1519
Кэтрин Уиллоуби, по мужу герцогиня Саффолк, по собственному праву 12-я баронесса Уиллоуби де Эрзби, Catherine Willoughby, Duchess of Suffolk, 12th Baroness Willoughby de Eresby in her own right)
видная сторонница протестантизма при Тюдорах. После восшествия на престол Марии Католички была вынуждена бежать в Везель, потом — в Литву, но позднее вернулась в Англию. Кэтрин была единственной дочерью Уильяма Уиллоуби, 11-го барона Уиллоуби де Эрзби, и его второй жены Марии де Салинас. Её отец был придворным короля Англии Генриха VIII, а также одним из участников военной кампании 1513 года во Франции, а мать была фрейлиной и лучшей подругой королевы Екатерины Арагонской. Король проявлял благосклонность к семейству Уиллоуби и даже назвал один из своих военных кораблей «Мария Уиллоуби» в честь фрейлины жены. Кэтрин же, соответственно, получила своё имя в честь королевы. Большую часть детства Кэтрин провела во Фрамлингэме. После смерти отца в октябре 1526 года она унаследовала не только титул баронессы Уиллоуби де Эрзби, который мог передаваться по женской линии, но и ежегодный доход в размере 15 тысяч дукатов. Хотя её мать в то время здравствовала, по традиции права опекунства и контроль над состоянием перешли к королю, а тот продал их в марте 1529 года Чарльзу Брэндону, 1-му герцогу Саффолку за сумму в 2,666 фунтов, 13 шиллингов и 4 пенни. Сделка состоялась, вероятно, с согласия Марии де Салинас, на тот момент затеявшей тяжбу с младшим братом покойного мужа, сэром Кристофером Уиллоуби, заявившим о своих наследственных правах. Его претензии были отклонены. Вскоре состоялась помолвка Кэтрин и Генри Брэндона, 1-го графа Линкольна, сына Чарльза и Марии Тюдор. Согласно обычаям того времени Кэтрин переехала в дом Саффолка и «французской королевы», как называли Марию Тюдор, и воспитывалась там вместе с сёстрами своего жениха — Фрэнсис и Элеонорой. Первое замужество. Чарльз Брэндон, 1-й герцог Саффолк. Портрет работы неизвестного художника, около 1530 г. 25 июня 1533 года Мария Тюдор умерла, и в сентябре того же года Саффолк женился на наречённой своего сына, что многими было расценено неоднозначно не только из-за большой разницы в возрасте (более тридцати лет), но и потому, что девочка была ранее помолвлена с десятилетним сыном герцога[6]. Эсташ Шапюи сообщал об этом событии в письме к императору Карлу V: «В следующее воскресенье герцог Саффолк женится на дочери леди Уиллоуби. Она была обручена с его сыном, но тому всего лишь десять лет». Не последнюю роль в решении Саффолка сыграло богатое наследство Кэтрин, так как он отчаянно нуждался в деньгах. Для сына он всегда мог найти другую невесту, но вскоре необходимость в этом исчезла, так как 1 марта 1534 года Генри Брэндон скончался от туберкулёза. По свидетельствам современников четвёртый брак герцога был счастливым и крепким. Через два года после свадьбы Кэтрин родила своего первенца, Генри, а в 1537 году — второго сына, Чарльза. Супруги Брэндон пользовались особым расположением короля (Чарльз Брэндон был его лучшим другом) и вели активную светскую жизнь. Первое появление Кэтрин при дворе состоялось, вероятно, в день крещения принцессы Елизаветы. Герцог и герцогиня Саффолк официально приветствовали Анну Клевскую, когда в 1539 году она прибыла в Англию, чтобы выйти замуж за Генриха VIII, а летом 1541 года принимали короля и его следующую жену Кэтрин Говард в замке Гримсторп, который был пожалован семье Уиллоуби в 1516 году. В 1543 году после женитьбы Генриха на Катарине Парр, молодая герцогиня Саффолк стала одной из самых влиятельных фрейлин при дворе и близкой подругой новой королевы. Несмотря на свою молодость — ей в то время было чуть больше двадцати — Кэтрин снискала славу одной из самых остроумных и образованных женщин при дворе, а кроме того, отличалась крайне радикальными протестантскими взглядами, постепенно сформировавшимися у неё в период религиозных перемен в Англии. В конце 1530-х годов личным капелланом Саффолков был назначен Александр Сетон, изгнанный из Шотландии за критику в адрес папства. Он оставался в своей должности до самой смерти в 1542 году. Его преемником стал Джон Паркхёрст, также последователь протестантизма, в 1543 году перешедший на службу к королеве Катарине Парр. Оба священника оказали ощутимое влияние на религиозное мировоззрение герцогини Саффолк. Известно, что ещё в бытность Анны Болейн королевой, Кэтрин, часто бывая при дворе, слушала пылкие выступления ярого протестанта Хью Латимера, епископа Вустерского, и они произвели на неё неизгладимое впечатление. Впоследствии епископ стал её другом и наставником, она называла его своим «отцом Латимером». Столь крепкая дружба со священником-протестантом вызывала негодование Стивена Гардинера, епископа Винчестерского. Хотя Кэтрин была его крестницей, они презирали друг друга. Во многом их антипатия опиралась на религиозные расхождения, так как Гардинер оставался консерватором, но кроме того, епископа немало возмущали насмешливый и своевольный характер герцогини и её обидные выходки. Так, однажды во время званого обеда у Саффолков, Чарльз Брэндон в шутку предложил каждой даме избрать себе в спутники того, кто ей более всех по нраву, исключив себя из числа участников. Кэтрин, взяв Гардинера под руку, во всеуслышание заявила, что если уж она не может выбрать того, кого любит больше всех, она выбирает того, кого любит меньше всех. В другой раз она взяла на прогулку щенка-спаниеля по кличке Гардинер, наряженного в епископские одежды. Катарина Парр также была сторонницей новой религии и питала надежды на её укрепление. Она и её фрейлины, в число которых, помимо Кэтрин Уиллоуби, входили леди Анна Стэнхоуп, леди Джоан Денни, леди Анна Герберт и леди Джейн Дадли, часто собирались вместе для изучения и обсуждения Евангелия и проповедей священников-реформистов. Между тем, религиозная позиция короля не поддавалась чёткому определению: он отступился от Римской церкви, но никогда не признавал себя сторонником протестантизма и относился к новой вере весьма неприязненно. Его советники, Стивен Гардинер и Томас Рисли, настороженно следившие за Катариной, воспользовались антипатией Генриха к протестантизму, дабы организовать заговор против королевы и её окружения. В феврале 1546 года положение Катарины Парр серьёзно пошатнулось. Генриху доложили, что некая Анна Эскью, проповедница, будто бы публично заявила, что королева и некоторые из её фрейлин, среди них и Кэтрин Уиллоуби, приняли лютеранскую веру. Поговаривали, что Анна была знакома с королевой и её окружением и даже передавала им запрещённую религиозную литературу. Тем не менее, не сохранилось никаких свидетельств того, что Анна встречалась лично с Катариной Парр или герцогиней Саффолк, она не призналась в этом даже под пыткой в Тауэре, куда её заключили по обвинению в ереси. Анну Эскью и нескольких её соратников сожгли на костре 16 июля 1546 года, но несмотря на то, что причастность Катарины не была доказана, это дело, а также привычка рассуждать на богословские темы и спорить с королём о вопросах религии, вызвали у Генриха сильное недовольство. Чарльз Брэндон, герцог Саффолк, умер 22 августа 1545 года. Кэтрин была упомянута в числе душеприказчиков, наряду с лордом-канцлером Томасом Рисли, лордом Сент-Джоном и сэром Энтони Брауном. Помимо завещанного имущества, герцогиня получила в придачу массу неоплаченных долгов. Несмотря на траур, молодая вдова довольно часто бывала при дворе, навещая королеву Катарину Парр и играя в карты с леди Марией. С 1546 года всё чаще появлялись слухи о том, что Генриху наскучила его шестая жена, и он не прочь развестись с ней. В качестве седьмой жены наиболее вероятной кандидаткой считали Кэтрин Уиллоуби. Об этих домыслах упоминал в своих донесениях посол императора Карла V, Франсис ван дер Делфт: «Поговаривают о новой королеве. Король весьма расположен к мадам Саффолк». Но здоровье Генриха VIII неумолимо ухудшалось, и он умер в начале 1547 года. После его смерти Катарина Парр покинула двор. Кэтрин, по окончании торжественной церемонии коронации юного короля Эдуарда VI, вместе с младшим сыном Чарльзом вернулась в Линкольншир, где занималась делами поместья Гримсторп и активно способствовала распространению протестантских доктрин среди населения графства. Кроме того, она помогала вдовствующей королеве с публикацией её книги «Сетования грешницы» (Lamentacions of a synner), которая вышла в свет в ноябре 1547 года, а также покровительствовала Джону Дэю, знаменитому печатнику-протестанту. С 1548 года Дэй издавал книги под эгидой герцогини Саффолк. Катарина Парр ненадолго пережила короля. Она умерла 5 сентября 1548 года от родильной горячки. Её последний муж, Томас Сеймур, вскоре был арестован по обвинению в государственной измене и в марте 1549 года обезглавлен. По его просьбе их с Катариной маленькая дочь, леди Мэри Сеймур, была отдана на воспитание Кэтрин Уиллоуби. Молодая герцогиня с явной неохотой приняла на себя обязанности опекуна и часто жаловалась в письмах к лорду-протектору Эдуарду Сеймуру и Уильяму Сесилу, своему давнему другу, о высоких расходах на содержание девочки. С 1549 года, когда сыновья Кэтрин, Генри и Чарльз, стали студентами Кембриджского университета, она переселилась в Кингстон, неподалёку от Кембриджа, чтобы быть поближе к детям. Радостным событием для неё стала встреча и последующие беседы на религиозные темы с германским теологом-протестантом Мартином Буцером, прибывшим в Англию по приглашению архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера. Герцогиня поддерживала дружеские отношения с Буцером, а также помогала его семье после смерти последнего в феврале 1551 года. В начале лета 1551 года в Англии началась очередная эпидемия потницы, в июле добравшаяся и до Кембриджа. Узнав о том, что её сыновья во избежание заражения переехали в Бакден, Кэтрин поспешила к ним, но к моменту её приезда Генри был уже мёртв, а вскоре скончался и Чарльз. Похоронив сыновей в Бакдене, герцогиня вернулась в Гримсторп. Она восприняла это горестное событие как испытание, ниспосланное Богом, и искала утешение в религии. Поддержку ей оказывал Хью Латимер, ставший на тот момент её личным капелланом. В связи со смертью последних носителей титула герцога Саффолка, земли, пожалованные Чарльзу Брэндону и его наследникам мужского пола королём Генрихом VIII, были возвращены в собственность короны. У Кэтрин Уиллоуби остались владения в Линкольншире, унаследованные ею от отца, а также несколько монастырей и аббатств, подаренных чете Саффолк Генрихом VIII после конфискации церковного имущества. Герцогский титул был присвоен супругу старшей дочери Чарльза Брэндона, Генри Грею, маркизу Дорсету, а Кэтрин сохранила за собой право именоваться как вдовствующая герцогиня Саффолк. В начале 1553 года она вышла замуж за Ричарда Берти, с некоторых пор состоявшего у неё на службе и разделявшего её религиозные воззрения. Хью Латимер одобрил этот союз и провёл церемонию бракосочетания. Впоследствии у супругов Берти родились двое детей: дочь Сьюзан и сын Перегрин. Летом 1553 года королевой была провозглашена Мария I Тюдор, заветной мечтой которой было восстановление католицизма в Англии. Один из её первых указов касался искоренения ереси, как теперь называли протестантизм. Многих друзей и единомышленников Кэтрин, среди которых были Латимер, Николас Ридли, архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, арестовали и отправили в Тауэр. Начались массовые гонения на протестантов. Стивен Гардинер, давний враг Кэтрин, ставший при Марии лордом-канцлером, не преминул воспользоваться возможностью отомстить ей. Поводом для этого стало взыскание по старому долгу, который не был выплачен Генриху VIII первым мужем Кэтрин, покойным Чарльзом Брэндоном. Вызвав для дачи показаний Ричарда Берти, Гардинер, помимо выяснений по долговому обязательству, начал задавать провокационные вопросы относительно религиозных взглядов его супруги, призывая того заставить её раскаяться в своих заблуждениях и обратиться к истинной вере. Осознавая, что Гардинер вряд ли оставит их в покое, семейство Берти (к тому времени у них уже была дочь Сьюзан) и их несколько слуг в начале 1555 года бежали в германский город Везель, находившийся под властью герцога Клевского. Там, 12 октября 1555 года, Кэтрин родила сына, Перегрина Берти. Не чувствуя себя в безопасности, семья Берти часто меняла место жительства, пока, наконец, весной 1557 года не переехала в Великое княжество Литовское по личному приглашению короля Сигизмунда II Августа, довольно лояльно относившегося к протестантам. Король принял их как почётных гостей и дозволил поселиться в Жемайтии в местечке Кроже, где Кэтрин с мужем и детьми оставались до 1559 года. В ноябре 1558 года в Англии закончилась эра правления королевы-католички, весть о смерти которой достигла супругов Берти ещё до конца года. На престол взошла Елизавета I. К новогодним праздникам Кэтрин отправила молодой королеве подарок — подушку, расшитую жемчугом, и экземпляр книги Екклесиаста в бархатном переплёте с серебряными застёжками, а в письме от 28 января 1559 года, поздравив Елизавету с вступлением на трон, выразила надежду на то, что та будет благосклонна к возвращению семейства Берти на родину. Терпимость королевы в отношении протестантов позволила Кэтрин Уиллоуби и её семье возвратиться в Англию к лету 1559 года. Вернувшись из изгнания, семья герцогини поселилась в Линкольншире. По указу Елизаветы супруги Берти были освобождены от уплаты штрафов, наложенных на их имущество в период царствования королевы Марии. Большую часть времени Кэтрин и Ричард Берти проводили либо в Гримсторпе — обычно с весны до осени, либо в Лондоне — как правило, зимой. Кэтрин вела хозяйство, занималась воспитанием детей (помимо её собственных сына и дочери в доме проживали отпрыски из других знатных семей), Берти с помощью Уильяма Сесила делал карьеру в политике. Супруги Берти были приняты при дворе, но не снискали симпатии королевы. Причиной этому послужили разногласия во мнениях относительно религии. Такую ревностную протестантку как Кэтрин раздражали медлительность и осторожность, с которой Елизавета проводила церковные реформы, королеве же претил подобный фанатизм в вопросах веры. Как следствие, между герцогиней и королевой возникла взаимная неприязнь. В 1564 году возобновилась прежняя тяжба с сэром Кристофером Уиллоуби. На сей раз был поднят вопрос о правах на недвижимость, остававшийся нерешённым уже в течение тридцати семи лет после смерти отца Кэтрин. В конечном итоге стороны урегулировали ситуацию полюбовно: сэр Кристофер отказался от претензий на большую часть наследства барона Уиллоуби, получив взамен владения в Парэме, Орфорде и Хогсторпе. В августе 1567 года Кэтрин Уиллоуби ненадолго пришлось взять на себя заботу о леди Марии Грей, одной из внучек её покойного мужа, Чарльза Брэндона, приговорённой к домашнему аресту в связи с тайным браком с привратником Томасом Кейесом, свершившимся без королевского дозволения. Обеспечение Марии всем необходимым целиком входило в обязанности Кэтрин, и, как в случае с Мэри Сеймур, она беспрерывно сетовала в письмах к Уильяму Сесилу на то, как тяжело ей принять на себя подобную обузу. Леди Мария оставалась под опекой герцогини в течение последующих двух лет. Много времени Кэтрин посвящала бесконечному написанию прошений к королеве, добиваясь выгодных назначений для своих детей и их супругов. Так, в 1570 году, при посредничестве Сесила она ходатайствовала о восстановлении Реджиналда Грея, мужа её дочери Сьюзан, в правах на земли и титул графа Кента. Параллельно, она отправила запрос на присвоение её мужу титула лорда Уиллоуби. В первом случае её просьба была удовлетворена, во втором же ей было отказано. Кэтрин Уиллоуби, леди Берти, скончалась 19 сентября 1580 года. Она была похоронена в Спилсби, графство Линкольншир. Её супруг, Ричард Берти, умер в 1582 году и был погребён рядом с ней. От брака с Чарльзом Брэндоном, 1-м герцогом Саффолком: Генри Брэндон, 2-й герцог Саффолк (18 сентября 1535 — 14 июля 1551), умер от потницы; Чарльз Брэндон, 3-й герцог Саффолк (1537 — 14 июля 1551), умер от потницы. Скончался через час после своего старшего брата. От брака с Ричардом Берти: Сьюзан Берти (р. 1554 — умела после 1596) — в первом браке супруга Реджиналда Грея, 5-го графа Кента, во втором — сэра Джона Уингфилда; Перегрин Берти, 13-й барон Уиллоуби де Эрзби (12 октября 1555 — 25 июня 1601) — был женат на леди Мэри де Вер, дочери Джона де Вера, 16-го графа Оксфорда, и леди Марджери Голдинг. Унаследовал титул барона Уиллоуби де Эрзби после смерти Кэтрин в 1580 году. В драматическом телесериале «Тюдоры» роль Кэтрин Уиллоуби исполнила актриса Ребека Уэйнрайт (англ. Rebekah Wainwright). Согласно сюжету, Кэтрин, герцогиня Саффолк (девичья фамилия Брук), является католичкой, а также ярой противницей возвышения Анны Болейн и её родственников. В телесериале не упоминается о её дружбе с Катариной Парр. Семейная жизнь с Чарльзом Брэндоном поначалу складывается очень счастливо, но постепенно супруги отдаляются друг от друга, что приводит к полному разрыву их отношений. Литература: Карен Линдсей. Разведённые. Обезглавленные. Уцелевшие. Жёны короля Генриха VIII / Перевод с английского Т.Азаркович. — Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996. — 336 страниц. — 10 000 экземпляров — ISBN 5-232-00389-5; Эриксон, Кэролли. Мария Кровавая / Перевод с английского Л.Г.Мордуховича. — Москва: АСТ, 2008. — 637 страниц — (Историческая библиотека). — 2 000 экземпляров — ISBN 5-17-004357-6; Lisle, Leanda de. The Sisters who would be Queen: Mary, Katherine, and Lady Jane Grey. A Tudor Tragedy. — London: HarperCollins UK, 2010. — 352 страницы — ISBN 0007219067; Evelyn Read. My Lady Suffolk: A Portrait of Catherine Willoughby, Duchess of Suffolk. — New York: Alfred A. Knopf, 1963. — Страница 220.
1543
Франсуа де Бонн (французское имя - Franзois de Bonne)
один из лучших полководцев Генриха Великого. За свою безусловную преданность Бурбонам был почтён титулом герцог Ледигьер (фр. duc de Lesdiguiиres). Последний коннетабль Франции (1622). Родился в Сен-Бонне-ан-Шансор. Франсуа де Бонн был сыном Жана II де Бонна, сьера де Ледигьер (Jean II de Bonne, seigneur de Lesdiguiиres), умершего в 1548 году. В сравнительно молодом возрасте Франсуа де Бонн утвердил себя в качестве предводителя дворян-гугенотов из Дофине. Узнав о готовящейся Варфоломеевской ночи, он покинул Париж ради родной провинции Дофине, где возглавил партизанское движение. Завоевав благосклонность Генриха Наваррского, он водил в бой его армии сначала против французских католиков, а потом против савояров и испанцев, за что был возведён в ранг главного маршала Франции. В 1588 году взял савойский город Барселоннет. В 1590 году взял Гренобль и развернул там большую строительную деятельность. В 1600 году вторично взял Барселоннет. После смерти Генриха IV полководец сохранил верность его сыну. Получив во время регентства Марии Медичи герцогское достоинство, стоял за королевскую власть и старался удерживать своих единоверцев от восстания. Более того: прельщённый посулами правительства, он в 1622 году переметнулся в католичество и выступил против гугенотов, предводительствуемых Роганом. Почти все его военные кампании происходили на юго-востоке Франции. Исключением стала последняя и наименее удачная — война за Вальтеллину на севере Италии. Умер в Валанс 21 сентября 1626 года. От двух браков (с дворянкой и вдовой лавочника из Гренобля — старой любовницей) Ледигьер прижил трёх дочерей, которых одну за другой выдавал замуж за старого боевого товарища Креки, добившись от короля дозволения передать ему часть своих званий и титулов, включая герцогский. Из их внуков двое — Вильруа и младший Креки — также достигли маршальского звания. Памятником последнему коннетаблю остался великолепный Визельский замок, выстроенный им в родной своей области Дофине. Его имя также носит один из старейших павильонов Лувра. Библиография: C. Dufuyard, Le Connкtable de Lesdiguiиres, Paris, 1892; Louis Videl, Histoire de la vie du connestable de Lesdiguiиres, Paris, 1638; Comte Douglas and J. Roman (editors), Actes et correspondance du connкtable de Lesdiguiиres, in Documents historiques inйdits pour servie a l’histoire de Dauphinй', Grenoble, 1878.
1557
Казимир VII (польское имя - Kazimierz VII)
лютеранский епископ Камминский (1574—1602), герцог Дарловский и Бытувский (1600—1605), Щецинский (1603). Представитель династии Грифичей. Родился в Вольгасте. Младший (седьмой) сын Филиппа I (1515—1560), герцога Померанского (1531—1532), Щецинского (1531—1532) и Вольгастского (1532—1560), и Марии Саксонской (1515—1583). Учился в Грайфсвальдском и Виттенбергском университетах. С юных лет он предназначался на должность епископа Камминского, при разделе княжества в 1569 году ему была гарантирована эта должность. 26 октября 1574 года Казимир вступил в сан епископа Камминского. С 1592 года его резиденцией был красивый замок Казимир Поморский (Казимирбург) под Кошалином. В 1600 году после вступления своего старшего брата Барнима X Младшего на штеттинский герцогский трон, Казимир получил во владение от него города Дарлово и Бытув. 20 июня 1602 года из-за постоянно ухудшавшегося здоровья Казимир отказался от сана епископа в пользу своего племянника Франца, а сам поселился в приморской резиденции Нойхаузен под Дарлово. В 1603 году после смерти своего бездетного старшего брата Барнима X Младшего Казимир унаследовал Щецин (Штеттин), но уже через несколько недель он передал его своему старшему брату Богуславу XIII, мотивируя свои действия болезнью и бездетностью. Состояние здоровья герцога постоянно ухудшалось из-за его плохого образа жизни и алкоголизма, особенно после 1595 года. В 1596 году Казимир находился на лечение в городе Цеплице-Слёнске-Здруй и, вернувшись на родину, вступил в связь со своей медсестрой, дочерью патриция Колобжега — Екатериной Фрёлих (или Фрорейх). Он поддерживался с ней отношения до конца жизни. 10 мая 1605 года в Нойхаузене под Дарлово 48-летний Казимир Поморский скончался от почечнокаменной болезни, заболевания желчных путей и пневмонии. Его тело было перевезено племянником Георгом II в Штеттин (Щецин) и захоронено в замковой церкви Святого Отто 20 июня 1605 года. Буковский и Бытувский уделы унаследовал его старший брат Богуслав XIII. Источники: Kazimierz Kozowski, Jerzy Podralski: Gryfici. Ksita Pomorza Zachodniego. Szczecin: Krajowa Agencja Wydawnicza, 1985. ISBN 8303005308; Edward Rymar: Rodowуd ksit pomorskich. T. II. Szczecin: Ksinica Pomorska im. Stanisawa Staszica, 1995. ISBN 8390278006; Edward Rymar: Rodowуd ksit pomorskich. Wyd. II popr. i uzup.. Szczecin: Ksinica Pomorska im. Stanisawa Staszica, 2005. ISBN 8387879509; Janusz Szymaski: Ksicy rуd Gryfitуw. Goleniуw — Kielce: Oficyna Wydawnicza «Ston 2», 2006. ISBN 8372732248..
1583
Габриэль Ролленхаген (немецкое имя - Gabriel Rollenhagen)
немецкий писатель. Родился в Магдебурге. Сын Георга Ролленхагена. С 1602 г. жил в Лейпциге, изучал право. Затем недолгое время провёл в Лейденском университете и вернулся в 1606 г. в родной город, где и стал викарием в Магдебурге. Большой известностью пользовалась его комедия «Amantes amentes, das ist ein sehr anmutiges Spiel von der blinden Liebe oder von der Lцffelei» (1609), изданная под псевдонимом Angelius Lohober и Liga; она разыгрывалась и английскими актёрами. Умер в Магдебурге около 1619 года. Другие сочинения Ролленхагена: «Vier Bьcher Indianischer Reisen durch die Luft, Wasser, Land, Hцlle, Paradies und den Himmel» (1603 и чаще); латинские стихотворения «Juvenilia» (там же, 1606). Литература: Gaedertz, «Gabriel Rollenhagen» (Лейпциг, 1881).
1584
Грегуар де Сен-Венсан (французское имя - Grйgoire de Saint-Vincent)
бельгийский математик, иезуит. Родилдся в Брюгге. Окончил университет в Дуэ (1600 год). В 1605 году в Риме стал иезуитом, изучал там труды Галилея и Клавиуса. После смерти Клавиуса (1612) вернулся в родную Фландрию. Был профессором в Антверпене (1617—1620) и Лёвене (1621—1625). Главное сочинение де Сен-Венсана: «Геометрический труд о квадратуре круга и конических сечений» (лат. Opus Geometricum Quadraturae Circuli et Sectionum Coni, закончен в 1629 году, опубликован в 1647 году). Среди его значительных открытий: Вычисление площади под гиперболой. Независимо от Кавальери открыл полярную систему координат (1625, опубликовано в 1647 году). Де Сен-Венсан также предложил общепринятое ныне название «метод исчерпывания». Его труды оказали существенное влияние на Паскаля, Джеймса Грегори и других математиков. Лейбниц высоко ценил де Сен-Венсана. Умер в Генте 5 июня 1667 года.
Opus geometricum posthumum, 1668.
Труды: Cometis. 1616;Theoremata mathematice scientiae staticae. 1624; Opus geometricum quadraturae circuli et sectionum coni decem libris comprehensum. Antwerpen, 1647; Opus geometricum ad mesolabum per rationum, proportionalitatumque novas proprietates. Gent 1668. Литература: История математики / Под редакцией А.П.Юшкевича, в трёх томах. — Москва: Наука, 1970. — Том II.
1593
Иоганн Ульрих Штейгледер (немецкое имя - Johann Ulrich Steigleder)
немецкий барочный композитор и органист. Он был самым знаменитым членом семьи Штейгледер, которая также включала Адама Штейгледера (1561-1633), его отца, и Утца Штейгледер (умер в 1581), его деда. Родился в Швебиш Халле. Учился музыке у своего отца Адама, чьим учителем был известный тогда Симон Лохет. В 1613 году он стал органистом церкви святого Стефана в Линдау на Боденском озере, в 1617 он покинул Линдау и переселился в Штутгарт, где несколько лет был органистом монастырской церкви. В 1627 Штейгледер был назначен герцогским органистом при дворе Вюртемберга. В Штутгарте, он, возможно, учил, в частности, Иоганна Якоба Фробергера. Он умер в разгар Тридцатилетней войны в Штутгарте от чумы 10 октября 1635 года.
1599
Антонис Ван Дейк (Antoon van Dyck)
знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. Антонис Ван Дейк родился в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы. В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (около 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Святой Симон (около 1618, Лондон, частное собрание), Святой Матфей (около 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо); Поцелуй Иуды (около 1618–1620, 1-й вариант – Мадрид, Прадо; 2-й – Минеаполис, Институт искусств); Несение креста (около 1617–1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); Святой Мартин и нищие (1620–1621, 1-й вариант – Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант – Завентем, церковь Сан Мартен), Мученичество святого Себастьяна (1624–1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). Антонис Ван Дейк обязан своей славой жанру портрета, который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Ван Дейк написал сотни портретов, несколько автопортретов, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, эмоциональный мир, духовную жизнь, живой характер человека. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Тема изображения семейств и супружеских пар, столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., была подхвачена Ван Дейком: Портрет Франса Снейдерса с Маргаритой де Вос (около 1621, Кассель, Картинная галерея). В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (около 1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом. В 1920 по инициативе королевского гофмаршала Томаса Хауэрда, графа Эрендела (1585–1646) Ван Дейк был приглашен в Англию в качестве придворного живописца. Здесь он знакомится с произведениями Высокого Возрождения. Художник неоднократно писал портреты графа и членов его семьи, самый лучший из которых Портрет графа Эрендела с внуком лордом Монтерверсом (около 1635, Эрендел-касл, Собрание герцога Норфолка). Ван Дейк проведя в Англии около года, совершает поездку в Италию, ряд городов которой он посещает в свите леди Эрендел. По пути в Италию он заезжает в Антветпен, где пишет несколько картин, самая известная из которых портрет супруги Рубенса Портрет Изабеллы Брандт (около 1621, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В Италии, в которой Ван Дейк провел с 1621 по 1627, он изучает произведения итальянской живописи. Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528–1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка. Обосновавшись в Генуе, он подолгу жил в Риме, Мантуе, Венеции, Турине, Флоренции, продолжая писать портреты. Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни. В 1624 Ван Дейк получает приглашение от вице-короля Сицилии посетить Палермо, где он пишет поколенный Портрет вице-короля Эммануила Филиберта Савойского (1624), а также большую алтарную картину для палермской церкви Ораторио дель Розарио Мадонна четок (1624–1627) – самый крупный заказ, полученный Ван Дейком от церкви в итальянский период. Вернувшись в Геную, Ван Дейк, уже известный, модный портретист, пишет блестящие портреты-картины. Он создает сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии. Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, открытых террас, величественных пейзажей, придает им горделивые позы и эффектные жесты. Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися складками усиливают значимость образов. Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), Портрет маркизы Бальби (около 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет Паолы Адорно с сыном (около 1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет Портрет семьи Ломеллини (1624–1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: Портрет сенатора и Портрет жены сенатора (1622–1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: Портрет детей семьи де Франки (1627, Лондон, Национальная галерея). В 1627 Ван Дейк вернулся в Антверпен, в котором он пробыл до 1632, вступил во владение наследством после смерти отца. Популярность его огромна: он выполняет заказы на крупные алтарные картины для церквей Антверпена, Гента, Куртрэ, Мелехена, портреты, картины на мифологические темы. Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину Видение святого Августина (1628, Антверпен, Церковь святого Августина), для придела Братства холостяков в антверпенской церкви иезуитов – Богоматерь и младенец Иисус со святой Розалией, Петром и Павлом (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене – Распятие со святым Домиником и святой Екатериной Сиенской (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу (1630, Вена, Музей истории искусств), Богоматерь с куропатками (начало 1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы. Среди портретов Ван Дейка этого периода преобладали изображения представителей правящих кругов, знатных семейств, духовенства, сановников, художников. Он с любовью прописывает детали костюмов, украшений, и вместе с тем его живопись очень свободна: динамичные мазки, широкое письмо. Он блистательно передает внутренний мир портретируемого, они полны жизни, естественны: Портрет Яна ван дер Ваувера (1632, Москва, ГМИИ имени Пушкина), Портрет Мартина Рейкарта (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марии Луизы де Тассис (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн). С 1626 по 1633 он создает галерею графических портретов выдающихся современников, получившая название Иконография. Для офортной серии он выполнил с натуры подготовительные рисунки, часть офортов была выполнена самим Ван Дейком, часть с помощью граверов. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). Одни рисунки Ван Дейк делал с натуры, другие – с портретов, написанных им самим или другими художниками. Иконография была издана в 1632 в Антверпене. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. После его кончины Мартин ван Эмден, гравер, печатавший эти офорты, продал первоначальные 80 досок. К ним было добавлено еще 15 досок, выгравированных самим Ван Дейком, а также гравюры других художников, так что общее число было доведено до 100. Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). Иконография не только важный исторический документ, но и имеет высокохудожественную ценность. В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649), которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк едет в Англию. Там он получает должность «главного живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь. В 1634 Ван Дейк посещает Антверпен, а затем Брюссель, в котором он пишет портреты знати: Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда (1634, Мадрид, Прадо), Конный портрет Томаса, принца Савойско-Кариньянского (1634, Турин, галерея Сабауда). Он получил крупный заказ на выполнение группового портрета в натуральную величину городских эшевенов (муниципальных советников) для зала ратуши. От погибшей в 1695 картины сохранились лишь подготовительные наброски маслом. 18 октября 1634 гильдия святого Луки города Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников, присудив ему высшую награду: он был избран почетным деканом, его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии. Вскоре Ван Дейк возвращается в Англию, где он провел последующие 15 лет. Им были написаны картины на мифологическую тематику: Ринальдо и Армида (1628, Балтимор, Картинная галерея), Амур и Психея (1638, Лондон, Хептон-корт). В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (около 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания). В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена). К концу 1630-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (около 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни он скончался 9 декабря 1641 года. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне. Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд. Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета. Основные работы: портрет Я.Вермёлена, 1616, Государственный музей, Вадуц; «Распятие святого Петра», около 1615—1617, Музей старинного искусства, Брюссель; «Юпитер и Антиопа», около 1617—1618, Музей изящных искусств, Гент; «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем; «Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; «Отдых на пути в Египет», конец 1620-х гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург; портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена; портрет живописца П.Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; «Дети Карла I», 1637, Виндзорский замок; «Карл I на охоте», около 1635, Лувр; портрет Ф.Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон; портрет Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В Испании объявлено о находке неизвестной картины «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанной в 1625 году для герцога Медины-де-лас-Торрес, хранившейся в монастыре Эскориал до 1808 года, а затем в Королевской академии изящных искусств и до последнего времени считавшейся копией. Литература: Святое Семейство (Мюнхен); Лисенков Е.Г., Ван Дейк, Ленинград, 1926; Смольская Н.Ф. Антонис Ван Дейк, Москва — Ленинград, 1963; Варшавская М.Я. Ван Дейк. Картины в Эрмитаже — Ленинград, 1963; Грицай Н.И. Антонис Ван Дейк — Москва, 1979; Браун К. Ван Дейк: Перевод с английского — Москва, 1987; Glьck G., Antonis van Dyck. Des Meisters Gemдlde, 2 Aufl., Stuttg. — B., 1931; Puyvelde L. van. Van Dyck, Brux. — Arnst., 1950; Larsen E. L. V. 2 // Opera Completa di van Dyck — Milano, 1980.
1609
Ваза Ян II Казимир
польский монарх, король Речи Посполитой в 1648-1668 г. Титул: Ioannes Casimirus, Dei Gratia rex Poloniae, magnus dux Lithuaniae, Russie, Prussiae, Masoviae, Samogitiae, Livoniae, Smolenscie, Severiae, Czernichoviaeque; nec non Suecorum, Gothorum, Vandalorumque haereditarius rex, etc. Из династии Ваза, второй сын Сигизмунда III Ваза, младший брат Владислава IV Ваза. Родился в Кракове. До вступления на трон путешествовал и принимал участие в Тридцатилетней войне. В 1648 году началось восстание украинских казаков и крестьян под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1654—1667 шла война Речи Посполитой с Россией, начавшаяся после присоединения Украины к России в 1654. Войска России в 1654—1655 гг. прорвали оборону литовцев и оккупировали значительную часть Великого княжества Литовского. Казачья вольница стала вести себя ещё более воинственно, шведы оккупировали большую часть Польши, включая столицу Варшаву. Король был вынужден спасаться бегством в Силезию. В 1657 году Польша отказалась от суверенных прав на Восточную Пруссию. В результате неудачных войн с Россией Польша по Андрусовскому перемирию (1667 год) потеряла Киев и все районы восточнее Днепра. В стране начался процесс дезинтеграции. Магнаты, создавая союзы с соседними государствами, преследовали собственные цели. Мятеж князя Ежи Любомирского поколебал основы монархии. Шляхта продолжала заниматься самоубийственной для государства защитой собственных «свобод». С 1652 года она стала злоупотреблять пагубной практикой «либерум вето», которая позволяла любому депутату блокировать не нравящееся ему решение, требовать роспуска Вального сейма и выдвигать любые предложения, которые должны были рассматриваться уже следующим его составом. Пользуясь этим, соседние державы путем подкупа и других средств неоднократно срывали проведение неугодных для них решений сейма. Добавили хаоса и религиозные решения. Под влиянием Николая Циховского в 1658 году был принят эдикт об изгнании ариан за сотрудничество со шведами. Король Ян Казимир был сломлен и отрёкся от польского трона в 1668 году, в самый разгар внутренней анархии и раздора. Умер в Невере (Франция) 16 декабря 1672 года.