-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111343
Комментариев: 6803
Написано: 119817


17 февраля родились...

Среда, 17 Февраля 2016 г. 00:09 + в цитатник
 (541x699, 43Kb)
1822
Георг Веерт (Верт; немецкое имя - Georg Weerth)
выдающийся немецкий поэт раннего социализма, близкий друг Маркса, Энгельса, Фрейлиграта и Гейне, "... первый и самый значительный поэт немецкого пролетариата" (Энгельс Ф., Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, том 21, страница 5). Родился в Детмольде. Сын церковного инспектора. Как почти все рейнские поэты 1840-х годов, Веерт предназначался к профессии коммерсанта и всю жизнь служил агентом различных фирм. В Бонне он совмещал службу с посещением университетских лекций, близко сошелся с кружком поэтов позднего романтизма — К.Зимрока и Г.Кинкеля, в котором преобладали политические интересы. С 1843 жил в Англии, где изучал под руководством Энгельса экономическую и социальную жизнь страны, особенно чартистское движение. В 1844—1847 сотрудничал в журналах немецкого “истинного” социализма: опубликовал там ряд стихотворений и рассказов, рисующих положение рабочего класса при раннем капитализме. Благодаря основательному изучению экономических вопросов, а также под влиянием чартистской рабочей поэзии, Веерт очень быстро освободился от сентиментально-народнических иллюзий “истинного” социализма и воспел классово-сознательного промышленного пролетария (цикл — “Песни из Ланкашира”, затем “Литейщик пушек”, “Индустрия” и многое другое). В это же время он публикует серию рассказов — “Очерки из социальной и политической жизни британцев” [1845—1846] и “Юмористические рассказы из торгового мира”. В 1845 Веерт переезжает в Брюссель, тогдашний центр революционного движения, и в 1847 вступает в только что организованный Союз коммунистов. Известно его выступление с речью о свободе торговли и рабочем классе на брюссельском международном экономическом конгрессе [1847]. После февральской революции Веерт живет в Париже, затем в Кельне, вступает в редакцию “Новой рейнской газеты”, руководимой Марксом. Многочисленные политические стихотворения и фельетоны Веерта направлены против реакционных стремлений юнкерства и бичуют буржуазию за ее двойственную политику. Из прозаических работ Веерта особенно следует отметить роман “Leben und Taten des Ritters Schnapphahnski” (Жизнь и деяния рыцаря Шнаппганского) — карикатура на высмеянного Гейне в “Атта Тролле” юнкера графа Лихновского, убитого во время франкфуртского восстания. Этот роман, вышедший в 1849 году отдельной книгой, задуман автором как сатира на немецкое юнкерство. Он хочет здесь следовать примеру “Дон-Кихота” Сервантеса. Но Веерт не владел формой большого романа: “Шнаппганский” слагается из отдельных мастерски написанных юмористических отрывков. После победы реакции Веерт ничего не написал. Он — блестящий мастер маленьких новелл и фельетонов на актуально-политические темы. Свой лучшие произведения он создал, когда редактировал отдел фельетона “Новой рейнской газеты”, в к-рой поэтически обрабатывал основные мысли передовиц Маркса. Маркс и Энгельс всегда считали Веерта поэтом партии коммунистов; его стихи наряду со стихами Фрейлиграта в этой же газете принадлежат к лучшему, что создано в этой области революцией 1848. Поэзия Веерта часто напоминает своим юмором, сатирой и приемами Гейне. Отличаясь реалистическим тоном, она не теряет звучности и простоты народной песни. Некоторыми своими чертами Веерт даже превосходит Фрейлиграта, Гервега и Гейне: из всех ранних социалистических поэтов только Веерт хорошо разбирался в экономических вопросах и усвоил материалистическое понимание историй. Его образ рабочего гораздо ближе к современному классово-сознательному пролетарию, нежели аналогичные образы у названных трех поэтов. Творчество Веерта, более чем творчество какого-либо иного поэта эпохи раннего социализма, заслуживает имени пролетарского. Энгельс недаром называет Веерта “первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата”. Умер в Гаванне 30 июля 1856 года. Библиография: Стихи и рассказы в “Kцlnische Zeitung” [1843—1848]; “Deutsches Bьrgerbuch” [1845]; “Gesellschaftsspiegel” [1845—1847]; “Rheinische Jahrbьcher” [1845—1846]; “Deutsche Brьsseler Zeitung” [1847]; Pьttmann H., Original Poesien, 1847 (? стихотворений) и др.; Engels F., G. Weerth, “Social-Demokrat”, Zьrich, № 24, 1883; Georg Weerth, “Lippischer Landes-Kalender”, Detmold, 1926; Schiller F. P., Beitrдge zur Geschichte der deutschen sozialistischen Dichtung im 19 Jahrhundert, “Wolgadeutsches Schulblatt”, 1929.

 (514x699, 73Kb)
1824
Николай Никитич Булич
историк русской литературы (1824-1895). Родился в Кургане Тобольской губернии в семье исправника. В 1845 г. кончил курс в Казанском университете по философскому факультету, в 1849 г. получил степень магистра философии, в 1850 г. выбран Казанским университетом в адюънкты по кафедре философии, но в том же году эта кафедра была упразднена, а Булич оставлен за штатом. В следующем 1851 г. Булич, в звании адъюнкта, начал читать в Казанском университете лекции по истории русской литературы; в 1854 г. был удостоен Санкт-Петербургским университетом степени доктора русского языка и словесности за диссертацию "Сумароков и современная ему критика" (Санкт-Петербург); это сочинение до сих пор не утратило своего значения и одинаково важно для истории литературы и для истории нашей культуры XVIII в. Избранный затем в ординарные профессоры по кафедре русской словесности, Булич читал лекции в Казанском университете до ноября 1885 г., когда вышел в отставку; в последние годы своей университетской службы он состоял ректором университета. Кроме статей в "Отечественных Записках" 1857 г., "Атенее" 1859 г., "Русском Слове" 1860 г. и "Московских Ведомостях" 1860 - 1861 годов (В.Ф.Корша ), Буличу принадлежат: "Значение Пушкина в истории русской литературы" (Казань, 1855); "К столетней памяти Ломоносова" (в "Известиях и Ученых Записках Казанского Университета", 1865, книги 2 - 4); "Литература и общество в России в последнее время" (там же, 1865, книга 5); "О мифическом предании, как главном содержании народной поэзии" (там же, 1870); "Ф.М.Достоевский и его сочинения" (Казань, 1881); "В.А.Жуковский" (Казань, 1883) и др. При праздновании столетнего юбилея дня рождения Карамзина , Булич в Казани и на родине историографа, в Симбирске, произнес речь, изданную под заглавием "Биографический очерк Карамзина и развитие его литературной деятельности" (Казань, 1866; также в книге "Статьи, написанные для произнесения в торжественном собрании Императорского казанского университета в столетний юбилей дня рождения Карамзина, 1 декабря 1866 г.", Казань, 1867); "В память 50-летия смерти Пушкина" (Казань, 1887). В последние годы своей жизни Булич разрабатывал историю своего родного университета. Так, он напечатал: "Казанский университет в Александровскую эпоху" (в "Известиях и Ученых Записках Казанского Университета", 1875, книги 1, 2, 3) и "Из первых лет Казанского университета, 1805 - 1819" (тома I и II, Казань, 1887-1891). Автобиография Булича напечатана в VI томе. "Критико-Биографического Словаря" С.А.Венгерова . После смерти Булича вышел ценный труд его: "Очерки по истории русской литературы с начала XIX века", том I (Санкт-Петербург, 1902). Умер в селе Юрткули Казанской губернии 5 июня 1895 года.

1831
Франциско Сальвадор Даниэл (Francisco Salvador Daniel)
французский музыковед и композитор испанского происхождения. Родился в Бурже. Он работал и путешествовал в Алжире, Тунисе, Марокко, Египте, Испании и Португалии (1853-1864), собирал арабские народные мклодии, которые представил европейской общественности через фортепианные фантазии, оркестровые аранжировки, Африканские мессы, лекции и сочинения. Но его революционная политическая деятельность в Париже прервала его увлечение музыкой и помешала публикации своей большой коллекции Арабских песен. Умер в Париже 24 мая 1791 года.

1832
Луи Дюфор (Louis Dufaure)
швейцарский физик. Родился в Лозанне Учился в Париже (1850-1853). В 1853-1877 гг. – профессор университета в Лозанне. Работы в области молекулярной физики, теплоты, оптики. В 1872 г. открыл эффект изменения температуры при диффузии газов через пористые перегородки (эффект Дюфора) – явление, обратное термодиффузии. Исследовал затвердевание жидкостей, в частности воды. Умер 14 ноября 1892 года.

 (661x699, 42Kb)
1834
Геннадий Петрович Кондратьев
русский певец (баритон) и режиссер. Родился в усадьбе Языкино, ныне Кинешемский район Ивановской области. Будучи в александровском корпусе для малолетних, а затем в павловском кадетском корпусе, Кондратьев пел в хоре, изучал игру на скрипке и виолончели и дирижировал оркестром корпуса. В 1856 Кондратьев оставил военную службу и отправился в Милан, где учился у Репетто и Дж.Паста. Закончив занятия, пел во многих городах Италии, среди прочих и четыре сезона во Флоренции. Артистическую карьеру в России Кондратьев начал в 1863 в Тифлисе (ныне — Тбилиси). В 1865 был приглашён в Санкт-Петербург в русскую оперу, где дебютировал в «Руслане». Свою деятельность в русской опере Кондратьев продолжал до 1872. Лучшими ролями Кондратьева были: странник в «Рогнеде», Пётр во «Вражьей силе», Вильгельм Телль. С 1871 Кондратьев занимал должность главного режиссёра русской оперы. Он был также известен как знаток и любитель пчеловодства. Кондратьев обладал высоким, чистым, звучным басом, отличной фразировкой, превосходной дикцией и хорошими актёрскими данными. Был первым исполнителем ролей Странника ("Рогнеда"), Тихона ("Гроза" Кашперова), Петра ("Вражья сила"). Пел также партии: Стольник ("Галька"), Марсель ("Гугеноты"), Мефистофель ("Фауст"), Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Рудольф ("Вильгельм Телль" Россини). Проявил себя как умелый руководитель оперной труппы. Копии рапортов, которые Кондратьев представлял после спектаклей директору императорских театров, подробно характеризовали как спектакль, так и отклики публики. Эти документы составляют значительный интерес для характеристики русской оперной сцены 1880-1890-х гг. Умер в Санкт-Петербурге 24 июля 1905 года. Литература: Ф.Ник., Современные музыкальные деятели. Геннадий Петрович Кондратьев, "РМГ", 1900, No 7; "ЕИТ". Сезон 1904-1905. Приложение к XV выпуску, Санкт-Петербург, 1905, страницы 320-321.

 (523x699, 113Kb)
1836
Густаво Адольфо Беккер (испанскиое имя - Gustavo Adolfo Bйcquer, настоящее имя - Густаво Адольфо Домингес Бастида, Gustavo Adolfo Domнnguez Bastida)
испанский писатель-романтик. Родился в Севилье. Сын художника, подписывавшего свои работы псевдонимом Беккер — фамилией одного из предков по материнской линии (они переселились в Испанию из Германии в XVI веке). Рано потерял отца и мать, воспитывался в семье тетки, вырос самоучкой. В 1854 году отправился покорять литературный Мадрид. Вел богемный образ жизни, зарабатывал журналистикой и писанием комедий. Испытал влияние Байрона, Гейне, Мюссе. Работал вместе с братом-художником над книгой об истории монастырей Испании (при жизни вышел лишь первый том). Несколько раз пытался служить в различных государственных учреждениях, включая цензуру, но долго не выдерживал. Брак поэта (1861—1868) оказался неудачным.
 (521x699, 187Kb)
Он умер в Мадриде от туберкулёза. 22 декабря 1870 года. Поколение 98 года и Поколение 27 года признали поэзию Беккера — вместе со стихами Росалии де Кастро — началом современной испанской лирики. Сборник его стихов «Рифмы» и книга новелл «Легенды» постоянно переиздаются в Испании, переведены на большинство европейских языков. Сочинения на стихи Беккера писали Фалья, Момпоу, Хоакин Турина. Публикации на русском языке: Избранные легенды Москва, 1895; Избранные произведения. Москва: Художественная литература, 1985. Литература: Dнaz J.P. Gustavo Adolfo Becquer; vida y poesia. Madrid: Editorial Gredos,1964; Estudios sobre Gustavo Adolfo Bйcquer. Madrid: Consejo Superior de Investigaciones Cientнficas, Instituto "Miguel de Cervantes, " 1972; Robles F. Poesнa eres tu: Bйcquer, el poeta y su leyenda. Sevilla: Signatura Ediciones de Andalucнa, 2004; Torquemada Sбnchez J. Gustavo Adolfo Becquer y Afanasi Fet: adelantados de la modernidad literaria en Espana y en Rusia. Barcelona: PPU, 2006; Gonzбlez Ariza F. Bйcquer, el romбntico. Madrid: Nivola, 2007.

Friedrich_Konrad_Beilstein (474x700, 154Kb)
1838
Фёдор Фёдорович (Фридрих Конрад) Бейльштейн (немецкое имя - Friedrich Konrad Beilstein)
русский химик-органик, первый издатель широко известного справочника по органической химии («Справочник Бейльштейна»). Фридрих Конрад Бейльштейн родился в Санкт-Петербурге первым из семи братьев и сестер, в семье купца и портного Карла Фридриха Бeйльштейна (Karl Friedrich Beilstein) (1809–1865) и его жены Катарины Маргарет, урождённой Руч (1818–1883) (Katharina Margarete Rutsch). Дед Бейльштейна переселился в Россию из Дармштадта (ныне земля Гессен). Окончив курс гимназии в Главном немецком училищe при лютеранской церкви Святого Петра (Петришуле) в 1852 году, Бейльштейн отправился в Гейдельбергский университет, где в 1853—1854 и 1856 изучал химию под руководством Р.В.Бунзена. В 1855 слушал лекции Ю.Либиха в Мюнхенском университете, а в 1856 году, работая у профессора Ф.Жолли, опубликовал первую свою работу о диффузии жидкостей, давшую ему — юноше 18 лет — известность в ученом мире. В 1857—1858 изучал химию под руководством Ф.Вёлера в Гёттингенском университете, где в феврале 1858 года защитил диссертацию «О мурексиде» и получил степень доктора философии. В 1858—1859 совершенствовал образование в Высшей медицинской школе Сорбонны в Париже у Ш.А.Вюрца и Ш.Фриделя. В 1859 Бейльштейн работал в университете Бреслау, в 1860—1866 — в Гёттингенском университете (с 1865 — экстраординарный профессор). Кроме того, он стал редактором журнала «Zeitschrift fьr anorganische und allgemeine Chemie». В 1865 приглашён профессором химии в Технологический институт в Санкт-Петербурге, с 1866 года возглавил химическую лабораторию. В 1866 году по приглашению А.М.Бутлерова стал профессором Санкт-Петербургского университета. Читал лекции по химии в Николаевской инженерной академии. С 1886 — ординарный академик Санкт-Петербургской Академии наук. В 1867 году Бейльштейн принял российское подданство. Он никогда не был женат, однако имел внебрачную дочь Александру (родилась 7 июля 1884 года). Её мать - Ольга Фёдоровна Нельговская, дочь действительного статского советника. Бейльштейн официально удочерил Александру и передал ей фамилию и привилегии. Александра Фёдоровна Бейльштейн была замужем за киевским предпринимателем и коннозаводчиком Л.П.Родзянко, двоюродным братом М.В.Родзянко. Наряду с научной работой серьёзно увлекался музыкой, был хорошим пианистом, собрал прекрасную нотную библиотеку. Президент Санкт-Петербургского общества любителей камерной музыки, участник музыкальных вечеров, которые организовывал известный меценат М.П.Беляев. Много путешествовал по России и Европе. Ф.Ф.Бейльштейн умер от инсульта 18 октября 1906 года в Санкт-Петербурге в своей квартире на Васильевском острове, которую ему предоставила в распоряжение Академия наук, и был похоронен на Волковском Лютеранском кладбище. С 2005 года место его захоронения охраняется государством.
Friedrich_Konrad_Beilstein1 (700x515, 229Kb)
Основатели Русского химического общества (1868). Ф.Бейльштейн стоит четвёртым справа
Основной областью исследований Бейльштейна являлась органическая химия, прежде всего химия ароматических соединений. В 1864 году он опроверг предположение Г. Кольбе о существовании изомера бензойной кислоты, т. н. салиловой кислоты. Эта работа послужила одним из основных доказательств невозможности существования более одного однозамещенного бензола, что значительно поспособствовало укреплению «осцилляционной» теории строения ароматических соединений А.Кекуле. В 1866 вместе с А.И.Курбатовым он установил правило хлорирования ароматических соединений: на холоду — в ядро, при нагревании — в боковую цепь. В том же году сформулировал правило Бейльштейна: если оба заместителя в ароматическом кольце принадлежат к одному и тому же типу, то преобладающее направление замещения определяется тем из них, влияние которого сильнее. Синтезировал орто- и мета-толуидины (1870—1871), орто-нитрокоричную, орто-нитробензойную и антраниловую кислоты (1872). В 1872 Бейльштейн предложил высокочувствительную реакцию открытия галогенов в органических соединениях прокаливанием их на медной проволоке в пламени газовой горелки (т. н. проба Бейльштейна).
Friedrich_Konrad_Beilstein2 (700x447, 181Kb)
200-й юбилей Берлинской Академии (1900). Слева направо стоят: А.Ланденбург, С.Иоргенсон, Э.Гельд, Г.Ландольт, К.Винклер, Т.Торпе, — сидят: Я.Вант-Гофф, Ф.Ф.Бейльштейн, У.Рамзай, Д.И.Менделеев, А.Байер, А.Косса
Одной из важнейших работ Бейльштейна стало исследование кавказской нефти, показавшее, что она существенно отличается по составу от американской: содержит много гидрогенизованных ароматических углеводородов, в то время как американская нефть содержит по преимуществу предельные углеводороды. Бейльштейном выполнено также немало работ по аналитической химии, в особенности по применению электролиза к количественному отделению металлов друг от друга. Автор «Руководства к качественному химическому анализу» (1867), выдержавшего множество изданий. Общительный характер Бейльштейна, его активная жизнь и блестящие знания иностранных языков способствовали международным контактам. Ещё во время своей учёбы в Гейдельберге, Мюнхене и Гёттингене он познакомился со многими химиками из западноевропейских стран. В то время он довольно тесно подружился с Августом Кекуле, Эмилем Эрленмейером, Лотаром Майером, Адольфом Байером, Станислао Канниццаро, Шарлем Фриделем и другими. Отношения с ними он потом активно поддерживал. Бейльштейн был членом многих русских и зарубежных научных обществ и был отмечен многими наградами. Своё самoe первoe признаниe он получил в 1862 году, когда был избран член-корреспондентом Горыгорецкой земледельческой академии. Два года спустя он был избран асессором Королевского научного общества в Гёттингене. Бейльштейн стал основателем Русского химического общества, основанного в 1868 году в Санкт-Петербурге. Совместно с другими русскими химиками он трудился над составлениeм устава общества. На первом собрании общества 26 октября 1868 года кандидатура Бейльштейнa былa предложенa на пост председателя, однако выбран был Н.Н.Зинин, который до 1878 года оставался бессменным его председателем. Бейльштейн был активным членом общества и публиковал свои работы в «Журнале Русского химического общества». В 1867 году Бейльштейн стал членом Императорского Технического общества. Долгое время он был председателем этого общества, а 1888 году был избран его почётным членом. Член-корреспондент Прусской Aкадемии наук в Берлине (1888), Гёттингенского Королевского научного общества (1880), Королевской Aкадемии в Уппсале (1899), почётный член Лондонского (1883) и Немецкого (1897) химических обществ, Общества естествоиспытателей Киевского университета (1894), Физического общества во Франкфурте-на-Майне (1896), Парижского (1879) и Филадельфийского (1893) медицинских обществ и др. Ещё в Гёттингене Бейльштейн начал собирать систематические сведения о всех известных на то время органических соединениях, что, в конечном итоге, сделало его основателем и первым редактором многотомного «Справочника по органической химии» («Handbuch der organischen Chemie»). Первое издание справочника на немецком языке, подготовленное Бейльштейном в одиночку в бытность его профессором Санкт-Петербургского технологического института, появилось в Лейпциге в 1881 году в двух томах: на 2200 страницах оно содержало информацию о 1500 соединениях. Справочник Бейльштейна был высоко оценён химиками как в России, так и в Западной Европе, став настольной книгой для каждого химика. В разговорной речи справочник часто называют просто «Бейльштейн». Второе издание, начавшее выходить в 1886 году, включало три тома большего размера, чем первое. Третье издание было начато в 1893 году в виде четырёх громоздких томов (74 тысяч органических соединений на 6844 страницах). Оно было закончено в 1899 году и позже дополнено пятью томами приложений, подготовленными редакцией Немецкого химического общества, которому Бейльштейн передал права на издание. Справочник продолжал издаваться и после смерти Бейльштейна; впоследствии для его издания во Франкфурте-на-Майне в 1951 Обществом Макса Планка был создан специальный «Институт Бейльштейна по литературе органической химии». В 1999 году институт был переименован в «Институт Бейльштейнa для содействия развитию химических наук». Последнее, четвёртое, издание справочника, выходившее с 1918 по 1998 год, включает 503 тома (более 440 тысяч страниц). Справочник состоит из основной серии (31 том, 1918—1940), включающей сведения о 144 тысяч соединений и охватывающей литературу по 1910 год, и шести дополнительных (на немецком и английском языках). В настоящее время справочник представляет собой электронную базу данных, права на которую принадлежат компании «Elsevier». В 1881-1882 гг. Бейльштейн принял участие в выборах в Императорскую Санкт-Петербургскую Академию наук на место ординарного академика «по технологии и прикладной химии, приспособленной к искусствам и ремеслам», освободившееся после смерти Н.Н.Зинина, что в итоге вылилось в очень сложную и запутанную историю, связанную со многими конфликтами и вышедшую далеко за пределы академических рамок. Притом кандидат не был даже членом-корреспондентом Академии. Сам факт выдвижения 22 декабря 1881 года на заседании Физико-математического отделения кандидатуры Бейльштейна т. н. «немецкой партией» (Г.И.Вильд, Г.П.Гельмерсен, А.И.Шренк, А.Н.Савич и А.В.Гадолин) вызвал серьёзные возражения многих известных химиков. В частности, академик А.М.Бутлеров отмечал: «Без сомнения, и после устранения неточностей и преувеличений, допущенных в представлении господами академиками, его подписавшими, за господином Бейльштейном остается немало действительных научных заслуг; но заслуги эти принадлежат не прикладной химии: они преимущественно заключаются в терпеливой и удачной детальной разработке фактических подробностей, путь к которой был намечен теоретическими воззрениями Кекуле и некоторых других. В самом создании этих воззрений г. Бейльштейн участия не принимал; г. Бейльштейна нельзя считать научным мыслителем, прибавившим какой-либо свой оригинальный вклад в научное сознание... предпочтительный выбор г. Бейльштейна в Академию был бы несправедливым унижением двух других, более заслуженных русских химиков... Бейльштейн бесспорно заслуженный трудолюбивый учёный, но отдавать ему в каком-либо отношении первенство перед всеми другими русскими химиками могут только лица, не имеющие ясного понятия о том, как и чем меряются в химии учёные заслуги...» — Бутлеров А.М. Научная и педагогическая деятельность. Сборник документов. - Москва, 1961. Конкурентом Бейльштейна на выборах был Д.И.Менделеев, поддерживаемый патриотически настроенными кругами общества (и это была уже его вторая попытка избраться академиком). Бейльштейн с большим преимуществом победил, получив на собрании Физико-математического отделения 12 голосов против четырёх за Менделеева. Данный факт вызвал громкий общественный скандал, обиду Менделеева, письма протеста и сочувствия, обвинения в «засилии немцев» в русской науке и т. п. Интересно, что разъясняя Академии в январе 1882 года свой энергичный протест против кандидатуры Бейльштейна, Бутлеров отмечает: «Значение научных заслуг Ф.Ф.Бейльштейна я признаю вполне и даже имел случай заявить ему лично… мое мнение, что если бы Академия наша располагала, подобно Парижской, многими местами по химии, то ему, господину Бейльштейну, могло бы найтись в ней место вместе с профессорами Менделеевым, Бекетовым и другими заслуженными русскими химиками.» — Бутлеров А.М. Сочинения: В 3 томах. Москва, 1958. 5 марта 1882 года Общее собрание Академии не утвердило избрания Бейльштейна, забаллотировав со счетом 17 — «за» и 10 — «против», ему не хватило одного голоса. В 1883 году Бейльштейн был избран членом-корреспондентом, и только в октябре 1886 года, после смерти Бутлерова, он стал ординарным академиком. В память об основателях известных справочников в области химии – Фридрихе Бейльштейне и Леопольде Гмелине Немецкое химическое общество с 1954 года ежегодно вручает памятную медаль Гмелина–Бейльштейна за особые заслуги в истории химии, химической литературы и информации. Фамилия Бейльштейна и его справочник становятся ключом к раскрытию преступления в рассказе американского фантаста и популяризатора науки Айзека Азимова «Что в имени?». Скончался Ф.Ф.Бейльштейн в Санкт-Петербурге 18 октября 1906 года. Литература: Бейльштейн Федор Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Шмулевич Л.А., Мусабеков Ю.С. Фёдор Фёдорович Бейльштейн (1838—1906). — Москва, 1971; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — Москва: ВШ, 1991. 656 страниц; Фёдор Фёдорович Бейльштейн / Музей Санкт–Петербургского государственного технологического института.

1838
Ирина Ивановна Онноре (Оноре, Онорэ; урождённая - Пильсудская; по мужу - Онноре)
артистка оперы (контральто), камерная певица и педагог. Родилась в Ковенской. губернии. С детских лет обучалась игре на фортепиано у матери (ученицы Дж.Фильда). Окончив московский Екатерининский институт, вместе с мужем, пианистом Л.Онноре, уехала за границу. Пению обучалась вначале в Санкт-Петербурге у Л.Пиччиоли, затем во Флоренции у Фонтана и в Милане у А.Буцци. Здесь ее услышал Дж.Россини, по рекомендации которого она стала заниматься у Ф.Персиани в Париже, где пела в салонах (преимущественно произв. русских композиторов — М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Рубинштейна и арии из итальянских опер). Голос певицы высоко оценили Г.Берлиоз и Э.Фреццолини. Вернувшись в Москву, принимала участие в концертах РМО, исполняла произведения Ф.Шуберта, Р.Шумана (1-я исполнительница его романсов в Москве, в ансамбле с Кларой Шуман), Р.Вагнера (пела под его управлением в Москве), Глинки, Даргомыжского. В доме певицы бывали многие известные музыкальные деятели: А.и Н.Рубинштейны, Г.и Ю.Венявские, В.Безекирский, Л.Минкус, X.Бюлов, Л.Лаблаш. В 1862—66 выступала в составе московской Итальянской оперы (дебютировала в партии Азучены, в которой ее слушал Дж.Верди). В 1866—1873 солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Вани — "Жизнь за царя" М.Глинки). В 1863—1866 ежегодно гастролировала в "Ковент-Гарден" (Лондон), на сцене которого исполняла партии Азучены, Зибеля и др. (в ансамбле с П.Луккой и А.Патти). Здесь также дала несколько концертов, в которых с большим успехом исполняла произведения русских композиторов. В 1866 пела в Мадриде (театр Россини). Обладала голосом обширного диапазона (три октавы — от нижнего ре до верхнего ре). А.Тамбурини сравнивал голос певицы с М.Малибран. Исполнение отличалось драматической напряженностью. 1-я исполнительница партий: Цинки ("Карпатская роза"); в Большом театре — Поливоды ("Мазепа" Б.Фитингофа-Шеля), Рогнеды ("Рогнеда"), Варвары ("Гроза"); на русской сцене — Зибеля ("Фауст"); в России — Ульрики ("Бал-маскарад", 8 ноября 1862, под управлением Вианези), Бианки ("Клятва" С.Меркаданте, 30 января 1864). Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М.Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А.Даргомыжского), Рогнеда ("Рогнеда"), Юдифь ("Юдифь" А.Серова), Изяслав, Азучена, Ульрика, Фидес, Паж Урбан, Маддалена, Леонора ("Фаворитка"), "Она была украшением... русской оперы и увлекательным исполнением ролей Вани, Ратмира, Рогнеды и Княгини в "Русалке" значительно способствовала популяризации у нас в Москве лучших русских опер" (П.Чайковский)*. Партнеры: А.Александрова-Кочетова, М.Владиславлев, Э.Кальцолари, Н.Лавров, Д.Орлов, П.Радонежский, И.Сетов, Э.Тамберлик. Пела под управлением И.Шрамека. Оставив оперную сцену, продолжала выступать в концертах. В 1861 преподавала в классе пения для женских голосов при Московском отделении РМО. С 1878 вела педагогическую деятельность в Санкт-Петербурге. Среди ее учеников — А.Богданович. Умерла в петрограде после 1917 года. Сочинения: Одиннадцать лет в театре... [Воспоминания] // Русская старина. 1910. № 1. Страницы 95—108; № 3. Страницы 543—554; 1912. № 1. Страницы 160—172; № 2. Страницы 316—326. Литература: Ларош Г. Бенефис госпожи Оноре. "Руслан и Людмила" на сцене московской оперы // Современная летопись. 1868. № 4; Кублицкий M.E. История оперы в лучших ее представителях: Композиторы. Певцы. Певицы. — Москва, 1874. Страницы 261 —262; Богатырев П.И. На долгом пути // Московский листок. Иллюстрированное прибавление.— Москва, 1908. № 42. Страница 14; Чайковский П.И.* Музыкально-критические статьи. — Москва, 1953. Страницы 48—49, 128, 396; Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — Москва, 1956. Страница 290; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. —Ленинград, 1971. Страницы 136—138; Ларош Г.А. Избранные статьи. — Ленинград, 1974. Выпуск 1. Страница 157.

 (565x699, 95Kb)
1841
Мстислав Александрович Новинский
русский ветеринарный врач. Окончил в 1874 Mедико-хирургич. академию в Санкт-Петербурге и был оставлен при ней. В 1875—1877 осуществил прививку злокачественных опухолей от собак к щенкам, заложив тем самым основы экспериментальной онкологии. После защиты в 1877 магистерской дисс. был откомандирован на службу в армию к в дальнейшем, в силу сложившихся обстоятельств, научной работой не занимался. Скончался в 1914 году. Сочинения: О прививании раковых новообразований. Предварительное сообщение ветеринарного врача Новинского, "Медицинский вестник", 1876, № 25; К вопросу о прививании злокачественных новообразований, Санкт-Петербург, 1877.
 (495x699, 99Kb)
Литература: Ручковский Б.С., М.Руднев и М.Новинский — основоположники экспериментальной онкологии, "Врачебное дело", 1949, № 6; его же, Роль отечественных ученых в развитии экспериментальной онкологии, том 1, Киев. 1953; Шабад Л.M., M.А.Новинский — родоначальник экспериментальной онкологии, Москва, 1950.

 (415x698, 67Kb)
1844
Монтгомери Уорд (Montgomery Ward)
основатель посылочного бизнеса (Montgomery Ward). В 1871 Аарон Монтгомери Уорд создал фирму по отправке товаров широкого потребления почтой. Начав с рекламных листков, в которых подробно описывался каждый вид товаров, Уорд в дальнейшем разработал идею каталога, страницы которого в конечном счете стали прибиваться к стенам различных отделов. Ричард У.Сирз, который в 1886 г. был железнодорожным агентом и зарабатывал 6 долл. в неделю, стал продавать часы по пути следования поездов, и, когда убедился, что побочная торговля часами приносит ему больше доходов, чем выписывание железнодорожных накладных, он, объединившись с А.С.Роубаком, открыл ювелирный магазин с отправкой товаров почтой. Умер 7 декабря 1913 года.

 (476x699, 37Kb)
1847
Матильда Маллингер (немецкое имя - Mathilde Mallinger; урождённая – Лихтенеггер, Lichtenegger)
австрийская певица (драматическое сопрано) и вокальный педагог. Родилась в Загребе, Хорватия. Ученица Гордиджиани и Фогля в парижской консерватории (1863—1865) и Леви в Вене, в 1866—1869 имела ангажемент при мюнхенской придворной опере, а с 1869 была одним из главных украшений берлинской придворний оперы. В 1890 сделалась учительницей пения при консерватории в Праге, состояла учительницей пения при консерватории Эйхельберга в Берлине. Гастролировала в России. Прославилась в вагнеровском репертуаре. Умерла в Берлине 19 апреля 1920 года.

 (485x698, 51Kb)
1850
Георг Теодор Август Гафки (Георг Гаффки; немецкое имя - Georg Theodor August Gaffky)
немецкий микробиолог и эпидемиолог. . Ученик Р.Коха. Основные труды по эпидемиологии холеры и чумы, военной эпидемиологии. Впервые выделил возбудителя брюшного тифа в чистой культуре (1884). Возглавил экспедицию в Индию для изучения чумы (1897). Усовершенствовал бактериологическую технику (ввел в практику платиновую петлю, предложил ряд твердых питательных сред). Организатор противоэпидемических мероприятий. Умер 23 февраля 1923 года.

 (466x699, 97Kb)
1853
Ярослав Врхлицкий (Jaroslav Vrchlickэ — псевдоним; настоящее чешское имя - Эмиль Фрида, Emil Frнda)
выдающийся чешский поэт, драматург, переводчик, глава так называемой «космополитической» школы в чешской литературе. Родился в Лоуни, в семье торговца (отец — еврей, мать — чешка). Большие познания в области мировой литературы, которые Врхлицкий приобрёл во время своего продолжительного пребывания в Италии и путешествий по Европе, отмечены присвоением ему учёной степени доктора. Был профессором литературы. Деятельность Врхлицкого продолжалась около 40 лет. Он написал свыше 100 томов. Врхлицкий внёс в чешскую литературу, которая до него развивалась в пределах узконациональных традиций, космополитические мотивы (отсюда название школы Врхлицкого). Его творческий путь обычно делят на четыре этапа: 1-й этап 1871—1879 — когда молодой поэт преодолевает традиции отечественной литературы, освобождается от них, а также и от влияния немецкой литературы на чешскую, ориентируясь преимущественно на литературу романских стран. Для поэта характерны: вера в прогресс, в эволюцию, которая должна привести к торжеству добра над злом, света над мраком, духа над материей, скептическое отношение к националистическим идеалам и отвлечённый космополитизм, который сближает его с В.Гюго, Ж.Санд, Леопарди. В течение этого периода Врхлицкий написал: «Эпические поэмы» (1876), «Дух и мир» (1878), «Симфонии» (1878), «Виттория Колонна», «Мифы» (две книги) (1879), «Легенда о святом Прокопе» и др. Эти произведения — лирические стихотворения, эпические поэмы, легенды, романы в стихах — содержат размышления о человеческой жизни на протяжении веков, об исторических событиях, увлёкших поэта своей грандиозностью, наблюдения над явлениями природы и современной ему жизнью. 2-й этап 1879—1894 — когда Врхлицкий достигает в своих произведениях высшего мастерства. Находясь под влиянием «Божественной комедии» и «Фауста», он создаёт «Фрагменты эпопеи» (2 тома, 1886), справедливо приравниваемые критикой к «Легенде веков» В.Гюго. В этот период появляются и такие его произведения, как «Эклоги и песни» (1879), «Твардовский» (1885), «Сонеты одинокого» (1885), «Музыка в душе» (1886), «Фрески и гобелены» (1890) и т. д. Начиная с 1882, выходят одна за другой его драмы и трагедии (а впоследствии и комедии), темы которых заимствованы из чешской истории и истории Византии и Рима, а также эпохи итальянского Возрождения. Заслуживает упоминания его трилогия «Гипподамия» (1889—1891), «Братья» (1889) и комедия «Ночь в Карлштейне» (1885).
17 февраля 1853 года родился — Ярослав Врхлицкийpost-13108-12979149657 (700x350, 123Kb)
Но уже в конце этого периода замечается упадок творческих сил поэта. Наравне с высокохудожественными произведениями выходят в свет и произведения незначительные. В изложении заметны длинноты, в сюжете — повторения. Врхлицкий начинает терять значение первого поэта в чешской поэзии. 3-й этап 1894—1903 — период кризиса и упадка. Националистическая критика, которая не могла простить Врхлицкому его гуманистического универсализма, провозглашает его неисправимым эклектиком. За эти годы в числе многих других произведений Врхлицкого появляются: «Окно в бурю» (1894), «Новые отрывки эпопеи» (1895), «Боги и люди» (1899), «Посвящения» (Votioni desky, 1902). 4-й этап Последние годы поэта. Он преодолевает своё пессимистическое миросозерцание и создаёт стихи и поэмы, в которых много пафоса и бодрости: «Коралловые острова» (1908), «Скрытые источники» (1908), «Древо жизни» (1910) и «Дамоклов меч». Врхлицкий, кроме того, перевёл на чешский язык «Божественную комедию» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Торквато Тассо, «Неистовый Роланд» Ариосто, ряд произведений В.Гюго, Леконта де Лилля, Леопарди, Парини и других европейских писателей. Скончался в Домажлице 9 сентября 1912 года. Издания сочинений: Из глубин, «Славянский ежегодник», 1884, VI; Дух и свет, «Рассвет», Киев,1893; Ещё минутку, «Вестник иностранной литературы». 1896, IV; Месть матери и др., «Русская мысль», 1902, XII; Разноцветные осколки, Москва, 1909; ряд произведений в журнале «Славянский мир», 1910, ЇЇ II—III, V—VI, XI и в других периодических изданиях. Библиография: Степович А.И. Этюды из области новой чешской литературы. — Киев, 1881; Данилов В. Чешские певцам русским. — Киев, 1908; Anthologie basni J.V. — 1903; Machal J. Slovanskй Literatury, 3 тома. — Praha, 1927—1928; Adler Fr. Gedichte von J.Vrchlicky. — 1928; Novak A. Pehledn dejny eskй literatury. Литература: Palenicek L., Jaroslav Vrchlicky divadelnim kritikem, Praha, 1949; Тiсhv V., Jaroslav Vrchlicky. Zivota Praha. [1947].

Najaf_bey_Vazirov (466x700, 67Kb)
1854
Наджафбек Фатали бей оглы Везиров (азербайджанское имя - , Ncf by Ftli by olu Vzirov)
азербайджанский драматург, публицист, театральный деятель. Один из основателей азербайджанского театра. Родился в Шуше. Учился в Бакинском реальном училище, в 1878 окончил Петровскую сельско-хозяйственную академию в Москве. Театром и драматургией интересовался еще в ученические годы. Совместно со своим учителем Г.Меликовым (Зардаби) и учениками реального училища поставил в Баку в 1873 первые спектакли на азербайджанском языке- комедии М.Ф.Ахундова "Везир ленкоранского ханства" и "Гаджи Кара" ("Приключение скряги"). В Москве Везиров близко познакомился с русской литературой и театральной жизнью, особенно интересовался драматургией Островского, сблизился с Короленко. Еще будучи в Москве, Везиров начал печатать на страницах первой азербайджанской газеты "Экинчи" публицистические статьи, отразившие влияние на него передовой русской революционно-демократической литературы. Вернувшись в Азербайджан, Везиров некоторое время работал лесничим, потом адвокатом. Написал около 15 драматических произведений, реалистически отображающих быт и нравы азербайджанских помещиков, купцов и буржуазных дельцов конца 19 - начала 20 вв. В своих комедиях "Мясо тебе, а кости мне" (1873) и "Картина домашнего воспитания" (1875) Везиров остро критиковал старую школу, принципы патриархального воспитания. В пьесе "Несчастная" (1874) показывал бесправное положение женщины-азербайджанки, призывал к борьбе с темнотой и косностью, к просвещению народа. В своих юношеских пьесах Везиров обличал отсталый азербайджанский быт, выступал против бескультурья, унижения человеческого достоинства. Ещё более глубокий социальный смысл приобрели пьесы, написанные в 1890-1905. Одна из лучших комедий Везирова "Осталось лишь одно название" (1891) показывает экономическое и моральное разложение дворянства. Тип купца-самодура (Гаджи Гамбар) изображён в комедии "Из-под дождя да в ливень" (1895). В комедии "Герои наших дней" (1898) Везиров впервые в азерб. лит-ре показал дельца, разбогатевшего от спекуляции нефтеносными землями, к-рые он скупал за бесценок у крестьян. Везиров написал первую в азербайджанской драматургии трагедию "Горе Фахреддина" (1896), в которой создал образ молодого дворянина-либерала, протестующего против феодальных порядков, стремящегося к преобразованию патриархального уклада жизни, распространению культуры. Среди других комедий Везирова - "Камень, брошенный вслед, угодит в пятку", "Позднее раскаяние плодов не даёт". Пьесы Везирова ставились впервые в любительских спектаклях в Баку и в Шуше. С 20 века они вошли в репертуар всех азербайджанских театров. В 1873-1912 Везиров выступал как организатор спектаклей и режиссёр в бакинской труппе. После установления Советской власти в Азербайджане написал пьесу "Начало нового века", в которой горячо приветствовал власть трудящихся. Продолжатель реалистических традиций М.Ф.Ахундова, Везиров отобразил в своём творчестве "тёмное царство" азербайджанских дворян-тунеядцев, купцов-самодуров, капиталистов-дельцов. Творчество его отмечено верностью бытового колорита, яркостью характеристик, сочностью народного языка. Бытовые реалистические драмы Везирова отличаются сатирической направленностью. Везиров поднимал актуальные для своего времени вопросы, но полагал, что нравы могут быть изменены путём распространения просвещения. Большое влияние на творчество Везирова оказала русская литература, в частности драматургия А.Н.Островского. Скончался в Баку 9 июля 1926 года. Сочинения: Вэзиров Н., Эсэрлэри, части 1 - 2, Бакы, 1953 - 1954. Литература: Нэчэфбей Вэзиров, Бакы, 1913 ("Сэфа" маариф чэ мийэти); Касумзаде Ф., Наджафбек Везиров, Баку, 1958.

KRUPP_FRIEDRICH_ALFRED_(1854-1902)_nel_1900 (525x700, 67Kb)
1854
Фридрих Альфред Крупп (немецкое имя - Friedrich Alfred Krupp)
немецкий сталепромышленник из династии Крупп. Крупп родился в Эссене, Германия. Его отцом был Альфред Крупп. В 1887 Фридрих принял руководство отцовской компанией. Он женился на Маргарет Крупп (урождённая фон Энде). У них было две дочери — Берта и Барбара (в замужестве фон Вильмовски). С 1893 по 1898 год Крупп был депутатом рейхстага и присоединился к фракции Свободно-консервативной партии. Крупп любил итальянский остров Капри, где он ежегодно проживал по несколько месяцев, особенно зимой. Он останавливался в гостинице Quissiana и имел две яхты: «Майя» и «Пуританин». Его хобби была океанография. На Капри он познакомился с Феликсом Антоном Дорном и Иньяцио (Игнацио) Черио. 15 ноября 1902 года социал-демократическая газета «Форвертс» (Vorwдrts) опубликовала статью, в которой утверждалось о гомосексуальной ориентации Фридриха Альфреда Круппа, о том, что он имел множество связей с местными мальчиками и мужчинами и наиболее нежные чувства питал к Адольфо Шиано, 18-летнему парикмахеру и музыканту-любителю. Неделю спустя, 22 ноября 1902 года Крупп совершил самоубийство. Кайзер Вильгельм II в своей речи на похоронах Круппа обвинил социал-демократических политиков в клевете по поводу сексуальной ориентации Круппа. Литература и источники: Carlo Knight: Die Capri-Utopie von Krupp — L’utopia caprese di Krupp. 2002, Capri, La Conchiglia Edizioni; Julius Meisbach: Friedrich Alfred Krupp — wie er lebte und starb. around 1903, Cologne, Verlag K.A.Stauff & Cie; A.Sper: Capri und die Homosexuellen: eine psychologische Studie, 1903, Berlin, Orania Verlag; Tito Fiorani: Le dimore del mito, La Conchiglia, Capri 1996, pages 99-106; Edwin Cerio: Capri — Ein kleines Welttheater im Mittelmeer, 1954, Munich, pages 135—143; Humbert Kesel: Capri. Biographie einer Insel. Prestel Verlag, Munich 1971, pages 264—268, ISBN 3-7913-0007-5.

Otto_Liman_Von_Sanders (441x700, 49Kb)
1855
Отто Лиман фон Сандерс (немецкое имя - Otto Liman von Sanders)
германский генерал, военный советник в Османской империи во время Первой мировой войны. Отто Лиман фон Сандерс родился в Штольпе, в Померании. Его отец был прусским дворянином. Как и многие другие пруссаки с дворянским происхождением, он вступил в армию, где дослужился до генерал-лейтенанта. В 1913 году он был назначен главой Немецкой военной миссии в Османской империи. В течение почти восьмидесяти лет, Оттоманская империя пыталась модернизировать свою армию по европейскому образцу. Лиман фон Сандерс, как и его предшественники (такие как Гельмут фон Мольтке и Кольмар фон дер Гольц), был немецким военным специалистом, который занимался этим вопросом. Изначально турецкое руководство было невысокого мнения о фон Сандерсе. В июле 1914 года (перед самым началом войны), Энвер-паша предложил Германии заключить союз. Германский посол в Стамбуле, Ганс фон Вангенхайм, после консультаций с фон Сандерсом, отказался от предложения. Отказ был мотивирован тем, что турецкая армия слаба, экономика переживает не лучшие времена, а само руководство Турции было недостаточно компетентно. Однако, 1 августа 1914 года германское и османской правительства подписали секретный договор о военном союзе; в условия договора, помимо прочего, входил пункт о «влиянии» немецкой военной миссии на действия турецкой армии. Вначале это влияние практически отсутствовало, но ввиду относительных неудач турок, немцы усилили контроль за действиями османских войск. Когда Османская империя окончательно вступила в войну (после двух месяцев попыток избежать прямого конфликта с Антантой), Энвер-паша показал фон Сандерсу свой «грандиозный» план разгрома русской обороны у Карса. Лиман фон Сандерс попытался отговорить Энвера от осуществления плана, но его советы были проигнорированы, и эта операция обернулось катастрофой для турок у Сарыкамыша. Война продолжалась: Джемаль-паша получил приказ форсировать Суэцкий канал; его советником был немецкий генерал Фридрих фон Крессенштейн. Нападение на Суэц было провалено, правда значительных потерь турки не понесли. Колеблющийся Энвер-паша прибыл к Стамбулу, где возглавил войска, находящиеся в районе столицы. Задачей было не допустить захвата Стамбула войсками Антанты. Однако после того, как соединенный флот англичан и французов практически уничтожил турецкие форты вдоль Дарданелл (18 марта 1915), Энвер передал командование Лиману фон Сандерсу. Оборона турецкой столицы была в руках более рассчетливого немецкого генерала. У фон Сандерса было мало времени на организацию обороны, но он имел два преимущества. Во-первых, османская 5-я армия была лучшим войсковым соединением у турок, в нее входили 6 дивизий, общей численностью 84 000 хорошо вооруженных солдат. Во-вторых, он воспользовался ошибками союзного командования: вместо использования мощного флота для прорыва непосредственно к Стамбулу, британские и французские адмиралы решили осуществить высадку, чтобы захватить Дарданелльский полуостров. У фон Сандерса был лишь месяц для подготовки. 25 апреля 1915 года основные британские силы высадились у Геллеспонта. Правильным решением фон Сандерса было назначение Кемаля-паши командующим 19-й пехотной дивизии. Дивизия Кемаля спасла для турок день, готовящийся стать катастрофой. Его солдаты совершили марш-бросок в день вторжения и заняли оборонительную линию выше высаживающихся АНЗАКов, поэтому продвижение австралийцев и новозеландцев было затруднено. Организованная Кемалем-пашой оборона была надежна и в последующие 5 месяцев не подвела. С апреля по ноябрь 1915 (когда уже было принято решение об эвакуации), фон Сандерсу пришлось обороняться от многочисленных атак союзников. Британцы пробовали прорваться в районе Сувлы, но это также не принесло успеха. Единственным достижением англичан было то, что им удалось обойтись без крупных потерь. Однако победа была за турками, и немалый вклад внёс Лиман фон Сандерс. В начале 1915 года, предыдущий глава немецкой военной миссии в Османской империи, барон Кольмар фон дер Гольц, прибыл в Стамбул в качестве военного советника султана Мехмеда V (фактической власти не имевшего). Старый барон не захотел иметь дел с Лиманом фон Сандерсом и недолюбливал трёх пашей (Энвер-паши, Джемаль-паши, Талаат-паши), руководивших страной во время войны. Ряд крупных наступлений, предложенных фон дер Гольцем, окончились ничем, перед лицом наступления сил Антанты на трёх фронтах (в Дарданеллах, на Кавказе и недавно открытом Месопотамском фронте). В октябре 1915 года Энвер-паша отправил Лимана фон Сандерса бороться с британцами в Месопотамии. В 1918 году, в последний год войны, когда Османская империя, по сути, агонизировала, Лиман фон Сандерс принял командование турецкими войсками в Палестине, заменив на этом посту другого немецкого генерала, Эрих фон Фалькенхайна, который был разбит англичанами генерала Алленби в конце 1917 года. Положение Лимана было непростым по причине низкой боеспособности турецкой армии. Его войска были не в состоянии сделать что-то большее, чем просто занять оборону и ждать британского наступления. Наступление продолжалось длительное время, но когда войска генерала Алленби прорвали фронт, оттоманская армия была уничтожена в течение недели (Битва при Мегиддо). Бежавший фон Сандерс едва был не пленён британскими войсками. После войны он был арестован на Мальте, в феврале 1919 года. Его обвиняли в военных преступлениях, но спустя полгода он вышел на свободу. Он уволился из германской армии в том же году. В 1927 году он издал книгу, которую написал в плену на Мальте о свой службе в Османской империи до войны и во время неё. Умер в Мюнхене 22 августа 1929 года. Некоторые награды: Медаль «Галлиполийская звезда» (1915) (Османская империя); Орден Османие 1-й степени (24 января 1915) (Османская империя); Медаль «Имтияз» с саблями (10 марта 1915) (Османская империя); Орден «Pour le Mйrite» с Дубовыми листьями (10 января 1916) (Пруссия); Орден Меджидие (12 августа 1918) (Османская империя). Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне — Москва: АСТ, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-06895-1.

FredericIves (686x700, 151Kb)
1856
Фредерик Юджин Айвс (Frederic Eugene Ives)
американский изобретатель. Родился близ Личфилда (штат Коннектикут). В возрасте 11 лет был принят учеником в типографию газеты «Личфилд инквайерер». Переехал в Итаку (штат Нью-Йорк), где в 1873 поступил на работу в типографию. Занялся освоением метода получения изображения на мокрых коллоидных пластинках. В 1875 открыл собственную фотостудию в Итаке и стал официальным фотографом Корнеллского университета. В этот период Айвс начал заниматься изобретательством. Первым его изобретением стала фототипия – получение полутоновых снимков с использованием желатинового светочувствительного слоя. В 1878 Айвс переехал в Филадельфию и в 1881 наладил на коммерческой основе выпуск пластинок для полутоновой печати. Разработал фотохромоскопическую систему цветной фотографии, которая позволяет получать изображения с идеальной передачей перспективы, формы и цвета, просматриваемые через специальный хромоскоп. К числу других важных изобретений Айвса относятся короткотубусный однообъективный бинокулярный микроскоп, универсальный колориметр, специальные дифракционные решетки для спектроскопов, множество изобретений, относящихся к цветной фотографии (включая съемку движущихся объектов с правильной передачей естественных цветов). Умер в Филадельфии 27 мая 1937 года.

Joseph Henri HonorГ© Boex5 (582x700, 64Kb)
1856
Жозеф Анри Бёкс (французское имя - Joseph Henri Honorй Boex: псевдоним - Рони-старший)
бельгийский и французский писатель-фантаст, автор романов "Вамирэх", "Борьба за огонь", "Пещерный лев", "Удивительное путешествие Гертона Айронкестля", "Нимфея", "Звездоплаватели", "Таинственная сила", "Навигаторы бесконечности", "Смерть Земли" (часть произведений опубликована с братом Жюстеном под общим псевдонимом Ж.А.Рони). Родился в Брюсселе. До 1909 писали совместно, затем отдельно под псевдонимами: Рони Старший и Рони Младший. Примыкали к натуралистической школе Э.Золя, сохранив и после её распада верность традициям социальной нраво-описательной прозы. В романах братьев Рони поставлены острые социальные вопросы и отражены противоречия французской действительности конца 19 - начала 20 вв.: нравы городских трущоб (Нелл Горн из Армии спасения, 1886, русский перевод, 1888), судьба крестьян-бедняков (Жертва, 1887), жизнь литературной богемы (Термит, 1890), быт и социальный опыт врачей (Неукрощенная, 1895; Под гнётом, 1906, русский перевод, 1908; Шквалы 1912, русский перевод, 1925). Особый интерес представляет обращение братьев Рони к изображению классовой борьбы французских рабочих, жизни и быта социалистов (Двусторонний, 1887; Повелительная доброта, 1894; Погибшие души, 1899). Сочувствие жертвам социальной несправедливости, понимание нравственной привлекательности революционеров уживаются в их книгах с реформистской концепцией мирного совершенствования общества. Популярны романы братьев Рони, посвященные жизни первобытных людей; они написаны с учётом данных науки, проникнуты гуманизмом (Вамирех, 1892, русский перевод, 1959; Хищник-гигант, 1920, русский перевод, 1924). Рони Старшему принадлежит известный роман на эту тему Борьба за огонь (1911, русский перевод, 1911, 1928, 1966). Умер в Париже 15 февраля 1940 года. Литература: История французской литературы, том 3, Москва, 1959; Луначарский А.В., Очерки французской литературы. Роман из рабочей жизни. Собрание сочинений, том 5, Москва, 1965; Kerbow J.-B., Rosny, romancier maudit, Revue des sciences humaines, Lille, 1967.

Vincenzo Ferroni (444x700, 97Kb)
1858
Винченцо Феррони (итальянское имя - Vincenzo Ferroni)
итальянский композитор и музыкальный педагог. Родился в Трамутола (ныне провинция Потенца). Получил образование во Франции, окончив Парижскую консерваторию, где его учителями были Жюль Массне (композиция) и Мари Габриэль Огюстен Савар (гармония); в 1876—1883 годах сам преподавал гармонию. Вернувшись в Италию, сменил Амилькаре Понкьелли на посту профессора композиции в Миланской консерватории; среди его учеников, в частности, Франсиско Миньоне, Алешандре Леви, Этторе Паницца и др. Автор восьми опер, из которых первая, «Руделло» (1889), вошла в число трёх победителей на конкурсе Эдоардо Сондзоньо, разделив эту честь с «Сельской честью» Пьетро Масканьи. Сочинял также оркестровую, камерную, вокальную музыку, оставил курс контрапункта. Имя Феррони носит фонд, поддерживающий камерный и симфонический оркестры, действующие в регионе Базиликата. Умер в Милане 10 января 1934 года.

Ernest-ford (457x700, 74Kb)
1858
Эрнест Форд (Ernest A.Claire Ford)
английский композитор оперной и балетной музыки и дирижёр. Умер 2 июня 1919 года..

Леонид Георгиевич Беллярминов 7 (637x700, 55Kb)
1859
Леонид Георгиевич Беллярминов
русский офтальмолог, окулист. Родился в Сердобском уезде Саратовской губернии. В 1883 г. окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. В 1886 г. доктор медицины за диссертацию: «Опыт применения графического метода к исследованию движений зрачка и внутриглазного давления» (Санкт-Петербург, 1887). В 1887 г. командирован для усовершенствования на 2 года за границу, где работал под руководством Гельмольца, Вальдейера, Г.Вихрова, Швейггера и др. С 1893 г. профессор военно-медицинской академии по кафедре офтальмологии с глазной клиникой. В 1893 г. консультант по глазным болезням при главном военно-медицинском управлении. С 1893 г. член совета попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых, где организовал «Особый отдел попечительства по предупреждению слепоты». Он предложил новые методы офтальмоскопирования и операции при ряде глазных болезней. По его инициативе были организованы «летучие глазные отряды» для борьбы с трахомой у населения в районах, где она была распространена. Председатель (1898-1930) Санкт-Петербургского офтальмологического общества. Создал школу офтальмологов. Умер в Ленинграде 18 марта 1930 года. Печатные труды: «Zur frage uber die Wirkung d. Cocains auf das Auge» («Klinische Monatsblatter f. Augenheilkunde», 1885); «Anwendung d. graphischen Methode bei Untersuchungen der Pupillenbewegungen – Photocoreograph» («Pflugers Archiv f. Physiologie», 1885); «О патогенезе симпатического воспаления глаза» («Русская Медицина», 1885); «Verbesserter Apparat zur graphischen Untersuchung des intraocularen Druckes und der Pupillenbewegungen» («Bericht. d. Ophthalmologischen Gesellschaft zu Heidelberg», 1887); «Новый опыт офтальмоскопического исследования» (1888); «О прерывистых раздражениях сетчатки» (1889); «О диффузии в полость глаза при различных патологических состояниях»; (1894); «Ueber die Tatowierung der Hornhaut und der Conjunctiva» («Доклад на XII международном съезде в Москве», 1896) и многое другое.


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку