-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 113568
Комментариев: 6804
Написано: 122045


16 июня родились...

Пятница, 16 Июня 2017 г. 06:34 + в цитатник
 (514x699, 89Kb)
1801
Юлиус Плюккер (немецкое имя - Julius Plücker)
немецкий математик и физик, работавший в области аналитической геометрии, был пионером в области исследования катодных лучей что впоследствии привело к открытию электрона. Также занимался исследованиями кривых Ламе. Родился в Эльберфельде. Плюккер обучался в университетах Берлина, Бонна, Гейдельберга и Парижа, и в 1828 году стал профессором математики в Боннском университете. В это время его интересы лежали в области геометрии, где им был сделан ряд открытий. В частности Ю.Плюккеру удалось обобщить понятие координат путём введения тангенциальных и однородных координат. Помимо этого им было выдвинуто несколько теорий об алгебраических кривых. В 1847 году Плюккер становится профессором физики в том же университете. Среди его достижений в области физики: получение спектральных свойств атомов и молекул азота, водорода и других веществ. С Г.Гейслером сконструировал стандартный термометр. Умер в Бонне 22 мая 1868 года. Награды и премии: Медаль Копли (1866). Литература: История астрономии в датах и именах. Глава 9 От первого Пулковского каталога (1845 г.) до начала спектроскопических исследований (1860 г.); Храмов Ю.А. Плюккер Юлиус (Plucker Julius) // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — Страница 217. — 400 строаниц. — 200 000 экземпляров (в переплёте)

1807
Тхиеу Чи I
монархический правитель Вьетнама (21 января 1841-1847). Умер 4 ноября 1847 года.

 (569x699, 116Kb)
1813
Отто Ян (немецкое имя - Otto Jahn)
немецкий археолог, филолог, музыковед, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1855). Академическую деятельность Ян начал с приват-доцентуры в Киле, затем был профессором в Грейфсвальде и Лейпциге. В 1851 г. из политических соображений был лишен профессуры вместе с Моммзеном и Гауптом. В 1855 г. возобновил академическую деятельность в Бонне. Отличительной чертой литературной деятельности Янаявляется ее разносторонность, вполне соответствовавшая универсальности его научных интересов (его речь "Universit ä t und Wissenschaft. Бонн, 1862). При филологических работах Ян пошел по пути строгого критического метода, проложенному Беккером и Лахманном (предисловие к изданию Флора, Лейпциг, 1852). Счастливая случайность дала ему возможность открыть лучшие источники рукописного предания для Цензорина (Берлин, 1845), Ювенала (Берлин, 1851 и 1868), Флора и некоторых других авторов. К конъектуральной критике Ян прибегал редко, но, в противоположность господствовавшему тогда, под влиянием Лахманна, исключительно критическому отношению к античным текстам, Ян обратил внимание и на их интерпретацию. Великолепным образчиком ее, пользующимся громкой славой и доселе, является издание Персия (Лейпциг, 1843), а также Цицероновых Брута (ib., 1849 и часто) и Оратора (ib., 1851 и часто). Несколько исследований он посвятил и истории античной литературы, преимущественно римской (схолии к Персию, римские энциклопедии, subscriptione s, collegia poetarum, суждения об искусстве у Плиния и т. под.). - В занятия археологией Ян также внес строгий филологический метод. Он впервые ввел в университетский курс семинарские упражнения по истории античного искусства, организованные вполне по образцу филологических. В весьма запутанной и туманной до Я. археологической дисциплине он требовал старательного отделения фактов от комбинаций, "честного признания трудностей и сомнений, составляющего основу истинного знания" ("Ficoronische Cista", Лейпциг, 185 2). Боязнь пред ненадежными исканиями удерживала Яна от мифологических исследований, но это не помешало ему заняться некоторыми темными сторонами человеческого суеверия; таково его исследование "Ueber den b ö sen Blick" (Лейпциг, 1855), высоко оцененное Якобом Гриммом. Ян первый начал исторически изучать вазовую живопись (предисловие к "Beschreibung der Vase üsammlung in Mü nchen", 1854; "Vasenbilder", Гамбург, 1839; "Darstellungen griechischer Dichter auf Vasenbildern", Лейпциг, 1861 и др.). Он же впервые указал на важное значение в истории греческого искусства племенных различий между эллинами и на аналогию развития искусства с развитием поэзии и философии; он охотно брался за такие задачи, где традиции поэтическая и художественная взаимно пополняли и объясняли друг друга. Из других археологических работ Яна особенно ценное приобретение для науки составляют следующие: "Thelephos und Tro ï los" (Киль, 1841); "Die Gem älde des Polygnot" (ib., 1841); "Penteus und die Mä naden" (ib., 1842), "Paris und Oinone" (Грейфсвальд, 1845); "Peitho, die Gö ttin der Ueberredung" (ib., 1846); "Ueber einige Darstellungen der Parisurtheils" (Лейпциг, 1849); "Die Wandgem ä lde des Columbariums in der Villa Pamfili" (Мюнхен, 1857); "Der Tod der Sophonisbe" (Бонн, 1859); "Die Lauersforter Phaler ä erläutert" (ib., 1860); "Römische Altertü mer aus Vindonissa" (Цюрих, 1862); "Ueber bemalte Vasen mit Goldschmuck" (ib., 1865); " Ueber Darstellungen des Handwerks und des Handelsverkehrs" (ib., 1868). Из сочинений Яна, написанных по разным случаям, наиболее любопытны речи о Винкельмане (Грейфсвалд, 1844) и Готтфриде Германне (Лейпциг, 1849), напечатанные, вместе с другими речами, в " Biographische Aufs ä tze" (2 изд., 1867); рассуждение о значении и месте изучения древностей в Германии (Берлин, 1859); "Eduard Gebhard, eine Lebensskizze" (ib., 1868); сборник статей под заглавием: "Aus der Altertumswissenschaft" (Бонн, 1868). Немаловажный вклад в историю немецкой словесности представляют сочинения Яна: "Ueber Goethes Iphigenia" (Грейфсвальд, 1843) и "Ludwig Uhland" (Бонн 1863), равно как и его издания писем Гёте к лейпцигским друзьям (Лейпциг, 1849; 2 издание, 1867) и других материалов для биографии и характеристики этого писателя: "Briefe der Frau Rat an ihre lieben Enkeleins" (Лпц., 1855) и "Goethes Briefe an Chr.-Gottl. von Voigt" (ib., 18 6 8). Главные плоды занятий Я. музыкой - сочинение об оратории Мендельсона "Павел" (Киль, 1842), переложение для фортепьяно Бетховенской "Леоноры", с приведением ее вариантов и с критическим предисловием (Лейпциг, 1851), сборник различных статей по музыке (ib., 1866) и биографию Моцарта - мастерский образец историко-критического изложения, составивший эпоху в музыкальной литературе (Лейпциг, 1856-1860; 2-ое сокращенное издание, ib., 1867; 3 издание, 1889-1891). A. Springer, "Ged ä chtnissrede auf O.Jahn" (в "Grenzbogen" за 1869 г., № 45). Умер 9 сентября 1869 года.

IljaSchumow (549x700, 57Kb)
1819
Илья Степанович Шумов
русский шахматный мастер и шахматный композитор. Родился в Архангельске. 18 лет Шумов служил морским офицером на Балтийском флоте. В 1847 году Шумов покинул службы в морском министерстве в Санкт-Петербурге и начал интенсивно заниматься шахматами. Шумов быстро достиг успехов в шахматной игре и стал наряду со своими учителями Александром Петровым и Карлом Янишем одним из лучших шахматистов России. Шумов обладал ярким комбинационным дарованием. Слабее Шумов играл в дебюте и в эндшпиле. Редактор «Шахматного листка» В. Михайлов писал о Шумове: «…полагаясь на тонкость своего соображения и врожденный талант к игре он мало изучал ее теорию; пробежал когда-то знаменитый "Analyse" Яниша, да тем, кажется и ограничился. Поэтому понятно, что в дебютах и окончаниях, в которых самый тонкий ум нуждается в помощи науки, Шумов не может равняться с могучим своим соперником, но зато в том периоде партии, который называется серединой, он не только не уступает князю Урусову, но, может быть, даже превосходит его. Чем труднее положение, чем сложнее комбинация, тем лучше играет Шумов».Говард Стаунтон приглашал Шумова, наряду с Петровым и Янишем, для участия в первом международном шахматном турнире в Лондон в 1851 году. Но, ни один из русских шахматистов не смог принять участие в этом турнире. В 1854 году Шумов сыграл в Санкт-Петербурге два матча со своим учителем Янишем — 3:5 и 7:5. В 1862 Шумов проиграл в Санкт-Петербурге матч против Игнаца фон Колиша — 2:6 и в 1875 против Симона Винавера — 2:5. После смерти Александра Петрова в 1867 году, Шумов считался лучшим шахматистом России. В 1869 году Шумов был одним из соучредителй Санкт-Петербургского шахматного клуба, который располагался на Офицерской улице, 14/21 (ныне улица Декабристов). С 1869 года Шумов вёл шахматную колонку в журнале «Всемирная иллюстрация». После смерти Шумова в 1881 году эту колонку продолжал вести до 1898 года выдающийся русский шахматист Михаил Чигорин. В конце своей карьеры Шумову довелось встретиться за шахматной доской с Михаилом Чигориным. Учениками Шумова были сильные русские шахматисты Эммануил Шифферс и Адольф Альбин. Лучший исторический рейтинг Шумова в октябре 1863 года оценивается как 2489. Шумов известен также как замечательный шахматный композитор. Он составил около 200 шахматных задач. Многие его задачи были связаны с определёнными историческими и политическими событиями. В 1867 году, к международному шахматному турниру в Париже, Шумов выпустил сборник изобразительных шахматных композиций. В этот сборник вошли также задачи в которых фигуры были расставлены в виде всех букв латинского алфавита. Композиция в которой фигуры были расставлены в виде буквы «Т» была посвящена герою обороны Севастополя Э.И.Тотлебену. Скончался в Севастополе в июле 1881 года.

Bessonov (524x700, 47Kb)
1828
Пётр Алексеевич Бессонов
славист, языковед, исследователь народного творчества. Родился в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, библиотекарь библиотеки Московского университета, действительный член и секретарь Общества любителей российской словесности при Московском университете. П.А.Бессонов родился в семье московского священника Алексея Терентьевича Соколова, состоявшего законоучителем Университетского пансиона. Начальное образование получил дома. После Московского Донского духовного уездного училища в 1840 поступил в Московскую Духовную семинарию. По ее окончании учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1846-1851). Окончив университетский курс со степенью первого кандидата, был определен помощником столоначальника в Московский Главный Архив Министерства иностранных дел, а в 1855 переведен в состоящую при архиве Комиссию печатания государственных грамот и договоров. С 1858 – старший советник Московской Синодальной типографии. В 1864-1866 жил в Вильно, где возглавлял виленский музей и публичную библиотеку и занимался их преобразованием, работал директором классической гимназии, был председателем археографической комиссии. С 1866 по 1878 занимал должность библиотекаря (т. е. директора) библиотеки Императорского Московского Университета. Действительный член Общества любителей российской словесности при Московском университете с 1858. С 1869 по 1878 – секретарь Общества. На этой должности выступал с разработанной им программой по предотвращению бюрократизации Общества, для чего предлагал внести изменения в его устав, вел работу по распространению изданий Общества, собирал материал по его истории, участвовал в подготовке и проведении юбилейных торжеств. Бессонов был также действительным членом Императорского Общества естествознания, антропологии и этнографии. В 1878 Бессонов переехал в Харьков, где вплоть до 1898 занимал профессорскую кафедру славянских наречий в Харьковском университете. Имел ордена: святого Станислава 2-й степени (1882), святой Анны 2-й степени (1885), святого Владимира 3-й степени (1896). Награжден бронзовой медалью на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг. Главной заслугой Бессонова является издание народных песен (сборники «Белорусские песни», «Детские песни», песни, собранные П.В.Киреевским, П.Н.Рыбниковым), духовных стихов (сборник «Калики перехожие») и биографий русских и славянских научных деятелей, среди которых лучшее жизнеописание К.Ф.Калайдовича, биографии Ю.И.Венерина, В.М.Ундольского и др. В 1863 получил золотую медаль от Императорского Русского Географического Общества за издание сборника «Калики перехожие», а в 1875 удостоен Уваровской премии Императорской Академией наук за издание песен, собранных П.В.Киреевским. П.А.Бессонов на протяжении всей жизни писал стихи, но никогда их не публиковал. Автографы его стихотворений (всего более 50), а также стихотворного переложения «Слова о полку Игореве», хранятся в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея в личном фонде профессора П.А.Бессонова (1845, 1873-1885 гг.), стихи часто подписаны: П.Безсоновъ или одним из псевдонимов – Н-щiй, Н., Забытый, Далекiй, Издалека. Умер в Харькове 6 марта 1898 года. Литература: Н.Н.Владыко. Бессонов // Русские писатели. 1800—1917: Биобиблиографический словарь. Редколлегия: П.А.Николаев (главный редактор) и др. Том 1: А—Г. Москва: Советская энциклопедия, 1989. Страница 253.

 (576x699, 77Kb)
1829
Джеронимо (Херонимо; Geronimo; индейское имя - Гоятлай, означает «Тот, кто зевает)
военный «лидер» апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В 1886 году был вынужден сдаться американской армии. Гоятлай (Джеронимо) родился в поселении апачей Бедонкохе, располагавшемся вблизи от реки Хила, на территории современной Аризоны, в то время — во владении Мексики, однако «семья» Джеронимо всегда считала эту землю «своей». Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении Джером), которого мексиканские враги Гоятлая призывали на помощь во время сражений. По другой версии прозвище Джеронимо — транскрипция того, как дружественные ему мексиканские торговцы произносили настоящее имя Гоятлая. Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени апачей Чирикаухуа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо. Вождь племени, Мангас Колорадас, решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятлая к Кочису за помощью. Хотя, по словам самого Джеронимо, он никогда не был вождём племени, с этого момента он стал его военным лидером. Для племени Чирикаухуа это также означало, что он был и духовным лидером. В соответствии с занимаемой должностью именно Джеронимо возглавлял многие рейды против мексиканцев, а в последствии и против армии США. Всегда уступая противнику числом в сражении с мексиканскими и американскими войсками, Джеронимо прославился своими отвагой и неуловимостью, которые он демонстрировал с 1858 по 1886 год. В конце его военной карьеры он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США (четверть всей американской армии на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии. Люди Джеронимо были одними из последних независимых индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе. Конец сопротивления настал 4 сентября 1886 года, когда Джеронимо был вынужден сдаться американскому генералу Нельсону Майлзу в Аризоне. Джеронимо и другие воины были отправлены в Форт-Пикенс, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион. Они воссоединились в мае 1887 года, когда все вместе были перевезены в Казармы Маунт-Вернон в Алабаме на пять лет. В 1894 году Джеронимо перевезли в Форт-Силл в Оклахоме. В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. Однако вернуться на землю предков ему не разрешалось. Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта в 1905 году. Он умер от пневмонии в Форте-Силл 17 февраля 1909 года и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей. В 1905 году Джеронимо согласился рассказать свою историю С.М.Барретту, главе департамента образования в Лоутоне, штат Оклахома. Барретт обратился за разрешением к президенту, чтобы опубликовать книгу. Джеронимо рассказывал только то, что хотел рассказать, не отвечал на вопросы и ничего не менял в своём повествовании. Предположительно Барретт не делал собственных крупных изменений в рассказе Джеронимо. Фредерик Тёрнер позже переиздал эту автобиографию, убрав примечания Барретта и написав введение для не-апачей.

 (421x699, 57Kb)
1830
Альберто Блест Гана (Alberto Blest Gana)
чилийский романист. Родился в Сантьяго. Проживая во Франции в 1847–1851, страстно увлекся романами О.Бальзака. На родине стал основоположником чилийского романа, создав по европейским образцам около десятка романов. Шумный успех имел Мартин Ривас (Martin Rivas, 1862) – реалистически воссозданная история молодого человека на фоне восстания 1851 в столице, первый сколок чилийской жизни. Тогда же, в начальный период своего творчества, Блест Гана выпустил романы Арифметика любви (La aritmética del amor, 1860) и Идеал повесы (El ideal de un calavera, 1863). После длительного пребывания на дипломатической службе во Франции и Великобритании, обогащенный произведениями новых европейских литераторов, писатель вернулся к литературному творчеству и создал романы Во времена реконкисты (Durante la reconquista, 1897), Изгнанники (Los Transplantados, 1904), Безумный Эстеро (El loco Estero, 1909) и Глэдис Фэйрфилд (Gladys Fairfield, 1912). Безумный Эстеро – по мнению большинства критиков, лучший роман писателя – написан по воспоминаниям детства. Умер Блест Гана в Париже 9 ноября 1920 года.

Jozef_Szujski (519x700, 480Kb)
1835
Юзеф Шуйский (польское имя - Józef Szujski)
польский политический деятель, историк, публицист, поэт, прозаик. Профессор польской истории Ягеллонского университета (с 1869), ректор Ягеллонского университета (1878—1879), Генеральный секретарь Польской Академии знаний в Кракове (1872—1883). Родился в Тарнуве. Представитель польской ветви княжеского рода Шуйских. Обучался в Ягеллонском университете. В конце 1857 года стал посещать собрания польского патриотического сообщества краковской молодежи. В следующем году выехал в Вену для продолжения учебы, но после первого семестра вернулся в Краков. Включился в национально-освободительное движение, находился под надзором полиции. Во время польского восстания 1863 г. — участник повстанческой организации в Галиции. Поражение восстания 1863—1864 гг. привело его в реакционный лагерь. Был одним из идеологов и лидеров крайне консервативной партии «Станчиков». Выступал с многочисленными публикациями осуждения национально-освободительного движения в Польше. В своих статьях призывал к сотрудничеству с правительством Австро-Венгрии, тесной связи с католической церковью, отказу от освободительной борьбы. С 1867 года — депутат Галицийского сейма, с 1879 г. — член Палаты господ венского рейхсрата. В знак признания его заслуг император сделал его пожизненным членом Палаты господ. Был одним из создателей реакционной политической программы «тройной лояльности», провозглашавшей союз польских эксплуататорских классов с царской Россией. Признанный глава польской краковской историографической школы. В своих трудах главное внимание уделял политической истории, в частности, Польши. При этом особо концентрируясь на причинах падения Речи Посполитой. Выступал апологетом сильной монархической власти, абсолютизма, образец которого он видел в Австро-Венгрии, католической церкви, восхвалял Люблинскую унию, видя в ней проявление цивилизаторской «миссии» Польши на Востоке, прославлял экспансионистскую феодальную политику Речи Посполитой. Решающую роль в историческом процессе отводил провидению. Занимался переводами, перевел на польский язык «Агамемнон» Эсхила. Вместе с Станиславом Козьмяном был одним из основателей в 1866 году научно-литературного ежемесячного журнала «Przegląd Polski». Умер в Кракове 7 февраля 1883 года. Похоронен на краковском Раковицком кладбище. Его друг художник Ян Матейко увековечил Юзефа Шуйского не только написав его портрет, но и на полотне «Прусская дань» в образе воспитателя молодого королевича Сигизмунда Августа. Один из лекционных залов Collegium Novum краковского Ягеллонского университета носит имя Юзефа Шуйского. Избранные научные труды и литературные произведения: «История Польши» (тома 1—4, 1862—1866); «Марина Мнишек и оба Самозванца» / Maryna Mniszchówna i obaj Samozwancy. (1858); «Jerzy Ossoliński. Trylogia 1616—1650» (1876); «Die Polen und Ruthenen in Galizien» (1882); «Kazimierz Wielki»; «Dyaryusze sejmów koronnych, 1548, 1553 i 1570 r.»; «Kilka prawd z dziejów naszych. Ku rozważeniu w chwili obecnej»; «Dzieje Polski 1862-1866»; «Samuel Zborowski»; «Halszka z Ostroga» — пьеса; «Królowa Jadwiga»; «Wallas» — драматическая поэма; «Jerzy Lubomirski»; «Śmierć Władysława IV» — драма; «Maryna Mniszchówna»; «Portrety Nie-Van-Dyka»; «O fałszywej historii jako mistrzyni fałszywej polityki»; «Pan Rożnowa: powieść poetycka» — поэтическая повесть; «Dwór królewicza Władysława» — историческая комедия в 3-х актах и др.Литература: Шуйский, Иосиф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907; Енциклопедія українознавства. У 10-х т. / Гол. ред. Володимир Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989.

1837
Эрнст Лаас (немецкое имя - Ernst Laas)
немецкий философ и педагог; субъективный идеалист. Родился в Фюрстенвальде. Профессор философии в Страсбурге (с 1872). Выступал с критикой неокантианства. Согласно теории познания Лааса, которую он назвал "коррелятивизмом", субъект и объект "соотносительны", бытие имманентно сознанию; мир — сумма возможных ощущений. Историю философии Лаас рассматривал как борьбу платонизма и позитивизма. В.И.Ленин критиковал Лааса как субъективного идеалиста, близкого к махистам и представителям имманентной философии (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 14, страница 220). Умер в Страсбурге 25 июля 1885 года. Сочинения: Kant's Analogien der Erfahrung, В., 1876; в русском переводе. — Идеализм и позитивизм, часть 1, Москва, 1907. Литература: Koch N., Das Verhältnis der Erkenntnisstheorie von E. Laas zu Kant, Würzburg, 1940.

albrecht_eugen (514x700, 11Kb)
1844
Евгений Карлович Альбрехт (немецкое имя - Eugen Maria Albrecht)
скрипач и музыкальный педагог Российской империи. Воспитывался в Гатчинском Николаевском сиротском институте, где преподавал его отец. В 1858 году поступил в Лейпцигскую консерваторию, где и окончил полный музыкальный курс под руководством Давида, Гауптмана, Рихтера, Мошелеса и Бренделя. После консерватории Альбрехт поступил скрипачом в Санкт-Петербургскую итальянскую оперу. В 1860 году поступил скрипачом в оркестр Русской оперы. В 1866 году он был приглашен начальником военно-учебных заведений в комиссию для выработки проекта и плана преподавания музыки и общего школьного пения в военных гимназиях. Записки Евгения Карловича Альбрехта были отпечатаны в 1872 году в педагогическом сборнике Военного министерства. По его совету в военных гимназиях были заведены ученические оркестры. В 1872 году Альбрехт Е.К. был главным учредителем Санкт-Петербургского общества камерной музыки, одним из деятельнейших членов которого он состоит до сих пор, участвуя в качестве постоянного квартетиста в собраниях Камерного общества, избравшего его своим почётным членом. С 1872 по 1880 год Евгений Карлович Альбрехт был преподавателем игры на скрипке Их Императорских Высочеств Великих Князей Павла Александровича и Дмитрия Константиновича. В 1877 году Альбрехт был назначен инспектором музыки Императорских Санкт-петербургских театров; ему принадлежит крупная инициатива в деле улучшения материального положения артистов всех оркестров Императорских театров в Санкт-Петербурге и Москве. Его проекты реформ, выработанные им по образцу всех европейских придворных оркестров, имевшие столь благотворное влияние на улучшение художественного исполнения, в особенности оперных оркестров, удостоились высочайшего утверждения в 1882 году. Кроме собраний камерной музыки, Е.К.Альбрехт принимал также видное участие в Санкт-Петербургском филармоническом обществе, в котором он с 1881 по 1886 год занимал должность председателя. Евгений Карлович Альбрехт скончался 28 января 1894 года. Из сочинений Евгения Карловича Альбрехта особенною популярностью пользуются: три сборника песен, собранных им вместе с Н.Х.Весселем: «Гусельки» (Санкт-Петербург, 1879 г., 3-е издание), «Школьные песни» (Санкт-Петербург, 1886 г., 3-е издание) и «Сборник солдатских, казацких и матросских песен» (Санкт-Петербург, 1875 г.). В первый сборник вошло 128 колыбельных детских и народных песен и прибауток; во второй — 115 народных литературных, исторических и военных песен, положенных для школ на 1, 2 и 3 голоса, и в третий — сто военных песен. Им же составлены: «Скрипичная школа», очерк социального положения музыкантов под названием «Прошлое и настоящее оркестра» (Санкт-Петербург, 1886) и «Общий обзор деятельности Санкт-Петербургского филармонического общества с приложениями и с проектом изменения его устава» (Санкт-Петербург, 1884). Альбрехт, Карл Карлович (1836—1893) — виолончелист, хоровой дирижёр, композитор и педагог; брат Евгения Альбрехта.

00Heinrich_Dressel_(BerlLeben_1907-02) (513x700, 97Kb)
1845
Генрих Дрессель (немецкое имя - Heinrich Dressel)
немецкий археолог и нумизмат, специалист по эпиграфике, крупнейший знаток античной нумизматики. Родился в Риме. Ученик Теодора Моммзена, автор ряда книг по латинским надписям. В 1880 году на Квиринале обнаружил «Надпись Дуэноса» — один из древнейших памятников латинской письменности. С 1885 года Дрессель работал в берлинском Нумизматическом кабинете, в котором с 1898 года возглавлял Собрание антиков. Принимал участие в составлении Свода латинских надписей. В 1902 году был избран членом Берлинской академии наук. В 1900 и 1906 годах Дрессель приобрёл для Нумизматического кабинета крупные частные коллекции греческих монет: коллекцию Ф.Имхов-Блюмера (около 22 тысяч монет) и коллекцию А.Леббеке (около 28 тысяч монет). На основе своих новаторских раскопок Генрих Дрессель разработал типологию классификации древних амфор. Умер 17 июля 1920 года. Наиболее значительными работами Дресселя по нумизматике являются: Das Tempelbild der Athene Polias auf den Münzen von Priene. — Berlin, 1905; Fünf Goldmedaillons aus dem Funde von Abukir. — Berlin, 1906. Литература: Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата: Перевод с немецкого М.Г.Арсеньевой / Ответственный редактор В.М.Потин. — 2-е издание, переработанное. и дополненное — Москва: Радио и связь, 1993. — Страницы 99. — 408 страниц. — 50 000 экземпляров. — ISBN 5-256-00317-8.

Paul Alexis (551x700, 221Kb)
1847
Поль Алексис (французское имя - Paul Alexis)
французский писатель, журналист, драматург. Родился в Экс-ан-Прованс в состоятельной семье. Учился в Коллеж Бурбон, где изучал право. Еще в коллеже начал писать стихи, позднее сотрудничал в газетах и журналах. В 1869 году он приезжает в Париж, где знакомится с Эмилем Золя и его семьей. Алексис ученик и последователь Э.Золя, участник сборника «Меданские вечера» (1880 г.) – манифеста натуралистов. Первый биограф Эмиля Золя – автор книги «Эмиль Золя. Записки друга». Его нередко называли «тенью Золя». Сезанн нарисовал его портрет озаглавленный «Поль Алексис читает Золя». В 1875 году Алексис был на короткое время арестован по подозрению в содействии Парижской коммуне. Но Эмилю Золя удалось использовать свое влияние, чтобы освободить его. В 1880 году вышел сборник из четырех новелл Алексиса – «Конец Люси Пеллегрен». Черты реализма в его произведениях вытесняются фотографической документальностью. Точно следуя принципам натурализма, он избегал обобщений и заменял социальный анализ биологическим. Произведения Алексиса композиционно рыхлы, изобилуют физиологическими подробностями. Деятельность Алексиса тесно связана со «Свободным театром» А.Антуана, творческие искания которого он поддерживал в печати и для которого инсценировал свою новеллу «Конец Люси Пеллегрен» (поставлена в 1888 году), роман «Братья Земгано» братьев Гонкур (1890 г.), написал комедию «Мадмуазель Помм» (1879 г.). В 1890-х годах, в период усиления во французском театре антиреалистических тенденций, Алексис выступал в защиту натурализма. В это время он написал пьесу «Служанка про все» (1891 г., театр «Варьете»), инсценировал роман «Шарль Демайи» братьев Гонкур (1893 г., театр «Жимназ»). После смерти жены Мари умершей от брюшного тифа в 1900 году, он спивается и в итоге умирает в Levallois-Perret от аневризма 28 июля 1901 года.

1849
Осип Андреевич Правдин (настоящее имя - Оскар Августович Трейлебен)
российский актер, педагог, театральный деятель. Был актером-любителем, с 1869 г. играл в провинции. В 1875 г. успешно дебютировал в Александрийском театре, но вернулся в провинцию. С 1878 г. в Малом театре (Счастливцев - «Лес» А.Н.Островского, Шааф - «Месяц в деревне» И.С.Тургенева, Репетилов - «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Лоренцо - «Ромео и Джульетта» и Полоний - «Гамлет» У.Шекспира, Кучумов - «Бешеные деньги» и Оброшенов - «Шутники» Островского, и др.). Ему удавались роли на внешней характерности (Шуйский - «Борис Годунов» А.С.Пушкина и «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского). Высокую технику и разнообразие приемов демонстрировал в пьесах Мольера - Гарпагон («Скупой»), Сганарель («Лекарь поневоле»). С 1883 г. устраивал коллективные гастроли Малого театра по провинции, входил в состав дирекции театра (в 1917 г. - управляющий Малого театра, с 1918 г. - член дирекции). Преподавал в Московском театральном училище (1888-1893); с 1889 г. заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Умер в 1921 году.

Georg Jellinek (548x700, 57Kb)
1851
Георг Еллинек (или Йеллинек; немецкое имя - Georg Jellinek)
немецкий юрист, государствовед, представитель юридического позитивизма. Георг Еллинек родился в Лейпциге, в семье Адольфа Еллинека, известного проповедника еврейской общины Вены. С 1867 по 1872 год Георг Еллинек изучал право, историю искусств и философию в Венском, а также в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах. В 1872 году он защитил в Лейпциге диссертацию «Die sozialethische Bedeutung von Recht, Unrecht und Strafe» («Социально-этическое значение права, несправедливости и наказания») став доктором философии, а в 1874 году в Вене получил степень доктора юридических наук. В 1879 году он прошёл процедуру хабилитации на должность профессора в Венском университете. После этого Еллинек занял должность профессора философии права, а в 1881 году был назначен членом государственной экзаменационной комиссии. В 1882 году вышло его фундаментальное сочинение «Die Lehre von den Staatenverbindungen» («Теория унификации государства»). После этого он стал адъюнкт-профессором конституционного права Венского университета. В 1889 году Еллинек оставил академическую службу Австро-Венгрии и стал профессором швейцарского Базельского университета. В 1891 году он переезжает в Германию и переходит на должность профессора конституционного и международного права в Гейдельбергском университете. В 1900 году вышло первое издание основного труда Еллинека «Allgemeine Staatslehre» («Общее учение о государстве»), также известного под названием «Das Recht des Modernen Staates» («Право современного государства»). Георг Еллинек был женат на Камилле Еллинек, урождённой Вертхайм (1860—1940), которую Марианна Вебер убедила в 1900 году присоединиться к движению, боровшемуся за права женщин, и которая стала известной оказанием правовой помощи женщинам, работой над проектами реформирования уголовного законодательства. У них было шестеро детей, рождённых между 1884 и 1896 годами, из которых четверо не умерли во младенчестве. Сын Вальтер и дочь Дора при нацистах были помещены в концентрационный лагерь Терезиенштадт, а младший сын Отто был замучен до смерти Гестапо в 1943 году. Георг Еллинек — основатель теории несуверенных государств (теория неограниченного, полного суверенитета; унитарная, централистская теория федерализма), согласно которой на всей территории единого государства может существовать только один суверенитет. Государства, вошедшие в федерацию, или присоединённые к империи, хотя и сохраняют определённый объём власти, в то же время полностью утрачивают суверенитет. Он также выдвинул прогрессивную в его время концепцию самоограничения государства изданными им правовыми нормами. Он определял государство как целевое единство индивидов, наделённое качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. Он считал, что государство следует изучать одновременно как особое общественное образование и как правовое явление. Соответственно, его учение имело две стороны: социальную и правовую. Поэтому Еллинека часто называют основоположником немецкой социологии права. Одной из широко известных работ Еллинека было эссе 1895 года о Декларации прав человека и гражданина, в котором он развил идею об универсальности теории прав человека. В противположность Эмилю Бутми он рассматривал Декларацию прав человека и гражданина, а также Великую французскую революцию, как ключевые события политической истории XIX века, не в рамках чисто французской традиции, а как аналог революционных идей и движений в Англии и США. Учение Еллинека о государстве и праве было широко известно помимо Германской империи и Австро-Венгрии, также в Российской империи и Японии. В целом, оно оказало большое влияние на мировую юридическую науку начала XX века. Умер в Гейдельберге 12 января 1911 года. Библиография на немецком: Die Socialethische Bedeutung: von Recht, Unrecht und Strafe. — Wien: Alfred Holder: K.K. Hof-und Univerditats-Buchhandler, 1878. — 129 s. 2. Aufl. — Berlin, 1908; Die Beziehungen Goethe’s zu Spinoza. Vortrag gehalten im Vereine der Literaturfreunde zu Wien. — Wien, 1878; Die rechtliche Natur der Staatenverträge. Ein Beitrag zur juristischen Construction des Völkerrechts. — Wien, 1880; Die Lehre von den Staatenverbindungen. — Wien; Berlin, 1882; Die Entwickelung des Ministeriums in der Constitutionellen Monarchie. — Wien, 1883; Österreich-Ungarn und Rumänien in der Donaufrage. Eine völkerrechtliche Untersuchung. — Wien, 1884; Ein Verfassungsgerichtshof für Österreich. — Wien, 1885; mit Pliveric, Josef, Das rechtliche Verhältniß Kroatiens zu Ungarn. Mit einem Anhange, die ungarisch-kroatischen Ausgleichsgesetze enthaltend. — Agram, 1885; Gesetz und Verordnung: staatsrechtliche Unterduchungen auf rechtsgeschichtlicher und rechtsvergleichender Glundlage. — Freiburg im Breisgau: Akademische Verlagsbuchhandlung von J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1887. — 412 s; System der subjektiven öffentlichen Rechte. — Freiburg im Breisgau, 1892; Adam in der Staatslehre. Vortrag gehalten im historisch-philosophischen Verein zu Heidelberg. — Heidelberg, 1893; Das Recht der Minoritäten. Vortrag gehalten in der juristischen Gesellschaft zu Wien. — Wien, 1898; Allgemeine Staatslehre (Das Recht des Modernen Staates): 1., Aufl. — Berlin, 1900. 2., erg. Aufl. — Berlin, 1905. 3., erg. Aufl. — Berlin, 1914. Das Pluralwahlrecht und seine Wirkungen. Vortrag gehalten in der Gehe-Stiftung zu Dresden am 18. März 1905. — Dresden, 1905; Verfassungsanderung und Verfassungswandlung: eine staatsrechtlich-politische Abhandlung. — Berlin: Verlag von O. Haring, 1906. — 80 s; Der Kampf des alten mit dem neuen Recht. Prorektoratsrede. — Heidelberg, 1907; Ausgewählte Schriften und Reden von Georg Jellinek, Bd 1-2: Bd. 1. — Вerlin: Verlag von O. Haring, 1911. — 454 s. Русские переводы: Общее учение о государстве (Право современного государства: Сочинения доктора Георга Еллинека, профессора Гейдельбергского университета.) / Перевод под редакцией приват-доцента Санкт-Петербургского университета В.М.Гессена и Л.В.Шалланда. — Санкт-Петербург: товарищество «Общественная польза», 1903. — 532 страниц; Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. Перевод с немецкого 3-е издание, дополненное. / Перевод под редакцией А.Э.Вормса — Москва: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 106 страниц; Еллинек Г. Множественное (плюральное) избирательное право / Перевод с немецкого И Д.Новика. — Москва: Издание Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 56 страниц; Еллинек Г. Право меньшинства: Доклад, читанный в юридическом обществе в Вене. — Москва: Издание В.М.Саблина, 1906. — 59 страниц; Еллинек Г. Права меньшинства / Под редакцией М.О.Гершензона; Перевод с немецкого Е.Троповского. — Москва: Издание М. и С.Сабашниковых, 1906. — 56 страниц; Еллинек Г. Право меньшинства / Перевод с немецкого И.Д.Новика. — Москва: Издание Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 47 страниц; Иеллинек Г. Бюджетное право / Перевод с немецкого — Ростов-на-Дону: «Донская речь» Н.Е.Парамонова, цензура. 1906. — 43 страницы; Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования / Перевод с немецкого под редакцией и со вступлением Б.А.Кистяковского — Санкт-Петербург: Издание юридического книжного склада «Право», 1907. — 118 страниц; Еллинек Г. Изменения и преобразования конституций / Перевод с немецкого под редакцией В.М.Устинова. — Санкт-Петербург: Типография Н.Н.Клобукова, 1907. — 96 страниц; Еллинек Г. Конституция, их история и значение в современном праве. — Санкт-Петербург: Книгоиздательство «Голос», б\г. — 48 страниц; Еллинек Г. Общее учение о государстве. Право современного государства. Том 1 / Под редакцией С.И.Гессена — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Санкт-Петербург: Издание Н.К.Мартынова, 1908. — 626 страниц; Еллинек Г. Борьба старого права с новым / Перевод с немецкого Р.К.Ч.; Вступительная статья А.С.Алексеева. — Москва: Книгоиздательство «Заратустра», 1908. — 52 страницы; Еллинек Г. Адам в учении о государстве: Библейское предание и политические теории / Перевод с немецкого С.М.Роговина. — Москва: Издание Н.Н.Клочкова, 1909. — 32 страниц; Еллинек Г. Правительство и парламент в Германии: История развития их отношений: Лекция, прочитанная 13 марта 1909 года в Gehe-Stiftung в Дрездене / Перевод с немецкого Э.Пашкевич, под редакцией, с предисловием А.А.Рождественского. — Москва: Издание Н.Н.Клочкова, 1910. — 62 страниц; Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. Перевод со 2-го, просмотренного автором издания / Под редакцией А.А.Рождественнского; Перевод И.И.Власова; Предисловие П.И.Новгородцева. — Москва: Издание Н.Н.Клочкова, 1910. — 158 страниц; Еллинек Г. Система субъективных публичных прав / Перевод со 2-го немецкого издания под редакцией приват-доцента Московского университета А.А.Рождественского. Выпуск 1. — Санкт-Петербург: Москва: Освобождение, 1913. — 26 страниц; Еллинек Г. Общее учение о государстве / Вступительная статья: Козлихин И.Ю. — Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2004. — 752 страниц. — ISBN 5942013101. Литература: Йеллинек, Георг // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — Санкт-Петербург, 1906—1913; Ивановский В.В. Новый трактат о государстве: по поводу нового труда Георга Еллинека Das Recht des modernen Staates // Журнал Министерства юстиции. — 1901. — № 5, Май — № 6, Июнь. — Страницы 82-114; Жилин А.А. Теория союзного государства: Разбор главнейших направлений в учении о союзном государстве и опыт построения его юридической конструкции. — Киев: Типография И.И.Чоколова, 1912. — 360 страниц; Мальцев Г.В. Еллинек Георг // Большая Советская энциклопедия на Яндекс.Словари; Дурденевский В. Н. Субъективное право и его основное разделение // Правоведение. — 1994. — № 3. — Страницы 78-95; Антология мировой правовой мысли. Том 3, Европа и Америка, XVIII—XX вв. / Руководитель научного проекта Г.Ю.Семгин; Ответственный редактор О.А.Жидков. — Москва: Мысль, 1999. — 830 страниц. — ISBN 5244009389; Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства. Глава 6, Субъективное право // Правоведение. — 1999. — № 2. — Страницы 39-52; Юрьев С.С. Учение Г.Еллинека о праве меньшинства: Лекция // В мире права. — 2000. — № 2; Пожарский Д.В., Мирзоян Э.Р. Цель государства в учении Георга Еллинека // Вестник Владимирского юридического института. — 2008. — № 1. — Страницы 190—191.

Emil+Sjgren+Emil+2 (700x559, 51Kb)
1853
Йухан Густав Эмиль Шёгрен (шведское имя - Johan Gustav Emil Sjogren)
шведский композитор. Родился в Стокгольме. Музыкальное образование получил в Стокгольмской консерватории, затем в Берлине, где занимался у А.Гаупта и Ф.Киля. С 1881 г. работал церковным органистом, с 1886 г. преподавал в музыкальной школе в Стокгольме. С 1892 г. – член Королевской музыкальной академии. Один из крупных композиторов романтического направления. Им написаны многочисленные инструментальные, камерные и вокальные сочинения (5 скрипичных, 2 фортепианные и виолончельная сонаты, фортепианные и органные пьесы, песни, романсы и др.). Среди вокально-инструментальных произведений выделяется «Путешествие в Исландию». Умер в Стокгольме 1 марта 1918 года.

Gustaf_V_färgfoto (503x700, 130Kb)
1858
Густав V (шведское имя - Gustaf V; Оскар Густав Адольф)
король Швеции с 8 декабря 1907 года, старший сын Оскара II и Софии Нассауской. Его крёстной матерью была прабабка Дезире Клари, невеста Наполеона I, вышедшая замуж за маршала Бернадота, впоследствии ставшего королём Швеции. При рождении присвоен титул герцога Вермландского. Вступил на престол после смерти отца, спустя два года после отделения Норвегии. Его жена, Виктория Баденская (в браке с 20 сентября 1881 года) была потомком предыдущей шведской династии — Гольштейн-Готторпской (от короля Адольфа Фредрика). Имел чин русского (декабрь 1907) и германского (3 августа 1908) адмирала. Густав V был последним королём Швеции, прямо вмешивавшимся в политику правительства (вопрос об оборонном бюджете в 1914 году). В 1939 году он отказался от должности верховного главнокомандующего шведской армией. Считается, что Густав V имел во время Первой мировой войны пронемецкие симпатии (во многом под влиянием жены). Перед Второй мировой войной король и его внук, герцог Вестерботтенский, активно общались с руководством Третьего рейха, особенно Герингом. Швеция во время войны поставляла Германии руду, но оставалась нейтральной и не была оккупирована. При этом король выступал против преследования евреев в Германии и Венгрии.
16 июня 1858 года родился — Густав V, король Швеции (700x355, 265Kb)
В 1941 году он поздравлял Гитлера в частном письме с победами над СССР и «большевистской чумой». Боясь конфликта с Германией, требовал у правительства разрешить транзит немецких войск через Швецию. Был известным теннисистом, основал первый теннисный клуб в Швеции; как пропагандист этого вида спорта, избран был в Международный зал теннисной славы (1980); заботился о судьбе теннисистов, арестованных нацистами. Умер в Стокгольме 29 октября 1950 года. От брака с Викторией Баденской (1862—1930) Густав имел трёх сыновей: Густав VI Адольф, его преемник (1882—1973); Вильгельм, герцог Сёдерманландский (1884—1965); Эрик, герцог Вестманландский (1889—1918). Его старший внук, сын будущего Густава VI, Густав Адольф, герцог Вестерботтенский (1906—1947), весьма политически активный в годы Второй мировой войны, погиб в авиакатастрофе ещё при жизни деда, оставив девятимесячного сына Карла (р. 1946), ныне царствующего как Карл XVI Густав.


emiliano gonzalez navero presidente paraguay rb portalguarani (700x689, 592Kb)
1861
Эмилиано Гонсалес Наверо (испанское имя - Emiliano Gonsales Navero)
парагвайский государственный и политический деятель, президент Парагвая (1908-1910; 1912; 1931-1932). Умер 18 октября 1934 года.

 (538x699, 50Kb)
1863
Поль Антуан Видаль (французское имя - Paul Antoine Vidal)
французский композитор, дирижёр и педагог. Лауреат Римской премии (1883). Музыке обучался в консерваториях Тулузы и Парижа. Работал дирижёром в Парижской опере (главный дирижёр в 1906-1914 гг.) и Opеra-Comique, с 1894 г. преподавал в Парижской консерватории. С 1910 года - профессор композиции и фуги (у него учился Жак Ибер). Известен и как непосредственный участник анекдотического случая - вместе с Клодом Дебюсси исполнял в присутствии Ф.Листа переложение его симфонии "Фауст" для двух фортепиано. Ф.Лист во время этого исполнения заснул. Умер 9 мая 1931 года. Автор балета "Маладетта" (1893, "Гранд-Опера", Париж), комической оперы "Герника" (1895, "Опера комик", Париж), опер "Бургундка" (1898), "Императрица" (1901), "Рамсес" (1908), оперетты "Эрос" (1892, "Буфф-Паризьен", Париж), дивертисментов (в том числе "Русский праздник"; поставлена 1893, "Гранд-Опера"), сценич. музыки (том числе к пьесе "Королева Фьяметта" К.Мендеса; поставлена 1898, Театр "Одеон", Париж) и других.

Francisco_León (489x700, 196Kb)
1863
Франциско Леон де ла Барра (испанское имя - Francisco León de la Barra)
мексиканский политик и дипломат. Занимал пост временного президента Мексики с 25 мая по 6 ноября 1911 года. Родился в Сантьяго-де-Керетаро. Получил юридическое образование в Национальном университете. В 1891 году был избран в Конгресс. В 1896 начал дипломатическую службу и занимал посты посла Мексики в ряде стран Южной Америки, Бельгии, Нидерландах и США. В 1911 году был назначен на пост министра иностранных дел Мексики. После отставки президента Мексики Порфирио Диаса временно занимал пост президента Мексики. После прихода к власти Франциско Мадеро выехал в Италию. В 1913 году вновь назначен на пост министра иностранных дел Мексики. В 1914 году избран губернатором штата Мехико. Выйдя в отставку, продолжил свою карьеру в области международного права в Европе. Был президентом Постоянной палаты третейского суда, основанного в Гааге и принимал участие в нескольких международных комиссий после Первой мировой войны. Умер в городе Биарриц 23 сентября 1939 года.

1863
Василий Петрович Ижевский
советский металлург. Родился в Рязани. В 1887 г. окончил физико-математический факультет Московского университета и был оставлен на кафедре химии. Однако вскоре был вынужден уйти из университета, т. к. находился под полицейским надзором за участие в студенческих выступлениях. Работал химиком на Никольской мануфактуре (во Владимире) и др. С 1892 преподавал в Московском университете, с 1895 — в Московском сельско-хозяйственном институте, с 1899 — в Киевском. политехничом институте. Основные работы Ижевского посвящены доменному производству, металлографии, электрометаллургии и термообработке. В 1902 он объяснил, почему восходящий поток горячих охлаждающихся газов в доменной печи расширяет уже имеющиеся в шихте более широкие каналы и уничтожает более узкие. Для противодействия этому явлению Ижевский предложил вдувание через воздушные фурмы рудной мелочи (в частности, марганцевой руды), что позволяет также использовать значительные количества ее. В металлографии широко применяется реактив Ижевского (четырехпроцентный раствор пикриновой кислоты) для проявления микроструктуры сплавов, предложенный Ижевским в 1903. В том же году он разработал ныне всюду применяемый метод нагрева стали перед закалкой в расплавленных солях. В области электрометаллургии Ижевский в 1905 впервые ввел применение проводников второго рода, используемых во многих электрических печах. Ижевский — автор оригинальных конструкций электрической печи (1907), обращенного газогенератора (1921), а также непрерывно действующей вертикальной углевыжигательной печи (1921 — 1925). Умер в Киеве 23 октября 1926 года. Сочинения: Зависание доменной шихты, часть 1, в книге: Сборник технических статей. Приложение к горно-заводскому листку, 1903, № 3. 1904, № 2, 3. 11, 1906, № 5; Новейшая проблема в доменном деле, там же, 1905, № 4, 9. Электрометаллургия железа и стали, там же, 1905, № 10, 11, 1907. № 5; Новая электрическая печь для плавки стали. Доклад..., "Технический вестник", 1908, № 4, Система учета доменного баланса, [Доклад...], "Журнал Русского металлургического общества", 1912, № 2; Реторта внутреннего нагрева... или "Тепловик", там же, 1925, № 1. Литература: Бардин И.П., Профессор Василий Петрович Ижевский, в книге: Труды по истории техники, выпуск 5, Москва, 1954 (имеется список трудов Ижевского); Сергеева О.П., Василий Петрович Ижевский, Москва, 1953; Шевченко Е.П., [В.П.Ижевский], "Вестник машиностроения", 1951, № 11, страницы 82—83; Федоров А.С., Творцы науки о металле, Москва, 1969.

Сергей Васильевич Иванов (563x700, 124Kb)
1864
Сергей Васильевич Иванов
русский живописец. Родился в городке Руза Московской губернии, в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у него проявились рано, однако его отец считал, что художника из сына не выйдет и, не видя разницы между живописью и черчением, прочил сына в инженеры. Так после окончания уездного училища в 1875 году в возрасте 11 лет Сергей, по воле отца, поступил в Константиновский межевой институт. Институт тяготил его, и по совету П.П.Синебатова, сослуживца отца, «вечного студента» Академии художеств и с благословения В.Г.Перова, высоко оценившего его рисунки, 14-летний Сергей Иванов как «вольный посетитель сверх контингента» с осени 1878 года начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда в следующем году поступил, оставив межевой институт. В училище Иванов занимался до 1882 года. Среди его наставников были И.М.Прянишников, Е.С.Сорокин. С 1882 по 1884 год Сергей Иванов учился в Санкт-Петербургской Академии художеств. К 1883 году относится его первая картина «Слепцы» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), которая появилась в результате путешествия по Самарской и соседним с нею приволжским губерниям. Очевидно, к этому периоду восходят истоки интереса художника к «переселенческому» быту. Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный, класс, покинуть Академию и переехать в Москву. В 1884 Сергей возвратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и закончил его в 1885 году. К последнему периоду обучения относятся картины «Больная» (1884, местонахождение неизвестно), «У кабака» (1885, местонахождение неизвестно), «К помещице с просьбой» (1885; местонахождение неизвестно), «У острога» (1884—1885, ГТГ), «Агитатор в вагоне» (1885, ГЦМСИР). К этому времени относится начало работы над темой переселенчества (цикл 1885—1890 гг.). Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. В частности, его внимание привлекло характерное для русской деревни последней четверти XIX века явление: во второй половине 1880-х годов началось переселение в Сибирь.
A_plaque-known_artist,_S.V._Ivanov_on_Arbat_Street_Building_30 (410x700, 65Kb)
Мемориальная доска С.В.Иванову на улице Арбат дом 30.
После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Правительство видело выход в переселении безземельных крестьян в этот обширный малозаселённый край. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Трагедия безземельных крестьян, уходивших со своих исконных мест, из центральных губерний на окраины страны — в Сибирь и сотнями гибнущих в пути, — вот основная мысль цикла картин Иванова. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Испросив в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в ряде губерний от Московской до Оренбургской, Иванов расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем трагического явления в жизни русского пореформенного крестьянства. Художественный критик Сергей Глаголь (псевдоним С. С. Голоушева) так рассказывает об этом периоде жизни и творчества Иванова: «… Десятки вёрст прошёл он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождём, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провёл с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин, действительно способных нарисовать эпопею русских переселений.» В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни. Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом с людьми, странствующими по просторам России — «Переселенцы. Ходоки» (1886, БГХМ имени М.В.Нестерова), «Обратные переселенцы» (1888, Национальная галерея Республики Коми) и первая серьёзная картина художника «В дороге. Смерть переселенца» (1889, ГТГ), принёсшая молодому художнику известность. Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была «арестантская серия». Работа над ней по времени иногда смыкалась с «переселенческим циклом»; тогда же художник создал: «Беглый», эскиз (1886, ГТГ), «Бунт в деревне» (1889, ГЦМСИР), «Отправка арестантов» (1889, ГЦМСИР), «Бродяга» (1890, местонахождение неизвестно). Картина «Этап» (1891, картина погибла, вариант в Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева) словно подытоживает «арестантскую серию». На рубеже 1889—1890 годов Сергей Иванов наряду с Серовым, Левитаном, Коровиным — признанный лидер среди московских художников молодого поколения. Тогда же он посещал поленовские «рисовальные вечера», которые организовывали В.Д.Поленов и его супруга, и находил там поддержку и одобрение. С середины 1890-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И.И.Бродского); «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Иванов чутко улавливает живописные искания времени; его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность. В 1899 году Сергей Иванов был принят в «Товарищество передвижников». В настоящее время его, наряду с Архиповым, Рябушкиным, причисляют к «поздним передвижникам», то есть ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения. Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Это произошло в 1903, в годы создания Союза русских художников, в котором Иванов сыграл определенную роль. Художник обратился к историческому жанру, писал портреты своих близких, иллюстрировал книги. Он оставался художником-реалистом, несмотря на наступившие времена поисков, модерна, отказа от предметного искусства. Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901); «Царь. XVI век» (1902), Поход москвитян. XVI век, 1903). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. В 1908-1913 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории». В 1905 году Сергей Васильевич стал обладателем почетного звания академика. Своеобразные черты нервного «протоэкспрессионизма» с особой силой проступили у него в образах первой русской революции, в том числе в знаменитой картине «Расстрел» (1905, Историко-революционный музей «Красная Пресня», филиал ГЦМСИР), поразившей современников пронзительно отчаянным звучанием протеста. Во время вооруженного восстания 1905 года в Москве он был его свидетелем и участником — оказывал помощь раненым в уличных боях студентам прямо в здании Московского университета на Моховой улице. Сохранились его рисунки жандармов и казаков, которые во время восстания квартировали в Манеже, возле Кремля. Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. Поэтому неизвестно точно, как он хотел её назвать. Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти. Позже художник работает над картиной «Едут! Карательный отряд» (1905-1909, Государственная Третьяковская галерея). Он преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1899—1906), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900/1903-1910). Был участником выставок Московского общества любителей художеств (1887, 1889, 1894), Товарищества передвижников (1887—1901), «36 художников» (1901, 1902), «Мир искусства» (1903), Союза русских художников (1903—1910). Плодотворно работал и как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и др. Умер Иванов у себя на даче в деревне Свистуха на берегу речки Яхромы от сердечного приступа 16 августа 1910 года. Галерея: «В дороге. Смерть переселенца». 1889. Государственная Третьяковская галерея; «Торг в стане восточных славян»; «Русские князья заключают мир в Уветичах»; «Поход Войска Московской Руси», XVI век, картина 1903; «Смотр служилых людей», не позднее 1907; «На сторожевой границе Московского государства». 1907. Картина для издательства И.Н.Кнебеля. Местонахождение неизвестно; «Земский собор (XVII в.)». 1908. Картина для издательства И.Н.Кнебеля; «Юрьев день». 1908; «Съезд князей» 1910; «Жилье восточных славян.»1909. Литература: «1989. Сто памятных дат». Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. Москва. 1988. Статья В.Петрова; А.Ф.Дмитриенко, Э.В.Кузнецова, О Ф.Петрова, Н.А.Федорова. «50 кратких биографий мастеров русского искусства». Ленинград, 1971 г. Статья А. Ф.Дмитриенко; Грановский И.Н., С.В.Иванов. Жизнь и творчество, Москва, 1962.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку