-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111536
Комментариев: 6803
Написано: 120010


22 февраля родились...

Среда, 22 Февраля 2017 г. 05:26 + в цитатник
Baden-Powell_USZ62-96893_(retouched_and_cropped) (386x700, 58Kb)
1857
Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл (Robert Stephenson Smyth Baden-Powell)
британский военачальник, основатель скаутского движения и гайдовского движения. Родился в Паддингтоне (район Лондона), был шестым из восьми сыновей. Его семья была не вполне обычной. Его отец, англиканский священник Георг Джордж Баден-Пауэлл был также профессором теологии и геометрии в Оксфордском университете. Мать была дочерью британского адмирала В.Т.Смита. Дед Роберта, Джозеф Брюер Смит, когда-то поехал в Америку как колонист, но затем вернулся в Англию и по дороге домой пережил кораблекрушение. К тому же имя Роберт Стефенсон — это имя его крёстного отца, который был сыном известного изобретателя железной дороги Джорджа Стефенсона. Таким образом, в жилах Баден-Пауэлла одновременно текла кровь священника и сына колониста — отважного искателя приключений. Когда Роберту было три года, его отец умер, оставив мать с семью маленькими детьми. Мать, Генриетта Грейс, была сильной женщиной, уверенная, что её дети преуспеют. Баден-Пауэлл скажет про неё в 1933 году: «Главный секрет моего успеха принадлежит моей матери».
22 февраля 1857 года родился — Роберт Баден-Пауэллpost-13108-129835027826 (700x335, 244Kb)
Всех детей она старалась воспитать жизнерадостными, физически выносливыми и самостоятельными. Длительные путешествия на собственной парусной лодке вместе с четырьмя братьями по водам морского побережья в любое время года и в любую погоду и охота в лесу закаляли тело и характер Роберта, прививали любовь к природе. В 1870 году, после посещения школы Rose Hill (Tunbridge Wells), Роберт поступил в престижную частную школу Чартерхауз в Лондоне, где он получил стипендию. В школе он особенно отличался знанием естественных наук и спортивными достижениями. Роберт всегда был в центре событий, когда начиналось какое-то движение на школьном дворе, и быстро стал известен как первоклассный вратарь в местной футбольной команде. Именно тогда его друзья впервые начинают называть его Би-Пи (сокращённо от Баден-Пауэлл; именно так впоследствии его будут называть скауты всего мира). В то время он имел широкую гамму увлечений: играл на пианино, скрипке, имел хорошие актёрские способности и с удовольствием участвовал в представлениях, часто организовывал экспедиции в окрестные леса. Когда бы к нему ни обратились, он всегда мог устроить такое зрелище, которое бы захватывало всю школу. Талант художника позволил ему позднее хорошо иллюстрировать свои произведения. Каникулы же обычно по-прежнему тратились на экспедиции под парусом и на каноэ с братьями. В 19-летнем возрасте Роберт поступил на военную службу. На отборочном экзамене среди нескольких других кандидатов он занял второе место и сразу был определён в гусарский полк, обойдя стажировку в офицерской школе. Этот полк ещё во время Крымской войны получил права конной пехоты в знаменитой «Лёгкой Бригаде» английской армии. Кроме блестящего несения военной службы, Би-Пи стал капитаном (на 26-ом году жизни) и получил самый желанный во всей Индии трофей за «заклание свиньи», то есть за охоту на диких кабанов на лошади только с помощью небольшого копья. Во время службы в Индии Роберт специализировался по части военной разведки.
22 февраля 1857 года родился — Роберт Баден-Пауэллpost-13108-129835047215 (700x350, 182Kb)
Ему довелось побывать также в Афганистане, на Балканах, на Мальте, в Южной Африке и других странах. В 1887 году Би-Пи принимает участие в военной экспедиции против племён зулусов, а позже — против племён ашанти и жестоких матабельских воителей. Баден-Пауэлл повышался в звании автоматически, пока один случай не дал ему возможности получить известность и стать национальным героем Англии. Шёл 1899 год, Би-Пи был уже в чине полковника. Ситуация достигла такого накала, что следовало ожидать взрыва. Баден-Пауэлл получил приказ собрать два батальона конницы и спешить к Мафекингу, городку в сердце Южной Африки. «Кто владеет Мафекингом, тот держит за уздечку Южную Африку», — такая пословица ходила среди местных жителей, и её правдивость полностью подтвердилась. В течение 217 дней — с 13 октября 1899 до 18 мая 1900 года — Би-Пи руководил обороной Мафекинга, осаждённого превосходящими силами противника. Преодолеть его оборону им так и не удалось. За это Би-Пи получил звание генерал-майора и стал настоящим национальным героем Англии. В 1901 году Баден-Пауэлл вернулся в Англию как герой и был осыпан различными почестями. Его личная популярность сделала популярным и его учебник военной разведки. Это стало для Би-Пи серьёзным толчком. Он понял, что ему представилась возможность помочь юношам его родины вырасти мужественными и закалёнными духовно и физически. Он взялся за труд, собрал себе особую библиотеку и много читал о воспитании юношей во все времена — от времен Древней Греции и Спарты до воспитания в старой Британии, Индии и современных на то время воспитательных систем. Идею скаутинга Би-Пи развивал достаточно осторожно — он хотел удостовериться в том, что она жизнеспособна.Поэтому летом 1907 года он собрал группу из 22 мальчиков и организовал на острове Браунси, находящемся в проливе Ла-Манш, первый скаутский лагерь. Этот лагерь имел большой успех. После этого в 1908 году Би-Пи издал в шести двухнедельных частях первый учебник скаутинга «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for boys»), оформленный его собственными иллюстрациями. Скорее всего, Би-Пи даже и не мечтал о том, что эта книга даст начало крупнейшему мировому молодёжному движению и читать её будут десятки миллионов юношей на сотнях языков во всех уголках мира (уже вскоре она была переведена на 35 языков). Едва «пластование для ребят» начало появляться в витринах магазинов и журнальных киосков, как скаутские кружки начали массово распространяться в Англии и многих других странах мира. Новое движение молодёжи постоянно развивалось и к 1910 году достигло таких размеров, что Би-Пи понял, что скаутинг должен стать делом всей его жизни.
Robert_Baden-Powell_Monument_London1 (525x700, 362Kb)
Памятник Баден-Пауэллу в Лондоне.
Его богатое воображение и полное доверие создали убеждение, что он может намного больше сделать для своей родины, воспитывая из молодёжи хороших граждан страны, чем учёбой небольшого количества мужчин для будущих войн. Король Великобритании Эдуард VII посоветовал Баден-Пауэллу покинуть военную службу, считая, что, распространяя свой метод воспитания, он гораздо больше будет полезен родине. Би-Пи покинул армию и начал полноценно жить «другой жизнью», как он это называл, — жизнью, посвящённой служению миру через скаутинг. В 1912 году Баден-Пауэлл отправился в путешествие вокруг света для того, чтобы встретиться со скаутами в разных странах. Это было лишь начало скаутинга как мирового братства. И хотя Первая мировая война прервала развитие скаутинга на некоторое время, с её окончанием он продолжал расти, и в 1920 году скауты со всего мира впервые встретились на мировом скаутском Джамбори (встрече) в Лондоне. В последний вечер этого Джембори, 6 августа, весёлая ватага разноязычных скаутов провозгласила Би-Пи Начальником скаутов мира. Скаутское движение продолжало расти. В день его 21-летия оно насчитывало в своих рядах уже более 2 миллионов членов в большинстве стран Земли. Король Георг V отметил Би-Пи почестью, даровав ему дворянство с титулом «лорд Баден-Пауэлл оф Гилвел». Однако для всех скаутов он навсегда так и остался Би-Пи, Начальником скаутов мира. За лондонским Джембори наступила очередь второго, которое состоялось в Дании в 1924 году, потом третьего — в 1929 году в Англии, четвёртого — в 1933 году в Венгрии, пятого — в 1937 году в Голландии. Но Джембори были лишь частью усилий скаутинга за мировое братство. Би-Пи много путешествовал, продолжал переписку с скаутскими проводниками многих стран и постоянно писал на воспитательные темы, иллюстрируя свои статьи и книги собственными рисунками. Он написал «Учебник для волчат» (1916), «Мои приключения на службе разведчика» (1916), «Учебник для скаутмастеров» (1920), «Что скауты умеют делать» (1921), «Путешествие за успехом» (1922). Всего Би-Пи написал 32 книги. О нём говорят как о выдающемся военном, писателе, художнике, актёре; он интересовался также любительским кино; прекрасный организатор, почётный доктор шести университетов, кавалер 28 иностранных и 19 скаутских наград и отличий, Баден-Пауэлл сам являлся ярким примером разностороннего самовоспитания для скаутов. Когда Би-Пи достиг 80-летнего возраста, он вернулся к своей любимой Африке со своей женой, леди Олав Баден-Пауэлл, его восторженной помощницей во всех его усилиях, которая сама была проводницей мирового скаутского движения девочек (гайдинга). Они осели в Наири, Кения, в спокойном месте с прекрасным видом через глубокие леса на заснеженные вершины гор. Там Би-Пи умер 8 января 1941 года, не дожив всего месяц до своего 84-летия.
Baden_Powell_grave2 (700x525, 448Kb)
Могила Баден-Пауэлла.
Литература: William Hillcourt, Olave Baden-Powell Baden-Powell: The Two Lives Of A Hero. — New York: Gilwellian Press d/b/a Scouter's Journal Magazine, 1992. — 457 p. — ISBN 0-8395-3594-5; Баден-Поуэль, Роберт Стефенсон Смис // Военная энциклопедия : в 18 томах / под редакцией В.Ф.Новицкого и др. — Санкт-Петербург : Товарищество И.В.Сытина, 1911. — Том 4 : Б (Blanc) порох — Бомба. — Страницы 336—337

 (693x699, 149Kb)
1857
Генрих Рудольф Герц (немецкое имя - Heinrich Rudolf Hertz)
немецкий физик, один из основателей электродинамики. Родился в Гамбурге. Окончил Берлинский университет, где его учителями были Герман фон Гельмгольц и Густав Кирхгоф. С 1885 по 1889 гг. был профессором физики Университета в Карлсруэ. С 1889 года — профессор физики университета в Бонне. Основное достижение — экспериментальное подтверждение электромагнитной теории света Джеймса Максвелла. Герц доказал существование электромагнитных волн. Он подробно исследовал отражение, интерференцию, дифракцию и поляризацию электромагнитных волн, доказал что скорость их распространения совпадает со скоростью распространения света, и что свет представляет собой не что иное как разновидность электромагнитных волн. Он построил электродинамику движущихся тел, исходя из гипотезы о том, что эфир увлекается движущимися телами. Однако его электродинамика оказалась в противоречии с опытом и позднее уступила место электронной теории Хендрика Лоренца. Результаты, полученные Герцем, легли в основу развития радио. В 1886—1887 гг. Герц впервые наблюдал и дал описание внешнего фотоэффекта. Герц разрабатывал теорию резонансного контура, изучал свойства катодных лучей, исследовал влияние ультрафиолетовых лучей на электрический разряд. В ряде работ по механике дал теорию удара упругих шаров, рассчитал время соударения и т. д. В книге «Принципы механики» (1894) дал вывод общих теорем механики и её математического аппарата, исходя из единого принципа (принцип Герца). Именем Герца с 1933 года называется единица измерения частоты Герц, которая входит в международную метрическую систему единиц СИ. Генрих Рудольф Герц родился в Гамбурге, в процветающей и культурной ганзейской семье. Его отец, адвокат и в 1887—1904 годах сенатор Густав Фердинанд Герц (1827—1914), родился под именем Давид Густав Герц в весьма состоятельной еврейской семье. Его отец — Давид Густав Герц, впоследствии Генрих Давид Герц (1797—1862) — был процветающим коммерсантом и членом городского совета Гамбурга в 1860—1862 годах; мать — Бетти Августа Оппенгейм (1802—1872), была дочерью крупного банкира Соломона Оппенгейма (1772—1828) из Кёльна, основателя ныне действующего банка Sal. Oppenheim. И дед и отец Генриха Герца приняли лютеранство. Мать Генриха Герца, урождённая Анна Элизабет Пфефферкорн (1835—1910), была дочерью армейского врача из Франкфурта-на-Майне Йоханнеса Пфефферкорна (1793—1850) и Сузанны Гадройтер (1797—1872). У Генриха было три младших брата и сестра. Во время учёбы в гимназии при университете Гамбурга Генрих Герц проявил способности к наукам, а также к языкам, изучив арабский и санскрит. Он изучал науку и технику в Дрездене, Мюнхене и Берлине, где был студентом Кирхгофа и Гельмгольца. В 1880 году Герц получил степень доктора философии в Берлинском университете, и остался на последокторское обучение под руководством Гельмгольца. В 1883 году он занимает должность лектора теоретической физики в Университете Киля, а в 1885 году Герц стал полным профессором в Университете Карлсруэ, где он и сделал своё научное открытие о существовании электромагнитных волн. У Герца всегда был глубокий интерес к метеорологии, вероятно, приобретённый в результате его контактов с Вильгельмом фон Бецольдом (он был профессором Герца по лабораторному курсу в Мюнхенском Политехникуме летом 1878).
22 февраля 1857 — Генрих Герцpost-13108-129835041015 (700x352, 262Kb)
Герц, однако, не сделал особого вклада в данную область, за исключением некоторых ранних статей в качестве ассистента Гельмгольца в Берлине. Сюда входит исследование испарения жидкостей, разработка нового вида гигрометра, а также разработка графических средств для определения свойств влажного воздуха, подвергнутого адиабатическим изменениям. В 1881—1882 Герц опубликовал две статьи по тематике, которая позже стала называться механикой контактного взаимодействия. Хотя Герц знаменит за свой вклад в электродинамику (о чём речь ниже), однако эти две статьи тоже не остались незамеченными. Они стали источником важных идей, и большинство статей, в которых рассматривается фундаментальная природа контакта, на них ссылаются. Жозеф Буссинеск сделал несколько важных критических замечаний по работам Герца, признавая при этом их огромную важность. В этих работах Герц рассматривает поведение под нагрузкой двух осесимметричных объектов, находящихся в контакте. Полученные результаты основываются на классической теории упругости и механике сплошных сред. Самым существенным недостатком его теории было пренебрежение адгезией любой природы между двумя твёрдыми телами, которая оказывается важна, когда эти тела начинают вести себя упруго. В те времена было вполне естественно пренебречь ею, поскольку тогда не было никаких экспериментальных методов её исследования. Для обоснования своей теории Герц исследовал поведение эллиптических колец Ньютона, образующихся при размещении стеклянной сферы на линзе. Он полагал, что давление, оказываемое сферой на линзу, вызовет изменение колец Ньютона. Он снова использовал кольца Ньютона, когда проверял свою теорию в экспериментах по вычислению сдвига, которое вызывает сфера в линзе. К.Л.Джонсон, К.Кендал и А.Д.Робертс (JKR — по первым буквам фамилий) взяли эту теорию за основу при вычислении теоретического сдвига или глубины вдавливания при наличии адгезии в их значимой статье «Поверхностная энергия и контакт упругих твёрдых частиц», изданной в 1971 в трудах Королевского Общества. Теория Герца вытекает из их формулировки, при условии, если адгезия материалов равна нулю. Подобно этой теории, но на основе других предположений, в 1975 Б.В.Держагуин, В.М.Мюллер и Ю.П.Топоров разработали другую теорию, которая среди исследователей известна как теория DMT, и из которой также вытекает формулировка Герца при условии нулевой адгезии. Теория DMT в дальнейшем была несколько раз пересмотрена прежде, чем она была принята как ещё одна теория контактного взаимодействия в дополнение к теории JKR. Обе теории, как DMT так и JKR, являются основой механики контактного взаимодействия, на которых базируются все модели контактного перехода, и которые используются в расчётах наносдвигов и электронной микроскопии. Так исследования Герца в дни его работы лектором, которые он сам с его трезвой самооценкой считал тривиальными, ещё до его великих трудов по электромагнетизму, попали в век нанотехнологий. С 1885 по 1889 годы Герц работал профессором физики технического университета в Карлсруэ. Именно в эти годы он провёл свои знаменитые опыты по распространению электрической силы, доказавшие реальность электромагнитных волн. Аппаратура, которой пользовался Герц, может показаться теперь более чем простой, но тем замечательнее полученные им результаты. Источниками электромагнитного излучения у него были искры в разрядниках. Электромагнитные волны от разрядников вызывали искровые разряды между шариками в «приемниках» — расположенных в нескольких метрах контурах, настроенных в резонанс. Герцу удалось не только обнаружить волны, в том числе, и стоячие, но и исследовать скорость их распространения, отражение, преломление и даже поляризацию. Все это очень напоминало оптику, с тем только (весьма существенным!) отличием, что длины волн были почти в миллиард раз больше. Постоянный ток от DC, проходя через катушку намагничивает её железный сердечник, он притягивает подвижной контакт и цепь разрывается, когда магнитное поле исчезает контакт замыкается снова. Для проведения опытов Герц придумал и сконструировал свой знаменитый излучатель электромагнитных волн, названный впоследствии «вибратором Герца». Вибратор представлял собой два медных прутка с насаженными на концах латунными шариками и по одной большой цинковой сфере или квадратной пластине, играющей роль конденсатора. Между шариками оставался зазор — искровой промежуток. К медным стержням были прикреплены концы вторичной обмотки катушки Румкорфа — преобразователя постоянного тока низкого напряжения в переменный ток высокого напряжения. При импульсах переменного тока между шариками проскакивали искры и в окружающее пространство излучались электромагнитные волны. Перемещением сфер или пластин вдоль стержней регулировались индуктивность и ёмкость цепи, определяющие длину волны. Чтобы улавливать излучаемые волны, Герц придумал простейший резонатор — проволочное незамкнутое кольцо или прямоугольную незамкнутую рамку с такими же, как у «передатчика» латунными шариками на концах и регулируемым искровым промежутком. В результате проведённых опытов Герц обнаружил, что если в генераторе будут происходить высокочастотные колебания (в его разрядном промежутке проскакивает искра), то в разрядном промежутке резонатора, удалённом от генератора даже на 3 м, тоже будут проскакивать маленькие искры. Таким образом, искра во второй цепи возникала без всякого непосредственного контакта с первой цепью. Проведя многочисленные опыты при различных взаимных положениях генератора и приёмника, Герц приходит к выводу о существовании электромагнитных волн, распространяющихся с конечной скоростью. Будут ли они вести себя, как свет? Герц проводит тщательную проверку этого предположения. После изучения законов отражения и преломления, после установления поляризации и измерения скорости электромагнитных волн он доказал их полную аналогию со световыми. Всё это было изложено в работе «О лучах электрической силы», вышедшей в декабре 1888 г. Этот год считается годом открытия электромагнитных волн и экспериментального подтверждения теории Максвелла. Благодаря своим опытам Герц пришёл к следующим выводам:
1. Волны Максвелла «синхронны» (справедливость теории Максвелла, что скорость распространения радиоволн равна скорости света);
2. Можно передавать энергию электрического и магнитного поля без проводов.
В 1887 по завершении опытов вышла первая статья Герца «Об очень быстрых электрических колебаниях», а в 1888 — ещё более фундаментальная работа «Об электродинамических волнах в воздухе и их отражении». Герц считал, что его открытия были не практичнее максвелловских: «Это абсолютно бесполезно. Это только эксперимент, который доказывает, что маэстро Максвелл был прав. Мы всего-навсего имеем таинственные электромагнитные волны, которые не можем видеть глазом, но они есть». «И что же дальше?» — спросил его один из студентов. Герц пожал плечами, он был скромный человек, без претензий и амбиций: «Я предполагаю — ничего». Но даже на теоретическом уровне достижения Герца были сразу отмечены учёными как начало новой «электрической эры». Чтобы лучше видеть искру в своих опытах, Герц поместил приёмник в затемнённую коробку. При этом он заметил, что в коробке длина искры в приёмнике становится меньше. Тогда Герц стал экспериментировать в этом направлении, в частности, он исследовал зависимость длины искры в случае, когда между передатчиком и приёмником помещается экран из различных материалов. Герц нашёл, что электромагнитные волны проходили через одни виды материалов и отражались другими, что привело в будущем к появлению радаров. Кроме того, Герц заметил, что заряженный конденсатор теряет свой заряд быстрее при освещении его пластин ультрафиолетовым излучением. Полученные результаты явились открытием нового явления в физике, названного фотоэффектом. Теоретическое обоснование этого явления позже дал Альберт Эйнштейн, получивший за это Нобелевскую премию в 1921 году. В 1892 году у Герца была диагностирована инфекция (после серьёзной мигрени). Его несколько раз прооперировали, чтобы вылечить болезнь, но бесполезно. Он умер в Бонне от заражения крови 1 января 1894 года.
Hamburg_Friedhof_Ohlsdorf_Heinrich_Rudolf_Hertz_01 (700x542, 557Kb)
Похоронен в Гамбурге на кладбище Ольсдорф. Его жена Элизабет Герц (в девичестве Элизабет Долль) замуж больше не выходила. Герц оставил двух дочерей, Джоанну и Матильду. Все три в 1930-е годы, после прихода Гитлера к власти, эмигрировали в Англию. В 1960-е годы Чарльз Зускинд взял у Матильды интервью, которое затем опубликовал в книге о Генрихе Герце. Согласно книге Зускинда, дочери Герца в браке не состояли, поэтому потомков у него не осталось. Матильда Кармен Герц (1891—1975), которой было всего три года, когда умер её отец, стала известным психологом. Хотя Герц был лютеранин и вряд ли считал себя евреем, его портрет был снят нацистами с почётного места в городской ратуше Гамбурга, поскольку он «частично еврейского происхождения».
DBP_100._Geburtstag_Heinrich_Hertz_10_Pfennig_1957 (576x700, 154Kb)
Памятная почтовая марка ФРГ, 1957.
Племянник Г.Герца — Густав Людвиг Герц (1887—1975) — стал известным физиком и лауреатом Нобелевской премии, а сын последнего — Карл Хельмут Герц (1920—1990) — создателем медицинской сонографии. В 1930 году Международная Электротехническая Комиссия в честь Герца установила новую единицу измерения — Герц (Гц), применяемую как мера количества повторяющихся событий в единицу времени (её также называют «количество циклов в секунду»). Она была принята Международным бюро мер и весов в 1964 году как единица частоты в системе СИ. В 1969 году в Восточной Германии была выпущена памятная медаль в честь Генриха Герца. В 1987 году IEEE учредила Медаль Генриха Герца «за выдающиеся достижения в изучении волн Герца», присуждаемая ежегодно учёным-теоретикам и экспериментаторам. В честь Герца назвали кратер, который находится на востоке обратной стороны Луны. В Нижнем Новгороде, Россия, в честь Герца назван городской рынок радиоэлектроники. Городская теле-радиокоммуникационная башня в Гамбурге названа в честь знаменитого уроженца города. В 1889 Итальянское общество наук в Неаполе наградило его медалью имени Маттеучи, Парижская академия наук — премией Лаказа, а Венская императорская академия — премией Баумгартнера. Через год Лондонское королевское общество награждает Герца медалью Румфорда, а в 1891 Королевская академия в Турине — премией Бресса. Прусское правительство награждает его орденом Короны. Кроме того, Герц был удостоен японского ордена Священного сокровища. Сочинения: Герц Г.Р. Исследования о распространении электрической силы. Москва-Ленинград, 1938; Герц Г.Р. Принципы механики, изложенные в новой связи. Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1959. Литература: Григорьян А.Т., Вяльцев А.Н. Генрих Герц. 1857-1984 — Москва: Наука, 1968. — 312 страницы.

BairdEdith-2 (462x700, 169Kb)
1859
Эдит Элина Хелен Бэрд (Edith Elina Helen Baird; урождённая - Винтер-Вуд, Winter-Wood)
английская шахматистка и шахматный композитор. Эдит Бэрд появилась на свет в родовом имении Харестон Манор (Hareston Manor) в Брикстоне рядом с Плимутом, младшая из трёх выживших детей в семье писателя и поэта Томаса Винтер-Вуда (Thomas Winter-Wood, 1818—1905). Отец, мать (Элиза Энн, англ. Eliza Ann) и оба старших брата, Эдвард (Edward J.Winter-Wood, 1847—1920) и Карслейк (Carslake Winter-Wood, 1849—1924) вместе с Эдит были пионерами игры в шахматы в Девоншире, Англия. Томас Винтер-Вуд — основатель (1881) и первый президент шахматного клуба Плимута, его сын Карслейк был секретарём и казначеем клуба. Эдвард Винтер-Вуд в 1909 году был избран президентом шахматной ассоциации Девоншира. Ранние годы Эдит провела, путешествуя с семьёй по стране, бывая на острове Гернси и во Франции. В шахматы научилась играть с самого раннего детства. В 1880 году вышла замуж за морского офицера У.Дж.Бэрда и переехала с ним в Брайтон. В следующем, 1881 году родился её единственный ребёнок — дочь Лилиан (1881—1977), в раннем возрасте также ставшая шахматисткой и шахматным композитором. С 1888 года Эдит Бэрд опубликовала около 2 тысяч задач разных жанров: двух- и трёхходовки, изобразительные и условные задачи. Наряду с обычными задачами составляла ретракторы — задачи на взятие обратно одного или нескольких ходов. Автор книг по задачной композиции. На конкурсах удостоена 15 первых призов и ряда других отличий. Успешно выступала в шахматных турнирах. Три года подряд становилась серебряной медалисткой шахмат Суссекса. В 1897 году выиграла женский чемпионат Суссекса. Кроме шахмат увлекалась стрельбой из лука (была членом одного из клубов и регулярно выигрывала различные соревнования), была прекрасным художником и иллюстратором, ей передался отцовский талант писать стихи. В конце своей жизни Эдит с братьями переехала в Пейнтон. Эдвард умер в июне 1920 года, в то время как Эдит и Карлслейк ушли из жизни в течение трёх недель февраля 1924 года. Умерла Эдит Бэрд 1 февраля 1924 года. В некрологе Эдит Бэрд была названа «Королевой шахмат», самой выдающейся женщиной-шахматным композитором.
BairdEdith-1 (550x700, 148Kb)
Портрет Эдит Бэрд на титульном листе её книги «700 шахматных задач»
Книги Э.Бэрд: Baird E. Seven hundred chess problems.— London, 1902; Baird E. The Twentieth century retractor.— London, 1907. Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 52. — 624 страниц. — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3; Эйвазова З. Королевы шахматной композиции. —Баку: Азернешр, 1986. Страницы 25—34; Эйвазова З. Лебединая песнь. // «64 — Шахматное обозрение». — 1991. — № 10. — Страницы 28—29; Hooper D., Whyld K. The Oxford companion to chess.— Oxford University Press, 1984.— ISBN 0-19-217540-8; Gittins F.R. The Chess Bouquet.— London, 1897.

Анастасия_Вербицкая (490x700, 91Kb)
1861
Анастасия Алексеевна Вербицкая
русский прозаик. Родилась в Воронеже, в дворянской семье Зябловых. Училась в Московской консерватории по классу пения (1879-1881, не окончила), затем работала учительницей музыки, регентом хора в Елизаветинском институте, занималась журналистикой и писала рассказы. С 1894 полностью обратилась к литературному творчеству, выступала по вопросам женской эмансипации и печаталась в журналах «Жизнь», «Начало», «Русское богатство», «Мир Божий». С 1899 сама издавала свои многочисленные романы, содействовала публикации и других феминистских произведений. Писать начала в 1883 г. в «Русском Курьере», где одно время вела политический отдел. В 1887 г. была помещена в «Русской Мысли» ее большая повесть «Разлад». Позднее она помещала свои романы, повести и рассказы в «Русском Богатстве», «Жизни», «Начале», «Мире Божием», «Русских Ведомостях», «Северном Курьере», «Живописном Обозрении», «Образовании» и др. Отдельно вышли «Сны жизни» (сборник рассказов, 3-е издание, 1899—1902), «Освободилась» (Москва, 1902), «Преступление Марьи Ивановны» (Москва, 1902, сборник рассказов), «Первые ласточки» (Москва, 1900; переделка «Разлада», 2-е издание, Москва, 1902), «Вавочка» (2-е издание, 1900—1902), «История одной жизни» (Москва, 1903), «Счастье» (Москва, 1905, сборник рассказов), «Мотыльки» (Москва, 1905, сборник рассказов). Без успеха были поставлены пьесы Вербицкой: «Миражи» и «Семейство Волгиных» (также «Бесправные»). Другие драматические произведения ее: «Дети века» («Эфемериды»), «Бесплодные жертвы», «Рассвет». По прямому заявлению своему в автобиографии («Сборник на помощь учащимся женщинам», Москва, 1901), Вербицкая — писательница «идейная». Она отстаивала общественную самостоятельность женщины и ее право располагать своим сердцем. Вместе с тем, она предъявляла женщинам требование никогда не зависеть от мужчины и жить исключительно своим трудом. Её социалистическая антицаристская позиция обеспечила ей определённую поддержку в соответствующих кругах.Несколько биографических данных автора некогда нашумевшего романа «Ключи счастья». Вербицкая родилась в небогатой дворянской семье, в которой царил культ театра. Как отмечает биограф писательницы А.Грачева: «Начиная с самого детства, Вербицкая не только существовала в реальных, во многом неблагоприятных житейских обстоятельствах, но и в мире своей фантазии, построенной на основе сублимации. В нем росла красавица-девочка, имеющая гениальную актрису-бабушку, роковую, прекрасную и любящую мать, благородного старика-отца и окружающих, постоянно восхищающихся внешностью и необычными и разнообразными талантами ребенка, а затем девушки. Впоследствии многие героини произведений Вербицкой явились реализацией этого фантастического образа ее «эго», как бы переселившегося из фантастического мира авторского воображения в более осязаемый, но менее воображаемый макрокосм ее произведений...» Романом «Ключи счастья» (1909), где открыто подана тема сексуальной свободы женщины, Вербицкая завоевала сомнительную славу исключительной популярности у массового читателя. В новом романе Вербицкая опять рассказывает "сказку о Золушке" - талантливейшей, незаурядной натуре с тонким художественным чутьем - Марии Ельцовой. В основе произведения – проблема взаимоотношений художника и общества, в решении которой Вербицкая утверждает, в русле набирающей силу модернистской этики и эстетики, безграничную свободу творческой личности, в т.ч. в половой сфере. Трагический финал романа свидетельствовал о том, что писательница осталась верна художественной правде. «Новая женщина», ницшеанка, легко переступающая через чужие жизни, осталась лишь теоретической фантазией героев романа. Продолжение «Ключей счастья» составило 6 книг (до 1913). В честь популярнейшего романа Вербицкой были названы даже салонные вальсы того времени. В 1913 режиссеры В.Гардин и Я.Протазанов осуществили его экранизацию, ставшую самой кассовой лентой дореволюционного русского кинематографа. В 1917 году Киноиздательство «Жизнь» выпустило фильм Б.Светлова «Победители и побежденные» — вторую («полную») инсценировку романа А.В.Вербицкой «Ключи счастья» (писательница была также автором сценария и сорежиссером. В библиотеках число выдач книг Вербицкой достигло самой высокой отметки, а в 1915 г. тиражи изданий достигли уровня бестселлеров того времени: 280000 экз. Кроме «Ключей счастья» известны были романы «Дух времени» и «Иго любви» ("Актриса","Огни заката","Спешите жить"). Умная и тонкая женщина, Анастасия Алексеевна прекрасно все понимала. В одном из ответов на критику, сохранившемся в ее архиве, мы можем прочесть точные и горькие слова: "Я хорошо знаю себе цену, не страдаю манией величия и не считаю себя талантливой. О, нет! Но я понимаю, почему меня читают в данную минуту. Я вижу, что влечет ко мне читателя Я затрагиваю всё те же вопросы, старые вопросы о любви, о браке, о борьбе личности с обществом. Очевидно, я вкладываю в решение этих вопросов тот темперамент, ту искренность, то несомненное своё, что и отличает меня от других. Может быть, именно то, что я пишу по-женски? И чувствую, и думаю - тоже по-женски? А может утешительные слова теперь именно нужнее всего! Или я освещаю эти вопросы по-своему? Или читатель чувствует, что мои слова выстраданы мною, что моё миросозерцание стоило мне дорого?" После Октябрьской революции 1917 г. Вербицкая не играла больше роли в литературе, а её бульварные романы были заклеймены как устрашающий пример буржуазного распада. По словам Вольфганга Казака, Вербицкая «приспосабливает к массовым вкусам свою банальную, схематичную и заурядную технику письма». Наркомпрос решил сжечь весь склад книг Вербицкой «за порнографию, юдофобство и черносотенство». Но писательница потребовала гласного суда над собой, после чего заведующий Госиздатом В. Воровский создал комиссию из 12 литераторов-коммунистов, которые в течение трех месяцев изучали 33 книги Вербицкой и, в конце концов, признали их безвредными. Вербицкой было обещано передать книги в рабочие клубы и читальни. После убийства В.Воровского, в 1924 г. Вербицкая снова попала в список запрещенных писателей и ее книги изъяли из всех магазинов и библиотек. В 1926 г. в журнале «На литературном посту» (No 7-8) была состоялась дискуссия о Вербицкой, поводом к которой стало ее письмо, в котором она перечисляла свои заслуги перед русским революционным движением и выражала желание «писать о современном строе». Луначарский и другие защищали Вербицкую и её политически прогрессивную роль. Луначарский высказал мнение, что «для некоторых очень отсталых слоев провинциального читателя… чтение произведений Вербицкой было бы прогрессом и могло бы оставить в их душе светлый след». Вербицкая писала рассказы для детей под псевдонимом Игорь Ольгович, А.Алексеева и другими. Умерла в Москве 16 января 1928 года.
Могила_писательницы_Анастасии_Вербицкой (525x700, 436Kb)
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. Сестра Вербицкой Александра Сорнева также была писательницей. Литература: А.М.Грачева. Анастасия Вербицкая: легенда, творчество, жизнь // Лица, выпуск 5. 1994; Шулятиков, Владимир Михайлович. Новые Перепевы Старых Мотивов. "Курьер", 1901 г., No 285. Источники: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — Москва: РИК «Культура», 1996. — 492 страницы. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8

Katō_Tomosaburō_cropped (535x700, 176Kb)
1861
Томосабуро Като
военный и государственный деятель, адмирал, премьер-министр Японии (1922-1922). После окончания Высшего императорского военно-морского училища служил на флоте. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. участвовал в Цусимской битве как начальник штаба адмирала Того. В 1915 г. Като — министр Военно-морского флота и остается на этом посту при трех кабинетах министров. В 1921 г. Като является главой японской делегации на Вашингтонской конференции. В 1922 г. становится премьер-министром. Умер 24 августа 1923 года.

1862
Густав Радош (Gustav Rados)
венгерский математик и физик. Работал в Будапеште. Его математические труды относятся к алгебре (теория детерминантов) и теории чисел (теория сравнений высших степеней). Умер 1 ноября 1942 года.

1863
Иван Юрьевич Тимченко
российский математик. Окончил Новороссийский университет (1885). С 1886 г. работал в нем же, с 1892 г. – сотрудничал в «Вестнике опытной физики и элементарной математики». В 1899 г. защитил диссертацию на степень магистра чистой математики. В 1914-1933 гг. – профессор в новороссийском университете, с 1933 г. – в Одесском университете. Его основные работы относятся к истории математики. Для них характерны глубина исследования, точность фактического материала, умелое выяснение связей в деятельности ученых разных эпох. Родился в Одессе. В 1885 г. он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета с золотой медалью за работу «Определение азимута Покровской церкви на Одесской астрономической обсерватории» Учителями И.Ю.Тимченко в университете были известные ученные: А.К.Кононович, И.В.Слешинский. Под влиянием последнего начальный интерес Ивана Юрьевича к астрономии сменился тягой к математике, а именно к теории функций. В 1886 г. И.Ю.Тимченко сдал экзамен на степень магистра чистой математики. С 1888г. он читал лекции в университете на правах приват-доцента по курсу расчета остатков и применения его к теории определения интегралов, теории эллиптических функций и др. В 1892 г. И.Ю.Тимченко написал и опубликовал в "Записках Новороссийского общества естествоиспытателей" работу "Основания теории аналитических функций. Часть1: Исторические сведения о развитии по­нятий и методов, лежащих в основании теории аналитических функ­ций". 30 декабря 1899 г. эта работа была защищена как магистерская диссертация. Вторая часть книги так и не была опубликована. Труд включал анализ формирования теории функций от ученных Древней Греции до ХVIII века. Для усовершенствования знаний И.Ю.Тимченко был командирован в Математическую подкомиссию Международной комиссии по чтению математики в школе (1890 и 1904 гг.) В 1892, 1893, 1896 гг. его командировали за границу с научной целью. В университете в это время он читал курсы аналитической геометрии, истории математики, напечатал несколько статей по истории древнегреческой математики. С 1888 г. И.Ю.Тимченко был членом Математического отделения Новороссийского общества природоведения, а в 1914-1922 гг. - его главой, активно выступал с докладами на заседаниях, печатал статьи в "Вестнике опытной физики и элементарной математики". Одним из выдающихся исследований того времени стала публикация предисловия и великих комментариев к русскому переводу книги И.Гейберга «Послание Архимеда к Зратосфену о некоторых теоремах механики» (1909). Иваном Юрьевичем подготовлено русское издание книги Ф.Кеджори "История элементарной математики с указаниями на методы преподавания" (1910). И.Ю.Тимченко был прекрасным лектором. Одним из первых он начал использовать при чтении теоретических курсов примеры из теории математики. Кроме того, он глубоко разрабатывал методику преподавания математики в школе, читал математику и механику на Высших женских курсах. В 1914 г. И.Ю.Тимченко был назначен экстраординарным профессором кафедры чистой математики, в 1917 г. он заведовал кабинетом математики ИНО. В 1918 г. ученый был удостоен звания заслуженного ординарного профессора. В 1918 г. в Одессе был создан Комитет по организации политехнического института. И.Ю.Тимченко разработал проект-положение про институт, был главой учебно-программной комиссии Комитета. 17 сентября 1918 г. открылся Одесский политехнический институт. И.Ю.Тимченко стал его проректором, а с 25 августа 1919 г. до осени 1920 г. был ректором института (ушел с поста по причине болезни). После реорганизации университета И.Ю.Тимченко стал профессором Физико-математического института и математических кафедр Института народного образования. В 1923-1928 гг. он возглавлял научно-исследовательскую кафедру математики Института математики и механики и секцию геометрии на этой кафедре. В ИНО И.Ю.Тимченко руководил предметной комиссией по математике, которая заведовала вопросами преподавания этой науки, основал первую в Одессе кафедру истории и методики математики, одновременно был заведующим кафедрой геометрии. В 1921-1930 гг. он читал курсы теории вероятности, истории математики и др. С 1930 г. И.Ю.Тимченко стал во главе кафедры геометрии и механики, в 1931-1932 гг. - геометрии и механики в Физико-математическом институте. С 1933 г. профессор И.Ю.Тимченко приступил к работе в Одесском университете и до 1936 г. был деканом математического факультета. В 1933-1938 гг. читал курсы истории математики, теории вероятности, геометрии. В это время он возглавлял кафедры математики, физики, химии и математики в Одесском педагогическом институте, технических вузах Одессы. После 1917 г. И.Ю.Тимченко работал одним из редакторов одесских научных журналов: "Ученые записки высшей школы г.Одессы" (1921-1922), "Журнал научно-исследовательских кафедр Одессы" (1923-1924). И.Ю.Тимченко брал участие в составлении первого издания Великой советской энциклопедии, где напечатал статью про Архимеда. Кроме того, ученый возглавлял Одесское отделение Российского общества любителей природоведения. В 1938г. в возрасте 75 лет Иван Юрьевич Тимченко был арестован по сфабрикованному обвинению и только весной 1939г. освобожден «из-за отсутствия доказательств». Арест и год в тюрьме окончательно подорвали здоровье ученого. Он умер 30 августа 1939 года.

Jules_Renard (432x700, 177Kb)
1864
Жюль Ренан (Jules Renard или Pierre-Jules Renard)
французский писатель. Родился в Шалон-дю-Мен, Майенн. Учился в лицеях Невера и Парижа. Создал циклы реалистических рассказов (сборники "Преступление в деревне", 1888; "Натянутые улыбки", 1890) и повестей ("Мокрицы", 1889, опубликована 1919; "Прихлебатель", 1892) о быте и нравах соотечественников. В повести "Рыжик" (1894) рассказал о гибели человеческих чувств в недрах буржуазной семьи, об изъязвленном обидами детском сердце. Гневная сатира Ренана обращена против праздных и злобных буржуа. Известность приобрела пьеса "Рыжик", поставлена в Театре Антуана (1900; приведена в статье Антуан А.). Тревожная гармония природы (сборник миниатюр "Естественные истории", 1896) контрастирует у Ренана со скудной жизнью обыкновенных людей (сборники рассказов "С потайным фонарем", 1893; "Виноградарь в своем винограднике", 1894). В новеллистических сценках и драмах Ренана вглядывается в глубины несчастной жизни крестьян, сочувственно воссоздавая деревенские будни (сборники рассказов "Буколики", 1898; "Мои суровые братья", 1908). В "Дневнике" (опубликован 1925-27) Ренан определил свой стиль - писать прокаленными словами, ясно, полнокровно, скульптурно. Умер в Париже 22 мая 1910 года. Сочинения: Œuvres, t. 1-2, (P., 1970-1971); в русском переводе. - Избранное, Москва, 1946; Дневник. (Составитель и вступительная статья Б.Песиса), Москва, 1965. Литература: История французской литературы, том 3, Москва, 1959; Guichard L., Renard, (., 1961).

1865
Жак Дюран (Jacques Durand)
французский нотоиздатель («Дюран и сыновья»). Родился в Париже. Сын Mари Oгюста Дюрана. Участвовал в руководстве фирмой (заменил Шёневерка). Написал работы, посвященные музыкально-издательскому делу. Автор воспоминаний. Умер в Бель-Эба, близ Фонтенбло 22 августа 1928 года. Сочинения: Cours professionnel а l'usage des employйs du commerce de musique, v. 1-2, P., 1923; Abrйgй historique et technique de l'йdition musicale, P., 1924; Quelques souvenirs d'un йditeur de musique, v. 1-2, P., 1924-1925. Литература: Bernard R., Un dйfenseur de la musique franзaise, Jacques Durand, Gen., 1929.

Джалил Мамедкулизаде  (453x700, 139Kb)
1866
Джалил Гусейнкули оглы Мамедкулизаде (псевдоним - Молла Насреддин; азербайджанское имя - Cəlil Hüseynqulu oğlu Məmmədquluzadə)
азербайджанский советский писатель-сатирик, журналист, просветитель и общественный деятель. Родился в городе Нахичевани, в семье торговца. Первоначальное образование Джалил получил в духовных школах — медресе — у известных в городе мулл, которые учили детей по арабским и персидским книгам, богословским шариатским трактатам или по «Гюлистану» великого ширазского Саади. Значительным событием в жизни Джалила Мамедкулизаде явилось поступление в 1882 году в Горийскую учительскую семинарию. Семинария и ее так называемое «татарское» отделение, которым долгие годы руководил просвещенный педагог и выдающийся общественный деятель, автор нескольких учебников Алексей Осипович Черняевский, воспитала не один десяток передовых деятелей азербайджанской культуры.
22 февраля 1866 года родился — Джалил Мамедкулизадеpost-13108-129835058896 (700x353, 230Kb)
Из ее стен вышли Нариман Нариманов, Фирудинбек Кочарлинский, Сулейман Ахундов, Узеир Гаджибеков, Муслим Магомаев (старший), Фархад Агаев, Рашидбек Эфендиев, Гаджи-Керим Саниев и др. Джалил Мамедкулизаде окончил Закавказскую учительскую семинарию в 1887 году и в течение последующих десяти лет преподавал в школах Баш-Норашена, Улуханлы, Неграма и других населённых пунктов Эриванской губернии. Он был сторонником унификации литературного азербайджанского языка. Мамедкулизаде подвергал критики своих современников, засоривших, на его взгляд, азербайджанский язык ненужными заимствованиями из русского, персидского и турецкого языков, вводивших в заблуждение простого читателя («Книга моей матери», 1920). Впоследствии он стал одним из активистов процесса латинизации азербайджанского алфавита. В 1898 году он переехал в Эривань, в 1903 — в Тифлис, где стал работать в редакции местной азербайджаноязычной газеты «Шарги-Рус». В 1906 году он основал сатирический журнал «Молла Насреддин», редактором которого являлся на протяжении 25 лет (с перерывами). В 1921 году Мамедкулизаде проживал в Тебризе, где временно печатался «Молла Насреддин». К концу Гражданской войны переехал в Баку, где умер от кровоизлияния в мозг 4 января 1932 года. В последние годы жизни он писал воспоминания, которые, к сожалению, не успел закончить. Именем Мамедкулизаде был назван город Джалилабад (до 1967 — Астрахан-Базар), село Джалилкенд (бывшее Баш-Норашен) в Нахичеванской АР, драматический театр в Нахичевани, улицы в различных городах Азербайджана. Мамедкулизаде писал во множестве жанров, включая драмы, очерки, рассказы и фельетоны.
Памятник_Джалилу_Мамедкулизаде_в_городе_Нахичевань (539x700, 325Kb)
Памятник Джалилу Мамедкулизаде в городе Нахичевань.
Его первым наиболее известным произведением является «Пропажа осла» (первый из серии рассказов «События в селении Данабаш»), написанное в 1894 и изданное в 1934 году. В нём писатель касается темы социального неравенства. В последующих произведениях («Почтовый ящик», «Конституция в Иране», «Курбан-Али-бек», «Барашек»), включая известные комедии «Мертвецы» и «Сборище сумасшедших», критикуются невежество, гордыня, религиозный фанатизм. В Эривани Джалил Мамедкулизаде женился на сестре Мамедкулибека Кенгерлинского Назлы-ханум, молодой вдове, имевшей от первого мужа маленького сына. Назлы-ханум серьёзно болела, и в декабре 1903 года Джалил Мамедкулизаде со своим шурином Мамедкулибеком Кенгерлинским повез больную в Тифлис. Назлы-ханум вскоре скончалась, а Джалил отныне надолго связал свою жизнь с Тифлисом. В Тифлисе издавалась тогда единственная в России газета на азербайджанском языке «Шарги Рус» («Русский Восток»), куда на постоянную работу и получил приглашение Джалил Мамедкулизаде. Он был хорошо знаком с издателем газеты, земляком Мамедагой Шахтахтинским, видным журналистом.
Бюст_Джалила_Мамедкулизаде_в_Сумгайыте (672x700, 431Kb)
Бюст Джалила Мамедкулизаде в Сумгаите.
В 1905 году Мамедкулизаде и его товарищи приобрели типографию в Тифлисе, а год спустя приступили к издательству сатирического журнала «Молла Насреддин». Журнал явился наибольшим вкладом писателя в азербайджанскую культуру, оказав помощь развитию в образованных азербайджанских кругах критического реализма. В нём с точностью описывалась бытовая и экономическая обстановка на Кавказе начала XX века и высмеивались отсталость и мракобесие. Восемь номеров журнала было издано в Тебризе, так как «Молла Насреддин» был запрещён русской цензурой в 1917 году. Сатирический стиль Мамедкулизаде в дальнейшем повлиял на развитие сатиры в Иране. Сочинения: Эсэрлэри, части 1—3, Бакы, 1936—1947, Драм вэ нэср эсэрлэри, Бакы, 1958; Фелjeтонлар, мэгалэлэр, хатирэлэр, мэктублар, Бакы, 1961; Эсэрлэри, ч. 1—3, Бакы, 1966—1967; в русском переводе — Избранные произведения, тома 1—2, Баку, 1966; Четки хана, Москва, 1966. Литература: Ибрагимов М., Джалил Мамедкулизаде, Москва, 1966; Шарпф А., Рождение Молла Насреддина, Баку, 1968; Мэммэдов М., Чэлил Мэммэдгулу-задэнин бэдии нэсри, Бакы, 1963.

1871
Фриц Карл Антон Энглунд (Fritz Carl Anton Englund)
шведский шахматист. Умер в Стокгольме 14 января 1933 года.

gill_1 (528x700, 232Kb)
1872
Эрик Гилл (Eric Gill)
английский скульптор и печатник. Имя британского скульптора, печатника и дизайнера по шрифтам известно сегодня более всего благодаря разработанному им шрифту Gill Sans. Эрик Гилл (Arthur Eric Rowton Gill) родился в Брайтоне, Сассекс, Англия (Brighton, Sussex, England), учился и вырос в Чичестере (Chichester). В 1900 году Эрик прибыл в Лондон (London), чтобы изучать архитектуру. Параллельно с этим Гилл изучал работу по камню в Техническом Институте в Вестминистере (Westminster Technical Institute), а также и каллиграфию в Центральной школе искусств и ремесел (Central School of Arts and Crafts). Через 3 года, в 1903-м, Эрик бросил учебу, отказавшись от своего первоначального желания стать архитектором и начал работать каллиграфом, гравером, а также мастером по изготовлению надгробных плит. В 1904 году Эрик женился на Э. Мур (Ethel Hester Moore); через три года, в 1907-м, он вместе с супругой перебрался в деревню Дитчинг в Сассексе (Ditchling in Sussex). Его дом 'Sopers' вскоре превратился в своеобразный центр сообщества художников, организатором которого и выступил Гилл. Именно здесь он начал заниматься скульптурой. В 1913 году Гилл познакомился с печатником Стенли Морисоном (Stanley Morison). После войны, вместе с Хилари Пеплер (Hilary Pepler) и Десмондом Чьютом (Desmond Chute), Гилл стал основателем гильдии The Guild of St Joseph and St Dominic в Дитчинге. 1925 год ознаменовался переездом Гилла в Уэльс (Capel-y-ffin in Wales), где он открыл собственный цех. Вплотную занявшись созданием шрифтов, Эрик Гилл в 1925 году спроектировал шрифт Perpetua, а в 1927-1930 - шрифт Gill Sans, который впоследствии и прославил его более всего. Кстати, создавая свой шрифт, он вдохновлялся работами Эдварда Джонстона (Edward Johnston), которые были использованы в лондонском метро. Известно, что при разработке шрифта Gill Sans Эрик старался спроектировать его таким образом, чтобы он отвечал требованиям и основного текста, и заглавий. Почти сразу получив признание, его шрифт был выбран для оформления фирменного стиля Лондонской и Северо-восточной железной дороги (LNER). Заглавными буквами шрифта Gill Sans были набраны почти все надписи компании, а также все информационные таблички, расписания, меню в ресторане и печатная реклама. Шрифт Joanna, получивший свое название в честь дочери Эрика, Джоанны, был разработан в 1930-1931-м. Гилл имел и еще одну дочь - Петру (Petra); кстати, мужья обеих его дочерей были его учениками и коллегами. Впрочем, кроме изобретения шрифтов, Гилл прославился и как талантливый скульптор – это он является автором скульптурной группы 'Просперо и Ариэль' (Prospero and Ariel) в центральном офисе ВВС в Лондоне, а также многих других известных работ. Эрик Гилл умер 17 ноября 1940 года, в больнице Harefield Hospital, Uxbridge, Middlesex, похоронен он на церковном кладбище Speen churchyard в Чилтернс (Chilterns, near Princes Risborough). Известно, что при жизни Эрик Гилл являлся глубоко религиозным человеком, писал эссе на тему связи религии и искусства. А потому, когда через полвека после его смерти была приоткрыта завеса его другой, тайной стороны жизни, многие были в самом настоящем шоке. В биографии Фионы Маккарти (Fiona MacCarthy), вышедшей в 1989-м и основанной на дневниках самого Гилла, были в подробностях описаны его сексуальные похождения, включая факт инцеста - сожительства с собственными детьми, кровосмесительные отношения со своей сестрой и даже половые акты с собакой. Примечательно, что его прежний биограф (Robert Speaight) обошел эту часть жизни художника стороной. Кроме того, оказалось, что Эрик Гилл, при всей своей религиозности и христианском смирении, был большим мастером эротических гравюр. Впрочем, эти его работы настолько хороши, что способны выдержать любую критику – они красивы, очень сексуальны, а иногда и юмористичны. Так, несмотря на полное признание таланта и заслуг, Эрик Гилл стал причиной довольно жарких споров, его творчество даже было подвергнуто попытке переоценки.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку