-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109630
Комментариев: 6802
Написано: 118103


1 сентября родились...

Воскресенье, 01 Сентября 2019 г. 05:17 + в цитатник
SCHREINEMAKERS (505x700, 121Kb)
1864
Францискус Антониус Хубертус Схрейнемакерс (Franciscus Antonius Hubertus Schreinemakers)
нидерландский физикохимик. Родился в Рурмонде. С 1901 профессор Лейденского университета. Основные труды Схрейнемакерса относятся к области гетерогенных равновесий в тройных и многокомпонентных системах. Им предложен так называемый метод остатков (1893), позволяющий определять химический состав твёрдых фаз, кристаллизующихся в тройных системах без отделения этих фаз от маточного раствора. Даны способы изображения равновесий в тройных (1892) и в четверных системах (1907—1909), рассмотрены равновесия в тройных системах с областями расслоения (1913), а также установлены диаграммы состояния многих водно-соляных тройных и четверных систем. Работы С. широко используются в физико-химическом анализе, петрографии, металлургии и галургии. Умер в Рурмонде 20 февраля 1945 года. Литература: Jorissen W.P., F.А.Н.Schreinemakers, «Chemisch weekbiad», 1923, Jahr-gang 20, № 27 (имеется список трудов Схрейнемакерса).

James_corbett_1890 (438x700, 127Kb)
1866
Джеймс-Джон Корбетт (James John Corbett)
американский боксёр-профессионал, выступающий в супертяжелом (Heavyweight) весе. Второй в современной истории чемпион мира по боксу. Джеймс Корбетт стал первым чемпионом мира по боксу в перчатках. В двадцать первом раунде он нокаутировал Джона Сулливана. И в этом не было ничего удивительного: Корбетт был на 8 лет моложе чемпиона и значительно лучше подготовлен. Корбетт внес много нового в методику тренировок боксеров: изобрел и применил "грушу", ввел прыжки со скакалкой, стал использовать для подготовки к бою другие виды спорта, в частности легкую атлетику. Он стал первым приверженцем жесткого режима, категорически выступал против употребления спортсменами алкоголя и табака, без чего в ту пору обходился редкий боксер. Бой с Сулливаном проходил 7 сентября 1892 года в Новом Орлеане в перчатках, которые весили 5 унций. Чтобы заинтересовать стороны и разжечь страсти на трибунах, был назначен заманчивый приз - 25 тысяч долларов. Завоевав мировое первенство, Джеймс Корбетт заботливо оберегал свой титул, избегая рискованных матчей. Только 17 марта 1897 года он потерпел поражение (был нокаутирован в четырнадцатом раунде) в бою с Робертом Фитцсиммонсом, который был допущен к встрече только после того, как принял американское гражданство. Это был первый бой, заснятый на кинопленку. Еще дважды Д.Корбетт пытался вернуть себе титул чемпиона в поединках с Д.Джеффрисом и оба раза неудачно. 11 мая 1900 года Джеффрис нокаутировал его в 23 раунде, а спустя 3 года 14 августа 1903г. в 10-ом раунде. После этого боя Джемс оставил бокс. Умер в Байсайде (Нью-Йорк, США) 18 февраля 1933 года. На истории жизни Джеймса основан фильм Джентльмен Джим.

1867
Дмитрий Петрович Сухов
выдающийся реставратор и архитектор, исследователь русской архитектуры, профессор, член-корреспондент Всесоюзной Академии архитектуры при ЦИК СССР, главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля, художник, педагог, автор множества графических реконструкций известных памятников архитектуры, защитник историко-культурного наследия России. Родился в Москве, в семье владельцев мастерской, бывших крепостных крестьян Московской губернии. В 1891 году окончил МУЖВЗ со званием классного художника архитектуры. В 1891 году работал помощником С.У.Соловьёва на реконструкции здания Строгановского училища (улица Рождественка, 11). С 1897 по 1900 — на строительстве Ходынских (Николаевских) казарм (улица Поликарпова, 19—21). С 1892 года работал преподавателем Строгановского училища. В 1897—1907 годах работал архитектором Московского уездного земства. В 1900—1908 годах выстроил производственные корпуса и рабочие казармы на фабрике В.И.Иокиша (Михалковская улица, 46), В.И.Иокиша, директора "Товарищества суконной мануфактуры «Иокиш» (Михалковская улица, 42). Объект культурного наследия регионального значения[2] В 1913 году — особняк на площади Журавлёва, 12; ряд небольших жилых домов. С 1905 года — действительный член Московского археологического общества. В 1910 году участвовал в создании женских строительных курсов. С 1918 — член только что созданной Коллегии по делам музеев, охране памятников искусства и старины. «В личности Сухова органически соединялись качества ученого и художника. Его акварели имеют самостоятельную художественную ценность. Он выставлял свои живописные работы как художник-пейзажист в Московском обществе художников в первые годы своей архитектурной деятельности. Две большие выставки акварелей — рисунки и реконструкции древних зданий, архитектурные композиции, эскизы театральных декораций — состоялись в Москве в 1958 и 1980 годах. Вместе с тем рисунок и живопись в работах Сухова подчинены предмету реставрации. Его архитектурные композиции — это рисунки-гипотезы, связанные с исследованием того или иного памятника. В них прослеживаются такие темы, как истоки русского искусства, зодчества Москвы, история постройки Собора Василия Блаженного, памятников Крыма, Киева, Новгорода, к которым он возвращается постоянно. Его рисунки объединяют разновременные произведения Сухова и выявляют главные направления его изысканий. Порой богатые идеями акварели Сухова реализуют высказанную им мысль о правомерности существования научной фантазии как одного из приемов реконструкции облика древних сооружений. Выполненные на основе ограниченных археологических и летописных данных, они играют роль модели исчезнувшего памятника, не дающей, по мнению Сухова, ни единственного, ни окончательного решения: на основании тех же фактов у других ученых могут возникнуть иные реконструкции, и именно это в конечном счете приблизит представление о памятнике к его истинному облику». С 1923 по 1933 годы — Главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля. При его активном участии реставрировались башни Московского Кремля и Успенский собор, Крутицкий теремок, Сухарева башня (уничтожена), Церковь Вознесения в Коломенском, Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панех, опекал Сретенский монастырь и другие. В 1923—1929 годах древний Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Кремле был изучен и реставрирован Д.П.Суховым и Н.Н.Померанцевым в его древней части. В 1949—1952 годах была проведена капитальная реставрация. В 1920-х годах исследовал и провёл реконструкцию Храма Гребневской Божией Матери (на Лубянке, уничтожена); с первых дней вместе с П.Д.Барановским, А.В.Щусевым занимался научной реставрацией Троице-Сергиевой Лавры, что позволило в 1940 году объявить весь комплекс памятников архитектурным заповедником; возглавив комиссию, определил задачи и руководил работами по ремонту-реставрации Феодосийской мечети XII века после землетрясения 1927 года в Крыму. В 1930-х годах принимал участие в спасении Храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной, Храма Покрова в Филях. Возглавил комиссию по изучению и сохранению древних зданий Болгарского Городища. Более сорока лет посвятил Д.П.Сухов восстановлению облика Храм Василия Блаженного. Он считал, что «Покровский Собор — такое же высокое произведение русского гения, как „Слово о полку Игореве“ или как живопись Андрея Рублева». Во время войны был членом Комиссии по охране памятников Комитета по делам искусств при СНК СССР. Осенью 1941 года Комиссия по охране памятников архитектуры Академии Архитектуры СССР, руководимая профессором Д.П.Суховым, произвела защитный обмер и изучение древнего Храма Трифона в Напрудном и приняла меры к консервации «раскрытого» памятника. «Сам памятник архитектуры должен составлять план реставрационных работ, он же должен вести и работы. Бойся всякого насилия над ним, не навязывай ему своих мыслей и желаний. Заставь говорить памятник, пусть он расскажет о своих нуждах. В процессе реставрационных работ продолжай слушать его голос. Не пророни ни слова, помни, что самые ценные сведения ты получишь именно во время реставрационных работ, когда сможешь проникнуть в глубь стен, разобрать поздние закладки, заглянуть в фундаменты. Если сам памятник будет главным твоим советчиком, то ты его не загубишь и не исказишь» (Дмитрий Сухов). «Помни одно, между исследователем и памятником должен возникнуть контакт, тогда ты разгадаешь его тайны, между тобой и древним зодчим-строителем должен завязаться живой разговор. Научись ставить вопросы, а памятник будет отвечать. Учись слушать „голос“ храма. Вопросы должны быть четки, а ухо — чутко» (Дмитрий Сухов). Умер в Москве 24 декабря 1958 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1980 году в Музее архитектуры имени Щусева состоялась выставка рисунков Д.П.Сухова. Литература: Художественный сборник работ русских архитекторов и гражданских инженеров. — Москва, 1890—1891, 1; 1892—1893; Зодчий. — Санкт-Петербург, 1911, 21, страница 239; Зодчий. — Санкт-Петербург,1912, 4, страница 29; Ежегодник ОАХ, 1911, страницы 166—168; 1913, страница 161; Харламова A. M., Эрн И. В.Д.Сухов // Зодчие Москвы. XX век. — Москва: Московский рабочий, 1988; РГАЛИ, фонд 680, опись 2, д.ело247; опись 3, дело 40; Русское зодчество / Академия строительства и архитектуры; редакторы: Д.П.Сухов, П.Н.Максимов, А.Г.Чиняков. — Москва : Госстройиздат, 1957 —Выпуск 7 : Памятники архитектуры второй половины XIX — начала XX в. Чертежи и фотографии : альбом. — 34 страницы : 46 ББК 72; Сухов Д.П. Русское зодчество в 6 выпусках. Академия Архитектуры СССР. Институт истории и теории архитектуры. Чертежи и фотографии. С описанием. м. Государственного издательства литературы по строительству и архитектуры. 1953 г.

shlihter_thumb (518x700, 155Kb)
1868
Александр Григорьевич Шлихтер (партийные псевдонимы Апрелев, Евгенев, Никодим, Ананьин, Нестеров)
советский государственный и партийный деятель, политолог, учёный-экономист. Жена — Евгения Самойловна Шлихтер. Родился в Полтавской губернии Российской империи, в семье столяра, бывшего в то время вюртембергским подданным (дед его эмигрировал в Россию в 1818 г.). Со стороны матери Шлихтер происходит из среды раззорившихся среднепоместных польских помещиков Полтавской губернии, дворян. В 1882 году дед и отец Александра приняли русское подданство, а сам он принял русское подданство по достижении совершеннолетия, уже в бытность свою в университете. Учился в классической гимназии. Сначала, до 7-го класса, в городе Лубнах, а в 7-м и 8-м учился в прилукской гимназии. Незадолго до выпуска отказался учиться, организовал забастовку учащихся и был исключен из гимназии. В 1888 закончил среднее образование уже в качестве экстерна при лубенской гимназии. В 1889—1891 годах учился сперва в Харьковском университете на физико-математическом факультете, откуда был исключен со второго курса, а затем в Бернском университете на медицинском факультете, которого также не окончил. С 1891 года вёл социал-демократическую работу на Украине. В 1892 году вошёл в качестве студента-медика в один из отрядов по борьбе с холерой и проработал в разных местах Полтавской губернии 3—4 месяца. Был арестован по делу о пропаганде среди гимназистов. Был приговорен к ссылке на пять лет в северо-восточные уезды Вологодской губернии (гор. Сольвычегодск). В ссылке Шлихтер заболел туберкулёзом лёгких, и департамент полиции разрешил ему выехать в Самарскую губернию для лечения кумысом на 3 месяца, каковой срок затем, вследствие тяжелого состояния здоровья, был продлен впредь до выздоровления. В Самаре в течение четырёх лет работал в земской статистике. Сотрудничал в социал-демократической газете «Самарский Вестник». После окончания срока надзора в 1902 году, Шлихтер переехал в Киев, где получил место в управлении юго-западных железных дорог, сначала в качестве секретаря железнодорожного органа «Вестник юго-западных дорог», а затем занял большое, по тому времени, место по мощника начальника пассажирского отд. службы сборов в управлении юго-западных дорог. В Киеве он сразу же вступил в члены киевского комитета РСДРП, где работал в качестве литератора по составлению революционных прокламаций и лектора пропагандистских кружков среди рабочих. В 1903 году в качестве члена киевского комитета участвовал в коллективе, руководившем знаменитой забастовкой на юге России. В 1904 году, с началом «весны» Святополк-Мирского, принимал открытое участие в легальных банкетных выступлениях в Киеве. В 1905 году, с началом эпохи забастовок конторских железнодорожных служащих, Шлихтер принимал участие в организации забастовочного комитета на юго-западных железных дорогах в качестве его председателя. Движение завершается всероссийскими съездами железнодорожных служащих и рабочих в Москве, из которых первый и второй съезды в апреле и июле избрали Шлихтера своим председателем. В октябре 1905 возглавлял многотысячные революционные митинги в Киеве. После объявления Манифеста 30 октября возглавлял массовые выступления, в ходе которых революционная толпа заняла и разгромила здание Киевской городской думы и завершившиеся столкновением с полицией и войсками и погромом. Был объявлен в розыск, скрылся за границу, затем два года жил в Финляндии, выполняя поручения в качестве агента ЦК. Делегат V съезда РСДРП в Лондоне, на который он получил мандат от организации козловских железнодорожных мастерских Тамбовской губернии. На съезде Шлихтер был под псевдонимом Евгеньев, а на векселе о получении от англичанина денег, необходимых на выезд делегатов съезда в Россию, подписан Никодим. В сентябре 1907 г. был командирован большевистским ЦК в Москву на избирательную кампанию в 3-ю Государственную Думу. В 1907—1908 годах — член Московского комитета РСДРП. В феврале 1908 возвратился в Санкт-Петербург. В июле 1908 был арестован в Ярославле. После установления личности он был отправлен в Киев для предания суду по революционной деятельности в 1905 году. В Киеве он просидел в крепости Косой Капонир около 9 месяцев, был предан военно-окружному суду за призыв к вооруженному восстанию 31 октября 1905 г. (статья 129 Уголовного Уложения), за призыв к организации народной милиции и за оскорбление величества во время произнесения речей с балкона городской думы во время народного митинга 31 октября 1905 г. в Киеве (статья 103 Уголовного Уложения). По 103 статье (каторга до 8 лет) был оправдан за недостаточностью улик, а по 129 получил максимум, предусмотренный этой статьей, а именно — ссылку на поселение в Сибирь с лишением всех прав состояния. В Сибири Шлихтер пробыл до Февральской революции 1917 года. После Февральской революции 1917 — член Красноярского губкома партии и губисполкома. Прибыл в Петроград в конце мая 1917 года. Делегат VI съезда РСДРП(б). Во время Выступления 17 июля был на улицах Петрограда. В октябрьские дни 1917 — член Московского комитета партии и МВРК. В ноябре 1917 народный комиссар земледелия РСФСР, с декабря 1917 по февраль 1918 года — нарком продовольствия РСФСР. С марта 1918 чрезвычайный комиссар продовольствия Сибири, а затем Пермской, Вятской, Уфимской и Тульской губерний. В 1919 — наркомпрод Украины. В 1920—1921 годах — председатель Тамбовского губисполкома. Неудачно боролся с тамбовскими повстанцами, за что был снят с должности. С 1921 года — на дипломатической работе, член коллегии НКИД СССР. Работал в Финляндии в качестве председателя смешанной комиссии. В 1922—1923 годах — полпред и торгпред СССР в Австрии, в 1923—1927 уполномоченный и член коллегии НКИД на Украине. В 1927—1929 годы — наркомзем Украинской ССР. Действительный член Комакадемии при ЦИК СССР с 1930 года, академик Академии Наук УССР с 1928 года, академик Академии Наук Белорусской ССР с 1933 года, доктор экономических наук (1936). В 1931—1938 годы вице-президент Академии Наук Украинской ССР, одновременно директор Украинского института марксизма-ленинизма(1930—1933) и президент Всеукраинской ассоциации марксистско-ленинских институтов (ВУАМЛИН). Делегат XIV-XVII съездов ВКП (б). С 1923 года — член ЦК КП(б)У, в 1926-1937 гг. — кандидат в члены Политбюро ЦК КП(б)У. Делегат V Конгресса Коминтерна (1924). Член ВЦИК, ЦИК СССР. С 1923 года — член Президиума ЦИК Украинской ССР. Умер 2 декабря 1940 года. В честь А.Г.Шлихтера была названа улица в Киеве (Днепровский район), в 2011 году переименована в Вифлеемскую. Так же названа улица в городе Харькове (Киевский район, Большая Даниловка). Так же названа улица в городах Тамбове и Ефремове. Сочинения: Кустарные промыслы Енисейской губернии. Красноярск, 1915; Экономическое положение крестьян и «инородцев» Туруханского края. Красноярск, 1916; К вопросу о ренте городских земель. Mосква, 1919; Ильич, каким я его знал. Ленинград, 1926; На баррикадах революции. Харьков, 1927;Проблеми соціялістичної реконструкції сільского господарства. Харків, 1930; Вибрані твори. Київ, 1959. Литература: Вирнык Д.Ф. Жизненный путь большевика. (Москва, 1960); Кабанов В.В. Временный заместитель народного комиссара земледелия А.Г.Шлихтер // Первое советское правительство / научный редактор А.П.Ненароков (Москва, 1991).

1870
Васса Иосифовна Епифанова
художница, жена художника А.А.Бучкури. Уpоженка Воpонежа. В 1893–1898 гг. занималась в Воронежской бесплатной pисовальной школе под pуководством художников Л.Г.Соловьева и М.И.Пономаpева. В 1898 г. В.И.Епифанова уехала учиться в Санкт-Петербургскую студию княгини М.К.Тенишевой, а завеpшила обучение в Академии художеств в мастеpской И.Е.Репина в 1904 г. В пеpиод обучения пpинимала участие в создании каpтины-диоpамы к 200-летию основания Петеpбуpга «Основание Петеpбуpга» (1903). Участница выставок с 1904 г. С 1905 г. начинается совместная выставочная деятельность В.И.Епифановой и А.А.Бучкуpи, а в 1906 г. они стали супpугами. На зимние сезоны уезжали в Петеpбуpг, а летом их твоpческой мастеpской становилась дача в селе Подгоpном под Воpонежем. Автор жанровых картин и портретов. Основной в твоpчестве В.И.Епифановой стала тема жизни и быта pусской деpевни. В поpтpетах женщин-кpестьянок, написанных маслом, пастелью, акваpелью, она стpемилась пеpедать наpодный идеал женской кpасоты, своеобpазие и кpасочность национального костюма. В 1920–1930-е гг. её каpтины пеpестали появляться на выставках. Из пpоизведений художницы сохpанились немногие. Большая часть осела в частных коллекциях и погибла. Умерла 5 августа 1942 года. Работы Епифановой хранятся в музеях Ярославля, Одессы, Санкт-Петербурга. В Воpонежском областном художественном музее имени И.Н.Кpамского находится единственная каpтина В.И.Епифановой «Девушка в полушубке» (1915). По свидетельству очевидцев, А.А.Бучкуpи и В.И.Епифанова были pасстpеляны фашистами во двоpе немецкой комендатуpы на улице 9 янваpя. Выставка живописи художников В.Епифановой и А.Бучкури состоялась в Воронеже в 1970 г.

Timotei Popovici (525x700, 122Kb)
1870
Тимотей Попович (румынское имя - Timotei Popovici)
румынский композитор. Дирижер хора в Брашове (1897-1900) и Сибиу (1900-1945). Учился в педагогическом училище (1882-1890), затем в Богословском институте (1890-1893). Гармонии и композиции учился у профессора Гавриила Музическу в Ясской консерватории ( 1893-1895 ). Учитель начальной школы в Лугоже (1895 - 1896), профессор музыки «Центральной румынской школы" в Брашове (1896-1899) , дирижер церковного хора "Святого Николая" и других хоров Брашова . Сочинил многочисленные светские и религиозные композиции для детского хора, школьного хора и хоров мужчин. Автор хоровых произведений, педагогических сочинений, музыкального словаря (1905). Он опубликовал ряд теоретических исследований, докладов , обзоров. Умер в Лугоже 11 сентября 1950 года. Его имя носят: Хоральный фестиваль "Timotei Попович" в Сибиу; Коммунальная Библиотека Timotei Попович в Саку; Улица " Timotei Попович " в Сибиу. Его музыкальные работы была опубликована в следующих коллекциях: Cuvântările Liturghiei pe trei voci egale, ed. I Sibiu, 1902 (ed. a II-a, Viena, 1908, 21 p.); Douăsprezece cântece de scoală pentru două și trei voci egale. Caietul I, Sibiu, 1901 (ed. a II-a, 1902); Caietul II, Sibiu, 1904; Carte de cântece pentru școalele primare, gimnazii inferioare, scoale reale, civile și preparandii, Sibiu, 1911, VI + 36 p.; Repertor coral (cântece pentru cor de bărbați). Colecție litografiată pentru uzul elevilor Seminarului �Andreian", Sibiu, 1914,95 + 29 p.; Cântece naționale, Sibiu, 1920, 64 p.; Carte de cântece, Sibiu, 1923, 168 p., Cântările Liturghiei pentru două voci egale, Sibiu, 1942, 24 P.; Cântările Liturghiei pentru cor mixt, ed. a III-a, Sibiu, 1943. 100 p.; Florile dalbe. Colecțiune de colinde și cântece de stea pentru cor mixt și de bărbați, I, Craiova, f.a., 32 p.; II, Sibiu, 1945, 52 p.

Andrey_labinskiy_lakme (450x700, 192Kb)
1872
Андрей Маркович Лабинский
русский и советский оперный и камерный певец, лирико-драматический тенор. Родился в Тобольске, в многодетной семье ссыльного. С 1881 года пел в церковном хоре Софийского собора Тобольска. После переезда в Тюмень, Лабинский — солист хора Знаменской церкви. Окончил Александровское реальное училище, после чего становится солистом Синоидального хора. В 1899 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу сольного пения профессоров С.Габеля и В.Самуся (класс сценического мастерства Ф.Палечека). Обладал ровным, гибким голосом приятного мягкого тембра и широкого диапазона (брал ноту фа третьей октавы). С 1896 г. пел в хоре Мариинского театра. В 1899—1912 гг. и 1919—1924 гг. — солист Мариинского театр, с 1926 г. служил в Большом театре СССР. В 1920—1922 гг. и 1923—1924 гг. преподавал в Московской консерватории и в Институте музыкальной драмы. С 1941 года — педагог-вокалист в Большом театре. Среди учеников можно упомянуть Н.Ф.Кемарскую, В.Н.Прокошева. Гастролировал в Японии, Франции, Германии, Италии. Заслуженный артист РСФСР с 1924 г. Лучшие оперные партии: Ленский, Герман, Альмавива, Фауст, Хозе, Рауль, Баян, Лыков, Садко, Радамес, Лоэнгрин, Лучано в опере «Франческа да Римини» (Э.Направника) и другие. Среди партнёров А.М.Лабинского можно назвать Ф.И.Шаляпина, А.В.Нежданову. Имел необыкновенную популярность, особенно среди женской половины любителей оперного искусства-поклонницы, которых называли «лабинистками», следовали за певцом в его гастрольных поездках по России. По сообщению «Русской музыкальной газеты» от 1905 года, на камерных концертах с басом Касторским, билеты в первых рядах стоили десять рублей (по тому времени — очень большие деньги). Тот же номер газеты сообщал о трагикомическом случае, произошедшим на одном из концертов: разъярённый муж одной из «лабинисток» стрелял в Лабинского, но, к счастью, промахнулся. А.М.Лабинский был дублёром Л.В.Собинова. Композитор С.Кашеваров посвятил певцу романс «Тишина». А.М.Лабинский трагически погиб во время первой бомбардировки Москвы вместе со своей женой 8 августа 1941 года. Литература: Пружанский А.М. Отечественные певцы 1750—1917: Словарь. Часть 1. — М.: «Композитор», 2000 г.; Рычков С.Ю. Сообщение «Тенор Андрей Маркович Лабинский» на IV Научных чтениях в государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки в 2006 году.

calmet (557x700, 127Kb)
1873
Жозеф Кальмет (французское имя - Joseph Calmette)
французский историк. Профессор Тулузского университета (с 1911). Родился в Перпиньяне. Автор многочисленных работ по истории средневековой Европы (в первую очередь Франции, Бургундии и Испании): «Каролингская дипломатия» (1901), «Франция и Испания в конце XV в.» (1904), «Феодальное общество» (1923), «Жанна д`Арк» (1946). Основное внимание уделял политической истории и истории права. Умер в Тулузе 19 августа 1952 года. Сочинения: Etudes médiévales, Toulouse, 1946 (есть список сочинений Кальмета); Les rois de France, P., 1948; Trilogie de l'histoire de France, v. 1-3, P., [1948‒1952]; Les grands duсs de Bourgogne, P., [1949]; Le Reich allemand au Moyen age, P., 1951.

 (605x699, 103Kb)
1873
Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия - Клюнков)
русский художник и теоретик искусства, мастер русского авангарда первой половины XX века. Родился в деревне Большие Горки во Владимирской губернии, в семье плотника. В 1881 году вместе со всей семьёй переселился на Украину. В 1890 году переехал в Польшу, которая в это время была в составе Российской империи. Первоначальное художественное образование получил в Варшаве и Киеве (одновременно служил в должности бухгалтера) в 1890-е годы. В 1898 году переехал в Москву. В начале 1900-х посещал московские частные студии: Ф.И.Рерберга, В.Фишера, И.И.Машкова. Важнейшим моментом его биографии была встреча в 1907 году с К.С.Малевичем, который оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие художника, ввел его в художественные круги русского авангарда. Это, однако, не помешало Клюну стать членом общества «Московский салон» в 1910 году (в 1916 году он вышел из общества), в задачи которого входила в основном организация выставок. В 1900-е, подобно Малевичу, работает в традициях символизма и модерна (несомненно влияние М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова, Н.Д.Милиоти). В 1913 году сближается (через Малевича) с Санкт-Петербургским авангардом в лице членов «Союза молодежи» и участвует в их последней выставке (1913/1914). Как и Малевич, увлекается в это время кубофутуризмом, живописным и скульптурным (последним, вероятно, под влиянием В.Е.Татлина), выставляется на всех авангардных выставках. В 1915 году участвует в создании буклета А. Е. Крученых «Тайные пороки академиков» (Москва, 1916): ему принадлежат литография и статья «Примитив в 20 столетии». Направленная против символизма и декадентства, эта книга стала последней данью Клюна футуризму. В 1915 уже как последователь малевичевского супрематизма он участвует в «Последней футуристической выставке картин 0,10», публикует в ее каталоге манифест. С этого периода начинается период беспредметного творчества. В 1916 году участвует в группе «Супремус», возглавляемой Малевичем, и в неизданном журнале того же названия. Вместе с другими художниками-супрематистами сотрудничает с кустарными артелями в деревнях Вербовка и Скопцы. Этот период его творчества является одним из самых ярких в его жизни. 1918—1921 — профессор ГСХМ-Вхутемаса, с 1920 — член Инхука (Институт художественной культуры), а с 1921 — член-корреспондент ГАХНа. До середины 1920-х продолжается период беспредметного творчества — Клюн создает цветовые конструкции из геометрических форм. Во второй половине 1920-х начинается увлечение французским искусством — он копирует из журналов произведения П.Пикассо, Ж. Брака, Х.Гриса. Но особенно его привлекает А.Озанфан: вплоть до середины 1930-х он создает натюрморты в духе пуризма. Член Оста (с 1925), «4-х искусств» (1925—1927) и ОРСа (с 1927). В начале 1930-х годов, как и большинство советских художников, вынужден был перейти к традиционно-фигуративной живописи, которая не принесла ему успеха. С конца 1930-х годов Клюн неожиданно начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера, щедро раздаривая их знакомым. «До нас скульптура была средством воспроизведения предметов. Скульптурного искусства не было, а было искусство скульптуры. Только нами вполне осознан принцип: Искусство как самоцель. Микель Анджело изваял из мрамора прекрасного Давида. Но чисто в скульптурном смысле это произведение ничтожно. В нем есть красота юноши, но совсем нет красоты скульптуры. Наша скульптура есть чистое искусство, свободное от всяких суррогатов, в ней нет содержания, а есть только форма.» - Клюн И.В.Супрематический рисунок.1920-е. Умер в Москве 13 декабря 1943 года. Библиография: Шишанов В.А. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 страницы; Азизян И.А. КМалевич и И.Клюн: от футуризма к супрематизму и беспредметному творчеству // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К.С.Малевича. 2001. №2; Неизвестный русский авангард. Автор-составитель А.Д.Сарабьянов. Москва, 1992.

Rymakiy-Korsakov_M (528x700, 181Kb)
1873
Михаил Николаевич Римский-Корсаков
советский зоолог, энтомолог, лесовод, доктор биологических наук (1936), профессор Санкт-Петербургского университета и Петроградского лесного института, заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Михаил Римский-Корсаков родился в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге, в семье русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Начальное образование получил дома, затем с серебряной медалью окончил гимназию Карла Мая (1891). После окончания естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (1895), был ассистентом профессора В.Т.Шевякова по зоологии беспозвоночных и лаборантом-хранителем зоологического кабинета в этом же университете. В 1897 году он проводит большую научно-исследовательскую работу в Херсонской губернии по изучению изозом, вредящим хлебным злакам. В 1901 году стал доцентом по энтомологии и зоогеографии в Санкт-Петербургском университете. В 1913 году защитил диссертацию на степень магистра зоологии и сравнительной анатомии. В 1919 году по его инициативе на базе Зоотомического кабинета кафедры зоологии беспозвоночных физико-математического факультета была основана Кафедра энтомологии Санкт-Петербургского университета, по которой он был утвержден профессором и которую возглавлял до 1930 г. В 1920 году Римский-Корсаков приглашён читать лекции в Лесной институт (ныне Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М.Кирова). С этого времени и до конца жизни он заведовал кафедрой энтомологии и биологии лесных зверей и птиц. Почетный президент Всесоюзного Энтомологического общества (с 1950 года), был редактором трудов этого Общества. Основные труды по морфологии, анатомии, эмбриологии, систематике и биологии членистоногих, особенно насекомых (эмбий, ручейников, сеноедов, наездников и др.). Наиболее известны исследования Римского-Корсакова в области лесной энтомологии. Под руководством и при участии Римского-Корсакова составлен учебник «Лесная энтомология» (1935, 3-е издание, 1949), методическое пособие «Зоологические экскурсии» (части 1—2, 1924—1928, 6-е издание 1956 совместно с Б.Е.Райковым), «Определитель повреждений лесных и декоративных деревьев и кустарников Европейской части СССР» (1934, 3-е издание, 1951 совместно с В.И.Гусевым) и др. За многочисленные научные труды в области лесной энтомологии, подготовку ряда учебников и учебных пособий Народным комиссариатом лесной промышленности награжден знаком «Почётный работник лесной промышленности СССР» (1939). Награждён 2 орденами Ленина. Умер в Ленинграде 11 марта 1951 года. Библиография: Гусев В.И., Римский-Корсаков М.Н. Определитель повреждений лесных и декоративных деревьев и кустарников европейской части СССР. — Ленинград: Гослестехиздат, 1934. — 427 страниц; Гусев В.И., Римский-Корсаков М.Н., Полубояринов И.И. и др. Лесная энтомология. — Москва : Гослесбумиздат, 1935; Гусев В.И., Римский-Корсаков М.Н., Полубояринов И.И. и др. Лесная энтомология. — 2-е издание, Москва, 1938; Гусев В.И., Римский-Корсаков М.Н., Полубояринов И.И. и др. Лесная энтомология. — 3-е издание, Москва, 1940; Гусев В.И., Римский-Корсаков М.Н., Полубояринов И.И. и др. Лесная энтомология. — 3-е издание, Москва : Гослесбумиздат, 1961; Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии - 6-е издание, 1956; Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии - 7-е издание, Москва, "Топикал", 1994. - 640 страниц. Литература: Фокин С.И. М.Н.Римский-Корсаков Зоологические воспоминания // Историко-биологические исследования 2009 № 1; Штакельберг А.А., Памяти М.Н.Римского-Корсакова (1873—1951), «Известия Всесоюзного географического общества», 1951, выпуск 3, Cтраницы 332-336; Зоологический музей Санкт-Петербургского университета. Михаил Николаевич Римский-Корсаков; Е.В.Левашко. Научная школа М.Н.Римского-Корсакова и ее трансформация

Dinko_Simunovic (360x483, 130Kb)
1873
Динко Шимунович (хорватское имя - Dinko Šimunović)
хорватский писатель. Родился в Книне. Сын сельского учителя. Окончив учительскую семинарию, преподавал в сельской школе, в архитектурно-художественной школе в Сплите (1909—1927). Литературную деятельность начал в 1905 г. В повести «Темный дол» («Mrkodol», 1905) нарисовал картину жизни отсталого далматинского села. В своих рассказах описывал тяжкую участь обездоленных и эксплуатируемых крестьян, расслоение деревни, идеализируя при этом патриархальные устои. В романе «Чужак» («Tuđinac», 1911) создал тип декадента-индивидуалиста, бегущего от жизни. Противопоставление патриархального села испорченному «культурой» капиталистическому городу дано в романе «Семья Винчич» («Porodica Vinčić», 1923). В романе «Алкар» («Alkar», 1909) вывел смелых и сильных людей из народа, благородных потомков гайдуков. Творчество Шимуновича отмечено яркой эмоциональностью (автобиографическая повесть «Молодые дни» — «Mladi dani», 1919), поэтизацией природы и патриархальных отношений, влиянием народного героического эпоса. Один из первых создателей современной югославской новеллы из крестьянской жизни. Умер в Загребе 3 августа 1933 года. Сочинения: Djela, sv. 1—2, Zagreb, 1952 (библиография); в русском переводе — Алкар, Москва, 1962. Литература: Čolak Т., Čovjek i umjetnik D. Šimunović, Rijeba, 1966.

Григорий Дмитриевич Дубелир 0 (483x700, 125Kb)
1874
Григорий Дмитриевич Дубелир
советский учёный, специалист по городскому планированию. В 1910-е годы выполнил пионерские исследования по адаптации городской планировки к неизбежному резкому увеличению количества автомобилей. Родился в Санкт-Петербурге. В 1898 году окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. После окончания работал инженером, занимался строительством железных дорог. В 1904 году был принят на работу в Киевский политехнический институт. Так как он не имел звания профессора, то университет принял его на должность штатного преподавателя, исполняющего обязанности экстраординарного профессора. При этом ему было поставлено условие защиты диссертации в двухлетний срок. Занимался вопросами городского планирования, в частности, оптимизацией сети автомобильных дорог. В 1910 и в 1912 годах издал две книги — «Планировка городов» и «Городские улицы и мостовые» — ставшими основополагающими трудами в данной области исследований. Много занимался практической деятельностью. В частности, вместе с архитектором Павлом Алёшиным в 1918 году составил проект планировки Мурманска. С 1916 года был профессором Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения, с 1930 — Ленинградского автодорожного института, c 1940 — Московского автодорожного института. После Октябрьской революции более не занимался урбанистикой и сконцентрировался на исследованиях, посвящённых качеству дорожного покрытия. Был членом комиссии ГОЭЛРО. Один из авторов раздела об электрификации транспорта. Впервые в России предложил технические требованию к дорожному покрытию. В 1938 году впервые составил технические условия для строительства дорог и мостов. Умер в эвакуации в Янгиюле (Ташкентская область, ныне Узбекистан) 10 сентября 1942 года. Его дочь и внук умерли во время блокады Ленинграда. Труды: Планировка городов, Санкт-Петербург, 1910; Городские улицы и мостовые, Киев, типография Пономарева, 1912, 407 страниц; Грунтовые дороги, их постройка и уход за ними. Санкт-Петербург, 1912 (2-е издание. Киев, 1914); Эксплуатация автогужевых дорог, Ленинград, 1934 (в соавторстве); Основы проектирования автомобильных дорог, тома 1—2, Москва, 1938—1939 (в соавторстве). Литература: Г.Д.Дубелир - выдающийся теоретик и практик советского дорожного строительства. Сборник статей, Москва, 1949.

alexandrov_ig_foto (497x700, 145Kb)
1875
Иван Гаврилович Александров
советский экономист и экономико-географ, участник разработки плана ГОЭЛРО и схемы экономического районирования России, академик Академии Наук СССР (1932), академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1935). Родился в Москве, в семье врачей. В юности подрабатывал частными уроками, два года работал слесарем. В 1901 году окончил Московское инженерное училище путей сообщения, после чего занимался проектированием железных дорог и мостов. В частности, участвовал в разработке проекта железной дороги Оренбург — Ташкент (после этого, в 1903 г., защитил диплом), проектировал у профессора Патона большие мосты, руководил сооружением ряда мостов по своим проектам, в том числе Финляндский мост через Неву, через Волгу у Старицы (совместно с Кривошеиным), Бородинский в Москве. В связи с этими работами в 1912 г. впервые столкнулся с «водными проблемами». С 1912 года интересы Александрова сместились на исследование проблем ирригации, им были разработаны проекты строительства оросительных каналов в Средней Азии, использованные в советский период. С 1918 г. работал в Комитете государственных сооружений ВСНХ, а с февраля 1920 г. – в Комиссии по составлению плана ГОЭЛРО (им написаны разделы «Электрификация и водяная энергия» и «Электрификация и транспорт» (совместно с Графтио)). С 1920 года начал разрабатывать проект строительства ГЭС на Днепре, предложив вместо создание нескольких станций малой мощности на днепровских порогах построить одну крупную плотину с ГЭС сверхбольшой для того времени мощности в 560 МВТ. Параллельно занимался вопросами промышленного и транспортного развития Приднепровья, участвовал в составлении плана ГОЭЛРО. Совместно с Г.М.Кржижановским руководил работами по экономическому районированию территории страны. C 1921 года был членом президиума Госплана СССР, в 1931—1932 руководил сектором энергетики этой организации, курировал все проекты строительства ГЭС и территориально-производственных комплексов при них, в том числе предложил использовать гидропотенциал Ангары и Енисея. Участвовал в разработке плана строительства Байкало-Амурской магистрали.
1 сентября 1875 года родился Иван Гаврилович АЛЕКСАНДРОВpost-13108-128338069776 (700x356, 270Kb)
Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В последние годы жизни занимался в основном научной работой, возглавляя транспортную секцию Академии наук. Умер в Москве 2 мая 1936 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Помимо прикладных исследований, Иван Александров является одним из создателей и теоретиков советской районной школы экономической географии. В частности, его предложения создания рядом с ГЭС энергоемких производств в дальнейшем легли в основу концепции энерго-производственных циклов и ТПК, разработанных Н.Н.Колосовским. Помимо созданной комиссией по разработке плана ГОЭЛРО сетки промышленного районирования страны, занимался решением проблемы интегрального экономического районирования и формированием на его основе сетки АТД федеративного типа. Убежденность Александрова в ведущей роли речного транспорта (что соответствовало реалиям 1920-х годов) оказала большое влияние на разработку ряда проектов сооружения ГЭС, судоходных и оросительных каналов, многие из которых (особенно строившиеся заключенными ГУЛАГа маломощные верхневолжские ГЭС, сооружение которых привело к затоплению обширных сельхозугодий, уничтожению многих населенных пунктов и переселению значительного числа людей) в дальнейшем подверглись критике. Литература: Файнбойм И.Б. Иван Гаврилович Александров. — Москва- Ленинград: Госэнергоиздат, 1955. — 136 страниц.

 (586x699, 68Kb)
1875
Эдгар Райс Берроуз (Edgar Rice Burroughs)
американский писатель эры pulp-журналов, получивший большую популярность благодаря серии книг о Тарзане. Оказал значительное влияние на развитие жанров научной фантастики и фэнтези в XX веке. Эдгар Райс Берроуз родился в Чикаго (Иллинойс, США) в семье Джорджа Тендера Берроуза и Мэри Эвалайн Зайгер. Отец Эдгара, ветеран гражданской войны, майор армии Северного союза, после войны стал процветающим бизнесменом, занимаясь винокурением и производством гальванических элементов. Эдгар был четвёртым ребёнком в семье. Два его старших брата закончили Йельский университет. 1 января 1900 года Э.Р.Берроуз женился на Эмме Сентеннии Халберт. У пары родилось трое детей: Джоан (1908), Халберт (1909) и Джон Коулман (1913). Эдгар начал обучение в школе Браун. Когда эта школа закрылась на карантин во время эпидемии дифтерии, его перевели в Маплхерстовскую школу для девочек, а затем — в Эндоверскую гарвардскую школу, по окончании которой Эдгар поступил в Мичиганскую военную академию. Позже Берроуз вспоминал, что во всех школах его упорно учили греческому языку и латыни, но ни в одной из них в программе не было курса английского языка. Зато в военной академии он научился отлично ездить верхом. Окончив академию в 1895 году, он заручился (с помощью отца, конечно) поддержкой конгрессмена от Чикаго Эдгара Уилсона и получил рекомендацию в Вест-Пойнт, но переоценил весомость рекомендации и позорно провалился на вступительных экзаменах. Тогда он бросился в погоню за приключениями и в мае 1896 года определился в кавалерию. Однако вместо бурной походной жизни и стычек с апачами он обрёл лишь классические прелести военного прозябания в глухой провинции — в форте Грант, штат Аризона, где располагался 7-й кавалерийский полк армии США. Поэтому от формы Эдгар предпочел как можно быстрее избавиться — уже через три месяца после начала службы он написал отцу письмо, в котором просил переговорить со знакомыми из Вашингтона. Папа пошёл у него на поводу, но бюрократические процедуры тянулись ещё целых семь месяцев, так что с кавалерией Эдгар расстался лишь в марте 1897 года. После демобилизации Берроуз долго пас коров в Айдахо. В 1941 году он вспоминал: «Жизнь ковбоя пришлась мне по душе, хотя в те времена в Айдахо не было ни одной душевой. Бывало, я по три недели не снимал сапог и „стетсона“. У меня были мексиканские шпоры, отделанные серебром, с огромными звёздочками и призвоном. Когда я топал по улице, шпоры громко звякали, и меня было слышно за квартал. О, как я был горд!» Затем он работал продавцом в Покателло, штат Айдахо, на золотых приисках в Орегоне, полицейским в Солт-Лейк-Сити, клерком в чикагских конторах, бухгалтером, коммивояжером, безуспешно пытался уехать в Китай инструктором по верховой езде и думал даже снова завербоваться в армию. Сохранилось письмо от полковника Теодора Рузвельта, в те годы — командира Первого кавалерийского добровольческого батальона, в который Эдгар пытался записаться. «Дорогой сэр, — написал Берроузу будущий президент США, — я был бы рад принять вас на службу, однако опасность превышения численности личного состава батальона не даёт мне возможности отвечать согласием на предложение добровольца, живущего так далеко от места моей дислокации». Берроуз регулярно брался за создание собственного предприятия, но все его задумки быстро перемалывались жизнью в прах. 1911 год. Тридцатипятилетний бизнесмен, неудачник, который никак не может свести концы с концами и только что навсегда распрощался с очередным клиентом, сидит вечером в опустевшем офисе и простым карандашом на обороте бухгалтерского бланка пишет… фантастический роман. Роман о человеке, которого неизвестно как забросило на Марс, в мир бесконечных приключений, в мир, совершенно не похожий ни на «картофельный» Айдахо, ни на деловой Чикаго. В мир, похожий на волшебный сон. Два десятилетия борьбы за существование научили Берроуза не пренебрегать никаким заработком. Он, конечно, не верил, что его писанину кто-то напечатает, но всё-таки послал рукопись в редакцию журнала «All Story», подписав роман «говорящим» псевдонимом Normal Bean — «нормальный парень». Он надеялся таким образом дать понять и редактору, и гипотетическим читателям: автор, в общем, осознает всё безумие своего поступка, но, в сущности, вполне в своём уме. Берроуз много и охотно читал, в круг его чтения наверняка входили и популярные журналы, так что он вполне представлял, произведения какого уровня могут быть приняты к публикации. Как и большинство более-менее образованных людей, он наверняка частенько думал, закрывая и забывая очередной «шедевр» журнальной прозы: «Я бы написал куда лучше, чем это, если бы захотел». Теперь у него появился шанс проверить, насколько его амбиции соответствуют взглядам редакторов. По другой версии, одной из его обязанностей на работе был просмотр рекламы в pulp-журналах, так что рассказы попали в поле его зрения как бы сами собой. Возможно, так оно и было, тем более что рукопись он предложил именно тому изданию, которому её и следовало предложить в первую очередь — то есть Берроуз в общих чертах представлял тогдашний журнальный «табель о рангах». «All Story» считался в те времена одним из самых популярных ежемесячных журналов, принадлежавших издательской империи Фрэнка Манси и, помимо всего прочего, платил авторам самые высокие гонорары, так что пробиться на его страницы считалось большой удачей для любого писателя. Логично было начать именно с него — любой товар следует сначала предложить на самом дорогом рынке… Редактором по самотёку в «All Story» в то время был Томас Ньюэлл Меткаф, и именно ему принадлежит честь открытия миру имени едва ли не самого популярного писателя XX века. Он немедленно принял рукопись, выписал на имя Берроуза чек на 400 долларов (фантастические деньги за фантастическое произведение!) и поставил роман, озаглавленный «Под лунами Марса» («Under the Moons of Mars»), в план. Роман публиковался в шести номерах — с февральского и до июльского выпуска 1912 года. Правда, задуманная Берроузом игра с псевдонимом была, видимо, слишком сложна для журнала: то ли сам Меткаф, то ли кто-то из корректоров исправил «Normal» на обычное «Norman» и свёл на нет всю затею. Но предотвратить триумф такая мелочь не могла. С самого первого фрагмента читатель был покорён образом Джона Картера, и, хотя текст романа нёс все признаки литературного ученичества, было в этом герое и в его приключениях нечто завораживающее и новое. Второй роман Берроуза открыл самый популярный его цикл — «Тарзан, приёмыш обезьян» («Tarzan of the Apes» — «All-Story», 1912). В июне 1914 года «Тарзан из племени обезьян» был выпущен отдельным томом, и начался многолетний издательский триумф Берроуза. «McClurg» на протяжении полутора десятилетий ежегодно выкладывало на рынок как минимум одно первое книжное издание какого-нибудь романа Берроуза, опубликованного перед этим в журнале — а чаще два или три романа в год. Это были романы о Тарзане, романы из «марсианской» серии о Джоне Картере, романы о мире Пеллюсидара, расположенного внутри земной коры, другие исторические и приключенческие романы… Берроуз был идеальным автором с точки зрения коммерческого книгоиздания. Он писал быстро, он продолжал свои популярные сериалы и начинал сериалы новые (которые могли со временем стать популярными, а могли и не стать), но продавались всё равно хорошо. В 1918 году он смог на гонорары купить ранчо в Калифорнии, которое назвал Тарзания. Начиная с 1929 года, его компания Edgar Rice Burroughs, Inc. начинает сама выпускать книжные издания романов Берроуза, управлять правами на экранизации, комиксы и так далее. Особенно значителен вклад писателя в жанры «планетарного романа» и «sword and planet», а также в жанр фантастико-приключенческих повествований о затерянных мирах и цивилизациях. Всего Берроуз написал 11 романов в цикле «Марсиане», 26 романов о Тарзане, 7 романов о находящемся внутри полой Земли Пеллюсидаре (один из них входит в цикл о Тарзане), 4 романа о Карсоне Нэпире и его приключениях на Венере и множество других книг, среди которых есть вестерны, исторические романы о каменном веке, средневековье и другие. Во время Второй мировой войны Берроуз был самым старым (и самым знаменитым) военным корреспондентом на тихоокеанском театре военных действий. Эдгар Райс Берроуз скончался в Энсино (Калифорния) от сердечного приступа 19 марта 1950 года. Он оказал колоссальное влияние на массовую литературу вообще и приключенческую фантастику в частности. Значительная часть фантастики 1920-1930-х годов была написана как прямое подражание книгам Берроуза. Многие авторы говорили, что он оказал существенное влияние на их творчество — например, Рэй Брэдбери и Филип Хосе Фармер, а в число продолжателей входят такие писатели, как Джон Норман и Отис Клайн. «Барсумская» серия о Марсе: Принцесса Марса [A Princess of Mars] (1912) (Первое экранизированное произведение Берроуза из Марсианского цикла («Princess of Mars», 2009 и «Джон Картер», 2012)); Боги Марса [The Gods of Mars] (1912); Владыка Марса [The Warlord of Mars] (1913); Тувия, дева Марса [Thuvia, Maid of Mars] (1920); Марсианские шахматы [The Chessmen of Mars] (1922); еликий ум Марса [The Master Mind of Mars] (1928); Великий воин Марса [A Fighting Man of Mars] (1931); Мечи Марса [Swords of Mars] (1936); Искусственные люди Марса [Synthetic Men of Mars] (1940); Ллана из Гатола [Llana of Gathol] (1948); Давно умерший [The Ancient Dead] (1941); Чёрные пираты Барсума [Black Pirates of Barsoom] (1941); Жёлтые люди Марса [Yellow Men of Mars] (1941); Невидимые люди Марса [Invisible Men of Mars] (1941); Джон Картер — марсианин [John Carter of Mars] (1964); Гигант с Марса [The Giant of Mars] (1941) (Детская повесть, написанная старшим сыном Эдгара Берроуза); Люди-скелеты Юпитера [Skeleton Men of Jupiter] (1943). Серия о Тарзане: Тарзан — приёмыш обезьян [Tarzan of the Apes] (1912); Возвращение Тарзана в джунгли [The Return of Tarzan] (1913); Тарзан и его звери [The Beasts of Tarzan] (1914); Сын Тарзана [The Son of Tarzan] (1915); Тарзан и сокровища Опара [Tarzan and the Jewels of Opar] (1915); Приключения Тарзана в джунглях [Jungle Tales of Tarzan] (1916); Тарзан неукротимый [Tarzan the Untamed] (1918); Тарзан ужасный [Tarzan the Terrible] (1920); Тарзан и золотой лев [Tarzan and the Golden Lion] (1922); Тарзан и люди-муравьи [Tarzan and the Ant Men] (1924); Тарзан — повелитель джунглей [Tarzan, Lord of the Jungle] (1927); Тарзан и потерянная империя [Tarzan and the Lost Empire] (1928); Приключения в недрах Земли [Tarzan at the Earth’s Core] (1928); Тарзан непобедимый [Tarzan the Invincible] (1930); Тарзан торжествующий [Tarzan Triumphant] (1931); Тарзан и люди-леопарды [Tarzan and the Leopard Men] (1931); Тарзан и город золота [Tarzan and the City of Gold] (1931); Тарзан и человек-лев [Tarzan and the Lion Man] (1932); Поиск Тарзана [Tarzan’s Quest] (1934); Тарзан великолепный [Tarzan the Magnificent] (1935); Тарзан и запретный город [Tarzan and the Forbidden City] (1937); Тарзан и убийства в джунглях [Tarzan and Jungle Murders] (1939); Тарзан и чемпион [Tarzan and the Champion] (1939); Тарзан и потерпевшие кораблекрушение [Tarzan and the Castaways] (1940); Тарзан и сумасшедший [Tarzan and the Madman] (1940); Тарзан и «Иностранный легион» [Tarzan and «The Foreign Legion»] (1944); Забытое приключение Тарзана (Тарзан и потерянное приключение) [Tarzan and the Lost Adventure] (незаконченная рукопись автора, 1946; закончена с согласия наследников Э.Р.Берроуза писателем Джо Р.Лансдейлом /Joe R.Lansdale/, опубликована в 1995 г.). Примыкают к циклу: «Вечный возлюбленный» (другое название — «Вечный дикарь») [The Eternal Lover] (1913). В романе «Вечный возлюбленный» Тарзан является второстепенным персонажем, не оказывающим особого влияния на ход событий. К серии о Тарзане примыкают две книги Берроуза, написанные им в расчёте на детскую аудиторию: «Тарзан и близнецы Тарзана» [Tarzan and the Tarzan Twins] (1927); «Близнецы Тарзана и Золотой лев» [The Tarzan twins with Jad-Bal-Ja the Golden lion] (1928). Серия о Пеллюсидаре: В недрах Земли [At the Earth’s Core] (1913); Пеллюсидар [Pellucidar] (1914); Танар из Пеллюсидара [Tanar of Pellucidar] (1928); Тарзан в недрах Земли [Tarzan at the Earth’s Core] (1928); Назад в каменный век [Back to the Stone Age] (1935); Земля страха [Land of Terror] (1938); Свирепый Пеллюсидар [Savage Pellucidar] (1940). Серия о Венере: Пираты Венеры [Pirates of Venus] (1931); Затерянные на Венере [Lost on Venus] (1932); Карсон с Венеры (Карсон Венерианский) [Carson of Venus] (1937); Скитания по Венере (Бегство на Венеру) [Escape on Venus] (1940); Колдун Венеры (Венерианский маг) [Wizard of Venus] (1941). Серия о Каспаке: Земля, забытая временем [The Land that Time Forgot] (1917) (есть экранизация); Люди, забытые временем [The People that Time Forgot] (1917); Из бездны времени [Out of Time’s Abyss] (1917). Серия о Луне: Лунная девушка [The Moon Maid] (1919); Лунные люди [The Moon Men] (1919); Красный Ястреб [The Red Hawk] (1919). Серия о грубияне: Грубиян (Боксер Билли) [The Mucker] (1913); Возвращение грубияна (Закоренелый преступник) [The Return of the Mucker] (1914); Дело Окдейл [The Oakdale Affair] (1916). Серия о Полоде: За самой далёкой звездой [Beyond the Farthest Star] (1940); Возвращение Тангора [Tangor Returns] (1940). Другая научная фантастика: Люди-монстры [The Monster Men] (1913); Потерянный континент (По ту сторону тридцатого) [Beyond Thirty] (1915); Последний из плейстоцена [The Resurrection of Jimber-Jaw] (1936). Романы о приключениях в джунглях: Пещерная девушка [The Cave Girl] (1913); Вечный дикарь [The Eternal Lover] (1913); Юноша и лев [The Lad and the Lion] (1914); Пожиратель людей [The Man Eater] (1915); Девушка из джунглей (Земля потерянных людей) [Jungle Girl] (1929). Новеллы в стиле вестерна: Бандит из чёртова каньона [The Bandit of Hell’s Bend] (1923); Военный вождь [The War Chief] (1926); Дьявол апачей [Apache Devil] (1927); Заместитель шерифа в стране команчей [The Deputy Sheriff of Comanche County] (1930). Другие работы: Минидока [Minidoka] (1903); Изгнанник из Торна [The Outlaw of Torn] (1911); Безумный король [The Mad King] (1913); Девушка из Фарриса [The Girl from Farris’s] (1914); Всадник [The Rider] (1915); Эксперт по эффективности [The Efficiency Expert] (1919); Девушка из Голливуда [The Girl from Hollywood] (1921); Марсия c порога [Marcia of the Doorstep] (1924); Пиратская кровь [Pirate Blood] (1932); Я — варвар [I Am a Barbarian] (1941).

Ivan_Vulpe (525x700, 371Kb)
1876
Иван Николаевич Вульпе (Иван Николаевич Вулпе)
болгарский артист оперы (бас), педагог и музыкально-общественный деятель. Родился в Болграде, ныне Одесской области Украины. В 1902 окончил Московскую консерваторию. В последующие годы выступал в моcковском частном Оперном театре С.И.Зимина, затем в оперных спектаклях городского театра в Иркутске, где одновременно преподавал в местном музыкальном училище. Выступал на сценах русских провинциальных театров, Москвы, Киева, Одессы, Кишинёва и др. Вернувшись в Софию в 1907, Вульпе принял активное участие в создании болгарского национального оперного театра. Был одним из основателей (1908) и наиболее активных участников "Болгарского оперного товарищества" (с 1921 Софийская народная опера; до 1926 был её солистом), воспитал плеяду талантливых артистов, среди них П.Золотович, К.Брымбаров, А.Тодорова, Н.Свиларова, Ц.Табакова, К.Кирова, П.Райчов, М.Попов и др. Партии: Цеко ("Камен и цена" Иванова и Кауцкого), Кончак ("Князь Игорь"), Мельник ("Русалкам), Марсель ("Гугеноты"), Гудал ("Демон"), Мефистофель ("Фауст"), Кецал ("Проданная невеста" Сметаны) и др. С 1912 преподавал в Музыкальном училище в Софии (с 1921 Государственная музыкальная академия). Среди учеников: X.Брымбаров, П.Райчев. Голос Вульпе отличался большой выразительностью, силой и красотой тембра. Вульпе - основоположник болгарской вокальной школы, впитавшей лучшие традиции русского классического искусства. В 1926 Вульпе оставил сцену. Умер в Софии 26 августа 1929 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку