-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111482
Комментариев: 6803
Написано: 119956


5 сентября родились...

Пятница, 05 Сентября 2014 г. 00:26 + в цитатник
Людвик_Янович (606x700, 34Kb)
1859
Людвикас Янавичюс (литовское имя - Liudvikas Janaviius)
литовский социал-демократ-революционер, один из руководителей I Пролетариата. Родился в Лапкасяй (ныне Шяуляйский район Литвы). Людвикас Янавичюс в 1869—1876 гг. учился в Шауляйской гимназии, затем до 1880 г. в Виленской реальной гимназии, после чего уехал в Москву и продолжил обучение там. Во время нахождения в Москве принимает участие в деятельности польских социалистических организаций и вместе с Йонасом Шлюпасом редактирует их издания. В 1883 г., после образования I Пролетариата, Янавичюс становится одним из руководителей организации и устанавливает связи с группой «Освобождение труда». В 1884 г. переводится в Варшавский университет и 30 июня того же года арестован. В 1885 г. приговорен к 16 годам каторги, 10 из которых проводит в шлиссельбургской тюрьме. В 1896 г. сослан в Сибирь. Покончил с собой в Якутске 30 мая 1902 года. Литература: V.Merkys. Liudvikas Janaviius. Vilnius, 1964

ВольфЭЛ (532x700, 84Kb)
1860
Эгберт Людвиг Мария (Эгберт Людвигович — на русский манер) Вольф (немецкое имя - Egbert Wolf)
ботаник, дендролог, систематик, интродуктор, учёный садовод. Работал в Ленинградском лесном институте, где собрал дендрологическую коллекцию, которая легла в основу дендрологического сада и салицетума (ныне — часть ботанического сада Лесотехнической академии). Описал более 40 видов и форм древесных растений, путём селекции вывел более 20 сортов древесных растений. Участвовал в создании Удельного парка и парка Политехнического института в Санкт-Петербурге, Минского ботанического сада, курортов в Пятигорске. Член Русского ботанического общества, Императорского общества плодоводства, Германского дендрологического общества, Французского дендрологического общества, член-корреспондент Австро-Венгерского дендрологического общества, почётный член Российского общества садоводства. Эгберт Вольф родился в семье мастерового в Берлине, где в 1871—1876 годах получил среднее образование в Реал-гимназии. Затем перешёл в Школу садоводства при Королевском Берлинском ботаническом саде и обучался там, помимо этого слушал лекции по ботанике и дендрологии профессоров Берлинского университета Александра Брауна и Карла Коха. В 1879 году окончил практический и теоретический курс обучения и получил звание учёного садовода. Затем Э.Вольф поступил в Королевский помологический институт в Прушкуве. Но он проучился там меньше года, из-за тяжёлого материального положения был вынужден бросить обучение раньше срока (в 1880 году). После ухода из Института Вольф продолжил самообразование, но вынужден при этом зарабатывать на жизнь разной случайной работой. Он путешествовал по Австро-Венгерской империи в области Средиземного моря, он изучал горную растительность в Альпах и Карпатах, а также флору венгерских степей. Затем Вольф некоторое время работал в Королевском Берлинском ботаническом саду, где обрабатывал собранные материалы. В 1882 году по приглашению Э.Л.Регеля — директора Императорского ботанического сада в Санкт-Петербурге, Вольф приехал в Россию и с 15 февраля того же года был зачислен садовником-заведующим Ново-Голландским оранжерейным отделом. На этой должности он проработал около двух лет и с 10 сентября 1884 года занял должность старшего садовника при ботаническом кабинете Императорской Военно-медицинской академии, заведовал оранжереями и ботаническим садом в течение двух лет. 4 сентября 1886 года Вольф был зачислен главным садовником Лесного института по вольному найму. С этого времени начинается его многолетняя плодотворная деятельность в области систематики и интродукции растений. С 1893 года помимо работы главного садовника, Вольф стал исполнять обязанности ассистента по кафедре дендрологии и лесоводства и вести у студентов практические занятия. В ноябре 1889 года Вольф подал прошение в Лесной департамент на получение гражданства Российской империи, получил его в 1896 году. Вольф испытывал и акклиматизировал новые растения со всего света в питомниках и дендрологическом саду Лесного института. Многие растения он описал впервые, часть вывел путём селекции. Он не просто выращивал разные экзотические растения, но и проводил за ними наблюдения, учитывал насколько растение зимостойко и разработал для этого специальную шкалу. Вольфом фактически создан дендрологический сад, так как до него коллекция растений была очень не большой. Он усовершенствовал также цветник перед главным зданием Лесного института. В 1918 году Вольф стал штатным ассистентом при кафедре общего лесоводства. Его назначили консультантом в Главный ботанический сад по совместительству. При дендрологическом кабинете кафедры общего лесоводства Вольфом был устроен специальный дендрологический музей с особой картографической коллекцией. В 1922 году Вольф был командирован Лесным институтом и Сельскохозяйственным учёным комитетом в Германию для участия в немецком дендрологическом съезде и для ознакомления с современным состоянием дендрологии за границей. По возвращении в СССР он и его семья были лишены гражданства СССР, но ему был дан вид на жительство. С 15 апреля 1925 года Вольф был зачислен учёным (а затем старшим) специалистом при Главном ботаническом саде по Отделу акклиматизации по совместительству. С 1 августа того же года назначен заведующим парковым хозяйством Ленинградского лесного института. В 1927 году Вольф был командирован в Пятигорск для участия в проектировании курорта и закладке новых древесных питомников в Кисловодском парке. В 1928 году он был направлен в Минск для участия в заседаниях по решению вопросов о закладке Минского дендрологического парка. Вольф умер 8 февраля 1931 года, похоронен в парке Лесотехнической академии. Вольф был женат и имел дочь, его супругу звали Матрёна Ивановна Вольф. Дочь — Елизавета Александровна Вольф (1899 года рождения). Научные труды: Вольф Э.Л. Листва деревьев и кустарников дикорастущих и разводимых. — Санкт-Петербург, 1892. — (Практическая дендрология); Вольф Э.Л. Деревья и кустарники в зимнем состоянии. — Санкт-Петербург, 1892. — (Практическая дендрология); Вольф Э.Л., Полибин И. Определитель деревьев и кустарников Европейской России, Крыма и Кавказа по листьям и цветам. — Санкт-Петербург, 1904; Вольф Э.Л. Определитель по почкам лиственных пород с опадающей листвой. — Санкт-Петербург, 1908; Вольф Э.Л. Новые русские ивы = Salices novae russicae. — Юрьев, 1909; Вольф Э.Л. Популярная экскурсионная дендрология. Таблицы для определения по листьям. — Санкт-Петербург, 1909; Вольф Э.Л. Пособие для студентов Императорского лесного института. — Санкт-Петербург, 1912; Вольф Э.Л. Таблицы для определения по шишкам и плодам хвойных, входящих в программу практических занятий по дендрологии. — Санкт-Петербург, 1912; Вольф Э.Л. Наблюдения над морозостойкостью деревянистых растений. — Петроград, 1917. — (Труды Бюро по прикладной ботанике); Вольф Э.Л. Определитель древесных пород. — Ленинград, 1924. Растения, названные в честь Вольфа: Acer velutinum var. wolfii Grf. Schwerin; Diervilla wolfii C.S; Lonicera syringatha var. wolfii Rehd; Populus wolfii Dode; Syringa wolfii C. S. Награды и звания: Золотая медаль с надписью «за усердие» для ношения на Станиславской ленте (1894 год, по представлению принца П.Г.Ольденбургского) — за участие в деятельности Приюта принца П.Г.Ольденбургского; Золотые часы с золотой цепочкой (1897 год, по представлению Императора Александра III) — за участие в создании Удельного парка; Звание Личного почётного гражданина (1897 год) — за организацию Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде; Большая серебряная, средняя серебряная и малая серебряная медали (от Императорского общества садоводства) — за участие в различных выставках; Бронзовая медаль (от Общества сельского хозяйства); Золотая медаль с надписью «за усердие» для ношения на Анненской ленте (1900 год, по представлению Лесного института); Золотая медаль с надписью «за усердие» для ношения на Андреевской ленте (1906 год, по представлению Лесного института); Звание «Герой Труда» (1924 год); Звание «Заслуженный деятель науки и техники» (1930 год, по представлению Лесного института); Звание доцента (1931 год, посмертно).

1860
Фридрих Петер Эмих (Fridrich Peter Emiche)
австрийский химик-аналитик, член Венской Академии Наук (с 1928). Учился в Высшей технической школе в Граце. Работал там же (с 1889 г. - профессор). Один из создателей количественного микрохимического анализа. Основные научные исследования связаны с разработкой и совершенствованием этого метода. Указал (1900) на возможность микрохимических количественных определений весовым и физико-химическим методами, в частности с помощью спектрального анализа. Совместно с Ю.Данау изобрел (1904) калориметрический капилляр, разработал (1910) метод микрофильтрования. Совместно с учениками предложил методику весового микроанализа. Автор руководства по микрохимии (1911), переведенного на ряд языков, основатель научной школы специалистов в области микрохимического анализа. Умер 22 января 1940 года.

 (625x699, 207Kb)
1866
Дмитрий Николаевич Кардовский
русский художник. Родился в селе Осурово (Ярославская губерния) в семье помещика. Учился в Санкт-Петербургской Академии художеств у П.П.Чистякова и И.Е.Репина, а также в школе А.Ажбе в Мюнхене (1896–1900). Жил в Санкт-Петербурге-Петрограде (1892–1918), Москве (1920–1941) и Переславле-Залесском (1919–1920 и 1941–1943). С молодых лет активно занимался педагогикой: с 1903 вел мастерскую живописи в училище при Академии художеств как помощник Репина, затем самостоятельно. Украсил своими живописными панно в духе педантически-строгого историзма Вознесенский собор в Новочеркасске (1903). В лучших иллюстративных циклах (к Каштанке А.П.Чехова, 1903; Невскому проспекту Н.В.Гоголя, 1904; Горю от ума А.С.Грибоедова, 1904; Ревизору Гоголя, варианты 1922 и 1933) добивался особой образной убедительности с помощью изысканно-точного штриха и тонального пятна. Предпочитал смешанные техники, нередко обращаясь и к «чистому» свинцовому карандашу (как в своем шедевре – графической серии к Невскому проспекту), к акварели или темпере. Впитав острую ритмику модерна, темперамент Кардовского чурался рискованных формальных фантазий и экспериментов, поэтому его творчество стало одним из существенных связующих звеньев между стилистикой «серебряного века» и постреволюционным традиционализмом. После закрытия Академии художеств продолжал преподавать в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1930) и студии К.П.Чемко (1922–1930). Создал большой цикл рисунков и акварелей о предыстории русской революции (от восстания декабристов до народовольческих терактов, 1925–1931). Внес большой вклад в сценографию, оформив ряд постановок Малого театра (А.Н.Островский: Лес, 1921; Бедность не порок, 1924; Свои люди – сочтемся, 1929; И.С.Тургенев: Завтрак у предводителя и Нахлебник, 1924). В поздние десятилетия много работал как иллюстратор (произведений Ф.М.Достоевского, Л.М.Леонова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева и др.), но все чаще обращался к простым переяславским мотивам. Умер Кардовский в Переславле-Залесском 9 февраля 1943 года. Его имя носят картинная галерея Переславльского музея, Дом творчества художников. Сочинения: Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма, Москва, 1960. Литература: Подобедова О., Дмитрий Николаевич Кардовский, (Москва), 1957.

Amy_Beach_01 (532x700, 177Kb)
1867
Эми Мэрси Бич (Amy Marcy Beach; урождённая – Чейни; подписывалась Mrs H.H.A.Beach)
американский композитор, пианистка. Родилась в Новой Англии, в местечке под названием Нью-Гэмпшир. В раннем возрасте она проявила свои незаурядные музыкальные способности: к пяти годам сочинила первые фортепьянные произведения. Поскольку её родители были состоятельными и занимали высокое положение в обществе, то смогли позволить себе развить талант дочери. Её первым учителем была мать, которая начала заниматься с Эми в шесть лет. Уже через год маленькая пианистка давала первые концерты, на которых играла произведения Генделя, Бетховена и Шопена, а также произведения собственного сочинения. В 1875 году её семья переезжает в Бостон, где она начинает учиться в местной «Европейской консерватории» у Эрнста Перабо и Карла Бермана, но в все-таки в большей степени она училась самостоятельно (позже она опишет свой опыт в книге). Её профессиональный дебют в качестве пианистки состоялся в 1883 году, тогда она играла произведения Фредерика Шопена и богемского пианиста-виртуоза Игнаца Мошелеса. Вскоре после этого она стала солисткой Бостонского симфонического оркестра. Её игра имела большой успех. Критики и простые слушатели находили её талант уникальным, поскольку она исполняла сложнейшие фортепьянные произведения. Через два года она выходит замуж за уже немолодого местного врача, поэтому на сцене появляется все реже и реже, в основном в это время она давала различные благотворительные концерты. Но вместе с тем она не теряла времени даром, поскольку смогла больше времени уделять собственному сочинительству и саморазвитию. Первое произведение, которое принесло Эми славу, была месса «Mass in E-flat major, Op.5», написанная ей в 1892 для самого большого концертного общество в Америке «Handel and Haydn society». После смерти её мужа в 1910 году Эми Бич решает возобновить карьеру пианистки и отправляется в турне по Европе. В течение трех лет она успешно гастролирует по европейским городам, играя произведения известных композиторов, а также собственые сочинения. Обратно в Америку она возвращается лишь в 1914 году. В 1915 году Эмми Бич была написана книга под названием «Десять Заповедей для молодых композиторов», в ней были отражены многие из ее принципов музыкального самообразования. Позже она переезжает в Нью-Йорк, где становится постоянной пианисткой «Епископальной церкви Святого Варфоломея». Будучи знаменитой первой американской женщиной-композитором, она возглавляет ряд музыкальных сообществ, в том числе в качестве президента «Общества американских композиторов-женщин». 27 декабря 1944 года в результате болезни сердца Эми Мерси Бич уходит из жизни, оставив после себя солидный музыкальный багаж. Eй принадлежат «Месса ми-бемоль мажор», «Гэльская» симфония, соната для скрипки, фортепианный концерт, целый ряд хоральных и камерных произведений, опера «Кабильдо» и около 150 песен.

José_Gutiérrez_Guerra,_1917 (544x700, 84Kb)
1869
Хосе Мануэль Хустиниано Гутьеррес Гуэрра (испанское имя - Josй Manuel Justiniano Gutiйrrez Guerra)
боливийский политический деятель, президент страны в 1917—1920 годах. Родился в аристократической семье, по матери он был связан с британским деятелем лордом Пальмерстоном. В раннем возрасте уехал в Англию, чтобы получить высшее образование. Там он учился в иезуитском колледже, а с 1883 — в Манчестерском коммерческом колледже, из которого выпустился 1886 года в возрасте 17 лет. Впоследствии вернулся в Боливию, где работал в банковской отрасли. В 1914 году был избран депутатом от Ла-Паса. Его взлет был стремительным и уже в 1917 году, выиграв президентские выборы, он стал преемником Исмаэля Монтеса на посту президента. На этом посту он столкнулся со значительными проблемами: резкое падение экономических показателей и роста оппозиции в лице вновь Республиканской партии. В 1917 году был убит один из основателей Республиканской партии, бывший президент Хосе Мануэль Пандо, что значительно снизило популярность и политический авторитет Гутьерреса. Что еще хуже, он был не действовать решительно с точки зрения его оппонентов, несмотря на его призыв к Конгрессу начать официальное расследование по фактам злоупотреблений со стороны его предшественника Исмаэля Монтеса. Кульминацией стал военный переворот 1920 года, завершивший многолетнюю гегемонию либеральной партии в стране, а к власти пришел Баутиста Сааведра от Республиканской партии. Гутьеррес пытался найти убежище в посольстве США, но был сослан в Чили, где он прожил последние годы и умер 3 февраля 1929 года.

friedrich_karl_akel_jpg_800x800_q100 (525x700, 142Kb)
1871
Карл Фридрих Акель (эстонское имя - Friedrich Akel)
эстонский государственный деятель, дипломат, врач. Родился в Халлисте, Вильяндимаа. Изучал медицину в Юрьевском (ныне — Тартуский) университете (1892—1897), стажировался в Берлине, Праге и Лейпциге (1899—1901), окулист. Был ассистентом в университетской клинике Юрьевского университета, врачом в офтальмологической клинике в Риге и врачом в Уяздовском госпитале в Варшаве. В 1902—1904 и 1905—1912 — врач-окулист в Ревеле (затем — Таллин). В 1904—1905 был врачом на фронте русско-японской войны. В 1907 — один из основателей частной клиники эстонских врачей. Был гласным и председателем Таллинской городской думы, почётным мировым судьёй. Являлся членом совета Северо-Балтийского союза врачей и Таллинского общества народного образования. Председатель спортивного общества «Калев». Член и председатель совета Таллинского ссудно-сберегательного товарищества, затем таллинского Krediitpank (Кредитбанка). В 1920—1922 — светский вице-президент консистории Эстонской евангелической лютеранской церкви. Конгресс балтийских министров иностранных дел в Таллинне (1927). Министр иностранных дел Эстонии Фридрих Акель во главе стола. В 1922—1923 — посол Эстонии в Финляндии. В 1923—1924, 1926—1927, 1936—1938 — министр иностранных дел. С 26 марта по 16 декабря 1924 — государственный старейшина (глава государства), в период его пребывания на этой должности коммунисты пытались осуществить государственный переворот (1 декабря 1924), который закончился неудачей. Один из членов правительства Акеля — министр путей сообщения Карл Карк — был убит, но сам государственный старейшина остался жив. В 1928—1934 — посол в Швеции и Дании, в 1934—1936 — посол в Германии и Голландии. Был членом Рийгикогу (парламента) второго, третьего и шестого созывов. В 1924—1931 — председатель Эстонского олимпийского комитета, в 1927—1932 — член Международного олимпийского комитета. 17 октября 1940 года был арестован органами НКВД, расстрелян в Таллине 3 августа 1941 года. Библиография: Эстонский биографический словарь. Таллин, 2002.

1874
Миколас Александро Сонгайла (Михаил Александрович Сангайло; литовское имя - Mykolas Songaila)
русский и литовский художник архитектор. Родился в имении Кузьмине Витебская губерния. Потомственный дворянин. В 1903 году окончил Санкт-Петербургское Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств, совершенствовался в Италии. Преподаватель, декан архитектурного факультета Высших Женских Политехнических курсов (1908—1915). Преподаватель и председатель Сельскохозяйственных курсов. Работал в стиле неоклассицизма. Проживал в Санкт-Петербурге: Петровская сторона Большой проспект, 76. В 1921 г. переехал в Литву. Преподаватель строительного факультета, профессор Каунасского Литовского университета (1922—1941). Умер в Каунасе 12 сентября 1941 года. Сын — Сонгайло Лев Михайлович. Проекты и постройки в Санкт-Петербурге: Отделка великокняжеских помещений вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, Загородный проспект, 52 (1902—1904, под руководством С.А.Бржозовского); Дом доходный на 4-й Рождественской (Советской) улице, дом 43 (1904—1906); Введенская церковь при доме дешёвых комнат Общества попечения о бедных и больных детях, Заячий переулок, 3 (1905—1906, перестроена); Дом доходный С.И.Пенякова на 5-й Рождественской (Советской), дом 4 (1906); Дом доходный Н.В. Чайковского на ул. Маяковского, д. 36—38 (1908—1909); Дом доходный на Большом пр. П. С., дом 86, угол Ординарной улицы (1909—1910; перестройка); Дом доходный на 7-й Роте (на Красноармейской улице), дом 6—8 (1909—1910; начат Л.В.Котовым); Дом доходный Я.Ф. Сахара на Большой Конюшенной улице, дом 17 (1910; перестройка); Дом доходный А.И.Нежинской на Захарьевской улице, дом 23 (1911—1913); Сельскохозяйственные курсы на Большой аллее, дом 22 (1912—1913).
Проекты и постройки в Литве: Литовский банк в Каунасе (1924—1929); Здание физико-химического факультета Литовского университета в Каунасе (1925; не сохранилось) Банк в Паневежисе (1932); Банк в Утене (1932); Банк в Таураге (1935); Банк в Мажейкяе (1937—1938). Источники: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века : Справочник. — Санкт-Петербург: Пилигримм, 1996. — Страница 285; Кирикова Л.А. Санкт-Петербургский период творчества архитектора М.А.Сонгайло // Краеведческие записки. — Выпуск 3. — Санкт-Петербург, 1995. — Страницы 31—43.

RenatoSimoni (483x700, 259Kb)
1875
Ренато Симони (итальянское имя - Renato Simoni)
итальянский комедиограф, театральный критик, режиссер, редактор сатирических журналов. Родился в Вероне. Писал комедии на венецианском диалекте ("Вдова", 1902; "Карло Гоцци", 1903; "Закат", 1906; "Расставание", 1910) и на литературном языке ("Женитьба Казановы", 1910). Автор либретто оперы Джакомо Пуччини "Турандот" (1926). До сих пор представляют несомненную ценность его театральные рецензии (с 1914 он вел рубрику в газете "Коррьере делла сера"), собранные посмертно в пятитомном издании "Тридцать лет театральной хроники" (1952-1960). Умер в Милане 5 июля 1952 года.

 (487x699, 71Kb)
1876
Вильгельм Йозеф Франц фон Лееб (Whilhelm Ritter von Leeb)
генерал-фельдмаршал германской армии. Родился в Ландсберге-на-Лехе, Бавария, в семье потомственного военного. В 1895 фон Лееб вступил в 4-й Баварский полк полевой артиллерии. Получив офицерское звание, в 1900 участвовал в боевых действиях в Китае. После окончания в 1903 Баварской военной академии служил в Генштабе. Во время 1-й мировой войны фон Лееб командовал 11-й Баварской пехотной дивизией, принимавшей участие в боях на Западном фронте, а также в Галиции, Сербии и Румынии. За исключительную личную храбрость в 1916 он был удостоен баварского Ордена Макса Йозефа и рыцарского титула (риттер). После войны служил начальником отдела в Министерстве обороны. В 1920 фон Лееб был назначен начальником штаба 7-го военного округа. В 1926 в чине полковника он стал командиром 7-го артиллерийского полка, расквартированного в Нюрнберге, затем командовал 7-й пехотной дивизией в Мюнхене. В 1930 фон Лееб, будучи уже генерал-лейтенантом, стал командующим 7-м военным округом. Как офицер старой школы, честный и бескомпромиссный, человек высоких моральных принципов, к тому же религиозный, фон Лееб после прихода нацистов к власти открыто выражал неприязнь к новому режиму и его лидерам. Он отказался посещать обеды, устраиваемые Альфредом Розенбергом, на том лишь основании, что тот был атеистом. Гитлер, называвший фон Лееба "неисправимым антифашистом", установил над ним негласный надзор гестапо. Однако фон Лееб, будучи человеком здравомыслящим, не вступал ни в какие группы заговорщиков и конспираторов, хотя и критиковал гитлеровскую программу милитаризации страны. Его антинацистские настроения не помешали ему занять в конце 1933 пост командующего 2-й армейской группой, расквартированной в Касселе. Являясь специалистом по оборонным мероприятиям, фон Лееб опубликовал в 1938 книгу "Оборона", выдержавшую несколько переизданий и переведенную на иностранные языки, в том числе русский (она была использована при создании полевого устава Красной Армии). В феврале 1938 Гитлер осуществил чистку высшего командования вооруженных сил и уволил в отставку ряд не поддержавших нацистскую идеологию генералов (Бломберга-Фрича, дело), в том числе и фон Лееба. Присвоив ему почетное звание генерала армии, фон Лееба против его воли 1 мая 1938 отправили в запас. Повторно его призвали на службу накануне Мюнхенского соглашения 1938; он был назначен командующим 12-й армией, которая участвовала в оккупации Судетской области. Вскоре после этого фон Лееб вновь оказался не у дел, но с началом 2-й мировой войны его снова призвали на службу на должность командующего группой армий "Ц" на Западном фронте. Фон Лееб открыто протестовал против оккупации Франции и осенью 1939 написал "Меморандум о перспективах и значении нападения на Францию и Англию", в котором предсказал, что в случае агрессии весь мир ополчится против Германии. Оставленный без ответа меморандум, отсутствие поддержки со стороны других высокопоставленных военных и чувство солдатского долга вынудили фон Лееба отбросить мысли об отставке и принять участие во Французской кампании, за которую он 19 июля 1940 был удостоен фельдмаршальского жезла. Во время вторжения в Советский Союз перед группой армий "Ц" (переименованной в группу армий "Север") была поставлена задача уничтожить основные силы противника в Прибалтике и захватить Ленинград. Несмотря на то, что в распоряжении фон Лееба находилось всего 16 дивизий, из которых только три были танковыми и три моторизованными, которым противостояло до 30 советских дивизий, оказывавших ожесточенное сопротивление, к началу сентября 1941 ему удалось приблизиться к Ленинграду на расстояние артиллерийского выстрела и практически окружить город. В то время, когда 6-я танковая дивизия, прорвавшись через Пулковские высоты, вышла к окраинам города, а 126-я пехотная дивизия взяла Шлиссельбург, перекрыв все подступы к Ленинграду с суши, и фон Лееб готовился к последнему штурму, неожиданно 12 сентября 1941 пришел приказ Гитлера не штурмовать Ленинград. Вместо этого фон Леебу было приказано начать осаду города, а высвободившиеся танковые и моторизованные дивизии перебросить в распоряжение группы армий "Центр", наступавшей на Москву. Несмотря на категорические протесты фон Лееба, Гитлер стоял на своем, что явилось в результате одним из его самых грубых просчетов в войне. После ожесточенных боев за Тихвин в ноябре 1941, где только одна 18-я моторизованная дивизия фон Лееба потеряла убитыми более 9 тысяч человек, и начавшегося в середине декабря советского контрнаступления, фон Лееб стал вслух высказывать предположения о том, не является ли Гитлер тайным союзником Сталина в борьбе против германской армии. Эти высказывания, а также протесты фон Лееба против расправ, чинимых СС и СД над мирным советским населением, послужили поводом для его отставки (16 января 1942). В конце войны фон Лееб был арестован союзниками и в октябре 1948 приговорен как военный преступник к 3 годам тюремного заключения. Умер в Хоэншвангау (Бавария) 29 апреля 1956 года.

merkuryeva_v (569x700, 302Kb)
1876
Вера Александровна Меркурьева
русская поэтесса и переводчица, автор сказки "Двенадцать месяцев", пьесы-шутки "Напрасный труд", пьесы "Раскованный Прометей". Родилась во Владикавказе в семье землемера. В 1895 г. окончила Владикавказскую женскую гимназию. Проблемы со здоровьем (глухота, сердечные приступы, нервные расстройства) вынуждали Меркурьеву жить во Владикавказе. Изредка она наезжала в Москву. Поэзией всерьёз занялась уже в зрелом возрасте, когда ей было за сорок. Первые сохранившиеся стихи Меркурьевой относятся к 1890 г. В 1912—1917 публикуется в журнале «Вестник теософии». В 1914 г., после перерыва, поэтесса снова начинает писать стихи. В марте 1917 г., похоронив мать, переезжает в Москву и осенью показывает свои стихи Вячеславу Иванову. По его рекомендации в альманахе «Весенний салон поэтов» печатается подборка стихов Меркурьевой «Души неживых вещей». В Москве поэтесса была знакома с О.Мандельштамом, И.Эренбургом, Г.Чулковым, М.Цветаевой, Н.Бердяевым, О.Гершензоном. Вяч.Иванов находил в Меркурьевой сходство с А.Ахматовой, сама же Меркурьева, преклоняясь перед Ахматовой, считала более близкой себе Цветаеву. В 1920 вновь вернулась во Владикавказ, где в 1926 г. в альманахе «Золотая зурна» вышла ее подборка из 11 стихотворений. В 1932 г. возвратилась в Москву, жила очень бедно. Единственная прижизненная книга Меркурьевой — вышедший в 1937 сборник переводов из Перси Биши Шелли. Был написан второй сборник стихов «Дикий колос», оставшийся неизданным. В Москве жила в крайней бедности. Во время войны эвакуировалась в Ташкент, где и скончалась 20 марта 1943 года. Была похоронена на Боткинском кладбище в Ташкенте, рядом с могилой Е.Дмитриевой (Черубины де Габриак). Могилы обеих до наших дней не сохранились. Несмотря на несколько попыток друзей издать при её жизни книгу стихов Меркурьевой, сборника своих стихов она так и не увидела. Впервые поэтическое наследие Веры Меркурьевой увидело свет только в 2007. Литература: Гаспаров М.Л. Вера Меркурьева (1876—1943) Стихи и жизнь// Лица. Биографический альманах. Выпуск 5. Москва-Санкт-Петербург, 1994. Страница 65.

Antonín_B._Svojsík (525x700, 243Kb)
1876
Антонин Бенжамен Свойсик (чешское имя - Antonнn Benjamin Svojsнk)
чешский педагог и основатель чешского скаутинга. Родился в Праге. Вместо своего второго имени Франтишек, пользовался, однако, прозвище Бенжамен, которое получил как самый младший член чешского скаутского певческого квартета. В Чехию идею скаутов профессор Антонин Бенжамен Свойсик привез из Англии. В 1911 году профессор начал вести скаутский отдел на одной из пражских гимназий. В те времена не было принято проводить время на природе, - а городские дети впервые начали общаться в группе, заводить друзей. Свойсик писал статьи и книги о скаутах и их образе жизни, а так как человеком он был очень образованным, ему удалось переубедить большинство общественных деятелей - врачей, учителей и чиновников в полезности такого времяпрепровождения. Свойсик считал, что движение скаутов - это система игрового воспитания детей. Причем, что немаловажно в процессе воспитания, детям нравилось проводить время в движении на природе. Таким образом, скауты расширились по всей Чехии. И главное, что взрослых людей, которые были способны вести подобные отряды, тоже было много. В Чехии скаутское движение стало настолько популярным, что в его рядах состояли многие чешские политические и культурные деятели. Самым знаменитым из них был президент Эдвард Бенеш. Умер Антонин Бенжамен Свойсик в Праге 17 сентября 1938 года.

1878
Франтишек Сис (Frantiek Sнs)
чешский журналист и чехословацкий политик. Родился в Маршове. В годы 1-й мировой войны был одним из главных организаторов местного движения сопротивления. После 1918 участвовал в политической жизни в качестве члена демократической партии. Автор поэтических сборников и несколько политических брошюр. Умер в Праге 16 августа 1938 года.

1881
Энрике Муиньо
аргентинский актер. С 1905 г. работал в театре. В 1909 г. сыграл роль Хуана Морейры (в фильме, поставленному по одноименному роману Э.Гутьерреса), воплотив на экране популярный в народе образ крестьянина-скотовода. Такие же роли играл в фильмах «Северный ветер» (1937) и «Война гаучо» (1942). К лучшим работам актера относятся роли священника Брочеро («Сельский священник», 1941; 1-я премия Аргентинской академии кино) и аргентинского писателя-демократа Д.Ф.Сармьенто («Его лучший ученик», 1944).

otto_bauer_big (516x700, 195Kb)
1881
Отто Бауэр (немецкое имя - Otto Bauer)
лидер австрийских социалистов до Второй мировой войны. Родился в Вене в богатой еврейской семье. В юности проявил интерес к социалистическому учению. В 1907 опубликовал работу Национальный вопрос и австрийская социал-демократия (Die Nationalitätenfrage und die österreichische Sozialdemokratie). В начале Первой мировой войны попал в русский плен, в 1917 вернулся в Австрию. Придерживался левых политических позиций, но был далек от большевизма, считая модель русской революции неприменимой к Австрии. Бауэр стал лидером радикального крыла Австрийской социал-демократической партии, программа которого предусматривала ликвидацию монархии, предоставление права на самоопределение всем национальностям, включая немцев. Став государственным секретарем по иностранным делам в первом австрийском революционном коалиционном правительстве Карла Реннера (с 11 ноября 1918), Бауэр безуспешно пытался осуществить объединение Австрии и Германии и даже подписал тайный договор об аншлюсе 2 марта 1919. 26 июля 1919, после распада коалиции социал-демократов и Христианско-социальной партии, ушел в отставку и руководил деятельностью социал-демократической оппозиции. Попыткам примирения двух австрийских политических партий во многом мешала личная вражда Бауэра и лидера Христианско-социальной партии И.Зейпеля. Бауэр был одним из инициаторов создания 21/2, а затем – Социалистического рабочего Интернационала. В 1921 — один из организаторов т. н. «Двухсполовинного» или «Венского» интернационала. После его объединения со II (Социалистическим) Интернационалом в 1923 году — член бюро исполкома Социнтерна. С 1929 по 1934 был членом Государственного совета Австрии. В феврале 1934, после неудачи социалистического восстания в Вене, бежал в Прагу, а затем во Францию. Умер Бауэр в Париже 4 июля 1938 года.
5 сентября 1881 года родился — Отто Бауэр,post-13108-129836252631 (700x354, 148Kb)
Как редактор политических рабочих газет Отто Бауэр выступал с идеями социальной демократии. За подобный подход к устройству общества, выражавшийся в попытке «революции с избирательным бюллетенем», подвергался критике со стороны Льва Троцкого. Основной потенциал политических преобразований видел в прогрессивных экономических изменениях и соединении советской и социальной демократий, что должно было обеспечить построение «Интегрального социализма». К настоящему времени издано 9 томов его произведений, и все они посвящены проблемам социальной справедливости в обществе. Наиболее значимыми трудами являются: Zwischen zwei Weltkriegen?, 1936. (Между двумя войнами?) и Die illegale Partei, 1939. (Нелегальная партия). Список произведений: Die Nationalitдtenfrage und die Sozialdemokratie («Национальный вопрос и социал-демократия»). — Wien, 1908; Die Sozialisierungsaktion im ersten Jahre der Republik. — Wien, 1919; Der Weg zum Sozialismus. — Berlin, 1919; Bolschewismus oder Sozialdemokratie? — Wien, 1920; Die цsterreichische Revolution («Австрийская революция»). — Wien, 1923; Das Weltbild des Kapitalismus («Мировоззрение капитализма»). — Wien, 1924; Die Nationalitдtenfrage und die Sozialdemokratie. — Wien, 1924; Der Kampf um Wald und Weide. — Wien, 1925; Sozialdemokratische Agrarpolitik. — Wien, 1926; Sozialdemokratie, Religion und Kirche. — Wien 1927; Kapitalismus und Sozialismus nach dem Weltkrieg. — Berlin, 1931; Der Aufstand der цsterreichischen Arbeiter. Seine Ursachen und seine Wirkungen. — Prag, 1934; Zwischen den Weltkriegen? Die Krise der Weltwirtschaft, der Demokratie und des Sozialismus. — Prag, 1936; Der Faschismus. — 1936; Die illegale Partei. — Paris, 1939. (посмертное издание). На русском языке: Бауэр Отто. Австрийская революция 1918 года. Перевод с немецкого А. и Г.Хавиных. Москва—Ленинград, Государственное издательство, 1925. XIV + 294 страницы. 6 000 экземпляров; Бауэр Отто. История австрийской революции. Перевод с немецкого Б.Френкель и С.Фертика. [Харьков], «Пролетарий», 1925. XXXII + 464 с. 7 000 экземпляров; Отто Бауэр. Накопление капитала // Люксембург Р. Накопление капитала: Том I и II. — 5-е издание. — Москва-Ленинград: Соцэкгиз, 1934. — С. 114-127. — XLIV, 463 страницы. Библиография: Джонстон У.М. Австрийский Ренессанс. Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии. 1848—1938 гг. / перевод с английского — Москва: Московская школа политических исследований, 2004. — Страницы 150155. — ISBN 5-93895-065-1.

1883
Отто Эрих Дойч
австрийский историк музыки, биограф Шуберта, Моцарта, Генделя. В 1939 г. эмигрировал в Англию (Кембридж), с 1953 г. снова в Вене. Почетный президент Международного общества Франца Шуберта.

1884
Елизавета Ивановна Тиме
русская актриса. Родилась в Санкт-Петербурге. Окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы (1904). Учась на последнем курсе историко-филологического отделения, поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию по классу пения (1903–1906), а затем в Санкт-Петербургское театральное училище (1905–1908). В годы учебы сыграла в 9 ученических и 2 выпускных спектаклях – Хоровод Г.Бара (Франциска) и Розы Г.Зудермана (Юлия). В 1908 была принята в Александринский театр. За первые девять сезонов сыграла более 50 ролей, имея в сезоне от 7 до 11 новых ролей. Играла роли драматические, трагические, комедийные. Среди них: Елена Андреевна (Дядя Ваня А.Чехова, 1909), Маша (Живой труп Л.Толстого, 1911), Негина (Таланты и поклонники А.Островского, 1913), Лиза (Горе от ума А.Грибоедова, 1913, Варшава), Лиза (Лев Гурыч Синичкин Д.Ленского, 1914), Любаша (Царская невеста Л.Мэя, 1914), Зинаида (Тот, кто получает пощечины Л.Андреева), Ольга Петровна (Нахлебник И.Тургенева) – 1915, Лариса (Бесприданница А.Островского, 1915), исполнение которой на гастролях в Москве в 1916 принесло Тиме громкую театральную славу и признание собратьев по искусству. К.С.Станиславский и Вл.И.Немировича-Данченко приглашали актрису в МХТ, но она отказалась от предложения, полагая, что ее индивидуальность может быть поглощена строгими творческими принципами и дисциплиной Художественного театра. Ее Глафира (Волки и овцы А.Островского, 1917) – «умная, лукавая, обаятельная... по-женски деловито, по-хозяйски распоряжалась своим бурным темпераментом». Большой смелостью отмечено исполнение роли Настасьи Филипповны (Идиот по роману Ф.Достоевского, 1921) и в том же году – пленительная, очаровательная Наталья Дмитриевна (Горе от ума А.Грибоедова). Тиме исполняла роли и в произведениях западноевропейской драматургии: Нерисса (Венецианский купец, У.Шекспира) и Диана (Пастушка-герцогиня Лопе де Вега) – 1909, Донья Соль (Эрнани В.Гюго, 1915), Герцогиня Мальборо (Стакан воды Э.Скриба, 1917), Луиза – 1918, Леди Мильфорд – 1927, (Коварство и любовь Ф.Шиллера), Мирандолина (Трактирщица К.Гольдони, 1921), Клеопатра (Антоний и Клеопатра У.Шекспира, 1923), Донья Долорес (Фландрия В.Сарду, 1937) и др. Тиме участвовала в спектаклях Вс.Мейерхольда, которые он ставил в Александринском театре: Дон-Жуан Ж.-Б.Мольера (Шарлотта, 1910) и Маскарад М.Лермонтова (Баронесса Штраль, 1917) и в трагическом представлении Царь Эдип (Иокаста), задуманном Ю.Юрьевым в Театре трагедии в 1918. После революции 1917 сыграла Устинью (Пугачевщина К.Тренева, 1925), Марфу Коврову (Ярость Е.Яновского, 1930), была первой исполнительницей Виринеи (Виринея Л.Сейфуллиной, 1926). Интересно сыграла горьковских героинь – Клеопатру (Враги, 1932), Софью (Зыковы, 1940). С годами актриса перешла на возрастные роли в тех спектаклях, где раньше играла героинь: Мамаева (На всякого мудреца довольно простоты, 1931), Хлестова (Горе от ума, 1946), Гурмыжская (Лес, 1947), Анна Павловна (Живой труп, 1950). Тиме с успехом выступала в оперетте, где сохраняла «безошибочную чуткость к стилистическим особенностям жанра». Хорошо поставленный голос позволил ей исполнять такие партии, как Елена (Прекрасная Елена Ж.Оффенбаха, Мариинский театр, 1915), Кларетта (Мадам Анго Ф.Лекока, Театр музыкальной комедии, 1920), Серполетта (Корневильские колокола Р.Планкетта, Театр комической оперы, 1921), Сильва (Сильва И.Кальмана, Театр «Аквариум», 1923), Анжелла (Голубая мазурка Ф.Легара, Театр музыкальной комедии, 1925), Леа (Желтая кофта Ф.Легара, Малый оперный театр, 1926) и др. Одну роль исполнила в балете – Клеопатра в спектакле Египетские ночи в постановке М.Фокина (Мариинский театр, 1909). С 1928 работает как исполнительница, режиссер и педагог художественного слова. В чтецком репертуаре актрисы Анна Каренина Л.Толстого, Хождение по мукам А.Толстого, Клим Самгин М.Горького, произведения А.Пушкина, Н.Некрасова, Ги де Мопассана и др. Педагогической деятельностью Тиме занимается с 1913. Преподавала в Школе сценических искусств А.Петровского, В Институте живого слова, в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино (ЛГИТМиК, ныне СПГАТИ), с 1951 – профессор. Умерла Тиме в Ленинграде 8 февраля 1968 года.

1885
Магда Густавовна Ливен
русская писательница, автор сборника мистических рассказов о чудесах и тайнах "Голоса ночи".

1888
Владас Дубенецкис (Владимир Иосифович Дубенецкий)
литовский архитектор и театральный художник, представитель неоклассицизма. Родился в Вильно, ныне Вильнюс, Литва. Учился в Санкт-Петербургской Академии Художеств (1906-1914) у Л.Н.Бенуа. С 1919 работал в Литве. Преподавал в петроградской Академии Художеств (1917-1918) и в Каунасской художественной школе (1921-1932). Архитектурные работы в духе "модернизованной классики": реконструкция Музыкального театра (1923), гостиница "Литва" (1923-1925), медицинский факультет университета (1931-1933), здание исторического и художественного музеев (1931-1936) - все в Каунасе. Среди театральных работ: "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1925), "Ромео и Джульетта" Гуно (1925), "Лоэнгрин" Вагнера (1926), "Сильвия" Делиба (1928) - все в Государственном театре (Каунас). Умер в Кенигсберг, ныне Калининград, 10 августа 1932 года. Литература: Barauskas J., Jaloveckas R., Prof. . Dubeneckis, "Mokslas ir gyvenimas", 1958, № 12.

 (560x700, 26Kb)
1888
Сарвепалли Радхакришнан (Sarvepalli Radhakrishnan)
индийский философ, религиовед, общественный и политический деятель, один из представителей неоиндуизма. Родился в Тиррутани (штат Андхра-Прадеш) в образованной брахманской семье, получил традиционно индийское и европейское образование. В 1918–1921 Радхакришнан профессор университета Майсура, в 1921–1931 профессор университета Калькутты, в 1931–1936 вице-президент Андхрского университета, в 1938–1948 Бенаресского индуистского университета; в 1946–1952 глава индийского представительства в ЮНЕСКО, в 1949–1952 посол Индии в СССР, в 1953–1962 президент Делийского университета; в 1952–1962 вице-президент Индии; в 1962–1967 президент Индии. Умер Радхакришнан в Мадрасе 17 апреля 1975 года. Радхакришнан – автор многочисленных лекционных курсов (читавшихся как в Индии, так и за ее пределами – преимущественно в Англии и США) и книг. В двухтомной Индийской философии (1923–1927) глубокая эрудиция сочетается с сознательно применяемым компаративистским подходом. Книга Индийский образ жизни (1927) предназначалась для западной аудитории: индуистская ментальность предстает здесь как «религиозность субъекта» – в противоположность «религиозности объекта» иудаизма, христианства и ислама; индийская ментальность в целом – как интуитивизм, направленный на «реализацию» истины в противоположность рационализму западной мысли, ориентированной на ее умозрительное усвоение; здесь же предпринимается современная трактовка ключевых индуистских понятий «кармы», «сансары», «дхармы» и т.д., типичное для всего неоиндуизма; индуизм вполне сочетаем, по Радхакришнану, с откровениями основателей мировых религий. В книгах Идеалистический взгляд на жизнь (1932) и Восточные религии и западная мысль (1939) Радхакришнан выражает убежденность в единстве общемирового философского идеализма – от Платона до Беркли и Гегеля, которому соответствует идеализм веданты. Сочетание западного сциентизма и индийского мистицизма (под эгидой веданты) могло бы создать возможности для мирового духовного синтеза. В подробно комментированном переводе сутр веданты Брахма-сутра: философия духовной жизни (1960) Радхакришнан, переводивший также и Бхагавадгиту, и основные Упанишады, выступает в амплуа основателей школ средневековой веданты, которые комментировали все «три сокровища» ведантийской традиции. Сквозная идея едва ли не всех сочинений Радхакришнана – создание грандиозных синтезов – «вечной религии» и «вечной философии», которые должны включить в себя лучшие достижения мировой религиозной и философской мысли. «Вечная религия» есть «санатана дхарма» (букв. «извечная дхарма»), лежащая за пределами всех конкретных религий, которые сами по себе, вне этого «ядра», являются пустыми оболочками, способными только разделять людей. «Вечная философия» (или «универсальная философия») также включает мысль и «пророков Упанишад», и Будды, и Платона с Плотином, а также все лучшее в мировой философии. Сочинения: Radhakrishnan ., Religion and society, L., 1947; Eastern religions and Western thought, 2 ed., L., 1951; East and West. Some reflections L., (1955); East and West in religion, L., 1954; Recovery of faith, L., 1956; Occasional speeches and writings, ser. 1—3, (Delhi, 1957—62); в русском переводе — философия, тома 1—2, Москва, 1956-1957. Литература: Аникеев Н.П., Философские и социологические взгляды С.Радхакришнана, в сборнике: Современная философская и социологическая мысль стран Востока, Москва, 1965; Литман А. Д., Философская мысль независимой Индии, М., 1966; Sarvepalli Radhakrishnan. A study of the president of India, New Delhi, 1966.

1891
Адриан Митрофанович Топоров
русский писатель, публицист, педагог. Родился в деревне Стойло Курской губернии (ныне Белгородской области) в семье крестьянина-бедняка. Учительствовал на Алтае, вёл просветительскую работу среди крестьян и собрал их высказывания о писателях, на основании чего издал уникальную в мировой практике книгу "Крестьяне о писателях" (1930). Подвергся за неё гонениям, был репрессирован. После реабилитации издал воспоминания. Умер в 1984 году.

szigeti_01 (567x700, 83Kb)
1892
Йожеф Сигети (Жозеф Сигети; Joseph Szigeti)
венгерский скрипач. Родился в Будапеште. Представитель семьи потомственных музыкантов. Выпускник Академии музыки в Будапеште (1905), ученик Й.Хубаи (по классу скрипки) и Д.Поппера (1843–1913; по классу камерного ансамбля). Дебютировал в 13-летнем возрасте в Берлине. Переехал в Англию. Концертировал во многих европейских странах (начиная с 1907). В 1917-1924 преподавал в Женевской консерватории. Гастролировал во многих странах мира, в том числе неоднократно в СССР (впервые в 1924). Провёл 17 лет (1940-1957) в США, снова вернулся в Швейцарию. Завоевал мировую известность. Глубина интерпретаций отличала исполнение произведений И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, И.Брамса, а также сочинения современных композиторов (С.С.Прокофьева, Б.Бартока, А.Казеллы и др.). Автор транскрипций для скрипки и фортепьяно (в том числе этюд терциями сочинения № 8 А.Н.Скрябина).Сигети называли "артистом-мыслителем". ...Эстетика и стиль Сигети испытали влияние других искусств — живописи, театра, поэзии. Скрипач стремился выявить романтические черты произведений И.С.Баха, Моцарта, Бетховена. Сигети выступал и делал звукозаписи с крупнейшими музыкантами, в том числе с М.Равелем, Р.Штраусом, Б.Бартоком, И.Стравинским, П.Касальсом, Г.Пятигорским, А.Шнабелем, К.Аррау, Н.Магаловым. Сигети осуществил новые редакции скрипичных концертов Моцарта, Бетховена, Брамса, Прокофьева, его перу принадлежит переложение для скрипки и фортепьяно "Песен странствующего рыцаря" М.Гнесина. Он также автор литературных и музыковедческих сочинений: "Привязанный к струнам" (Нью-Йорк, 1947, 1967), "Записная книжка скрипача" (Лондон, 1964), "Скрипичные произведения Бетховена" (Цюрих, 1965), "Сигети о скрипке" (Нью-Йорк, 1970). Фрагменты этих книг изданы в переводе на русский язык ("Воспоминания. Заметки скрипача", Москва, 1969). О своём переводе книги Сигети "Zwischen den Seiten" (Между струн) в переписке с П.П.Сувчинским сообщала замечательная пианистка, педагог, знаток современной музыки М.В.Юдина (письмо от 5/6 ноября 1965 г.): "Сигети – реформатор скрипичного репертуара; усиление внимания к добетховенской классике, особенно к Баху - первый из скрипачей осуществил исполнение программ, целиком состоящих из произведений Баха. С другой стороны - стремление к обновлению репертуара за счет включения произведений современных Сигети композиторов. Сигети - страстный пропагандист музыки С.Прокофьева, А.Берга, Б.Бартока". Сигети отличала невероятная творческая активность - выступал около 60 лет (до 1963 г.). Сигети имел многочисленные награды. Упомяну два французских ордена Почетного легиона (музыкант стал его кавалером в 1930 г. и офицером в 1939г.), бельгийский Командорский орден Леопольда П. (вручён в 1937 г.). Степень почётного доктора философии присудил ему университет в Nova Scofia. Сигети был дважды (в 1960-х) членом жюри Конкурса имени Чайковского. Умер в Нью-Йорке 19 февраля 1973 года. Сочинения: The ten Beethoven sonatas for piano and violin, Urbana (Ill.), 1965; Szigeti on the violin, L., 1969; в русском переводе — Воспоминания. Записки скрипача, Москва, 1469. Литература: Сорокер Я., Йозеф Сигети, Москва, 1968.

1892
Иван Васильевич Смольцов
российский балетный актер, балетмейстер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Родился в Москве. Брат В.В.Смольцова. С 1910 г., по окончании московского балетного училища, работал в Большом театре. Выступал в главных партиях в балетах П.И.Чайковского («Лебединое озеро»), Ц.Пуни («Конек-горбунек», «Корсар») и др. С 1920 г. преподавал в МХУ (ученики: И.А.Моисеев, М.М.Габович, A.M.Meccepep), затем в Московском театральном техникуме имени А.В.Луначарского, вел тренировочные классы и с 1937 г. работал балетмейстером-репетитором в Большом театре. Совместно с В.В.Кудрявцевой поставил балет «Жизель» (1939, театр «Остров танца»), в 1941-1945 гг. восстанавливал на сцене филиала Большого театра многие балетные спектакли. Исполнял партии: классические - Зигфрид, Дезире, Колен, Конрад, Альберт, Франц; характерные - Индусский танцовщик ("Баядерка"), Молодой раб ("Кон„к-Горбунок"); пантомимные - Квазимодо ("Эсмеральда"), Авантюрист ("Красный мак"). Умер в Москве 8 апреля 1968 года. Литература: Большой театр Союза ССР, Москва, 1947; Meccepep А.М., Уроки классического танца, Москва, 1967; Фаиep Ю., О себе, о музыке, о балете, 2 издание, Москва, 1974.

1894
Иван Виссарионович Качарава
грузинский геолог, академик Академии Наук Грузинской ССР (с 1955). Окончил Тбилисский университет (1924). Преподавал там же (с 1942 г. - профессор). Работал так же в Геологическом институте Академии Наук Грузинской ССР. Научные исследования посвящены стратиграфии и палеонтологии палеогеновых отложений Грузинской ССР. Особое внимание уделял изучению нуммулитов из палеогеновых отложений восточной части Грузинской ССР.

1896
Альберт Бекер (Albert Becker)
австрийский шахматный мастер (1953) и издатель. Умер 7 мая 1984 года.

1896
Хаймито фон Додерер (Heimito de Doderer)
австрийский писатель, классик немецкоязычной литературы. Родился в Вайдлингау у Вены. Во время 1-й мировой войны попал в русский плен и провёл в Сибири 4 года. Вернувшись домой, в Вену начал изучать историю. Во время 2-й мировой войны был офицером немецкой армии. После войны получил несколько литературных премий. Был противником всякой политической идеологии. В творчестве использовл смесь гротеска, мистификации и литературной пародии. Умер в Вене 23 декабря 1966 года.

1896
Ёсуюки Тояма
японский химик, член Японской Академии Наук (с 1970). Окончил Токийский университет (1920). Работал в Токийском промышленном исследовательском институте. С 1940 г. - профессор университета в Нагое. Основное направление научных работ - изучение состава жиров рыб и морских животных (в частности, китов). Провел исследования затвердения жиров, используемых в производстве маргарина.

1897
Николай Николаевич Волков
художник и философ

GorkinAleksFedor_gst1967 (525x700, 15Kb)
1897
Александр Федорович Горкин
советский государственный и партийный деятель, Председатель Верховного Суда СССР. Родился в селе Рамешки Бежецкого уезда Тверской губернии, ныне Рамешковского района Тверской области в крестьянской семье. Русский. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1916 года. В 1917 году окончил гимназию в Твери. С августа 1917 по июнь 1919 года – секретарь Тверского горсовета, председатель Тверского губисполкома. В 1919-1920 годах на службе в Красной Армии. С 1921 года на руководящей партийной работе в Тверском губкоме, Киргизском обкоме, Средне-Волжском крайкоме партии и в аппарате ЦК ВКП(б). С октября 1931 по май 1932 года учился в Аграрном институте красной профессуры. С 20 декабря 1934 по 11 ноября 1937 года – 1-й секретарь Оренбургского обкома ВКП(б). С 9 ноября 1937 по 17 января 1938 года – секретарь Президиума Центрального исполнительного комитета СССР. 12 декабря 1937 года избран в состав Верховного Совета СССР 1-го созыва. С 17 января 1938 по 15 марта 1953 года и с 15 июля 1956 по 12 февраля 1957 года – секретарь Президиума Верховного Совета СССР. С 15 марта 1953 по 15 июля 1956 года – заместитель секретаря Президиума Верховного Совета СССР. С 12 февраля 1957 по 20 сентября 1972 года – Председатель Верховного Суда СССР, одновременно Председатель Центральной ревизионной комиссии КПСС (с 3 февраля 1959 по 17 октября 1961 года). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1967 года за большие заслуги перед Советским государством и в связи с семидесятилетием со дня рождения Горкину Александру Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Делегат VIII-X, XV, XVII-XXIV съездов партии. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (21 марта 1939-5 октября 1952); член ЦРК КПСС (14 октября 1952-24 февраля 1976). Депутат Верховного Совета СССР 1-8-го созывов (1938-1974). С сентября 1972 года – на пенсии. Жил в Москве. Умер 29 июня 1988 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награждён 3 орденами Ленина (в том числе 4 сентября 1947, 4 сентября 1967), орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «Знак Почёта», медалями.

1897
Михаил Абрамович Кауфман
российский режиссер и оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Брат Д.Вертова и Б.Кауфмана. С 1922 г. работал как оператор. В 1922-1925 гг. снимал материал для периодического киножурнала «Кинонеделя» и киносборника «Киноправда» (режиссер Д.Вертов). Был оператором фильмов, поставленных режиссером Д. Вертовым – «Шестая часть мира» (1926), «Одиннадцатый» (1928), «Человек с киноаппаратом» (1929). В последующие годы создает как режиссер-оператор фильмы, показывающие многообразную жизнь страны: «Москва», «День в яслях» (оба в 1927), «Весной» (1929); киноочерки: «Небывалый поход» (1931), «Большая победа» (1933), «Авиамарш» (1936), «Наша Москва» (1939) и др. С 1941 г. работал режиссером Московской киностудии научно-популярных фильмов (ныне – киностудия «Моснаучфильм»), где поставил фильмы: «Так было – так будет» (1942), «Тень от луны» (1945), «История одной линии» (1946), «Рассказ о Гало» (1955), «В гостях у трехгорцев» (1957), «В Третьяковской галерее» (1956), «Игорь Грабарь» (1957), «Борис Пророков» (1960), «Планета загадок» (1964), «Композитор Тихон Хренников» (1967), «Динамовцы» (1972), «Большая стирка» (1976) и др.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку