работ по скрещиванию кур. Один из первых пытался применить Менделя законы к человеку, разделял принципы евгеники. Умер 18 февраля 1944 года.

ernestfoxnichols (498x700, 145Kb)
1869
Эрнст Фокс Никольс (Ernest Fox Nichols)
американский физик, член Национальной Академии Наук (1908). Родился в Ливенворте. Окончил Корнеллский университет (1892), где в 1897 г. получил степень доктора. В 1898-1903 гг. – профессор колледжа в Дартмаусе (в 1909-1916 гг. – президент), в 1903-1909 гг. – профессор Колумбийского университета, в 1916-1920 гг. – Йельского, с 1921 г. – научный сотрудник лаборатории в Кливленде. Исследования относятся в основном к физической оптике. Сконструировал радиометр, наиболее чувствительный из существовавших в то время (радиометр Никольса), с помощью которого исследовал отражение и поглощение инфракрасных лучей, тепловое излучение звезд, обнаружил и измерил (1903) давление света, предсказанное Максвеллом (в 1899 это сделал П.Н.Лебедев), «заполнил» промежуток между радиоволнами и тепловыми лучами. Медаль Б.Румфорда (1904). Умер 29 апреля 1924 года.

Leo_Tolstoy (506x700, 146Kb)
1869
Лев Львович Толстой
русский писатель, публицист и скульптор. Родился в Ясной Поляне в семье русского писателя графа Толстого. Пятый из двенадцати детей Льва Николаевича Толстого и Софьи Андреевны Толстой (урождённой Берс). Окончил Поливановскую гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета. Отучившись один год, перешел на историко-филологический. На 2-м курсе университета отправился в Самарскую губернию для организации помощи голодающим. В это время у него развилась нервная болезнь, из-за который ему пришлось оставить университет. Служил рядовым в 4-м стрелковом Императорском батальоне в Царском Селе, но вскоре был освобожден от службы. В 1891 дебютировал как литератор, опубликовав детский рассказ «Монте-Кристо» в журнале «Родник» (1891, № 4). В дальнейшем публиковал (иногда под псевдонимами: Львов, Яша Полянов) статьи и рассказы в «Северном вестнике», «Вестнике Европы», «Новом времени» и других изданиях, выпустил несколько сборников прозы, писал пьесы для детей. Некоторые произведения были переведены на немецкий и французский языки. Был открытым противником «толстовства». В 1899 году написал рассказ «Прелюдия Шопена», в котором полемизировал с «Крейцеровой сонатой» Л.Н.Толстого. Исповедовал монархо-патриотические взгляды, был членом партии «Октябристов» (Союз 17 октября). Занимался музыкой, живописью и скульптурой. В 1908-1909 годах учился скульптуре в Париже у знаменитого Огюста Родена. Создал ряд скульптурных портретов членов семьи Толстых. Был членом Союза 17 октября. Служил рядовым в 4-м стрелковом Императорской фамилии батальоне, но вскоре был освобожден от воинской службы. В 1914 – уполномоченный Российского общества Красного Креста в Варшаве. Перед революцией жил с семьей в Петрограде. В 1918 издавал вечернюю газету «Весточка». В 1918 году, опасаясь ареста, эмигрировал и поселился в Париже.. Жил во Франции и Италии, окончательно закрепился в Швеции, на родине жены. В эмиграции продолжал заниматься. литературой, живописью и скульптурой. Сочинения Льва Львовича переводились на французский, немецкий, шведский, венгерский и итальянский языки. В юности увлекался идеями отца, был вегетарианцем, но со временем перешел на антитолстовские, патриотические и монархические позиции. Выпустил книгу «В Ясной Поляне: правда об отце и его жизни» (Прага, 1923). Например, в книге «Правда о моем отце» Лев Львович писал: «Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой… Не было никого во всей нации, кто не чувствовал бы себя виновником перед суровым судом великого писателя. Последствия этого влияния были прежде всего достойны сожаления, а кроме того и неудачны. Во время войны русское правительство, несмотря на все свои усилия, не могло рассчитывать на необходимое содействие и поддержку со стороны общества… Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи, — отрицание всего перед началом простого христианского идеала; что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь в мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов… К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное.» Публиковал статьи в периодических изданиях: «Le Journal», «Monde nouveau», «Excelsior», «L’Intransigeant», «Le Figaro», «L’Indépendance belge», «Le Quotidien», «Les Nouvelles litteraires». В 1930-е неоднократно приезжал в Рим, где с 1930 проживала его сестра Т.Л.Сухотина-Толстая. Некоторое время жил во Флоренции. Неоднократно пытался завязать контакты с Муссолини. В 1935 из Парижа прислал ему рукопись своей книги «Правда о моем отце», в следующем году исполнил гипсовый бюст Муссолини и выслал ему фотографии своей работы. 30 апреля 1936 побывал на приеме у Муссолини и вручил ему бронзовую отливку бюста, которая была доставлен на правительственную виллу Torlonia (за работы скульптору было выдано 2 000 лир). В том же году получил заказ на скульптурные портреты покойных родителей Муссолини и в 1937 представил ему исполненный заказ. В конце 1937 вместе с новогодними поздравлениями послал Муссолини собственную партитуру военного марша, а в мае 1942 – машинопись своего труда «Рассуждение о происхождении войны и о средствах ее предотвратить». В 1940 переехал в Швецию. Скончался в Хельсингборге 18 декабря 1945 года. Похоронен при церкви Сиричепинге в Сконе (Швеция). Был женат (в 1896–1922) на Доре Вестерлунд (1878–1933), дочери известного шведского врача Эрнста Вестерлунда.. Их дети: Лев (1898—1900); Павел (1900—1992), агроном; Никита (1902—1992), доктор филологических и экономических наук, преподавал в Уппсальском университете; Пётр (1905—1970); Нина (1908—1987); Софья (18 сентября 1908 – 5 ноября 2006), художница; Фёдор (1912—1956); Татьяна (20 сентября 1914 – 2007), художница; Дарья (1915—1970). Второй брак — с Марианной Николаевной Сольской. Ребёнок от этого брака: Иван (1924—1945). Избранная Библиография: Монте-Кристо. // Родник, 1891, №4; Совершеннолетие. Рассказ. // Северный Вестник. 1894 №2; Жизненные задачи русского офицера. // Русский инвалид, 1907, №13; Из детских воспоминаний // Международный Толстовский альманах, Москва, 1909; Отрывок из моего дневника 1903 г. // «Столица и усадьба», 1914, № 4; Братья помещики. Пьеса; Моя Родина. Пьеса в 5 действиях; Рассказы из времени студенчества. Москва, 1898; Швейцар генеральши Антоновой, или Без корня. Пьеса; Прелюдия Шопена. Berlin, 1899; В голодные годы. Записки и статьи. Москва, 1900; Яша Полянов. Воспоминания для детей из детства. Москва, 1899; Современная Швеция в письмах - очерках и иллюстрациях. Москва, 1900; Для детей, 2-е издание, Москва, 1901; Драматические сочинения, том 1, Санкт-Петербург, 1906; На Упе и другие рассказы для детей среднего и старшего возрастов. Санкт-Петербург?; Железный занавес. Комедия в 4-х действиях из современной Санкт-Петербургской жизни. Санкт-Петербург, 1912; В Ясной Поляне. Правда об отце и его жизни. Прага, 1923; Правда о моем отце. Ленинград, 1924; La Vérité sur mon père. Париж, 1923; Léon Tolstoï, vu par son fils» («Лев Толстой глазами сына»). Париж, 1931. Литература: Джулиано Дж. Русские при «дворе» Муссолини // Персонажи в поисках автора: Жизнь русских в Италии ХХ века / Составитель, научный редактор А. д'Амелия, Д.Рицци. Москва, 2011. Страницы 286–294; Giuliano G. Lev L’vovič Tolstoj // Russi in Italia.

 (550x699, 77Kb)
1870
Федор Иванович Лидваль (Иоганн Фридрих Лидваль)
русский архитектор, шведского происхождения. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Санкт-Петербургской Академии Художеств (1890-1896) у Л.Н.Бенуа. Академик архитектуры (1909). Работал главным образом в Санкт-Петербурге; после 1917 г. уехал в Швецию, но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом. Его работы стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е гг. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Дом Лидваля на Каменноостровском проспекте (1902-1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. В здании Азовско-Донского банка (1907) уже видна свойственная ему сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решен как портик с колоннами). Начало 1910-х гг. было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создает дом Нобеля на Лесном проспекте (1910-е) и Толстовский дом на Троицкой (ул. Рубинштейна, 1910-1912). Здесь видны элементы присущие только ему: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещенность жилых помещений. Они отличаются от доходных домов тех лет, украшенных только со стороны улицы, с дворами-колодцами. Три двора Толстовского дома, образующие проезд с улицы Рубинштейна на Фонтанку, декорированы так же тщательно, как фасады. При этом Толстовский дом задумывался как дом для всех сословий: в нем были квартиры для людей разного достатка, от самых роскошных до очень скромных. Наиболее значительной работой архитектора является гостиница «Астория» на Исаакиевской площади, 1910-1914 гг. Гостиница в стиле «модерн» соседствует с Исаакиевским собором и зданиями первой половины XIX в., но нисколько не противоречит им. В 1913-1914 гг. он реконструировал интерьер здания Биржи на Стрелке Васильевского острова. Умер в Стокгольме в 1945 году. Литература: (Оль А.А.), Ф.Лидваль, Санкт-Петербург, 1914.

1870
Христо Крусев Станчев
первый болгарский народный художник. Представитель демократического реализма. Христо Станчев родился в деревне Акар (ныне Свежен), Карлово. После окончания начальной школы Станчев поступил в Пловдиве в мужскую гимназию, где его учителем рисования был Иван Мрквичка и в конце обучения Антон Митов. В конце курса Антон Митов организовал выставку и Христо Станчев получил первую премию и стипендию от принца Фердинанда для обучения за рубежом. С 1890 по 1893 он учился у профессоров Чаранфи и Барабино в Академии Художеств во Флоренции. В период с 1893 по 1896 год учился в Мюнхене у профессоров Линденшмида и Дефрегера. В этот период создал знаменитые картины «Ченци» (Национальная галерея), "Анна", «Монах». В 1896 году он вернулся в Пловдив и преподавал мужской гимназии. Христо Станчев писал портреты, натюрморты, пейзажи и композиции. Автор портретов, пейзажей, исполненных суровой правды лаконичных жанровых композиций ("На ниве", 1936, Национальная художественная галерея, София), отражающих безрадостную жизнь болгарского крестьянства и утверждающих достоинство человека из народа. Умер 4 апреля 1950 года. Галерея: „На нивата” 1937 г.; „Ченци”1895 г.; „Ана” 1896 г.; „с.Долна Василица” 1941 г. пейзаж, частная коллекция; „Молитва” 1923 г. Городская художественная галерея – Пловдив; „Демонът” Городская художественная галерея – Пловдив; „Дядо Нягул” Городская художественная галерея – Пловдив; „Слугинчето” Городская художественная галерея – Пловдив; „Монах” към 1894 г.; „Равин”; „Пролет” 1922 г. Городская художественная галерея – Пловдив; „Портрет на момиче” – год неизвестен; „Молитва”; „Зима”; „Клане”. Литература: Въведение от Цанко Лавренов към ретроспективния каталог с репродукции „Христо Станчев” – София 1948 г., изд. на Съюза на художниците; „Христо Станчев – живот и творчество” Л.Белмустаков, София 1955 г. изд. Български художник; „Трайната победа на художника - 100 години от рождението на народния художник Христо Станчев” Христо Стефанов, статия от литературен алманах „Тракия” кн. 3, Пловдив 1970 г., изд. Хр.Данов.

Фёдор_Андреевич_Матисен (577x700, 180Kb)
1872
Федор Андреевич Матисен
русский морской офицер, военный гидрограф и путешественник; член Русского географического общества и Российской Академии наук. Матисен — один из организаторов гидрографической экспедиции по изучению Северного Ледовитого океана (1910—1915). Организатор и руководитель первой советской гидрографической экспедиции к устьям Лены и Оленька. Исследовал бухту Тикси, доказав её пригодность для строительства морского порта. Друг и сподвижник А.В.Колчака, вместе с ним учился в морском кадетском корпусе. Родился в Санкт-Петербурге. В 1897 году окончил Морской кадетский корпус. Участник полярных экспедиций: Шпицбергенской градусной (1899), Русской полярной (1900—1903); в последней — командир-капитан яхты «Заря» (1902—1903; после гибели Э.В.Толля был начальником экспедиции). За Шпицбергенскую экспедицию получил на­градной знак, который ему вручил император Николай II. Участник Русско-японской войны 1904—1905 годов. Был старшим штурманом на крейсере «Жемчуг», который шёл в Цусиму на помощь русскому флоту. Участвовал в Цусимском сражении. Когда свершилась революция 1917 года, и российский флот фактически перестал существовать, Матисен, как и многие его товарищи, уехал из России. Некоторое время служил в британском флоте, но не остался там и в 1919 году прибыл во Владивосток. Умер в Иркутском военном госпитале 19 декабря (по другим данным 23 декабря) 1921 года, когда находился там после возвращения из длительной командировки в Дальневосточную республику, где заболел сыпным тифом. Был похоронен на Иерусалимском кладбище. В советское время над захоронениями кладбища устроили городской парк культуры и отдыха, могила вместе со многими другими исчезла с лица земли. За гидрографические работы Матисен был награждён орденом Святого Владимира 4 степени. Русское географическое общество удостоило его в 1904 году малой серебряной медали.
Zaria_schooner_expedition (700x483, 214Kb)
Члены экспедиции Толля — лейтенанты А.В.Колчак, Н.Н.Коломейцев, Ф А.Матисен у борта шхуны «Заря».
Имя Матисена носит пролив между островами Вилькицкого, Таймыр и Нансена у северного берега Таймырского полуострова, а также мыс на острове Подкова, шхеры Минина и гора на Западном Шпицбергене. В 1976 году его именем названо морское судно. В библиотеке Иркутского краеведческого музея хранится брошюра с одним из отчётов капитана Матисена. В Иркутске живет дальняя родственница Фёдора Андреевича — Наталья Николаевна Михайлова, в личном архиве которой хранятся реликвии капитана Матисена и экземпляр его отчёта о последней экспедиции в устье реки Лены и по Северному морскому пути. Сочинения: Краткий обзор плавания яхты Русской полярной экспедиции "Заря" в навигацию 1901 г., "Известия Академии Наук ", 1902, том 16, № 5; Экспедиция к устью реки Лены в связи с использованием Северного морского пути, Иркутск, 1921. Литература: Толь Э.В., Плавание на яхте "Заря", (перевод с немецкого), Москва, 1959; Ф.А.Матисен (1872—1921), в книге: Материалы экспедиций к устьям рек Лены и Оленека под начальством Ф.А.Матисена в 1920 г. и Н.И.Евгенова в 1921 г., Ленинград, 1929 ("Труды Комиссии по изучению Якутской АССР", том 3, часть 1).

MacedonioFernandez (569x700, 263Kb)
1874
Маседонио Фернандес (испанское имя - Macedonio Fernández)
аргентинский поэт, прозаик, устный философ. Родился в Буэнос-Айресе. Сын военного, учился на юридическом факультете столичного университета, в 1898 получил адвокатский диплом. Дружил с преподавателем и литератором Хорхе Борхесом, а после 1921 — с его сыном, Хорхе Луисом Борхесом, который всю жизнь считал себя учеником Маседонио. Борхес-младший печатает стихи Маседонио Фернандеса в мадридском журнале «Космополис» (1921), в 1922 издает вместе с Фернандесом авангардный журнал «Проа» (русское название - Форштевень»). Фернандес много лет переписывался с А.Рейесом, Р.Гомесом де ла Серна, Х.Л.Борхесом и другими крупными писателями, дружил с Х.Р.Хименесом. В 1947 он переехал в дом сына, где и умер. Речь над его могилой на буэнос-айресском кладбище Реколета произнес Х.Л.Борхес. Писательская стратегия Маседонио Фернандеса — это бесконечный подступ к писанию, постоянная переделка набросков безо всякой мысли об их публикации. Лишь по настоянию друзей он издает в 1920—1940-х годах несколько фрагментов написанного в форме повестей, романов, но чаще — «предисловий» к будущим книгам. Стихи и проза Фернандеса переведены на английский, французский, итальянский языки. Его биография и произведения лежат в основе постмодернистского романа аргентинского прозаика Рикардо Пильи «Город, которого нет» (1992, одноименная опера Х.Гандини по либретто Пильи — 1995). Умер в Буэнос-Айресе 10 февраля 1952 года. Произведения: No toda es vigilia la de los ojos abiertos. Buenos Aire: Manuel Gleizer, 1928; Papeles de Recienvenido. Buenos Aires: Cuadernos del Plata, 1929; Una novela que comienza. Prólogo de Luis Alberto Sánchez. Santiago de Chile: Ercilla, 1940; Poemas/ Prólogo de Natalicio González. México: Guarania, 1953; Museo de la Novela de la Eterna/ Advertencia de Adolfo de Obieta. Buenos Aires: CEAL, 1967; No toda es vigilia la de los ojos abiertos y otros escritos/ Advertencia de Adolfo de Obieta. Buenos Aires: CEAL, 1967; Cuadernos de todo y nada. Buenos Aires: Corregidor, 1972. Сводные издания: Obras completas, 9 vols. Buenos Aires: Corregidor, 1985—2001; Macedonio Fernández, Jorge Luis Borges. Correspondencia, 1922—1939: crónica de una amistad/ Carlos Garcia, ed. Buenos Aires: Corregidor, 2000 (переписка с Х.Л.Борхесом). Публикации на русском языке: Танталиада// Антология фантастической литературы. Санкт-Петербург: Амфора, 1999, страницы 580—588. Литература о писателе: Rodriguez Monegal E. Macedonio Fernandez, Borges y el ultraismo// Numero, 1952, № 19; Jiménez J.R. Lado de Macedonio Fernández// Idem. La corriente infinita: critica y evocacion. Madrid: Aguilar, 1971, pp. 181–186; Foix J.C. Macedonio Fernández. Buenos Aires: Editorial BONUM, 1974; Engelbert J.A. Macedonio Fernández and the Spanish American New Novel, New York: New York UP, 1978; Gomez de la Serna R. Retratos contemporaneos. Madrid: Aguilar, 1989; Lindstrom N. Macedonio Fernández// Latin American Writers/ Ed. Carlos A. Solé. New York: Scribner, 1989, p. 483-490; De Obieta A. Macedonio: memorias errantes. Buenos Aires: Corregidor, 1999 (воспоминания сына); Diccionario de la Novela de Macedonio Fernández/ Ricardo Piglia, ed. Buenos Aires, 2000; Bianciotti H. Macedonio Fernández/ Idem. Une passion à toutes lettres. Paris: Gallimard, 2001, p. 150-157; Abos A. Macedonio Fernandez, La Biografia Imposible. Madrid: Plaza & Janes Sa Editorial, 2002; Prieto J. Desencuadernados: Vanguardias excéntricas en el Rio de la Plata. Macedonio Fernàndez y Felisberto Hernàndez. Rosario, 2002; Garth T.S. The Self of the City: Macedonio Fernández, the Argentine Avant-Garde, and Modernity in Buenos Aires. Lewisburg: Bucknell UP, 2005; Борхес Х.Р. Маседонио Фернандес «Новоприбывший»// Он же. Собрание сочинений. Том I. Санкт-Петербург: Амфора, страницы 471-472; Борхес Х.Р. Маседонио Фернандес «Сочинения»// Он же. Собрание сочинений. Том III. Санкт-Петербург: Амфора, 2005, страницы 427-437; Дубин Б. Трансцендентальный юморист Маседонио Фернандес// Он же. На полях письма. Москва: Emergency Exit, 2005, страницы 193-196.

Карл Зеверинг  (498x700, 154Kb)
1875
Карл Зеверинг (немецкое имя - Carl Severing)
германский политический деятель; социал-демократ. Журналист. Родился в Херфорде. В 1907-1911 и с 1920 депутат рейхстага, в 1919-1920 депутат Национального собрания. В годы 1-й мировой войны 1914-1918 стоял на шовинистических позициях. В 1920-1926 и 1930-1932 возглавлял прусское, в 1928-1930 имперское министерство внутренних дел, вел борьбу против революционного движения. После расстрела полицией первомайской демонстрации 1929 в Берлине Зеверинг добился запрещения пролетарского Союза красных фронтовиков. Политика Зеверинга потворствовала усилению фашистской опасности в Германии. Зеверинг не оказал сопротивления имперскому правительству Папена, совершившему в июле 1932 реакционный переворот в Пруссии. В годы фашистской диктатуры получал пенсию. После 2-й мировой войны 1939-1945 был членом ландтага западно-германской земли Северная Рейн-Вестфалия от Социал-демократической партии. Умер в Билефельде 23 июля 1952 года. Сочинения: Mein Lebensweg, Bd 1-2, Köln, 1950. Литература.: Розанов Г.Л., Очерки новейшей истории Москва, 1957.

MakelinY (633x700, 168Kb)
1875
Юрье Эсаяс Эмануэль Мякелин (финское имя - Yrjö Esalas Emanuel Mäkelin)
деятель рабочего движения Финляндии. Родился в Тампере. До 26 лет работал сапожником, одновременно занимался самообразованием. В 1899—1917 член руководящих органов Рабочей (с 1903 — Социал-демократической) партии Финляндии. В 1900—17 главный редактор ряда рабочих газет. Депутат сейма в 1905—1906, 1908—1910 и 1914—1917. Во время всеобщей забастовки 1905 председатель стачечного комитета в Тампере, автор "Красного манифеста" (Таммерфорсский манифест). В борьбе против царизма считал возможным сотрудничество с финской буржуазией, за что критиковался левым крылом Социал-демократической партии. В революции 1918 почти не участвовал (тяжело болел). Осенью 1918 был приговорен буржуазным судом "за государственную измену и подстрекательство" к смертной казни, замененной пожизненным заключением. После амнистии 1922 редактор газеты Социалистической рабочей партии, вступил в компартию. В августе 1923 арестован. Покончил с собой в Хельсинки в тюрьме 20 сентября 1923 года.

 (592x699, 79Kb)
1878
Джон Эдвард Мейсфилд (John Edward Masefield)
английский поэт, писатель, журналист. С 1930 поэт-лауреат. Известен также фантастическими романами для детей: «Люди полуночи» (The Midnight Folk) и «Ящик наслаждений» (The Box of Delights). Родился в Ледбери (графство Херефорд); рано осиротел и рос у тетки. В 13 лет его отправили в Ливерпуль учиться на матроса. Проплавав три года на торговых судах, Мейсфилд два года прожил в Нью-Йорке. По возвращении в Англию (1897) он сблизился с У.Б.Йитсом и Д.М.Сингом и в 1902 выпустил первый сборник стихов Морские баллады (Salt Water Ballads), куда вошло его, быть может, самое знаменитое стихотворение Морская лихорадка. Восемь лет Мейсфилд выступал как независимый журналист, романист, драматург, поэт и литературный критик. В 1911 он создал первую поэму Вечное милосердие (The Everlasting Mercy), которая принесла ему широкую известность, но была осуждена критиками за суровый реализм. За нею последовали поэмы Поля нарциссов (The Daffodil Fields, 1913) и Художник-мазилка (Dauber, 1913). Поэму Лис Ренар (Reynard the Fox, 1919), яркое описание охоты на лис, нередко называют его лучшей повестью в стихах. В 1930, после смерти Р.Бриджеса, Мейсфилд стал поэтом-лауреатом; в 1935 его наградили орденом «За заслуги». В ранней поэзии Мейсфилда привлекают искренность, энергия и творческий порыв, но ее интонации часто сентиментальны, язык пресен, размеры примитивны, а то и просто нескладны. Поздние стихи совершеннее по форме, но в них меньше живости. Перу Мейсфилда принадлежат несколько романов, в том числе Капитан Маргарет (Captain Margaret, 1908), Сардинец Харкер (Sard Harker, 1924) и Одтаа (Odtaa, 1926), пьесы в стихах, очерки, жизнеописания, критическая и автобиографическая проза. Умер Мейсфилд в Абингдоне (графство Беркшир) 12 мая 1967 года Поэзия: 1913 — «Художник-мазилка» (Dauber); 1916 — «Сонеты и стихотворения» (Sonnets and poems); 1917 — «Холмы Лоллингдона и другие стихотворения» (Lollingdon downs and other poems); 1919 — «Лиса-Ренара» (Reynard the fox). Пьесы: 1907 — «Чудо в Кэмпдене» (The Campden wonder); 1907 — «Миссис Хэррисон» (Mrs Harrison); 1908 — «Трагедия Нэн» (The tragedy of Nan); 1910 — «Трагедия Великого Помпея» (The tragedy of Pompey the Great); 1914 — «Король Филипп» (Philip the king). Проза: 1938 — «Мёртвый Нед» (Dead Ned); 1939 — «Живой строптивый Нед» (Live and kicking Ned); 1941 — «В водовороте» (In the mill); 1952 — «Всегда учиться» (So long to learn). Библиография: W.H. Hamilton J. Masefield. A critical study. — Ленинград, 1922; L.A.G. Strong J. Masefield. — Ленинград, 1952; Краткая Литературная Энциклопедия / А.А.Сурков. — Советская Энциклопедия, 1967. — Том 4. — Страница 737. — 1023 страницы — 111 500 экземпляров.

000Eduard Helly (493x700, 152Kb)
1884
Эдуард Хелли (немецкое имя - Eduard Helly)
австрийский математик, один из основоположников функционального анализа. Эдуард Хелли родился в Вене, в еврейской семье. В 1907 году он окончил Венский университет, где обучался в том числе у Больцмана, Виртингера, Мертенса и Хана. После окончания университета он на год уехал в Гёттинген, где посещал семинары Клейна, Гильберта, Рунге и Минковского в Гёттингенском университете. Первая научная публикация Хелли — «Об одной теореме из теории линейных функциональных операторов» (немецкое название - «Über einen Satz aus der Theorie der linearen Funktionaloperationen») — датирована 1912 годом. Эту работу он посвятил своей подруге и будущей жене Элизе Блох, также обучавшейся в это время у Виртингера. В 1913 году Хелли доказал знаменитую теорему о пересечении компактных выпуклых множеств. Об этом результате он рассказал своему коллеге Иоганну Радону, который в 1915 году (по другим данным — в 1921 году) опубликовал собственное доказательство этого факта. Авторское доказательство теоремы Хелли было опубликовано лишь в 1923 году. После начала Первой мировой войны Хелли был призван в армию. В 1915 году он получил тяжёлое огнестрельное ранение лёгкого, был взят в плен и последние годы войны провёл в лагерях для военнопленных в Никольске (ныне — Уссурийск) и Тобольске. Даже в тяжёлых условиях лагерей Хелли продолжал занятия наукой, в том числе обучал другого военнопленного — 19-летнего Тибора Радо, в будущем известного венгерского математика. Несмотря на Гражданскую войну, в 1920 году Хелли удалось через Японию и Египет вернуться в Австрию. В 1921 году Хелли показал Хану свою написанную в плену третью работу — «Об уравнениях с бесконечным числом неизвестных» (немецкое название - «Uber Gleichungen mit unendlich vielen Unbekannten»). Хан оценил её очень высоко, отметив, что в этой области Хелли превзошёл всех своих предшественников. В том же году Эдуард Хелли и Элиза Блох поженились. В эти годы Хелли был завсегдатаем знаменитой венской кофейни «Централь», где собирались известные деятели науки и культуры. Там он общался, в частности, с математиком, физиком и философом Филиппом Франком, а также с писателем Германом Брохом. Несмотря на новаторские идеи, Хелли в течение долгого времени не имел постоянного места работы, зарабатывая репетиторством и написанием «решебников». Позже он устроился на работу в банк, но в 1929 году тот разорился. Вскоре после этого он нашёл работу в страховой компании «Phönix-Versicherung», где проработал до её банкротства в 1937 году. Хелли увлекался фотографией; некоторые из его снимков были использованы в рекламе австрийского туристического агентства. После присоединения Австрии нацистской Германией в 1938 году Хелли был лишён права преподавать. В том же году он получил грин-карту и вместе с женой и ребёнком эмигрировал в США. Там он также столкнулся со сложностями в поиске работы. При содействии Эйнштейна получил незначительную должность в начальном колледже Патерсона, в 1941 году перешёл в начальный колледж Монмута. Кроме того, супруги Хелли работали в сигнальном корпусе армии США. Лишь за несколько недель до смерти, в 1943 году, Хелли стал профессором недавно основанного Иллинойсского технологического института. Эдуард Хелли умер в Чикаго (штат Иллинойс, США) 28 ноября 1943 года от сердечного приступа, вызванного последствиями ранения. Эдуард Хелли во многом предвосхитил развитие функционального анализа, в первой своей публикации доказав теорему Хана — Банаха за 15 лет до Хана и за 20 лет до Банаха. Кроме того, он развил теорию ортогональных систем и заложил основания теории двойственности в бесконечномерном пространстве. В достаточно общих ситуациях он доказал теорему о продолжении линейных функционалов, принцип равномерной ограниченности, ввёл понятия нормированного пространства и двойственности в линейном анализе. С именем учёного связаны теорема Хелли, семейство Хелли, теорема выбора Хелли, метрика Хелли, теорема Хелли — Брэя.

SHIMKEVICHDezhideri (461x700, 134Kb)
1885
Дежидери Шимкевич (польское имя - Dezydery Szymkiewicz)
польский ботаник, член Польской Академии Наук (с 1945). Родился в Вилькия, ныне Литва. В 1925-1939 гг. - профессор ботаники и физиологии растений Львовского политехнического института, в 1939-1945 гг. - Яггелонского университета в Кракове, с 1945 г. - директор Научно-исследовательского института лесоводства Польской Академии Наук в Варшаве. Основные направления научных исследований - статистика и биометрия, география и экология растений. Известен работами по экспериментальной экологии растений, посвященными изучению продуктивности полевой и луговой растительности. Применил флористическую статистику для сравнительного изучения флор различных географических районов, ввел понятие "показатель родового сходства". Считал, что флоры родственны, если имеют не менее 50% общих родов. Автор учебников "Ботаника" (2-е издание, 1936), "Экология растений" (1932) и руководства "Задачи и методы статистики" (1948). Умер в Кракове 15 мая 1948 года. Избранные научные Публикации: Badania biometryczne nad gatunkami rodzajów Senecio i Ligularia (1923); Etudes climatologiques (1923-1947 33 części); Bibliografia flory polskiej (1925); Botanika (1928); Badania ekologiczne (1932-1934); Ekologia roślin (1932); Szkice z geografii roślin (1935-1939); Doświadczenia nad żyznością torfów (1936); Zadania i metody statystyki (1948). Источники: Biogramy uczonych polskich, Część II: Nauki biologiczne (pod redakcją Andrzeja Śródki i Pawła Szczawińskiego), Ossolineum, Wrocław 1985; Т.П.Бабий и др. Биологи. - Киев, Наукова думка, 1984.

vladimir-becic-zdenko-tonkovic-slika-22998546 (530x700, 218Kb)
1886
Владимир Бецич (хорватское имя - Vladimir Becić)
хорватский художник и график. Родился в городе Славонски-Брод, Австро-Венгрия. В.Бецич первоначально изучал право в Загребе, параллельно учился в частных художественных школах. В 1905 году он оставляет занятия юриспруденцией ради живописи и приезжает в Мюнхен, где поступает в местную Академию художеств. В Мюнхене В.Бецич, совместно с Мирославом Кралевичем, Йосипом Рачичем и Оскаром Германом, образует т. н. «Мюнхенский круг» — художественную группу, оказавшую огромное влияние на развитие модернизма в хорватском искусстве. Картины его мюнхенского периода отражают как реалистические черты, так и импрессионистские. В 1909 В.Бецич перебирается в Париж, учится здесь в академии Гранд-Шомьер и работает иллюстратором в газете «Le Rire». На парижское творчество художника существенное влияние оказали работы Э.Мане, выставку которого он посетил в 1907 году. Возвратившись в Загреб в 1910 году, В.Бецич проводит свою первую персональную выставку. Позднее он живёт и работает в Осиеке, Белграде и Битоле. В годы первой мировой войны он — военный художник на Салоникском фронте, создаёт несколько серий рисунков о солдатской жизни и раненых. В 1919 году проходит вторая персональная выставка работ В.Бецича в Загребе.
vladimir_becic_self_portrait (465x700, 332Kb)
Владимир Бецич. Автопортрет.
В 1919—1923 годах художник обосновывается в селе Блажуй близ Сараево. Здесь он создаёт как масляные полотна, так и акварели о жизни местных крестьян и пастухов, пишет пейзажи, натюрморты, изображения обнажённой натуры. Позднее возвращается в Загреб, и в 1924—1947 годах он являлся членом загребской Академии изящных искусств, а с 1934 года — югославской Академии наук и искусств. В 1930 году он, вместе с Любо Бабичем и Йеролимом Муше, образует «Группу Трёх». Наиболее яркими работами художника были его произведения, созданные в 1910—1922 годах. В ранних работах его, мюнхенского и парижского периодов, чувствуется влияние таких мастеров, как Гойя, Веласкес и Э.Мане, позднее — Сезанна. Написал несколько автопортретов, изображающих художника в различных жизненных фазах, от юных лет и до старости. В 2006 году хорватская почта выпустила серию почтовых марок, посвящённых хорватскому искусству. На одной из них можно увидеть пейзаж кисти В.Бецича 1909 года. Умер в Загребе 24 мая 1954 года. Галерея: Vladimir Becić, svjedok istine postojanja Автопортрет, избранные полотна и биография В.Бецича

Graarud (459x700, 113Kb)
1886
Гуннар Гроруд (норвежское имя - Gunnar Graarud)
норвежский оперный певец (тенор). Родился в Холместранне. Учился инженерному делу в Карлсруэ и лишь затем стал изучать вокал в Берлине под руководством баритона Конрада Завиловского и педагога Фредерика Хуслера. Дебютировал в 1919 г. в Кайзерслаутерне, в 1920—1922 гг. пел в Мангейме, в 1924—1926 гг. на сцене Берлинской государственной оперы. В 1927 г. дебютировал на Байрёйтском фестивале, в том же году был участником премьерного исполнения оперы Отторино Респиги «Потонувший колокол». В 1929—1937 гг. солист Венской государственной оперы, в дальнейшем также преподавал в Венской академии музыки (среди его учеников, в частности, Отто Эдельман). Умер в Штутгарте 6 декабря 1960 года.

kurth (489x700, 129Kb)
1886
Эрнст Курт (немецкое имя - Ernst Kurth)
швейцарский теоретик музыки и музыкальный психолог австрийского происхождения. Родился в Вене. Курт изучал музыковедение у Гвидо Адлера (Вена). В 1908 году получил докторскую степень за диссертацию о ранних операх Глюка (Der Stil der opera seria von Gluck bis zum Orfeo). В 1912 году Курт защитил профессорскую диссертацию (Habilitation) «Предпосылки теоретической гармонии» (Die Voraussetzungen der theoretischen Harmonik und der tonalen Darstellungssysteme; Берн). Этому предшествовала непродолжительная дирижёрская и педагогическая деятельность в инновационной школе в Тюрингии (Виккерсдорф). С 1920 — приват-доцент Бернского университета, с 1927 года руководитель научного семинара (там же). В трудах Курта, посвященных связи музыкального феномена с психическими процессами, обнаруживается влияние философии Шопенгауэра и современных ученому тенденций психологии. В «Основах линеарного контрапункта» (Grundlagen des linearen Kontrapunkts, 1917) Курт объясняет композиторскую технику Баха как результат энергетического «волнового движения» отдельных линий. При этом Курт развивает заимствованные из физики понятия потенциальной и кинетической энергии. Следующая книга Курта — «Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера» (Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners Tristan, 1920) — посвящена гармонии XIX века и её истории, рассматриваемым с философско-психологической точки зрения. Умер в Берне 2 августа 1946 года. Сочинения: Musikpsychologie. Berlin, 1931; Основы линеарного контрапункта. Москва, 1931; Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера. Москва, 1976. Литература: Мазель Л., Концепция Э.Курта, в книге: Мазель Л. и Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, выпуск 2, Москва, 1939. Wörner F. Constructive and destructive forces: Ernst Kurth's concept of tonality // Tonality 1900-1950. Ed. by F.Wörner, U.Scheideler, Ph.Rupprecht. Stuttgart: Steiner Verlag, 2012. ISBN 978-3-515-10160-8.

Ospanov_Nurzhan (492x700, 109Kb)
1887
Нуржан Оспанов
старший чабан колхоза «Уш-тобе» Каркаралинского района Карагандинской области Казахской ССР. Родился в 1887 году на территории Каркаралинского уезда Семипалатинской области Степного генерал-губернаторства, ныне – Каркаралинского района Карагандинской области Казахстана. Казах. С детства трудился по найму у зажиточных баев (батрачил). С началом коллективизации сельского хозяйства Нуржан Оспанов одним из первых в 1929 году вступил в местный колхоз «Уш-тобе», работал чабаном по выпасу овец. По итогам работы в 1948 году он вырастил от 410 грубошёрстных овцематок по 120 ягнят на каждые 100 маток, при среднем живом весе ягнят к отбивке 42,4 килограмма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Оспанову Нуржану присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены и передовые животноводы колхоза «Уш-тобе» Х.Бекбосынов и Т.Жунусов. В последующие годы Н.Оспанов продолжал демонстрировать наилучшие по району показатели приплода молодняка, его наилучший результат – от 500 овцематок 620 ягнят. Трудился чабаном в родном колхозе, реорганизованном в 1957 году в совхоз имени Фрунзе, до выхода на пенсию в 1962 году. Скончался в 1969 году. Награждён орденом Ленина (12 июля 1949), медалями.

Fernand Charpin (439x700, 196Kb)
1887
Фернан Шарпен (французское имя - Fernand Charpin)
французский театральный актер. Фернан Шарпен родился в Марселе, в семье жандарма на станции Экс-ан-Прованс. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях в звании сержанта пехоты; находился в плену в течение нескольких месяцев. После учебы в Консерватории Фернан Шарпен начал актёрскую карьеру в театре, выступая в классическом репертуаре, и впоследствии стал одним из ведущих актёров театра Одеон. После знакомства в 1928 году с Ремю и Марселем Паньолем сыграл с успехом одну из своих самых известных ролей, Оноре Панисса, в пьесе Паньоля «Мариус». Когда в 1931 году Паньоль решил адаптировать свою марсельскую трилогию в кино, в 1931 году Шарпен дебютировал в кино, сыграв роль Панисса сначала в «Мариусе» (реж. Александр Корда), а затем в «Фанни» (1932, реж. Марк Аллегре) и «Сезаре» (1936, реж. Марсель Паньоль). В конце 1930-х годов Фернан Шарпен сыграл роли ещё в трёх фильмах М. Паньоля: «Шпунц» (1937), «Жена пекаря» (1938) и «Дочь землекопа» (1940). Снимался также у Жана Ренуара («Берлинго и Ко», 1932) и Жюльена Дювивье («Славная компания» и «Пепе ле Моко», 1936). Фернан Шарпен внезапно умер 6 ноября 1944 года, в возрасте 57 лет, через несколько месяцев после освобождения Франции, поднявшись по лестнице на седьмой этаж своего дома с больным сердцем, когда лифт был остановлен из-за ограничения электроэнергии. Фернан Шарпен был женат на актрисе Габриеле Дулсе. Фильмография: 1931 – «Мариус», оригинальное название – «Marius», Оноре Панисс; 1932 – «Фанни», оригинальное название – «Fanny», Оноре Панисс; 1933 – «Шотар и компания», оригинальное название – «Chotard et Cie», Шотар; 1933 – «Война вальсов», оригинальное название – «La guerre des valses», Жозеф Ланнер; 1933 – «Паприка», оригинальное название – «Paprika», Урбан; 1933 – «Зять господина Пуарье», оригинальное название – «Le gendre de Monsieur Poirier», Верделе; 1934 – «Сафо», оригинальное название – «Sapho», Сезар; 1934 – «Поезд в 18.47», оригинальное название – «Le train de huit heures quarante-sept», Гурлуре; 1934; Три моряка», оригинальное название – «Trois de la marine», комендант; 1934 – «Тартарен из Тараскона», оригинальное название – «Tartarin de Tarascon», Бравида; 1935 – «Прекрасные деньки», оригинальное название – «Les beaux jours», владелец отеля;1935 – «Михаил Строгов», оригинальное название – «Michel Strogoff», Алкид Жоливе;1936 – «Славная компания», оригинальное название – «La belle équipe», жандарм; 1936 – «Севильский цирюльник», оригинальное название – «Le barbier de Séville», Базиль; 1936 – «Сезар», оригинальное название – «César», Оноре Панисс;1936 – «Пепе ле Моко», оригинальное название – «Pépé le Moko», Режис; 1937 – «Игнатий», оригинальное название – «Ignace», полковник Дюросье;1937 – «Бальтазар», оригинальное название – «Balthazar», Ле Гак;1937 – «Одна ночь в Марселе», оригинальное название – «soir à Marseille», комиссар Лампен; 1937 – «Шпунц», оригинальное название – «Le schpountz», дядя Батист Фабр; 1938 – «Мелочь», оригинальное название – «Le petit chose», месье Пьеротт; 1938 – «Жена пекаря», оригинальное название – «La femme du boulanger», Маркиз де Кастав Венелле; 1938 – «Образование принца», оригинальное название – «Éducation de prince», Оноре; 1938 – «Бунтарь», оригинальное название – «Le révolté», отец Пимай;1939 – «Заложники», оригинальное название – «Les otages», Бемонт, мужчина; 1939 – «Берлинго и Ко», оригинальное название – «Berlingot et compagnie», Виктор Февр, купец; 1939 – «Рай воров», оригинальное название – «Le paradis des voleurs», Жюль Рабастен; 193 – «Парижские вихри», оригинальное название – «Tourbillon de Paris», Шарбонье;1939 – «Путь чести», оригинальное название – «Le chemin de l'honneur», крёстный отец; 1940 – «Большой скачок», оригинальное название – «Le grand élan», дядя Жюстин, охранник отеля; 1940 – «Дочь землекопа», оригинальное название – «La fille du puisatier», Андре Мазель; 1940 – «В удивительную ночь», оригинальное название – «La nuit merveilleuse», хозяин; 1940 – «Соломенная шляпка», оригинальное название – «Un chapeau de paille d'italie», Бопертюуа;1941 – «40-и год», оригинальное название – «L'an 40; 1941 – «Странная Сюзи», оригинальное название – «L'étrange Suzy; 1941 – «Звездная молитва», оригинальное название – «La prière aux étoiles», Эварист, владелец отеля; 1942 – «Неразборчивая подпись», оригинальное название – «Signé illisible», бригадир Дюкро; 1942 – «Арлезианка», оригинальное название – «L'arlésienne», Франсэ Мамаи; 1942 – «Синяя вуаль», оригинальное название – «Le voile bleu», Эмиль Перретт; 1943 – «После грозы», оригинальное название – «Après l'orage», Сабин;1943 – «Двое робких», оригинальное название – «Les deux timides», месье ван Путзебум; 1943 – «Севилийка», оригинальное название – «La sévillane», дядя Луи; 1943 – «Белый грузовик», оригинальное название – «Le camion blanc», Курбасье; 1943 – «Мистраль», оригинальное название – «Le mistral», кюре; 1943 – «Роквилари», оригинальное название – «Les Roquevillard», Антонио Сикарди; 1943 – «Секрет мадам Клапен», оригинальное название – «Le secret de Madame Clapain», доктор Джуд; 1943 – «Эти с побережья», оригинальное название – «Ceux du rivage», Кловис; 1943 – «Кавалькада часов», оригинальное название – «La cavalcade des heures», месье Морис; 1944 – «Остров любви», оригинальное название – «l'île d'amour», муж; 1944 – «Невеста тьмы», оригинальное название – «La fiancée des ténèbres», Фонтвиэль; 1944 – «Подвалы Мажестика», оригинальное название – «Les caves du Majestic», Следственный судья; 1946 – «Последний су», оригинальное название – «Le dernier sou», Колонн.

bestongen (630x700, 443Kb)
1888
Генри Бестон (Henry Beston Sheavan)
известный американский писатель-натуралист, автор многочисленных публикаций и книг. Среди них наибольшей известностью пользуется «Домик на краю земли», гуманизм которой рождён слиянием поэтического видения природы, научного подхода в её познании и призыва к бережному сохранению животного мира. Генри Бестон вырос в городе Куинси (штат Массачусетс, США). Он был сыном врача Joseph Sheahan – американца ирландского происхождения и матери Marie Louise (Maurice) Beston Sheahan – американки французского происхождения. Учился в Adams Academy – престижном учебном заведении, уровень подготовки в котором позволял выпускникам поступать в Гарвардский университет. В 1909 году окончил Гарвард, а в 1911 году, получив там же степень магистра, уехал во Францию. Преподавал в университете города Лион. C 1914 года – ассистент английского отделения Гарварда. После начала Первой мировой войны поступил добровольцем в рядовые (французское название - poilu) французской армии. Был водителем санитарного автомобиля. Участвовал в сражении под Верденом. В 1918 году стал пресс-атташе ВМФ США. В качестве единственного корреспондента сопровождал поход британского флота на американском эскадренном миноносце. Был спасён с затонувшего в морском бою корабля. События и личные переживания Бестона, связанные с участием в сухопутных и морских сражениях Первой мировой войны, отражены в его первых книгах: «A Volunteer Poilu» - «Доброволец» - (1916) и «Full Speed Ahead» - «Полный вперёд» - (1919). В стремлении изжить трагические военные впечатления, резко сменил тематику творчества и в период с 1919 по 1926 гг. написал несколько книг сказок. Был редактором и автором еженедельника «The Living Age», издаваемого журналом «The Atlantic Monthly». В 1925 году журнал «The World's Work» заказал Бестону статью о береговой охране. Это привело его на полуостров Кейп-Код, где писатель принимал участие в регулярном патрулировании побережья вместе с офицерами службы охраны. Потрясённый величественной красотой безлюдного внешнего пляжа полуострова, Бестон решил уединиться здесь на некоторое время. Побывавший на мысе Кейп-Код ещё в середине XIX века Генри Дэвид Торо, писал о мистике этого места: «Человек может встать здесь и оставить позади себя всю Америку». На необыкновенные пейзажи и особенности природы полуострова (его «гений места») уже во второй половине XX века обратил внимание и русский поэт Иосиф Бродский - в стихотворении «Колыбельная Трескового Мыса» (1975) он выразил своё ощущение, что именно здесь «одиночество учит сути вещей, ибо суть их тоже одиночество…», а «человек размышляет о собственной жизни, как ночь о лампе…» Весной 1925 года на берегу был построен дом размером 20 х 16 футов, названный Бестоном «Fo'castle» («полубак») котором писатель провел около двух лет, покидая его лишь изредка. Написанная здесь самая известная книга Бестона «Домик на краю земли» (англ. «The Outermost House») была опубликована в 1928 году. В ней он утверждал свою основную мысль: «Природа - это часть человеческого бытия, а не осознав этой божественной тайны, человек перестает быть человеком...» В 1940-х степень почетного доктора Бестону присвоили Боудин-колледж, Дартмутский колледж и Университет Мэна. Он был избран почетным членом общества Phi Beta Kappa (англ. Phi Beta Kappa) Гарвардского университета и почетным редактором орнитологического журнала «Audubon Magazine». В 1960 году Американская академия искусств и наук наградила Бестона медалью имени Эмерсона-Торо – он стал её третьим лауреатом после Р.Фроста и Т.С.Элиота. В 1964 году Fo'castle был объявлен национальной литературной достопримечательностью. На состоявшейся по этому поводу церемонии, обращаясь к писателю, губернатор штата Массачусетс Эндикотт Пибоди отметил, что его знаменитая книга: «стала одной из причин открытия и существования Национального парка «Побережье мыса Кейп-Код» («Cape Cod National Seashore»). Бестон умер 15 апреля 1968 года в Ноблборо, штат Мэн, США. На мемориальной доске его дома-музея начертаны слова: «Он искал истину и обрел её в человеческом сердце». Главная книга Бестона переиздавалась десятки раз. В 2007 году появилась её аудиоверсия. В США Бестона сопоставляли с его тёзкой Генри Дэвидом Торо (1817—1862). Они оба родились и жили в Новой Англии. Оба окончили Гарвардский университет. У обоих был дар поэтического чувствования природы. Оба они, хотя и по разным причинам, прожили около двух лет в одиночестве, вдали от людей: Торо – на берегу Уолденского озера, Бестон – на береговой линии океана. Оба описали свои наблюдения и мысли в книгах, которые сделали авторов знаменитыми и были признаны классическими произведениями американской словесности. Своим впечатлениям от неоднократных посещений полуострова Кейп-Код в 1849-1857 годах Торо посвятил книгу Cape Cod (1865). Торо, избегая «обесчеловечивания» и пороков современного ему общества, предпринял свой опыт «правильной жизни» только собственным трудом и без излишеств: «Большая часть роскоши и многое из так называемого комфорта не только не нужны, но положительно мешают прогрессу человечества… Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, имея дело с важнейшими фактами жизни и попробовать… жить со спартанской простотой, изгнав из жизни всё, что не является настоящей жизнью...» Бестон же, потрясенный переживаниями, вызванными участием в боевых действиях Первой мировой войны, искал для себя место уединения и душевного покоя: «Когда я начинал строиться, мне и в голову не приходила мысль использовать этот приют как постоянное жилье. Мне хотелось обзавестись гнездом, достаточно уютным и зимой, куда бы я смог приезжать в свободное время… людям недостает языков пламени перед протянутыми ладонями, родниковой воды, чистого воздуха, девственной земли под ногами...» Торо верил в благотворное воздействие природы на человека, предполагая при этом её неисчерпаемость: «Дикая природа нужна нам, как источник бодрости; нам необходимо иногда пройти вброд по болоту, где притаилась выпь и луговая курочка, послушать гудение бекасов, вдохнуть шуршащей осоки… Природой невозможно насытиться. Нам необходимо бодрящее зрелище её неисчерпаемой силы...» Бестон оставил проникновенно-художественное описание окружавшей его стихии, наполненное, одновременно, ощущением необходимости изменения отношения человека к живой природе: «Величественные ритмы природы… приливы и отливы, набеги волн, сборища птиц, передвижения морских обитателей, зима и штормы, великолепие осени и святость весны — все это составляло неотъемлемую часть жизни пляжа. Чем дольше я оставался там, тем становился увлеченнее, тем полнее мне хотелось познать это побережье, приобщиться к тайнам его стихий... Человек потерял контакт с природой планеты, построил свою жизнь на хитроумии и изобретательности и потому рассматривает животных сквозь лупу человеческих знаний... Нам необходимо иное, более мудрое и возможно, более мистическое представление о животных...» Не отрицая своей внутренней связи с Торо, Бестон отмечал направленность деятельности и творчества Торо на переустройство социальных аспектов жизни, а себя относил, в большей степени, к натуралистам. Бестон по праву считается одним из отцов современного природозащитного движения. Библиография: A Volunteer Poilu (1916); Full Speed Ahead (1919); The Firelight Fairy Book (1919); The Starlight Wonder Book (1921); Book of Gallant Vagabonds (1925); The Sons of Kai (1926); The Living Age (1921); The Outermost House (1928); Herbs and the Earth (1935);American Memory (1937); Five Bears and Miranda (1939); The Tree that Ran away (1941); Chimney Farm Bedtime Stories (1941);The St. Lawrence (1942); Northern Farm: A Chronicle of Maine (1949); White Pine and Blue Water (1950); Henry Beston's Fairy Tales (1952); Especially Maine: The Natural World of Henry Beston (1972). Жена - Elizabeth Jane Coatsworth (1893 – 1986), известная американская детская писательница. Дочери – Margaret (1930) и Catherine (1932). Бестон стал популярен в России после издания двух его книг на русском языке (в переводе В.Кондракова): Домик на краю земли (1982); Река Святого Лаврентия (1985). Высказанный в книге «Домик на краю земли» ещё в первой трети XX века и сохранивший свою актуальность призыв к сбережению живой природы - «Находясь вдали от первозданной природы, живя сложной неестественной жизнью, человек к другим живым существам подходит с позиций своих ограниченных знаний. Мы снисходительно взираем на них, демонстрируя свою жалость к этим «недоразвитым» существам, которым предназначено стоять намного ниже той ступени, на которой стоит человек. Но такое отношение - плод глубочайшего заблуждения. К животным нельзя подходить с человеческими мерками. Обитая в более древнем и совершенном мире, чем наш, эти существа обладают столь развитыми чувствами, которые мы давно утратили или не обладали ими никогда, голоса, которые слышны им, нашему уху недоступны. Они - не братья наши меньшие и не бедные родственники: они – иные нации; это просто совсем другой мир, существование которого совпало по времени с нашим, они такие же пленники этой прекрасной и жестокой жизни» - цитируется с некоторыми вариациями в многочисленных российских публикациях, форумах и цитатниках, посвященных проблемам экологии, сострадания к животным, психотерапевтического воздействия природы на человека, вегетарианства и других.

1888
Герберт Гарбе (немецкое имя - Herbert Garbe)
немецкий скульптор. Родился в Берлине. После окончания Первой мировой войны Герберт Гарбе как скульптор оказался под влиянием экспрессионизма. Позднее он всё более отдаёт предпочтение реалистическому направлению. В начале 1920-х годов он был членом авангардистской, революционной «Ноябрьской группы», участвовал в разработке памятника Революции на берлинском кладбище Фридрихсфельде. В 1920-х — начале 1930-х годов состоял членом СДПГ. В январе 1919 года Гарбе женился на Эми Рёдер, впоследствии также известном скульпторе экспрессионистского направления. В 1920-е годы Гарбе и его жена, проживавшие в Берлине, были широко известны в художественно-интеллектуальных кругах немецкой столицы. Создаваемые ими скульптурные работы пользовались успехом у критики. Среди их близких знакомых следует назвать таких мастеров, как Кете Кольвиц, Эрнст Барлах и Карл Шмидт-Ротлуф. В 1933 году, после прихода нацистов к власти в Германии, Гарбе вышел из Социал-демократической партии и добровольно вступил в НСДАП. В 1933 году Гарбе с женой уехал в Рим и работал в предоставленном ему ателье на Вилла Массимо. В 1934 году он создал портрет Муссолини. В том же году Гарбе расстался с женой и вернулся в Берлин. В 1936 году Герберт Гарбе получил должность художественного директора Высшей школы изобразительных искусств во Франкфурте-на-Майне. Позднее проживал в Эльзасе, где создал серию женских скульптурных работ. После занятия Эльзаса французскими войсками был арестован и заключён в лагерь для интернированных в Ренне, где и скончался 17 июля 1945 года. Литература: Emil Szittya: Herbert Garbe et la Sculpture Allemande. Paris (1932?); Simone Lindenstädt: Der Bildhauer Herbert Garbe. Freie Univ., Diss., Berlin 1994; Christian Tümpel [Hrsg.], Deutsche Bildhauer, 1900—1945, entartet, Königstein im Taunus : Langewiesche , 1992 ISBN 3-7845-7180-8.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку