-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109899
Комментариев: 6802
Написано: 118372


22 февраля родились...

Суббота, 22 Февраля 2020 г. 06:25 + в цитатник
Анастасия_Вербицкая (490x700, 91Kb)
1861
Анастасия Алексеевна Вербицкая
русский прозаик. Родилась в Воронеже, в дворянской семье Зябловых. Училась в Московской консерватории по классу пения (1879-1881, не окончила), затем работала учительницей музыки, регентом хора в Елизаветинском институте, занималась журналистикой и писала рассказы. С 1894 полностью обратилась к литературному творчеству, выступала по вопросам женской эмансипации и печаталась в журналах «Жизнь», «Начало», «Русское богатство», «Мир Божий». С 1899 сама издавала свои многочисленные романы, содействовала публикации и других феминистских произведений. Писать начала в 1883 г. в «Русском Курьере», где одно время вела политический отдел. В 1887 г. была помещена в «Русской Мысли» ее большая повесть «Разлад». Позднее она помещала свои романы, повести и рассказы в «Русском Богатстве», «Жизни», «Начале», «Мире Божием», «Русских Ведомостях», «Северном Курьере», «Живописном Обозрении», «Образовании» и др. Отдельно вышли «Сны жизни» (сборник рассказов, 3-е издание, 1899—1902), «Освободилась» (Москва, 1902), «Преступление Марьи Ивановны» (Москва, 1902, сборник рассказов), «Первые ласточки» (Москва, 1900; переделка «Разлада», 2-е издание, Москва, 1902), «Вавочка» (2-е издание, 1900—1902), «История одной жизни» (Москва, 1903), «Счастье» (Москва, 1905, сборник рассказов), «Мотыльки» (Москва, 1905, сборник рассказов). Без успеха были поставлены пьесы Вербицкой: «Миражи» и «Семейство Волгиных» (также «Бесправные»). Другие драматические произведения ее: «Дети века» («Эфемериды»), «Бесплодные жертвы», «Рассвет». По прямому заявлению своему в автобиографии («Сборник на помощь учащимся женщинам», Москва, 1901), Вербицкая — писательница «идейная». Она отстаивала общественную самостоятельность женщины и ее право располагать своим сердцем. Вместе с тем, она предъявляла женщинам требование никогда не зависеть от мужчины и жить исключительно своим трудом. Её социалистическая антицаристская позиция обеспечила ей определённую поддержку в соответствующих кругах.Несколько биографических данных автора некогда нашумевшего романа «Ключи счастья». Вербицкая родилась в небогатой дворянской семье, в которой царил культ театра. Как отмечает биограф писательницы А.Грачева: «Начиная с самого детства, Вербицкая не только существовала в реальных, во многом неблагоприятных житейских обстоятельствах, но и в мире своей фантазии, построенной на основе сублимации. В нем росла красавица-девочка, имеющая гениальную актрису-бабушку, роковую, прекрасную и любящую мать, благородного старика-отца и окружающих, постоянно восхищающихся внешностью и необычными и разнообразными талантами ребенка, а затем девушки. Впоследствии многие героини произведений Вербицкой явились реализацией этого фантастического образа ее «эго», как бы переселившегося из фантастического мира авторского воображения в более осязаемый, но менее воображаемый макрокосм ее произведений...» Романом «Ключи счастья» (1909), где открыто подана тема сексуальной свободы женщины, Вербицкая завоевала сомнительную славу исключительной популярности у массового читателя. В новом романе Вербицкая опять рассказывает "сказку о Золушке" - талантливейшей, незаурядной натуре с тонким художественным чутьем - Марии Ельцовой. В основе произведения – проблема взаимоотношений художника и общества, в решении которой Вербицкая утверждает, в русле набирающей силу модернистской этики и эстетики, безграничную свободу творческой личности, в т.ч. в половой сфере. Трагический финал романа свидетельствовал о том, что писательница осталась верна художественной правде. «Новая женщина», ницшеанка, легко переступающая через чужие жизни, осталась лишь теоретической фантазией героев романа. Продолжение «Ключей счастья» составило 6 книг (до 1913). В честь популярнейшего романа Вербицкой были названы даже салонные вальсы того времени. В 1913 режиссеры В.Гардин и Я.Протазанов осуществили его экранизацию, ставшую самой кассовой лентой дореволюционного русского кинематографа. В 1917 году Киноиздательство «Жизнь» выпустило фильм Б.Светлова «Победители и побежденные» — вторую («полную») инсценировку романа А.В.Вербицкой «Ключи счастья» (писательница была также автором сценария и сорежиссером. В библиотеках число выдач книг Вербицкой достигло самой высокой отметки, а в 1915 г. тиражи изданий достигли уровня бестселлеров того времени: 280000 экз. Кроме «Ключей счастья» известны были романы «Дух времени» и «Иго любви» ("Актриса","Огни заката","Спешите жить"). Умная и тонкая женщина, Анастасия Алексеевна прекрасно все понимала. В одном из ответов на критику, сохранившемся в ее архиве, мы можем прочесть точные и горькие слова: "Я хорошо знаю себе цену, не страдаю манией величия и не считаю себя талантливой. О, нет! Но я понимаю, почему меня читают в данную минуту. Я вижу, что влечет ко мне читателя Я затрагиваю всё те же вопросы, старые вопросы о любви, о браке, о борьбе личности с обществом. Очевидно, я вкладываю в решение этих вопросов тот темперамент, ту искренность, то несомненное своё, что и отличает меня от других. Может быть, именно то, что я пишу по-женски? И чувствую, и думаю - тоже по-женски? А может утешительные слова теперь именно нужнее всего! Или я освещаю эти вопросы по-своему? Или читатель чувствует, что мои слова выстраданы мною, что моё миросозерцание стоило мне дорого?" После Октябрьской революции 1917 г. Вербицкая не играла больше роли в литературе, а её бульварные романы были заклеймены как устрашающий пример буржуазного распада. По словам Вольфганга Казака, Вербицкая «приспосабливает к массовым вкусам свою банальную, схематичную и заурядную технику письма». Наркомпрос решил сжечь весь склад книг Вербицкой «за порнографию, юдофобство и черносотенство». Но писательница потребовала гласного суда над собой, после чего заведующий Госиздатом В. Воровский создал комиссию из 12 литераторов-коммунистов, которые в течение трех месяцев изучали 33 книги Вербицкой и, в конце концов, признали их безвредными. Вербицкой было обещано передать книги в рабочие клубы и читальни. После убийства В.Воровского, в 1924 г. Вербицкая снова попала в список запрещенных писателей и ее книги изъяли из всех магазинов и библиотек. В 1926 г. в журнале «На литературном посту» (No 7-8) была состоялась дискуссия о Вербицкой, поводом к которой стало ее письмо, в котором она перечисляла свои заслуги перед русским революционным движением и выражала желание «писать о современном строе». Луначарский и другие защищали Вербицкую и её политически прогрессивную роль. Луначарский высказал мнение, что «для некоторых очень отсталых слоев провинциального читателя… чтение произведений Вербицкой было бы прогрессом и могло бы оставить в их душе светлый след». Вербицкая писала рассказы для детей под псевдонимом Игорь Ольгович, А.Алексеева и другими. Умерла в Москве 16 января 1928 года.
Могила_писательницы_Анастасии_Вербицкой (525x700, 436Kb)
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. Сестра Вербицкой Александра Сорнева также была писательницей. Литература: А.М.Грачева. Анастасия Вербицкая: легенда, творчество, жизнь // Лица, выпуск 5. 1994; Шулятиков, Владимир Михайлович. Новые Перепевы Старых Мотивов. "Курьер", 1901 г., No 285. Источники: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — Москва: РИК «Культура», 1996. — 492 страницы. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8

Katō_Tomosaburō (525x700, 214Kb)
1861
Като Томосабуро (японское имя — 加藤 友三郎)
японский военный и государственный деятель, 21-й премьер-министр Японии. Като Томосабуро родился в Хиросиме, провинция Аки (ныне префектура Хиросима), в самурайской семье. В 1873 году поступил в военную академию Императорского флота в Токио. В 1880 году вместе с 30 другими кадетами завершил обучение и получил звание мичмана. В 1883 году после 2,5 лет походов на кораблях повышен до младшего лейтенанта. В 1884—1886 годах он возвращается в академию и изучает теорию навигации и морской артиллерии, в итоге получив звание лейтенанта и назначение на «Цукуба». В 1890 году Като служил артиллерийским офицером на крейсере «Такатихо», а в 1891—1893 годах — на новейшем «Ёсино». Во время войны с Китаем занимал штабные должности в Морском министерстве, получив повышение до капитана 3-го ранга. В конце 1897 года Като получил звание капитана 2-го ранга и был назначен старшим офицером броненосца «Ясима», а менее чем через год — капитаном авизо «Цукуси». С середины 1899 года он находился на штабной работе в министерстве, получив повышение до капитана 1-го ранга. В конце 1903 года Като был назначен начальником штаба адмирала Того и занимал эту должность в течение всей русско-японской войны. В сентябре 1904 года ему было присвоено звание контр-адмирала, а в мае 1905 года он находился на борту флагманского броненосца «Микаса» во время Цусимского сражения. После окончания войны Като занимал должность заместителя морского министра. В 1908 году ему было присвоено звание вице-адмирала. В августе 1915 года Като был назначен морским министром (с присвоением вслед за этим звания полного адмирала). На ней он находился почти 8 лет с перерывами, что является одним из самых долгих периодов в истории министерства. При нём были разработаны и приняты судостроительные программы 8+4, 8+6 и 8+8, позволившие японскому флоту выйти на ведущие позиции в мире. С сентября 1921 по март 1922 года Като в составе японской делегации находился в США, участвуя в работе Вашингтонской конференции. Активно отрицал невозможность избежать войны с США. Вскоре после возвращения из Вашингтона он был назначен премьер-министром. Собранный им кабинет состоял преимущественно из членов Палаты Пэров парламента, непопулярных в армейской среде. Его деятельность в 1922—1923 годах была связано главным образом с реализацией подписанных в Вашингтоне соглашений, а именно разделкой недостроенных военных кораблей, выводом японских войск с Шаньдунского полуострова и из Советской России. Позднее у Като был обнаружен рак толстой кишки на последней стадии, от которого он и скончался в Токио 24 августа 1923 года. Посмертно ему были присвоены звания маршала флота, титул виконта и самый старший из японских орденов — Высший орден Хризантемы. Его смерть за неделю до Великого землетрясения Канто привела к тому, что в этот тяжёлый для страны час она осталась без главы правительства. Като похоронен на кладбище Аояма в Токио. Литература: Agawa, Hiroyuki. The Reluctant Admiral: Yamamoto and the Imperial— Kodansha, 2000. — ISBN 4-7700-2539-4; Dupuy, Trevor N. Encyclopedia of Military Biography — I B Tauris & Co Ltd, 1992. — ISBN 1-85043-569-3.

Gustav_Fr._Lange (480x700, 285Kb)
1861
Густав Фредрик Ланге (норвежское имя — Gustav Fredrik Lange)
норвежский музыковед, композитор, скрипач, дирижёр и музыкальный педагог, «одна из центральных фигур в музыкальной жизни Норвегии 1900-х годов». Родился в Фредриксхалле близ Халдена. Начал учиться игре на скрипке в Халдене у руководителя местного военного оркестра. В 1878—1883 годах учился в Стокгольме (в частности, у Карла Юхана Линдберга), затем в Париже у Юбера Леонара и в Берлине у Эмиля Соре. С 1890 года — первая скрипка в оркестре Театра «Христиания», затем с 1899 года — концертмейстер Национального театра. С основанием Оркестра филармонического общества в Осло в 1919 году занял место второго концертмейстера (до 1927 года), работал с ним также в качестве дирижёра. В 1899—1906 годах возглавлял струнный квартет. С 1889 года и до конца жизни преподавал в Консерватории Осло, где среди его учеников были многие заметные норвежские музыканты; опубликовал учебники гармонии (1897, 5-е издание — 1935) и скрипичной игры (1899). Автор разнообразных камерных сочинений, преимущественно для скрипки и фортепиано, с использованием народных мотивов. Кавалер ряда наград, в том числе шведской почётной медали Litteris et Artibus. Умер в Осло11 февраля 1939 года.

Луиза_Дюмон (502x700, 150Kb)
1862
Луиза Дюмон (Louise Dumont)
немецкая актриса и театральный деятель. Родилась в Кёльне. Дебют — в «Остенд-театр» (Берлин; 1883). Играла в театрах Ханау, Райхенберга, Граца. С 1887 года в венском «Бургтеатре». С 1888 по 1895 год в Вюртембергском придворном театре в Штутгарте. Одновременно с этим играла в других театрах Германии; гастролировала в России. В 1895 году перешла в «Лессинг-театр» (Берлин); с 1897 года в Deutsches Theater О. Брама. Была одной из лучших актрис ибсеновских пьес: Гедда («Гедда Габлер», 1898), Ребекка («Росмерсхольм», 1899), фру Альвинг (1900), Ирена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся»), Нора («Кукольный дом»).
Луиза_ДюмонDBP_1976_910 (438x700, 482Kb)
DBP 1976 910 Louise Dumont.jpg
Была занята в первых режиссёрских опытах М.Рейнхардта (театральное кабаре «Шалль унд раух», Малый театр). С 1902 года в европейских турне режиссёра Г.Линдемана с ибсеновским репертуаром. В 1905 году вместе Линдеманом основала Дюссельдорфский драматический театр, где была актрисой и режиссёром. Поставила «Сон в летнюю ночь» (совместно с Линдеманом, 4 редакции, 1905—1932), «Бранд» Х. Ибсена (1914). Умерла в Дюссельдорфе 16 мая 1932 года. Роли: Элла Рентгейм, Озе («Йун Габриэль Боркман» и «Пер Гюнт» Ибсена), леди Макбет; Кандида («Кандида» Б. Шоу), Анна Каренина. С 1909 года занималась преподаванием. В 1958 году вышел сборник статей Дюмон «Завещание» («Vermachtnis», Dusseldorf).

1862
Густав Радош (Gustav Rados)
венгерский математик и физик. Работал в Будапеште. Его математические труды относятся к алгебре (теория детерминантов) и теории чисел (теория сравнений высших степеней). Умер 1 ноября 1942 года.

1863
Иван Юрьевич Тимченко
российский математик. Окончил Новороссийский университет (1885). С 1886 г. работал в нем же, с 1892 г. – сотрудничал в «Вестнике опытной физики и элементарной математики». В 1899 г. защитил диссертацию на степень магистра чистой математики. В 1914-1933 гг. – профессор в новороссийском университете, с 1933 г. – в Одесском университете. Его основные работы относятся к истории математики. Для них характерны глубина исследования, точность фактического материала, умелое выяснение связей в деятельности ученых разных эпох. Родился в Одессе. В 1885 г. он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета с золотой медалью за работу «Определение азимута Покровской церкви на Одесской астрономической обсерватории» Учителями И.Ю.Тимченко в университете были известные ученные: А.К.Кононович, И.В.Слешинский. Под влиянием последнего начальный интерес Ивана Юрьевича к астрономии сменился тягой к математике, а именно к теории функций. В 1886 г. И.Ю.Тимченко сдал экзамен на степень магистра чистой математики. С 1888г. он читал лекции в университете на правах приват-доцента по курсу расчета остатков и применения его к теории определения интегралов, теории эллиптических функций и др. В 1892 г. И.Ю.Тимченко написал и опубликовал в "Записках Новороссийского общества естествоиспытателей" работу "Основания теории аналитических функций. Часть1: Исторические сведения о развитии по­нятий и методов, лежащих в основании теории аналитических функ­ций". 30 декабря 1899 г. эта работа была защищена как магистерская диссертация. Вторая часть книги так и не была опубликована. Труд включал анализ формирования теории функций от ученных Древней Греции до ХVIII века. Для усовершенствования знаний И.Ю.Тимченко был командирован в Математическую подкомиссию Международной комиссии по чтению математики в школе (1890 и 1904 гг.) В 1892, 1893, 1896 гг. его командировали за границу с научной целью. В университете в это время он читал курсы аналитической геометрии, истории математики, напечатал несколько статей по истории древнегреческой математики. С 1888 г. И.Ю.Тимченко был членом Математического отделения Новороссийского общества природоведения, а в 1914-1922 гг. - его главой, активно выступал с докладами на заседаниях, печатал статьи в "Вестнике опытной физики и элементарной математики". Одним из выдающихся исследований того времени стала публикация предисловия и великих комментариев к русскому переводу книги И.Гейберга «Послание Архимеда к Зратосфену о некоторых теоремах механики» (1909). Иваном Юрьевичем подготовлено русское издание книги Ф.Кеджори "История элементарной математики с указаниями на методы преподавания" (1910). И.Ю.Тимченко был прекрасным лектором. Одним из первых он начал использовать при чтении теоретических курсов примеры из теории математики. Кроме того, он глубоко разрабатывал методику преподавания математики в школе, читал математику и механику на Высших женских курсах. В 1914 г. И.Ю.Тимченко был назначен экстраординарным профессором кафедры чистой математики, в 1917 г. он заведовал кабинетом математики ИНО. В 1918 г. ученый был удостоен звания заслуженного ординарного профессора. В 1918 г. в Одессе был создан Комитет по организации политехнического института. И.Ю.Тимченко разработал проект-положение про институт, был главой учебно-программной комиссии Комитета. 17 сентября 1918 г. открылся Одесский политехнический институт. И.Ю.Тимченко стал его проректором, а с 25 августа 1919 г. до осени 1920 г. был ректором института (ушел с поста по причине болезни). После реорганизации университета И.Ю.Тимченко стал профессором Физико-математического института и математических кафедр Института народного образования. В 1923-1928 гг. он возглавлял научно-исследовательскую кафедру математики Института математики и механики и секцию геометрии на этой кафедре. В ИНО И.Ю.Тимченко руководил предметной комиссией по математике, которая заведовала вопросами преподавания этой науки, основал первую в Одессе кафедру истории и методики математики, одновременно был заведующим кафедрой геометрии. В 1921-1930 гг. он читал курсы теории вероятности, истории математики и др. С 1930 г. И.Ю.Тимченко стал во главе кафедры геометрии и механики, в 1931-1932 гг. - геометрии и механики в Физико-математическом институте. С 1933 г. профессор И.Ю.Тимченко приступил к работе в Одесском университете и до 1936 г. был деканом математического факультета. В 1933-1938 гг. читал курсы истории математики, теории вероятности, геометрии. В это время он возглавлял кафедры математики, физики, химии и математики в Одесском педагогическом институте, технических вузах Одессы. После 1917 г. И.Ю.Тимченко работал одним из редакторов одесских научных журналов: "Ученые записки высшей школы г.Одессы" (1921-1922), "Журнал научно-исследовательских кафедр Одессы" (1923-1924). И.Ю.Тимченко брал участие в составлении первого издания Великой советской энциклопедии, где напечатал статью про Архимеда. Кроме того, ученый возглавлял Одесское отделение Российского общества любителей природоведения. В 1938г. в возрасте 75 лет Иван Юрьевич Тимченко был арестован по сфабрикованному обвинению и только весной 1939г. освобожден «из-за отсутствия доказательств». Арест и год в тюрьме окончательно подорвали здоровье ученого. Он умер 30 августа 1939 года.

Jules_Renard (432x700, 180Kb)
1864
Жюль Ренар (французское имя — Jules Renard)
французский писатель и драматург. Родился в коммуне Шалон-дю-Мен, департамент Майенн, Франция. Детства у будущего писателя фактически не было, обстановка в родительском доме всегда оставалась невыносимо тяжелой. Отец Ренара, подрядчик на дорожном строительстве, покончил с собой (застрелился из охотничьего ружья), авторитарная мать была психически неуравновешенной, подозревают, что и её смерть (она упала в колодец) была самоубийством. С девятилетнего возраста Ренар жил «в людях»: учился в лицее города Невер, где жил в пансионе, в 1881 переехал в Париж, чтобы поступить в Эколь Нормаль, но не стал поступать из-за недостатка средств. Подрабатывал гувернерством, перебивался случайными заработками, литературной поденщиной. С 1887 был близок к кругу Рашильд и новому издательству «Меркюр де Франс», однако не разделял его символистской программы, в частности — решительно не принимал творчества Малларме. В 1894 познакомился с Тулуз-Лотреком: Лотрек иллюстрировал сборник микроновелл Ренара «Естественные истории» (1894), оставил портрет писателя. В период дела Дрейфуса Ренар принял сторону дрейфусаров, выступал против агрессивно-националистических настроений, охвативших в тот период французское общество. Был близок к социалистам: печатался в основанной Жоресом газете Юманите, в 1904 был избран от партии социалистов мэром бургундского городка Шитри-ле-Мин (здесь, когда Шитри ещё был деревней, крестьянствовал дед Ренара, тут жил его отец и с двухлетнего возраста жил он сам). Всю жизнь страдал повышенным давлением, скончался в Париже от атеросклероза 22 мая 1910 года.
Творчество
Творчество Ренара развивает принципы Флобера, соединяя скрупулёзную точность описания и анализа с поиском «единственно верного слова», характерным скорее для лирики (сам автор считал конфликт между точностью прозы и красотой поэзии главным для себя и самым болезненным). Радикальной практикой фрагментарного, скупого на выразительность письма Ренар (таково, в частности, мнение Сартра) не только как никто другой до предела развил возможности реалистической эстетики, но и с драматизмом продемонстрировал её границы. Из прозы Ренара (он писал ещё и драмы, поскольку единственной возможностью литературного успеха в этот период был выход на театральную сцену), наиболее известны автобиографическая повесть «Рыжик» (1894) и опубликованный уже после смерти автора «Дневник» (1925—1927), который он вёл в 1887—1910 и который дает детальное представление о его писательской лаборатории и о литературной жизни Франции в переломный период на рубеже XIX—XX веков.
Jules_Renard_et_Poil_de_Carotte (525x700, 487Kb)
Памятник Рыжику и его автору
Признание
В 1907 году был избран членом Гонкуровской академии, его кандидатуру выдвинул и горячо поддерживал Октав Мирбо. Поиски Ренара, неоднозначность его писательского облика привлекали Сартра, приверженцев нового романа, писателей группы УЛИПО (Жорж Перек и др.). Афористичность письма сделала ренаровскую прозу, особенно «Дневники», богатым источником ходовых цитат и крылатых слов. На тексты из книги Ренара «Естественные истории» написал музыку Морис Равель. Повесть «Рыжик» была многократно экранизирована (1932, 1952, 1972, 1996, 2003). О писателе снят документально-игровой фильм «Жюль Ренар, жизнь и творчество» (1972). Публикации на русском языке: Избранное. Москва: ОГИЗ, 1946; Рыжик. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1958; [Рассказы] // Французская новелла XIX века. Том 2. Москва-Ленинград : Государственное Издательство художественной литературы, 1959; Дневник. Избранные страницы. Москва : Художественная литература, 1965 (переиздание: Калининград: Янтарный сказ, 1998); [Рассказы] // Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. Москва: Художественная литература, 1973, страницы 64-79; Естественные истории. Москва : ИД «Юность», 2003. Литература: Rachilde. Portraits d’hommes. Paris: Mercure de France, 1930; Guichard L. L'œuvre et l'âme de Jules Renard. Paris: Librairie Nizet et Bastard, 1935; Nardin P. La langue et le style de Jules Renard. Paris: E. Droz, 1942; Knodel A. Jules Renard as critic. Berkeley: University of California Press, 1951; Schneider P. Jules Renard par lui même. Paris: Éditions du Seuil, 1956; Pollitzer M. Jules Renard, 1864—1910; sa vie, son œuvre. Paris: La Colombe, 1956; Autrand M. L’humour de Jules Renard. Paris: Klincksieck, 1978; Rosenstiehl A. Le journal de Jules Renard. Paris: Seuil, 2002; Сартр Ж.-П. Скованный путами. Заметки о «Дневнике» Жюля Ренара [1944]// Сартр Ж.-П. Ситуации. Москва : Ладомир, 1997, страницы 317-335.

1865
Жак Дюран (французское имя — Jacques Durand)
французский нотоиздатель («Дюран и сыновья»). Родился в Париже. Сын Mари Oгюста Дюрана. Участвовал в руководстве фирмой (заменил Шёневерка). Написал работы, посвященные музыкально-издательскому делу. Автор воспоминаний. Умер в Бель-Эба, близ Фонтенбло 22 августа 1928 года. Сочинения: Cours professionnel а l'usage des employйs du commerce de musique, v. 1-2, P., 1923; Abrйgй historique et technique de l'йdition musicale, P., 1924; Quelques souvenirs d'un йditeur de musique, v. 1-2, P., 1924-1925. Литература: Bernard R., Un dйfenseur de la musique franзaise, Jacques Durand, Gen., 1929.

Otto_Modersohn (444x700, 287Kb)
1865
Фридрих Вильгельм Отто Модерзон (немецкое имя — Friedrich Wilhelm Otto Modersohn)
немецкий художник-пейзажист. Модерзон начал учёбу в Дюссельдорфской академии художеств в 1884 году, в 1888 году перевёлся в Академию художеств в Карлсруэ. В июле 1889 года Отто Модерзон познакомился в Ворпсведе с Фрицем Макензеном и Гансом ам Энде, став одним из основателей Ворпсведской колонии художников. В 1897 году Модерзон женился на Хелене Шрёдер, а в 1898 году у них родилась дочь Эльсбет (1898—1984). В 1899 году Модерзон вышел из объединения художников. Его супруга умерла в 1900 году, и годом позже он женился во второй раз — на художнице Пауле Беккер. После временного расставания супругов в 1907 году они вместе вернулись в Ворпсведе, и в этот год у них родилась дочь Матильде (Тилле). Паула Модерзон-Беккер умерла вскоре после родов от эмболии. В 1908 году Отто Модерзон переехал в соседний посёлок Фишерхуде и в 1909 году женился в третий раз на Луизе Брелинг, которая родила ему двоих сыновей: Ульриха (1913—1943) и Христиана (родилась в 1916). Умер в Ротенбурге Нижняя Саксония, 10 марта 1943 года.
Otto_ModersohnGrave (485x700, 505Kb)
Похоронен на кладбище посёлка Фишерхуде.
Творчество
На раннем этапе творчество Модерзон писал пейзажи в стиле барбизонцев. После переезда в Ворпсведе приблизительно в 1890 году в творчестве Модерзона последовал переход к скорее экспрессионистскому выбору цветов. Модерзон по-прежнему писал пейзажи, например Чёртово болото, на котором стоит Ворпсведе. Смерть второй жены и следующий переезд — в Фишерхуде — повлекли новые изменения в стиле: краски стали темнее, а изображения — более резкими. Обширная коллекция работ Отто Модерзона представлена в его Музее в Фишерхуде. Имя художника носит одна из улиц Берлина — Модерзонштрассе.

Джалил Мамедкулизаде  (453x700, 139Kb)
1866
Джалил Гусейнкули оглы Мамедкулизаде (псевдоним - Молла Насреддин; азербайджанское имя - Cəlil Hüseynqulu oğlu Məmmədquluzadə)
азербайджанский советский писатель-сатирик, журналист, просветитель и общественный деятель. Родился в городе Нахичевани, в семье торговца. Первоначальное образование Джалил получил в духовных школах — медресе — у известных в городе мулл, которые учили детей по арабским и персидским книгам, богословским шариатским трактатам или по «Гюлистану» великого ширазского Саади. Значительным событием в жизни Джалила Мамедкулизаде явилось поступление в 1882 году в Горийскую учительскую семинарию. Семинария и ее так называемое «татарское» отделение, которым долгие годы руководил просвещенный педагог и выдающийся общественный деятель, автор нескольких учебников Алексей Осипович Черняевский, воспитала не один десяток передовых деятелей азербайджанской культуры.
22 февраля 1866 года родился — Джалил Мамедкулизадеpost-13108-129835058896 (700x353, 230Kb)
Из ее стен вышли Нариман Нариманов, Фирудинбек Кочарлинский, Сулейман Ахундов, Узеир Гаджибеков, Муслим Магомаев (старший), Фархад Агаев, Рашидбек Эфендиев, Гаджи-Керим Саниев и др. Джалил Мамедкулизаде окончил Закавказскую учительскую семинарию в 1887 году и в течение последующих десяти лет преподавал в школах Баш-Норашена, Улуханлы, Неграма и других населённых пунктов Эриванской губернии. Он был сторонником унификации литературного азербайджанского языка. Мамедкулизаде подвергал критики своих современников, засоривших, на его взгляд, азербайджанский язык ненужными заимствованиями из русского, персидского и турецкого языков, вводивших в заблуждение простого читателя («Книга моей матери», 1920). Впоследствии он стал одним из активистов процесса латинизации азербайджанского алфавита. В 1898 году он переехал в Эривань, в 1903 — в Тифлис, где стал работать в редакции местной азербайджаноязычной газеты «Шарги-Рус». В 1906 году он основал сатирический журнал «Молла Насреддин», редактором которого являлся на протяжении 25 лет (с перерывами). В 1921 году Мамедкулизаде проживал в Тебризе, где временно печатался «Молла Насреддин». К концу Гражданской войны переехал в Баку, где умер от кровоизлияния в мозг 4 января 1932 года. В последние годы жизни он писал воспоминания, которые, к сожалению, не успел закончить. Именем Мамедкулизаде был назван город Джалилабад (до 1967 — Астрахан-Базар), село Джалилкенд (бывшее Баш-Норашен) в Нахичеванской АР, драматический театр в Нахичевани, улицы в различных городах Азербайджана. Мамедкулизаде писал во множестве жанров, включая драмы, очерки, рассказы и фельетоны.
Памятник_Джалилу_Мамедкулизаде_в_городе_Нахичевань (539x700, 325Kb)
Памятник Джалилу Мамедкулизаде в городе Нахичевань.
Его первым наиболее известным произведением является «Пропажа осла» (первый из серии рассказов «События в селении Данабаш»), написанное в 1894 и изданное в 1934 году. В нём писатель касается темы социального неравенства. В последующих произведениях («Почтовый ящик», «Конституция в Иране», «Курбан-Али-бек», «Барашек»), включая известные комедии «Мертвецы» и «Сборище сумасшедших», критикуются невежество, гордыня, религиозный фанатизм. В Эривани Джалил Мамедкулизаде женился на сестре Мамедкулибека Кенгерлинского Назлы-ханум, молодой вдове, имевшей от первого мужа маленького сына. Назлы-ханум серьёзно болела, и в декабре 1903 года Джалил Мамедкулизаде со своим шурином Мамедкулибеком Кенгерлинским повез больную в Тифлис. Назлы-ханум вскоре скончалась, а Джалил отныне надолго связал свою жизнь с Тифлисом. В Тифлисе издавалась тогда единственная в России газета на азербайджанском языке «Шарги Рус» («Русский Восток»), куда на постоянную работу и получил приглашение Джалил Мамедкулизаде. Он был хорошо знаком с издателем газеты, земляком Мамедагой Шахтахтинским, видным журналистом.
Бюст_Джалила_Мамедкулизаде_в_Сумгайыте (672x700, 431Kb)
Бюст Джалила Мамедкулизаде в Сумгаите.
В 1905 году Мамедкулизаде и его товарищи приобрели типографию в Тифлисе, а год спустя приступили к издательству сатирического журнала «Молла Насреддин». Журнал явился наибольшим вкладом писателя в азербайджанскую культуру, оказав помощь развитию в образованных азербайджанских кругах критического реализма. В нём с точностью описывалась бытовая и экономическая обстановка на Кавказе начала XX века и высмеивались отсталость и мракобесие. Восемь номеров журнала было издано в Тебризе, так как «Молла Насреддин» был запрещён русской цензурой в 1917 году. Сатирический стиль Мамедкулизаде в дальнейшем повлиял на развитие сатиры в Иране. Сочинения: Эсэрлэри, части 1—3, Бакы, 1936—1947, Драм вэ нэср эсэрлэри, Бакы, 1958; Фелjeтонлар, мэгалэлэр, хатирэлэр, мэктублар, Бакы, 1961; Эсэрлэри, ч. 1—3, Бакы, 1966—1967; в русском переводе — Избранные произведения, тома 1—2, Баку, 1966; Четки хана, Москва, 1966. Литература: Ибрагимов М., Джалил Мамедкулизаде, Москва, 1966; Шарпф А., Рождение Молла Насреддина, Баку, 1968; Мэммэдов М., Чэлил Мэммэдгулу-задэнин бэдии нэсри, Бакы, 1963.

osadch (480x700, 177Kb)
1866
Пётр Семёнович Осадчий
государственный деятель, организатор телефонной, телеграфной и радиосвязи в России. Родился в селе Шубовка, Киевская губерния. Образование: 1885 — окончил дополнительный класс химико-технического отделения Белоцерковского реального училища; 1889 — Санкт-Петербургское техническое училище Почтово-телеграфного ведомства. Биография: 1889—1893 — младший механик Санкт-Петербургского почтово-телеграфного округа; 1893—1915 — сотрудник, помощник начальника Главного управления почт и телеграфов Министерства внутренних дел; 1896—1914 — преподавал технику слабых токов в Высшей электротехнической школе для подготовки военных специалистов; 1898 — ординарный профессор и заведующий кафедрой электрических телеграфов; В 1906 году, при учреждении премии имени А.С.Попова профессор был включён в комиссию по присуждению премии наряду с такими видными учёными как Павел Дмитриевич Войнаровский (председатель), Михаил Андреевич Шателен, Николай Григорьевич Егоров, Александр Адольфович Реммерт, Николай Александрович Смирнов, Алексей Алексеевич Петровский, Александр Александрович Кракау и другими; 1919—1929 — Председатель Центрального электротехнического совета; 1918—1924 — ректор Ленинградского электротехнического института; 1921—1929 — первый заместитель Председателя Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) (позже — Госплана СССР) (координировал развитие энергетики); 1927 — Председатель экспертной комиссии при Комитете по сооружению Волго-Донского канала; 1928 — Председатель технического совета Днепростроя; 1929 — Член ВЦИК.
Osadchii1 (525x700, 138Kb)
Общественная жизнь: Член Совета по разработке плана ГОЭЛРО; 1894 — Член Русского технического общества; 1916—1921 — Председатель электротехнического отделения Русского технического общества; Участник электротехнических съездов. Автор ряда фундаментальных работ в области теории и организации электросвязи и радиосвязи. Аресты: В ноябре 1918 года, в сентябре 1919 (по делу партии кадетов, освобождён 24 сентября 1919); В 1921 году во время Кронштадтского мятежа арестован как «неблагонадежный». 1 апреля 1921 года, после обращения В.И.Ленина в Петроградскую губернскую ЧК от 17 марта 1921 года — «не арестовывать без моего ведома Петра Семёновича Осадчего», дело на него было прекращено; Арестован в ходе процесса по делу Промпартии прямо в зале суда. Впервые дал показания 2 декабря. 17 ноября 1930 года А.М.Горький в письме просил Сталина "прислать мне показания подлеца Осадчего" (Горький был знаком с Осадчим по совместной работе в ПетроКУБУ и журнале «Наши достижения»), на что Сталин 14 декабря 1930 года ответил: "Показаний Осадчего не посылаю, т. к. он их повторил на суде, и Вы можете познакомиться с ними по нашим газетам". 18 марта 1931 года по постановлению коллегии ОГПУ по делу Промпартии («Отраслевой контрреволюционной организации в Госплане СССР») приговорен к расстрелу с заменой приговора заключением в исправительно-трудовом лагере на 10 лет. Освобождён досрочно в 1935 году. Умер 21 мая 1943 года. В 1989 посмертно реабилитирован.

1866
Фредерик Сент-Джон Хьюз (Frederick Saint-John)
британский яхтсмен, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в Каусе. На Играх 1908 в Лондоне Хьюз соревновался в классе 8 м. Его команда дважды приходила к финишу второй и один раз третьей, заняв в итоге третье место. Умер в Саутгемптоне 3 ноября 1956 года.

Antoinette_Szumowska (562x700, 218Kb)
1868
Антонина Шумовская (польское имя — Antonina Szumowska, также Антуанетта Шумовская, в замужестве Адамовская, Adamowska)
американская пианистка польского происхождения. Родилась в городе Люблин, Люблинский уезд, Люблинская губерния, Российская империя. Дочь учителя. Окончила Варшавский институт музыки, ученица Рудольфа Штробля и Александра Михаловского. С 1890 г. жила в Париже, занимаясь под руководством Игнация Падеревского, женившегося впоследствии на её двоюродной сестре. В 1891 г. дебютировала с концертом в парижском зале Эрар, затем в первой половине 1890-х гг. интенсивно концертировала в Англии, выступала в Варшаве, Киеве, Львове. В 1895 г. приехала на гастроли в США, выступив с Бостонским симфоническим оркестром. В следующем году вышла замуж за виолончелиста оркестра Джозефа (Юзефа) Адамовского и осталась в США навсегда. Вместе с мужем и его братом Тимоте в 1897—1914 гг. выступала в составе фортепианного трио Адамовских. В 1920-е гг. преподавала в Консерватории Новой Англии, среди её учеников, в частности, Хесус Мария Санрома. Умерла в городе Рамсон, Монмут, штат Нью-Джерси, США, 18 августа 1938 года. Источники: Antonina Adamowska. The Private Life of Paderewski (1935) / Translated into English by Maria Piłatowicz // Polish Music Journal, Vol. 4, No. 2, Winter 2001.

1868
Пётр Па́влович Щёкотов
русский архитектор, один из мастеров московского модерна. Происходил из мещан. В 1882 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, из которого выбыл в 1888 году не закончив курса. С 1892 года служил чертёжником в Канализационном отделе Московской городской управы, занимался проектированием московской канализации. Свидетельство на право производства строительных работ по гражданскому строительству и дорожной части получил в 1899 году. Работал помощником инженера С.С.Шестакова, помощником архитектора Московского учебного округа (1908) и помощником архитектора А.Н.Померанцева на строительстве последним здания Верхних торговых рядов. Осуществил ряд самостоятельных построек в Москве, Подмосковье, Харькове и в Крыму. Судьба зодчего после 1914 года неизвестна. Архитектор обладал собственным творческим почерком, сочетающим крупный декор с рациональной структурой фасада. Проекты и постройки: 1893 — Доходный дом А.Г.Кулячкина, Москва, Живарев переулок, 8; 1897 — Доходный дом, Москва, Нащокинский переулок, 8, объект культурного наследия регионального значения; 1898 — Доходный дом В.И.Ждановского, Москва, Долгоруковская улица,34; 1890-е — Доходный дом, Москва, Большая Серпуховская улица, 56; 1901 — Доходный дом Н.Н.Иванова, Москва, Молочный переулок, 5; 1901 — Особняк и доходный дом С. С. Крашенинникова, Москва, Селезнёвская улица, 13, стр. 1, 2, выявленный объект культурного наследия; ценный градоформирующий объект; 1902 — Доходный дом, Москва, Еропкинский переулок, 5; 1902 — Проект доходного дома А.А.Пантелеева, Москва, Якиманская набережная, 2 (не осуществлён); 1903—1904 — Здания зеркальной фабрики Г.Г.Кельна, ?; 1904 — Проект доходного дома А.И.Синицина, Москва, Благовещенский переулок, 3 (не осуществлён); 1905—1906 — Доходный дом Г.П.Шелапутина (Дом Моссовнархоза), совместно с инженерами Г.Д.Зиновьевым и А.Ф.Лолейтом, Москва, Улица Ильинка, 13/19 — Большой Черкасский переулок, 19/13 (перестроено), ценный градоформирующий объект; 1900-е — Гончарный завод Ефимова, станция Павлово Московской губернии; 1900-е —Бумагопрядильная фабрика Карманова, Подольский уезд Московской губернии; 1900-е —Кирпично-цементный завод Мартьянова, Подольский уезд Московской губернии; 1914 — Вилла «Барбо» Н.Н.Крамарж, по проекту Я.Котеры, Мисхор; 1914 — Санаторий Кривошеина («Беларусь»), Мисхор; 1910-е — Пансион Н.К. Александрова-Дольника, дачи Зыковой, Заборовского, Симеиз; 1910-е — Вилла «Сельби» («Кипарис»), Симеиз; 1910-е — Дача «Мира маре», Симеиз.
ЩёкотовВилла_«Барбо»_(Маевка) (700x488, 265Kb)
Вилла «Барбо»
ЩёкотовMoscow,_Molochniy_lane_5_(2013)_by_shakko_01 (700x494, 371Kb)
Доходный дом Н.Н.Иванова
Источники: Нащокина, 2005, страница 485; Щекотов Петр Павлович // Московская энциклопедия. / Главный редактор С.О.Шмидт. — Москва, 2007—2014. — Том I. Лица Москвы: [в 6 книгах]; Реестр памятников истории и культуры (недоступная ссылка). Официальный сайт «Москомнаследия». Литература: Нащокина М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е издание — Москва: Жираф, 2005. — Страница 485. — 2500 экземпляров. — ISBN 5-89832-043-1; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва : КРАБиК, 1998. — Страница 283. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0.

Tom_Kiely (448x700, 120Kb)
1869
Томас «Том» Фрэнсис Кили (Thomas "Tom" Francis Kiely)
британский легкоатлет, чемпион летних Олимпийских игр 1904. Родился в Бэллиниле, Ирландия. На Играх 1904 в Сент-Луисе Кили участвовал только в десятиборье. Набрав 6036 очков, он занял первое места и выиграл золотую медаль. Умер в Дублине, Ирландия, 6 ноября 1951 года.

1870
Генрих Зауэр (немецкое имя — Heinrich Sauer)
немецкий дирижёр. Родился во Франкфурте-на-Майне, Висбаден, Гессен-Нассау, королевство Пруссия, Северогерманский союз. Учился в Консерватории Хоха у Энгельберта Гумпердинка и Ивана Кнорра. В 1892 г. получил место капельмейстера в оркестре Эльберфельда, три года спустя перешёл на работу в Кобленцскую оперу. На рубеже XIX—XX веков руководил курортным оркестром в Бад-Кройцнахе, затем филармоническим оркестром в Кобленце. В 1907 г. вместе с оркестром переехал в Бонн: оркестр был переименован в Боннский городской оркестр (ныне Бетховенский оркестр), а Зауэр стал первым городским дирижёром. Он возглавлял коллектив на протяжении 15 лет. За это время оркестр установил отношения постоянного сотрудничества с Рихардом Штраусом, за его пульт становились также Макс Брух и Макс Регер (много позже Зауэр входил в попечительский совет Института Макса Регера в Карлсруэ). Умер в Бонне, Кёльн, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ, 12 марта 1955 года.
Именем Зауэра названа улица (Heinrich-Sauer-Straße) в Бонне.

1871
Фриц Карл Антон Энглунд (Fritz Carl Anton Englund)
шведский шахматист. Умер в Стокгольме 14 января 1933 года.

gill_1 (528x700, 232Kb)
1872
Эрик Гилл (Eric Gill)
английский скульптор и печатник. Имя британского скульптора, печатника и дизайнера по шрифтам известно сегодня более всего благодаря разработанному им шрифту Gill Sans. Эрик Гилл (Arthur Eric Rowton Gill) родился в Брайтоне, Сассекс, Англия (Brighton, Sussex, England), учился и вырос в Чичестере (Chichester). В 1900 году Эрик прибыл в Лондон (London), чтобы изучать архитектуру. Параллельно с этим Гилл изучал работу по камню в Техническом Институте в Вестминистере (Westminster Technical Institute), а также и каллиграфию в Центральной школе искусств и ремесел (Central School of Arts and Crafts). Через 3 года, в 1903-м, Эрик бросил учебу, отказавшись от своего первоначального желания стать архитектором и начал работать каллиграфом, гравером, а также мастером по изготовлению надгробных плит. В 1904 году Эрик женился на Э. Мур (Ethel Hester Moore); через три года, в 1907-м, он вместе с супругой перебрался в деревню Дитчинг в Сассексе (Ditchling in Sussex). Его дом 'Sopers' вскоре превратился в своеобразный центр сообщества художников, организатором которого и выступил Гилл. Именно здесь он начал заниматься скульптурой. В 1913 году Гилл познакомился с печатником Стенли Морисоном (Stanley Morison). После войны, вместе с Хилари Пеплер (Hilary Pepler) и Десмондом Чьютом (Desmond Chute), Гилл стал основателем гильдии The Guild of St Joseph and St Dominic в Дитчинге. 1925 год ознаменовался переездом Гилла в Уэльс (Capel-y-ffin in Wales), где он открыл собственный цех. Вплотную занявшись созданием шрифтов, Эрик Гилл в 1925 году спроектировал шрифт Perpetua, а в 1927-1930 - шрифт Gill Sans, который впоследствии и прославил его более всего. Кстати, создавая свой шрифт, он вдохновлялся работами Эдварда Джонстона (Edward Johnston), которые были использованы в лондонском метро. Известно, что при разработке шрифта Gill Sans Эрик старался спроектировать его таким образом, чтобы он отвечал требованиям и основного текста, и заглавий. Почти сразу получив признание, его шрифт был выбран для оформления фирменного стиля Лондонской и Северо-восточной железной дороги (LNER). Заглавными буквами шрифта Gill Sans были набраны почти все надписи компании, а также все информационные таблички, расписания, меню в ресторане и печатная реклама. Шрифт Joanna, получивший свое название в честь дочери Эрика, Джоанны, был разработан в 1930-1931-м. Гилл имел и еще одну дочь - Петру (Petra); кстати, мужья обеих его дочерей были его учениками и коллегами. Впрочем, кроме изобретения шрифтов, Гилл прославился и как талантливый скульптор – это он является автором скульптурной группы 'Просперо и Ариэль' (Prospero and Ariel) в центральном офисе ВВС в Лондоне, а также многих других известных работ. Эрик Гилл умер 17 ноября 1940 года, в больнице Harefield Hospital, Uxbridge, Middlesex, похоронен он на церковном кладбище Speen churchyard в Чилтернс (Chilterns, near Princes Risborough). Известно, что при жизни Эрик Гилл являлся глубоко религиозным человеком, писал эссе на тему связи религии и искусства. А потому, когда через полвека после его смерти была приоткрыта завеса его другой, тайной стороны жизни, многие были в самом настоящем шоке. В биографии Фионы Маккарти (Fiona MacCarthy), вышедшей в 1989-м и основанной на дневниках самого Гилла, были в подробностях описаны его сексуальные похождения, включая факт инцеста - сожительства с собственными детьми, кровосмесительные отношения со своей сестрой и даже половые акты с собакой. Примечательно, что его прежний биограф (Robert Speaight) обошел эту часть жизни художника стороной. Кроме того, оказалось, что Эрик Гилл, при всей своей религиозности и христианском смирении, был большим мастером эротических гравюр. Впрочем, эти его работы настолько хороши, что способны выдержать любую критику – они красивы, очень сексуальны, а иногда и юмористичны. Так, несмотря на полное признание таланта и заслуг, Эрик Гилл стал причиной довольно жарких споров, его творчество даже было подвергнуто попытке переоценки.

Талиев (488x700, 185Kb)
1872
Валерий Иванович Талиев
советский ботаник и ботаникогеограф, профессор Петровской сельскохозяйственной академии, исследователь флоры Крыма, разрабатывал вопросы эволюционного учения, биологии растений, прикладной ботаники, охраны природы; автор ряда учебников, определителей растений и научно-популярных книг. В.И.Талиев родился в городе Лукоянове, в мордовской семье учителя. Начальное образование получил в Сергачском уездном училище, которое окончил в 1883 году, а затем продолжил обучение в гимназии при Нежинском историко-филологическом институте. В 1890 году по окончании гимназии поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В 1894 году Талиев окончил университетский курс по специальности ботаники с золотой медалью и в этом же году был зачислен на третий курс медицинского факультета Харьковского университета. Медицинский факультет он закончил в 1897 году, после чего до 1899 года, отбывая воинскую повинность, работал военным врачом в городе Феодосии. Выйдя в 1899 году в запас, в том же году выдержал магистерские экзамены при Харьковском университете и с 1900 года работал ассистентом ветеринарного института, а затем был принят на должность приват-доцента Харьковского университета, где работал до 1919 года. В эти же годы Талиев преподавал ботанику в Харьковском ветеринарном институте и Харьковском медицинском институте. В 1902 году Талиев защитил в Харьковском университете магистерскую диссертацию по теме «Флора Крыма и роль человека в её развитии». В эти годы Валерий Иванович много сил и энергии уделял пропаганде взглядов охраны природы. Он организовал ряд выставок в различных городах Украины (Харькове, Киеве и др.), привлекая внимание общественности к этому важному вопросу. Он также являлся создателем и бессменным руководителем Харьковского общества любителей природы — одного из самых активных и авторитетных природоохранных обществ Российской империи. В 1916 году в Санкт-Петербургском университете В.И.Талиев защитил докторскую диссертацию на тему «Опыт исследования процесса видообразования в живой природе» и в 1917 году стал деканом в Харьковском университете. В 1919 году по конкурсу был избран на кафедру ботаники Петровской сельскохозяйственной академии. Одновременно с кафедрой профессор В.И.Талиев возглавил также и ботанический сад академии. В этот период сад был значительно реорганизован, удалены многие деревья, изменён ассортимент растений. В 1925 году В.И.Талиев был приглашён профессором на кафедру методики сельскохозяйственной ботаники на Высшие педагогические курсы. В 1931 году утверждён профессором агроботаники Московского зернового института, в котором он работал до последних дней своей жизни. В.И.Талиев скончался в Москве 21 февраля 1932 года. По его воле, выраженной в завещании, урна с прахом захоронена на территории ботанического сада Академии. Основные научные работы посвящены вопросам флористики и ботанической географии, морфологии и биологии растений, фитопатологии, охраны природы, видообразования и эволюции. Считал антропогенный фактор определяющим в истории развития и распределения растительности. Своеобразие флоры Крыма, безлесье крымской яйлы, особенности меловых обнажений, безлесье степей и исчезновение редких растений объяснял деятельностью человека и отчасти животных. Активно выступал против витализма, подвергая острой критике виталистские взгляды С.И.Коржинского и его теорию гетерогенезиса. Резко отрицательно он относился и к учению А.Вейсмана, находя его теорию наследственности преформистской, возвратом к средневековым представлениям. Разрабатывал отдельные вопросы эволюционного учения и биологии растений (способы опыления). Уделял особое внимание растениям-медоносам, в 1927 году в результате многолетней работы опубликовал «Научные основы учения о медоносах».
taliev (435x700, 126Kb)
На основе лекций, читанных студентам медицинского факультета Харьковского университета, В.И.Талиев написал учебник ботаники, выдержавший семь изданий (первое издание в 1907 году, последнее, посмертное — в 1933 году). Талиев издал свой курс ботаники для сельскохозяйственных, педагогических и других высших учебных заведений «Основы ботаники в эволюционном изложении», выдержавший несколько изданий. На протяжении почти полустолетия студенты многих вузов России и СССР учились определять высшие растения по определителям В.И.Талиева. Первое издание его определителя высших растений вышло в свет в 1907 году, последнее, десятое издание подготовленное профессором С.С.Станковым, в 1949 году. Кроме того, Талиев составил определители луговых и сорных растений, которые также несколько раз переиздавались. В.И.Талиев был ма́стерским популяризатором научных знаний. Ему принадлежат свыше 30 научно-популярных книг и статей и множество критических обзоров, рефератов и рецензий. Его книги «Строение и жизнь растений» (1924), «Единство жизни» (1925), «Биология наших растений» (1925) являются образцами отечественной научно-популярной литературы. Научные труды: Растительность окрестностей гор. Сергача Нижегородской губернии (семенные растения) // Труды общества естествоиспытателей при Казанском университете. — 1894. — Том 27. — Страницы 1-45; Меловые боры Донецкого и Волжского бассейнов // Труды общества испытателей природы при Харьковском университете.— 1895 (1896). — Том 29. — Страницы 225-282; Очерк биологии сорных растений // Естествознание и география. — 1896. — Выпуск № 8. — Страницы 812-821; Флора Крыма и роль человека в его развитии // Труды общества испытателей природы при Харьковском университете.— 1900 (1901). — Том 35. — Страницы 107-338; Руководство к сознательной гербаризации и ботаническим наблюдениям (для ботаников-любителей). — Санкт-Петербург: Издательство Ф.Павленкова, 1900. — 165 страниц; О целесообразности в природе // Научное обозрение. — 1902. — Выпуски 1, 2. — Страницы 107-114; 129-139; К морфологии и генезису насекомоядных растений // Труды общества испытателей природы при Харьковском университете.— 1903 (1904). — Выпуск 1. — Том 38. — Страницы 105-144; Растительность южного берега Крыма (Деревья и кустарники). — Харьков: Русская типография и литография, 1909. — 184 страницы; Охраняйте природу: Харьковское общество любителей природы. — Харьков, 1914. — 7 страниц; Опыт исследования процесса видообразования в живой природе. — Харьков, 1915. — 280 страниц; Строение и жизнь растения. — 3-е издание. — Москва: Госиздат, 1924. — 226 страниц; Биология наших растений. — Москва-Ленинград: Госиздат, 1925. — 156 страниц; Единство жизни (растение как животное). — Москва-Ленинград: Госиздат, 1925. — 262 страницы; Наши луговые и сорные растения. — Москва: Новая деревня, 1925. — 143 страниц; Талиев В.И., Завадовский М.М. Организм, среда и приспособление. — Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1926. — 160 страниц; Бобринский Н.А., Четвериков С.С., Огнев С.И., Талиев В.И. Сбор и приготовление зоологических коллекций: пособие для вузов. — Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1925. — 112 страницы; Житков Б.М., Огнев С.И., Талиев В.И. Биология птиц: пособие для вузов. — Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1925. — 95 страниц; Процесс видообразования в роде Tulipa // Труды по прикладной ботанике, генетике и селекции. — 1929-1930. — Выпуск 2. — Том 24. — Страницы 57-122; Общая диагностика заболеваний растений. — Государственное издательство: Сельхозгиз, 1930. — 125 страниц; Основы ботаники в эволюционном изложении: курс ботаники для сельскохоз., педагогич. и др. вузов. — 6-е издание. — Москва-Ленинград: Сельхозгиз, 1931. — 671 страница; Определитель луговых и сорных растений: учебное пособие для сельскохозяйственных школ, техникумов и заочного обучения. — ОГИЗ-Сельхозгиз, 1931. — 152 страницы; Определитель высших растений Европейской части СССР. — 9-е издание — Москва.: ОГИЗ-Сельхозгиз, 1941. — 644 страницы; Станков С.С., Талиев В.И., Хржановский В.Г. Определитель высших растений европейской части СССР: учебное пособие для государственных университетов, педагогических и сельскохозяйственных институтов. — Москва: Советская наука, 1957. — 740 страниц; Таксоны растений, названые в честь Талиева: Thymus talijevii Klok. & Desiat.-Shost. — Тимьян Талиева — скальный эндемик Урала и Предуралья (занесён в Красные книги Республики Коми и Республики Башкортостан); Thymus talijevii f. hirticaulis (Klokov) P.A.Schmidt; Thymus talijevii subsp. paucifolius (Klokov) P.A.Schmidt; Thymus talijevii subsp. rotundatus (Klokov) Knjaz; Allium talijevii Klok. — Лук Талиева; Jurinea talijevii Klok. — Наголоватка Талиева; Erysimum talijevi Klok. — Желтушник Талиева;Syrenia tallijevi Klok. — Сирения Талиева; Tulipa talijevii Klok. & Zoz — Тюльпан Талиева; Rosa talijevii Dubovik — Шиповник Талиева; Koeleria talievii Lavr. — Келерия Талиева, или Тонконог Талиева; Campanula talievii Juz. — Колокольчик Талиева; Centaurea talievii Kleop. — Василёк Талиева; Astragalus talievii Sirj. = Astragalus tibetanus Bunge — Астрагал тибетский. Литература: Сукачев В.Н. Памяти Валерия Ивановича Талиева. [1872—1932]. Некролог. // Советская ботаника. — 1933. — Выпуск № 5; Щербакова А.А. Валерий Иванович Талиев. — Москва, 1960. — 73 страницы; Грамма В.М. Пророк в своём Отечестве: [О деятельности в области охраны природы профессора Харьковского университета Валерия Ивановича Талиева (1872-1932)] = Пророк у своïй Вiтчизнi: [Про дiяльнiсть в галузi охорони природи професора Харкiвського унiверситету Валерiя Iвановича Талiева (1872-1932)] // Окуймена. — Киев, 1995. — Выпуски № 1 - 2. — Страницы 150 - 153.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку