1744
Майер Амшель Бауэр Ротшильд (немецкое имя - Mayer Amschel Bayern Rothschild)
основатель международной династии предпринимателей, основатель банка во Франкфурте-на-Майне. Дело продолжили пять его сыновей: Амшель Майер, Соломон Майер, Натан Майер, Калман Майер, Джеймс Майер. Братья контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы (Париже, Лондоне, Вене, Неаполе, Франкфурте-на-Майне). Семья юного Майера Амшеля жила в еврейском гетто. Его отец Амшель Мозез Бауэр содержал небольшую меняльную контору под красной вывеской, что по-немецки звучит, как «Rot Schild». Так появилось прозвище, которое стало нарицательным обозначением роскоши и богатства и заложило начало 260-летней династии Ротшильдов. Когда Майеру исполнилось двенадцать лет, его отправили в Ганновер на обучение в банк Оппенгеймера. Там он постиг секреты финансового дела, познакомился с монетами германских княжеств, научился определять подделки и выгодные обменные курсы. После смерти родителей в 1760 году Майер вернулся во Франкфурт и продолжил отцовское дело: занялся обменом и продажей монет и медалей. Очень скоро он стал известен среди любителей старины. Скопив деньги, Майер открыл собственную антикварную лавку, в ней же можно было поменять деньги одних германских княжеств на другие. Так возник первый банк Ротшильдов. В начале своей финансовой карьеры был торговцем старинными монетами и медалями. При посредничестве своего клиента генерала фон Эсторфом, коллекционера старинных монет знакомится с ландграфом Гессен-Кассельским Вильгельмом IX. Который сделал его своим доверенным лицом во время бегства ландграфа в Прагу от наполеоновских войск. Майер Аншел Ротшильд не только сохранил капитал, но и так распорядился многомиллионным состоянием что оно заметно возросло, к этому времени относится и заложение основы собственного состояния. Ротшильда отличала исключительная деловая хватка. Перевозка валюты в те времена стоила очень дорого, к тому же был риск попасть в руки разбойников. Майер нашел очень простое решение проблемы. Он закупал в Англии шерсть и хлопок по низким ценам, а затем продавал их в Европе намного дороже. С 1764 Майер Ротшильд начал поставлять монеты и золото в княжеский дом Гессен-Кассель. А уже через пять лет глава дома Вильгельм I назначил его личным банкиром. Обязанности придворного фактора, каким был Майер, заключались в том, чтобы приумножать казну князя, покрывать его расходы на армию, предметы роскоши, снабжать двор, конюшни, кухню и подвалы. В случае успеха, фактора ожидала награда в виде части доходов князя и уважение при дворе, в случае неудачи — суд, разорение и даже казнь. Принц Вильгельм слыл одним из самых богатых и знатных германских князей, торговал наемными армиями и жил на широкую ногу. В 1785 он с выгодой продал 17 тысяч солдат английскому королю Георгу III для войны с американскими колонистами. Когда князь, спасаясь от Наполеона, скрывался, Ротшильд продолжил сбор денег с его должников, и даже смог увеличить полученную сумму. Однажды Ротшильд снял в британском банке деньги с компенсационного счета принца и оплатил ими товар. А поскольку платил наличными, то получил большую скидку. Майер сумел избежать сразу двух операций: перевозки денег в Англию и встречной перевозки денег принца во Франкфурт. Вместо денег Ротшильд привез товар, продал его по высокой цене, вернул долг принцу и в итоге оказался в большом выигрыше. А поскольку принц получал талеры, а англичане платили фунтами, банкир заработал и на разнице курсов валют. В 27 лет Майер женился на 17-летней Гутле Шнаппер — дочери местного ростовщика. У Ротшильдов родилось 5 сыновей и 5 дочерей: Жанетт (1771), Амшель (1773), Соломон (1774), Натан (1777), Изабелла (1781), Бабетта (1784), Карл (Кальман) (1788), Жюли (1790), Генриэтта (1791) и Джеймс (1792). Пять сыновей Ротшильда продолжили его дело. Их называли «Пять пальцев одной руки». 27 сентября 1810 года Майер Амшель основал фирму «Майер Амшель Ротшильд и сыновья». Пуская в оборот наличные средства курфюрста, находившиеся в его распоряжении, Ротшильд-отец стал устраивать государственные займы в небывалых до того размерах. Прирост остался в руках семейства банкиров, а сами богатства были возвращены наследниками Ротшильда преемникам ландграфа. После смерти Ротшильда его совокупный капитал вдвое превышал активы Французского банка. Его сыновья разъехались по всей Европе и впоследствии создали целую сеть банков. Амшель, старший сын, вел все дела родового дома во Франкфурте. Натан основал свою фирму в Лондоне, Джеймс — в Париже, Соломон поселился в Вене, Карл — в Неаполе. Формально они были независимыми друг от друга, но имели общую систему связи — курьерскую службу, которая позволяла получать известия о важнейших политических событиях, о любых биржевых потрясениях раньше всех. Умение Ротшильдов быстро собирать сведения, а если надо — и распространять дезинформацию, сыграло большую роль в том, что история дома тесно переплелась с историей Европы. На эмблеме династии Ротшильдов изображено пять стрел, соединенных цепочкой, что символизирует союз пяти сыновей основателя клана Майера Амшеля. Их девизом стали слова: «Concordia, Integritas, Industria» (Согласие, Единство, Усердие).
Кодекс Ротшильда для своих детей
1. Все важные посты в бизнесе должны занимать только члены семьи (а не наемные работники); участвовать в делах могут только потомки мужского пола; наследовать — только прямые наследники мужского пола. Старший сын становится главой семьи, если братья единодушно не признали иное (как это случилось в 1812, когда главой дома был утвержден Натан).
2. Мужчины семьи должны жениться на своих двоюродных или троюродных сестрах (чтобы накопленное имущество осталось внутри семьи и служило общему делу). Дочери должны выходить замуж за аристократов, сохраняя свою веру.
3. В любом случае имущество семьи не описывать, размер состояния не оглашать. Даже в суде или в завещании. Споры между братьями разрешать внутри семьи, сохраняя единство дома.
4. Жить в согласии, любви и дружбе, делить прибыль поровну.
5. «Никогда не забывайте, что скромность ведет к богатству»
Умер Ротшильд во Франкфурте-на-Майне 19 сентября 1812 года.
1745
Иван Егорович Старов
русский архитектор, один из основоположников классицизма в русском зодчестве. Родился в Санкт-Петербурге, в семье дьякона. Решив дать сыну светское образование, отец отдал его в 1755 в гимназию при новообразованном Московском университете. Затем Старов учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, также только что (1757) основанной, где его наставниками были Ж.-Б.Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов, впоследствии со Старовым породнившийся (их жены были родными сестрами). Успешно закончил Академию в 1762 и отправился в качестве «пенсионера» во Францию. В Париже занимался у архитектора Ш. де Вайи и провел год в Италии, после чего вернулся на родину (1768). В 1772–1774 служил главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, разрабатывая проекты регулярной застройки для старой и новой столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и некоторых других провинциальных городов. Среди его сохранившихся ранних работ наиболее значителен великолепно вписанный в ландшафт усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине (близ Рузы, к западу от Москвы; 1774–1776), включающий главный дом, Никольскую церковь и другие постройки, – здесь еще доминируют криволинейно-барочные структуры планов и объемов. Столь же гармонически-«пейзажны» усадьбы в Таицах (1774–1780-е годы) и Сиворицах (1775–1776) под Санкт-Петербургом. Классицизм везде предстает в стадии формирования, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки (иногда эта монументальная строгость даже предвосхищает ампир, как это было в колокольне храма в Никольском, разрушенной во время военных действий 1941). Самой грандиозной из старовских усадебных построек был пригородный ансамбль в Пелле, на Неве (1785–1789), однако его строительство было по приказу Екатерины II приостановлено и все сооружения в конце 1790-х разобраны. Монументальным выражением зрелого классицизма стали (наряду с Пеллой) две важнейших Санкт-Петербургских работы Старова: реконструкция Александро-Невской лавры (с 1774), отныне градостроительно увязанной с Невским проспектом и обогатившейся величаво и плавно растущим ввысь Троицким собором (1778–1790), и строительство Таврического дворца для Г.А.Потемкина (1783–1789) – напротив, стелющегося близ Невы протяженными объемами своих невысоких корпусов; невиданной роскоши первоначальная отделка дворца утрачена, но частично сохранились интерьеры с грандиозными Купольным залом и Большой галереей, соединенными общим ионическим ордером в единое парадное пространство. С 1780-х годов мастер архитектурно оформлял экспансию России на юг после победоносного завершения двух войн с Турцией, проектируя по этой оси усадьбы, дворцы, новые сельские и городские структуры, – реконструкция городского центра Николаева, потемкинское сельцо Богоявленск на Буге, планировка Екатеринослава (ныне Днепропетровск, Украина); лишь фрагменты этих комплексов, в частности екатеринославский дворец Потемкина (1787–1789), дошли до наших дней. В 1786–1798 Старов был главным архитектором «Конторы строений ее императорского величества домов и садов» и руководил работами в Зимнем, Мраморном, Аничковом и Чесменском дворцах. Наиболее масштабным из поздних произведений Старова явился Казанский собор Богородицкого монастыря в Казани (1796; снесен в 1930-е годы). После 1800 уже не выступал как автор, осуществляя строительный контроль над сооружением Казанского собора (архитектор А.Н.Воронихин, 1801–1811). Оставил значительный след и как педагог: преподавал в Академии художеств в 1769–1772. Умер в Санкт-Петербурге 17 апреля 1808 года. Литература: Кючарианц Д.А. Иван Старов. — Ленинград: Лениздат, 1982. — 191 страниц; Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / cоставитель В.Г.Исаченко; редакци Я.Ю.Артемьева, С.Прохватилова. — Санкт-Петербург: Лениздат, 1997. — 1021 страниц — ISBN 5-289-01585-X; Белехов Н., Петров А., Иван С. Материалы к изучению творчества, Москва, 1950.
1748
Гертруда Элизабет Мара (немецкое имя - Gertrude-Elisabeth Mara; в девичестве – Шмелинг, Schmeling)
немецкая певица (сопрано). Ученица П.Парадизи. Дочь бедного музыканта по фамилии Шмелинг родилась в немецком Касселе. Вундеркинд, семью годами старше Моцарта. Научившись у отца играть на скрипке, ещё ребёнком выступила на Франкфуртской ярмарке. Сыграла так, что местные жители организовали подписку и собрали деньги для её дальнейшего обучения. Нашлись и влиятельные покровители. Девочка пять лет училась в Лейпциге, причём выяснилось, что у неё хороший голос (сопрано) и пение заменило первую специальность. Её учителем стал Johann Adam Hiller. Дебют новоиспечённой вокалистки состоялся в 1771 в Берлине. Успех пришёл к ней сразу. До 1779 молодая певица являлась солисткой Придворного театра прусского короля Фридриха II (известного, как Фридрих Великий) и Берлинской Королевской оперы. Мара - фамилия по мужу. Брак был неудачным - супруг оказался игроком и проматывал все деньги, что зарабатывала жена... (в некоторых источниках упоминалось, что брак был расторгнут, либо пара добровольно разъехалась в 1795). Элизабет Мара выступала в Вене, Мюнхене, Лондоне, Париже, несколько раз призжала в Италию (в Турин, Венецию...). Известно о её соперничестве с португальской певицей Луизой Тоди (Luisa Rosa de Aguiar Todi , 1753 - 1833), разгоревшемся в 1782 в "засветившемся" оперными баталиями Париже. На одном из лондонских концертов (1784) голос Элизабет Мара был хорошо слышим на фоне мужского хора, в котором насчитывалось свыше 500 певцов и оркестра из 350 исполнителей. В 1803-1812 певица жила в России. Зарабатывала и уроками пения, которые давала в Москве и Санкт-Петербурге. Во время московского пожара (1812), сгорел её дом и уже немолодой женщине (на 64-м году жизни) пришлось вновь искать средства к существованию... Сценическую карьеру певица завершила в 1819. Последние годы жизни (с 1815) провела в Ревеле (теперь Таллин), сосредоточившись исключительно на преподавании. Повидимому, учительство и в те времена не приносило особых доходов... Она умерла в нищете 20 января 1833 года. Между прочим, незадолго до своей кончины Элизабет Мара получила подарок - Гёте прислал к очередной годовщине её рождения стихотворение "Sangreich war dein Ehrenweg" (написано в 1831 в Веймаре). Поэт впервые услышал певицу ещё шестнадцатилетним студентом. Имеется информация, что Элизабет Мара одна из основателей Немецкого певческого общества в Таллинне (1823). Могила Элизабет Мара не сохранилась, т.к. в начале 1950-х то кладбище, где она находилась, было уничтожено.
1756
Франтишек Йозеф Герстнер (немецкое имя - Franz Josef von Gerstner, чешское имя - František Josef Gerstner)
чешский ученый в области механики и инженер. Герстнер родился в городе Хомутов. В том же городе посещал иезуитскую гимназию, окончив которую, поступил в Пражский Университет на факультет философии, где с 1772 по 1777 гг изучал математику и астрономию. В 1781 году он начал изучать медицину в Вене, однако вскоре решил полностью сосредоточиться на астрономии. В 1789 году стал профессором математики. В 1795 году Герстнер вошёл в состав правительственной комиссии, целью которой было улучшение качества технического образованию в Габсбургской Империи. Он предложил преобразовать Чешскую инженерную школу в политехническую, что и было сделано в 1803 году. В 1806 году возглавил Политехническую школу и стал там профессором механики и гидравлики. Там он преподавал вплоть до 1823 года, когда был вынужден прекратить преподавательскую деятельность из-за болезни. Эта Политехническая школа впоследствии стала Чешским Техническим Университетом в г. Прага, который на сегодняшний день является одним из крупнейших университетов Чешской Республики. В свою очередь институт кибернетики и искусственного разума при ЧТУ назван в честь Герстнера. Герстнер умер в городе Младеёв 25 июля 1832 года.
Похоронен в Хомутове (Чехия).
Из опубликованных им трудов наиболее важными являются «Теория волн» (1804) и «Справочник по механике» (1831; Handbuch der Mechanik) в трёх томах. Его работы были посвящены главным образом прикладной механике и гидродинамике. С его помощью удалось построить первые железные конструкции и первый паровой двигатель в пределах Чехии, которая на тот момент была частью Австрийской империи. В 1807 году он предложил проложить между городами Ческе Будеёвице и Линц железную дорогу на лошадиной тяге. Этот проект впоследствии реализовал сын Гернстера Франтишек Антонин Гернстер.
1756
Лоренцо Литта (итальянское имя - Lorenzo Litta)
итальянский кардинал, папский дипломат и куриальный сановник. Родился в Милане. Титулярный архиепископ Фивс 23 сентября 1793 по 23 февраля 1801. Апостольский нунций в Польше с 13 апреля 1794 по 11 февраля 1797. Апостольский нунций в России с 1797 по 1799. Префект Священной Конгрегации Индекса с 27 августа 1803 по июнь 1816. Камерленго Священной Коллегии кардиналов с 1806 по 1807. Префект Священной Конгрегации Пропаганды Веры с 20 мая 1814 по 24 сентября 1818. Генеральный викарий Рима с 28 сентября 1818. Префект Священной Конгрегации резиденции епископов с 1818 по 1820.Кардинал in pectore с 23 февраля по 28 сентября 1801. Кардинал-священник с 28 сентября 1801, с титулом церкви Санта-Пуденциана с 1 октября 1801 по 26 сентября 1814. Кардинал-епископ Сабины с 26 сентября 1814. Брат графа Джулио Ренато Литта. Умер в Монтефлавио 1 мая 1820 года.
1758
Василий Васильевич Капнист
русский поэт, драматург. Родился в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье. Отец, Василий Петрович Капнист – полковник Миргородского полка, командир слободских полков, погиб в сражении при Гросс-Егерсдорфе за полгода до рождения сына Василия, который был шестым в семье. Согласно семейному преданию, матерью Капниста была турчанка Сальма, которая покончила с собой после смерти мужа. До 13 лет жил в Обуховке, где часто бывали поэты и переводчики, члены Нежинского греческого братства, изучал французский и немецкий языки. В январе 1771 Василия Капниста как сына заслуженного военачальника отправили в Санкт-Петербург, где он был зачислен с чином капрала в полковую школу Измайловского полка, вскоре его произвели в подпрапорщики, затем – в сержанты. В начале 1773 его переводят в Преображенский полк, где он знакомится с Гавриилой Державиным, который впоследствии стал его другом. Летом 1775 оставляет военную службу и всецело отдается литературной деятельности. В 1780 переезжает в родное имение Обуховку, лишь изредка приезжая в Санкт-Петербург. В 1781 женился в Санкт-Петербурге на Александре Асексеевне Дьяковой, родные сестры которой стали женами Н.А.Львова и Г.Р.Державина. Высказывалось предположение, что отказ жить в столице был связан с указом Екатерины II, по которому крестьяне Мароссийских губерний объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях их застал закон. Возмущенный Капнист написал Оду на рабство, а, бывая в Санкт-Петербурге, демонстративно говорил по-украински. В основном вся деятельность Капниста проходила на Украине, а в 1785 киевские дворяне избрали его своим предводителем. В том же году он стал членом Российской Академии, затем участвовал в создании Словаря Академии Россйской. Первый литературный опыт Капниста – патриотическая ода, написанная по-французски в 1774 по случаю победы над Турцией, сочинение, которое сам он оценивал как слабое. В середине 1770-х вошел в литературный кружок Н.А.Львова и Г.Р.Державина, членами которого были также И.И.Хемницер, Ф.П.Львов и М.Н.Муравьев. Первое серьезное сочинение – Сатира I , опубликованная в 1780 в журнале «Санктпетербургский вестник». Сатира вызвала скандал в литературных кругах, поскольку ее автор не побоялся заклеймить в ней как бездарностей многих в то время известных, а в будущем прочно забытых писателей. В поддержку Капнисту выступил И.И.Хемницер, который опубликовал в том же «Санктпетербургском вестнике» басню Черви и несколько эпиграмм. Впоследствии, когда Сатира переиздавалась в «Собеседнике любителей русского слова», выпады Капниста были опущены, а само сочинение переименовано им в Сатиру первую и последнюю. В 1783 написана Ода на рабство – своеобразный лирический монолог, в котором автор говорил не только от своего лица, но и от имени всех, кто оказался под игом тяжкия державы – то есть от лица закабаленных крестьян Черниговского, Киевского и Новгород-Северского наместничеств. Описав тяготы крепостного права, Капнист заканчивает оду призывом отменить указ, ибо в противном случае ему невозможно будет воспевать, не кривя душой, деяния Екатерины Великой. Ода оказалась «неудобной для печати», но, несмотря на это, была широко известна в образованных кругах, а Екатерина Дашкова хотела издать ее в «Новых ежемесячных сочинениях». Когда же Екатерина II издала указ, согласно которому в прошениях, подаваемых на ее имя, следовало писать не «раб», а «верноподанный», Капнист отреагировал на это своеобразно. В Оде на истребление звания раба (1787) он выдает желаемое за действительное, рисует картины всеобщего благоденствия, как будто указ и правда отменил рабство в России. Вскоре последовала размолвка с Державиным, причиной которой стал Ответ Рафаила певцу Фелицы под заглавием Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия К. (1790). Ответ…пародировал оду Державина Изображение Фелицы, написанную к годовщине коронации императрицы и отличающуюся длиннотами и патетическими восхвалениями. На пародию Державин ответил разгневанным письмом: «Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывешь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотою своих был замаран». Кроме сатиры, Василий Капнист отдавал дань и лирике. Смерть друзей, сына обращает его к «утешению философией», в его стихах рождается образ печального, гонимого роком лирического героя, терпеливо сносящего удары судьбы: На смерть Плениры (посвященное жене Державина), На смерть Юлии, проникновенные лирические стихотворения В память береста, Обуховка. «В элегических одах его слышатся душа и сердце…» – писал о поэзии Капниста В.Г.Белинский. Тонкий эстетический вкус, мастерское владение стихом обнаруживаются в меланхолических одах Мотылек, Чижик, в горацианских одах Певцу Фелицы и Желание стихотворца со свойственной этому жанру отрешенностью от политических и социальных треволнений. Печатался в «Московском журнале» (1791–1792) и «Аонидах» (1796–1798) Н.М.Карамзина, влияние которого сказалось на творчестве Капниста в области языка. Капнист писал слогом, освобожденным от славянизмов и тяжеловесных оборотов (Старик, ожидающий весны, Закат солнца). В 1796 в Санкт-Петербурге вышел в свет первый сборник стихов – Сочинения Василия Капниста, включивший четыре раздела: «Оды торжественные», «Оды на разные случаи», «Лирические мелочи» и «Эпиграммы». Свое собрание стихотворений он предварил ироническим двустишием: Капниста я прочел и сердцем сокрушился. / Зачем читать учился. Некоторые из стихов сборника появились в печати впервые: Ода на смерть Плениры, Ода на уныние, Ода на дружество, Чижик и др. «Лирические мелочи» включали стихотворения, которые Капнист относил к разряду анакреонтических, следуя толкованию этого жанра, изложенному Н.А.Львовым к переводам Анакреона 1794. Литературную славу Капнисту принесла написанная в 1794–1798 сатирическая комедия Ябеда. Она была напечатана в 1798 и в том же году поставлена на сцене Санкт-Петербургского Каменного (Большого) театра. Однако по приказу Павла I после четырех успешных представлений она была снята с репертуара. Печатное издание конфисковали у ее издателя, актера А.Крутицкого с дальнейшим запрещением постановки на сцене. В то же время исследователи полагают, что пьеса императору все же понравилась, поскольку ее автор вскоре был назначен директором всех императорских театров Санкт-Петербурга. Покинул он этот пост лишь после убийства Павла I, потрясенный событием. Что касается дальнейшей судьбы комедии, то ее разрешено было ставить в 1805, и с тех пор она с успехом шла а театре вплоть до 1840-х. В основе пьесы – реальный судебный процесс, начатый еще матерью Капниста, с другой помещицей, незаконно присвоившей себе одно из ее имений, и длившийся безрезультатно десятилетия. Механизм судопроизводства тогдашней России представляется в пьесе как бессмысленный и несправедливый. О защите и поиске правды здесь не может быть и речи, повсюду приходится сталкиваться с «гнусностью мздоимства и ябеды». Для группы чиновников подобраны красноречивые имена: Кривосудов, Хватайло, Бульбулькин, Атуев и пр. Все эти взяточники и мошенники готовы за деньги нагло «крутить» указы в нужную им сторону, умеют такой «закон прибрать», чтобы оправдать виновного и осудить невинного. Беспощадная характеристика происходящему вкладывается в уста второстепенного персонажа – работника суда с не менее красноречивой фамилией – Добров. Особенно сильное впечатление на зрителей производили сцены попойки в доме председателя судебной палаты, во время которой ее члены решают судьбу подполковника с фамилией Прямиков. Противоположность Прямикова – жулик, взяточник, ябедник Праволов: В поносных ябедах, злодейственных беспутствах. / В разбоях, грабежах и даже душегубствах / Довольно преуспел. Встреча двух персонажей происходит лишь в третьем действии, изображающем чиновничью попойку. По словам Л.Бердникова и Ю.Серебряного, «традиционная фабула классической комедии (соединение любящих, преодолевающих препятствия) оттеснена на второй план изображением бесстыдного судебного произвола и мздоимства, перерастающего в фантасмагорию. Хотя благополучная концовка пьесы (благодаря вмешательству высшей власти) выглядела несколько искусственной, напряженность действия и мастерское использование русского языка стали залогом длительного успеха комедии Капниста у зрителей». «Это одна из тех комедий, – писал о ней литератор М.А.Дмитриев, – которые делают честь не только автору, но всей литературе. Сила ее изумительная! Есть такие места, в которых порок, не теряя стороны комической, доходит до трагической силы: такова, например, ужасающая нравственное чувство оргия членов палаты. – Вот право Капниста на бессмертие…». Последующие драматические опыты Капниста (одноактная комическая опера Клорида и Милон, 1800; трагедии Гинерва, 1809 и Антигона, 1811) особого успеха не имели. В 1802 Капниста избрали генеральным судьей Полтавской губернии, а летом того же года он служил директором народных училищ в этой губернии. Об авторитете, которым он пользовался, говорит то, что в 1812 его избрали заместителем губернского маршала, а в 1817 – маршалом Полтавской губернии, обязанности которого он исполнял до 1822. Делом своей жизни Капнист считал литературные занятия. Писал он и философско-публицистические миниатюры – краткие стихотворные изречения и афоризмы, одно из которых: Законы святы, да исполнители – лихие супостаты – позже использовал И.А.Крылов. В 1806 в столице был издан наиболее полный сборник поэтических произведений Капниста Лирические сочинения, состоящий из четырех разделов: «Оды духовные», «Оды торжественные», «Оды нравоучительные и элегические», «Оды горацианские и анакреонтические». В первый раздел вошли переложения псалмов, написанные в 1870-е и опубликованные впервые. Во второй и третий – уже известные стихотворения (подвергшиеся некоторым изменениям), четвертый раздел состоял из переводов Горация и Анакреона.
Почтовая марка СССР, 1958 год.
Капнист мечтал создать аналог шедеврам Горация в русской литературе, найти выражение для вечного в преходящем. По единодушному мнению критиков, «горацианские оды стали вершиной его лирического наследия и в наибольшей мере повлияли на творчество русских поэтов начала XIX в.». В 1810–1820-х сочинения Капниста появлялись на страницах журналов «Сын Отечества», «Чтение в Беседе любителей русского слова», «Труды Казанского общества любителей российской словесности», «Труды общества любителей российской словесности» и др. На события Отечественной войны 1812 он откликнулся поэмой Видение плачущего над Москвою россиянина, где обвинил в бедах страны дворянство, чиновничество и духовенство. По цензурным соображениям поэма издана не была. В Оде на пиитическую лесть (1815) Капнист говорит о поэте как о духовном пастыре, смелом провозвестнике истины. От имени «царя-пророка» он возглашает: Цари надменны, трепещите…,перекликаясь и с декабристской лирикой, и с пушкинской одой Вольность. Капнист был связан одновременно и с «Беседой любителей русского слова», и с авторами противоположного направления, разделяющими воззрения на язык и литературу Карамзина и «арзамассцев». Его влияние на последующее поколение российских литераторов очевидно. Так, А.С.Пушкин неоднократно использовал стихи «горацианских» од Капниста, а М.Ю.Лермонтов процитировал строфу из стихотворения Обуховка в поэме Кавказский пленник. Последние годы жизни Капнист провел в Обуховке. Дружил с соседями по имению – опальным вельможей Д.Трощинским, драматургом и переводчиком Муравьевым-Апостолом, знал родителей Н.В.Гоголя. Частыми гостями Капнистов были будущие декабристы – сыновья Муравьева-Апостола, П.И.Пестель и др. Членами общества «Союза благоденствия» стали и сыновья Капниста Алексей и Семен. Незадолго до смерти он приветствовал восстание в Греции, написав Воззвание на помощь Греции и К восставшему греческому народу (1822), перекликающиеся со стихами на ту же тему А.С.Пушкина, В.К.Кюхельбекера, К.Ф.Рылеева, Д.В.Веневитинова. Умер в селе Кибинцы Полтавской губернии от воспаления легких 9 ноября 1823 года, похоронен в селе Обуховка. Сочинения: Собрание сочинений, тома 1—2, Москва — Ленинград, 1960. Литература: Берков П.Н., В.В.Капнист, Ленинград— Москва, 1950; Мацай А.И., "Ябеда" В.В.Капниста, (Киев), 1958; XVIII век. Сборник, выпуск 4, Москва — Ленинград, 1959, страницы 257—312.
1760
Франсуа Антуан Луи Бурсье (французское имя - François Antoine Louis Bourcier)
французский военный деятель, дивизионный генерал (1794 год), граф (1808 год), участник революционных и наполеоновских войн. Имя генерала выбито на Триумфальной арке в Париже. Родился в Ля Петит-Пьер, провинция Эльзас (ныне департамент Нижний Рейн), королевство Франция. 2 марта 1776 года в возрасте 16 лет поступил на военную службу волонтёром Королевского легиона, переименованного в 1779 году в 1-й конно-егерский полк. 10 сентября 1789 года - квартирмейстер 7-го конно-егерского полка, известного как Пикардийские егеря. 7 июня 1792 года назначен адъютантом герцога д’Эгильона. 8 марта 1793 года назначен заместителем начальника штаба генерала Кюстина в Рейнской армии. 20 марта 1793 года получил звание бригадного генерала, 18 апреля 1794 года – дивизионного генерала. С 23 октября 1795 года командовал 3-й дивизией Рейнско-Мозельской армии, 31 мая 1796 года – командир 5-й дивизии Рейнско-Мозельской армии, 3 августа 1796 года – командующий резервной кавалерии Рейнской армии. В 1797 году занимался формированием и организацией 7-го кавалерийского корпуса, отличился в сражении 3 сентября 1797 года при Ингольштадте, 18 сентября 1798 года – генеральный инспектор кавалерии Майнцской и Гельветической армий. В апреле 1799 году участвовал в подавлении восстания в Андрии. 27 декабря 1802 года – член Военного административного совета. 13 декабря 1803 года возглавил кавалерию в военном лагере Сент-Омер. С 24 августа 1805 года по 11 июля 1806 года возглавлял 4-ю драгунскую дивизию в составе резервной кавалерии Великой Армии. Участвовал в Австрийской кампании 1805 года, отличился в сражениях при Ульме, Эльхингене и Аустерлице. 28 октября 1806 года назначен генеральным инспектором кавалерии Великой Армии, а также комендантом кавалерийского депо в Потсдаме. 12 марта 1808 года – генеральный инспектор кавалерии, 27 ноября 1808 года - комендант кавалерийского депо Армии Испании 25 апреля 1809 года – комендант кавалерийского депо Армии Германии в Пассау. Участвовал в Австрийской кампании 1809 года, сражался при Ваграме. В январе 1810 года – комендант кавалерийского депо Армии Испании в Байонне. 12 января 1812 года – комендант кавалерийского депо в Ганновере, 17 декабря 1812 года – комендант кавалерийского депо в Кёнигсберге, 19 марта 1813 года – комендант кавалерийского депо в Магдебурге, отличился при обороне крепости, после её капитуляции попал в плен к пруссакам и возвратился во Францию только в июле 1814 года. 1 января 1815 года – генеральный инспектор кавалерии в 8-м военном округе. Во время «Ста дней» присоединился к Императору и 12 апреля 1815 года занял пост генерального коменданта ремонтного депо в Версале. После второй реставрации Бурбонов оставался с 4 сентября 1815 года без служебного назначения и 1 января 1816 года вышел в отставку. С 4 октября 1816 года по 25 февраля 1824 года был членом Палаты депутатов от департамента Мёрт. В 1817 году призван в Государственный совет в качестве королевского комиссара по военным поставкам. Умер в Виль-о-Валь (департамент Мёрт, королевство Франция) 8 мая 1828 года. Воинские звания: Младший лейтенант (26 марта 1788 года); Командир батальона (8 марта 1793 года); Бригадный генерал (20 марта 1793 года, утверждён 13 апреля 1794); Дивизионный генерал (18 апреля 1794 года, утверждён 13 июня 1795 года). Титулы: Граф Бурсье и Империи (французское название - comte Bourcier et de l'Empire; декрет от 19 марта 1808 года, патент подтверждён 29 июня 1808 года). Награды: Легионер ордена Почётного легиона (11 декабря 1803 года); Великий офицер ордена Почётного легиона (14 июня 1804 года); Кавалер военного ордена Святого Людовика (19 июля 1814 года). Источники: Charles Mullié. Biographie des célébrités militaires des armées de terre et de mer de 1789 à 1850, 1852
1762
Жан Батист Кавеньяк (французское имя - Jean-Baptiste de Cavaignac)
французский революционный деятель. Родился в семье мэра Гурдона. Брат Жана Мари Кавеньяка. Как член Конвента примкнул к партии монтаньяров, высказался за казнь короля, был одним из распространителей культа Разума в провинции. Организовал в 1793 в Байонне военную комиссию — передвижной революционный трибунал, за действия которого обвинялся в чрезмерной жестокости, но был оправдан. Был комиссаром Конвента при мозельской и рейнской армии, после чего занимал несколько незначительных должностей. Во время Ста дней был префектом. Изгнанный из Франции как цареубийца, умер в Брюсселе 24 марта 1829 года..
1762
Клод Жюст Александр Легран (французское имя - Claude Juste Alexandre Louis Legrand)
французский военный деятель, дивизионный генерал (c 20 апреля 1799 года), граф Легран и Империи (декрет от 19 марта 1808 года, патент подтверждён 2 июля 1808 года в Байонне). Родился в Плесье-сюр-Сен-Жюст, департамент Уаза. Выходец из крестьянской семьи, Клод Легран, стал воином в 15 лет, записавшись добровольцем в пехотный полк дофина. 1 июня 1786 года он получил чин сержант-майора и вышел в отставку. После начала Революции он вступил солдатом в Национальную гвардию Меца. Это важное в его жизни событие произошло 1 мая 1790 года. 5 марта 1792 года, в соответствии с порядками, царившими в то время во французской армии, его избрали подполковником 4-го батальона волонтеров Мозеля. Уже через полтора года (28 сентября 1793) он был произведён в бригадные генералы. В дальнейшем заслужил репутацию храброго воина (особенно в сражении при Флерюсе) и мудрого администратора, находясь при Самбро-Маасской (с 1794 года) и Рейнской армиях. В 1798 года он некоторое время состоял в Армии Англии. В январе 1799 года его вновь перевели в Рейнскую армию, в дивизию Л. Сен-Сира. С 30 апреля 1799 года Клод Легран исполнял обязанности командира 2-й дивизии резерва левого крыла Гельветской армии. В конце мая того же года он принял командование над 7-й дивизией. мая 1800 года Легран возглавил 2-ю дивизию германского корпуса генерала Сен-Сюзана. С ней он отличился в сражениях при Эрбахе и Гогенлиндене. 18 июля 1801 года его назначили командующим 27-м военным округом в Турине. 27 февраля 1802 года он оставил службу, но уже 26 марта 1803 года был определён на должность генерал-инспектора пехоты. Ровно два года (с 30 августа 1803 по 30 августа 1805 года Клод Легран провёл в местечке Сент-Омер в качестве командира 3-й пехотной дивизии. Затем его вместе с подчиненными перевели в 4-й корпус Великой армии, вверенный заботам маршала Сульта. В ходе 1-й австрийской кампании опытный солдат и толковый командир Клод Легран в полной мере проявил свои замечательные личные качества и способности. Вертинген, Холлабрунн, Аустерлиц — вот те славные сражения, которые по праву украшают его послужной список. На следующий год солдаты Леграна вместе со всей французской армией добиваются новых побед при Йене, Любеке, Цигельдорфе. В 1807 году генерал храбро сражается при Прейсиш-Эйлау, Гейльсберге, а также участвует во взятии Кенигсберга. 12 октября 1808 года его назначают командиром дивизии на Рейне. 23 февраля 1809 года, в день своего 47-летия Легран возглавил 1-ю дивизию 4-го корпуса маршала А.Массена в Германии. С ней он участвовал в сражениях при Эберсберге, Асперне, Ваграме, Цнайме. 11 сентября того же года заменил заболевшего Массена на посту командира корпуса. 1 декабря 1810 года Легран вновь вернулся в Сент-Омер на пост командира резервной дивизии, но уже 23 июля оставил командование. С 24 мая 1811 года Легран начальствовал в 1-й дивизии обсервационного корпуса на Рейне и в Булони. 30 августа 1811 года вновь стал генерал-инспектором пехоты. С 25 ноября 1811 года командовал 6-й пехотной дивизией в составе обсервационного корпуса на Эльбе. При переформировании армии 15 февраля 1812 года подразделение перевели в состав 2-го корпуса маршала Удино. Поход в Россию. Тяжелое ранение. Служба на административных должностях Во время злополучной кампании в России Клод Легран отличился в боях при Янкове, Обояни, Полоцке. 21 октября 1812 года он заменил маршала Сен-Сира на посту командира 2-го корпуса. Как и генерал Эбле, Клод Легран прославился своими отважными действиями в сражении при Березине (28 ноября 1812 года), где получил серьёзное ранение, из-за которого был вынужден покинуть действующую армию. 5 апреля 1813 года был назначен сенатором. После выздоровления в январе 1814 года служил в корпусе маршала Ожеро. В феврале 1814 года руководил организацией обороны Шалон-сюр-Сон. После отречения Наполеона Клод Легран отошел от дел. 4 июня 1814 года Людовик XVIII даровал храброму генералу титул пэра Франции и произвёл в кавалеры ордена Святого Людовика (27 июня). От полученной при Березине раны Клод Легран так и не оправился, и 9 января 1815 года он скончался в Париже. Его останки перенесли в Пантеон, а имя этого достойного генерала увековечили в камне Триумфальной Арки. Титулы: Граф Легран и Империи (французское название - comte Legrand et de l'Empire; декрет от 19 марта 1808 года, патент подтверждён 2 июля 1808 года).
1769
Паулина Кристина Вильгельмина Ангальт-Бернбургская (немецкое имя - Pauline Christine Wilhelmine von Anhalt-Bernburg)
немецкая принцесса из рода Асканиев, в замужестве — княгиня Липпе. В 1802—1820 годах Паулина исполняла обязанности регента княжества Липпе при несовершеннолетнем сыне. 1 января 1809 года издала указ, отменивший крепостное право. Во время оккупации Священной Римской империи Наполеоном Бонапартом ей удалось сохранить независимость княжества. Ввела конституцию, ограничившую власть дворянства. Основала первый центр по уходу за душевнобольными, школу-мастерскую для беспризорных детей, добровольный рабочий лагерь для взрослых и первый центр по оказанию медицинской помощи. Принцесса Паулина Кристина Вильгельмина родилась в Балленштедте (княжество Ангальт-Бернбург, Священная Римская империя), в семье принца Фридриха Альберта Ангальт-Бернбургского и принцессы Луизы Альберты Шлезвиг-Гольштейн-Плён-Зондербургской. Через несколько дней после рождения дочери её мать умерла от кори. Отец лично занимался воспитанием и образованием принцессы и наследного принца. Принцесса Паулина уже в раннем возрасте проявила блестящие интеллектуальные способности. Она изучила латынь и французский язык, историю и политику. В возрасте тринадцати лет принцесса помогала отцу в управлении княжеством. Сначала она вела от его имени дипломатическую переписку на французском языке, затем курировала связи между замком в Балленштедте и правительственными учреждениями в Бернбурге. Её образование основывалось на христианской этике и идеях Просвещения. Позднее она использовала на практике знания, полученные в юности, например, теории Иоганна Генриха Песталоцци и Жан-Жака Руссо. В Баленштедте 2 января 1796 года принцесса Паулина сочеталась браком с принцем Леопольдом I Липпским. 21 января того же года супруги прибыли в Детмольд, где местное население оказало им тёплый приём. В течение нескольких лет принц Леопольд добивался руки принцессы Паулины, но она отказывала ему из-за слабого здоровья принца. Некоторое время он даже находился под опекой из-за нервного расстройства. После свадьбы принцесса всегда отзывалась положительно о своём браке и муже. Паулина родила двух сыновей и дочь, которая умерла вскоре после рождения. Принц Леопольд I умер 4 апреля 1802 года. 18 мая того же года вдовствующая княгиня стала регентом при несовершеннолетнем сыне, что было предусмотрено заключённым ранее брачным договором. Дворянство выступало категорически против этого пункта договора, но из-за отсутствия претендента в регенты мужского пола им пришлось согласиться с кандидатурой вдовствующей княгини. 27 декабря 1808 года принцесса Паулина издала указ об отмене крепостного права в княжестве Липпе вопреки протестам представителей дворянства. Указ вступил в силу с 1 января 1809 года. Вдовствующая княгиня последовала примеру многих других государств Рейнского союза. В преамбуле к указу она объяснила свой шаг гуманистическими и экономическими мотивами. Указ был прочитан с кафедр в церквях, опубликован в виде плакатов и в местной прессе. По образцу некоторых южных германских государств, принцесса Паулина составила для княжества Липпе первую конституцию. Окончательный вариант она написала лично. Эта конституция была принята правительством 8 июня 1819 года и впоследствии опубликована, получив одобрение большей части подданных. Только дворянство выступило против ограничения своих традиционных прав. Федеральное собрание германской конфедерации обратилось к вдовствующей княгине с просьбой отменить конституцию, которую посчитало чересчур демократичной. Но она этого не сделала. С 1818 года и до своей смерти в 1820 году принцесса Паулина также управляла городом Лемго, который, оказавшись банкротом, обратился к ней с просьбой принять над ним непосредственное руководство сроком на шесть лет. На месте вдовствующую княгиню представлял талантливый и преданный адвокат Кестнер, действовавший в качестве комиссара. Ей удалось улучшить финансовое и социальное положение горожан, принимая непопулярные меры, но всегда с уважением к парламентским традициям города. Как ранее в Детмольде, она основала в Лемго добровольный работный дом для бедных. Вдовствующая княгиня планировала после регентства поселиться в барочном дворце Липпехов, который был построен в Лемго в 1734 году, но не успела. Принцесса Паулина Кристина Вильгельмина умерла 29 декабря 1820 года, через несколько месяцев после того, как 3 июля того же года передала государственные дела сыну, князю Леопольду II. В браке принцессы Паулины Кристины Вильгельмины Ангальт-Бернбургской и Леопольда I, князя Липпского (2 декабря 1767 — 4 апреля 1802) родилось трое детей: Леопольд (1796—1851), князь Липпе под именем Леопольда II, 24 апреля 1820 в Арнштадте сочетался браком с принцессой Эмилией Шварцбург-Зондерсгаузенской (1800—1867), дочерью князя Гюнтера Фридриха Карла I Шварцбург-Зондерсгаузенского; Фридрих Липпский (8 декабря 1797 — 20 октября 1854); Луиза Липпская (17 июля 1800 —18 июля 1800), умерла в младенчестве. С 23 февраля 1769 по 2 января 1796 года к ней обращались как Её Высочеству, принцессе Паулине Ангальт-Бернбургской. После замужества, с 2 января 1796 — 5 ноября 1802 года, она титуловалась Её Высочеством, княгиней Липпской, а с 5 ноября 1802 по 29 декабря 1820 года — Её Высочеством, вдовствующей княгиней Липпской. С 5 ноября 1802 по 3 июля 1820 года к ней обращались, как к Её Высочеству, регентше Липпской, после чего до самой смерти она носила предыдущий титул.
1770
Иоганн Непомук Август Витасек (чешское имя - Jan Nepomuk Augustin Vitásek, Witasśek)
чешский композитор. Родился в Хорзине (Богемия). Ученик Ф.К.Душека и Я.А.Кожелуха. Соборный капельмейстер в Праге (преемник своего учителя Козелуха). Служил музыкантом в придворных и церковных капеллах. В 1826 г. Витасек стал директором вновь открытой в Праге Школы органистов. Отклонил предложенное ему после смерти Сальери место придворного капельмейстера в Вене и остался в Праге. Витасек отличался своим исполнением концертов Моцарта. Композиции Витасека (почти во всех областях) остались большей частью в рукописях. Витасек был очень плодовитым композитором, автором оперы "Давид" (постановка 1810 г.), концертов, 6 струнных квартетов, 4 сонат для скрипки и фортепиано и других инструментов, а также церковных произведениях. Большое влияние на его творчество оказала музыка Моцарта. Витасек написал 49 вариаций на вальс Диабелли, послуживший также темой для известных вариаций Бетховена. Умер в Праге 7 декабря 1839 года. Труды: Dvě slavnostní mše; Rekviem pro sbor a orchestr; David (музыкальная драма). Литература: Perutková-Dvořáková, Jana. Jan Nepomuk August Vitásek (1770-1839) - významný český hudebník první poloviny 19. století. SPFFBU, Brno : Masarykova univerzita, 44, H 30s. 56-68. ISSN 0321-522X. 1995; Dvořáková, Jana : Jan Nepomuk August Vitásek (1770-1839) - významný český hudebník první poloviny 19. století. SPFFBU(H) 44, 1995 [vyd. 1997], č. 30, s. 41-49. Rés. něm. s. 48-49.
1776
Алексей Григорьевич Щербатов
генерал от инфантерии, генерал-адъютант из московских князей Щербатовых. В июне 1843 года сменил Д.В.Голицына в качестве московского градоначальника («военного генерал-губернатора») и занимал эту должность до своей кончины 5 лет спустя. Сын верейского уездного предводителя дворянства князя Григория Алексеевича Щербатова и его второй жены Настасьи Николаевны, урождённой княжны Долгорукой. Правнук сенаторов А.Г.Долгорукова и Г.А.Урусова, старший брат генерал-майора Николая Щербатова. 10 апреля 1782 был зачислен фурьером в лейб-гвардии Семеновский полк, 1 января 1792 года произведен в прапорщики этого полка, 5 апреля 1799 года повышен до чина полковника, 27 октября 1800 года — до генерал-майора, получив также назначение на должность шефа Тенгинского мушкетёрского полка; 23 сентября 1804 вышел в отставку по семейным обстоятельствам. 4 сентября 1805 года вернулся на военную службу, с назначением шефом Костромского мушкетёрского полка. Участвовал в войне четвёртой коалиции в 1806—1807 годах; проявил храбрость в битве при Голымине (26 декабря 1806 года) и при Прейсиш-Эйлау 8 февраля 1807 года; 29 января 1807 года был награждён за отличие в боях орденом Святого Георгия 4-го класса № 707 «В воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении 14 декабря при м. Голомине, где, командуя полком и 2 баталионами Таврического Гренадерского полка, во все время сражался с величайшим мужеством, но когда усилившийся неприятель в нескольких колоннах бывший вытеснил из леса, открыл сильный ружейный и пушечный огонь и, смешав людей, принудил отступить в беспорядке, тогда, взяв знамя вверенного ему полка, бросился вперед, приказав подчиненным следовать за ним, которые, быв ободрены его примером, последовали за ним и потом, воспользовавшись сим ободрением, остановил людей, построил в боевой порядок и, произведя сильный и удачный огонь по неприятелю, принудил онаго отступить, чем и удержал наш левый фланг.» В марте 1807 года Щербатов вместе с находившейся под его командованием резервной бригадой прибыл на помощь русским войскам в Данциг и принимал активное участие в обороне города, осаждаемого французскими войсками под командованием маршала Лефевра. Наполеон предложил русским войскам почётную капитуляцию, но Щербатов отказался, заявив, что будет сражаться против французских войск ещё хоть целый год. 24 мая 1807 года он был взят в плен. После подписания Тильзитского мира 7 июля 1807 года вернулся в Россию. С 1808 по 1810 год в составе Дунайской армии воевал против войск Османской империи и получил тяжёлое ранение в грудь во время осады крепости Шумлы. Когда его рана зажила, Щербатов вернулся к военной слжубе. В 1812 году он возглавил 18-ю пехотную дивизию 3-й Резервной Обсервационной армии, находившейся под командованием Тормасова (18 сентября 1812 года она после объединения её с Дунайской армией была переименована в 3-ю Западную). С этого времени участвовал в различных сражениях: 25 июля 1812 года Щербатов во главе русских войск разбил под Брест-Литовском французскую кавалерию, вынудив солдат Великой армии оставить город; 27 июля 1812 года в бою под Кобрином, одержал, как считается, первую заметную победу русских войск в этой кампании. Сражался под командованием генерала Тормасова при Городечной против войск под командованием генерала Ренье. Из-за разногласий с Тормасовым генерал Каменский перевёл Щербатова командовать 3-м корпусом Западной армии, возглавляя который он участвовал в боях в окрестностях Борисова. Впоследствии в составе русских войск, находившихся под командованием маршала Петра Витгенштейна, сражался против французских войск на высоте Студенка. 22 ноября 1812 года получил орден Святого Георгия 3-го класса № 254 «В ознаменование отличнаго мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск 15-го июля при Кобрине.» Кроме того, за Второе сражение под Полоцком (18—20 октября 1820 года) он был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени. 23 мая 1813 года произведен в генерал-лейтенанты. В период с января по апрель 1813 года вместе с русскими и прусскими войсками под командованием адмирала Павла Чичагова участвовал в осаде французского гарнизона в Торне. Во второй половине 1813 года возглавил 6-й пехотный корпус. 5 июля 1813 года в битве под Кенигсвартой он, командуя 6-м пехотным корпусом, одержал победу над итальянским корпусом и захватил в плен 750 человек, включая нескольких генералов. Во время битвы под Бауценом был тяжело ранен. В последние шесть месяцев 1813 года возглавлял 6-й пехотный корпус, находившийся тогда в Силезской армии. Участвовал в так называемой Битве народов под Лейпцигом и в сражении на реке Кацбах. После битвы под Лейпцигом был награждён золотой шпагой с алмазами. Под Левенбергом он разбил войска генерала Пюто (29 августа 1813 года). За этот успех был награждён орденом Св. Александра Невского. 29 января 1814 года в битве под Бриенном, по-прежнему командуя 6-м пехотным корпусом, отличился захватом 28 орудий противника и 3000 пленных. 17 января 1814 года получил за этот успех орден Святого Георгия 2-го класса № 62. Во время Французской кампании проявил себя при взятии Суассона и Парижа. После окончания войны с Наполеоном возглавлял 18-ю пехотную дивизию, 9 апреля 1816 года назначен командиром 6-го пехотного корпуса. 30 августа 1816 года назначен генерал-адъютантом. 12 декабря 1823 года произведен в генералы от инфантерии. 25 ноября 1824 года возглавил 4-й пехотный корпус, 16 сентября 1826 года ему было поручено командование 2-м пехотным корпусом. 6 октября 1831 года сделан шефом Костромского пехотного полка, 11 июня 1832 года — председателем генерал-аудиториата, 2 апреля 1833 года — вновь шефом Костромского егерского полка. В 1831 году Щербатов участвовал в сражениях против польских повстанцев. В сентябре 1831 года принимал участие в захвате Варшавы русскими войсками. За Польскую кампанию был награждён золотой шпагой, усыпанной алмазами, и лаврами. 13 декабря 1835 вышел в отставку по болезни, с мундиром и назначением полной пенсии. 24 апреля 1839 года Щербатов вернулся на военную службу, с назначением шефом Костромского егерского полка. 18 апреля 1844 года назначен членом Государственного совета. С 6 июня 1843 временно исполнял должность московского военного генерал-губернатора. Вступив в должность генерал-губернатора (14 апреля 1844 года), Алексей Григорьевич Щербатов начал бороться с загрязнением города и детским трудом в ночное время. По его предложению была создана Комиссия, имевшая целью провести исследования уровня загрязнения, причиняемого прибрежными заводами рекам, протекающим в Москве. Он также известен прошением, которое подал на имя императора Николая I. В этом прошении Щербатов осудил явление детского труда в ночное время. Император поддержал подход Щербатова. В 1845 году монарх по представлению Комитета Министров издал указ, предписывающий владельцам фабрик, «на коих производятся работы по ночам, чтобы они малолетних рабочих 12 лет и моложе не назначали в смену с полуночи до 6 часов утра». Во время своего пребывания на посту генерал-губернатора Москвы заботился о реализации архитектурно-градостроительного плана, созданного его предшественником. В 1843—1844 годах рассматривался вопрос о перспективе создания парка в Сокольничьей и Оленьей рощах. 10 октября 1843 года был удостоен высшей награды Российской империи, ордена Святого Андрея Первозванного, за «постоянно ревностную, отличную и долговременную службу, усердие и готовность к исполнению временной должности по главному управлению Москвы». 6 мая 1848 года подал в отставку с губернаторской должности по болезни. Умер в Москве 18 декабря 1848 года. Похоронен в Голицынской усыпальнице Донского монастыря рядом со своим предшественником Д.В.Голицыным и другими родственниками второй жены. Награды: Орден Андрея Первозванного; Орден Владимира 1-й степени; Орден Александра Невского с алмазами; Орден СвятойАнны 1-й степени с алмазами; Орден Георгия 2-го класса; командор Иоанна Иерусалимского; прусский Красного Орла 1-й степени; сардинский Маврикия и Лазаря; знаки отличия «За Военное Достоинство» 1-й степени, «за XXX лет беспорочной службы»; золотая шпага «за храбрость» с алмазами и лаврами. Был женат дважды, от второго брака имел 4 сыновей и 2 дочерей: жена с 1809 года княжна Екатерина Андреевна Вяземская (1789—1810), дочь генерал-поручика А.И.Вяземского, сестра поэта П.А.Вяземского и второй жены историка Н.М.Карамзина. Умерла неожиданно, будучи беременной, имея от роду всего 20 лет. Сам князь Щербатов писал об этой трагедии: «Накануне нового года, она занемогла зубной болью. Казалась безделица — как вдруг открылась жестокая нервная горячка, — все употребленные средства были тщетны. 3 января её уже не было. Никакие слова не могут выразить моего отчаяния»; жена с 1817 года Софья Степановна Апраксина (1798—1885), статс-дама, внучка фельдмаршала С.Ф.Апраксина и известной «Пиковой дамы» княгини Н.П.Голицыной. Учредительница «Дамского попечительства о бедных», основала Комиссаровское техническое училище, участвовала в деятельности Тюремных комитетов. Дети: Екатерина Алексеевна (1818—1869), была замужем за Илларион Илларионовичем Васильчиковым (1805—1862), генерал-адъютант, киевский, волынский и подольский генерал губернатор, член Государственного Совета; Григорий Алексеевич (1819—1881), выпускник Санкт—Петербургского университета, возглавлял Цензурный комитет, был председателем Агрономического общества; в составе ополчения участвовал в обороне Севастополя. Был женат на Софье Александровне Паниной (1825—1905), внучке графа Н.П.Панина; Ольга Алексеевна (1823—1879), фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, с 1847 года замужем за князем С.Ф.Голицыным (1812—1849), отставной ротмистр, трагически погиб на охоте у В.В.Апраксина в селе Брасово Орловской губернии; Борис Алексеевич (28 мая 1824—6 июня 1826); Владимир Алексеевич (1826—1888), секретарь русской миссии в Штутгарте, действительный статский советник, саратовский губернский предводитель дворянства. Был женат с 1851 года на Марии Афанасьевне Столыпиной (1832—1901); Александр Алексеевич (1829—1902), окончил юридический факультет Московского университета, служил в кирасирском полку, московский городской голова. Был женат с 1855 года на Марии Павловне Мухановой (1836—1892), дочери историка и археографа П.А.Муханова.
1779
Иоганн Каспар Айблингер (немецкое имя - Johann Kaspar Aiblinger)
немецкий композитор и музыкант. Родился в Вассербурге-на-Инне. Изучал философию и богословие в Ландсхутском университете, но затем посвятил себя исключительно музыке. С 1803 г. изучал композицию в Виченце, испытав сильное влияние Симона Майра. С 1811 г. преподавал в Венеции, затем руководил оркестром миланского балета. В 1818 году вернулся в Баварию; возглавлял оркестр Итальянской оперы в Мюнхене, с 1823 г. в придворном оркестре, с 1826 г. его капельмейстер. В этот период пробовал писать оперы, но не снискал успеха и обратился к церковной музыке. С 1837 г. органист мюнхенской Церкви Всех Святых. Умер в Мюнхене 6 мая 1867 года. Литература: Petrus Hötzl. Zum Gedächtnis Aiblinger. — München, 1867.
1779
Октавий Великобританский (Octavius of Great Britain)
член британской королевской семьи, один из двух младших сыновей (другим был принц Альфред) короля Георга III и Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, умерших в детстве от оспы. Принц Октавий родился в Букингемском дворце Лондона. Стал тринадцатым ребёнком и восьмым сыном в семье короля Великобритании, Ирландии и Ганновера Георга III, и Шарлотты, урожденной принцессы Мекленбург-Стрелицкой. По отцу приходился внуком Фредерику, принцу Уэльскому, и Августе Саксен-Готской, по матери — герцогу Карлу Мекленбург-Стрелицкому, и Елизавете Альбертине Саксен-Гильдбурггаузенской. Имя мальчика происходит от латинского слова octavus, что означает восьмой, и указывает на то, что он — восьмой сын монарха. Как сын правящего короля, с рождения имел титул «Его Королевское Высочество принц Октавий Великобританский и Ирландский». Крестили мальчика 23 марта 1779 года в Сент-Джеймсском дворце под руководством архиепископа Кентерберийского Фредерика Корнуоллиса. Крёстными родителями Октавия стали герцог Карл I Брауншвейг-Вольфенбюттельский, герцог Фридрих Мекленбургский и Луиза Августа Гессен-Дармштадтская. Никто из них лично на церемонии не присутствовал, но они были представлены доверенными лицами королевского двора. Король Георг очень любил своих младший детей, Октавия и его брата, Альфреда. Он был ласков и снисходителен с ними, посещал их дни рождения и другие мероприятия, где присутствовали младшие дети. Один из современником писал, что младшие дети королевской четы постоянно проводят время вместе с родителями. Каждый день детей приводили к родителям между 6 и 7 часами вечера. Короля также информировали о состоянии здоровья и развитии детей. Молодой принц был близок со своей сестрой Софией, которая ласково называла брата своим сыном. Вместе с ней, и другими братом и сестрой, Елизаветой и Эдуардом, Октавий отправился на побережье Сассекса, где дети находились на свежем морском воздухе под присмотром гувернанток и нянь. Когда Октавию было девятнадцать месяцев, родился его младший брат Альфред. Он умер 20 августа 1782 года от оспы, что сделало Октавия снова самым младшим ребёнком в семье. Хорас Уолпол писал о короле Георге после смерти принца Альфреда: «Король сказал, что очень извиняется за Альфреда, но если бы на его месте был Октавий, он бы тоже умер». В 1820 году историк Эдвард Холт писал о характере Октавия: «Хотя принцу Октавию не было ещё и пяти лет, при дворе его считали послушным ребёнком, он обладал прекрасными качествами, и все им восхищались». Биограф королевской семьи Джон Уоткинс писал, что «принца можно считать одним из лучших в королевском роде». Через пол года после смерти Альфреда, Октавий и его сестра София были доставлены во дворец Кью, Лондон, где им были сделаны прививки от вируса оспы. София быстро шла на поправку, Октавий же заболел и умер через несколько дней около 8 часов вечера, 3 мая 1783 года в том же дворце. При дворе не был объявлен траур, так как это предназначалось только для детей от четырнадцати лет. Принц стал последним членом британской королевской семьи, который умер от оспы. 10 мая он был похоронен рядом с братом в Вестминстерском аббатстве. 11 февраля 1820 года их старший брат, к тому времени король Георг IV, приказал перенести останки братьев в церковь Святого Георга в Виндзоре, где они покоятся по сей день. Королева Шарлотта писала своему другу, который тоже перенес смерть своего ребёнка: «Смерть Октавия стала для меня неожиданностью, два раза я испытала то, что перенесли вы, без малейшей подготовки к этому…мой сын в восемь часов и сорок минут навсегда покинул нас». Смерть сына сильно повлияла на королеву физически и психологически. Тогда она была беременна своим последним ребёнком, дочерью Амелией, которая родилась в августе того же года. Смерть принца буквально опустошила Георга III. Уолпол писал: «Король потерял ещё одно дитя, прекрасного мальчика, которого Их Величества так любили». Однажды, после смерти сына, король признался: «Не будет неба для меня, если Октавия больше нет!». Через день после кончины принца, Георг III пошёл к художнику Томасу Гейнсоборо, который заканчивал работу над большим семейным портретом королевской четы. Король хотел, чтобы живописец оставил картину не завершённой, но узнав, что на полотне будет изображён покойный Октавий, позволил ему закончить работу. Когда через неделю картина была выставлена на обозрение королевской семье, принцессы не выдержали и заплакали при виде их умершего брата. Через три месяца после смерти сына, Георг III писал своему другу, лорду Дартмуту: «Каждый день растёт пропасть моего горя по-моему Октавию». В последующие годы, страдая тяжёлым психическим заболеванием, король стал «общаться» со своими умершими сыновьями. Существуют несколько портретов, изображающих принца Октавия. Пять портретов принца и один вместе с братом Альфредом хранятся в Королевской коллекции Великобритании. Одним из наиболее знаменитых является портрет принца кисти Томаса Гейнсборо, который входит в серию портретов детей короля. Ещё один портрет принца был написан Гейнсборо в 1772 или 1774 году. Третий был написал художником Бенджамином Уэстом незадолго до смерти мальчика. Ещё два портрета написаны Гейнсборо эмалевыми красками в 1782 году. Шестой, и последний портрет изображает апофеоз Октавия и Альфреда кисти Уэста. Гейнсборо написал и общий портрет королевы Шарлотты с детьми, где принц Октавий изображен в детской одежде и сидит в маленьком фаэтоне для верховой езды. Еще два портрета принца находятся Национальной портретной галерее в Лондоне. Первый — это гравюра Самуэля Фримана 1817 года, созданная на основе портретов Гейнсборо, другой — гравюра «Апофеоз принцев Октавия и Альфреда и принцессы Амелии» работы Роберта Хикса, опубликованная в 1820 году. Еще три малоизвестных портрета находятся в США. Первый, кисти Уэста, экспонируется в Пенсильванской академии изящных искусств. Двое других находятся на территории Северной Америки, но их точное местоположение не известно. Литература: Baxby, Derrick. A Death From Inoculated Smallpox in the English Royal Family :— London : Medical History, 1984. — P. 303—307; Black, Jeremy. George III: America's Last King :— London : Yale University Press, 2006. — P. 156. — 448 p. — ISBN 0300117329; Fraser, Flora. Princesses: The Six Daughters of George III :— London : John Murray, 2004. — P. 65—66, 70—79. — 476 p. — ISBN 0300117329; Fritz, Paul S. The Trade in Death: The Royal Funerals in England, 1685-1830 :— London : Eighteenth-Century Studies, 1982. — P. 305; Hibbert, Christopher. George III: A Personal History. Basic Books :— London : Basic Books, 2000. — P. 98—99, 280. — 464 p. — ISBN 0465027245; Holt, Edward. The public and domestic life of His late Most Gracious Majesty, George the Third, Volume :— London : Sherwood, Neely, and Jones, 1820. — P. 256. — 464 p. — ISBN 1143639839; Panton, Kenneth J. Historical Dictionary of the British Monarchy :— London : Scarecrow Press, 2011. — P. 359. — 722 p. — ISBN 0-8108-5779-0; Sheppard, Edgar. Memorials of St. James's palace :— London : Longmans, Green & co, 1894. — P. 59. — 456 p; Walpole, Horace; Peter Cunningham. The Letters of Horace Walpole, Fourth Earl of Orford :— London : R. Bentley, 1891. — P. 363;. Watkins, John. Memoirs of Her most excellent Majesty Sophia-Charlotte: queen of Great Britain, from authentic documents :— London : Henry Colburn, 1819. — P. 270, 291—92. — 664 p; Weir, Alison. Britain's Royal Families, The Complete Genealogy :— London : Random House, 2008. — P. 300. — 400 p. — ISBN 9780099539735.