-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110468
Комментариев: 6802
Написано: 118941


5 сентября родились...

Пятница, 05 Сентября 2014 г. 00:25 + в цитатник
 (565x699, 92Kb)
1187
Людовик VIII (по прозвищу Лев; Louis VIII le Lion)
французский король (1223—1226), сын Филиппа II Августа; первый из Капетингов вступил на престол по праву наследства, а не избрания. Будучи ещё наследником престола, Людовик хотел овладеть Англией, поддерживаемый в этой мысли своим отцом. В 1216 г. по приглашению вассалов Иоанна Безземельного Людовик принял английскую корону и высадился в Кенте. Большая часть Англии подчинилась ему, но по смерти Иоанна началась реакция против французов; Людовик вернулся во Францию (1217) и заключил с Англией перемирие. Пылкий и набожный Людовик приобрел признательность папы походом против еретиков (катары, или альбигойцы) на юго-восток Франции. Амори де Монфор, наследник Симона де Монфора, не мог сохранить за собой графства Тулузского и уступил Людовику все права на эту землю (1224). Его поход на юг был рядом блестящих побед. «Для спасения католической веры» он взял Авиньон, где было много еретиков, и был уже недалеко от Тулузы, когда заболел и решил оставить Лангедок. Умер на пути в Оверни 8 ноября 1226 года. Жена: с 23 мая 1200 (Шато-Неф, Нормандия) Бланка Кастильская (4 марта 1188 — 26/27 ноября 1252). Имели 13 детей: дочь (1205—1206); дочь (1207—в младенчестве); Филипп (9 сентября 1209—1218); жена: с 1217 Агнес (1205—1225), графиня де Донзи, дочь барона Эрве IV де Донзи, графа Невера, Осера и Тоннер; дочь (1213— в младенчестве); Людовик IX Святой (25 апреля 1215 — 25 августа 1270), король Франции с 1226 г.; Робер I (IX.1216 — 8 февраля 1250), граф Артуа, погиб в VII Крестовом походе при Мансуре. Основатель дома Артуа, пресекшегося в 1472 г.
5 сентября 1187 года родился — Людовик VIII.post-13108-129836179926 (700x321, 136Kb)
Различные его представители были графами Артуа, Бомона, Э, принимали активное участие в политической жизни Франции, Наварры, Неаполя, Бургундии; Филипп (Дагоберт) (1218—1220); Жан (1219—1232), граф Анжуйский и Мэнский с 1226; Альфонс (1220—1271), по своей жене Жанне Тулузской последний граф Тулузы. После их смерти графство Тулуза было присоединено к королевскому домену; Филипп (1222—1232); Святая Изабелла Французская (1224—1223 февраля 1269), монахиня в Лонгшампе; Этьен (1225—?); Карл I Анжуйский (21 марта 1226 или 1227 — 7 января 1285), граф Анжуйский и Мэнский с 1246 г. Благодаря своему первому браку с Беатрисой Прованской (1234—1267) стал в 1246 графом Прованса. В 1266 г. завоевал Сицилийское королевство (Сицилия и Неаполь), разбив его короля Манфреда. В результате Сицилийской вечерни (1282) потерял Сицилию, оставшись только королем Неаполя. Титулярный король Иерусалима с 1278 г. Вёл сложную дипломатическую игру с целью отвоевать для себя Константинополь. Основатель необычайно разветвленного Анжу-Сицилийского дома, члены которого правили Неаполем (1282—1435), Венгрией (1308—1385), Польшей (1370—1386), а также были князьями Ахейскими, герцогами Дураццо, принцами Тарентскими, титулярными императорами Константинополя, королями Иерусалима и т. д. Род пресекся в 1435 г. со смертью Джованны II (1373—1435), королевы Неаполя с 1414 г.

 (503x698, 1866Kb)
1568
Томмазо Кампанелла (Tommaso Campanella; имя при крещении - Джованни Доменико, Giovanni Domenico)
итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. Родился в Калабрии, в ранней молодости вступил в доминиканский орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину. В 1598 г., вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. Подвергнутый неоднократной пытке, он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока благодаря вмешательству папы Урбана VIII не был выпущен на свободу в 1626 г. Конец своей жизни Кампанелла провёл во Франции, где получал пенсию от кардинала Ришелье. Последнее его сочинение — написанное на латыни стихотворение в честь рождения дофина, будущего Людовика XIV. Умер в Париже 21 мая 1639 года. Большая часть сочинений Кампанеллы написана им в тюрьме и издана впоследствии стараниями его ученика, Адами.
 (502x699, 153Kb)
Свои политические и экономические взгляды Кампанелла излагает в «Civitas solis», «Questiones sull' optima republica» и «Philosophia realis». Их отличительная черта — смесь фантастического элемента со здравым, реальным представлением о жизни. «Civitas solis» изображает в форме романа идеальную страну — город Солнца. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». К. находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п. Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причём никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть ещё сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые Кампанелла прозревал в будущем: так, например, он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей города Солнца — это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов). Мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме. (Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы («Lectiones physicae, logicae et animasticae») вышло в 1588 г., а первое Бэконово только в 1605 г.). Подобно Бэкону, Кампанелла задается «восстановлением наук» (instauratio scientiarum, ср. Instauratio magna Бэкона), то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение. Сохраняемые памятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт — основание всякой «мирской» науки (сравнение с Бэконом). Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно: недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (сравнение с Кантом); недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (сравнение с Декартом). Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, которые могут быть сновидениями или галлюцинациями, то и в таком случае (то есть даже в качестве заблуждения), он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (сравнение с Декартовым cogito — ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (сравнение с Шопенгауэром). Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу, или мощь, 2) как мысль, или знание и 3) как волю, или любовь.
5 сентября 1568 года родился Томмазо КАМПАНЕЛЛАpost-154-128369707864 (700x387, 243Kb)
Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество, знание есть только всеведение, или премудрость, воля — только совершенная любовь. Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (сравнение с Декартом). Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено, 2) как высшая судьба, или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой, и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству. При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически, причастны единству Божию, а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта «симпатическая» связь вещей, или естественная магия, предполагает в основе всего творения единую мировую душу — универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание. В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе. Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому ещё в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму. Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы.
Tommaso_Campanella1 (525x700, 49Kb)
Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт. Произведения: Aforismi politici, a cura di A. Cesaro, Guida, Napoli 1997; An monarchia Hispanorum sit in argomento, vel in statu, vel in decremento, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Antiveneti, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1944; Apologeticum ad Bellarminum, a cura di G. Ernst, in «Rivista di storia della filosofia», XLVII, 1992; Apologeticus ad libellum ‘De siderali fato vitando’, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Apologeticus in controversia de concepitone beatae Virginis, a cura di A. Langella, L’Epos, Palermo 2004; Apologia pro Galileo, a cura di G. Ditadi, Isonomia, Este 1992; Apologia pro Scholis Piis, a cura di L. Volpicelli, Giuntine-Sansoni, Firenze 1960; Articoli prophetales, a cura di G. Ernst, La Nuova Italia, Firenze 1977; Astrologicorum libri VII, Francofurti 1630; L’ateismo trionfato, ovvero riconoscimento filosofico della religione universale contra l’antichristianesimo macchiavellesco, a cura di G. Ernst, Edizioni della Normale, Pisa 2004 ISBN 88-7642-125-4; De aulichorum technis, a cura di G. Ernst, in «Bruniana e Campanelliana», II, 1996; Avvertimento al re di Francia, al re di Spagna e al sommo pontefice, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Calculus nativitatis domini Philiberti Vernati, a cura di L. Firpo, in Atti della R. Accademia delle Scienze di Torino, 74, 1938—1939; Censure sopra il libro del Padre Mostro. Proemio e Tavola delle censure, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Censure sopra il libro del Padre Mostro: «Ragionamenti sopra le litanie di nostra Signora», a cura di A. Terminelli, Edizioni Monfortane, Roma 1998; Chiroscopia, a cura di G. Ernst, in «Bruniana e Campanelliana», I, 1995; La Cittа del Sole, a cura di L. Firpo, Laterza, Roma-Bari 2008 ISBN 88 420 5330 9; Commentaria super poematibus Urbani VIII, codd. Barb. Lat. 1918, 2037, 2048, Biblioteca Vaticana; Compendiolum physiologiae tyronibus recitandum, cod. Barb. Lat. 217, Biblioteca Vaticana; Compendium de rerum natura o Prodromus philosophiae instaurandae, Francofurti 1617; Compendium veritatis catholicae de praedestinatione, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1951; Consultationes aphoristicae gerendae rei praesentis temporis cum Austriacis ac Italis, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1951; Defensio libri sui 'De sensu rerum’, apud L. Boullanget, Parisiis 1636; Dialogo politico contro Luterani, Calvinisti e altri eretici, a cura di D. Ciampoli, Carabba, Lanciano 1911; Dialogo politico tra un Veneziano, Spagnolo e Francese, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Discorsi ai principi d’Italia, a cura di L. Firpo, Chiantore, Torino 1945; Discorsi della libertа e della felice soggezione allo Stato ecclesiastico, a cura di L. Firpo, s.e., Torino 1960; Discorsi universali del governo ecclesiastico, a cura di L. Firpo, UTET, Torino 1949; Disputatio contra murmurantes in bullas ss. Pontificum adversus iudiciarios, apud T. Dubray, Parisiis 1636; Disputatio in prologum instauratarum scientiarum, a cura di R. Amerio, SEI, Torino 1953; Documenta ad Gallorum nationem, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1951; Epilogo Magno, a cura di C. Ottaviano, R. Accademia d’Italia, Roma 1939; Expositio super cap. IX epistulae sancti Pauli ad Romanos, apud T. Dubray, Parisiis 16364 Index commentariorum Fr. T.Campanellae, a cura di L. Firpo, in «Rivista di storia della filosofia», II, 1947; Lettere 1595—1638, a cura di G.Ernst, Istituti Editoriali e Poligrafici Internazionali, Pisa-Roma 2000; Lista dell’opere di fra T. Campanella distinte in tomi nove, a cura di L. Firpo, in «Rivista di storia della filosofia», II, 1947; Medicinalium libri VII, ex officina I. Phillehotte, sumptibus I. Caffinet F. Plaignard, Lugduni 1635; Metafisica. Universalis philosophiae seu metaphysicarum rerum iuxta propria dogmata. Liber 1є, a cura di P. Ponzio, Levante, Bari 1994; Metafisica. Universalis philosophiae seu metaphysicarum rerum iuxta propria dogmata. Liber 14є, a cura di T. Rinaldi, Levante, Bari 2000; Monarchia Messiae, a cura di L. Firpo, Bottega d’Erasmo, Torino 1960; Philosophia rationalis, apud I. Dubray, Parisiis 1638; Philosophia realis, ex typographia D. Houssaye, Parisiis 1637; Philosophia sensibus demonstrata, a cura di L. De Franco, Vivarium, Napoli 1992; Le poesie, a cura di F. Giancotti, Einaudi, Torino 1998; Poetica, a cura di L. Firpo, Mondatori, Milano 1954; De praecedentia, presertim religiosorum, a cura di M. Miele, in «Archivum Fratrum Praedicatorum», LII, 1982; De praedestinatione et reprobatione et auxiliis divinae gratiae cento Thomisticus, apud I. Dubray, Parisiis 1636; Quod reminiscentur et convertentur ad Dominum universi fines terrae, a cura di R. Amerio, CEDAM, Padova 1939 (L. I—II), Olschki, Firenze 1955—1960 (L. III—IV); Del senso delle cose e della magia, Rubbettino, Soveria Mannelli 2003; De libris propriis et recta ratione. Studendi syntagma, a cura di A. Brissoni, Rubbettino, Soveria Mannelli 1996; Theologia, L. I—XXX, различные издания.
 (526x698, 395Kb)
Литература: Асмус В.Ф. Томмазо Кампанелла // Под знаменем марксизма. - 1939. - № 7; Александров Г.Ф. История западноевропейской философии: Учебник для университетов и гуманитарных факультетов вузов / Институт философии. — 2-е издание, дополненное — Москва; Ленинград: Академия Наук СССР, 1946. — 513 страниц; Очерки по истории физической культуры: Сборник трудов. выпуск 5. — Москва: ФиС; Москва, 1950. — 206 страниц; Штекли А.Э. Кампанелла. — Москва: 1959; Рутенбург В.И. Кампанелла. - Ленинград, 1956; О трудовом воспитании: хрестоматия / составитель Аксенов Д.Е. — Москва: Учпедгиз, 1962. — 410 страниц; Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. — Москва: Мысль, 1969. 249 страниц; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. — Москва.: Мысль, 1977; Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. — Москва.: 1978; Львов С.Л. Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле. — Москва.: Политиздат, 1979. (Пламенные революционеры). — 437 страниц, иллюстрации. То же. — 1981. — 439 страниц, иллюстрации; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — Москва.: Высшая школа, 1980. — страницы 301-328; Панченко Д.В. Кампанелла и Ямбул. Опыт текстологического анализа//Вспомогательные исторические дисциплины. — Ленинград, 1982. — Том13; Панченко Д.В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. — Москва, 1984. — страницы 98-110; История философии в кратком изложении. — Москва: Мысль, 1994. — 590 страниц; Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3: Новое время (От Леонардо до Канта) / Реале Дж., Антисери Д. — Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 713 страниц; Чиколини Л.С. «Политические афоризмы» Кампанеллы // История социалистических учений. - Москва, 1987. - страницы 172-196; Антология мировой философии: Возрождение. — Минск; Москва: Харвест: АСТ, 2001. — 927 страниц; Amabile L. V. 1—2 // Fra Tommaso Campanella ne Castelli di Napoli, in Roma ed in Parigi. — Napoli: 1887. Firpo L. Ricerche campanelliane. — Firenze: 1947.

 (505x699, 97Kb)
1638
Людовик XIV де Бурбон ( получивший при рождении имя Луи-Дьёдонне «Богоданный»; французское имя - Louis-Dieudonnй; также известный как «король-дитя», а затем — «король-солнце»; французское имя - Louis XIV Le Roi Soleil; также Людовик XIV Великий)
король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких княжеств Священной Римской империи). Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему часто приписывают выражение «Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжелым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а отмена Нантского эдикта, призывавшего к веротерпимости внутри королевства, привела к эмиграции 200 тысяч гугенотов из Франции. Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему еще не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской, которая правила в тесном тандеме с первым министром кардиналом Мазарини. Ещё до окончания войны с Испанией и Австрийским домом принцы и высшая аристократия, поддерживаемые Испанией и в союзе с Парижским парламентом, начали волнения, которые получили общее название Фронда (1648—1652) и окончились лишь с подчинением принца де Конде и подписанием Пиренейского мира (7 ноября 1659). В 1660 году Людовик женился на испанской инфанте Марии-Терезии Австрийской. В это время молодой король, выросший без достаточного воспитания и образования, еще не подавал больших надежд. Однако, как только кардинал Мазарини умер (1661) на следующий день Людовик XIV собирает Государственный совет, на котором объявляет, что намерен отныне править сам, не назначая первого министра. Так Людовик приступил к самостоятельному управлению государством, этому курсу король следовал до самой смерти. Людовик XIV обладал даром подбирать себе талантливых и способных сотрудников (например, Кольбер, Вобан, Летелье, Лионн, Лувуа). Людовик возвёл учение о королевских правах в полурелигиозный догмат. Благодаря трудам таланливого экономиста и финансиста Ж. Б. Кольбера многое было сделано для укрепления государственного единства, благосостояния представителей третьего сословия, поощрения торговли, развития промышленности и флота. В то же самое время маркиз де Лувуа реформировал армию, объединил ее организацию и увеличил боевую силу.
5 сентября 1638 года родился — Людовик XIV де Бурбон.post-13108-129836242743 (700x343, 201Kb)
После смерти короля Филиппа IV Испанского (1665) Людовик XIV объявил притязания Франции на часть Испанских Нидерландов и удержал её за собой в так называемой Деволюционной войне. Заключенный 2 мая 1668 года Аахенский мир отдал в его руки Французскую Фландрию и ряд пограничных местностей. С этого времени Соединённые провинции имели страстного врага в лице Людовика. Контрасты во внешней политике, государственных воззрениях, торговых интересах, религии приводили оба государства к постоянным столкновениям. Людовик в 1668—1671 гг. мастерски сумел изолировать республику. Путем подкупов ему удалось отвлечь Англию и Швецию от Тройственного союза, привлечь на сторону Франции Кельн и Мюнстер. Доведя свое войско до 120 000 чел., Людовик в 1670 году занял владения союзника Генеральных штатов, герцога Карла IV Лотарингского, а в 1672 году перешёл через Рейн, в течение шести недель завоевал половину провинций и с триумфом вернулся в Париж. Прорыв плотину, появление у власти Вильгельма III Оранского, вмешательство европейских держав остановили успех французского оружия. Генеральные штаты вступили в союз с Испанией, Бранденбургом и Австрией; к ним присоединилась и империя после того, как французская армия напала на архиепископство Трир и заняла наполовину уже соединённые с Францией 10 имперских городов Эльзаса. В 1674 году Людовик противопоставил своим неприятелям 3 больших армии: с одной из них он лично занял Франш-Конте; другая, под начальством Конде, сражалась в Нидерландах и победила при Сенефе; третья, во главе которой стоял Тюренн, опустошала Пфальц и успешно сражалась с войсками императора и великого курфюрста в Эльзасе. После короткого перерыва вследствие смерти Тюренна и удаления Конде Людовик в начале 1676 года с новыми силами явился в Нидерландах и завоевал ряд городов, в то время как Люксембург опустошал Брейсгау. Вся страна между Сааром, Мозелем и Рейном по приказанию короля была превращена в пустыню. В Средиземном море Дюкен одержал верх над Рейтером; силы Бранденбурга были отвлечены нападением шведов. Лишь вследствие неприязненных действий со стороны Англии Людовик в 1678 г. заключил Нимвегенский мир, давший ему большие приобретения со стороны Нидерландов и весь Франш-Конте от Испании. Императору он отдал Филиппсбург, но получил Фрейбург и удержал все завоевания в Эльзасе.
LouisXIVVersailles (525x700, 105Kb)
Статуя Людовика XIV в Версале
Этот миг знаменует апогей могущества Людовика. Его армия была самой многочисленной, лучше всего организованной и руководимой. Его дипломатия господствовала над всеми европейскими дворами. Французская нация своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот. Версальский двор (Людовик перенёс королевскую резиденцию в Версаль) стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях. При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток (Лавальер, Монтеспан, Фонтанж). Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондерства или королевской опалы. «Абсолютный без возражения, — по словам Сен-Симона, — Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением». Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди все более оттеснялись куртизанами и интриганами, неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии. Король все меньше и меньше сдерживал свои желания. В Меце, Брейзахе и Безансоне он учредил палаты воссоединения (chambres de rйunions) для разыскания прав французской короны на те или другие местности (30 сентября 1681 г.). Имперский город Страсбург в мирное время был внезапно занят французскими войсками. Точно так же поступал Людовик и по отношению к нидерландским границам. В 1681 г. флот его бомбардировал Триполи, в 1684 г. — Алжир и Геную. Наконец, составился союз Голландии, Испании и императора, заставивший Людовика в 1684 г. заключить в Регенсбурге 20-летнее перемирие и отказаться от дальнейших «воссоединений». Центральное управление государством осуществлялось королем при помощи различных советов (conseils): Совет министров (Conseil d`Etat) — рассматривал вопросы особой важности: иностранной политики, военные дела, назначал высшие чины областного управления, разрешал коллизии судебных органов. В совет входили государственные министры с пожизненным содержанием. Число единовременных членов совета никогда не превышало семи человек. Главным образом это были государственные секретари, генерал-контролер финансов и канцлер. Председательствовал в совете сам король. Являлся постоянно действующим советом; Совет финансов (Conseil royal des finances) — рассматривал фискальные вопросы, финансовые, а также апелляции на интендантские распоряжения. Совет был создан в 1661 году и поначалу в нем председательствовал сам король. В состав совета входили канцлер, генерал-контролер, два государственных советника и интендант по финансовым делам. Являлся постоянно действующим советом; Почтовый совет (Conseil des depeches) — рассматривал общие вопросы управления, например, списки всех назначений. Являлся постоянно действующим советом. Торговый совет — являлся временным советом, учрежденным в 1700 году; Духовный совет (Conseil des conscience) — также являлся временным советом, в котором король совещался со своим духовником о замещении духовных должностей; Государственный совет (Conseil des parties) — состоял из государственных советников, интендантов, в заседании которого принимали участие адвокаты и заведующие прошениями. В условной иерархии советов был ниже, чем советы при короле (Совета министров, финансов, почтового и других, включая временные). Соединял в себе функции кассационной палаты и высшего административного суда, источника прецедентов в административном праве Франции тех времен. Председательствовал в совете Канцлер. Состоял совет из нескольких отделений: по наградам, по делам из земельных владений, соляному налогу, дворянским делам, гербам и по разным иным вопросам, в зависимости от необходимости; Большой совет (Grand conseil) — судебное учреждение в состав которого входило четыре президента и 27 советников. Рассматривал вопросы о епископствах, церковных имениях, больницах, был последней инстанцией по гражданским делам. Канцлер — несменяемый высший сановник с юридическим образованием. Был ответственен за хранение большой печати Франции. Возглавлял Большую канцелярию, которая изготавливала патенты (lettre de provision), председательствовал в «Государтвенном совете» и был вправе председательствовать в любом суде вышей инстанции. Канцлеры назначались из высших чинов Парламента. Должность относилась к высшим коронным чинам во Франции. Государственные секретари — Основных должностей секретарей было четыре (по иностранным делам, по военному ведомству, по морскому ведомству, по «реформаторской религии»). Каждый из четырех секретарей получал в управление отдельную провинцию. Посты секретарей были продаваемыми и с позволения короля их можно было передавать по наследству. Должности секретарей были очень хорошо оплачиваемыми и влиятельными. У каждого в подчинении были свои приказчики и клерки, назначаемые по личному усмотрению секретарей. Была также должность государственного секретаря по королевскому двору, которая была смежной, занимаемой одним из четырех государственных секретарей. Смежной с должностями секретарей зачастую была и должность генерал-контролера. Точного разграничение должностей не было. Государственные советники — члены Государственного совета. Их было тридцать человек: двенадцать ординарных, трое военных, трое духовных и двенадцать семестровых. Иерархию советников возглавлял декан. Должности советников не продавались и были пожизненными. Место советника давало дворянский титул. Во главе провинций обычно находились губернаторы (gouverneurs). Они назначались королем из знатных семей герцогов или маркизов на определенное время, однако зачастую пост этот мог наследоваться с дозволения (патента) короля. В обязанности губернатора включалось: держать провинцию в повиновении и мире, защищать ее и поддерживать в готовности к обороне, содействовать правосудию. Губернаторы должны были проживать в своих провинциях не менее шести месяцев в году либо находится при королевском дворе, если не было другого дозволения короля. Жалование губернаторов было очень высоким. В отсутствие губернаторов их заменяли один или несколько генерал-лейтенантов, у которых тоже были заместители, должности которых назывались как королевские наместники. По факту никто из них не управлял провинцией, а только получали жалование. Также были должности начальников малых округов, городов, цитаделей, на которые зачастую назначались военные. Одновременно с губернаторами управлением занимались интенданты (intendants de justice police et finances et commissaires departis dans les generalites du royaume pour l`execution des ordres du roi) в территориально обособленных единицах — областях (generalites), которых в свою очередь насчитывалось 32 и границы которых не совпадали с границами провинций. Исторически должности интендантов возникли из должностей заведующих прошениями, которые направлялись в провинцию для рассмотрения жалоб и просьб, но оставались для осуществления постоянного контроля. Срок службы в должности не был определен. В подчинении интендантов находились так называемые субделегаты (elections), назначаемые из служащих низших учреждений. Никаких решений они принимать не были вправе и могли выступали лишь в роли докладчиков. Наряду с губернаторским и интендантским управлением во многих регионах сохранилось сословное управление в лице собраний сословий, в которые входили представители церкви, дворянства, среднего сословия (tiers etat). Численность представителей от каждого сословия варьировалась в зависимости от региона. Собрания сословий занимались в основном вопросами податей и налогов. Управлением городами занималась городская корпорация или совет (corps de ville, conseil de ville), состоявшая из одного или нескольких бургомистров (maire, prevot, consul, capitoul) и советников или шеффенов (echevins, conseilers). Должности были изначально до 1692 года выборными, а потом и покупными с пожизненным замещением. Требования на соответствие замещаемой должности устанавливалось самостоятельно городом и варьировалось от региона к региону. Городской совет занимался соответственно городскими делами и имел ограниченную автономию в делах полицейских, торговых и рыночных. Внутри государства новая фискальная система имела в виду лишь увеличение налогов и податей на возраставшие военные потребности, всей тяжестью ложившееся на плечи крестьянства и мелкой буржуазии. Особо непопулярной была подать на соль — габель, вызвавшая несколько волнений по всей стране. Решение ввести в 1675 году налог на гербовую бумагу во время Голландской войны вызвало в тылу страны, на западе Франции, прежде всего в Бретани, мощное Восстание гербовой бумаги, отчасти поддержанное региональными парламентами Бордо и Ренна. На западе Бретани восстание переросло в антифеодальные крестьянские выступления, подавленные лишь к концу года. При этом Людовик, как «первый дворянин» Франции, щадил материальные интересы потерявшего политическое значение дворянства и, как верный сын католической церкви, ничего не требовал от духовенства. Как образно сформулировал интендант финансов Людовика XIV — Ж.Б.Кольбер : «Налогообложение — это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимум писка». Во Франции в годы правления Людовика XIV была проведена первая кодификация торгового права и принят Ordonance de Commerce — Торговый кодекс (1673). Значительные достоинства Ордонанса 1673 года обусловливаются тем, что изданию его предшествовала очень серьезная подготовительная работа на основании отзывов сведущих лиц. Главным работником был Савари, так что этот ордонанс часто называют кодексом Савари. По вопросам эмиграции действовал эдикт Людовика XIV, изданный в 1669 году и действовавший до 1791 года. Эдиктом постановлялось, что все лица, которые выедут из Франции без особого разрешения королевского правительства, подвергнутся конфискации своего имущества; те же, которые вступят в иностранную службу в качестве кораблестроителей, подлежат, по возвращении на родину, смертной казни. «Связи рождения, — гласил эдикт, — соединяющие природных подданных со своим государем и отечеством, суть самые тесные и наиболее неразрывные из всех, существующих в гражданском обществе». Государственные должности: Специфичным явлением французской государственной жизни являлась продажность государственных должностей, как постоянных (offices, charges), так и временных (commissions). На постоянную должность (offices, charges) лицо назначалось пожизненно и могло быть снято с нее только судом за тяжелое нарушение; Вне зависимости от того, смещался ли чиновник или учреждалась новая должность, любой подходящий на нее человек мог ее приобрести. Стоимость должности обычно была заранее утверждена, а деньги, вносимые за нее, одновременно являлись и залогом. Кроме того еще требовалось утверждение короля или патент (lettre de provision), изготовлявшийся также за определенную стоимость и заверявшийся печатью короля; Лицам, длительное время занимающим одну должность, король выдавал особый патент (lettre de survivance), по которому эта должность могла быть передана сыну чиновника по наследству; Ситуация с продажами должностей в последние годы жизни Людовика XIV дошла до того, что только в Париже было продано 2 461 вновь созданных должностей на 77 млн французских ливр. Должностные лица же главным образом получали жалование из налогов, чем из государственной казны (для примера надсмотрщики за бойнями требовали по 3 ливра за каждого быка, ввозимого на рынок, или например, маклеры и комиссионеры по винной части, которые получали пошлину с каждой купленной и проданной бочки вина). Политическую зависимость духовенства от папы он постарался уничтожить. Людовик XIV намеревался даже образовать независимый от Рима французский патриархат. Но, благодаря влиянию знаменитого епископа Мосского Боссюэта, французские епископы воздержались от разрыва с Римом, причем взгляды французской иерархии получили официальное выражение в т. н. заявлении галликанского духовенства (declaration du clarge gallicane) 1682 г. В вопросах веры духовники Людовика XIV (иезуиты) сделали его послушным орудием самой ярой католической реакции, что сказалось в немилосердном преследовании всех индивидуалистических движений в среде церкви. Против гугенотов был предпринят ряд суровых мер: у них отнимали храмы, священников лишали возможности крестить детей по правилам своей церкви, совершать браки и погребения и отправлять богослужение. Даже смешанные браки католиков с протестантами были запрещены. Протестантская аристократия была принуждена обратиться в католицизм, чтобы не лишиться своих социальных преимуществ, а против протестантов из среды других сословий пущены были в ход стеснительные указы, завершившиеся драгонадами 1683 г. и отменой Нантского эдикта в 1685 г. Эти меры, несмотря на строгие наказания за эмиграцию, заставили более 200 тыс. трудолюбивых и предприимчивых протестантов переселиться в Англию, Голландию и Германию. В Севеннах даже вспыхнуло восстание. Возрастающая набожность короля находила поддержку со стороны г-жи де Ментенон, которая после смерти королевы (1683) была соединена с ним тайным браком. В 1688 г. вспыхнула новая война, поводом к которой послужили притязания на Пфальц, предъявленные Людовиком XIV от имени своей невестки, Елизаветы-Шарлотты герцогини Орлеанской, состоявшей в родстве с умершим незадолго перед тем курфюрстом Карлом-Людвигом. Заключив союз с курфюрстом Кельнским, Карлом-Эгоном Фюрстембергом, Людовик приказал своим войскам занять Бонн и напасть на Пфальц, Баден, Вюртемберг и Трир. В начале 1689 г. французские войска ужаснейшим образом опустошили весь Нижний Пфальц. Против Франции составился союз из Англии (только что свергнувшей Стюартов), Нидерландов, Испании, Австрии и германских протестантских государств. Маршал Франции герцог Люксембург разбил союзников 1 июля 1690 г. при Флёрюсе; маршал Катина завоевал Савойю, маршал Турвиль разбил британско-нидерландский флот на высоте Дьеппа, так что французы на короткое время имели перевес даже на море. В 1692 г. французы осадили Намюр, Люксембург одержал верх в битве при Стенкеркене; зато 28 мая французскому флоту было нанесено поражение у мыса Ла-Уг. В 1693—1695 г перевес стал склоняться на сторону союзников; в 1695 г. умер герцог де Люксембург, ученик Тюренна; в том же году понадобился громадный военный налог, и мир явился необходимостью для Людовика. Он состоялся в Рисвике, в 1697 г., причём в первый раз Людовику XIV пришлось ограничиться status quo. Франция была совершенно истощена, когда немногими годами позже смерть Карла II Испанского привела Людовика к войне с европейской коалицией. Война за испанское наследство, в которой Людовик хотел отвоевать всю испанскую монархию для своего внука Филиппа Анжуйского, нанесла неизлечимые раны могуществу Людовика. Старый король, лично руководивший борьбой, держался в самых тяжелых обстоятельствах с изумительным достоинством и твердостью. По миру, заключенному в Утрехте и Раштатте в 1713 и 1714 гг., он удержал за внуком собственно Испанию, но и итальянские и нидерландские её владения были потеряны, а Англия уничтожением франко-испанских флотов и завоеванием ряда колоний положила основание своему морскому владычеству. Французской монархии уже не пришлось до самой революции оправиться от поражений при Гохштедте и Турине, Рамильи и Мальплаке. Она изнемогала под тяжестью долгов (до 2 миллиардов) и налогов, вызывавшей местные вспышки неудовольствия. Таким образом, результатом всей системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции. Другим последствием был рост оппозиционной литературы, особенно развившейся при преемнике «великого» Людовика. Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла не совсем радужную картину. 13 апреля 1711 года умер его сын, Великий дофин Людовик (род. в 1661 году); в феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 года упал с лошади и убился до смерти младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, оставался лишь один наследник — четырёхлетний правнук короля, второй сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV). Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан, герцога Мэнского и графа Тулузского, и дал им фамилию Бурбонов. Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие. Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и всю начинавшую уже падать внешность своего «великого века». Он умер 1 сентября 1715 года. В 1822 году ему была воздвигнута конная статуя (по модели Бозио) в Париже, на площади Побед. Брак - (с 9 июня 1660, Сен-Жан де Люц) Мария-Терезия (1638—1683), инфанта Испанская. Дети: Людовик Великий Дофин (1661—1711); Анна-Елизавета (1662—1662); Мария-Анна (1664—1664); Мария-Тереза (1667—1672); Филипп (1668—1671); Луи-Франсуа (1672—1672). Брак - (с 12 июня 1684, Версаль) Франсуаза д’Обинье (1635—1719), маркиза де Ментенон. Внебрачная связь - Луиза де Ла Бом Ле Блан (1644—1710), герцогиня де Лавальер. Дети: Шарль де Ла Бом Ле Блан (1663—1665); Филипп де Ла Бом Ле Блан (1665—1666); Мария-Анна де Бурбон (1666—1739), Мадмуазель де Блуа; Людовик де Бурбон (1667—1683), граф де Вермандуа; Внебрачная связь = Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар (1641—1707), маркиза де Монтеспан. Брак - Мадмуазель де Блуа и Мадмуазель де Нант. Дети: Луиза-Франсуаза де Бурбон (1669—1672); N (1669 — ?); Луи-Огюст де Бурбон, Герцог Мэнский (1670—1736); Луи-Сезар де Бурбон (1672—1683); Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673—1743), Мадмуазель де Нант; Луиза-Мария де Бурбон (1674—1681), Мадмуазель де Тур; Франсуаза-Мария де Бурбон (1677—1749), Мадмуазель де Блуа; Луи-Александр де Бурбон, Граф Тулузский (1678—1737). Внебрачная связь (в 1679) Мария-Анжелика де Скорай де Руссиль (1661—1681), герцогиня де Фонтанж. Дети: N (1679—1679). Внебрачная связь - Клод де Вен (около1638-1687), Мадмуазель Дезойе. Дети: Луиза де Мезонбланш (около1676-1718). В двенадцать лет (1651) Людовик XIV дебютировал в так называемых «балетах театра Пале-Рояль», которые ежегодно ставились во время карнавалов. Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в этакий «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок, которая называлась «Балетом ночи», юному Людовику и довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца (1653), а затем и Аполлона — Солнечного бога (1654). Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (1661), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг — граф де Сент-Эньян. Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошел со сцены лишь в 1670 году. Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало еще одно важно культурное событие эпохи барокко — Карусель Тюильри 1662 года. Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая из себя нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII же веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию. По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет». Людовик XIV появляется в трилогии о мушкетёрах Александра Дюма. В последней книге трилогии «Виконт де Бражелон» в заговор вовлечён самозванец (якобы брат-близнец короля Филипп), которым пытаются заменить Людовика. В 1929 году на экраны выходит фильм «Железная маска», основанный на романе Дюма-отца «Виконт де Бражелон», где Людовика и его брата-близнеца сыграл Уильям Блэкуэлл. Луи Хэйвард играл близнецов в фильме 1939 года «Человек в Железной маске». Ричард Чемберлен сыграл их в экранизации 1977 года, а Леонардо Ди Каприо — в ремейке этого фильма в 1999 году. Во французском фильме «Железная маска» 1962 года эти роли исполнил Жан-Франсуа Порон. В 1966 г. Роберто Росселлини снял биографический телефильм о молодом Людовике «Приход к власти Людовика XIV». Ему также посвящён фильм режиссёра Жерара Корбьё «Король Танцует». Людовик XIV появляется и в фильме «Ватель». В фильме принц Конде приглашает его в свой замок Шантильи и пытается произвести на него впечатление, дабы занять пост главнокомандующего в войне с Нидерландами. Атмосфера эпохи короля-солнце передана в мини-сериале «Путь короля», в котором Людовика XIV сыграл Дидье Сандр. Людовик XIV предстает в образе прекрасного соблазнителя в фильме «Анжелика и король», где его сыграл Жак Тожа (фр. Jacques Toja), также появляется в первых двух фильмах киноэпопеи «Анжелика — маркиза Ангелов» и «Великолепная Анжелика». Впервые в современном российском кинематографе образ короля Людовика XIV исполнил артист Московского Нового драматического театра Дмитрий Шиляев, в фильме Олега Ряскова «Слуга государев». О Людовике XIV во Франции поставлен мюзикл «Король Солнце». Литература: Лучшими источниками для ознакомления с характером и образом мыслей Л. являются его «Oeuvres», содержащие «Записки», наставления дофину и Филиппу V, письма и размышления; их издали Grimoird и Grouvelle (Париж, 1806). Критическое издание «Mйmoires de Louis XIV» составил Dreyss (Париж, 1860). Обширная литература о Людовике открывается сочинением Вольтера: «Siиcle de Louis XIV» (1752 и чаще), после которого название "век Людовика XIV " вошло в общее употребление для обозначения конца XVII и начала XVIII вв.; Saint-Simon, «Mйmoires complets et authentiques sur le siиcle de Louis XIV et la rйgence» (П., 1829—1830; нов. изд., 1873—1881); Depping, «Correspondance administrative sous le rиgne de Louis XIV» (1850—1855); Moret, «Quinze ans du rиgne de Louis XIV, 1700—1715»(1851—1859); Chйruel, «Saint-Simon considйrй comme historien de Louis XIV» (1865); Noorden, «Europд ische Geschichte im XVIII Jahrh.» (Дюссельдорф и Лейпциг, 1870—1882); Gaillardin, «Histoire du rиgne de Louis XIV» (Париж, 1871—1878); Ranke, «Franz. Geschichte» (тома III и IV, Лейпциг, 1876); Philippson, «Das Zeitalter Ludwigs XIV» (Берлин, 1879); Chйruel, «Histoire de France pendant la minoritй de Louis XIV» (Париж, 1879-80); «Mйmoires du Marquis de Sourches sur le rиgne de Louis XIV» (I—XII, Париж, 1882—1892); de Mony, «Louis XIV et le Saint-Siиge» (1893); Koch, «Das unumschrдnkte Kцnigthum Ludwigs XIV» (с обширной библиогр., Вена, 1888); Кох Г."Очерки по истории политических идей и государственного управления" Санкт-Петербург, издание С.Скирмунта, 1906 г.; Гуревич Я. «Значение царствования Л. XIV и его личности»; Ле Мао К. Людовик XIV и парламент Бордо: весьма умеренный абсолютизм // Французский ежегодник 2005. Москва, 2005. Страницы 174—194; Трачевский А. «Международная политика в эпоху Людовика XIV» ("Журнал Министерства Народного Просвещения, 1888, № 1-2).

 (487x699, 63Kb)
1651
Уильям Дампир (William Dampier)
английский навигатор и путешественник. Родился в Ист-Кокер (графство Сомерсет, Англия) в крестьянской семье. В семье было 4 сына, но о них практически ничего не известно. Его отец, Джордж, был мелким арендатором и умер, когда Уильяму было всего 7 лет. Еще через 7 лет умирает и мать Дампира. Заботу о судьбе юного Уильяма берет на себя местный помещик, бывший полковник Хеляр, он и посылает его учиться в школу соседнего городка. В 16 лет поступает юнгой на торговый корабль и совершает свое первое путешествие — во Францию. Затем некоторое время Дампир занимался рыболовным промыслом в водах Ньюфаундленда, но из-за погодных условий не смог там долго работать и в дальнейшем плавал только в тропических водах. В первые дни войны с Голландией Дампир записался в команду военного корабля «Наследный принц», но участвовал в боях — он тяжело заболел. Затем Уильм был переведен в морской госпиталь, откуда он вернулся в родную деревню к старшему брату. Позже он стал агентом на ямайской сахарной плантации принадлежавшей Хеляру, перевозил грузы с плантаций в столицу колонии Порт-Ройал. Но вскоре он не поладил с управляющим и в апреле 1675 года Дампир отправился в Гондурас, на побережье залива Кампече, где в течение трех лет занимался сбором красильного дерева. Однако, в июне 1676 года тайфун уничтожил все, чем Дампир владел в Гондурасе: постройки и даже суда. В 1678 году Дампир возвратился в Англию, женился и приобрел небольшое поместье. Вскоре он решил снова вернуться на Ямайку, но по пути встретил флибустьеров и решил примкнуть к ним. В 1679 году Дампир повел свой корабль к берегам Гондураса и Никарагуа, где разграбил испанский город Портобелло. В 1680 году в Дарьене он ограбил Санта-Марию и безуспешно пытался овладеть Панамой. Вскоре он перебирается в Виргинию и на пиратском корабле Джона Кука отправляется в Гвинею. Здесь он участвовал в нападении на испанские корабли, которые везли золото из Кальяо в Панаму, ограблении нескольких мексиканских городов. В 1686 году Дампир на корабле капитана Свана посетил Галапагосские острова. Операция оказалась неудачной и Сван отправил свой корабль в Ост-Индию. Там взбунтовавшаяся команда высадила Свана, и новый капитан Рид повел корабль к берегам Новой Голландии. Из Новой Голландии корабль направился в Индийский океан. На Никобарских островах команда корабля бросила Дампира, и он на рыбачьем каноэ добрался до Суматры и занялся там торговлей. Затем Уильям поступает артиллеристом в один голландский форт, но, прослужив там пять месяцев, дезертирует. В 1691 году он возвращается в Лондон, обрабатывает дневники, которые непрерывно вел с 1674 года, и в 1697 году опубликует первый том своего труда «Новое путешествие вокруг света».Книга была посвящена президенту Королевского научного общества. Это не осталось незамеченным и в том же году Дампир получил должность на таможне. Его стали приглашать экспертом в Совет по торговле и предпринимательству, в качестве эксперта по вопросам борьбы с пиратством. В сентябре 1698 года он консультировал Совет относительно маршрута для эскадры военных кораблей, посылаемых на борьбу с пиратами в водах Мадагаскара. Два года спустя выходит второй том, одна из частей которого носила название «Рассуждение о пассатах, бризах, штормах, временах года, приливах и течениях жаркого пояса всего света».В Англии Дампир получил большую известность в ученых кругах, был представлен графу Оксфордскому и королю Вильгельму III, который ввел его в состав членов Королевского общества. Его портрет, написанный Томасом Мёрреем был помещен в Национальной галерее. Британское Адмиралтейство решило организовать экспедицию для исследования берегов Новой Голландии (Австралии) и во главе ее поставило Уильяма Дампира, принятого на службу в военный флот. На корабле «Робак» он 14 января 1699 года вышел в море. С первых дней Дампир не поладил с командой и своим первым помощником лейтенантом Фишером. Тот подозревал Дампира в том, что он может примкнуть к пиратам вместе с королевским кораблём, а Дампир подозревал Фишера в том, что он распускает о нём клеветнические слухи среди членов команды. Во время очередной ссоры Уильям, орудуя тростью загнал Фишера в каюту, где держал его в кандалах до тех пор пока не сдал в тюрьму в Бразилии. 31 июля Уильям подошел к западному берегу Новой Голландии. Он обследовал обширный залив, названный им заливом Шарк, и открыл группы островов — архипелаг Дампира. Он открыл острова, названные им Сент-Маттиас. Затем обследовал открытую им землю Новую Британию и повернул обратно в Англию, но в Атлантическом океане корабль дал такую сильную течь, что с трудом удалось 22 февраля дойти до острова Вознесения, где корабль и потерпел крушение. 2 апреля попутный английский корабль взял потерпевших крушение на борт. В то время, когда Уильям находился в плавании Фишер завел большое уголовное дело против первого. В Лондоне Дампир был отдан под суд за жестокое обращение с матросами и гибель экспедиционного судна. Однако, приговор суда оказался довольно мягким: ему не разрешалось в дальнейшем служить на кораблях флота Ее Величества королевы Анны. Но вскоре началась война за испанское наследство и Дампир достал себе каперское свидетельство, снарядил два корабля «Сент-Джордж» и «Синг Порт» и в 1703 году отправился в Тихий океан на пиратский промысел. На острове Хуан-Фернандес Дампир высадил парусного мастера Александра Селкирка. История пребывания Селкирка на необитаемом острове легла в основу знаменитой книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Возвратившись из пиратской экспедиции в Тихий океан, Уильям Дампир выпустил в 1707 году книгу о плавании на «Робаке», которую назвал «Путешествие в Новую Голландию». В 1708—1711 годы в качестве главного штурмана полувоенной-полупиратской экспедиции Роджера Вудса Дампир снова совершил кругосветное путешествие, в ходе которого забрал Селкирка с острова Хуан-Фернандес. Уильям Дампир прожил после возвращения из третьего кругосветного плавания еще три года. Он жил одиноко, за ним ухаживала его двоюродная сестра Грейс Мейсер. Умер Дампир в Лондоне, в марте 1715 года. Сестре и своему старшему брату Джорджу он завещал земельный участок, но помимо оставил еще и долгов на 2,000 фунтов. Книги Дампира: Новое путешествие вокруг света, (1697); Путешествия и описания, (1699); #Дополнение к Путешествию вокруг света; #Путешествие в Кампече; #Рассуждение о ветрах; Путешествие в Новую Голландию, (Часть 1 1703, Часть 2 1709). Литература: Lives and voyages of Drake, Cavendish, and Dampier; including an introductory view of the Earlier earlier discoveries in the South sea, and the history of the bicaniers. — NY.: J. & J. Harper, 1832. — P. 164—332. (на английском языке)

1667
Джованни Джироламо Саккери (итальянское имя - Giovanni Girolamo Saccheri)
итальянский математик, иезуит, создатель первого наброска неевклидовой геометрии, шахматист. Родился в Сан-Ремо. В Турине и Павии преподавал богословие, логику, метафизику, арифметику, алгебру, геометрию и др. математические науки. Под влиянием математика Джованни Чева были написаны Саккери два математические сочинения: «Quaesita Geometrica etc.» (Милан, 1693) и «Neostatica» (ib., 1708). В печати появились ещё его «Logica demonstrativa» (Павия, 1701) и сочинения по богословию. Вполне оригинальным мыслителем явился Саккери в своём главном труде, озаглавленном «Евклид, очищенный от всех пятен» («Euclides ab omni naevo vindicatus»), изданном в Милане, 1733 г. В нём автор, опередив на столетие творцов неевклидовой геометрии, Лобачевского и Бойяи, заменяет пятый постулат Евклида на альтернативный постулат гиперболической геометрии (Лобачевского) и доказывает целый ряд теорем этой геометрии. Он рассматривает четырёхугольник, аналогичный четырёхугольнику Ламберта и правильно отвергает 2 из 3 альтернатив относительно четвёртого угла. Однако дальше, в результате вычислительной ошибки он делает неверный вывод, что эта геометрия содержит в себе противоречие. Сочинение Саккери было оценено только после создания неевклидовой геометрии. Получил некоторые теоремы, вновь найденные А.Лежандром, и фактически открыл несколько первых предложений неевклидовой геометрии. Умер в Милане 25 октября 1733 года. Сочинения: Euclides ab omni naevo vindicatus; sive conatus geometricus quo stabiliuntur prima ipsa universae geometriae principia, Mil., 1733. Литература: Mansion, «Analyse des recherches du P. Saccheri sur le postulatum d’Euclide» (Брюссель, Soc. Scient., «Annales»; том XIV, 1889—1890); профессор Васильева, «Иезуит Саккери, итальянский предшественник Лобачевского» («Известия Физико-математического общества при Казанском университете», 2-я серия, том III, 1893, страницы 53—57); История математики с древнейших времён до начала XIX столетия (под редакцией А.П.Юшкевича), том I, Москва, Наука, 1972.

1694
Франтишек Вацлав Мича (Frantiek Antonнn Vбclav Mнa)
чешский композитор, капельмейстер, певец (тенор). Музыкальное образование получил у отца, органиста М.О.Мичи, затем учился в Вене. С 1723 постоянно жил в Яромержице. Мича - один из первых национальных чешских композиторов. Представитель т. н. яромержицкой школы (сочетал традиции неаполитанской оперной школы с элементами чешской народной музыки). Основоположник национальной музыкальной культуры. В 1729-1737 написал и поставил оперы, музыка которых не сохранилась. Известна его опера на чешский сюжет "О происхождении Яромержице на Мораве"(1730). Мича - автор ораторий, увертюр, арий для итальянских опер, балетной музыки. Оперы Мичи, связанные с традициями неаполитанской школы, предвосхищают музыкальный классицизм конца 18 в. В 1933 г. найдена его симфония, являющаяся одним из ранних образцов этого жанра в чешской музыке; темы симфонии близки чешской народной песенности. Умер 15 ноября 1744 года. Сочинения: оперы; симфонии, увертюры, концертино; оратории, кантаты. Литература: HelfeгtV., Hudba na Jaromerickem zamku, [Praha], 1924. Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, Москва, 1951 (страницы 68-74).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку