в 1942 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны
№ 1793 21 мая. Постановление. Об организации Всесоюзного социалистического соревнования предприятий народного комиссариата станкостроения. Д.36 Лл. 6, 7-9
№ 1794 21 мая. Постановление. Об организации Всесоюзного социалистического соревнования предприятий текстильной промышленности Союза ССР. Д.36 Лл. 10, 11-15
№ 1795 21 мая. Постановление. Об организации Всесоюзного социалистического соревнования предприятий Народного комиссариата цветной металлургии. Д.36 Лл. 16, 17-20
№ 1796 21 мая. Постановление. Об организации Всесоюзного социалистического соревнования заводов Народного комиссариата среднего машиностроения. Д.36 Лл. 21, 22-25
№ 1797 21 мая. Постановление. О т.т. Зальцмане, Махонине и Максареве. Д.36 Лл. 26
№ 1798 21 мая. Постановление. О поручении Косыгину А.H. контроля за выполнением заказов HКО по инженерному вооружению. Д.36 Лл. 27
№ 1799 21 мая. Постановление. Вопросы ВВС. Д.36 Лл. 28
№ 1800 21 мая. Постановление. О т. Гришко Г.Е. Д.36 Лл. 29
№ 1801 21 мая. Постановление. О т.т. Лебедеве Н.А., Бодрове А.Г. Д.36 Лл. 30
в 1942 году утреннее сообщение Совинформбюро:
«В течение ночи на 21 мая на Харьковском направлении наши войска вели наступательные бои.
На Керченском полуострове продолжались бои в восточной части полуострова.
На других участках фронта ничего существенного не произошло.
На Харьковском направлении немцы, не считаясь с огромными потерями, предпринимают контратаки, стремясь задержать наступление наших частей. Эти попытки противника терпят неудачу. Гитлеровцы несут большие потери в живой силе и технике. Только на одном участке наши бойцы уничтожили свыше 700 гитлеровцев и захватили танк, 8 орудий, 15 пулемётов, 22 миномёта и много боеприпасов. Взяты пленные.
На одном из участков Ленинградского фронта наши войска перерезали дорогу между двумя вражескими узлами сопротивления. Немцы, пытаясь восстановить положение, предприняли несколько безуспешных контратак и потеряли только убитыми 600 солдат и офицеров.
Артиллеристы и миномётчики одной нашей части (Северо-Западный фронт) уничтожили до 300 немецких солдат и офицеров, 9 станковых пулемётов и значительное число автомашин с военными грузами.
Группа бойцов под командованием старшего лейтенанта тов. Трофимова залпом из винтовок надбила вражеский самолёт. Бомбардировщик загорелся и упал на землю.Один лётчик сгорел, второй взят в плен.
Красноармеец Хафиз Кримулин за 16 дней мая уничтожил 45 немецких солдат иофицеров.
Группа ленинградских партизан из отрядов товарищей В. и О. в тылу у врага взорвала полотно железной дороги. В другом месте партизаны открыли из засады внезапный огонь по вражескому поезду, вывели из строя паровоз и уничтожили свыше 50 гитлеровцев. Через несколько дней партизаны напали на немецкий гарнизон в населённом пункте П. и в бою уничтожили 74 оккупанта и сожгли немецкий танк.
Пленный командир роты обер-лейтенант Густав Ф. заявил: «В моей роте было 180 солдат. Затем получили пополнение в количестве 40 человек. К началу последнего боя в роте оставалось 25 солдат. Мне придали ещё один взвод из другого подразделения и приказали любой ценой удержать пункт А. У меня было одно орудие и одна противотанковая пушка. Ночью русские проникли в наш тыл. Потом в деревню ворвались танки и раздавили орудия. Я увидел, что сопротивляться бессмысленно, и предложил солдатам сдаться в плен».
Ниже публикуются выдержки из неотправленного письма немецкого солдата Германа Шварца своему зятю Августу Варре: «...Мы отступаем. Русские самолёты прилетают ежедневно и бомбят... Каждый день дохнет несколько лошадей, но я не тужу: пустьсебе околевают — тогда у нас будет мясо. Картофеля больше нет, а хлеба даютсовсем немного. Всё бы это ещё ничего, если бы не было партизан!».
Во время стоянки воинского эшелона на товарной станции в Варшаве разбежалосьоколо 300 немецких солдат, следовавших на советско-германский фронт. Оставшиесясолдаты отказались ехать дальше, и офицеры силой оружия загоняли их в вагоны. Это уже не первый случай отказа солдат маршевых батальонов ехать на фронт.»
в 1942 году вечернее сообщение Совинформбюро:
«В течение 21 мая на Харьковском направлении наши войска вели наступательныебои.
На Изюм-Барвенковском направлении атаки противника отбиты.
В восточной части Керченского полуострова продолжались бои.
По уточнённым данным, за 19 мая уничтожено не 27 немецких самолётов, как об этом сообщалось ранее, а 40 немецких самолётов.
За 20 мая уничтожено 65 самолётов противника. Наши потери — 23 самолёта.
За 20 мая частями нашей авиации на разных участках фронта уничтожено и повреждено 74 немецких танка, 272 автомашины с войсками и грузами, 55 подвод с боеприпасами, 31 полевое и зенитное орудие, 15 миномётов и пулемётов, бензозаправщик, 5 тракторов-тягачей, прожектор, потоплено 5 катеров, рассеяно и частью уничтожено до семи рот пехоты противника.
На Харьковском направлении одна наша часть заняла несколько населённых пунктов и захватила многочисленные трофеи и пленных. Подразделение тов. Скляровав течение дня отразило четыре контратаки противника. Немцы потеряли убитыми до 800 солдат и офицеров. На другом участке наши бойцы захватили 7 орудий, 12 пулемётов, 8 миномётов, 4 автомашины с боеприпасами и радиостанцию.
На одном из участков Западного фронта огнем нашей артиллерии уничтожено 2 артиллерийские и 4 миномётные батареи противника, разрушено 15 ДЗОТов и уничтожено не менее 120 немецких солдат и офицеров.
Расчёты противотанковых ружей под командованием т.т. Федоренко и Пузнова подбили 4 немецких танка.
Разведчики — командир отделения тов. Бодров, бойцы Хлюстов, Тупаков и Петров— устроили засаду недалеко от немецких ДЗОТов. Вскоре у ДЗОТов появилось около 40 гитлеровцев. Гранатами и огнём ручных пулемётов разведчики уничтожили 30 немцев и без потерь вернулись в свою часть.
Лейтенант тов. Геля и заместитель политрука тов. Долгин огнём из ручного пулемёта и автомата сбили вражеский самолёт «Хеншель-126».
Партизанский отряд имени 24-й годовщины РККА, действующий в захваченных немцами районах Смоленской области, нанёс оккупантам большой урон. Партизаны за время своей боевой деятельности уничтожили свыше 3.000 гитлеровцев и взяли в плен 125 немецких солдат и офицеров. Разгромлено 12 штабов немецких частей и подразделений, уничтожено 3 танка, 4 орудия, 18 миномётов, 43 пулемёта, 3 радиостанции, 11 складов с боеприпасами, 9 складов с продовольствием. Отряд партизан захватил у немецко-фашистских оккупантов 6 орудий, 25 миномётов, 42 пулемёта, 650 винтовок, 29 автоматов, 60 пистолетов, 2.500 гранат, 2радиостанции, 5 мотоциклов, 30 велосипедов, 172 лошади, 250 повозок, 3 кухни и другое военное имущество.
Ниже публикуются выдержки из записной книжки убитого немецкого унтер-офицера, фамилию которого установить не удалось: «Отправляемся на фронт. В нашей роте только несколько старых солдат. Рекруты волнуются... Русские нарушают наш маршрут. Стоим подолгу, ждём, пока освободится путь. Чем ближе к фронту, тем медленнее мы двигаемся вперёд. Вчера на нас налетели русские самолёты. Никто из солдат, оставшихся в живых, не забудет вчерашнего дня. Мы ещё не дошли до противника, а земля уже впитала в себя кровь многих солдат. Число убитых и раненых очень велико. Скоро от воскрешённого в Ульме 56 пехотного полка останется только одно название. Я ненавижу эту войну. Военное счастье стало очень изменчивым...»
У убитого немецкого солдата найдено письмо к отцу. В письме говорится:
«... Теперь о нашем мрачном положении. Мы не знаем покоя. Сюда уже прибыли новые дивизии из Франции. Несмотря на это, вас не сменяют. Сердце сжимается до боли. Ты прав: этот русский поход превратился в злополучную авантюру».
Немецкие оккупационные власти в Норвегии произвели массовые аресты учителей и бросили их в концентрационные лагеря. 40 учителей округа Осло были увезены на небольшом судне в открытое море. К судну приблизился военный катер, снял с него команду, охрану и потопил судно вместе со всеми арестованными. Только одному учителю случайно удалось спастись. Его подобрали норвежские рыбаки.»
в 1942 году построен магистральный Ладожский трубопровод (35 км, из них 27 км по дну Ладожского оз.) от мыса Кареджи на Ладожском озере (пункт приема горючего с железной дороги) до железно-дорожной станции Борисова Грива (в 45 км к северо-востоку от Ленинграда). С июня 1942 по март 1943 по трубопроводу в Ленинград поступило свыше 40 тысяч тонн горючего.
в 1942 году (21 мая - 2 июня) операция Северного флота по обеспечению перехода конвоев PQ-16 и QP-12.
в 1942 году Ставка ВГК приняла решение о переходе советских войск к обороне на северо-западном направлении.
в 1942 году японские власти позволили Международному Красному Кресту работать среди британских военнопленных.
в 1942 году прототип «XP-61», оснащенный двумя звездообразными двигателями «Pratt&Whitney» «R-2800-25» «Double Wasp», впервые поднялся в воздух с взлетной полосы аэродрома «Northrop Field». Официально первый полет на «XP-61» выполнил пять дней спустя, 26 мая 1942 года, летчик-испытатель компании «Northrop» Вэнс Брис (Vance Breese). После пятнадцатиминутного полета Брис сказал Джеку Нортропу: "... вы создали чертовски прекрасный самолет!"
в 1943 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны
№ 3403 21 мая. Постановление. О плане поставки авиапоковок заводом № 71 Hаркомвооружения.Д.119 Лл. 18
№ 3404 21 мая. Постановление. О строительстве гидроэлектростанций в Казахской ССР.Д.119 Лл. 19
№ 3405 21 мая. Постановление. Об освобождении завода № 718 HКМВ от поставок чугунного литья другим заводам.Д.119 Лл. 20
№ 3406 21 мая. Постановление. О мерах по обеспечению производства авиабензинов.Д.119 Лл. 21
№ 3407 21 мая. Постановление. О строительстве железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань.
в 1943 году утреннее сообщение Совинформбюро:
«В течение ночи на 21 мая на фронте ничего существенного не произошло.
Северо-восточнее Новороссийска наши части вели огневой бой с противником. Артиллерийским огнём разбито 12 вражеских дзотов и блиндажей, подавлен огонь нескольких артиллерийских и миномётных батарей противника.
Нашими лётчиками и огнём зенитной артиллерии сбито 4 немецких самолёта.
На Западном фронте наши части уничтожили до 200 немецких солдат и офицеров, 2 орудия и подавили огонь артиллерийской батареи противника. Группа снайперов под командованием старшего сержанта Шумилина пробыла в засаде два дня и истребила 43 гитлеровца. Снайпер красноармеец т. Мигульков убил 6 немцев, снайпер сержант т.Попов уничтожил 4 немцев.
В районе Севска разведывательная группа под командованием старшего лейтенанта Колбасина ночью напала на боевое охранение противника. Советские бойцы уничтожили 17 немцев, станковый пулемёт и захватили важные документы. Разведка установила, что на железнодорожную станцию в тылу противника прибыл эшелон свойсками и боеприпасами. Наши лётчики-штурмовики атаковали вражеский эшелон во время разгрузки и разбомбили его.
Западнее Ростова-на-Дону продолжалась редкая артиллерийская перестрелка. Наша артиллерия разрушила 3 дзота, 2 наблюдательных пункта, взорвала склад боеприпасов и успешно обстреляла несколько батарей противника.
На Ленинградском фронте нашей артиллерией и штурмовыми действиями авиации подавлен огонь нескольких артиллерийских батарей, взорван склад боеприпасов, рассеяно и частью уничтожено до двух рот пехоты противника. На подступах кЛенинграду огнём зенитной артиллерии сбит немецкий истребитель.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Украины, совершил нападение на немецкий гарнизон и истребил 40 гитлеровцев. Советские патриоты захватили склад с зерном и роздали жителям окружающих сёл и рабочих посёлков 2 тысячи центнеров хлеба.
Пленный ефрейтор 11 роты 445 полка 134 немецкой пехотной дивизии Артур Шмидт рассказал: «До осени 1942 года я служил в 23 пехотной дивизии. Я участвовал во многих боях и пережил разгром немецких войск под Москвой. Недавно я попал в 445 полк. Меня поразили упаднические настроения большинства солдат. Нынешнийнемецкий солдат уже не тот, каким он был в 1941 году. У солдат, испытавших на своей шкуре сокрушительные удары русских, окончательно подорвана вера в победу Германии. Они ссылаются на примеры Сталинграда, Ростова, Курска, Великих Лук, Ржева и другие. В успех тотальной мобилизации мало кто верит. Некоторые солдаты полагают, что в лучшем случае эта мобилизация может лишь на небольшой срок отсрочить неизбежное поражение Германии».
Жительница города Курска Тамара В. была насильно увезена на каторгу в Германию. Она инвалидом вернулась на родину и рассказала: «Немцы угнали меня, мою сестру и многих полных здоровья и энергии девушек в Германию. Когда мы туда приехали, нас поместили в бараках, обнесённых в три ряда колючей проволокой. Я со своей сестрой, а также Римма и Соня из Курска попали на фабрику. Потекли тяжёлые, мучительные дни. Мы изнывали от непосильного труда, подвергались всевозможным лишениям и унижениям. Нам выдали халат из мешка со значком «ОСТ» и деревянные колодки. Работать заставляли до упаду, а кормили; какой-то бурдой. Заодин месяц я подорвала своё здоровье, заболела и не могла даже ходить. Меня не лечили, а выдали бумажку, что я отправляюсь обратно на родину, как непригодная. Сестра моя осталась в немецкой неволе. Я получила oт неё письмо. Она писала: «Живу так же, как и при тебе. Дня не проходит, чтобы я не плакала. Очень тяжело... Вспоминая свою прежнюю жизнь, я думаю: неужели мне ещё долго придётся быть здесь? Нам всё запрещено. Сидим в четырёх стенах, как заключённые, и работаем без отдыха».
Дорогие товарищи бойцы и командиры Красной Армии! Отомстите за муки советских людей, за наших сестёр и братьев! Освободите их из фашистского плена».
в 1943 году вечернее сообщение Совинформбюро:
«В течение 21 мая на фронте существенных изменений не произошло.
Нашими кораблями и авиацией потоплены торпедный катер и сторожевой корабль противника.
20 мая частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено 4 немецких танка, до 60 автомашин с войсками и грузами, сожжён склад с горючим, разбит железнодорожный эшелон и подавлен огонь 5 артиллерийских батарей противника.
Северо-восточнее Новороссийска наши части укрепляли занимаемые позиции и вели артиллерийскую перестрелку с противником. Артиллеристы Н-ской части разбили 2 блиндажа, 2 наблюдательных пункта и подавили огонь 6 артиллерийских батарей противника.
Огнём нашей зенитной артиллерии сбито 5 немецких самолётов.
В районе Севска советская артиллерия совершила несколько огневых налётов по скоплению войск противника. Рассеяно и частично уничтожено до двух батальонов гитлеровцев. На другом участке разведка обнаружила 60 замаскированных немецких танков. Наша артиллерия обстреляла этот район. В районе цели отмечены пожары и взрывы.
На Калининском фронте артиллеристы части, где командиром тов. Богданов, подавлен огонь нескольких миномётных батарей, разрушили 5 блиндажей и уничтожили 4 автомашины противника. Снайперы части, где командиром тов. Голубев, истребили 78 гитлеровцев.
На Волховском фронте наши части вели обстрел позиций противника. Огнём советской артиллерии разрушено 11 немецких дзотов и 4 наблюдательных пункта, уничтожено 4 автомашины и 9 повозок с грузами. Ружейно-пулемётным и миномётным огнём истреблено свыше 80 гитлеровцев.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Житомирской области, заминировал участок полотна железной дороги. На поставленных партизанами минах взорвался немецкий воинский эшелон. Уничтожены паровоз и 17 вагонов с боеприпасами. В результате крушения и взрывов движение поездов на этом участке железной дороги было прекращено на несколько дней. Партизаны отряда имени Щорса 17 мая пустили под откос эшелон с продовольствием, следовавший в Германию.
Пленный солдат 15 роты 4 батальона 3 финской пехотной бригады Маури Илмари Мяннисте рассказал: «За месяц 15 рота потеряла от огня русских снайперов 15 человек убитыми. В начале апреля, когда сержант Аалтонен и один командир взвода были ранены осколками взорвавшейся мины, взвод отказался таскать проволоку на передний край. В конце марта 2 батальон начал наступление на русские позиции. Солдаты нашего батальона очень нервничали и опасались, что скоро и нас погонят в бой, чтобы вернуть высоты, захваченные русскими еще в прошлом году. Узнав, что операция 2 батальона провалилась, все были очень довольны. В этих боях 2 батальона потеряли 200 человек убитыми и ранеными. Многие солдаты считают, что чем скорее Германия потерпит поражение, тем скорее кончится война».
Польские патриоты усиливают борьбу против немецких оккупантов. В Келецком уезде партизаны подожгли немецкие казармы и, воспользовавшись создавшейся паникой, захватили много оружия. В районе Люблина железнодорожники пустили под откос немецкий эшелон с войсками и товарный поезд с военными грузами. В Радоме группа поляков бросила несколько гранат в помещение, где находилось много немецких чиновников и полицейских. Убито и ранено свыше 50 гитлеровцев. В числе убитых начальник немецкой полиции, немецкий бургомистр и другие. В Кракове партизаны днём убили проезжавших в машине трёх ненецких офицеров.»
в 1943 году в соответствии с приказом наркома обороны СССР сформированы 1-я воздушная истребительная армия ПВО.
в 1943 году Политбюро ЦК ВКП(б) приняло секретное постановление об издании в Москве двухнедельного журнала "Война и рабочий класс" (с июня 1945 года - "Новое время").
в 1944 году оперативная сводка Совинформбюро:
«В течение 21 мая на фронтах существенных изменений не произошло. За 20 мая ввоздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 52 самолёта противника.
Северо-западнее города Тирасполь немцы силами пехоты и танков предприняли несколько атак, стремясь овладеть выгодными позициями. Части Н-ского соединения отбили атаки противника и нанесли ему серьёзный урон. На поле боя осталось до 600 убитых немецких солдат и офицеров.
Лётчики-истребители 3-го Украинского фронта за день провели пятнадцать воздушных боёв и сбили 28 самолетов противника. Группа наших истребителей атаковала 26 вражеских самолётов. Старший лейтенант Черногор в этом бою сбил два самолёта «Фокке-Вульф-190». Майор Дикий, младший лейтенант Петров, младший лейтенант Кузьмин и лейтенант Морозов сбили каждый по одному немецкому самолёту. Капитан Мадаев сбил два самолёта противника.
Юго-восточнее города Станислав бойцы Н-ской части в течение ночи отбили две атаки противника. В ходе боя уничтожено более роты гитлеровцев.
Старшина Салютин и красноармеец Шаров проникли в тыл немцев и собрали ценные сведения о противнике. На обратном пути разведчики заметили на окраине одного села бронетранспортёр с прицепленным к нему орудием, охраняемый немецким часовым. Рядом в доме находилась группа гитлеровцев. Выждав, когда часовой зашёл в дом, разведчики бросили в окна несколько гранат и огнём из автоматов добили побежавших немцев. Красноармеец Шаров, по специальности шофёр, завёл бронетранспортёр. Находчивые разведчики благополучно доставили трофейный бронетранспортёр вместе с орудием в расположение своей части.
Лётчики Краснознамённого Балтийского флота нанесли бомбово-штурмовой удар по группе кораблей противника в Нарвском заливе. Прямым попаданием бомб потоплены два сторожевых корабля и два тральщика. Другим кораблям противника нанесены серьёзные повреждения.
В воздушном бою сбито 6 немецких истребителей.
В ночь на 21 мая самолёт-торпедоносец Краснознамённого Балтийского флотаатаковал и потопил в Финском заливе транспорт противника водоизмещением в 6 тысяч тонн.
Несколько белорусских партизанских отрядов, действующих в Могилёвской области, ночью совершили налёт на крупный немецкий гарнизон. В результате внезапного нападения партизаны разгромили полевую комендатуру и хозяйственные подразделения 134 немецкой пехотной дивизии. Убито более 100 гитлеровцев. Взорваны и сожжены 38 автомашин и 5 крупных складов.
Партизанские отряды Брестской области за месяц пустили под откос десятки вражеских эшелонов. Советские патриоты успешно обстреливают из противотанковых ружей следующие к линии фронта железнодорожные составы. За это время всего разбито и повреждено 115 паровозов и свыше трёхсот вагонов и платформ с войсками, боеприпасами и вооружением противника.
Гитлеровцы насильно мобилизовали в немецкую армию французов, жителей Эльзасаи Лотарингии, и погнали их на советско-германский фронт. Эльзасцы и лотарингцы не хотят воевать против Советского Союза, поэтому группами и в одиночку сдаются в плен. Ниже публикуются показания французов, перешедших на сторону КраснойАрмии.
Пленный солдат 317 полка 211 немецкой пехотной дивизии Шарль К. рассказал: «Немцы свирепствуют в Эльзасе, истребляют французских патриотов. Тысячи жителей Эльзаса брошены в концлагери, высланы в Польшу и другие оккупированные страны. Многие семьи разобщены. Немцы рассеяли и разбросали их по всей Европе. Моего отца они выслали в Польшу, мать угнали на принудительные работы в Германию, а меня — на фронт. Сознание того, что мы, французы, находимся на советской земле в форме гитлеровских солдат, причиняло нам нестерпимую боль. Мы не хотели сражаться против Красной Армии, к которой питаем чувства горячей симпатии. Меня привёл в русский плен не страх за свою жизнь, а ненависть к немецким оккупантам. Я ушёл из гитлеровской армии потому, что хочу бороться против немцев и отомстить им за все их преступления». Солдат 28 немецкого мотострелкового полка Жозеф Д. заявил: «Недавно я был на родине в Лотарингии. Когда я зашёл к знакомым, меня поздравили с новой победой: русские заняли Одессу. Победы русских войск радуют французов. Они знают, что чем больше поражений терпят немцы в России, тем ближе конец страданиям Франции».
Солдат 8 немецкой танковой дивизии Пьер Л. сообщил: «Службу в гитлеровской армии я считаю величайшим позором и несчастьем для француза. Французский патриот, на которого насильно напялили немецкий мундир, чувствует себя так, словно его на аркане тащат в пропасть. Ещё в пути на фронт мы, эльзасцы, договорились между собой о переходе на сторону русских. Мне скоро представилась такая возможность. Я сдался в плен не для того, чтобы выйти из войны. Нет, я перешёл на сторону советских войск потому, что хочу участвовать в борьбе с нашим общим врагом — с немцами».
в 1944 году на плебисците в Исландии жители поддерживают решение парламента об отделении от Дании (17 июня будет провозглашена республика).
в 1944 году в московском Концертном зале имени Чайковского впервые в СССР исполнена Пятая симфония американского композитора Роя Харриса (1898–1979), посвященная героической борьбе советского народа во Второй мировой войне (1942).
в 1944 году в Москве состоялся (по 17 июня) тринадцатый мужской чемпионат СССР по шахматам. Для участия в полуфиналах и финале многих шахматистов откомандировали прямо с фронта по специальным разрешениям командования. О турнирной обстановке вспоминал один из судей соревнования мастер М.Юдович: «Помню, с каким подъемом играли все участники, как радостно было нам это, хотя бы и временное, возвращение к мирным шахматам. На каждом туре Октябрьский зал был до отказа заполнен. Большинство присутствующих были в военной форме, многие с боевыми наградами и нашивками за ранения. Внимательно наблюдали они за игрой». В адрес турнира приходило множество телеграмм, которые публиковались в специальном бюллетене. «Приветствую мастеров, которые вносят новизну и дерзание в древнейшую игру мира. Илья Эренбург». Свои приветствия прислали и давние почитатели шахматного искусства композитор Сергей Прокофьев и скрипач Давид Ойстрах. Борьба за первенство развернулась между Михаилом Ботвинником и продвигающимся к Олимпу семимильными шагами Василием Смысловым. Одержав убедительную победу в личной встрече, Ботвинник расставил все точки над «i». Партия была удостоена специального денежного приза, как одна из лучших в турнире. Чемпионом страны стал Михаил Ботвинник, он набрал 12Ѕ очков из 16 возможных (+11 2 =3).
в 1944 году японские войска блокировали Лоян.
в 1944 году авиация союзников начинает операцию "Чаттануга" по систематическому уничтожению железных дорог в Европе.
в 1944 году экипаж в составе летчика-испытателя А.Д.Перелета и ведущего инженера Б.Н.Гроздова поднял в воздух «СДБ-1» (скоростной дальний бомбардировщик, в основе самолет "103" - первый прототип «Ту-2»).
в 1944 году в 15:00 по неизвестной причине произошел взрыв в Пёрл-Харборе на танкодесантном корабле «USS LST-353», нагруженном снаряжением и топливом для высадки на Марианские острова. После этого сдетонировал аналогичный груз на пришвартованных к "353-му" других однотипных танкодесантниках. Взрывы и пожар прекратились только через 24 часа. В результате из 29 танкодесантников, ошвартованных рядом: 6 кораблей («LST-39», «LST-43», «LST-69», «LST-179», «LST-353», и «LST-480») затонули и были списаны, 4 получили серьезные повреждения, часть кораблей села на мель; погибло 163 человека, 396 было ранено. Этот инцидент был засекречен до 1960 года. Остов "480-го" украшает собой гавань Пёрл-Харбора до сих пор…
в 1945 году Сирия и Ливан провозглашают свою независимость от Франции.
в 1945 году состоялся первый полет бомбардировщика «Ту-1» («АНТ-63») с двигателями «АМ-39», Перелет А.Д.
в 1945 году основан Львовский автобусный завод (с августа 1994 г. ОАО «ЛАЗ») – одно из крупнейших автобусостроительных предприятий СНГ.
в 1945 году свадьба Лорен Бэколл и Хэмфри Богарта. Богарт женится в четвертый раз, а Бэколл впервые выходит замуж. Разлучит их лишь смерть Богарта в 1957.
в 1946 году начались заводские испытания (по 6 мая 1947 года) прототипа дальнего бомбардировщика «65» («Ту-2Д») ОКБ Туполева. Ведущим летчиком был Ф.Ф.Опадчий, ведущим инженером Н.А.Генов. Основные отличия от серийного «Ту-2»: - заново спроектированы моторные рамы и капоты, бензосистема с кранами раздельного питания, маслосистема и система запуска, -фонарь стрелка-радиста переделан под «ВЭУ-1», - сделан люк для спасательной лодки, - поставлен управляемый стабилизатор, - увеличен вынос колес основных стоек шасси вперед на 125 мм, - установлен магнитный компас «ПДК-44». Вооружение должно было состоять из двух пушек «ШВАК» с боезапасом по 150 патронов, установок «ВЭУ-1» (пушка Б-20, боезапас 200 патронов), «ВУС-1» (пулемет Березина, боезапас 190 патронов) и «ЛУ-68» (пулемет Березина, боезапас 350 патронов). Так как моторы «АМ-39» оказались недоведенными, приняли решение поставить двигатели «АМ-44» жидкостного охлаждения (мощностью 1650/1950 л.с.) с турбокомпрессорами «АМ-ТК-1Б» («ТК-300Б»), винты «АВ-5ЛВ-188Б» диаметром 3,8 м с механическим управлением, топливная система с раздельным питанием, новые маслосистема и система запуска двигателей. Первый полет состоялся 1 июля 1946 года.
в 1946 году мировая нехватка пшеницы приводит к нормированию хлеба в Британии.
в 1946 году катастрофа первого бездвигательного прототипа самолета «EF.126 V1», первый прототип был потерян. Погиб пилот-испытатель фирмы Маттекус. «EF.126» - экспериментальный истребитель-перехватчик, разработанный немецкой фирмой «Junkers». Весной 1944 года RLM опубликовало спецификацию на небольшой скоростной истребитель-перехватчик. Для участия в конкурсе были представлены самолеты «Messerschmitt» «P.1104», «Heinkel» «P1077» «Julia» и «Junkers» «EF 126» «Dolly». Практически сразу был отвергнут проект «EF.126» с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем «Argus». Взамен «EF.126» был предложен проект «EF.127» с ракетным двигателем «Walter HWK». «EF.127» был предложен RLM в рамках программы "Jager-Notprogramm". Весной 1945 года на заводах «Junkers» в Дассау был изготовлена полномасштабная модель самолета и началось производство первого прототипа. Завершению работ помешало окончание Второй Мировой войны. В октябре 1945 года советские военные осмотрев производственные мощности в Дассау и предложили специалистам фирмы «Junkers» окончить работы над прототипом. В 1946 году после проведения исследований модели самолета было заказано строительство пяти прототипов самолета. В мае 1946 года был закончен первый бездвигательный прототип самолета «EF.126 V1».
в 1946 году в Англии принят закон о национализации угольных шахт.
в 1947 году постановление ЦК ВКП(б) о колхозном строительстве в Прибалтийских республиках.
в 1947 году первое включение форсажной камеры в полете на «Як-19», на месяц с лишним позже, чем на «Ла-156». Форсаж был включен на высоте 3000 м, и при этом приборная скорость резко возросла с 580 до 670 км/ч, а на следующий день - с 600 до 700 км/ч.
в 1947 году первая посадка палубного истребителя «Supermarine» «Seafang» на палубу авианосца «HMS Illustrious», в этот день летчик-испытатель Литгоу без единой ошибки совершил восемь посадок на палубу.
в 1949 году первый американский вертолет с цельнометаллическими лопастями несущего винта, двухместный аппарат «Sikorsky» «S-52-1» с двигателем «Franklin» мощностью 133кВт. "забрался" на высоту 6468 м, побив при этом официальный абсолютный рекорд своего старшего собрата «S-48».
в 1952 году постановлением Ученого совета Географического общества при Академии наук СССР было создано Сахалинское отделение Географического общества СССР (ныне Сахалинское отделение Русского географического общества).
в 1952 году с базы ВВС США "Холломан" (штат Нью-Мексико, США) осуществлен пуск геофизической ракеты "Aerobee USAF-27". Максимальная высота подъема ракеты составила 26,1 км, после чего ракета потерпела аварию.
в 1953 году в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР № 18461 в городе Минске было открыто Суворовское военное училище. 6 ноября 1953 года Минскому суворовскому училищу было вручено Красное знамя.
в 1953 году при голосовании по вопросу о доверии правительству премьер-министр Рене Мейер не получает необходимого количества голосов и уходит в отставку, после которой наступает самый продолжительный правительственный кризис в истории четвертой республики (до 26 июня).
в 1953 году с базы ВВС США "Холломан" (штат Нью-Мексико, США) осуществлен пуск геофизической ракеты "Aerobee USAF-37". Максимальная высота подъема ракеты составила 114,3 км.
в 1954 году приказом Министра обороны СССР Николая Булганина учрежден нагрудный знак "Отличник военного строительства". "Отличным стройбатовцем" №1 стал Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев.
в 1954 году в присутствии представителей мировой общественности состоялось торжественное открытие Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Академии наук СССР, разрушенной фашистами в годы войны. Восстановительные работы велись под руководством архитектора А.В.Щусева.
в 1954 году катастрофа самолета УТИ «МиГ-15», лётчики: командир звена старший лейтенант Зиновьев А.П. и заместитель командира авиационной эскадрильи капитан Суханов В.И. Экипаж погиб.
в 1955 году образовано 4-е Главное управление Министерства обороны. В 1955 г. постановлением ЦК КПСС от 14 апреля №720-435, постановлением Совета Министров СССР от 7 мая 1955 г. №893-533 на вооружение была принята зенитная ракетная система С-25. Этим же постановлением Совмина СССР и приказом министра обороны от 21 мая 1955 г. №00112 на базе 4-го управления МО было создано 4-е Главное управление Министерства обороны. Первоначально задача 4-го Главного управления заключалась в техническом обеспечении боевой эксплуатации и боевого дежурства зенитной ракетной системы «С-25», поступившей на вооружение 1-й армии ПВО особого назначения. Задачи 4-го Главного управления с течением времени усложнялись и расширялись в связи с необходимостью повышать боевые возможности Войск ПВО страны в борьбе с новыми средствами воздушного, а затем и ракетно-космического нападения потенциальных противников. Масштаб выполняемых работ нарастал по мере развития научно-технической революции в Войсках ПВО страны. В связи с расширением задач и объема работ в 4-м ГУ МО были дополнительно созданы новые управления и самостоятельные отделы: 5-е управление (с 1956 г.); 6-е управление (с 1960 г. на базе радиолокационного отдела 1-го управления); 7-е управление (с 1971 г.) - заказчик поставок вооружения ПВО в страны Варшавского Договора и другие дружественные государства. В 1958 г. была введена новая должность - заместитель начальника главка по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Для улучшения координации взаимодействия между подразделениями главка в 1967 г. создан научно-технический отдел. В 1962 г. образована служба радиоэлектронной борьбы. В 1970 г. сформирован отдел по контролю деятельности и кадров военных представительств; бюро по рационализации и изобретательству. В связи с огромной номенклатурой поставляемой в войска техники для учета ее движения образован вычислительный центр. По видам боевой техники и направлениям организационно-технической деятельности главка итоги этой совместной работы характеризуются следующими результатами. В 1955 г. на вооружение 1-й армии ПВО особого назначения была принята система «С-25», боевая задача которой состояла в надежной противовоздушной обороне Москвы и центрального промышленного района. Система «С-25» несла боевое дежурство до середины 1990-х гг., пройдя 4 этапа модернизации боевых средств. Проведение модернизаций на всех основных системах вооружения для поддержания их боевых характеристик на требуемом уровне по мере совершенствования средств воздушно-космического нападения явилось в дальнейшем одним из принципов технической политики главка и в целом научно-технической революции в Войсках ПВО. Способность к модернизации закладывалась научно-техническими заданиями на разработку каждой новой системы оружия и реализовывалась в дальнейшем по мере необходимости. В середине 1950-х гг. в США, как известно, были созданы баллистические ракеты (БР) межконтинентальной дальности. Тогда же в нашей стране были начаты работы по изысканию возможных путей создания противоракетной обороны. Одновременно с началом работ в конструкторских организациях в районе озера Балхаш в Казахстане началось строительство полигона ПРО, подчиненного 4-му ГУ МО. Заказчиком работ по ПРО, а позже и по системам ПРН, ККП и ПКО было назначено 4-е ГУ МО. Однако уже в середине 1960-х гг. баллистические цели существенно усложнились. Межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты морского базирования несли не по одной, а по несколько боевых блоков с ядерными зарядами. После их отделения от корпуса БР боевые блоки в полете сопровождались легкими и тяжелыми ложными целями, а также устройствами постановки активных и пассивных радиопомех для РЛС ПРО. В этих условиях алгоритмы радиолокационной селекции, работоспособные для распознавания одиночного боевого блока БР, в составе "парной" цели (корпус ракеты - боевой блок) оказывались уже неработоспособными. В мае 1977 г. начались госиспытания модернизированной системы «А-35М», а в 1978 г. она была принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство. Система «А-35М» была способна поражать неядерными противоракетами многозарядные баллистические сложные цели, но эти ее возможности были весьма ограниченными. Поэтому началась разработка новой системы ПРО «А-135», предназначенной для эффективной борьбы с перспективными баллистическими ракетами. В системе А-135 учитывалась нерешенность проблемы селекции истинных боевых блоков среди ложных целей в составе сложной баллистической цели в условиях радиопомех. В 1994 г. система ПРО Москвы А-135 была принята на вооружение. В 1964 г. в районе города Мурманска и в Латвии были развернуты созданные по заказу 4-го ГУ МО первые радиолокационные станции "Днестр" системы предупреждения о ракетном нападении. К 1985 г. в ряде периферийных районов СССР поэтапно были созданы и поставлены на боевое дежурство 8 радиолокационных узлов СПРН со станциями "Днепр", "Даугава" и "Дарьял". С 1970 по 1987 гг. велись также разработка и строительство двух радиолокационных станций загоризонтного обнаружения баллистических ракет в момент их старта - две РЛС "Дуга" в районах Чернобыля и Сибири. Но эти работы не увенчались успехом и были прекращены. Идею создания системы контроля космического пространства выдвинул в 1962 г. военный институт ЦНИИ-45, подчиненный 4-му ГУ МО. В системе контроля космического пространства использовались как информация от собственных двух радиолокационных узлов, оснащенных РЛС "Днестр", так и данные, поступавшие в Центр контроля космического пространства от радиотехнических станций систем ПРО и ПРН. Центр контроля космического пространства - КП СККП - был поставлен на боевое дежурство в 1970 г. Комплекс перехвата и поражения военно-опасных искусственных спутников Земли вероятного противника (система "ИС") поставлен на боевое дежурство в 1979 г. Он функционировал до 1983 г., когда был законсервирован, а затем и демонтирован во исполнение соглашения между СССР и США об отказе от противокосмической обороны.
в 1955 году Чак Берри выпустил свой первый сингл "Maybelline".
в 1956 году подводная лодка «Фрунзевец» переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть «УТС-28». «Л-3» «Фрунзевец» (в источниках встречаются варианты «Фрунзенец», «Фрунзовец») — советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, третий корабль серии II типа «Ленинец». Лодка была заложена 6 сентября 1929 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, заводской номер 197, спущена на воду 8 июля 1931 года и 5 ноября 1933 года вошла в состав Балтийского флота. С 1939 года по 24 февраля 1941 года прошла модернизацию и капитальный ремонт. 24 февраля 1941 года "Л-3" вновь в строю. В годы Великой Отечественной войны «Л-3» совершила 8 походов (7 боевых), произвела 16 торпедных атак с выпуском 46 торпед, сделала 12 (11) минных постановок. Достоверно потоплено торпедами 2 корабля противника общим водоизмещением 10 743 брт. Результативность ещё двух атак нуждается в уточнении. На поставленных минах погибло 9 судов общим водоизмещением 15 423 или 15 488 брт и повреждено не менее 1 судна.
в 1956 году США впервые выполнили бомбометание термоядерного боеприпаса с самолета. Первая водородная бомба была сброшена с «В-52». Бомба была сброшена на атолл Бикини, Маршалловы острова;
в 1957 году состоялась премьера художественного фильма «Матрос сошел на берег». Производство: Одесская киностудия, 1957. Режиссеры: Григорий Аронов, Лев Данилов. Сценарист: Никодим Гиппиус. Операторы: Г.Никулин, Василий Симбирцев. Композитор: Герман Жуковский. Художник: Леонид Курлянд. Актеры: Иван Дмитриев, Алефтина Константинова, Алексей Бахарь, Степан Крылов, Владимир Гуляев, Александр Антонов, Лилия Гурова, Л. Васина, Артур Нищёнкин, Георгий Домбровский, Вова Гасаненко, Саша Меньщиков.
Матрос Алексей устраивается работать грузчиком в порт, чтобы не оставлять надолго двоих малолетних сыновей, растущих без матери. В порту он знакомится с девушкой Таней. Возникшему чувству предстоит нелегкое испытание.
в 1957 году состоялся первый полет «Е-50/3» конструкции ОКБ А.И.Микояна, пилот В.П.Васин. Взлетная масса машины составила 8610 кг (в том числе запас топлива - 3554 кг).Прямым развитием «Е-2» (первого прототипа будущего «МиГ-21») стал перехватчик «Е-50» (его нередко в документах именовали «МиГ-23»).
в 1957 году лишившись поддержки в Народном собрании, премьер-министр Франции социалист Ги Молле уходит в отставку.
в 1958 году поднялся в воздух опытный спортивный легкий моноплан «PZL-102», позднее названный «Kos». «PZL-102 Kos» легкий многоцелевой самолет, разработанный польской фирмой «WSK PZL Warszawa-Okcie». Работы над самолетом возглавил инженер Stanisaw Lassota, ему помогали инженеры Janusza Drozdowskiego и Ryszarda Orowskiego. Он имел цельнометаллическую конструкцию и неубирающееся шасси с хвостовым колесом. В закрытой кабине бок о бок располагались два кресла. Самолет был оснащен четырехплоскостным двигателем «Narkiewicz» «WN-1» мощностью 65 л.с.
в 1958 году на аэродроме в Villacoublay состоялся первый полет самолета укороченного взлета и посадки «Breguet» «Br.940» «Integral». Он был оборудован четырьмя турбовинтовыми двигателями «Turbomeca Turmo» «IID» мощностью 400 л.с. , установленными в гондолах далеко впереди передней кромки крыла так, что спутная струя от их винтов обдувала без отрыва все крыло и выпущенные двухщелевые закрылки, установленные по его размаху. Так как вся задняя кромка крыла оказалась занятой закрылками и места для элеронов не осталось, для поперечного управления самолетом использовались интерцепторы, установленные по четыре на верхней поверхности каждой консоли крыла.
в 1959 году поднялся в воздух первый противолодочный самолет «S2F-3». В декабре 1957 года фирма «Grumman» получила контракт на производство нового варианта – «S2F-3» («S2D»), способного нести ядерные глубинные бомбы Betty мощностью 10 Кт. Самолет подвергся коренным изменениям. Длину фюзеляжа увеличили на 457 мм, ширину - на 82 мм. Соответственно возрос и объем топливных баков самолета. На борту установили большой индикатор тактической обстановки, на который выводилась информация с установленных самолетом РГБ. В составе поискового оборудования появился газоанализатор ASR-2 Sniffer, способный регистрировать наличие в воздухе окиси углерода, выделяемой работающим дизелем подводной лодки, и измерять ее концентрацию. Чувствительность прибора позволяла обнаруживать присутствие лодки в районе поиска на высотах полета до 500 м. Глубинные ядерные авиабомбы испытывались еще в 1956 году. Первый взрыв произвели на глубине 100 м. Результаты показали, что радиус поражения у такого оружия достигает 1000 м на глубинах до 100 м и существенно возрастает с увеличением глубины подрыва, в то время, как у обычной глубинной бомбы радиус поражения не превышает 8 м. Таким образом, погружение лодки на максимальную глубину не только не спасает ее, а способствует ее поражению. Всего было изготовлено сто серийных самолетов этой модификации.
в 1960 году (21-30 мая) серия землятресений, происходящих в Чили, унесет жизни 5700 человек и оставит без крова еще 100 тысяч человек. Извержения вулканов и гигантские цунами опустошат более 100 тысяч кв. км. сельской местности, расположенной в Андах.
в 1961 году в СССР проходит первая телетрансляция матча футбольной сборной из-за рубежа (Польша-СССР).