-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110177
Комментариев: 6802
Написано: 118650


16 декабря родились...

Вторник, 16 Декабря 2014 г. 00:03 + в цитатник
Theo_de_Meester-2 (558x700, 269Kb)
1851
Теодор Херман де Местер (Theodor Herman de Mester)
голландский государственный и политический деятель, премьер-министр Голландии (королевство Нидерландов) в 1905-1908 гг. Теодор де Местер был сыном Авраама Геррите де Местера (1817-1864), члена голландского парламента по избирательному округу Зволле с 1862 по 1864 год. Бывший администратор в Голландской Ост-Индии, кабинет де Местера был сформирован 17 августа 1905 года. Он состояла из 5 либеральных, 2 свободных демократических, и 2 беспартийных министров. У него не было большинства в следующих двух голландских парламентах, и он заслужил прозвище фарфорового кабинета. Его правительство впервые ушло в отставку в декабре 1906 года, когда оборонный бюджет за 1907 год не был утвержден голландским сенатом. Это отставка было отклонена королевой Вильгельминой, но правительство пало в декабре 1907 года, когда голландский парламент одобрил оборонного бюджета на 1908 год. Правительство оставалось временно исполняющим функции до 12 февраля 1908 года. Умер Теодор де Местер 27 декабря 1919 года.

Brandt (524x700, 113Kb)
1853
Роман Фёдорович Брандт
русский славист, педагог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Фёдора Фёдоровича Брандта. Среднее образование получил в 4-й Ларинской гимназии, затем учился в Санкт-Петербургском университете, где и кончил курс в 1875 году. Будучи оставлен при Университете, Брандт через год отправился за границу и по возвращении в 1877 году занял кафедру русской словесности и славянских наречий. В 1881 году успешно защитил диссертацию название магистра, а через год назначен ординарным профессором. В 1886 году защищал докторскую диссертацию и переведен в Московский университет. Ученая деятельность Брандта в области славистики началась еще в студенческие годы, под руководством его учителя профессора В.И.Ламанского [им написана тогда работа по анализу одного из лучших произведений хорватской литературы дубровницкого периода — поэмы Гундулича "Осман" (17 в.)]. Неоднократно писал критические статьи в специальных изданиях, в частности в журнале «Русский филологический вестник». В 1883—1886 вышла серия "Грамматических заметок" Брандта. В 1894 он издал ценный памятник славянско-болгарского языка 12—13 вв. — "Паремийник Григоровича". Под редакцией Брандта вышел перевод морфологии славянских языков Фр.Миклошича ("Известия Историко-Филологического Института в Нежине", тома VIII, IX, XI). В 1911 вышла статья Брандта "Черты доисторического быта славян по данным языка" (не все положения ее приемлемы). Брандту принадлежат статьи о Палацком, Шафарике, Колларе ("Древности"), о мотивах поэзии Мицкевича, о Тютчеве. Брандт написал далее ряд статей по реформе русского правописания ("О лженаучности нашего правописания", (Москва, 1902; "О правописании", 1904 и др.). Он — сторонник фонетической орфографии. Привлекали Брандта и литературные занятия: он писал стихи, переводил славянских поэтов. Роман Федорович Брандт скончался в Москве 2 марта 1920 года. Библиография: «Историко-литературный анализ поэмы И.Гундулича „Осман“» (Киев, 1879); «Начертание славянской акцентологии» (Санкт-Петербург, 1880, магистерская диссертация) — лучшая работа его; «Грамматические заметки» (Санкт-Петербург и Варшава, 1886, докторская диссертация); под его редакцией переведён Н.Шляковым: «Сравнительная морфология славянских языков» Франца Миклошица (Москва, 1884—1887); «Об употреблении иностранных слов», речь (Киев, 1883); «Об этимологическом словаре Миклошича» (Варшава, 1887);
«Лекции по исторической грамматике русского языка» (Москва, 1892); «Краткая фонетика и морфология польского языка» (2-й выпуск, Москва, 1894—1895). Литература: Некролог, написанный M.H.Сперанским ("Научные Известия", II, Москва, 1922).

 (539x698, 152Kb)
1857
Эдуард Эмерсон Барнард (Edward Emerson Barnard)
американский астроном. Родился в Нашвилле (штат Теннесси) в бедной семье. С девяти лет работал помощником фотографа. Увлекшись астрономией, приобрел на заработанные деньги пятидюймовый рефрактор и вскоре стал известен среди любителей астрономии как удачливый наблюдатель. В 1883–1887 учился и работал в университете Вандербилта в Нашвилле. В 1887 был принят в штат Ликской обсерватории (Маунт-Гамильтон, штат Калифорния). С 1895 до конца жизни работал в Йеркской обсерватории (Уильямс-Бэй, штат Висконсин), одновременно занимал пост профессора практической астрономии Чикагского университета. В 1883 Барнард независимо от других исследователей открыл противосияние, детально изучил его и дал правильное качественное истолкование (1918). В 1892 открыл (визуально) пятый спутник Юпитера – ближайший к планете; его диаметр гораздо меньше, чем у галилеевских спутников, и его очень трудно наблюдать. Обнаружил свыше полутора десятков новых комет, в том числе комету 1892 V. Нашел, что при затмении кольцами Сатурна его спутника Япета последний не утрачивает блеска (т.е. продолжает освещаться Солнцем); отсюда следовало, что кольца Сатурна не сплошные, а состоят из отдельных частиц. Некоторые открытия Барнард сделал лишь благодаря исключительной остроте зрения. Так, он впервые обнаружил расширяющуюся туманную оболочку вокруг Новой Персея (1901). Открыл звезду, имеющую экстремально большое собственное движение, около 10 секунд дуги в год («летящая звезда Барнарда»). Важнейшей заслугой Барнарда было внедрение в практику астрономических наблюдений фотографического метода. Он получил первые высококачественные фотографии Млечного Пути (эти материалы были уже после его смерти частично изданы в виде фотографического атласа), составил каталог 349 темных туманностей в Млечном Пути, показал, что они являются облаками поглощающей материи, а не «пустыми» промежутками между звездными облаками, как думали со времен Гершеля. Получил тысячи фотографий комет, по которым впервые смог изучить морфологию кометных хвостов. Барнард был удостоен многих высоких наград – Золотой медали Лондонского королевского астрономического общества (1897), медалей Д.Араго (1893) и П.Жансена (1900) Парижской академии наук, премии П.Жансена французского астрономического общества и др. Умер в Уильямс-Бэй 6 февраля 1923 года.
Karl_Garré_1907 (499x700, 260Kb)
1857
Карл Алоиз Филипп Гарре (немецкое имя - Carl Alois Philipp Garrи)
швейцарский хирург. Родился в Рагаце. Гарре обучался год в Федеральном политехническом институте в Цюрихе, но затем увлёкся медициной и завершил свое обучение в университетах Берна и Лейпцига. Он получил докторскую степень в 1883 году, ученик Теодора Кохера в Берне. В 1884 году он стал помощником Августа Социна в Базеле, где также был главой хирургической клиники. В 1886 году он квалифицировался в качестве профессора в Базеле и был адъюнкт-профессором хирургии и бактериологии. В 1888 году работал в хирургической клинике Тюбинген, был старшим консультантом и адъюнкт-профессор в 1889 году. С 1894 в Германии. В 1894 году он стал полным профессором в Ростоке в 1901 году в Кенигсберге, где его помощником был Людовик Гальберштадтt. С 1905 года он находился в Бреслау. Наконец, с 1907 по 1926 год был профессором хирургии в Боннском университете. Во время Первой мировой войны был практическим врачом. Описал (1893) разновидность остеомиелита, названную его именем. Он был пионером эфирного наркоза. По собственным экспериментом показал, что золотистый стафилококк может вызвать нарывы и карбункулы. Он первый удалил зобную железу, видя в ее гиперсекреции одну из причин Базедовой болезни. Считаясь одним из лучших хирургов-техников, Гарре увлекался также журнальной работой; был активным редактором и сотрудником большинства солидных хирургических и общих медицинских журналов и больших руководств по клинических хирургии, частью переведенных на русский язык. В университетах Бонна и Женевы ему были присвоены почетные докторские степени. Он умер во время отдыха на Тенерифе в Пуэрто де ла Круз 6 марта 1928 года. Главнейшие труды Гарре: «Nierenchirur-gie» (совместно с Д.Эрхардтом, В., 1907); «Lehrbuch der Chirurgie». (совместно с А.Борхардом, 5-е издание, Berlin, 1923; русский перевод— Москва—Ленинград, 1927—28); «Leberchirurgie» (Beitr. z. klin. Chir., В. IV, 1888—1889); «Oesophagusre-section und Plastik» (Arch. f. klin. Chirur-gie, B. LVII, 1898); «Traumatische Hepa-ticusruptur geheilt durch eine Hepato-Cho-langio-Enterostomie» (Beitr. z. Physiol. und Pathologie, hrsg. v. O. Weis, 1908); «Lastru-mectomie dans la maladie de Basedow et ses resultats eloignes» (Presse m6d., 1908, № 17); «Lungenemphysjm» (Erg. d. Chir. u. Orthop., Band IV, 1912).

Douglas_Houghton_Campbell_(1859-1953) (483x700, 120Kb)
1859
Дуглас Кэмпбел (Douglas Houghton Campbell)
американский ботаник, профессор Станфордского университета (1891-1925). Специалист по половому размножению мхов и папоротников. Автор ряда сводок по разным вопросам географии растений — от экологической географии растительности до исторической фитогеографии в свете идей мобилизма. Родился в Детройте, штат Мичиган. С 1878 по 1882 изучал ботанику в Мичиганском университете. 1886 — степень Ph.D. и поездка в Германию. С 1888 по 1891 — профессор Стэнфордского университета, в 1891 возглавил кафедру ботаники. В 1913 — был избран президентом Американского ботанического общества. Член Национальной Академии наук США, Линнеевского общества, Немецкого ботанического общества, Международной ассоциации ботаников, Американского философского общества. Умер в Пало-Альто, штат Калифорния 24 февраля 1953 года. Печатные труды: Campbell D.H. The structure and development of the mosses and ferns (Archegoniatae), . ., 1905; The evolution of the land plants (Embryophyta), Stanford. 1940; в русском переводе. - Ботанические ландшафты земного шара, Москва, 1948; Campbell D.H. Lectures on the Evolution of Plants. NY; L: Macmillan, 1899; Campbell D.H. Plant life and evolution. NY: H.Holt and Co., 1911; Campbell D.H. An Outline of Plant Geography. NY: The Macmillan Co., 1926; Campbell D.H. The evolution of the land plants. Stanford: Stanford University Press; L: H.Milford, 1940; Campbell D.H. Relations of the temperate floras of North and South American // Proc. Calif. Acad. Sci. 4th ser. 1944. Vol. 25, № 2. P. 139–146; Кэмпбел Д. Х. Ботанические ландшафты земного шара. Очерки по географии растений. Москва: Издательство иностранной литературы, 1948. Литература: Smith G.M. Douglas Houghton Campbell, 1859–1953 // Biographical memoirs, U. S. National Academy of Science. 1956. Vol. 29. P. 45–63

George_Hume (520x700, 294Kb)
1862
Георг Юм (George Hume)
английский шахматный композитор, друг и соратник А.Уайта. Родился в Эдинбурге. Принимал активное участие в публикации рождественской серии книг по шахматной композиции. После отхода Уайта от активной деятельности занимался хранением и пополнением его коллекции задач. Умер в Ноттингеме 14 января 1936 года. Книги: The good companion two-mover, Stroud, 1922 (соавтор); Changing fashions: 150 chess problems, Stroud, 1925; The golden agrosy, Stroud, 1929 (соавтор); Valves and bi-valves, Stroud, 1930 (соавтор).
Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 516. — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3.

Konrad_Hohenlohe-Waldenburg-Schillingsfürst,_1915 (465x700, 141Kb)
1863
Конрад цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрст (немецкое имя - Konrad Maria Eusebius Prinz zu Hohenlohe-Waldenburg-Schillingsfьrst)
австро-венгерский государственный деятель, министр-президент Цислейтании в 1906. Брат посла Австро-Венгрии в Германской империи Готтфрида цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрста, племянник канцлера Германской империи Хлодвига Гогенлоэ. Родился в семье принца Константина цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрста и княжны Марии, урожденной Сайн-Виттгенштейн-Людвигсбургской. Учился в Шотландской гимназии, в 1883—1887 годах — на юридическом факультете Венского университета. Государственную службу начал в аппарате штатгальтера Богемии, затем работал в Министерстве внутренних дел и окружном управлении Теплиц-Шёнау. Получил известность как чиновник, достигший компромисса с бастовавшими горными рабочими и давший разрешение на театральную постановку пьесы Герхарта Гауптмана «Ткачи». Как и его двоюродный брат Александр, получает в обществе прозвище «Красный князь». С 1900 года работал в Министерстве внутренних дел. В 1903—1904 годах — ландпрезидент (наместник) Буковины. С 1904 по 1906 год — наместник Австрийского Приморья. Принадлежал к числу близких друзей и советников эрцгерцога Франца Фердинанда. Со 2 по 28 мая 1906 года занимал пост министр-президента Цислейтании, одновременно занимал пост министра внутренних дел. Работал над реформой избирательного права, был сторонником сохранения немецкого влияния в многонациональной империи. Использовав в качестве повода дискуссию о венгерском таможенном тарифе, менее чем через месяц после назначения подал в отставку и вернулся в Триест. Вплоть до 1915 вновь занимал пост наместника Приморья. Предпринимал усилия для достижения компромисса между центральным правительством и населявшими подведомственную территорию итальянцами и словенцами. Несмотря на свою позицию служил постоянной мишенью критики для правившей в Триесте ирредентистской итальянской национал-либеральной партии. Лишил городское самоуправление ряда функций в сфере строительства, промышленности, образования и военной службы; политика Гогенлоэ вызывала оживленные протесты в Риме. Во время Первой мировой войны, когда для Центральных держав приобрел важность вопрос о сохранении нейтралитета Италии, наместник был отозван. Назначен президентом Высшей счетной палаты. В марте 1915 по собственному желанию направлен на Русский фронт с Венским ландвером. С 30 ноября 1915 по 31 октября 1916 занимал пост министра внутренних дел Цислейтании. Предлагал проект преобразования империи в четвертную монархию из Австрии, Венгрии, Польши и «Иллирии», в состав которой должны были войти Хорватия, Славония, Босния и Герцеговина, а также Далмация. Фиуме при этом должен был остаться в составе Венгрии, а Истрия и Триест — в составе Австрии. У каждой из частей должно было быть собственное правительство и собственный парламент, при этом армия и внешняя политика были бы остаться общими. Однако, Австрия и Венгрия должны были и дальше иметь определенное преимущество. В декабре 1916 года 20 дней занимал пост министра финансов Австро-Венгрии. В 1916—1918 годах — член Палаты господ (Heerenhaus) парламента Цислейтании. В качестве Первого гофмейстера императора Карла I (февраль 1917 — май 1918) настаивал на проведении реформы по федерализации Австро-Венгрии. В мае 1818 ушел из политики. В 1888 году женился на на графине Франциске фон Шёнборн-Бухгейм (1866—1937). В браке родились шестеро детей, в том числе Франциска цу Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст, которая после бракосочетания в 1917 году с эрцгерцогом Максимилианом стала золовкой императора Карла I. Умер 21 декабря 1918 года. Литература: Hohenlohe-Schillingsfьrst Konrad Prinz zu. In: Цsterreichisches Biographisches Lexikon 1815—1950 (ЦBL). Band 2, Verlag der Цsterreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1959; Eduard Winkler: Wahlrechtsreformen und Wahlen in Triest 1905—1909. Eine Analyse der politischen Partizipation in einer multinationalen Stadtregion der Habsburgermonarchie. Verlag Oldenbourg, Mьnchen 2000, ISBN 3-486-56486-2; Ernst Rutkowski: Briefe und Dokumente zur Geschichte der цsterreichisch-ungarischen Monarchie. Band 2: Der verfassungstreue GroЯgrundbesitz 1900—1904. Verlag Oldenbourg, Mьnchen 1991, ISBN 3-486-52611-1; Hugo Hantsch: Leopold Graf Berchtold. Grandseigneur und Staatsmann. Verlag Styria, Graz/Wien/Kцln 1963, Band 2: S. 770; und Heinz Lemke: Allianz und Rivalitдt. Die Mittelmдchte und Polen im ersten Weltkrieg. Bцhlau, Wien/Kцln/Graz 1977, ISBN 3-205-00527-9.

Ralph_Adams_Cram (499x700, 179Kb)
1863
Ральф Адамс Крэм (Ralph Adams Cram)
американский архитектор и писатель. Крэм был американским архитектором и специалистом по готической архитектуре, автором нескольких работ на эту тему. Ральф Крэм родился в Гэмптоне-Фоллсе (штате Нью-Гэмпшир), США. Вдохновлённый влиятельным английским критиком Джоном Раскиным, он стал пылким сторонником использования готических элементов в архитектуре и крупным знатоком английского и французского готических стилей. В 1888 году Крэм открыл в Бостоне архитектурную фирму. Он сотрудничал с Б.Г.Гудхью и позднее с Ф.У.Фергюсоном. Совместно они спроектировали церковь Святого Томаса в Нью-Йорке, пресвитерианскую церковь на Эвклид-авеню в Кливленде, Первую баптистскую церковь в Питсбурге и ещё множество крупных церквей. Также они построили Американскую военную академию в Вест-Пойнте (штат Нью-Йорк). По его совместному проекту с Фергюсоном собор Святого Иоанна в Нью-Йорке превратился из здания в романском стиле в здание в стиле поздней готики, что сделало его одним из крупнейших соборов в мире. Крэм пытался проектировать здания таким образом, чтобы их архитектура могла отображать духовные ценности в технологическом мире. Он настоял на том, чтобы здания учебных заведений строились в готическом стиле и лично в 1913 году спроектировал здание одного из колледжей, а в 1929 году – часовни в принстонском университете. Его влияние привело к тому, что готический стиль стал стандартом при постройке зданий колледжей и университетов в Америке того времени. Ральф Крэм проектировал также здания в других стилях, в том числе в классическом, византийском и американском колониальном. В 1914-1921 года он являлся профессором архитектуры в Массачусетском технологическом университете. Он был автором многих исследований и писал книги по архитектуре, эстетике и социологии, среди которых «Строительство церквей» (1901), «Готические поиски» (1907), «Функция искусства» (1914), «Сущность готики» (1916), «Немезида посредственности» (1918), «Моя жизнь в архитектуре» (1936) и «Конец демократии» (1937). Говард Филипс Лавкрафт знал рассказ Ральфа Адамса Крэма «Мертвая долина» (The Dead Valley), прочитанный им в одной антологии. И если бы он не упомянул его в хвалебных тонах в своём знаменитом сочинении «Сверхъестественный ужас в литературе», то, вероятней всего, истории Крэма были бы навсегда забыты. Лавкрафт писал: «В «Мёртвой долине» известный архитектор и медиевист Ральф Адамс Крэм вполне убедительно передаёт неуловимый местный ужас, создавая своими описаниями соответствующую атмосферу». Ральф Адамс Крэм поместил «Мёртвую долину» в сборник своих коротких историй «Черные духи и белые». Эта тоненькая книга – шедевр страшной фантастической литературы – осталась его единственной публикацией в жанре фантастики наряду с длинным стихотворением «Экскалибур», написанным в жанре фэнтези. «Черные призраки и белые» выпустили в Америке в 1895 году и с тех пор ни разу не переиздавали в форме книги. Шесть рассказов сборника – стильные, хитроумно придуманные и, действительно, превосходные варианты историй о привидениях. Все они представляют из себя путевые заметки, отражающие протяжённые вояжи Крэма по Германии, Франции и Италии. Архитектор и писатель Ральф Адамс Крэм умер в Бостоне (штат Массачусетс) 22 сентября 1942 года. Сборники: 1895 – Черные духи и белые (Black Spirits & White). – издательство «Stone and Kimball» (Чикаго); То же: 1896 – изд. «Chatto & Windus» (Лондон); То же: 1993 – изд. «Necronomicon Press». – 44 с. $5.95 (о) ISBN 0-940884-54-2; Номер 252 по улице М.Принца (No.252 Rue M. le Prince); Сохраняя в Кропсфсберге (In Kropfsberg Keep); Белая вилла (The White Villa); Сестра Меделина (Sister Madellena); Мертвая долина (The Dead Valley); Нотр-Дам де Л. (Notr Dame de L’) ; 2004 – Черные духи и белые: Книга рассказов о привидениях (Black Spirits & White: A Book of Ghost Stories). – изд. «Tartarus Press» (Великобритания). – 146 с. Ј30 300 экз. (с.о.) ISBN 1-872-62188-0; Стефан Джемьянович. Предисловие к «Черным духам и белым» (Introduction to Black Spirits and White by Stefan Dziemianowicz); Черные духи и белые (Black Spirits and White); Номер 252 по улице М. Принца (No.252 Rue M. le Prince); Сохраняя в Кропсфсберге (In Kropfsberg Keep); Белая вилла (The White Villa); Сестра Меделина (Sister Madellena); Мертвая долина (The Dead Valley); Нотр-Дам де Окс (Notr Dame de Eaux); Дуглас Э.Андерсон. Предисловие к разрозненным рассказам (Introduction to the Uncollected Stories by Douglas A. Anderson); Разрозненные рассказы (Uncollected Stories): Декадент, или Евангелие бездействия (The Decadent; or, the Gospel of Inaction); Как Джейми ехал к королю (How Jamie Rode for the King). Рассказы: 1893 – Декадент, или Евангелие бездействия (The Decadent; or, the Gospel of Inaction); 1897 – Как Джейми ехал к королю (How Jamie Rode for the King); 1895 – Номер 252 по улице Мсье-Ле-Принс (No. 252 Rue M. le Prince); То же: антология «Волшебники» (The Mammoth Book of Sorcerers’ Tales) / Ред. Майк Эшли (Mike Ashley); Обложка Джо Робертса (Joe Roberts). – издательство «Robinson», 2004 – страницы 284-298. Публикации в периодике и сборниках: Сестра Меделина: [Рассказ] / Пернвод Сергея Трофимова // Темное благословение. – Москва: РИПОЛ классик, 2002 – страницы153-168; №252 Rue M. Le Prince (Номер 252 по улице Мсье-Ле-Принс): [Рассказ] / Перевод И.Колесниковой // Волшебники. – Москва: Фантастика, 2008 – страницы 347-363

 (552x698, 54Kb)
1863
Джордж Сантаяна (George Santayana)
философ и литератор, представитель критического реализма и философии жизни, классик американской философии. Родился в Мадриде, по происхождению испанец. Получил образование в Бостонской классической школе и Гарвардском колледже, который окончил в 1886. В течение двух лет изучал философию в Берлинском университете, затем вернулся в Гарвард и закончил докторскую диссертацию под руководством У.Джемса. В 1889 стал преподавателем, а в 1907 профессором философского факультета Гарвардского университета. В одном из безупречных по стилю, но «изношенных и традиционных» сонетов, написанных в аспирантуре и перепечатанных в сборнике «Стихотворения» («Poems», 1922), можно найти свидетельство его болезненного перехода от католической ортодоксии к религии Красоты и Природы. Хотя аура католической традиции сохраняется, теологическая догма переводится в план драматического символа и поэтического мифа, что становится также главной темой работы «Интерпретация поэзии и религии» («Interpretation of Poetry and Religion», 1900); более чем через 40 лет он возвращается к ней в книге «Идея Христа в Евангелиях» («The Idea of Christ in the Gospels», 1946). В шестом сонете в «Стихотворениях» утверждается, что высшая любовь простирается за пределы объекта любви и охватывает всеобщее и вечное; эта тема развивается в книге «Платонизм и духовная жизнь» («Platonism and the Spiritual Life», 1927) и находит окончательную формулировку в работе «Царство Духа» («The Realm of Spirit», 1940), составляющей четвертую часть «Царств Бытия». Сантаяна внимал своим гарвардским учителям У.Джемсу и Дж.Ройсу «более с удивлением, чем с искренним согласием», плохо понимая «протестантское сочетание серьезности и своенравия» (т.е. субъективности). Десятилетия спустя, когда оба его учителя умерли, он сплел для них венец из лавровых листьев и чертополоха в книге «Характер и мнение в США» (Character and Opinion in the United States, 1920). И в годы аспирантуры, и позднее Сантаяна считал, что философия его учителей означала невозможную попытку «описывать вещи такими, как они есть» и в то же время «объявлять их соответствующими произвольно выделяемым человеческим желаниям». После обучения за рубежом он решил создать собственную философию, «нецерковную религию». В 1896 опубликовал лекции по эстетике – по-видимому, первый весомый труд в этой области, вышедший в США: «Смысл прекрасного» («The Sense of Beauty»); в 1900 за ними последовала книга «Интерпретации поэзии и религии» («Interpretations of Poetry and Religion»). Однако важнейшим итогом первого периода творчества философа стал пятитомный труд «Жизнь разум»а («The Life of Reason, or The Phases of Human Progress», 1905–1906), монументальный по объему и охвату проблем, однако стилистически отточенный, как сборник литературных эссе. В 1910 вышла книга, представляющая особый интерес для тех, кто изучает философию литературы: «Три философа-поэта» (Three Philosophical Poets), в которой различные мировоззрения – натурализм, супранатурализм и романтизм – представлены блестящим, хотя и импрессионистским анализом Лукреция, Данте и Гёте, а также Шелли, Бергсона и Рассела. В 1912 Сантаяна выполнил давно задуманный план: покинул Гарвард, пересек Атлантику и стал «странствующим ученым». Жил уединенно в Англии и Франции. В 1924 поселился в «вечном городе». Умер Сантаяна в Риме 26 сентября 1952 года. Сантаяна написал множество литературных и философских произведений. Среди них статьи на философские темы, например, в сборнике «Некоторые повороты мысли в Новой философии» («Some Turns of Thought in Modern Philosophy», 1933), и особенно его статья в поддержку программы критического реализма в сборнике «Очерки по критическому реализму» («Essays in Critical Realism», 1921). Значительную ценность также представляют работы: «Эгоизм в немецкой философии» («Egotism in German Philosophy», 1916); «Английские монологи» («Soliloquies in England and Later Soliloquies», 1922); «Скептицизм и животная вера» (Scepticism and Animal Faith, 1923); повесть «Последний пуританин» («The Last Puritan», 1936); трехтомная автобиография «Лица и положения» («Persons and Places», 1944, 1945, 1953) и книга «Сила и господство: размышления о свободе, обществе и государстве» («Powers and Dominations, Reflections on Liberty, Society and Government», 1951). С философской точки зрения, важнейшим достижением Сантаяны является четырехтомный труд «Царства Бытия» («Realms of Being», 1927–1940), в котором его система получила наиболее полное и точное выражение. Суть его последнего философского послания может быть сформулирована в следующих тезисах. Человек есть ненамеренный продукт безграничного и динамичного потока, который можно назвать «материей». Эта субстанция познаваема с исключительно узкой, человеческой точки зрения, которая, однако, прагматически оправдана и по большей части отвечает нашим жизненно важным потребностям. Будучи зависимыми от материального существования, мы не обязательно должны быть его рабами. Материя предлагает нам себя в одеянии имматериальных, повторяющихся форм, или сущностей, цветистом и затейливом, вещи поворачиваются к нам то своей радостной, то трагической стороной. Эти сущности можно воспринимать практически как простые сигналы к действию, но, по мере того как наш опыт обретает глубину, мы можем увидеть в них их собственное вневременное бытие. При помощи такого незаинтересованного постижения, вчувствования и созерцания человек может выйти за пределы существования, и, как в поэзии, математике или драме человеческой истории, мимолетное может на краткий миг встать рядом с вечным. Сочинения: Interpretations of poetry and religion, N.Y., 1900; Scepticism and animal faith, L., 1923; The background of my life, N.Y., 1944; Dominations and powers, N. Y., 1951: The life of reason, v. 1—5, N.Y., 1962. Литература: Ендовицкий В.Д., Критика философии американского критического реализма, Москва, 1968; Богомолов А.С., Буржуазная философия США XX века, Москва, 1974, глава 6; The philosophy of G.Santayana, Evanston — Chi., 1940; Butler R., The mind of Santayana, Chi., 1955; Munson T.N., The essential wisdom of G. Santayana, N.Y. — L., 1962; Шохин В.К. Сантаяна и индийская философия // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — Страницы 118—124; Епоян Т.А. Джордж Сантаяна и традиции американской философии и культуры // Американское общество на пороге XXI века: итоги, проблемы, перспективы: Материалы II научной конференции. — Москва: Изд-во МГУ, 1995; Епоян Т.А. Философия Джорджа Сантаяны

Vassily-Kandinsky (437x700, 191Kb)
1866
Василий Васильевич Кандинский
выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса. Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство. Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А.И.Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии. В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. В (1895—1896) трудился художественным директором типографии «Товарищества И.Н.Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве. Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г. В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А.Г.Явленским, М.В.Верёвкиной, В.Г.Бехтеевым, Д.Н.Кардовским, М.В.Добужинским, И.Я.Билибиным, К.С.Петровым-Водкиным, И.Э.Грабарем. С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе. В 1900 г. поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой сам же и преподавал. С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи. В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.
16 декабря 1866 года родился Василий Васильевич КАНДИНСКИЙpost-154-129247966897 (700x384, 287Kb)
В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой. В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918). В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 г. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919). В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся. В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию. С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе. В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mьnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmьnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца» Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mьnter), 26-летней слушательницей школы. Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной. После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и нигде не выставлялись. Однако некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году. Наиболее известные работы: «Колебание»; «Композиция»; «Москва»; «Восток». Сочинения: Василий Кандинский. О духовном в искусстве, 1910; В.В.Кандинский (текст художника), Москва, 1918; Ьber das Geistige in der Kunst, Mьnch., 1912 (на русском языке частично, в книге: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912, том 1, [Петроград, 1914], страницы 47-76); Punkt und Linie zu Flдche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente, Mьnch., 1926. (на русском языке в книге: Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005. — Страницы 63-232. Перевод с немецкого Елены Козиной); Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Редакционная коллегия и составитель Б.Автономова, Д.В.Сарабьянов, В.С.Турчин (2001, тираж 1300 экзкмпляров, дополнительный тираж 1000 экземпляров); В.В.Кандинский. О духовном в искусстве (Живопись) Доклад на Всероссийском съезде художников в 1911 г. (за отсутствием автора доклад прочитан Н.И.Кульбиным).
Мемориальная_табличка_Кандинскому_в_Одессе (369x700, 381Kb)
Мемориальная доска и бюст в Одессе.
В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве. Библиография: Рейнгардт Л. Абстракционизм, в книге: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, Москва, 1969, страницы 101-111; Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N.Y., 1958; Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. — ISBN 3-8297-1004-6; Schulz, Paul Otto.Ostbauern. Kцln: DuMont, 1998 — ISBN 3-7701-4159-8; Азизян И.А. Москва В.В.Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Выпуск 2: Столичный город. Москва: УРСС, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 Страницы 66—71; Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — Москва, 1998; Раппапорт А.Кандинский в Лондоне // Rossica. — 2002.— Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem; Валерий Турчин. Кандинский в России. Москва: Художник и книга, 2005. — 448страниц. — ISBN 5-9900349-1-1; Азизян И.А. Теоретическое наследие В.В.Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под редакцией И.А.Азизян. — Москва: КомКнига, 2006. Страницы 189—249; Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — Москва: Праксис, 2007. — Страницы 258—294. Сочинения: Василий Кандинский. О духовном в искусстве, 1910; В.В.Кандинский (текст художника), Москва, 1918; Ьber das Geistige in der Kunst, Mьnch., 1912 (на русском языке частично, в книге: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912, том 1, [Петроград1914], страницы 47-76); Punkt und Linie zu Flдche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente, Mьnch., 1926. (на русском языке в книге: Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005. — Страницы 63-232. Перевод с немецкого Елены Козиной); Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Редакционная коллегия и составители Б.Автономова, Д.В.Сарабьянов, В.С.Турчин (2001, тираж 1300 экземпляров, дополнительный тираж 1000 экземпляров). В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве. Библиография: Шишанов В.А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. 144 страниц; Рейнгардт Л., Абстракционизм, в книге: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, Москва, 1969, страницы 101-11; Grohmann W., Wassily Kandinsky. Life and work, New York, 1958.

Shio_Aragvispireli (513x700, 270Kb)
1867
Шио Захарьевич Арагвиспирели (псевдоним; настоящее грузинское имя - Шио Захарьевич Дедабришвили, )
российский и советский грузинский писатель. Родился в селе Карисхеви Душетского уезда, в семье бедного священника в Восточной Грузии, детство провёл в крестьянской среде. В 1883 году поступил в Тбилисскую духовную семинарию, откуда был исключён в 1887 году за высказывание революционных идей, но в 1889 году восстановлен. С 1890 по 1895 год учился в Ветеринарном институте в Варшаве, Царство Польское, где был членом подпольной студенческой организации. Основав в Варшаве Лигу за освобождение Грузии, был арестован властями Российской империи. После освобождения и возвращения в Грузию работал инспектором на бойне в Тбилиси, но был уволен из-за скандала с раскрытием им общественности сведений о заражённой свинине на бойне, что привело к скандалу. Писать прозу, преимущественно короткие рассказы, отражавшие его различный автобиографический опыт, начал в 1895 году, в скором времени став достаточно популярным и известным. В рассказах «Вот наша жизнь!», «С каким отвращением смотрит», «Вставай», «Не моя вина, боже!» им были показаны проникновение капиталистических отношений в грузинские деревни, крушение старого уклада и тяжёлая жизнь крестьян. Повести «Моя родина, моё сердце» и «Прикованный Амиран» содержат в себе национально-освободительные мотивы, в них писатель показывает моральное разложение грузинских царских чиновников и влияние на общество буржуазной морали, однако эти рассказы и новеллы не содержат явной критики данных явлений, проповедуя, наоборот, важность наслаждения земными благами и стремления к личному счастью. Одной из лучших его новелл признаётся «Земля» (1901), повествующая о больном чахоткой грузине, сосланном в Сибирь и там убитом за отказ выбросить мешок грузинской земли, который он взял с собой. При советской власти его творчество нередко подвергалось критике, поэтому в последние годы жизни им было написано небольшое количество произведений. Наиболее известная из его поздних работ — сентиментальный полусказочный роман «Разбитое сердце» (1920), повествующий о любви княжны и простого ювелира. Умер 2 января 1926 года. Сочинения: ., , , 1928; , 1, 2, , 1947. В русском переводе — Гюли. Рассказы, Тбилиси, 1937; Разбитое сердце, Тбилиси,1937. Литература: ., , , 1951; ., , , 1959.

1867
Одзаки Коё (псевдоним; настоящее имя - Токутаро)
японский писатель. Родился в Токио. Окончил литературный факультет Токийского университета. Вместе с Ямада Биме создал литературное общество "Друзья тушечницы" (1888; от слова тушь; идейно-творческая позиция общества была связана с традициями старой литературы). В ранних произведениях подражал Ихара Сайкаку. Описывал быт и нравы прошлого в романах: "Любовная исповедь двух монахинь" (1889), "Благоухающее изголовье" (1890), "Две жены". Глава школы романтиков и основатель литературного объединения «Друзья тушечницы» («Кэнъюся», 1888). Начал с повестей на темы феодпльного прошлого. Первое значит. произв. — «Горькие воспоминания о любви двух монахинь» («Нинин бикуни иродзангэ», 1889). В повести «Подушка алоэ» («Кяра макура», 1890) из жизни куртизанки Одзаки Коё подражает Ихара Сайкаку. К произведениям с современной тематикой относятся: «Много чувств, много горя» («Тадзё такон», 1896) и незаконченный роман «Золотой демон» («Кондзики яся», 1897) о юноше, который мстит обществу за поруганную любовь тем, что становится ростовщиком. Одзаки Коё оказал большое влияние на современников. В романах "Много чувств, много горя" (1896) и "Золотой демон" (1897) содержится протест против всевластия денег в обществе. Язык произведений Одзаки близок к разговорному. Умер в Токио 30 октября 1903 года. Литература: История современной японской литературы, Москва, 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, Москва, 1964; Nakamura Mitsuo, Japanese fiction in the Meiji era, Tokyo, 1966.

hill-alfred-francis-atl-1 (465x700, 132Kb)
1870
Альфред Фрэнсис Хилл (Alfred Francis Hill)
австралийский композитор и дирижёр. Родился в Мельбурне. Провёл детство и юность в Веллингтоне. В 1887—1891 гг. учился в Лейпцигской консерватории у Густава Шрека (композиция), Ханса Зитта (скрипка), Алоиса Рекендорфа (фортепиано) и Карла Райнеке (ансамбль). С 1888 г. играл на скрипке в оркестре Гевандхауза. Ранние произведения Хилла — в частности, Шотландская соната для скрипки и фортепиано — были опубликованы в Лейпциге. В 1892—1897, 1902—1903 и 1904—1910 гг. Хилл жил и работал в Новой Зеландии, руководил оркестром в Веллингтоне, стоял у истоков новозеландского музыкального образования, а также много работал над сбором музыкального материала маори, на основе которого создал ряд произведений начиная с кантаты «Хинемоа» (Hinemoa; 1896). В промежутках Хилл работал в Сиднее, а в 1911 г. окончательно обосновался там, возглавив музыкальный колледж. В этот же период Хилл был активен как камерный исполнитель, особенно как альтист в составе струнного квартета. В 1915 г. Хилл был в числе основателей Консерватории Нового Южного Уэльса, в которой стал первым профессором теории и композиции, а также заместителем руководившего консерваторией Генри Вербрюггена в работе с оркестром. Одновременно Хилл много работал как оперный дирижёр. В 1932 г. он вошёл в состав консультативного совета по музыкальному вещанию при Австралийской радиовещательной корпорации. В 1934 г. Хилл ушёл из консерватории и на протяжении 1935—1936 гг. руководил собственной музыкальной академией в Сиднее, после чего отказался от педагогической деятельности и посвятил оставшиеся годы жизни исключительно композиции. С 1947 г. он был президентом Общества композиторов Австралии. Наследие Хилла включает более 500 сочинений, в том числе 12 симфоний, из которых 11 представляют собой переработки более ранних струнных квартетов (Хилл написал их 17). Хиллу также принадлежат 8 опер, 72 фортепианные пьесы, хоровая музыка, песни. Умер в Сиднее 30 октября 1960 года.

 (523x698, 83Kb)
1872
Антон Иванович Деникин
российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист. В Первую мировую войну (First World War) командовал стрелковой бригадой и дивизией, армейским корпусом; с апреля 1918 командующий, с октября главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919 главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России» (Добровольческая армия, Донская и Кавказская казачьи армии, Туркестанская армия, Черноморский флот); одновременно с января 1920 «Верховный правитель Российского государства». С апреля 1920 в эмиграции. Работы по истории русско-японской войны; воспоминания: «Очерки русской смуты» (тома 1-5, 1921-23), «Путь русского офицера» (1953). Антон Деникин родился в деревне Шпеталь-Дольный Влоцлавска, Варшавской губернии. Отец Антона, Иван Ефимович Деникин (1807-1855), происходил из крепостных крестьян. В 1834 был сдан помещиком в рекруты. В 1856 сдал экзамен на офицерский чин (был произведен в прапорщики). В 1869 вышел в отставку в чине майора. Мать, Елизавета Федоровна, урожденная Вржесинская (1843-1916), по национальности полька, происходила из семьи мелких землевладельцев. Антон Деникин окончил Ловичское реальное училище, военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища (1892) и Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба (1899). Служил во 2-й полевой артиллерийской бригаде (в 1892-1895 и 1900-1902 годах), был старшим адъютантом штаба 2-й пехотной дивизии (1902-1903) и 2-го кавалерийского корпуса (1903-1904). Во время Русско-японской войны в марте 1904 подал рапорт о переводе в действующую армию и был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го армейского корпуса; на театре военных действий занимал пост начальника штаба Забайкальской казачьей, затем Урало-Забайкальской дивизии, в августе 1905 занял пост начальника штаба Сводного конного корпуса (тогда же произведен в чин полковника «за боевые отличия»). Награжден орденами Святого Станислава и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантами и 2-й степени с мечами. В 1906-1910 — на различных штабных должностях в Генштабе; в 1910-1914 — командир 17-го пехотного Архангелогородского полка. В марте 1914 был назначен исполняющим должность генерала для поручений штаба Киевского военного округа, в июне произведен в генерал-майоры. Еще в 1890-е годы сложилось политическое мировоззрение Деникина: он воспринял российский либерализм «в его идеологической сущности, без какого-либо партийного догматизма», разделяя три его положения: «конституционную монархию, радикальные реформы и мирные пути обновления России». С конца 1890-х годов под псевдонимом Иван Ночин много публиковался в военной печати, преимущественно в наиболее популярном журнале «Разведчик», в котором в 1908-1914 годах напечатал цикл статей «Армейские заметки». Антон Деникин выступал за улучшение системы отбора и подготовки командного состава, против бюрократизма, подавления инициативы, грубости и произвола по отношению к солдатам; ряд статей посвятил анализу сражений Русско-японской войны, в которых лично участвовал. Указывал на германскую и австрийскую угрозу, в свете чего считал необходимым проведение скорейших реформ в армии; в 1910 году предлагал созвать съезд офицеров Генштаба для обсуждения проблем армии; писал о необходимости развития автотранспорта и военной авиации. Узнав о начале войны Антон Иванович Деникин подал рапорт с прошением направить его в строй. В сентябре 1914 был назначен командиром 4-й бригады «Железных стрелков». «Железные стрелки» отличились во многих сражениях 1914-1916, их бросали на наиболее трудные участки; они получили прозвище «пожарной команды». За отличия в боях Деникин был награжден Георгиевским оружием, орденом святого Георгия 4-й и 3-й степеней. За прорыв неприятельских позиций во время наступления Юго-Западного фронта в 1916 и взятие Луцка был вновь награжден Георгиевским оружием, украшенным бриллиантами и произведен в генерал-лейтенанты. В сентябре 1916 был назначен командующим войсками 8-го армейского корпуса. Военная карьера Деникин продолжала идти по восходящей и после Февральской революции. В апреле 1917 он был назначен начальником штаба Верховного Главнокомандующего, затем в мае — главнокомандующим армиями Западного фронта, в июле — главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта. Выступил с резкой критикой политики Временного правительства, ведущей к развалу армии, на офицерском съезде в мае 1917. На совещании в Ставке 16 июля, в присутствии членов Временного правительства, выступил с речью, в которой сформулировал программу укрепления армии из 8 пунктов, содержавшую фактически требование отмены демократических завоеваний в армии. 27 августа 1917, получив известие о выступлении генерала Лавра Георгиевича Корнилова, направил Временному правительству телеграмму в поддержку его требований — доведения войны до победного конца и созыва Учредительного собрания. 29 августа Деникин был арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Николая Николаевича Духонина освободили из-под ареста, как и некоторых других арестованных по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон. Поздней осенью 1917 А.Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии. Стремился сгладить разногласия между генералами Михаилом Васильевичем Алексеевым и Корниловым, выступил инициатором разделения полномочий между ними, а также донским атаманом Алексеем Максимовичем Калединым. 30 января 1918 Антон Иванович был назначен начальником 1-й Добровольческой дивизии. В 1-м Кубанском («Ледяном») походе — заместитель командующего Добровольческой армией генерала Корнилова. 13 апреля 1918, после гибели под Екатеринодаром Корнилова, вступил в командование Добровольческой армией. Отказался от плана Корнилова штурмовать Екатеринодар, считая его самоубийственным, что позволило сохранить армию. В июне 1918 предпринял 2-й Кубанский поход, в ходе которого 3 июля 1918 был взят Екатеринодар. 8 октября (25 сентября по старому стилю) 1918, после смерти генерала Алексеева, стал Главнокомандующим Добровольческой. С января 1919, после согласия донского атамана генерала Петра Николаевича Краснова на создание единого командования и подчинения Донской армии Деникину, — Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России (ВСЮР). Не желая вносить раскол в антибольшевистское движение, признал в мае 1919 адмирала Александра Васильевича Колчака «верховным правителем» России; в январе 1920 полномочия «верховного правителя» были переданы адмиралом Деникину. Наибольшие успехи деникинских войск пришлись на лето — начало осени 1919. 20 июня в только что взятом Царицыне Деникин подписал «Московскую директиву» — о наступлении на Москву. Однако генерал не учел особенностей гражданской войны, так же как и специфики районов, где в основном разворачивались его войска. Деникин не сумел выдвинуть привлекательной программы, остановившись на доктрине «непредрешения» (отказа от решения о форме государственного устройства до изгнания большевиков), не была выработана программа аграрной реформы. Белые не сумели организовать работу тыла, в котором процветали спекуляция и коррупция, и систему снабжения армии, что вело к «самоснабжению» и падению дисциплины, вырождению армии в банду грабителей и погромщиков, что особенно ярко проявилось на Украине, где белыми были осуществлены еврейские погромы. Деникина обвиняли в стратегическом просчете — «поход на Москву» привел к тому, что фронт оказался растянут, снабжение затруднено, белые заняли обширные территории, которые были не в состоянии удержать. Наступление на Москву по двум направлениям вело к распылению сил и делало войска крайне уязвимыми для контрударов красных. В ответ на эти обвинения Деникин резонно указывал, что гражданская война имеет особые законы и подходить к операциям только с точки зрения военной стратегии нельзя. Но деникинцы, несомненно, достигли больших успехов по сравнению с другими антибольшевистскими фронтами; в октябре 1919 они взяли Орел, а их передовые отряды оказались на подступах к Туле. Однако наступление захлебнулось, Антон Деникин вынужден был стремительно отступать. В марте 1920 отступление завершилось «новороссийской катастрофой». Когда прижатые к морю войска белых в панике эвакуировались, а значительная их часть попала в плен. Потрясенный катастрофой, Деникин ушел в отставку и после того, как 4 апреля 1920 передал командование генералу Фердинанду Петровичу Врангелю, навсегда покинул Россию. В Европе Антон Деникин испытал на себе все невзгоды, связанные с его вынужденной эмиграцией. Сначала, весной 1920, он попал в Константинополь, вскоре оказался в Лондоне, в августе уехал в Брюссель. Будучи крайне щепетильным в финансовых вопросах, Деникин не обеспечил себе средств к существованию; прежде всего из-за материальных обстоятельств его семья в июне 1922 переехала в Венгрию, обосновавшись в конце концов в местечке близ озера Балатон (именно в Венгрии была написана самая известная его книга «Очерки русской смуты», 1921-1926). В 1925 Деникины вернулись в Брюссель, в 1926 переехали в Париж. «Очерки русской смуты», вышедшие уже в Париже, сочетали в себе элементы мемуаров и исследования. Деникин полагался не только на память и материалы своего архива; по его просьбе ему присылали различные документы, участники белого движения предоставляли в его распоряжение свои неопубликованные воспоминания. «Очерки» до сего дня являются наиболее полным и ценным источником по истории белого движения на юге России; читаются с нарастающим интересом и написаны выразительным русским языком. В Париже вышли также его книги «Офицеры» (1928) и «Старая армия» (1929). Литературные заработки и гонорары от чтения лекций были единственным средством его существования. В 1930-х годах в условиях нарастания военной угрозы Антон Деникин много писал и выступал с лекциями по проблемам международных отношений; занимал антинацистскую позицию, что ни в коей мере не означало его примирения с советским режимом. Выпустил в Париже книги и брошюры «Русский вопрос на Дальнем Востоке» (1932), «Брест-Литовск» (1933), «Кто спас Советскую власть от гибели?» (1937), «Мировые события и русский вопрос» (1939). В 1936-38 публиковался в газете «Доброволец» и некоторых других русскоязычных изданиях.. После капитуляции Франции в июне 1940 Деникины перебрались на юг Франции в местечко Мимизан, близ Бордо. Бывший генерал тяжело переживал поражения Красной Армии и радовался ее победам, однако, в отличие от многих эмигрантов не верил в перерождение советской власти. В мае 1945 Антон Деникин вернулся в Париж, но, опасаясь насильственной депортации в СССР, через полгода уехал в США. В мае 1946 писал в частном письме: «Советы несут страшное бедствие народам, стремясь к мировому господству. Наглая, провокационная, угрожающая бывшим союзникам, поднимающая волну ненависти политика их грозит обратить в прах все, что достигнуто патриотическим подъемом и кровью русского народа». В США продолжил работу над воспоминаниями, начатыми еще во Франции. Умер от сердечного приступа. Похоронен с воинскими почестями на кладбище Эвергрин (город Детройт); 15 декабря 1952 прах Деникина был перенесен на русское кладбище Святого Владимира в Джексоне (штат Нью-Джерси). Архив Деникина хранится в библиотеке Института изучения русской и восточноевропейской истории и культуры при Колумбийском университете в Нью-Йорке. А последними словами Антона Ивановича были: "Вот не увижу, как Россия спасется!" 3 октября 2005 г. останки генерала и его супруги были перезахоронены в некрополе Донского монастыря в Москве.

Rodolphe William Seeldrayers  (490x700, 185Kb)
1876
Рудольф-Вильям Селдрейерс (немецкое имя - Rodolphe William Seeldrayers)
бельгийский спортивный деятель (футбол), четвертый президент ФИФА. . Находился на посту в период с 1954 по 1955 год. Подданный Бельгии. Рудольф Селдрейерс на протяжении 25 лет, занимал должность вице-президента ФИФА, являясь верным другом и правой рукой Жюля Римэ. В 1954 году, после отказа Римэ баллотироваться на очередной президентский срок, у руля ФИФА стал Селдрейерс. Однако его правление окончилось так же неожиданно, как и началось, в 1955 году, в Брюсселе он умер, проведя, таким образом, в должности президента немногим более 1 года. Умер 5 октября 1955 года.

Artur_Bodanzky_at_the_Metropolitan_Opera_in_1915 (402x700, 141Kb)
1877
Артур Боданцки (Artur Bodanzky)
австрийский дирижёр. Родился в Вене. Учился в Венской консерватории у К.Греденера (дирижирование) и И.Н.Фукса (теория), позже - у А.Цемлинского (дирижирование). С 1896 скрипач оркестра Придворной оперы в Вене. Творческую деятельность начал как дирижёр оперетты в Ческе-Будеёвице(1900), затем в Вене ("Карлс-театр" и "Театр ан дер Вин", 1904), с 1903 ассистент Г.Малера в Придворной опере в Вене (позже главный дирижёр). Как оперный и симфонический дирижёр работал также в Берлине (1906), Праге (1907), Мангейме (1909). В 1913 гастролировал в Риме, дирижировал первым представлением "Парсифаля" в Лондоне ("Ковент-Гарден", 1914), выступал также в России. С 1915 дирижёр (в репертуаре произведения немецких композиторов) в театре "Метрополитен-опера", в Нью-Йорке. В 1918-1931 дирижёр американского "Общества друзей музыки" ("Society of Friends of Music"), в 1919 руководил Новым симфоническим оркестром в Нью-Йорке (вскоре распался). Под редакцией Боданцкего опубликованы многие классические оперы в том числе "Дон Жуан" Моцарта, "Оберон" и "Вольный стрелок" Вебера, "Дидона и Эней" Пёрселла, "Фиделио" Бетховена. Среди записей "Кавалер роз" Р. Штрауса (солисты Леман, Стивенз, Фарелл, Лист; 1939, Naxos. Умер в Нью-Йорке 23 ноября 1939 года.
Artur_Bodanzky_Gravesite_2010 (700x523, 525Kb)
Похоронен в Нью-Йорке на кладбище "Sleepy Hollow Cemetery»
Литература: Beaumont, Anthony (2000). Zemlinsky. Ithaca, NY: Cornell University Press. ISBN 0-8014-3803-9; Horowitz, Joseph (2005). Classical Music in America: A History of Its Rise and Fall. New York, NY: W. W. Norton and Company. ISBN 0-393-05717-8.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку