-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109899
Комментариев: 6802
Написано: 118372


14 января родились...

Вторник, 14 Января 2020 г. 04:37 + в цитатник
 (468x699, 119Kb)
1850
Пьер Лоти (французское имя - Pierre Loti; псевдоним; настоящее имя - Луи Мари Жюльен Вио, Julien Viaud)
французский офицер флота и писатель, известный колониальными романами из жизни экзотических стран. Жюльен Вио родился в в Рошфор-сюр-Мер, департамент Приморская Шаранта, Франция, в протестантском семействе. Первоначальное образование получил на родине, в 17 лет поступил в военно-морское училище в Бресте, далее судьба его оказалась связана с военным флотом. В «Жизни Арсеньева» Иван Бунин напоминает о том «волнующем и чудодейственном», что заключалось для юного Жюльена в слове «колонии»: «У моей маленькой Антуанетты было множество вещей из колоний: попугай, птицы всех окрасок в вольере, коллекции раковин и насекомых. В туалетном столике её матери я видел удивительные ожерелья из ароматических зёрен. На чердаке, куда мы иногда забирались, лежали звериные шкуры, странные мешки и ящики, где можно было ещё прочитать адреса городов на Антильских островах.» Постепенно продвигаясь по службе, дослужился в 1906 году до капитана; с января 1910 года — в списке резерва. Писательскую деятельность начал в 1876 году, когда после посещения Константинополя его сослуживцы убедили Лоти начать публикацию отрывков из дневника. В 1879 году вышел в свет его дебютный роман «Азиаде» — история любви флотского офицера-француза и турчанки (частично основанный на личных впечатлениях), и сразу принёс автору популярность. В дальнейшем этот роман ценил Марсель Пруст. Путешествия в экзотические страны подпитывали сюжеты и места действия романов Лоти. Двухмесячное пребывание в Папеэте в 1872 году привело к публикации в 1880 году «полинезийской идиллии» «Брак Лоти» (Le Mariage de Loti), по мотивам которой Лео Делиб создал оперу «Лакме» (1883). Именно эта книга пробудила интерес к Полинезии художника Гогена. Непосредственно за этим последовал «Роман одного спаги» (1881), действие которого разворачивалось в Сенегале. К 1883 году Лоти достиг большой известности как писатель, опубликовав роман о дружбе двух моряков «Мой брат Ив». В это время он находился в Тонкине и в сентябре — октябре 1883 года опубликовал в «Фигаро» три статьи о зверствах французских колониальных войск, из-за чего начальство чуть было не отправило его в отставку. Скандал способствовал популярности писателя. В 1886 году вышел роман из жизни бретонцев — «Исландский рыбак». В «Британской энциклопедии» 1911 года он охарактеризован как вершина творчества писателя. Критики отмечали, что Лоти не без успеха пытался адаптировать импрессионистскую технику для литературного творчества. В 1887 году был опубликован роман «Мадам Хризантема», навеянный летним визитом 1885 года в Нагасаки, где Лоти взял себе временную жену-японку. В первые пять лет после выхода в свет, роман выдержал 25 изданий и был переведён на ряд языков.
14 января 1850 года родился — Пьер Лотиpost-13108-0-98882900-1358244731 (700x350, 217Kb)
Этот роман во многом определил образ Японии в массовом восприятии европейцев конца XIX века и стал основой для двух опер: «Мадам Хризантема» Андре Мессаже (1887) и «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини (1904). В 1890 году Лоти выпустил описание путешествия в Марокко, в котором он участвовал с французским посольством и роман «История детства», основанный на его собственных воспоминаниях. Этот роман также оказал существенное влияние на Марселя Пруста. В 41 год Лоти был избран во Французскую академию, что вызвало протесты со стороны части литературного сообщества, считавшей его произведения легковесными; известие об этом он получил в Алжире, где находился на военном корабле. В 1892 году он опубликовал своеобразное продолжение «Азиаде» — «Призрак Востока». В 1895—1896 годах вышло трёхтомное описание путешествия в Святую Землю — «Пустыня», «Иерусалим» и «Галилея», а в следующем году «Рамунчо» — роман из жизни контрабандистов-басков. Он был навеян отношениями с басконкой Хуаной-Хосефой Крус Гаинса, с которой писатель прожил до самой смерти, и которая родила ему четырёх детей. В 1899—1900 годах Лоти побывал в Британской Индии, свои впечатления он опубликовал в книге 1903 года «Индия без англичан». Осенью 1900 года он был переброшен в Китай для участия в подавлении Боксёрского восстания. Воспоминания об увиденном были выпущены в 1902 году под названием «Последние дни Пекина». Далее Лоти публиковал романы, действие которых разворачивалось в Японии («Третья молодость госпожи Прюн», 1905) и Египте («Смерть в Филе», 1908). В 1904 году Лоти совместно с Эмилем Веделем перевёл на французский язык шекспировского «Короля Лира», который был поставлен на сцене театра Антуан. В 1912 году Лоти вместе Жюдит Готье осуществил постановку пьесы «Дочь Небес» в Новом театре Нью-Йорка с Сарой Бернар в главной роли. Писатель скончался в своём доме в Андае (департамент Нижние Пиренеи, Франция) и был похоронен на острове Олерон. Его именем названа одна из аллей Марсова поля. На Таити в Фаутауа в честь Лоти назван небольшой водоём и установлен памятник. На холме в стамбульском районе Эюп, откуда Лоти часто любовался панорамой бухты Золотой Рог, открыто кафе «Пьер Лоти». Вместе с тем на протяжении XX века востребованность книг Лоти — одного из самых популярных писателей Франции своего времени — неуклонно снижалась, а в англоязычном мире его имя оказалось прочно забытым.
Pierre_loti_par_henri_rousseau (568x700, 358Kb)
Анри Руссо изобразил Лоти в феске
Главное отличие Лоти от мастеров приключенческого романа, которыми зачитывались его современники, состояло в акценте на экзотической атмосфере стран, где происходит действие его книг, а не на сюжетных хитросплетениях. Его прозу отяжеляют пространные описательные отступления от линии повествования, как правило, направленные на ознакомление читателя с нравами и традициями описываемых стран. Пристрастие Лоти к напыщенным многосложным эпитетам с отрицательной приставкой («неизъяснимый», «непостижимый», «непроницаемый» и т. п.), вероятно, повлияло на стиль прозы Джозефа Конрада. По наблюдению Зинаиды Венгеровой, все колониальные романы Лоти «крайне субъективны по настроению, проникнуты скептицизмом ренановского характера; автор искусно воссоздаёт чудный мир тропических стран со всей их особенной, опьяняющей атмосферой поэзии, красоты и спокойной, созерцательной жизни». Контрастом к ним выступали, в её понимании, романы, посвящённые простым людям Бретани и Страны Басков, в которой ярко проявилась главная тема Лоти — символизировать контрасты жизни и смерти, составляющие трагедию человеческого существования. Частым сюжетом эскапистских произведений Лоти являются «глубокие, но краткие драмы любви, начинающиеся с прибытием корабля и заканчивающиеся, когда срок стоянки его окончен… Чувство любви с первого момента оттенено мыслью о разлуке и проникнуто какой-то успокоенной, примиренной грустью». Причиной, по которой от Лоти отвернулись читатели последующих поколений, считаются свойственный его произведениям налёт сентиментальности, упрощённая психология персонажей, упоение субъективными ощущениями рассказчика (le culte de moi), а также выход из моды как болезненных томлений декадентства, так и романтической ностальгии по былым эпохам и простым, неиспорченным людям из далёких от Европы стран.
LotiPharaon2 (447x700, 196Kb)
Лоти в образе фараона в 1893 году.
Подобно английскому писателю Бёртону, своим поведением Лоти бросал вызов условностям морали викторианской эпохи. При миниатюрном росте он уделял большое внимание своей физической форме. Чтобы не набрать вес, писатель оборудовал свой особняк залом для гимнастических упражнений. Он обожал позировать перед фотографами в самых экзотических нарядах, зачастую полуобнажённым (иногда в одной набедренной повязке), дабы развеять слухи, будто он носит корсет. В квир-литературоведении «Мой брат Ив» рассматривается как один из первых в Европе романов об однополом вожделении и любви. Сестра Наполеона III утверждала, что на флоте Лоти «застигли за актом мужеложства», однако уголовное преследование было свёрнуто. Он окружал себя симпатичными моряками и в 1888 г. привёл на обед к Доде матроса с открытой грудью. Семь лет спустя Эдмон де Гонкур писал в дневнике: «Лоти делает всё что можно, дабы его считали педерастом». Дом Лоти в Рошфоре, объявленный после его смерти музеем, — примечательный памятник архитектурной эклектики. Комнаты дома стилизованы под жилища гуманиста эпохи Возрождения, испанского идальго и турецкого паши. Лоти лично участвовал в отделке всех интерьеров, включая росписи стен. В слабоосвещённый готический зал хозяин допускал тех гостей, которые могли изъясняться с ним на старофранцузском наречии времён Людовика XI. В так называемой мечети Лоти поместил предметы, привезённые из странствий по Востоку, включая пять саркофагов и кедровый потолок одной из мечетей Дамаска. Подобно герою декадентского романа «Наоборот», он собирал мумифицированных кошек из Египта, браслеты сенегальских танцовщиц, японскую храмовую скульптуру и многие другие безделушки, для хранения которых купил дом соседа. Некоторые из ящиков, доставленных на склад Лоти из далёких стран, до сих пор не распечатаны, и их содержимое неизвестно. Библиография: Собрание сочинений, 12 томов — Москва: издательство Саблина, 1909—1911; Старые супруги. — Петроград, 1919; Исландский рыбак. — Москва-Петроград, 1923; Матрос. — Москва-Петроград, 1923; Роман одного спаги, перевод Н.П.Мартыновой и Е.В.Голубева. — Ленинград : издательство «Сеятель», 1926; Старик, перев. тех же, издание то же. — Ленинград, 1926; Госпожа Хризантема. Роман одного спаги. — Москва : Конкорд Лтд, 1992; Рараю. — Москва : Триада-Файн, 1993. — ISBN 5-86344-008-2; Милосердие и смерть. Избранная проза. — Ташкент: Шарк, 1993; Избранные романы о любви в 2-х томах. — Москва : Ладомир, 1997; Собрание сочинений, в издании Calmann-Lewy (Œuvres complètes, vv. I—XI, 1894—1911); «Роман одного ребёнка» [1890]; «Несколько обличий мирового головокружения» [1917]; «Индия без англичан» [1903]; Леметр Ж. Современные писатели, Санкт-Петербург, 1891; Зиновьева Э. Кастовые тенденции в современной художественной литературе, «Образование», 1903, I, II, IV; Пресс А. В царстве книг, Очерки и портреты, т. I, Санкт-Петербург, 1908; Горнфельд А. Г. Книги и люди. — Санкт-Петербург, 1908; Doumic R. Écrivains d’aujourd’hui, P., s. a.; France A. L’amour exotique (о «Госпоже Хризантем»), «La vie littéraire», 1-e série; Mariel J. Pierre Loti, 1909; Mallet F. Pierre Loti, son œuvre, 1923; Serban N. Pierre Loti. Sa vie et son œuvre, 2-e éd., P., 1924. (труд, содержащий 25 страниц библиографии Лоти).

Jan_Reszke_cropped (579x700, 292Kb)
1850
Ян Мечислав Решке (польское имя - Jan Mieczysław Reszke; также Жан де Решке; французское имя - Jean de Reszke)
польский оперный певец (сначала баритон, затем лирико-драматический тенор). Родился в Варшаве. Брат Эдварда и Юзефины Решке. Пел в хоре мальчиков Варшавского собора. Учился пению у матери (предположительно, певица Э.Решке-Уфнярская), затем - у Ф.Чаффеи в Варшаве. Совершенствовался (как баритон) в Милане у Ф.Ламперти, А.Котоньи и др., затем (как тенор) в Париже у Дж.Б.Сбрильи. Дебютировал под именем Джованни ди Решке в 1874 в театре «Фениче» в Венеции в партии Альфонсо («Фаворитка» Доницетти). До 1876 пел ведущие баритоновые партии в оперных театрах Италии, Франции, Великобритании. С 1879 стал петь теноровые партии (Роберт, «Роберт-Дьявол» Мейербера и др.), завоевав признание после участия в парижской премьере «Иродиады» Массне (1884). В 1884-1887 солист «Гранд-Опора» в Париже, где исполнил ряд главных партий в операх Ж.Массне (Сид в одноим. опере), Ш.Гуно (Ромео в «Ромео и Джульетте»), Дж.Верди (Радамес в «Аиде») и др.
 (468x698, 103Kb)
Ян де Решке в главной роли вагнеровского Зигфрида
Гастролировал в Лондоне (неоднократно, с 1874), Чикаго (1891-1901), Нью-Йорке (в «Метрополитен-опера» выступал в течение 11 сезонов; с особым успехом - в партии Лоэнгрина), в Санкт-Петербурге (совместно с братом в 1890-1891 и 1897-1898). Оставил сцену в 1905. До 1919 жил в Париже, преподавал; был известным вокальным педагогом. Решке - один из наиболее выдающихся теноров 2-й половины 19 в. Обладал гибким, подвижным голосом металлич. тембра, баритональным по окраске, густым и сочным. В лучших из созданных им образов (главным образом в вагнеровских музыкальных драмах) проявлялись характерные для Решке романтическая приподнятость и полнота чувств. Партии: баритоновые - Фигаро («Севильский цирюльник»), Валентин («Фауст»), Невер («Гугеноты»), Граф («Свадьба Фигаро»); теноровые - Тристан («Тристан и Изольда»), Вальтер («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Рауль («Гугеноты»), Хосе и др. Умер в Ницце 3 апреля 1925 года. Литература: Сurzon H. de, Les gloires du chant: Jean de Reszke, "Lyrica", 1925, mars; Leiser C., Jean de Reszke and the great days of opera, L., 1933; Reiss J., Polscy spiewacy i polskie spiewaczki, Warsz., 1948, s. 14; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N.Y., 1955; Hurst P.G., The age of J. de Reszke, L., 1958.

Ludwig_Claisen1.JPG (459x700, 63Kb)
1851
Людвиг Райнер Клайзен (немецкое имя - Ludwig Rainer Claisen)
немецкий химик-органик. Родился в Кёльне. Учился сначала в Боннском университете у А.Кекуле и Гёттингенском университете у Ф.Вёлера (с 1869 г.). Затем вернулся в Бонн, где в 1875 году получил степень доктора философии и стал ассистентом А.Кекуле. Работал в Боннском университете (1875—1882 гг.), Манчестерском университете (1882—1885 гг.) и Мюнхенском (1886—1890 гг.) университете под руководством А.Байера. В 1890—1897 гг. преподавал в Высшем техническом училище в Ахене, с 1897 г. — профессор в Кильском и с 1904 г. — в Берлинском университете, где сотрудничал с Э.Фишером. В 1907—1926 гг. работал в собственной частной лаборатории в Бад-Годесберге. Основные работы посвящены развитию методов органического синтеза, ацилированию карбонильных соединений, изучению изомерии и таутомерии. В 1887 г. открыл реакцию диспропорционирования альдегидов с образованием сложных эфиров — получение β-кето- (или β-альдегидо-) эфиров конденсацией одинаковых либо различных сложных эфиров в присутствии слабых оснований в качестве основного катализатора, названную его именем (сложноэфирная конденсация Клайзена). В 1890 г. разработал метод получения коричных кислот конденсацией ароматических альдегидов с эфирами карбоновых кислот под действием металлического натрия. В 1893 г. предложил использовать для перегонки под вакуумом особую колбу, которая до сих пор широко применяется в лабораторной практике (колба Клайзена). Изучал (1896—1905 гг.) таутомерные превращения ацетоуксусного эфира (кето-енольная таутомерия), что содействовало дальнейшему развитию теоретической органической химии. В 1912 г. открыл перегруппировку аллиловых эфиров фенолов в соответствующие аллилзамещённые фенолы (перегруппировка Клайзена). Осуществил ряд органических синтезов, в том числе синтезы изатина, производных пиразола и изоксазола, оксиметиленовых производных ацетоуксусного и малонового эфиров. Скончался в Бад-Годесберге, Германия, 5 января 1930 года. Литература: Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — Москва: Высшая школа, 1991. 656 страниц; А.Серрей. Справочник по органическим реакциям. Именные реакции в органической химии. Москва: Издательство химической литературы, 1962. 139 страниц.

00Shokhor-Trotskiy_SI (664x700, 264Kb)
1853
Семён Ильич Шохор-Троцкий
российский математик, педагог, профессор (1918). Родился в городе Каменец-Подольский, Российская империя, в еврейской семье (сын Ильи Марка Шохор-Троцкого). Учился в Новороссийском университете (на физико-математическом факультете), Институте инженеров путей сообщения и Берлинском и Гейдельбергском университетах. В журнале "Семья и Школа" поместил ряд работ по вопросам преподавания математики, выступая противником так называемой "методы изучения чисел", представителями которой были в России Паульсон, Воленс и Евтушевский. Писал также в педагогических журналах: "Русская Школа", "Народное Образование", "Педагогический Сборник военно-учебных заведений", "Просвещение" и в "Физико-математическом Ежегоднике" (М., 1902 и 1903). Из работ Шохор-Троцкого, посвященных вопросам, не относящимся к методике математики, выдаются: "Логика, как предмет общего образования" ("Семья и Школа", 1883) и "Леонардо да Винчи и его рукописи" ("Вестник Европы", №№ 6 и 7 за 1896 г.). Преподает во многих петербургских средних и специальных учебных заведениях. С 1 января 1906 г. Шохор-Троцкий "удален от исполнения возложенных на него должностей" из Санкт-Петербургского Александровского и Смольного институтов за участие в декабрьской (1905) политической забастовке. Читает методику математики на Педагогических курсах военно-учебного ведомства. Много раз руководил летними педагогическими курсами для народных учителей и учительниц. В основании трудов Шохор-Троцкого лежат следующие принципы: необходимость согласования данных учебного предмета с данными научными; необходимость согласования обучения и преподавания с требованиями психологии вообще и психологии детского и юношеского возрастов в частности; вытекающая отсюда необходимость построение всего курса математики на методически подобранных задачах и упражнениях, а не на объяснениях учителя и не на тексте учебника; необходимость, по каждому отделу математики, двух книг для учителя (одной — по методике преподавания данного предмета, другой — содержащей методически расположенный подбор задач и упражнений, подлежащих проработке со стороны учеников под непосредственным руководством учителя) и двух — для учеников (одной — задачника, содержащего задачи и упражнения, подлежащие самостоятельной проработке со стороны учеников, другой — содержащей краткое изложение учений данного предмета для приведения усвоенного учениками в логически стройную систему). Методе своей Шохор-Троцкий дал имя "Методы целесообразных задач". Главнейшие труды Шохор-Троцкого: "Методика арифметики" (две части) и ряд арифм. задачников для учителей и учеников; "Арифметика для начальных школ" (1906); "Цель и средства преподавания математики в средне-чебных заведениях с точки зрения требований общего образования" (1893); "Наглядность и наглядные пособия при обучении арифметике" (1904); "Геометрия на задачах" (1907). На курсах для учителей средней школы, при учительских съездах (в 1906 и в 1907 гг.), Шохор-Троцкий вел беседы и читал лекции по преподаванию математики.
00Надгробие_С._И._Шорох-Троцкого (525x700, 511Kb)
Надгробие С.И.Шорох-Троцкого на Литераторских мостках
Сочинения: «Чему и как учить на уроках арифметики» (1899); «Наглядность и наглядные пособия при обучении арифметики» (1904); «К реформе системы школьного образования» (1906, в соавторстве); «Геометрия на задачах. Книга для учащихся» (выпуски 1-2, 1909); «Геометрия на задачах. Книга для учителя» (1913); «Методика начального курса математики» (1924); «Методика арифметики. Пособие для учителей средней школы» (1935). Умер в Петрограде 12 марта 1923 года. Литература: Шохор-Троцкий, Семен Ильич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Педагогическая энциклопедия. — Том 4. — Страницы 731—732; Бородин А.И., Бугай А.С. Биографический словарь деятелей в области математики. — Киев, 1979. — Страница 536; портрет; Минковский В.Л., Муромцева Л.И. С.И.Шохор-Троцкий — педагог-новатор: К 125-летию со дня рождения // Математика в школе. — 1978. — № 1. — Страницы 84-86; портрет; Чехов Н.В. Семен Ильич Шохор-Троцкий // Вестник просвещения. — 1923. — № 4; Симонов И.С. С.И.Шохор-Троцкий // Педагогическая мысль. — 1923. — № 3; Скаткин Л. Выдающийся педагог-математик С.И.Шохор-Троцкий // Начальная школа. — 1973. — № 1. — Страницы 86-87; Зайцев Г.Т. Семен Ильич Шохор-Троцкий и его метод целесообразных задач // Начальная школа. — 1979. — № 1. — Страницы 58-59; Кривко Я. Родом з Кам’янця-Подільського: Наші славетні // Прапор Жовтня. — 1973. — 28 грудня. — Страница 4; Шохор-Троцкий С.И. Методика арифметики: Пособие для учителей средней школы / Под редакцией Синакевича. — 5-е издание. — Москва-Ленинград : Госпедиздат, 1935. — 343 страницы.

00Alfred_Daun_with_bust_of_Adam_Mickiewicz_made_for_Husiatyn_(-1907) (588x700, 63Kb)
1854
Альфред Даун (польское имя — Alfred Daun)
польский скульптор и педагог. Родился в Баранув-Сандомерский, Баранув-Сандомерский, Тарнобжегский повят, Подкарпатское воеводство, Польша. С 1873 по 1878 год обучался в Краковской школе изящных искусств в классе Валерия Гадомского. C 1881 по 1885 год продолжил обучение в Венской академии изящных искусств. С 1889 года по просьбе Яга Матейко стал профессором скульптуры в Краковской школе изящных искусств. С 1898 года преподавал в Школе артистичных ремёсел. Среди учеников Альфреда Йордана были Болеслав Бегас, Ксаверий Дуниковский, Тадеуш Бреер и Ян Щепковский. Скончался в Кракове в 1922 году и был похоронен на Раковицком кладбище на квартале XIVb.
00uliusz_Slowacki_Memorial_(Lilla_Weneda_monument (465x700, 98Kb)
Памятник Лилле Венеде, Краковские Плянты, Краков, Польша
В своём творчестве придерживался натуралистической формы с неоромантической экспрессией. В более поздних работах в его творчестве возникли модернистские тенденции.
Является автором следующих скульптур: Памятник Лилле Венеде на Краковских плантах (1885 год); Вместе с Михалом Корпалом создал несколько десятков бюстов в парке имени Генрика Йордана; Аллегории Музыки, Оперы и Оперетты на стенах театра имени Юлиуша Словацкого; Фигуры сестёр Милосердия с детьми в здании современной Академии экономики в Кракове; На стене Лоретанского домика в Кракове находится мемориальная табличка, посвящённая Тадеушу Костюшко.

Opanas_Slastion (512x700, 135Kb)
1855
Опанас Сластион
украинский живописец, график, архитектор, искусствовед, этнограф, общественный деятель и педагог. Родился в городе Бердянске, в семье иконописца и реставратора церковный живописи Георгия Дмитриевича Сластиона. У своего отца юный Опанас научился основам рисования и графической грамоты, от матери Марии Мартыновны в детстве услышал множество сказок, легенд, народных песен и поверий. Это и стало определяющим в его дальнейшей деятельности, в развитии его творчества в романтично-народническом направлении. Увидев у сына талант и увлеченность живописью, отец отправил его в 1872 году в Санкт-Петербург. Первый год пребывания в столице был для Опанаса очень трудным. Попытки поступить в Академию художеств не увенчались успехом, жил впроголодь, возвратиться домой, ничего не добившись, он не мог. Неожиданно помогла случайная встреча в картинной галерее Академии художеств с Порфирием Мартыновичем, который хотя и был по возрасту на год младше, но уже успел стать учеником Академии. П.Мартынович помог Опанасу поступить в школу «Общества поощрения художников», которую возглавлял Иван Николаевич Крамской. Получив там добротную подготовку, Опанас в 1874 году становится вольно-слушателем в Санкт-Петербургской Академии художеств, где учится у И.Н.Крамского и П.П.Чистякова. Ежегодно во время летних академических каникул он вместе с П.Мартыновичем ездил по селам и хуторам Полтавщины, тщательно изучал быт, обычаи казаков и селян. При этом друзья делали рисунки и зарисовки, учились игре на кобзе, записывали народные песни и старые думы. Впоследствии на основе сделанных зарисовок Опанасом было создано много картин и графических произведений из народной жизни («Любимый уголок», «Бандурист», «У селян» и другие), которые с успехом экспонировались на выставках в Санкт-Петербурге, Киеве, Полтаве и других городах. В Академии О.Сластион впервые познакомился с художественным и литературным творчеством Т.Г.Шевченко, увидел его посмертную маску и в дальнейшем собрал много материала о жизни поэта, создал замечательные иллюстрации к его произведениям. Его первые графические работы к поэме «Катерина», выполненные еще во время учебы, имели успех, что и предопределило дальнейшую работу над произведениями Т.Шевченко. За время учебы в Академии художеств О.Сластион был награжден двумя серебряными медалями и в 1882 году получил звание профессионального художника. С П.Мартыновичем, ставшим впоследствии известным украинским живописцем, графиком, фольклористом и этнографом, Опанас Сластион дружил всю свою жизнь. Так уж случилось, что и умерли они почти одновременно – в конце 1933 года. Незадолго до этого, в 1931 году, им была написана о друге книга «Мартынович. Воспоминания». После окончания Академии О.Сластион много путешествует по Украине, делает зарисовки (пейзажи, сельские типажи в характерной для каждой местности одежде, памятники украинской старины, вещи сельского быта, детали архитектурных сооружений, образцы народной резьбы по дереву и т.п.). С 1887 г. по 1900 год работает в военном Министерстве, что дает ему возможность получить документальные материалы об украинском казачестве. С 1887 г. по 1990 г. возглавляет украинский клуб в Санкт-Петербурге. Окончательно перебирается жить на Украину в 1900 году, поселяется в городе Миргороде и до выхода на пенсию в 1928 году работает преподавателем в художественно-промышленной школе имени Н.Гоголя, с 1921 года переименованной в художественно-керамический техникум. Все эти годы при малейшей возможности он продолжает ездить по Украине, срисовывает и собирает образцы народного искусства, фольклорные материалы и записывает на фонографе пение и игру кобзарей. Сохранились записи и в его исполнении, он имел приятный голос и артистично исполнял народные песни. Неоднократно приезжал он и в Бердянск – город детства и юности, в том числе и с Д.И.Яворницким – автором «Истории запорожского казачества». Собранные материалы О. Сластион оформляет и издает в виде альбомов, наиболее известным из которых является «Старина украинская и запорожская». Им было написано много статей по украинскому народному искусству и кустарным промыслам, а также книги «Украинские народные думы», том 1, «Портреты украинских кобзарей». Кстати, известный кобзарь П.Неховайзуба научил О.Сластиона профессиональной игре на бандуре. «Наш Сластион – чудесный иллюстратор, безукоризненный рисовальщик, знаток казацкого быта» - Илья Репин. Опанасом Сластионом были выполнены на высоком художественном уровне иллюстрации к произведениям известных писателей Данилы Мардовца, Михаила Коцюбинского, Ольги Косач (Олени Пчилки), Николая Гоголя, Дмитрия Яворницкого и др. Но наибольшую известность получили его иллюстрации к поэме Т.Шевченко «Гайдамаки». Чтобы исторически правильно передать народный быт, портреты, костюмы, Опанас Георгиевич консультировался у знатоков украинской старины, ознакомился с большим количеством имеющегося литературного материала, побывал в местах гайдамацкого движения. Благодаря чудесному художественному оформлению это издание стало значительным событием в истории книжной шевченкианы. Многочисленные переиздания книги появились не только на территории Украины, но и в Канаде, Германии. По мнению специалистов, уровня художественного оформления этой книги не смог добиться ни один из последующих иллюстраторов. Уникальным явлением украинской графики стала выполненная О.Сластионом портретная галерея кобзарей. Альбом состоит из 23 портретов разных форматов, выполненных в различной технике: тушью, пером, черной акварелью, белилами, карандашом. По определению основоположника украинского этнографичного музыковедения Филорета Колессы, «Опанас Сластьон був дійсно великим знавцем кобзарства … Змолоду він належав до тих … любителів української народної поезії й музики, що «йшли в народ», щоби біля самого джерела, від кобзарів і лірників, збирати й вивчати народні пісні й думи». Опанас Георгиевич был талантливым человеком. Его талант проявился не только в живописи и этнографии, но и в архитектуре, где он стал одним из основателей украинского архитектурного стиля. Им были спроектированы здания земских школ в Кременчуге, Великих Сорочинцах, Лохвице Полтавской области, здания кредитно-кооперативных обществ, Миргородской водолечебницы и др. Также он был основателем Миргородского историко-краеведческого музея и инициатором создания двух кобзарских капелл. Умер Опанас Сластион 24 сентября 1933 года и похоронен в Миргороде. На его могиле в 1965 году была установлена надгробная скульптура работы скульптора А.Убийвовк, которая в 1989 году была заменена на работу скульптора Р.Гусаренко. И вновь приходится признать, что и этого нашего земляка знают, чтят и помнят где угодно, но только не в Бердянске. Его работы издавались в Австралии, Франции, США и в других странах, но в городе, где прошли его детство и юность, где формировались его человеческие качества, о нем ничего не знают и не вспоминают даже во время наступления юбилейных дат.

Homer_Watson (525x700, 33Kb)
1855
Гомер Рэнсфорд Уотсон (Homer Watson)
самый известный канадский художник-пейзажист. Родился в Дуне в провинции Онтарио. Учился живописи самостоятельно. В 1874 - 1875 годах он работал в студии известного фотографа Вильяма Нотмана, которая находилась в Торонто. Там он познакомился с Люсиесом О'Брайеном, Генри Перре и Джоном Артуром Фрейзером. Он овладевал техникой письма, копируя работы других художников, когда учился в педагогическом училище Торонто. В 1882 году Гомер Уотсон был избран членом Королевской канадской художественной академии. На начальном этапе творчества он испытывал влияние английских художников Томаса Гейнсборо и Джона Констебля, однако позднее в его творчестве центральное место стал занимать сельский пейзаж, – на своих полотнах он запечатлел труд крестьян и жизнь в деревне. Картины, написанные им в конце жизни в импрессионистской манере, менее удачны. Скончался 30 мая 1936 года. В Гельфе, где он жил, сейчас находится дом-музей художника, в котором экспонируются его картины.

1856
Марсель Ламар (Marcel Lamare; псевдоним - Un Amateur de l'Ex U.A.A.R.)
французский шахматист и теоретик. Умер 24 ноября 1937 года.

Alice_Pike_Barney (700x649, 316Kb)
1857
Элис Пайк Барни (Alice Pike Barney; имя при рождении — Элис Пайк Alice Pike)
американская художница. Родилась в Цинциннати, штат Огайо, США. Элис была младшей дочерью промышленника-производителя виски (Magnolia Brand Whiskey) и мецената Сэмюэля Нафтали Пайка, построившего в Цинциннати Оперный театр Pike’s Opera House. В 1866 году семья Пайков переезжает в Нью-Йорк. Элис уже в детстве проявляла художественные таланты, а также способности к пению и игре на фортепиано. В 1874 году Элис обручается с великим путешественником и исследователем Африки Генри М. Стэнли, вскоре после этого отправившимся в своё второе африканское путешествие (1874—1877). Не дожидаясь своего жениха, Элис Пайк выходит замуж в Нью-Йорке за Альберта Клиффорда Барни, богатого наследника железнодорожного магната из Дейтона (Огайо). В 1882 году семья Барни проводит лето в нью-йоркском Long Beach Hotel. Здесь Элис знакомится с писателем Оскаром Уайльдом, читавшим в это время лекции в США. Уайльд побудил её попробовать свои силы в живописи, несмотря на прохладное отношение к этому начинанию супруга. В 1887 году Элис приезжает в Париж, где в одном из интернатов воспитывались обе её дочери (руководила женским интернатом одна из известнейших феминисток Франции Мари Сувестр, дочь известного писателя Эмиля Сувестра). Здесь она поступает в Академию искусств Гранд-Шомьер, где изучает живопись под руководством Эмиля Огюста Каролюса-Дюрана и Клаудио Кастелучо. После того, как Дж. МакНейл Уистлер открывает свою Академию, Барни одна из первых записывается на его курсы; творчество Барни находилось под сильным влиянием Уистлера. В 1899 году Барни открывает в своём парижском доме литературный салон, который посещали такие деятели символистского искусства, как Люсьен Леви-Дюрмэ, Джон Уайт Александер и Эдмон Аман-Жан. В 1900 году Элис Барни иллюстрирует поэтический сборник, написанный на французском языке, своей дочери Натали. Из четырёх портретированных для этого сборника женщин три, как оказалось впоследствии, находились в лесбийских отношениях с её дочерью (которые к тому же не скрывались).
Alice_Pike_Barney_-_Self-Portrait_in_Repose (528x700, 454Kb)
Автопортрет
Узнав о случившемся скандале из статьи в газете Washington Post, в Париж поспешил муж и отец Альфред К. Барни, чтобы увезти жену и дочь в США, из самого центра позорного обсуждения в столице Франции. Вскоре после этого Альфред Барни перенёс инфаркт, от которого и скончался в 1902 году. Примерно в это же время, при посредничестве своей второй дочери, Лоры, Элис Барни знакомится с основами бахаизма и в 1900 году принимает эту религию. В доме семьи Барни происходят религиозные собрания бахаистов. В 1903 году Элис пишет портрет бахаистского религиозного деятеля Мирзы Абул-Фадла, курировавшего их американскую ячейку. В начале 1905 художница вместе с Лаурой проводит месяц в резиденции Абдула-Баха в Акко и пишет за это время портрет сына губернатора города. В последующие годы Барни неоднократно организует в США выставки своих полотен и оказывает помощь начинающим художникам. В 1911 году, в возрасте 54-х лет, Элис выходит замуж за 23-летнего Кристиана Хеммика, что вызвало очередной скандал вокруг её имени. Брак этот длился 9 лет. Умерла в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, 16 июля 1931 года. Галерея: Водяная лилия, 1900; Портрет Натали Клиффорд Барни, 1896; Портрет Джеймса МакНейла Уистлера, 1898; Лаура Клиффорд Барни как Люцифер, 1902; Портрет Дж.М.Уистлера (1898); Натали и ноты (1890); Портрет Генри М.Стэнли.

Kosogovskiyva (481x700, 330Kb)
1857
Владимир Андреевич Косоговский
Генерального штаба генерал-лейтенант, известный русский военный востоковед. Известны другие варианты написания фамилии: Косаговский, Коссаговский, Касаговский, Коссоговский. Владимир Андреевич происходил из потомственных дворян Новгородской губернии, Валдайского уезда. Образование получил в 1-й Московской военной гимназии, Николаевском кавалерийском училище и Николаевской академии Генерального штаба (1885). Из училища вышел в 12-й Гусарский Ахтырский полк (1876). По Генеральному штабу службу проходил в Кавказском военном округе, старший адъютант штаба 2-й Кавказской казачьей дивизии (1885), командир эскадрона в 22-м драгунском Астраханском полку (1888), обер-офицер для поручений при штабе Кавказского ВО (1889), штаб-офицер для особых поручений при командующем войсками Семиреченской области, подполковник (апрель 1890), штаб-офицер для поручений при штабе Кавказского Военного Округа (май 1890). В 1894 г. Косоговский был произведён в полковники и командирован в Иран. Назначен заведующим обучением персидской кавалерии и командиром Персидской казачьей бригады. Косоговский спас бригаду от грозившего ей расформирования. Ему принадлежит заслуга того, что бригада была сохранена под русским влиянием, ему также принадлежит идея сформировать на основе казачьей бригады новую персидскую армию, которая была реализована уже его последователями в начале XX века. Полковник Косоговский владел персидским языком и диалектами, ещё до своего назначения познакомился с Персией не только по описаниям, но и непосредственно, во время инспекционных поездок по стране. В обстановке, когда решалась судьба бригады, полковник Косоговский, проявивший себя энергичным и деятельным командиром, срочно отозвал казаков из отпусков, приступил к пополнению личного состава, и уже через три месяца, в сентябре 1894 года, под его командованием было 500 обученных и экипированных казаков.
Kosagovski01 (499x700, 275Kb)
В.Косоговский. 1900 г. Тегеран
В самом начале своей деятельности полковник Косоговский вызвал недовольство части мохаджеров, отменив их привилегии. 5 мая 1895 года они взбунтовались и покинули бригаду, забрав наследственные пенсии. Военный министр Наиб-ос-Салтане, воспользовавшись этим, 9 мая сформировал из дезертиров так называемую «Персидскую бригаду» и начал переговоры о приглашении английских военных инструкторов сразу же, как закончится срок контракта с российским правительством. Лишь обращение русского посольства позволило урегулировать ситуацию, и 24 мая по указу шаха новоявленная «Персидская бригада» была распущена. В тот же день шах подписал подготовленное Косоговским «Положение», согласно которому персидское правительство брало на себя обязательство приглашать в бригаду только русских военных инструкторов. «Положением» также были увеличены права командира бригады, что способствовало превращению бригады в действенное орудие российского правительства, вопреки желаниям англичан. Вмешательство во внутренние дела бригады было запрещено. При Косоговском Персидская казачья бригада представляла собой самую организованную боевую единицу за всю историю существования персидской регулярной армии. Сам Косоговский приобрёл необычайное влияние при шахском дворе, что позволяло ему участвовать во внутриполитической жизни государства. 1 марта 1899 года шах отдал распоряжение увеличить численность бригады на тысячу человек. Это распоряжение было исполнено уже к 31 августа 1899 года. В 1900 г. Косоговский произведён в генерал-майоры. Прикомандирован к Главному штабу (1903), командующий Ляохэйским отрядом (апрель 1904), командующий Сибирской казачьей дивизией (июль 1904), начальник Ляохэйского отряда (август 1904), командир Приамурской сводной казачьей бригады (апрель 1905), и. д. начальника Закаспийской области и вр. командующий 2-м Туркестанским армейским корпусом (декабрь 1905), вышел в отставку (июнь 1906). Участник Русско-турецкой (1877—1878) и Русско-японской (1904—1905) войн. Собрал богатый архив, библиотеку книг о Востоке (в основном, о Персии), а также коллекцию восточного оружия и предметов искусства. Член Общества русских ориенталистов (1913). Расстрелян большевиками 12 сентября 1918 года в своем имении Погостиха, Новгородской губернии. В нынешнее время в имении Косоговского недалеко от Валдая расположено областное автономное учреждение социального обслуживания «Валдайский психоневрологический интернат «Приозёрный» (ОАУСО «Валдайский ПНИ «Приозёрный»). Сайт учреждения, где можно посмотреть сохранившиеся старые здания усадьбы - http://пни-приозерный.рф/ Награды: Орден Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость" (1878); Орден Святого Станислава III степени (1888); Орден Святой Анны III степени (1892); Орден Св. Станислава II степени (1896); Орден Святой Анны II степени (1897); Орден Святого Владимира III степени (1900); Орден Святого Станислава I степени с мечами (26 ноября 1904); Золотое оружие с надписью «За храбрость» (12 февраля 1906); Ордена персидские: Персидской короны; Эмир-Тамана; Амир-Тумана с алмазными украшениями; Льва и Солнца I степени (1896); персидские медали и знаки: серебряная медаль Льва и Солнца; Сабля I степени (для ношения только в Персии), украшенная драгоценными камнями; портрет (Темсали-Хуманюн) Его Величества Наср-эд-Дин Шаха, украшенный алмазами; золотой академический знак I степени Тегеранского военного училища Насирие; золотой знак I степени персидской академии наук "Дар-эль-Фанун"; бухарский орден золотой звезды I степени (1898); прусский орден Красного Орла 2-го класса (1900); командорский крест австрийского ордена Франца-Иосифа со звездою (1900); турецкий орден Меджидие II степени (1900); офицерский крест Французского ордена Почётного легиона (1900); персидский орден Сардара с лентой (1902); три русские медали. Опубликованные работы: Из тегеранского дневника полковника В.А.Косоговского. — Москва, 1960 (фрагменты); Персия в конце XIX века // Новый Восток. 1923. № 3 (фрагмент); Очерк развития персидской казачьей бригады // Новый Восток. 1923. № 4. Неопубликованные работы: Вооружённые силы Персии // РГВИА, фонд 76, опись 1, дело 378 (503 листов); История персидской казачьей бригады // РГВИА, фонд 76, опись 1, дело 217 (315 листов); Статьи о Персии // РГВИА, фонд 76, опись 1, дело 371 (130 листов); Воспоминания // РГВИА, фонд 76, опись 1, дело 591 (128 листов); Дневник // Архив востоковедов Института восточных рукописей Российской Академии Наук, фонд 30, В.А.Косаговский. Источники: Послужной список генерал-майора Косаговского В.А., РГВИА, фонд 409, опись 1, дело 317—686 (1906 г.); Личный фонд Косаговского В.А. РГВИА, фонд 76, 591 единица хранения, 1820—1921 гг., опись 1; Личный фонд Косаговского В.А. Архив востоковедов ИВР РАН, фонд 30; Список генералам по старшинству на 1903 год. — Санкт-Петербург, 1903; Шитов Г.В. Персия под властью последних Каджаров. — Ленинград, 1933; Петров Г.М. Из архива Косаговского [Сведения об убийстве в Тегеране Российского Императорского чрезвычайного посланника и полномочного министра при дворе персидском Грибоедова]. — Ученые записки Института востоковедения. Том VIII. — Москва, издательство Академии Наук СССР, 1953, страницы 156—162; Петров Г.М. Предисловие // Из тегеранского дневника полковника В.А.Косоговского. — Москва, 1960; Басханов М К. Русские военные востоковеды до 1917 года. Биобиблиографический словарь. — Москва, Восточная литература, 2005, страницы 126—127; Красняк О.А. Становление иранской регулярной армии в 1879—1921 гг. — Москва, 2007.

Kennedy (480x700, 191Kb)
1858
Патрик Джозеф Кеннеди (Patrick Joseph Kennedy)
Основатель известного клана Кеннеди, наиболее известный из его внуков Джон Фицджеральд Кеннеди был 35-м президентом США. Родился в Бостоне, штат Массачусетс, США. Был младшим из пяти детей в семье ирландских иммигрантов-католиков Патрика Кеннеди и Бриджит Мерфи, которые оба были из Нью-Росс, Уэксфорд, и поженились в Бостоне 26 сентября 1849 года. Старший их сын, Иоанн III, умер от холеры в младенчестве. Через 10 месяцев после рождения Патрика его отец также скончался во время эпидемии холеры. Как единственный оставшийся в живых мужчина, Патрик первым в семье Кеннеди должен был получить образование. В возрасте четырнадцати лет он оставил школу и пошёл работать в доках Бостона официально грузчиком, на самом деле начал карьеру бутлегера, чтобы помочь поддержать мать и трех старших сестёр. В 1880 году на деньги от продажи спиртного он начал карьеру в бизнесе, купив салон на Сенной площади в центре Бостона. Со временем он купил доки в Бостоне, а затем бар в высококлассном отеле Восточном Бостоне, Maверик-хауз. Ещё не достигнув тридцатилетия, он стал импортёром виски. Патрик также приобрёл долю в угольной компании и значительное количество акций компании Колумбия Траст. Он учился в Бостонском колледже и стал видным бизнесменом до своего прихода в политику.
Политическая деятельность
С 1884 года он получил политическую выгоду от своего экономического успеха, став популярным в Бостоне политиком. Патрик Джозеф Кеннеди был членом Палаты представителей, куда избирался пять раз на один год. Он также избирался в Сенат штата Массачусетс три раза, каждый раз на два года. В это время Кеннеди был одним из наиболее важных лидеров Демократической партии в Бостоне и в 1888 году был приглашён для выступления на национальном съезде партии в Сент-Луисе по кандидатуре Гровера Кливленда, выдвигавшегося в президенты Соединённых Штатов. Кеннеди покинул Сенат в 1895 году, войдя в состав партийного Комитета по стратегии, где проявил себя как мастер закулисных действий. Умер в родном городе 18 мая 1929 года. Память: Именем Патрика Джозефа Кеннеди названа государственная гимназия в Восточном Бостоне.

00Alois_Riegl (579x700, 44Kb)
1858
Алоиз Ригль (немецкое имя - Alois Riegl)
австрийский историк, искусствовед, представитель так называемой венской школы искусствознания (Wiener Schule дер Kunstgeschichtе), сторонник формализма в искусстве. Член Австрийской академии наук. Выступал против непризнания и недооценки достижений предыдущих эпох, а также за признание истории искусства академической наукой. Родился в Линце. Вырос в галицийском Заболотове, где его отец был чиновником в управлении табачной торговли. После смерти отца в 1873 году по настоянию опекуна изучал право. В 1874 г. сдал на аттестат зрелости в Кремсмюстере. Поступил в Институт Теодора фон Зикеля, где основательно изучал палеонтологию; учился у Роберта Циммермана, склонного к формализму, что привило Алоизу привычку в ходе изучения искусств стремиться к строгой объективности. Будучи историком искусства, с 1877 по 1898 служил куратором раздела текстиля в Музее искусства и промышленности Эйтельберга, где получил степень (1889) и стал ординарным профессором в университете (1897).В 1901 г., назначен главой комиссии по охране предметов искусства. Несмотря на онкологическое заболевание и прогрессирующую глухоту, Ригль работал до самой смерти. Умер в Вене 17 июня 1905 года. Лидерство в Венской школе после преждевременной смерти Ригля перешло к чеху Максу Дворжаку (1874–1921). Под влиянием их идей о концепции использования и дополнения памятника архитектуры современным способом начинается движение за охрану памятников (клуб «За старую Прагу»), участниками которого были и архитекторы-кубисты. Сферой интересов Ригля было изучение древнеримского искусства, голландской живописи XVII века и методология сохранения исторического наследия. Для становления взглядов Ригля важное значение имела полемика с теорией Г.Земпера о материале как важнейшем элементе, определяющем законы формообразования. С 1897 года — профессор Венского университета. Наряду с Р.Циммерманом, Э.Гансликом, Г.Т.Фехнером развил эстетические идеи И.Ф.Гербарта. Ригль преобразовал эстетику Гербарта в собственную философию стиля, под которым он понимает «отношения, в которых части находятся друг к другу и к целому». Отвергая нормативный взгляд на историю искусств, как на эволюционную последовательность периодов «упадка» и «прогресса» на пути к общему идеалу, выдвинул понятие о внутренне присущей художественному творчеству художественной воле, предопределяющей своеобразие эпох искусства, в том числе периодов гаптической (осязательно-плоскостной) и оптической (пространственной) трактовки формы. В ходе своих исследований в области искусства сделал наиболее значительный шаг в развитии закона об охране памятников в Австрии (1903). Согласно А.Риглю, в основе реставрационного вмешательства лежит стремление к достижению той или иной цели, которые могут быть установлены в зависимости от общественной значимости памятника и его ценности. В своей классификации ценностей памятников архитектуры А.Ригль исходит из признания того, что любой памятник предстает перед нами в качестве двоякой ценности — исторической и современной, соотношение которых зависит от многих факторов. Историческая ценность в данном случае понимается как значение и состояние объекта, которые связаны с первоначальным моментом его существования, т. е. историческая ценность будет тем выше, чем сохраннее оригинал. Именно поэтому в системе критериев А. Ригля особое значение приобретает «ценность давности», которая придает значение возрасту объекта и следам, отразившиеся на нем со временем. Автор подчеркнул документальное значение исторической ценности памятника: «Историческое — это то, что было и чего больше нет». Вместе с тем комплекс «современных ценностей» памятника определяется его общественной значимостью. Среди «современных ценностей» А.Ригль выделяет эксплуатационную и художественную ценности, т. к. они являются относительными и зависят от вкусов и потребностей современного общества. Уже в 1907 г. А.Ригль приступил к изданию 21-томной энциклопедии «Австрийское искусство. Топография» (Вена, 1907–1927), параллельно с которой в 1910 г. издал работу «Вопросы стиля: основы истории науки об орнаментах», в которой использовал свои познания в позднеримском текстиле, чтобы начать дискуссию об эстетическом материализме Готфрида Земпера. Опровергая утверждение некоторых архитекторов, что материал определяет стиль, А. Ригль изобрел термин «веление искусства» или «художественное намерение» для обозначения автономности жизни форм. Изменение формы является следствием не изменений в обществе, а импульсов, идущих от самих форм. Однако, чтобы подчеркнуть их автономность, А.Ригль ввел термин «воля». Чтобы подчеркнуть особенности искусства Египта и Греции от более поздней живописи, следуя за Циммерманом и Гербартом, А. Ригль подробно описал абсолютное различие осязательного и оптического стилей искусства. Осязательное искусство создаёт скульптурные образы, выделенные, как это было в Древнем Египте, из окружающего пространства. Эти статуи внушают чувство неизменности своими чёткими контурами, причём им совсем не нужны тени. В оптическом же искусстве пространство передаётся в двухмерном изображении посредством светотеней, сложных контуров и импрессионисткой игры света. Несмотря на идеалистичность предпосылок, теория Ригля позволила разработать разнообразные приёмы анализа художественной формы. Алоиз Ригль является не только известным искусствоведом, но и реставратором, который сделал значительный вклад в разработку целостной теории охраны памятников. Его авторству принадлежит книга «Современный культ памятников. Сущность и происхождение», которая вышла в свет уже в 1903 году. Значимость этой работы для теории реставрации определяется тем, что она переведена на многие языки мира. В своем труде Алоиз Ригль говорит о том, что сегодня, когда человек живет в концепции идеи развития, каждое прошлое событие является для нас незаменимым и важным звеном в этом постоянном движении прогрессирования, эволюционирования. В связи с тем, что таких событий слишком много, и их количество постоянно растет, так как история продолжает своё развитие и прямых или косвенных свидетельств о новом этапе в той или иной деятельности человека становится больше, внимание уделялось лишь самым важным эпизодам какой-либо сферы жизни людей. Автор говорит о том, что свидетелем этих событий может быть любой памятник, как исторический, так и художественный. Он показывает, что как в историческом памятнике кроется художественная ценность и информация о развитии в творчестве, так и памятник искусства наделен исторической ценностью, представляя собой, своим образом и техникой изображения ступень развития искусства. Так автор заключает, что деление памятников на «исторические» и «художественные», не является точным, в результате того, что вторые подпадают по первое понятие, и появляются среди них. Такое заключение приводит Алоиза Ригля к вопросу о том, что же ценится в произведениях искусства, неужели только их историчность. В действительности ценится больше то, что является более древним. Однако, для произведения искусства не менее важны манера его исполнения, образ, красота, сочетание красок и т.д., то есть те критерии, которыми оно наделено и которые формируются в художественную ценность памятника. Такая ценность является независимой от историко-художественной ценности, она является важной в независимости от того, какая позиция в истории развития искусства принадлежит произведению. Выявление ценности памятника именно с точки зрения с мастерства художника, красоты изображенного и т.д., то есть чисто художественной ценности произведения, порождает вопрос о том, является ли эта ценность такой же самодостаточной, как и историческая, обнаруживается ли она в прошлом также явно. Или она является чисто субъективной для каждого человека, то есть следствием личностного отношения, понимания и интерпретации, в связи с чем, может варьироваться и меняться в зависимости от того, кто смотрит на произведение, в какое время, век, год и т.д. Тогда в таком случае эта ценность не является представленной в представлении о памятнике, как о произведении с памятной значимостью. Алоиз Ригль говорит о том, что определение художественной ценности зависит от того, какой концепции придерживаться. Первая подразумевает старое представление о художественной ценности произведения, которое наделялось ею в той степени, в которой оно отвечало потребностям формы и сущности прекрасного, принятой всеми, то есть считающаяся объективной, и никогда не имеющей идеального оформления. Вторая концепция связана с новым понятием, к которому Алоиз Ригль пришел в связи с проводимыми им исследованиями, начатые в продолжение идеям Гердера, а именно с художественной волей. Алоиз Ригль, говорит о том, что художественная ценность произведения измеряется в соответствии с тем, насколько она соответствует потребностям современной художественной воли, которые никогда не смогут быть сформированными, так как постоянно меняются в зависимости от времени и человека, то есть являются субъективными и определяются персональными вкусами. В связи с установлением данной разницы в понимании сущности художественной ценности будет определяться процесс обеспечения охраны памятника. Дело в том, что если нет художественной ценности, которая всегда бы признавалась за произведением, а есть только художественная ценность, которой памятник наделяется в зависимости от вкусов и предпочтений, то есть она определяется в какой-то момент времени и может со временем утрачиваться, меняться, то художественная ценность памятника не может рассматриваться как памятная ценность, а только как настоящая, в присутствующая в данный момент. Когда заходит речь об охране памятника, то учитываться должна и художественная ценность памятника наравне с историко-мемориальной, ведь она хоть и присутствует именно в данный момент, но именно ее выявление в данный момент наделяет памятник определенным отношением со стороны. Однако художественную ценность надо отделять от понятия «памятника». Таким образом, выделяя два группы ценностей памятника, а именно художественную и мемориальную, автор обозначает невозможность говорить «о памятниках искусства и истории», он говорит о памятниках только в рамках истории. Важно понимать, что памятники не наделены изначально смыслами и значениями, мы сами как современные созерцатели наделяем их ими. Избранные труды: Altorientalische Teppiche, Leipzig 1892. Reprint Mittenwald, Mäander Kunstverlag, 1979. Mit einer bibliographischen Einführung von Ulrike Besch. ISBN 3-88219-090-6; Stilfragen, 1893; Volkskunst, Hausfleiß und Hausindustrie, Berlin 1894. Reprint Mittenwald, Mäander Kunstverlag, 1978 mit einem Nachwort von Mohammed Rassem. ISBN 3-88219-065-5; Die spätrömische Kunstindustrie nach den Funden in Österreich-Ungarn dargestellt in 2 Bänden, 1901 und 1923; Das holländische Gruppenporträt, 1902; Der moderne Denkmalkultus, 1903; Gesammelte Aufsätze, Augsburg — W., 1929. Литература: История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. — начало XX в., книга 1, Москва, 1969, страницы 65–73; Piwocki К. Pierwsza nowoczesna teoria sztuki. Poglądy Aloisa Riegla, Warsz., 1970; «Популярная художественная энциклопедия» / Под ред. Полевого В.М.; Москва: Издательство "Советская энциклопедия", 1986; «Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социологическую поэтику» Georg Olms Verlag, 1928 (перевод Медведев П.Н.); Рыков, А.В. Алоиз Ригль // Рыков А.В. Формализм. Социология искусства. Санкт- Петербург: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2016.

00Francisco Henríquez y Carvajal‎‎‎‎ (489x700, 252Kb)
1859
Франсиско Энрикес-и-Карвахаль (испанское имя - Francisco Henríquez y Carvajal‎‎‎‎ )
доминиканский политический, государственный и дипломатический деятель. 35-й президент Доминиканской Республики. Врач, доктор медицины, адвокат, писатель, педагог. Голландско-еврейского происхождения. Изучал медицину в Парижском университете. Вернувшись на родину, проходил интернатуру. Затем работал редактором в газете El Maestro. Во время режима Улиссеса Эро был вынужден выехать из страны. В 1899 вернулся на родину, стал членом парламента и занял пост министра иностранных дел в кабинете Хуана Исидро Хименеса. В 1902 Энрикес-и-Карвахаль открыл представительство Доминиканской Республики на Кубе, где занимался одновременно медицинской практикой. В 1903 году вновь вернулся на родину, позже, уехал за границу за несколько месяцев. В 1907 президент Рамон Касерес отправил его делегатом на Гаагскую конференцию. В 1911 Энрикес-и-Карвахаль был направлен эмиссаром на Гаити с целью решения проблемы границ. В 1916 находился в составе дипломатической миссии, когда страна была оккупирована США. Позже Совет государственных секретарей во главе с Орасио Васкесом избрала Энрикеса-и-Карвахаля на пост президента. Должность главы государства занимал с 31 июля 1916 до конца ноября 1916 г. Его президентство пришлось на период, когда между центрально-американской республикой и США, возникла политическая напряженность, в основном, по экономическим причинам. Американские части заняли город Санто-Доминго в мае—июле и взяли под контроль всю страну. Франциско Энрикес, во время присяги в качестве нового президента, отказался прислушиваться к экономическим и военным рекомендациям. Президент США Вудро Вильсона решил не признавать новое правительство Доминиканской Республики и принял меры к значительному снижению таможенных доходов правительства Доминиканской Республики. Окончательный крах наступил, когда Франциско Энрикесу 26 ноября 1916 было сообщено об официальной военной оккупации страны и представитель вооружённых сил США Гэрри Шепард Кнапп был назначен военным губернатором. Военная оккупация Доминиканской Республики продолжался восемь лет, до 1924 года, когда страна вновь обрела суверенитет в лице президента Орасио Васкес (1924—1930). Во времена президентства Рафаэля Трухильйо в 1930—1935 годах был послом Доминиканской Республики во Франции и на Кубе. За пределами страны он осудил империалистическую и интервенционистскую политику США в Центральной Америке. Его постоянные усилия, направленные на восстановление суверенитета страны и своего собственного возвращения на пост президента, послужили для появления первой Доминиканской политической организации против оккупации страны, Доминиканского Национального союза. Кроме государственно-политической и дипломатической деятельности, известен, как доминиканский писатель. Умер в Сантьяго-де-Куба (Куба) 6 февраля 1935 года. Ныне имя Энрикеса-и-Карвахаля носит университет в Санто-Доминго. Избранные произведения: «La hija del Hebreo» (1883); «Ramón Mella» (1891); «Informe sobre la seguridad Conferencia Internacional Americana» (1902, доповідь на Американській конференції безпеки); «Juvenilia» (1904); «Dolorosa» (1909); «Derecho Internacional Público y la Guerra» (1915); «Discurso pro-Pablo Duarte» (1915);«Páginas Selectas» (1918); «Cuba y Quisqueya» (1920); «Rosa de la tarde» (1923); «Guarocuya. Monólogo de Enriquillo El» (1924); «Todo por Cuba» (1925); «Nacionalismo» (1925); «Del Amor y del Dolor» (1926); «Páginas electas» (1926); «Mi Álbum de Sonetos» (1927); "Etica y Estética "(1929); «Historicos Romances» (1937); «El poema de la historia. fragmento de un poema inconcluso» (1948); «Cuentos» (1950).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку