-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112501
Комментариев: 6804
Написано: 120976


23 февраля родились...

Четверг, 23 Февраля 2017 г. 05:20 + в цитатник
 (510x699, 78Kb)
1840
Всеволод Владимирович Крестовский
русский поэт, прозаик. Родился в селе Малая Березянка Тарощанского уезда Киевской губернии, в семье уланского офицера. Детство Крестовского прошло в имении бабушки. В 1850 поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Будучи гимназистом, Крестовский начал писать стихи и делать поэтические переводы. В 1857 окончил гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1861 оставил учебу с формулировкой «по болезни». Во время учебы произошло знакомство с Д.Писаревым, повлиявшее на мировоззрение Крестовского. Вскоре, благодаря природному обаянию и разносторонней одаренности (артистической, музыкальной, живописной), он стал завсегдатаем литературных салонов. В 1857 состоялся литературный дебют Крестовского: в журнале «Общезанимательный вестник» были напечатаны его перевод оды Горация, рассказ в стихах «Офицерша» и рассказ «Переписка двух уездных барышень». В 1858 он получил признание в кружке поэта Л.Мея. В 1859 сотрудничал в журнале «Искра», напечатав сатирический очерк о ярмарочных нравах Сплошь да рядом и стихи. Общительность Крестовского способствовала его сближению с А.Григорьевым, а затем с кружком почвенников при журналах «Светоч» и «Время». В число его близких знакомых вскоре вошел Ф.М.Достоевский. В 1860–1861 Крестовский написал стихотворный цикл Испанские мотивы, отмеченный откровенным эротизмом, за что был прозван в сатирических журналах Клубничкиным. В 1861–1862 печатал статьи, стихи и прозу в журнале «Русское слово», отдавая дань в равной мере как почвенническим, так и радикально-нигилистическим идеям в духе Писарева, что дало основание А.Григорьеву заметить, что «натуры в нем нет», а критику Д.Минаеву отозваться на стихотворный сборник Крестовского «Стихи» (1862) статьей «На все отозвался, ни до чего не договорился». В 1863 Крестовский отказался от своих нигилистических взглядов, о чем написал в рассказе «Любовь в двух часах» (1863). С этого времени начал высмеивать нигилистов – в частности, увлекающихся романом «Что делать?» Н.Г.Чернышевского (статья «Заметки постороннего», 1863, и др.). Это дало основание Писареву назвать его «продажным стиходелателем», а журналу «Русское слово» – порвать с Крестовским. Крестовский перевел некоторые стихи античных поэтов (Анакреон, Алкей, Гораций, Сафо) и И.В.Гете, Г.Гейне, Т.Г.Шевченко, написал либретто оперы Н.Римского-Корсакова «Псковитянка», сделал переложение сказки «Теремок», написал стихи романсов «Под душистою ветвью сирени» и «Прости, на вечную разлуку» и революционных песен «Владимирка» и «Полоса». Писал светские фельетоны для журнала «Модный магазин» и газеты «Петербургский листок», сотрудничал с другими изданиями. Любимой темой прозаических произведений Крестовского была драма брошенной женщины («Погибшее, но милое создание», 1861, «Бесенок», 1861, и др.). Его рассказам и повестям свойственны как романтические штампы, так и выразительные картины быта – например, гимназического в повести «Не первый и не последний. Неоконченные записки студента» (1861). Способность к точному литературному воплощению житейских картин и нравов привела Крестовского к созданию физиологических очерков «Гнилушница с Чернышева моста» (1864), «Извозчик Ванька» (1864) и др. В 1865 издал три книги физиологических очерков – «Санкт-Петербургские типы», «Санкт-Петербургские золотопромышленники», «Фотографические карточки Санкт-Петербургской жизни». В 1862–1863 Крестовского заинтересовала жизнь Санкт-Петербургского «дна», и он начал собирать материал о его обитателях. Писатель Н.Помяловский дал ему идею большого романа в духе «Парижских тайн» Э.Сю, в котором соединилась бы реалистическая и романтическая тенденции. В 1864–1867 был написан роман «Санкт-Петербургские трущобы». Авантюрный сюжет включал в себя историю двух поколений князей Шадурских, их законных и незаконных жен и детей, а также связанных с ними мошенников, воров и фальшивомонетчиков. Это дало основание критикам написать о том, что герои романа – это «смесь сливок общества с его подонками». Запутанная детективная интрига сочеталась в Санкт-Петербургских трущобах с описанием нравов различных слоев общества. В романе описывались ночлежки, притоны, публичные дома, тюрьмы. Роман «Санкт-Петербургские трущобы», пользовавшийся огромной популярностью у массового читателя, вызвал противоречивые оценки просвещенных современников. И.Тургенев назвал его «чепухой», А.Суворин иронически отметил «стенографизм» Крестовского, Вас.И.Немирович-Данченко положительно оценил динамичность действия. В 1865–1866 в качестве «члена-литератора» специальной комиссии Крестовский исследовал подземелья Варшавы, о чем написал в очерке «Подземный ход» (1867). В 1867 путешествовал по Поволжью (очерк «По дороге», 1867). В 1868 стал офицером уланского полка, расквартированного в Гродно.
Vsevolod_Krestovskiy1880 (619x700, 531Kb)
В.В.Крестовский в 1880 году.
К этому времени у него сложилось убеждение, что российский нигилизм является следствием «польской интриги». Эта идея проводилась в дилогии Крестовского «Кровавый пуф. Хроника о новом смутном времени Государства Российского» (1875). Дилогия состояла из романов «Панургово стадо» (1869) и «Две силы» (1874). Антинигилистическая идея была облечена в авантюрно-детективный сюжет, в котором присутствовали все элементы «бульварного» романа – например, главный герой, «нигилист по стечению обстоятельств», был обольщен коварной красавицей-полькой. Сюжет разворачивался на фоне событий 1861–1863 – польского восстания, Санкт-Петербургских пожаров, студенческих волнений и др. Впоследствии Крестовский писал в основном тенденциозные очерки. Так, в «Очерках кавалерийской жизни» (1892) идеализировал военных, в очерках «На зимних квартирах» (1872) оправдывал антисемитизм. По заданию царя Александра II написал «Историю лейб-гвардейского Уланского Его Величества полка» (опубликована 1876) и, использовав собранный для этой работы материал, историческую повесть «Деды» (1875). В качестве официально прикомандированного к штабу русской армии журналиста участвовал в русско-турецкой войне, издал книгу очерков «Двадцать месяцев в действующей армии» (1877–1878) (1879). Впоследствии издал этнографические очерки о Дальнем Востоке, Китае и Японии (1885), где побывал как секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры; очерки «В гостях у эмира Бухарского. Путевой дневник» (1884), написанные во время службы чиновником особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе, и многие другие очерки, связанные с перемещениями по службе. В 1888–1891 Крестовский написал трилогию под условным названием «Жид идет!», в романах которой «Тьма египетская», «Тамара Бендавид» и «Торжество Ваала» проводилась мысль о еврейском заговоре. Авантюрный сюжет о похождениях мошенника и судьбе крестившейся еврейки разворачивался на фоне политических событий 1870-х годов – русско-турецкой войны, обострения восточного вопроса и т.д. Несмотря на идеологическую поддержку Крестовского, консервативная критика отметила падение его мастерства – например, критик К.Буренин написал о трилогии: «Сухо, скучно, книжно и отдает посредственностью». В 1892 Крестовский был назначен редактором официальной газеты «Варшавский дневник», в которой печатал свои статьи и рассказы. Большинство его знакомых отмечали не только деградацию его как прозаика, но и «способность к дурным поступкам» (Достоевский) и «разврат ума», которым «пересиливается его прекрасное и мягкое сердце» (А.Григорьев). Умер в Варшаве 30 января 1895 года.
Могила_писателя_Всеволода_Крестовского (525x700, 450Kb)
Могила Крестовского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Сочинения: Собрание сочинений, тома 1-8, Санкт-Петербург, 1899-1900; Санкт-Петербургские трущобы. (Вступительная статья И.Н.Кубикова), тома 1-3, Москва- Ленинград, 1935-1937; (Стихотворения), в книге: Поэты 1860-х годов. (Вступительная статья И.Г.Ямпольского), Ленинград, 1968. Литература: Базанов В., Из литературной полемики 1860-х годов, Петрозаводск, 1941.

 (528x699, 121Kb)
1840
Карл Менгер (немецкое имя - Carl Menger)
австрийский экономист, основатель австрийской школы. Родился в Нёй-Сандеце, Австрийская империя (ныне Новы-Сонч, Польша). Карл Менгер учился в Венском университете и пражском университете Каролинум; защитил докторскую диссертацию в Ягеллонском университете в Кракове. В 1876−78 годах являлся наставником наследника австрийского престола кронпринца Рудольфа, впоследствии покончившего жизнь самоубийством (сопровождал его в путешествиях по Европе, включивших посещение Англии, Шотландии, Ирландии, Франции и Германии). По записным книжкам потенциального монарха удалось восстановить курс лекций по политической экономии, который ему прочёл Менгер — оказалось, что содержание курса отвечало концепциям классической школы; о предельной полезности австрийский учёный даже не упоминал. В 1873—1903 годы Менгер работал профессором Венского университета. Ф.А. фон Хайек утверждает, что «копии его лекций по государственным финансам студенты пытались раздобыть для подготовки к экзаменам ещё двадцать лет спустя после его отставки». Брат экономиста, социолог Антон Менгер, в 1886 году опубликовал работу «Право на полный продукт труда». Сын, также Карл Менгер, получил известность как математик и экономист. Практической реализацией идеи Менгера о благах разных порядков является сетевое планирование. Карл Менгер внёс вклад в экономическую теорию, методологию экономических исследований и политическую философию. Карла Менгера заслуженно считают основателем Австрийской школы в экономической теории. Основной работой по экономической теории являются «Основания народнохозяйственного учения» (нем. «Grundsätze der Volkswirtschaftslehre», 1871, 2-е издания 1923 под редакцинй К.Менгера (мл.)). Основные методологические работы (появившие в рамках известного «Спора о методах» с Густавом фон Шмоллером):
— «Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности» (немецкое название - «Untersuchungen über die Methode der Sozialwissenschaften und der politischen Ökonomie insbesondere», 1883; «Investigations into the Method of the Social Sciences with Special Reference to Economics», перевод 1963) и — «Ошибки историцизма в немецкой экономической теории» (немецкое название - «Die Irrthümer des Historismus in der deutschen Nationalökonomie», 1884). Менгер наряду с Уильямом Стенли Джевонсом и Леоном Вальрасом считается «творцом» маржиналистской революции. Исходным пунктом экономического анализа К.Менгера является исследование соотношений между человеческими потребностями и способностями вещей удовлетворять эти потребности. К.Менгер выделяет ряд условий превращения вещи в благо:
а) существование некоей человеческой потребности;
б) наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;
в) знание человеком указанных потенциальных свойств вещи;
г) обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.
При этом если количество единиц данной вещи безгранично, то такая вещь является свободным благом. В противном случае - когда вещь является редкой - она представляет собой экономическое благо. При этом благо и товар - разные категории. «Товар - это экономическое благо, предназначенное для продажи».Учение К.Менгера об (экономическом) благе лежит в основе современной микроэкономической теории. Субъективная ценность - это значение, которое имеет для индивида данное благо. Чрезвычайно важно то, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность - это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов. Необходимыми условиями для обладания благом ценности являются следующие:
а) его полезность для данного индивида;
б) редкость.
Субъективная ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. В теории К.Менгера ценность (пусть и неявно) дана через идею убывающей предельной полезности блага. К.Менгер выделяет блага низшего и высшего порядка. Блага низшего порядка - это предметы потребления, блага высшего порядка - средства производства. Нововведение К. Менгера в сфере анализа производственных благ состоит не в новой терминологии, а в идее, согласно которой их ценность определяется ценностью предметов потребления (благ низшего порядка), выпускаемых с помощью этих средств производства. Точнее говоря, ценность блага высшего порядка определяется предельной полезностью блага низшего порядка, которое изготовляется благодаря этому средству производства. Это указывает на то, что ценность благ высшего порядка носит ожидаемый характер. К.Менгеру принадлежит также идея о взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ высшего порядка. Эта идея получила дальнейшее развитие в современной микроэкономике. К.Менгер также является автором эволюционной теории денег. По его мнению, деньги представляют собой экономический феномен, возникающий спонтанно.
23 февраля 1840 года родился — Карл Менгерpost-13108-129842001702 (700x357, 238Kb)
Их появление не является результатом целеноправленных действий отдельных хозяйствующих субъектов или групп таких субъектов, направленных на создание средства обмена. Для описания фундаментальных причин возникновения денег К. Менгер обращается к анализу особенностей обменных отношений. В ходе осуществления обменных операций их участники склонны накапливать у себя те товары, которые обладают большей «способностью к обмену», «реализуемостью» [Absatzfahigkeit]. Ведь такие товары можно обменять на большинство всех остальных благ. В результате товары с большими «способностями к обмену» начинают играть роль посредников при осуществлении обменных сделок. Постепенно среди этих товаров выделяется товар с наибольшей способностью к обмену. Такой товар как раз и представляет собой деньги. Эта идея о спонтанном возникновении денег оказала огромное влияние на формирование взглядов Ф.А. фон Хайека, Л. фон Мизеса и других представителей неоавстрийской школы - направления современного экономического анализа, развивающего традиции «старой» австрийской школы. В частности, предложенная Ф.А. фон Хайеком концепция «расширенного порядка» вряд ли появилась бы без теории денег К.Менгера. Умер в Вене 27 февраля 1921 года. Основные работы: Grundsätze der Volkswirtschaftslehre, 1871; русский перевод: «Основания политической экономии», издания: — Австрийская школа в политической экономии. К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер. — Москва: Экономика, 1992. — ISBN 5-282-01471-8. Менгер К. Избранные работы. — Москва: Территория будущего, 2005. — Сьраницы 59−288. — ISBN 5-7333-0175-9. Untersuchungen über die Methode der Sozialwissenschaften und der politischen Ökonomie insbesondere, 1883; русский перевод: «Исследование метода социальных наук и политической экономии в частности». издания: — Менгер К. Избранные работы. — Москва: Территория будущего, 2005. — Страницы 289-450. — ISBN 5-7333-0175-9. Die Irrthümer des Historismus in der deutschen Nationalökonomie, 1884. Литература: Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса / перевод с английского — Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2008. Кубедду Р. Политическая философия австрийской школы: К.Менгер, Л.Мизес, Ф.Хайек / перевод с английского — Москва: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2008. — 406 страниц — ISBN 978-5-91066-025-4, ISBN 978-5-91603-009-9. Хайек Ф.А. Карл Менгер (1940−1921). — В книге: Хайек Ф.А. Судьбы либерализма в XX веке / перевод с английского Б.Пинскера. — Москва: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2009. — Страницы 79−118. — ISBN 978-5-91066-028-5, ISBN 978-5-244-01113-5, ISBN 978-5-91066-027-8. Salerno J. T. Biography of Carl Menger: The Founder of the Austrian School (1840-1921) // The Ludwig von Mises Institute

 (579x699, 113Kb)
1842
Эдуард фон Гартман (немецкое имя - Eduard von Hartmann)
немецкий философ-идеалист. Родился в Берлине. Источниками философии Гартмана были волюнтаризм А.Шопенгауэра и "философия тождества" Шеллинга. Сочинения Гартмана "Философия бессознательного" (1869, 12 издание, 1923) противопоставляет естественно-научому материализму мистический идеализм, а идее социального прогресса - пессимистический взгляд на историю. Гартман придерживается панпсихизма, допуская наличие ощущений у растений и даже у атомов. Основой всего сущего он полагал абсолютное бессознательное духовное начало. Вселенная, по Гартману - это продукт иррационального процесса, в котором сознание - лишь орудие бессознательной мировой воли, рассматриваемой в качестве источника жизни и движущей силы развития. На основе признания иррациональности мира Гартман разрабатывает этику с точки зрения пессимизма ("Феноменология нравственного сознания", 1879, 3 издание 1922). Он призывает к избавлению от трёх иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в результате социального прогресса. В своём отрицании возможности счастья в результате исторического развития Гартман приходит к проповеди нигилистической религии ("Философия религии", 1882), - эволюция влечёт Вселенную к уничтожению путём осознания её неразумия и нецелесообразности. В психологии Гартман выступил против материалистической позиции, согласно которой психические процессы зависят от физиологических. Умер в Грослихтерфельде, Германия 5 июня 1906 года.

 (464x699, 122Kb)
1842
Карл Теодор Либерман (Carl Theodor Liebermann)
немецкий химик-органик. Родился в Берлине. Учился в Высшей технической школе в Берлине. С 1873 г. — профессор там же. Основные научные работы посвящены исследованию синтетических красителей. Совместно с К.Гребе получил антрацен посстановлением природного алииприна цинковой пылью (1868). Они же первыми осуществили синтез илизарина из антрацена через бромирование антрахинона и сплавление бромюра с поташем (1869). Эта работа была положена в основу созданного совместно с Гребе и Г.Каро промышленного способа изготовления ализарина, который прежде получали из корней марены (1869). Показал, что протравные свойства красителей связаны с присутствием в их молекулах окси-групп либо карбоксильных групп в о- или р-положениях (1893). Наблюдал молекулярные перегруппировки под действием света, например, коричной кислоты — в аллокоричную (1895), димеризацию циннамили-денкарбоновой кислоты. Президент Немецкого химического общества (1898, 1911). Умер в Берлине 28 декабря 1914 года.

1844
Порфирий Алексеевич Трифонов
русский музыкальный критик. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Артиллерийскую академию. Некоторое время быр на военной службе, в конце 1860-х гг. вышел в отставку, занялся музыкально-литературной деятельностью. Сотрудничал в ряде Санкт-Петербургских периодических изданий - в "Свнкт-Петербургских ведомостях", "Заграничном вестнике", "Молве", "Порядке", "Вестнике Европы", в 1883-1884 вёл музыкальный отдел журнала "Искусство". Статьи нередко подписывал псевдонимами Т., Т-ов. Принимал участие в работе Бесплатной музыкальной школы (в 1868-1875 член её Совета). Во 2-й половине 1870-х гг. брал уроки композиции у Н.А.Римского-Корсакова. Дружеские отношения связывали Трифонова с М.А.Балакиревым, В.В.Стасовым, Римским-Корсаковым, А.К.Лядовым, А.К.Глазуновым и др. В 1880-х гг. участвовал в музыкаоьных вечерах М.П.Беляева. Музыкпльные воззрения Трифонова сложились под воздействием идей "кучкистов", в первую очередь Ц.А.Кюи. Как музыкально-литературный критик Трифонов выступал поборником "Новой русской музыкальной школы". В 1880-1890-х гг. написал ряд биографических очерков - о А.С.Даргомыжском, А.П.Бородине, М.П.Мусоргском, Римском-Корсакове, П.И.Чайковском, Ф.Листе и друное (опубликованы в "Вестнике Европы"). Пропагандируя творчество современных. русских и зарубежных композиторов, Трифонов обнаружил, однако, некоторую ограниченность взглядов, выразившуюся в отрицании музыкальной классики 18 в., творчества Р.Вагнера, а также в недооценке музыки Чайковского. Среди незавершённых работ Трифонова - "Очерки истории русской музыки". Умер в Царском Селе, ныне Пушкин 3 августа 1896 года. Сочинения: Гектор Берлиоз, "Вестник Европы", 1881, No 9-10; Фредерик Шопен, там же, 1883, No 5-6; Рихард Вагнер, там же, 1884, No 3-4; Франц Лист, там же, 1884, No 9-10 (отдельные издание - Ф.Лист. Очерк его жизни и деятельности, Санкт-Петербург, 1887); Роберт Шуман, там же, 1885, No 8-9; Александр Сергеевич Даргомыжский, там же, 1886, No 11-12; Александр Порфирьевич Бородин, там же, 1888, No 10-11; H.А.Римский-Корсаков, там же, 1891, No 5-6; Петр Ильич Чайковский. Некролог, там же, 1893, No 12; М.П.Мусоргский, там же. Литература: (Веймарн П.), Трифонов Порфирий Алексеевич (некролог), "РМГ", 1896, No 9; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, том 3 - 1881-1894, Ленинград, 1960.

 (472x699, 66Kb)
1849
Павел Дмитриевич Хрущов (Павел Дмитриевич Хрущев)
русский химик. Сын помещика. Окончил Дерптский университет. Совершенствовал образование в университетах Лейпцига, Бонна, Берлина, затем в Харьковском университете у Н.Н.Бекетова. С 1892 г. работал в Харьковском университете, читал в отдельные курсы по вопросам физической химии. В 1895 г. организовал на собственные средства в своем имении в селе Карасевка под Харьковом химическую лабораторию, где работал над вопросами химич. термодинамики, теории растворов и электрохимии. Основные научные исследования относятся к химической термодинамике и электрохимии. Рассмотрел (1882) принцип наибольшей работы с точки зрения законов термодинамики. Одним из первых пропагандировал химическую термодинамику в России: начал оперировать (с 1885) понятиями свободной и связанной энергии, использовал (с 1894) уравнение Гиббса для изучения химических равновесий. Xрущов совместно с русским химиком А.П.Ситниковым произвел (1898-1902) точные криоскопические измерения при помощи разработанного им метода измерения температур замерзания растворов электрическим термометром. Определил (1898-1902) электродвижущие силы и свободные энергии различных гальванических элементов. Умер 20 апреля 1909 года. Сочинения: Криоскопические исследования, "Журнал Русского физико-химического общества [Часть химическая]", 1902, том 34, отдел 1, выпуски 2—3. Литература: Стрелков И.И., Развитие воззрений H.H.Бекетова на природу химического сродства в работах П.Д.Хрущева, в книге: Из истории отечественной химии, Харьков. 1952; Кузьменко С.Н., Русский физикохимик Павел Дмитриевич Хрущов, в книге: Сообщения о научных работах членов Всесоюзного химического общества имени Д.И.Менделеева, № 3, Москва, 1954.

Julian_Ochorowicz (431x700, 56Kb)
1850
Юлиан Охорович (Julian Ochorowicz)
польский философ-позитивист, психолог и изобретатель в области телефонии. Родился в городе Радзимин, ныне Польша. В 1872 окончил физико-математический факультет Варшавского университета, в 1873 получил степень доктора философии в Лейпцигском университете. В 1875—1882 Охорович — доцент кафедры психологии Львовского университета. В 1882—1892 жил в Париже, где совместно с Ж.М.Шарко, Ш.Рише и Т.Рибо разрабатывал научные проблемы гипноза и методику психотерапии. К этому же периоду относятся изобретения Охоровича в области телефонии: двухмембранный электромагнитный телефон; термомикрофон. В 1886 на 3-й Санкт-Петербургской электротехнической выставке Охорович впервые организовал трансляцию по проводам оперных спектаклей. В своих журнальных статьях Охорович являлся представителем типичного «варшавского позитивизма». В Париже Охорович занимался опытами в области электротехники и животного магнетизма, изобрёл систему телефона на иных основаниях, чем Эдисон. Кроме занятий философией, предпринял ряд интересных исследований в технической области, в частности, занимался разработками микрофонов, аппаратов по передаче на расстояние звуков и света, в 1877 разработал теоретическое обоснование монохромного телевидения. Считается предшественником изобретателей радио и телевидения. Кроме того, автор многих экспериментов в области психологии, которые он проводил в своей лаборатории в Висле. Умер в Варшаве 1 мая 1917 года. Главные его работы: магистерская диссертация «О человеческом мозге» / «О mózgu ludskim» (Варшава, 1869); «Как надо исследовать душу или о методе психологических исследований» /«Jak naležy badać dusze. Czyli o metodzie badań psychologicznych (1869)»; «О свободе воли» / «O wolnośći woli» (1871); «Вступление и общий взгляд на философию» / «Wstęp i pogląd ogólny na filozofije» (1877); докторская диссертация «Das Bewusstwerden im Menschen, seine Bedingungen und Gesetze» (Лейпциг, 1873); «О поэтическом творчестве с точки зрения психологии» / «O twórczości poetyckiej ze stanowiska psychologii» (Львов, 1877); «Физическая и моральная боль» / «Ból fizyczny i moralny» (1882); «Психология погони» / «Fizjologia wyścigów» (1897); «Любовь, преступление, вера и мораль. Несколько исследований в криминальной психологии» / Miłość, zbrodnia, wiara i moralność. Kilka studiów z psychologii kryminalnej (1870); «Из дневника психолога» / Z dziennika psychologa (1876); «О предложениях мысли» / O sugestii myślowej (одна из первых книг польского автора в области парапсихологии) (1887); «Тайные знания Египта» / Wiedza tajemna w Egipcie (1898); «Схема генетических элементов» / Układ genetyczny pierwiastków (1911); «Медиумные явления» / Zjawiska mediumiczne (1913); «Психология, педагогика, этика. Причины для попыток нашего национального возрождения» /Psychologia, pedagogika, etyka. Przyczynki do usiłowań naszego odrodzenia narodowego (1917). Литература: Bobrowska-Nowak W., Julian Ochorowicz na drogach i bezdrozach psychologii, "Kwartalnik historii nauki i techniki", 1971, №1.

 (699x528, 165Kb)
1850
Цезарь Ритц (César Ritz)
выдающийся швейцарский отельер, основатель гостиничной империи, ставшей синонимом роскоши. Кажется, он был избран судьбой, чтобы выразить дух Европы накануне первой из двух великих катастроф, потрясших континент в течение двадцатого столетия. Недаром в английском языке навсегда осталось прилагательное ritzy (роскошный). Недаром у Ф.С.Фицджеральда в названии одного из лучших рассказов фигурирует "отель "Риц". Подозреваю также, что в появлении на свет томас-манновсковского "авантюриста Феликса Круля" не последнюю роль сыграла головокружительная карьера Цезаря Ритца, тринадцатого ребенка в семье потомственных обитателей деревушки Нидервальд, насчитывавшей в год рождения Цезаря (1850) 123 жителя. Клан Ритцов дал Нидервальду резчиков по дереву (алтарь местной церкви - живое свидетельство их искусства), мастеров художественной ковки. Но родители будущего короля отельеров посчитали, что Ритцы уже и так достаточно обогатили родную деревню людскими ресурсами и отправили мальчика в Сьон - тогдашнюю столицу кантона Вале. Этот кантон замечателен тем, что в сжатых горными хребтами долинах, в одной из которых бурлит Рона - ниже по течению великая французская река, - живут и немецкоязычные, и франкоязычные и даже италоязычные швейцарцы. В детстве Цезарь говорил по-немецки. В Сьоне он стал франкофоном. И, похоже, это оказалось его единственным достижением. Из школы молодого Ритца, видимо, выставили за полное отсутствие прилежания. Отец пристроил юного оболтуса в гостиницу своего хорошего приятеля уже в немецкоязычном Бриге. Но и там парень не прижился, не выказав тех пресловутых упорства и добросовестности, которые, как пишут в биографиях миллионеров, присущи всякому великому бизнесмену с рожденья. В Бригском теологическом колледже шестнадцатилетний недоучка подрабатывал сперва слугой, а потом и сторожем, а в семнадцать лет, получив очередную денежную подачку от отца, отправился… на Всемирную выставку в Париже. Умер 24 октября 1918 года.

1851
Ким Ок Кюн
корейский политический деятель. Родился в деревне Чонаммен, уезда Кванджу, провинции Чхунчхон. Дворянин из знатного рода. С 1884 был чиновником Хонмунгвана — учреждения, ведавшего конфуцианскими трактатами, историческими книгами и отвечавшего на вопросы короля. С начала 1880-х гг. глава реформаторского движения, которое выступило за проведение социально-экономических преобразований буржуазного характера. Свои планы Ким Ок Кюн рассчитывал осуществить, используя поддержку Японии. 4 декабря 1884 реформаторы во главе с Ким Ок Кюном произвели политический переворот и захватили власть, но через 2 дня потерпели поражение от королевских и находившихся в Корее с лета 1882 китайских войск. Ким Ок Кюн бежал в Японию. Убит во время поездки в Шанхай агентом корейского правительства 28 марта 1894 года.

Dmitriy_Ott (501x700, 106Kb)
1855
Дмитрий Оскарович Отт
советский акушер-гинеколог, лейб-акушер (1895) в царствование императора Николая II. Родился в селе Плохино, Калужская губерния, ныне село Ульяново Калужской области. В 1879 окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, профессор клинического института великой княгини Елены Павловны, с 1893 директор Санкт-Петербургского повивального института и до 1906 женского медицинского института в Санкт-Петербурге. Впервые практически доказал и теоретически обосновал эффективность внутривенных вливаний физиологического раствора обескровленным родильницам. Инициатор применения радия в гинекологии (1913). Создал новое направление в оперативной гинекологии, пропагандируя чревосечение влагалищным путем, активно внедряя асептику, и т. п. Разрабатывал методы хирургического лечения опущения и выпадения половых органов. Сконструировал ряд новых медицинских инструментов (осветительные зеркала для влагалищных операций и др.). Впервые провёл лапароскопическую операцию. Организатор 5-го Международного акушерско-гинекологического конгресса в Санкт-Петербурге (1910). Почетный член российских и зарубежных (берлинского, итальянского, египетского и др.) научных медицинских обществ. Умер в Ленинграде 17 июня 1929 года В 1989 году, в знак признания заслуг, преемственности идей и традиций Повивальному акушерско-гинекологическому Институту было присвоено его имя.. Сочинения: Избранные отделы практической гинекологии, отдел 1 - Патология и терапия неправильных положений матки, Санкт-Петербург, 1890; Оперативная гинекология, Санкт-Петербург, 1914. Литература: Бубличенко Л.И., Мандельштам А.Э., Д.О.Отт. (Очерк жизни и деятельности), Ленинград, 1960 (литература).

Gabrichevsky_GN (496x700, 52Kb)
1860
Георгий Норбертович Габричевский
русский учёный, микробиолог, основатель научной школы, один из организаторов производства бактериологических препаратов в России. Родился в Москве. Его отец, Норберт Иосифович Габричевский, — саксонский подданный; фотограф. В 1860 году он открыл в Арбатской части 5-го квартала, в доме Барыкова, у Тверских ворот, против Страстного монастыря, фотографическую фирму «Римей», названную так по девичьей фамилии его жены, Луизы Римей. При содействии московского фотографа Михаила Тулинова было зафиксировано изобретение Габричевского и выдана привилегия «саксонскому подданному Норберту Габричевскому на изобретенный им перспективный фотографический аппарат 21 ноября 1863 г. на 3 года, по прошению от 12 апреля 1863 г». Сущность изобретения состояла в том, что за счёт особого сочетании стекол объектива фотографического аппарата стало возможным запечатлеть людей, расположившихся на различных расстояниях от аппарата. Георгий Габричевский окончил в 1878 году 3-ю московскую гимназию, затем — Медицинский факультет Московского университета (1884). В 1884—1885 годах он — врач-экстерн в неврологическом отделении Старо-Екатерининской больницы; в 1885—1886 годах — помощник прозектора кафедры физиологии московского университета. В 1888 году стал доктором медицины за диссертацию: «К вопросу о возбудимости мышц. Экспериментальное исследование». В 1889—1891 годах стажировался в лабораториях И.И.Мечникова, Р.Коха, Э.Ру, П.Эрлиха. Организовал и заведовал в Московском университете бактериологической лабораторией (1891—1895); затем был директором Бактериологического института при Екатерининской больнице медицинского факультета (1895—1907). Совместно с Н.Ф.Филатовым ввёл сывороточное лечение дифтерии. Габричевский предложил для специфической профилактики скарлатины использование созданной им убитой стрептококковой вакцины. Совместно с Левенталем предложил серологическую пробу для диагностики возвратного тифа. Предложил способ культивирования анаэробов в чашках, новый способ определения активной подвижности бактерий; получил антитоксин дизентерии и противодизентерийную сыворотку.Умер 5 апреля 1907 года. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Stamp_of_USSR_2394 (497x700, 223Kb)
В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Габричевскому.
Брат: Валерий Норбертович Габричевский — профессор физики Донского политехнического института;
Жена: Елена Васильевна Бодиско (1862—1930); Дети: Александр (1891—1968) — искусствовед, литературовед, переводчик, доктор искусствоведения; Ирина (1900—1996) — замужем за Сергеем Михайловичем Кочубеем (1896—1960). Память: НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Г.Н.Габричевского; В ГМИИ имени А.С.Пушкина находится его бюст работы скульптора О.Родена. Основные труды: «К вопросу о возбудимости мышц : Экспериментальные исследования Г.Н.Габричевского» (1888. — 140 страниц); «Очерк нормальной и патологической морфологии крови» (1891. — 62 страницы); «Бубонная чума и меры борьбы против неё» (1897. — 26 страниц); «Медицинская бактериология» (2-е издание, 1903. — 414 страницы); «Руководство к клинической бактериологии» (1893. — 172 страницы.).

Mathews (525x700, 118Kb)
1861
Джордж Баллард Мэтью (George Ballard Mathews)
английский математик, член Лондонского королевского общества (с 1897). Родился в Лондоне. Окончил Университетский колледж в Лондоне и Кембриджский университет (1883). В 1884-1896 и с 1911 преподавал в Университетском колледже в Бангоре (Индия), в 1896-1911 - профессор Кембриджского университета. Основные исследования относятся к теории чисел. Разрабатывал гауссову теорию квадратичных форм. Исследовал функции Бесселя и их применение к задачам электротехники, гидродинамики, оптики. Развил основания проективной геометрии; изучал проективные свойства кривых и квадратичных форм второго порядка. Умер 19 марта 1922 года.

1862
Евгений Матвеевич Сидоренко
народоволец. Родился в местечке Армянский Базар Перекопского уезда Таврической губернии, в семье священника. В 1873 г. после окончания Перекопского училища поступил в Симферопольскую гимназию. В 15-летнем возрасте Е.М.Сидоренко стал членом тайного политического кружка, организованного в Симферополе студентами, исключенными за революционную деятельность из Киевского университета. Позднее Сидоренко сблизился с членами парии «Народная воля». В 1880 г., окончив гимназию, Е.М.Сидоренко поступил в Санкт-Петербургский университет, где принимал активное участие в студенческих выступлениях. Он был среди организаторов покушения на Александра II, оборвавшего жизнь российского императора. В 1882 г. арестован за пропагандистскую деятельность и на 5 лет сослан в Сибирь. После отбытия наказания поселился в Одессе. В 1897 г., сдав экстерном экзамены в Новороссийском университете, Е.М.Сидоренко стал юристом. Долгое время занимался адвокатурой, а в 1900 г. был избран в мировые судьи города Одессы, где переизбирался 6 раз подряд. В 1919 г. вступил в Общество Взаимного Кредита по выборам в качестве члена правления, а затем, в том же году — секретарем в центральный общегражданский кооператив. По ликвидации кооператива в 1920 г. перешел на службу в Губстатбюро, в котором состоял до последнего времени в качестве инструктора. Умер после 1925 года. Оставил мемуары.

Charles Joseph Chamberlain (622x700, 55Kb)
1863
Чарльз Джозеф Чамберлен (Charles Joseph Chamberlain)
американский ботаник. Родился близ города Салливан, штат Огайо. Известен исследованиями эволюционного развития растений. Умер в Чикаго 5 января 1943 года.

Franz_von_Stuck_Selbstbildnis_im_Atelier (700x654, 143Kb)
1863
Франц фон Штук (немецкое имя - Franz von Stuck)
немецкий живописец и скульптор, один из лидеров символизма в изобразительном искусстве. Родился в Теттенвейсе (Нижняя Бавария). Сын деревенского мельника, Франц фон Штук учился в Королевской школе искусств и ремёсел в Мюнхене, а затем в Мюнхенской академии художеств. Фон Штук увлекался новыми художественными техниками и жанрами и вместе с Вильгельмом Трюбнером основал в 1892 г. Мюнхенский сецессион. С 1895 г. Штук — профессор Академии художеств, среди его учеников — Василий Кандинский, Пауль Клее, Йозеф Хенгге, Георг Карс, Пауль Штолльрайтер и Генрих Штриффлер. В 1906 г. Франц фон Штук получил дворянский титул. В одном ряду с Францем фон Ленбахом и Фридрихом Августом фон Каульбахом фон Штук является ярким представителем мюнхенской школы изобразительного искусства. Вдохновлённый творчеством Арнольда Бёклина, Штук писал паряще-нереальные картины на сюжеты из мира фантазий и аллегорий, символические образы, как, например его «Грех» (1893) и «Война» (1894). Многие из его крупноформатных произведений отличает двусмысленно-эротическая атмосфера. Картины фон Штука, изображавшие часто обнажённые женские и мужские тела, получили в викторианскую эпоху у публики необычайно сильное художественное восприятие со слегка «истерическими» чертами. Воззрения фон Штука на целостное художественное произведение отражает построенная в 1898 г. на Принцрегентенштрассе (немецкое название - Prinzregentenstraße) в мюнхенском районе Хайдхаузен вилла Штука с мебелью по собственным эскизам и скульптурами. За свои достижения в 1928 г. незадолго до смерти фон Штуку был присвоено звание почётного доктора Мюнхенского технического университета. В настоящее время на вилле размещается художественный музей. Умер в Мюнхене 30 августа 1928 года. Фон Штук похоронен в кладбище Вальдфридхоф в Мюнхене. Галерея: Грех. 1893. Новая пинакотека. Мюнхен; Саломея. 1906. Городская галерея в доме Ленбаха. Мюнхен; Юдифь и Олоферн. 1927. Собрание Отто Хайльманна. Мюнхен; Мари в красной шляпке. 1902. Частная коллекция. Мюнхен; Тилла Дюрье в образе Цирцеи. 1889. Старая национальная галерея. Берлин; Сусанна и старцы. 1913. Частная коллекция; Хоровод. 1910. Частная коллекция; Весна. 1909. Музей земли Гессен. Дармштадт. Библиография: Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. Москва: Искусство, 1989. ISBN 5-210-00073-7; Mendgen, Eva. Von Stuck. Köln: Benedikt Taschen Verlag. 1995. ISBN 3-8228-8888-5; White, Mark. Stuck and the Third Reich. London: Faber and Faber. 2001. ISBN 0-5712-7789-6; Franz von Stuck und seine Schüler, ISBN 3-923244-09-6. Литература: Voss Н., Franz von Stuck, Münch., 1973.

Streitberg_GG (492x700, 128Kb)
1864
Вильгельм Штрейтберг (Wilhelm Streitberg)
немецкий языковед. Профессор Фрибурского (Швейцария, с 1889 г.), Мюнстерского (с 1899 г.), Мюнхенского (с 1909 г.), Лейпцигского (с 1920 г.) университетов. Один из представителей младограмматизма. Родился в Рюдесхейме. Основные труды посвящены сравнительно-историческому германскому языкознанию; исследовал прагерманский, готский языки, издал готские тексты (параллельно с греческими оригиналами), снабдив комментарием и критическим аппаратом. Занимался вопросами общей индоевропеистики. Основал (вместе с К.Бругманом) журнал "Indogermanische Forschuagen" (1892). Умер в Лейпциге 19 августа 1925 года. Сочинения: Urgermanische Grammatik, Hdlb., 1896; Die indogermanische Sprachwissenschaft, Hdlb., 1907; Die gotische Bibel, Bd 1‒2, Hdlb., 1965.

kulesha_1 (423x700, 112Kb)
1866
Георгий Степанович Кулеша
советский паталогоанатом и микробиолог. Автор учебника по патологической анатомии. Георгий Степанович Кулеша родился в Бельском уезде. Получив высшее медицинское образование, он более четверти века — с 1896-го по 1923 год — работал прозектором городской больницы в Санкт-Петербурге – Петрограде. В 1898 году он защитил диссертацию «О пневмонии при кори» (патологоанатомическое и бактериологическое исследование), опубликованную тогда же отдельной книгой. В 1907 году в Санкт-Петербурге был открыт Психоневрологический институт, переименованный в 1920 году в Государственный институт медицинских знаний, затем во 2-й Ленинградский медицинский институт, в Ленинградский санитарно-гигиенический институт и наконец — в Санкт-Петербургскую государственную медицинскую академию имени И.И.Мечникова. Кафедра патологической анатомии была основана в Психоневрологическом институте в 1913 году, и с 1915-го по 1922 год ею заведовал Георгий Степанович Кулеша, поднявший учебно-методический процесс на новый уровень и создавший учебник по патологической анатомии для студентов. Переехав в 1923 году в Симферополь, он три года был профессором Крымского университета, а последние четыре года жизни, до 1930 года, заведовал кафедрой патологической анатомии в Кубанском (ныне Краснодарском) медицинском институте. Под руководством профессора Г.С.Кулеши был перестроен лекционный курс, лекции стали сопровождаться демонстрацией диапозитивов. Его ученик профессор И.М.Малинин возглавил кафедру после смерти учителя и руководил ею до 1941 года. Умер в 1930 году. Труды доктора медицинских наук, профессора Кулеши посвящены патологической анатомии и микробиологии, главным образом острых инфекционных болезней. Причем труды эти носят фундаментальный, классический характер. Особенно выделяются такие монографии, как «К патологической анатомии азиатской холеры» (1911), «Бациллоносители и борьба с ними» (1914) и двухтомный «Курс патологической анатомии» (1930—1931), в котором впервые в отечественной литературе дается описание патологической анатомии инфекционных болезней по нозологическому принципу. Второй том учебника вышел в свет уже после кончины ученого. Крупнейшие специальные издания страны почтили память профессора Г.С.Кулеши некрологами, несколько статей о нем публиковалось впоследствии к юбилейным датам, последняя — двадцать лет назад в «Архиве патологии». Кафедра патологической анатомии в Северной столице является ведущей структурой в исследовании онкоморфологии, успешно сотрудничает с лучшими зарубежными научными школами. В Краснодарской государственной медицинской академии также работает кафедра патологической анатомии, основы которой формировал Г.С.Кулеша. Сочинения: О пневмонии при кори (Патологоанатомич. и бактериологич. исследование). Диссертация, Санкт-Петербург, 1898; К патологической анатомии азиатской холеры, Санкт-Петербург, 1911; Бациллоносители и борьба с ними, Санкт-Петербург, 1914; Материалы к гистопатологической характеристике карачаевского зоба, в книге: Материалы по изучению зобатости в Карачае, Ростов на Дону, 1929 (совместно с В.В.Лауэр): Курс патологической анатомии, части 1—2, Москва—Ленинград, 1930—1931.

Henry Bergman (504x700, 157Kb)
1868
Хенри Бергман (Henry Bergman)
американский актер театра и кино, известный своими давними связями с Чарли Чаплином. Родился в Сан-Франциско, штат Калифорния. Играл в 1888 году в «Hollis Street Theatre» в Бостоне, гастролировал с "The Senator" в 1892 и 1893. Дебютировал на Бродвее в 1899 году. Он впервые появился в фильме «L-KO Kompany» в 1914 году в возрасте 46 лет. В 1916 году Бергман начал работать с Чарли Чаплином в фильме «The Pawnshop». Также работал в качестве студийного ассистента, заместителя режиссера. Играл во многих короткометражках Чаплина, в том числе «The Immigrant», «The Gold Rush» и «The Circus». Последняя работа Бергмана на экране была «Modern Times» в роли менеджера ресторана, и в «The Great Dictator». Чаплин помогал Бергман с финансированием ресторан в Голливуде именем "Henry's", который стал популярным местом для знаменитостей. Генри Бергман продолжал поддерживать связь с «Chaplin Studios» до своей смерти от сердечного приступа 22 октября 1946 года. Похоронен на кладбище Хилсайд в Калвер-Сити, штат Калифорния.

 (537x699, 91Kb)
1868
Уильям Эдуард Беркхардт Дюбуа (Дю Бойс; Dubois, Du Bois)
американский историк, социолог, писатель, один из основоположников современной негритянской литературы США. Родился в Грейт-Баррингтоне, штат Массачусетс, США. В 1895 получил степень доктора философии. В 1897-1910 профессор экономики и истории, в 1933-1944 декан факультета социологии университета в Атланте. В 1961 переехал в Гану, где являлся директором Секретариата по вопросам создания Африканской энциклопедии. Автор фундаментальных трудов, в которых показаны роль негритянских народов в истории мировой культуры и губительные последствия колониальной политики империализма, рабства и расовой дискриминации. Дюбуа в течение многих лет считал действенным средством борьбы против угнетения негров США создание независимой общины мелких негритянских фермеров. Нравственное самосовершенствование и просвещение он идеалистически рассматривал как решающую предпосылку осуществления демократических преобразований. Это отразилось и в его художественных произведениях: сборнике очерков "Души черных людей" (1903), романе "За руном" (1911, русcкий перевод 1925), герой которого столкнулся с цинизмом буржуазных политиканов. Книга новелл, очерков и стихов "Темная вода" (1920) отражает растущий радикализм Дюбуа. К концу 1940-х гг. в мировоззрении Дюбуа совершился перелом: он пришел к осознанию тесной связи между национально-освободительным движением и классовой борьбой пролетариата. Д. - автор трилогии "Черное пламя": "Испытание Мансарта" (1957, русcкий перевод, 1960), "Мансарт строит школу" (1959, русcкий перевод 1963), "Черное пламя" (1961) - беллетризованной истории борьбы американских негров против расовой дискриминации. Свою научную, литературную и педагогическую деятельность Дюбуа неразрывно связывал с практической борьбой за мир и дружбу между народами, с борьбой за уничтожение колониализма. В 1910-1948 он входил в руководство Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения. Являлся инициатором и участником международных так называемых панафриканских конгрессов (1919, 1921, 1923, 1927, 1945). С 1950 был членом Всемирного Совета Мира. Лауреат Международной премии Мира (1953) и Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1959). В 1961 вступил в компартию США. Почетный доктор исторических и юридических наук, философии и литературы университетов многих стран, с 1959 почетный доктор исторических наук МГУ. Умер в Аккре, Гана, 27 августа 1963 года. Сочинения: In battle for peace, N.Y., 1952; Black reconstruction, N.Y., 1956; The autobiography, N.Y., 1968; An AВC of color. Selections... With an introd, by J. O. Killens, N.Y., [1969]; в русском переводе ‒ Джон Браун, Москва, 1960; Африка, Москва, 1961; Воспоминания, Москва,1962; Цветные миры, Москва,1964.Литература: Иванов Р.Ф., Дюбуа, Москва, 1968; Питтман Дж., Логика одной жизни, "Иностранная литература", 1962, № 3; . Е.В.Du Bois. 1868-1963: a bibliography, Accra, 1964.

1870
Петр Петрович Шенк
российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик. Родился в Санкт-Петербурге. Первые уроки музыки получил у своей матери. Игре на фортепиано учился у Э.Гольдштейна с 5-ти лет, затем в Санкт-Петербургской консерватории с 1877 у Панша и с 1882 снова у Гольдштейна. Курс теории композиции окончил в Санкт-Петербургской консерватории в 1891 (по классу Соловьева). Большая часть сочинений Шенка исполнялась в Санкт-Петербурге, а также в Москве, провинции и некоторые за границей. До 1890 Шенк выступал как пианист; он дирижировал также (большей частью своими сочинениями) в Санкт-Петербурге, Москве и провинции. Позже Шенк служил при Дирекции Императорских театров заведующим репертуарным отделением и центральной библиотекой. Как музык. критик Шенк принимал участие в "Музыкально-театральном современнике", "Театре и Искусстве" и др. Умер 18 июля 1915 года. Сочинения для сцены: 3 оперы: "Актея" в 3 действиях с прологом (op. 40, 1899), "Последнее свидание" 1 действие (op. 46, Мариинская сцена, 1904), "Сила любви" 1 действие. (1893); 2 балета: "Синяя борода" в 3 действия и 7 картинок (op. 32, Мариинская сцена, 1896), "Саланга" 1 действие (op. 41, 1899); музыка к пьесе "Une sérénade" (op. 7), хор к "Шейлоку". Сочинения для оркестра: 3 симфонии (D-dur op. 20, F-moll op. 27, E-moll op. 43); "Призраки" фантазия op. 24; симфоническая поэма "Геро и Леандр" op. 38; сюита op. 45; концертная увертюра op. 13; тема с вариациями op. 14; 4 пьесы op. 12. Сочинения для камерного ансамбля: Струнный квартет op. 29 D-moll, соната для скрипки и фортепиано op. 34 В-dur; пьесы для скрипки и фортепиано (op. 2, 37) и виолончели с фортепиано (op. 21, 33). Сочинения для фортепиано: 2 сонаты (op. 5 Е-dur, op.11 D-moll); "Petite suite" op. 23 и около 20 мелких пьес (op. 1, 4, 9, 28, 44). Сочинения для вокального ансамбля: 11 хоров а capella (op. 18, 25, 31, 35), дуэт op. 17. Романсы: 36 №№ (op. 3, 6, 8, 10, 15, 16, 22, 26, 30, 36, 42). Кантаты: "Саул", "Памяти Пушкина", "Хвала Гоголю", "Вечная память императору Александру II"; "Привет императору Николаю II" и др.

 (600x668, 68Kb)
1873
Димитрий Игнатьевич Аракишвили (Аракчиев) (грузинское имя - დიმიტრი ეგნატეს ძე არაყიშვილი)
советский грузинский композитор, педагог и музыкально-общественный деятель. Народный артист Грузинской ССР (1926). Родился во Владикавказе. Образование получил в музыкально-драматическом училище Московской филармонии (1901) и Московском археологическом институте (1918). Основал журнал «Музыка и жизнь» в 1908 году Участвовал в создании Московской народной консерватории. Собирал и пропагандировал грузинскую народную музыку. Написал первую грузинскую оперу, поставленную на профессиональной сцене,- «Сказание о Шота Руставели» (1919), оперу «Жизнь-радость» («Динара») (1927) (обе оперы поставлены в Театре оперы и балета имени Палиашвили), музыку к кинофильму «Щит Джургая» и другие музыкальные сочинения. Автор трудов по музыкальному фольклору. Вёл педагогическую работу с 1902 года; с 1918 года — профессор Тбилисской консерватории. Доктор искусствоведения (1943). Действительный член Академии Наук Грузинской ССР (1950). Опера «Сказание о Шота Руставели» — одна из первых грузинских национальных опер. В это время на грузинской сцене преобладала итальянская опера. Прорыв национальной оперы на сцену произошёл в 1918—1919 годах: в 1918 на сцене Тифлисского театра была показана опера «Кристине» Р.Гогниашвили, в 1919 поставлены оперы «Абесалом и Этери» З.П.Палиашвили, «Кето и Котэ» В. Долидзе и опера Аракишвили «Сказание о Шота Руставели», которая явилась первой национальной камерно-лирической оперой. Постановка оперы была осуществена режиссёром А.Цуцунава, он же повторно поставил оперу в 1947году. Дирижёром премьерной постановки был С.А.Столерман. В первой постановке участвовали известные грузинские певцы Сохадзе, Екатерина Тарасовна (Нино), О.Бахуташвили-Шульгина (Гульчина), В.Сараджишвили (Шота), А.И.Инашвили (Абдул Араб). Значительным событием театральной жизни стала постановка этой оперы в Тбилисском театре оперы и балета имени З.П.Палиашвили в 1923 г. выдающимся режиссёром русской и грузинской сцены К.А.Марджанишвили совместно с режиссёром C.Ахметели. В последующих постановках этой оперы участвовали балетмейстер и исполнитель танцев И.И.Сухишвили (1930), балерина Н.Ш.Рамишвили, дирижёр Е.С.Микеладзе, певцы Е.А.Гостенина (Русудана) и Г.И.Венадзе (Абдул Араб). Опера «Динара» («Жизнь — радость») создана в советское время по либретто В.Л.Гуниа (1924). Опера была поставлена в Театре оперы и балета имени З.П.Палиашвили в 1927 К.А.Марджанишвили, с участием дирижёра И.П.Палиашвили (брат композитора, именем которого назван театр). Народный артист Грузинской ССР (1929). Сталинская премия первой степени (1950) — за музыку к кинофильму «Щит Джургая» (1944), орден Трудового Красного Знамени (8 апреля 1948). Умер Тбилиси 13 августа 1953 года.

Édouard_Risler_01 (437x700, 253Kb)
1873
Эдуард Рислер (французское имя - Édouard Risler)
французский пианист. Родился в Баден-Бадене. Отец Рислера был немец, мать родом из Эльзаса. Рислер учился в Парижской консерватории у Эмиля Декомба, Луи Дьемера и Теодора Дюбуа, затем в Германии у Эжена д’Альбера и Бернхарда Штафенхагена. В 1896 г. работал репетитором на Байройтском фестивале. Активная концертная карьера Рислера во многом была построена на масштабных циклах концертов («Хорошо темперированный клавир», все сонаты Бетховена, все произведения Шопена), и в этом отношении Рислер предвосхитил соответствующую тенденцию XX века. В то же время Рислер был первым исполнителем многих значительных произведений своего времени, в том числе фортепианной сонаты Поля Дюка, некоторых пьес Габриэля Форе, вариаций для двух фортепиано Джордже Энеску (вместе с Альфредом Корто). Единственная серия записей Рислера была сделана в 1917 г. и, несмотря на плохое качество техники, восстановлена и переиздана; запись демонстрирует широту репертуара Рислера, от Жана Филиппа Рамо до Энрике Гранадоса. C 1906 г. Рислер преподавал в Парижской консерватории. Умер в Париже 22 июля 1929 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку