1846
Даниэл Хадсон Бэрнхем (Дэнниел Хадсон Бернем; Daniel Hudson Burnham)
американский архитектор. Родился в Хендерсоне, штат Нью-Йорк. В 1873 г. вместе с Джоном Уэлборном Рутом (1850-1891) основал свою мастерскую в Чикаго. Считал, что выразительность архитектуры должна основываться на организации масс здания и современных для этого времени конструкциях. Первой их крупной работой был «Монтаук-билдинг» (1882) в Чикаго. Мощная призма имела десять почти одинаковых этажей. Ряды правильно расположенных окон подчеркивали пояски из терракоты, равномерно расчленявшие фасады. Следующее крупное здание «Рукери» (1882). Темные каменные фасады сооружения расчленены на ярусы, в пределах которых аркады и ряды пилонов объединяют этажи. Дворовые стены-каре одиннадцатиэтажных корпусов предприятия, занимающие целый квартал, опоясаны почти непрерывными лентами окон. Легкость этих фасадов была обеспечена металлическим каркасом, введенным в кладку. Последнее крупное здание с традиционной конструкцией - несущими кирпичными стенами - сооруженное в Чикаго, — здание «Монаднок» (1889-1891). Это самое высокое кирпичное сооружение в мире, насчитывающее 16 этажей. В здании нет никаких конструктивных новшеств, однако изящество линий и лишенный каких-либо украшений объем производит большое впечатление. По упрощенности форм напоминает здание каркасной конструкции. В 1893 г. был назначен художественным директором Всемирной колумбийской выставки в Чикаго. В Нью-Йорке в 1901-1903 гг. построен двадцатиэтажный небоскреб «Флетайрон-билдинг». Попытка организовать объем небоскреба, подобно классической колонне с ее трехчастным делением на базу, ствол, венчание, приведена к схеме, отдаленно напоминающей тосканскую колонну. Стальной каркас принимает на себя все нагрузки. Наружная стена крепится к его консолям; предвосхищая конструкции стеклянных башен середины ХХ в. Конец чикагской школы стал для архитектора лишь переходом к другому аспекту архитектуры, свое внимание он сосредоточил на вопросах планировок городов. К ним относятся план Сан-Франциско (1905), план Чикаго (1906-1909). Однако эти проекты мало повлияли на развитие городов. Умер в Гейдельберге, Германия 1 июня 1912 года.
1848
Эмиль Вейр (Emil Weyr)
чешский математик. Отец юриста Франтишека Вейера (чешское имя - Frantiek Weyr). Родился в Праге. Сын математика Франтишека Вейера (чешское имя - Frantiek Weyr). Старший брат математика Эдуарда Вейра (чешское имя - Eduard Weyr). Был учеником Вильгельма Фидлера (немецкое имя - Wilhelm Fiedler; чешское имя - Vilйm Fiedler), позже стал ассистентом профессора Дуреге. Был одним из основателей Союза чешских математиков, а 7 июля 1872 стал его председателем. С 1972 был чрезвычайныммчленом Королеского чешского общества наук. В 1875 был именован профессором Венского университета и до конца жизни пребывал в Вене. Здесь же вместе с Густавом фон Эшерихом основал журнал «Monatshefte fьr Mathematik und Physik», который под названием журнал «Monatshefte fьr Mathematik» издаётся до сегоднешнего дня. Основные работы относятся к геометрии, в частности к алгебраическим кривым о проективной геометрии. Основные работы относятся к геометрии, в частности к алгебраическим кривым и проективной геометрии. Был одним из основателей чешского «Журнала по математике и физике». Умер в Вене 25 января 1894 года. Литература: Bevб, J.: Eduard Weyr 1852-1903. Prometheus. Praha 1995; Pбnek, A.: O ivot a psobenн Dra Emila Weyra. asopis pro pstovбnн matematiky a fysiky. 24 (1895), 163-224; Stodvacetpt let katedry matematiky a deskriptivnн geometrie stavebnн fakulty, jejн historie a souasnost (1852-1977). Praha 1977; Balada, F., Koutskэ, K., Rбdl, J.: Kalendб eskэch matematik. Matematika ve kole. 3 (1952-1953); Bevб, J.: Sto let od smrti Emila Weyra. Pokroky matematiky, fyziky a astronomie. 39 (1994), str. 102-107;
Pбnek, A.: Pamtnн e o Emilu Weyrovi. Almanach AVU. 5 (1895), str. 106-112.
1848
Огюст Анри Форель (французское имя - Auguste-Henri Forel)
известный швейцарский невропатолог, психиатр, энтомолог и общественный деятель. Родился в Ла-Грасьёз (La Gracieuse) кантон Во, Швейцария. Изучал медицину в Цюрихе и Вене, в 1873 году назначен врачом-ассистентом при лечебнице для умалишённых в Мюнхене и в 1877 году читал лекции по психиатрии в университете этого города; в 1879 году. Форель перешёл в Цюрих профессором психиатрии и директором кантональной лечебницы для умалишённых. В 1896 году он стал почетным доктором университета Цюриха. Заслуги Фореля очень многосторонни, и его научные исследования касаются как строения и отправления центральной нервной системы человека, гипнотизма и других психических явлений, так и систематики, анатомии и биологии муравьев и, наконец, вопросов об алкоголизме, о вменяемости умалишённых и т. п. Форель предпринял путешествия с научной целью в Болгарию (1891), Тунис и Алжир (1889), Алжир (1893), Вест-Индию и Колумбию (1896) и Северную Америку (1899). Форель основывал в 1909 году Международный союз медицинской психологии и психотерапии (Internationalen Verein fьr medizinische Psychologie und Psychotherapie). Умер в Иворне (Yvorne; кантон Во, Швейцария) 27 июля 1931 года. Для лечения алкоголиков он основывал первую лечебницу для пьяниц. Чтобы предотвращать алкоголизм, он основывал в 1892 году Швейцарский филиал (Guttemplerorden) всемирной организации International Organization of Good Templars, и выступал за безалкогольные трактиры. В 1916 году он стал членом Социал-демократической партии и активным социалистом. Кроме того, он был интернационалистом, пацифистом и сторонником всемирного языка эсперанто. Перед смертью он написал в своём завещании : «Я стал бахаи. Желаю, чтобы эта религия жила и процветала на благо человечества; я искренне так желаю.» Форель был одним из крупнейших в мире специалистов по муравьям. Уже в возрасте 7 лет Форель начинал наблюдать за муравьями. Он открыл и описал 1863 новых видов муравьев, больше, чем кто либо в мире. Среди описанных им родов муравьев: Anergates, Messor, Trachymyrmex и другие. Чарльз Дарвин высказывал ему в нескольких письмах своё восхищение его работой. В честь Фореля названа школа Forel International School в Братиславе (Словакия). До Великой отечественной войны имя Фореля носила психиатрическая больница на южных окраинах Ленинграда (на проспекте Стачек). Больница была сильно разрушена, так как находилась почти на переднем крае. Сейчас в здании бывшей больницы находится ДК Кировец. Но, до сих пор трамвайную остановку рядом иногда называют Больницей Фореля.
У входа в университетский госпиталь Цюриха в честь Фореля сооружен мемориальный фонтан. В память заслуг Фореля его изображение было помещено на банкноту в 1000 швейцарских франков, выпускавшуюся в 1978—2000 годах. На обратной стороне этой банкноты изображались 3 муравья. Медаль Auguste-Forel-Medaille — это высшая награда швейцарской организации трезвости IOGT Schweiz, которая вручает её ежегодно за выдающиеся заслуги одному из своих членов. В 2005 году лауреатом стал Heinrich Polt. Именем Фореля названы род Forelius Emery, 1888 (Dolichoderinae) и десятки видов муравьёв, в том числе в составе родов Camponotus (C. foreli Emery, 1881), Cataglyphis (C. foreli Ruzsky, 1903), Cerapachys (C. foreli Santschi, 1914), Pheidole (Ph. foreli Mayr, 1901), Polyrhachis (P. foreli Kohout, 1989) и др. Из многочисленных трудов Фореля приведём следующие: «Observations sur les moeurs du Solenopsis fugax» («Mitth. schweiz. entomol. Gesellsch.», 1869); «Les Fourmis de la Suisse» («Nouv. Mem. Soc. helvet. Sc. Nat.», 1874); «Untersuchungen uber die Haubenregion und ihre oberen Verknupfungen im Gehirne des Menschen und einiger Saugethiere etc.» («Arch. f. Psychiatrie», 1877); «Experiences et remarques critiques sur les sensations des insectes» (8 частей, 1886—1887 и 1900—1991); «Der Hypnotismus, seine Bedeutung und seine Handhabung» (Штутгарт, 1889, 4-е издание, 1901); «Histoire naturelle des Hyminopthres. Deuxihme partie: Les Formicides». Pages 1-231 в издании Grandidier, A. Histoire Physique, Naturelle et Politique de Madagascar. L’Imprimerie Nationale, (Paris, 1891); «Ueber des Verh altniss der experimentellen Atrophie und Degenerationsmethode zur Anatomie u. Histologie des Centralnervensystems» (в «Festschrift d. 50-j ahr. Doctor-Jub. von Nageli u. Kolliker», Цюрих, 1891); «Alkohol und Geistesst orungen» (Базель, 1891); «Zum Entwurf eines schweizer Irrengesetzes» («Zeitschr. f. schweiz. Strafrecht», 1893); «Ueber die Kerne des Glossopharyngeus und des Trigeminus» («Centralbl. f. Nervenheilk. u. Psychiatrie», 1893); «Gehirn und Seele» (Лейпциг, 1894, 6-е издание, 1899); «Polymorphisme et Ergatomorphisme d es fourmies» («Arch. sc. phys. et natur.», 1894); «Die verminderte Zurechnungsfa higkeit» («Zukunft», 1899); «Biologia Centrali-Americana; or, contributions to the knowledge of the fauna and flora of Mexico and Central America. Insecta. Hymenoptera. Vol. III. (Formicidae)» (London. 1899, 169 pp); «The alcohol question» («Amer. journ. insanity», 1900); «Die psychischen Eigenschaften der Ameisen und einiger anderen Insecten» (Мюнхен, 1901). «Les fourmis de la Suisse. Notice anatomiques et physiologique, architecture, distribution giographique, nouvelles expirience et observations de moeurs». Seconde idition revue et corrigie Imprimerie Coopirative. (La Chaux-de-Fonds. 1920, 333 pp.) Сочинения: Die Trinksitten, ihre hygienische und soziale Bedeutung, Basel, 1890; Der Hypnotismus und die suggestive Psychotherapie, Stuttg., 1902; Gehirn und Seele, 9 Aufl., Stuttg., 1906; Gesammelte hirnanatomische Abhandlungen mit einern Aufsatz ьber die Aufgaben der Neurobiologie, Mьnch., 1907; в русском переводе – Половой вопрос, тома 1–2, Харьков, 1928. Литература: Festschrift August Fogel zum 70. Geburtstage gewidmet, Lpz., 1919–1920; Muralt A. v., A. Forel, Z. – Lpz., 1928; Wettley A., A. Forel, Salzburg, 1953.
1850
Анатолий Михайлович Горин-Горяинов (настоящая фамилия – Горяинов)
русский актёр. В 1870 году окончил коммерческое училище. Неоднократно участвовал в любительских и полупрофессиональных спектаклях (Карлуша — водевиль «Булочная» П.А.Каратыгина, Счастливцев в «Лесе» А.Н.Островского). В 1880—1883 — актёр Александрийского театра (дебютировал в ролях: Платон — «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского, Карандышев — «Бесприданница», Хлопонин — «Злоба дня» А.А.Потехина). Через некоторое время, покинув структуру императорских театров, работал в частных Санкт-Петербургских клубах и пригородных театрах, играл в Санкт-Петербургских театрах Неметти и «Фарс», где был с 1896 г. сам антрепренёром на паях с С.Ф.Сабуровым и другими артистами. Сам переводил пьесы с французского. Исполнял роли в популярных в те годы фарсах — «Дама от Максима», «Контролёр спальных вагонов», «Злой дух» и др. Выступал в провинции (антреприза А.Н.Дюковой в Харькове, «1-е Товарищество русских актёров» под руководством М.И.Писарева и В.Н.Андреева-Бурлака). Роли: Счастливцев, Буланов («Лес»), Репетилов и Молчалин («Горе от ума»), Чеглов-Соковин («Горькая судьбина» Писемского) и др. Сын — известный актёр театр и кино Горин-Горяйнов, Борис Анатольевич (1883—1944). Умер 5 декабря 1901 года.
1850
Николай Андреевич Зверев
русский юрист, политик и общественный деятель. Родился в Горбатовском уезде Нижегородской губернии. Из крестьян. Окончил Нижегородскую губернскую гимназию в 1869 с серебряной медалью, а затем — юридический факультет Московского университета. Был профессором Московского университета на кафедре энциклопедии и истории философии права. Автор исследования «Основания классификации государств в связи с общим учением о классификации» (Москва 1883) и др. С 1898 года был товарищем (заместителем) министра народного просвещения и кратковременно ректором Московского университета (1898); с 1901 сенатор; до 1904 года был начальником главного управления по делам печати. В 1908 году был одним из членов-учредителей Русского окраинного общества. С 1909 член Государственного совета по назначению. В 1910—1912 гг. был членом Совета Русского собрания. Его сын Василий — член IV Государственной Думы от Нижегородской губернии, белоэмигрант. Умер в Петрограде 8 марта 1917 года.
1854
Энгельберт Хумпердинк (немецкое имя - Engelbert Humperdink)
немецкий оперный композитор. Родился в Зигбурге близ Бонна. Учился в Кёльне и Мюнхене, путешествовал по Италии, где в 1881 встретился с Р.Вагнером и был приглашен им в Байройт. Там Хумпердинк помогал Вагнеру в подготовке к изданию партитуры Парсифаля. Учился в Испании и Германии и в 1893 поставил в Веймаре самую удачную свою оперу – Гензель и Гретель (Hänsel und Gretel, на русской дореволюционной сцене – Ваня и Маша) по мотивам сказки братьев Гримм, которая сразу же завоевала признание. Среди сочинений Хумпердинка – музыка к целому ряду драматических пьес, в том числе к драме Рейнхардта Чудо (Das Wunder), и четыре оперы, среди которых – Королевские дети (Königskinder). Стиль Хумпердинка, испытавший влияние Вагнера, отмечен ярким оркестровым письмом и свежестью мелодики. Умер Хумпердинк в Нойстрелице (свободное государство Мекленбург-Штрелиц в Веймарской республике) 27 сентября 1921 года. Имя композитора используется в качестве псевдонима эстрадного певца Арнольда Дорси с середины 1950-х гг. В числе учеников Хумпердинка — испанский композитор баскского происхождения Андрес Исаси.
1855
Иннокентий Федорович Анненский
русский поэт, драматург, литературный критик. Родился в Омске. Учился в нескольких Санкт-Петербургских гимназиях. Однако в связи с материальным положением семьи Анненскому пришлось доучиваться на дому и экстерном сдавать экзамены на аттестат зрелости. В 1875 он поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, где специализировался по античной литературе и овладел четырнадцатью языками, в том числе санскритом и древнееврейским. В круг его интересов входили также русский и славянский фольклор. Окончил университет в 1879 со званием кандидата, которое присваивалось выпускникам, дипломные сочинения которых представляли особую научную ценность. В 1879–1890 преподавал латынь и греческий в Санкт-Петербургских гимназиях, читал лекции по теории словесности на Высших женских (Бестужевских) курсах, печатал в «Журнале министерства народного просвещения» и журналах «Воспитание и обучение» и «Русская школа» статьи и рецензии. В 1891 был назначен на пост директора привилегированной киевской гимназической Коллегии. Уже в 1892 его «воззрения на учебно-воспитательное дело» оказываются несовместимы с этой престижной должностью, однако директорство за ним сохраняют – сперва в столичной гимназии (1893–1896), затем в царскосельской, находившейся под особым покровительством императорской семьи. В 1906 был назначен на должность инспектора Санкт-Петербургского учебного округа. Свои ранние стихотворные опыты Анненский называл «чепухой» и уничтожил. Случайно сохранился лишь отрывок под названием «Из поэмы «Mater Dolorosa» (1874), целиком состоящий из лирических штампов. В университете Анненский «влюбился в филологию и ничего не писал, кроме диссертаций»; к поэтическому творчеству он заново обратился в конце 1890-х годов. О значении для Анненского филологии и педагогики свидетельствуют начатые в Киеве «Педагогические письма» – своего рода программа эстетического воспитания старшеклассников, предполагавшая прежде всего углубленное вчитывание в художественный текст. Ее наглядно иллюстрируют написанные тогда же статьи «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» и «Гончаров и его Обломов», вполне зрелые и показательные, выявляющие внутреннюю структуру творчества, «искусство мысли» писателя (так называется его статья 1908 о Достоевском). Тогда же, в Киеве, возник грандиозный замысел Анненского – перевести на русский язык все 19 трагедий Еврипида. Замысел был реализован: переводы по мере завершения публиковались с предисловиями-истолкованиями в «Журнале Министерства народного просвещения» и вышли посмертно в четырех томах (1916–1917) под редакцией Ф.Ф.Зелинского. Эта огромная работа легла в основу поэтического творчества Анненского. С ней непосредственно связаны его драматические произведения: стихотворные трагедии «Меланиппа-философ» (1901) и «Царь Иксион» (1902), «лирическая трагедия» «Лаодамия» (1906) и «вакхическая драма» «Фамира-кифарэд» (окончена в 1906, опубликована в 1913). Драмы Анненского содержали множество самостоятельных лирических текстов, однако прошли незамеченными, и поэтическим дебютом Анненского явилась книга «Тихие песни» с приложением сборника стихотворных переводов. «Парнасцы и проклятые» (1904), опубликованная под псевдонимом (анаграммой имени автора) «Ник. Т-о»; предполагалось, по-видимому, что читатель вспомнит, что именно так Одиссей назвался циклопу Полифему – и вовсе не из скромности. Переводная часть книги являлась стилистическим ключом: общая лирическая тональность была выдержана в духе французских поэтов-символистов – от их предшественника Бодлера до А.де Ренье (все они представлены в подборке переводов). Это стилистическое единство А.Блок в своей запоздалой и прохладной рецензии на книгу, которую счел чьим-то робким дебютом, назвал «угаром декадентских форм», препятствующих «чистым ощущениям» «человеческой души, убитой непосильной тоской». Не более прозорливым и менее снисходительным оказался и другой рецензент книги – В.Брюсов. Правда, Анненский не расчитывал на успех и понимание. «Нисколько не смущаюсь тем, что работаю исключительно для будущего», – писал он в 1899; и после издания незамеченных Тихих песен пишет, оттачивая свою чуждую всем стандартам критическую прозу, ряд оригинальных по мысли и слогу статей о Н.В.Гоголе, Ф.М.Достоевском, И.С.Тургеневе, А.П.Чехове и в заключение о лирике К.Бальмонта, где формулирует выношенные представления о природе художественного слова в поэзии. Статьи были собраны в «Книге отражений» (1906) и встречены с безразличием и недоумением; в частности, К.Чуковский обвинил автора в крайнем субъективизме, что не помешало ему оказать Анненскому содействие в публикации «Второй книги отражений» (1909), включавшей, помимо статей о русской классике, исследования творчества Г.Гейне и Х.Ибсена, образов Гамлета и Иуды. Ее походя упрекнули за «ненужно-туманный язык», «неожиданные и необоснованные «модернистские» тенденции», за «утонченную, мудреную... манеру критического письма» и вообще за «недосказанность». Еще большее раздражение вызвала программная обзорная статья Анненского О современном лиризме, опубликованная в новом литературно-художественном журнале «Аполлон». Публикация там же представительной подборки стихотворений из новой книги была отложена на неопределенный срок. За статью пришлось извиняться в Письме к редактору. По-видимому, с этим была связана скоропостижная кончина Анненского: его вторая книга лирики «Кипарисовый ларец» опубликована посмертно в 1910. О ней весьма уважительно отозвались (в том же «Аполлоне») М.Волошин, Н.Гумилев, Вяч.Иванов; готовность признать «искренность» и оригинальность поэзии Анненского выразил несколько позже и Брюсов. Действительно, книга Анненского резко выделялась своеобразием построения, содержания, интонаций и поразительной художественной законченностью. Еще в Тихих песнях наметилось сочетание стихотворений по функциональному признаку – общности поэтического переживания и соответственного соотношения реалий: «мучительные сонеты», «фортепьянные сонеты», «бессонницы», «параллели» и т.д. В Кипарисовом ларце такое сочетание (Брюсов в рецензии назвал его «искусственным и претенциозным») приобрело устойчивый и принципиальный характер: разделы книги носили названия «Трилистники», «Складни» и «Разметанные листы», тремя годами предвосхитившие «Опавшие листья» В.В.Розанова. В полной мере реализована поэтическая установка «Тихих песен», которой Анненский в большой степени обязан французским символистам и в особенности Бодлеру: сочетание (нередко причудливое и даже несуразное) трагического, возвышенно-поэтического мировосприятия с будничными реалиями и разговорной речью. В первоначальном варианте книги эта установка явствовала из своеобразного эпиграфа – стихотворения в прозе в бодлеровском духе «Мысли-иглы». Результатом ее было впечатляющее поэтическое новаторство, которое оценили и на свой лад использовали как футуристы (в особенности В.В.Маяковский), так и акмеисты (в особенности А.А.Ахматова, для которой корректура «Кипарисового ларца» послужила поэтическим напутствием: она «была поражена и читала ее, забыв все на свете»). По-видимому (об этом свидетельствует Блок, в 1909 сблизившийся с Анненским), готовилась третья книга: о ее составе и характере можно судить по опубликованному сыном поэта В.Кривичем в 1923 и никем не замеченному сборнику Посмертные стихи; он включал такие шедевры лирики Анненского, как «Сила Господняя с нами», «Зимний сон», «Что счастье?», «Санкт-Петербург» и «Песни с декорацией». В 1921 в Петрограде состоялся вечер, посвященный памяти Анненского, по свидетельству В.Ходасевича, «собравший огромную аудиторию»; на нем «стихи Анненского читала Анна Ахматова». Несколько десятилетий после этого имя Анненского оставалось в забвении (правда, в 1939 по недосмотру вышел прекрасно подготовленный А.В.Федоровым сборник лирики в малой серии «Библиотеки поэта»). Скоропостижно скончался в Санкт-Петербурге 13 декабря 1909 года. Издания: Анненский И.Ф. Тихие песни. — Санкт-Петербург, 1904. (Под псевдонимом «Ник. Т-о»); Анненский И.Ф. Книга отражений. — Санкт-Петербург, 1906; Анненский И.Ф. Вторая книга отражений. — Санкт-Петербург, 1909; Анненский И.Ф. Кипарисовый ларец. — Санкт-Петербург, 1910; Анненский И.Ф. Стихотворения / Составление, вступительная статья и примечания Е.В.Ермиловой. — Москва: Советская Россия, 1987. — 272 страницы. (Поэтическая Россия); Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии / Вступительная статья, составление, подготовка текста, примечания А.В.Федорова. — Ленинград: Советский писатель, 1990. — 640 страниц. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.); Анненский И.Ф. 1909: Лекции по античной литературе. Санкт-Петербург. Литература: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — Москва: РИК «Культура», 1996. — 492 страницы. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8; Бреславец Т.И. Стихи И.Ф.Анненского и японская традиция // Вузовская наука начала XXI века : гуманитарный вектор : Юридические науки. Литературоведение. Языкознание. Психология : материалы I Всероссийская научая заочная конференция, Екатеринбург, апрель-май 2002 г. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2002. — Страницы 42-44.
1856
Джон Эдуард Редмонд (John Edward Redmond)
ирландский политический деятель. Родился в Баллитренте. Как и Чарлз Парнелл, выступал за гомруль, но в сотрудничестве с английскими политиками. К 1900 г. он стал лидером депутатов от Ирландской националистической партии в палате общин брит, парламента. Заручившись поддержкой Редмонда в отношении закона о парламентской реформе (1911), премьер-министр от Либеральной партии Асквит внес в 1912 г. на рассмотрение третий законопроект о гомруле. Однако из-за начала 1-й мировой войны, в которой Редмонд поддерживал Англию, принятие его было отложено. Резко отрицательно встретил известие об ирландском восстании 1916. Умер в Лондоне 6 марта 1918 года.
1858
Карл Ауэр фон Вельсбах (Carl Auer - Baron von Welsbach)
австрийский химик, член Венской Академии Наук (с 1911). Родился в Вене. Учился в Венском и Гейдельбергском университетах (1878-1882). С 1882 по 1887 г. работал в Венском университете, в 1887-1900 гг. – на химическом заводе близ Вены, производившем в числе прочего соли редкоземельных элементов. С 1900 г. – управляющий металлургического завода в Трайбахе (Каринтия), где основал большую химическую лабораторию, на основе которой позднее возникли Трайбахские химические заводы (Treibacher Industrie AG). Основные научные работы Ауэра фон Вельсбаха посвящены изучению редких земель. В 1885 г. он показал, что элемент дидим, открытый К.Г.Мосандером, является смесью двух других элементов, которые он назвал празеодимом и неодимом. В 1907 г. открыл кассиопий – последний металл в ряду лантаноидов; поскольку несколько ранее этот элемент открыл французский химик Ж.Урбэн, для него принято название лютеций.
Ауэр фон Вельсбах открыл также люминесценцию солей церия и других РЗЭ при высоких температурах. В 1885 г. он изобрёл и запатентовал газокалильную сетку, многократно усиливающую светимость газового пламени, использовавшегося тогда для освещения – т.н. "ауэровский колпачок".Ещё одним важнейшим изобретением Ауэра фон Вельсбаха стало применение цериево-железного сплава для изготовления искусственных кремней для зажигалок (1898). В 1900 г. Ауэр фон Вельсбах предложил использовать в электрических лампах накаливания осмиевую нить вместо угольной. Из-за дороговизны осмия это усовершенствование не получило распространения, однако предопределило переход на вольфрамовые нити, которые используются до настоящего времени. Умер 4 августа 1929 года.
1859
Виктор Клемент Жорж Филипп Лоре (французское имя - Victor Clement Georges Philippe Loret)
французский египтолог, знаменитый своими раскопками в Долине Царей.Виктор Лоре получал образование в Сорбонне параллельно с Гастоном Масперо и стал председателем Совета египетских древностей в 1897. Начиная с открытия гробницы Аменхотепа II (KV35) в 1898, он проводил регулярные исследования гробниц в Долине Царей. В гробнице KV35, кроме самого Аменхотепа II, были найдены также спрятанные там в начале XXI династии Третьего переходного периода мумии таких фараонов, как Тутмос IV, Аменхотеп III и Рамсес III. Виктор Лоре также открыл и исследовал гробницы KV32 (англ.)русск., KV33, KV36, KV38, KV40, KV41 и KV42. Кроме того, он считается первооткрывателем гробницы Тутмоса III (KV34, однако с эти не согласны отдельные специалисты, отдающие пальму первенства одному из его сотрудников. Умер 3 февраля 1946 года.
1859
Венцеслав Новак (Vjenceslav Novak)
видный хорватский писатель 1880—1890-х гг., автор многочисленных рассказов и романов, музыкальный критик. Родился в городе Сень. Печатался с 1881.В первый период творчества Новак интересовался главным образом этнографическими и пейзажными зарисовками хорватского приморья, с 1890-х гг. фиксировал внимание на социальной характеристике хорватского общества: чиновничества, мелкой буржуазии, городской бедноты, интеллигенции. Натуралистический роман-фельетон Новака, созданный под влиянием французского натурализма и русского реализма, интересен реалистическим анализом главным образом жизни городских низов и люмпен-пролетариата и преодолением обычных национально-романтических традиций. Творческий путь Новака заключен в хронологические рамки реакционного мадьяризаторского режима бана Куэна-Гедервари [1883—1903]. Национальный гнет, препятствующий нормальному экономическому развитию Хорватии, и быстрый рост капиталистических отношений в деревне, разрушивший патриархальную общину и создавший значительную резервную армию пролетариата, вступают в глубокое противоречие между собой. Характер этой эпохи и прогрессивная роль в ней хорватской буржуазии целиком определяют творчество Н. Среди хорватских реалистов 1880—1890-х гг. Новак занимает особое и видное место как выразитель идеологии городской мелкой буржуазии, связывавшей поступательное движение капитализма в деревне и обнищание населения с национальным гнетом. Лучшие романы Новака: «Pod Nehajem» [1892], «Nikola Baretic» [1896], «Poslejednje Stipanиice» [1899], «Dva Svijeta» [1901], «Tito Doric» [1906] и др. Недостатки его творчества: отсутствие широких социальных обобщений, натуралистическая фотографичность, часто неряшливость стиля и т. д. ). Умер в Загребе 20 сентября 1905 года. Сочинения: Djela, t. 1—12, Zagreb, 1932—1936; Djela, t. 1—3, Zagreb, 1951—1952 (литература). Библиография: Издание Полного собрания сочинений Новака предпринято в Загребе (1932). На русский язык переведены: Соломон, Санкт-Петербург, 1892 («Славянская библиотека» М.Лидерле, № 7); В гостях у нищего, «Мир божий», 1892, II; Dvornikovi L., V. Novak, «Nada», 1902; Ogrizovi M., Hrvatski pripovjedai, Zagreb, 1908; Livadi В., Vjenc. Novak, «Savremenik», 1906; Его же, Djelo В. Новака (Избране приповијести), 1925. Литература: Jyркови М., В. Novak, Београд, 1962.
1860
Клеофонте Кампанини (Cleofonte Campanini)
итальянский дирижер. Родился в Парме. Происходил из музыкальной семьи. Его старший брат – выдающийся тенор Итало Кампанини 1. Учился игре на скрипке и дирижированию в Пармской консерватории у Д.Феррарини, а также в Милане. Дебютировал в 1883 году в пармском театре «Реджо» оперой Кармен, затем с успехом исполнил Трубадура. В том же году его пригласили в США для участия в первом сезоне (1883/84) только открывшегося театра «Метрополитен», где он дебютировал в спектакле Миньон Тома. Затем последовали Сомнамбула Беллини и Мефистофель Бойто (оба в 1883). В 1884 он исполнил «Кармен» (премьера Метрополитен), а также Лючию ди Ламмермур, Севильского цирюльника и Дон Жуана. В дальнейшем выступал в театрах Италии. В 1888 провел в нью-йоркской Академии музыки американскую премьеру Отелло, где Дездемонe пела его будущая жена, сестра знаменитой певицы Луизы Тетраццини - Ева (1862-1938). Их брак состоялся в 1890 году. В 1902 Кампанини осуществил в миланском театре «Лирико» мировую премьеру оперы Адриана Лекуврер Чилеа. В 1902-1905 был музыкальным руководителем Ла Скала. В этот период он провел здесь мировые премьеры оперы «Сибирь» Джордано (1903) и Мадам Баттерфляй Пуччини (1904), которая, как известно, провалилась по причине неудачной двухактной компоновки партитуры опуса. Спустя несколько месяцев опера была триумфально исполнена вновь под управлением Кампанини в Брешии в обновленном трёхактном варианте с Крушельницкой в заглавной партии. В 1904-1912 гг. Кампанини ежегодно выступал в Ковент-Гардене, где дебютировал в Манон Леско Пуччини с участием Карузо (Де Грие). В своем первом английском сезоне Кампанини исполнил также оперы «Адриана Лекуврер» (английская премьера), Богема, «Кармен», Сельская честь, Фауст, Лоэнгрин, «Отелло», Паяцы, Риголетто. В 1905 к его прошлогоднему репертуару прибавились Аида, Бал-маскарад, «Мадам Баттерфляй». В 1906, наряду с текущим репертуаром, он исполнил Евгения Онегина (солисты Баттистини, Дестинн, Алчевский), а также Тоску и Травиату. В 1907 к его послужному списку добавились Джоконда Понкьелли и «Лорелея» Каталани. В 1908 триумфальный успех ожидал оперу Гугеноты Мейербера (солисты Л.Тетраццини, Дестинн, Дзенателло, Скотти и др.). Кроме «Гугенотов» он также выступил в опере Бизе Искатели жемчуга. Блестящим оказался спектакль «Отелло» с участием Мелбы, Дзенателло и Скотти. В 1909 Кампанини продирижировал Пеллеасом и Мелизандой Дебюсси, в 1910 «Севильским цирюльником». Наконец, в 1911 году состоялся Коронационный сезон (посвященный королю Георгу V). Маэстро участвовал в коронационном гала-концерте, программа которого состояла из фрагментов «Аиды», «Севильского цирюльника», Ромео и Джульетты Гуно и балета «Павильон Армиды» Черепнина, представленного дягилевской труппой. Надо отметить также проведенные в этом сезоне английские премьеры Девушки с Запада Пуччини и оперы «Секрет Сюзанны» Вольфа-Феррари с Липковской в заглавной партии. Была исполнена также Луиза Шарпантье. На открытии своего последнего английского сезона Кампанини исполнил «Кармен», затем в течение сезона ряд произведений текущего репертуара и английскую премьеру оперы «Ожерелье Мадонны» Вольфа-Феррари. Наряду с активнейшей творческой деятельностью в Лондоне Кампанини выступает и в Италии. Следует отметить, например, спектакль Нюрнбергские мейстерзингеры в Болонье (1904). Он также принимает в 1906 году предложение знаменитого импресарио О.Хаммерстайна-первого участвовать в созданной им труппе «Манхэттен-опера-групп» в Нью-Йорке. В течение трёх сезонов (1906-1909) Кампанини исполнил там множество опер, включая американские премьеры «Пеллеаса и Мелизанды» (1908) и «Луизы» (1908). Он также впервые в Америке исполнил ряд опер Массне, в том числе Таис. Среди заметных постановок также Сказки Гофмана Оффенбаха. После размолвки с Хаммерстайном Кампанини переехал в Чикаго, где и провел свои последние годы. Сначала (c 1910) он был главным дирижером Чикагской оперной компании, а с 1915 стал также и руководителем Чикагской оперной ассоциации. За эти годы ему удалось привлечь в театр ряд выдающихся артистов, среди них Скотти (1910-1911, 1915-1916), Липковская (1910-1911), Л.Тетраццини (1911-1913), Раиза (1913-1914 и с 1916), Альда (1914-1915), Крими (1916-1918). Но главным бриллиантом чикагской «короны», безусловно, стала Галли-Курчи, которую дирижер впервые услышал в Чикаго еще в 1910 году в партии Джильды. В 1916-1918 великая певица была в составе его труппы. Именно в этот период (1918) состоялись знаменитые гастроли театра в Нью-Йорке, где Галли-Курчи с блеском исполнила заглавную партию в опере Мейербера «Динора». Кампанини провел в Чикагской опере ряд американских премьер, в т. ч. премьеры опер «Секрет Сюзанны» (1911, на гастролях театра в Метрополитен), «Изабо» Масканьи (1917, в заглавной партии Раиза) и др. Маэстро не ограничивался деятельностью только на американском континенте. Он гастролировал и в Европе. Среди его континентальных выступлений следует отметить цикл оперных постановок в Париже в 1913 году, посвященных 100-летию Верди («Оберто», Набукко, «Бал-маскарад», «Аида», Фальстаф, Дон Карлос). Маэстро Кампанини принадлежит к плеяде крупнейших итальянских дирижеров своего времени, навсегда вписавших свое имя в историю оперного искусства. Умер в Чикаго 19 декабря 1919 года.
1862
Адольф (Франсуа) Аппиа (Adolphe Appia)
швейцарский художник и теоретик театра. Родился в Женеве. Шел к своим открытиям от музыки, которую в течение восьми лет (1880–1888) изучал в консерваториях Женевы, Парижа, Лейпцига и Дрездена, а затем стажировался в театрах Дрездена и Вены. Толчок к поискам новых принципов оформления спектаклей ему дали впечатления от постановок в Байрейте музыкальных драм Парсифаль (1882) и Тристан и Изольда (1886) Р.Вагнера. Аппиа поразило эстетическое несовпадение между тем, что звучало в музыке его любимого композитора и визуальным обликом спектаклей, который предлагали декораторы. Молодой музыкант и художник услышал в произведениях композитора образы иного рода и начал разрабатывать их в своих эскизах, постановочных заметках к отдельным операм и в теоретических трудах Сценическое воплощение вагнеровской драмы (1892), Музыка и ее сценическое воплощение (1895–1897). Аппиа стремился разработать такую структуру визуального оформления, как искусства пространственного, которая была бы адекватна структуре музыки, как искусства временного. Он писал: «время выражается в пространстве… движением. Пространство выражается во времени… различными длительностями, диктующими интенсивность движения». Отсюда задача художника – организовать пространство и в первую очередь пол сцены (площадки, ступени, подъемы, спуски и т.п.) для ритмического движения актеров. По его убеждению, объемной фигуре движущегося актера нужен реальный объем трехмерного пространства, освобожденный от живописи, сам принцип которой чужероден и «противопоказан сцене». Сценический свет, формирующий пространство, должен выявлять объемы, рождать разнообразные видения, создавая сложную светотень, которая изменяется в соответствии со сменой музыкально-драматических действий спектакля. Первоначально исходил из опыта романтического театра. Это ощущалось в стилистической манере некоторых эскизов 1890-х и к Золоту Рейна, к Валькириям, и к Тристану и Изольде. Вместе с тем в них очевидно влияние символизма. Для вагнеровских музыкальных драм предложил иное решение сценической среды, выходившее за пределы и романтизма (с его требованиями «локального колорита»), и символизма. Он считал, что действие должно происходить во времена доисторические и среди некоей могучей праприроды. Художник создавал образ как бы Вселенной, – всего мира, когда он только-только начинал возникать из хаоса, из разломов земной коры, из нагромождений гигантских масс и глыб. В этом мире еще не появилась даже растительность. Природные вертикали в нем – это горы, скалы, утесы, застывшие вулканические породы. В том случае, когда действие происходило «в лесу», художник показывал «лес» в виде мощных пилонов-сталактитов, «выросших» внутри гигантской пещеры и державших на себе каменную тяжесть ее свода. Эти формы как бы возникли в результате тысячелетних эволюционных сдвигов. И свет здесь – не солнечный и не лунный, а неизвестного происхождения. Некая идея света во всех ее градациях: от предельной яркости через сложную гамму полутонов светотени до кромешной тьмы. Словно рожденные из недр этого мира, на эскизах Аппиа возникают формы, сотворенные разумными существами. Что это за существа? Быть может, представители какой-то дочеловеческой, неземной цивилизации, сложившие из громадных каменных плит грандиозные стартовые площадки для своих космических летательных аппаратов? Когда же на эскизах Аппиа появились архитектурные формы человеческого происхождения, они напоминали градостроительную деятельность на заре человеческой цивилизации: площади, мощенные ровными прямоугольными каменными плитами, торжественный ритм ступеней, разновысокие площадки, кубообразные пилоны. Театральной сутью образов Аппиа были своего рода пьедесталы для выразительной подачи персонажей. Он формировал открытое к свету гармоничное пространство (несмотря на монументальность), рассчитанное на эпически укрупненные ритмы движений персонажа, на широкое и свободное звучание его голоса и пластику. Дорогу на сцену для Аппиа открыл Э.Жак-Далькроз, создатель Института ритмической гимнастики в Хеллерау, близ Дрездена. Они познакомились в 1906. Аппиа заинтересовался методом выражения музыки в пластических движениях, который разрабатывал один из профессоров женевской консерватории. И сделал серию эскизов Ритмическое пространство (1909–1910), в которых предложил Жак-Далькрозу разные варианты организации сценической среды. В их основе – сочетания широких свободных разновысоких площадок и соединяющих их пологих маршей лестниц, пандусов и т.п. Эта архитектура (в отличие от праархитектуры ранних эскизов вагнеровской серии) создана как бы усилиями разумных, цивилизованных существ. В ней преобладали четкие геометрические формы, рожденные воспоминаниями о древнеегипетской и древнегреческой классике и утверждавшие себя, как равные, среди стихий земли, неба, света. В 1911 в Институте Жака-Далькроза по проекту Аппиа были сооружены сценическое пространство и в нем – конструкция, на ступенях и сходах которой разворачивается действо представления Орфей и Эвридика Глюка: сначала композиция на тему нисхождения героя в ад (1912), а затем и всей оперы (1913). Сотрудничество Аппиа и Жака-Далькроза продолжилось в июне 1914 на швейцарском фестивале, где они показали праздничное представление и в 1920 в постановке на сюжет Эхо и Нарцис в женевском Институте. Постановочно-сценографические идеи Аппиа в отношении драм Вагнера реализовались на сцене при его жизни только в 1923 в спектакле Тристан и Изольда (миланский «Ла Скала»), который осуществлялся по эскизам, выполненным художником по специальному заказу дирижера А.Тосканини. И еще – когда Аппиа откликнулся на просьбу молодого режиссера О.Вальтерлина и прислал ему свои рисунки и планы, по которым тот поставил в Базеле Золото Рейна (1924) и Валькирии (1925). Однако не эти спектакли, а эскизные проекты оказали существенное воздействие на сценические искания ХХ века. Умер 29 февраля 1928 года в Нийоне, Швейцария.
1864
Роджер Дейвид Кезмент (Кейзмент; Roger David Casement)
участник ирландского национально-освободительного движения. Родился в Кингстауне, графство Дублин. В конце 19 - начале 20 вв., находясь на английской консульской службе, приобрел известность разоблачениями колониального грабежа в Бельгийском Конго, Перу, Бразилии. В ноябре 1914 прибыл в в надежде добиться военной поддержки ирландского движения со стороны германских правящих кругов. Однако его миссия окончилась неудачей. Стремясь предотвратить Ирландское восстание 1916, в успех которого без иностранной поддержки он не верил, Кезмент высадился в Ирландии с борта немецкой подводной лодки, но был 24 апреля 1916 арестован и повешен в Лондоне по приговору английского суда 3 августа 1916 года. В 1965 останки Кезмента перевезены на родину.
1864
Францискус Антониус Хубертус Схрейнемакерс (Franciscus Antonius Hubertus Schreinemakers)
нидерландский физикохимик. Родился в Рурмонде. С 1901 профессор Лейденского университета. Основные труды Схрейнемакерса относятся к области гетерогенных равновесий в тройных и многокомпонентных системах. Им предложен так называемый метод остатков (1893), позволяющий определять химический состав твёрдых фаз, кристаллизующихся в тройных системах без отделения этих фаз от маточного раствора. Даны способы изображения равновесий в тройных (1892) и в четверных системах (1907—1909), рассмотрены равновесия в тройных системах с областями расслоения (1913), а также установлены диаграммы состояния многих водно-соляных тройных и четверных систем. Работы С. широко используются в физико-химическом анализе, петрографии, металлургии и галургии. Умер в Рурмонде 20 февраля 1945 года. Литература: Jorissen W.P., F.А.Н.Schreinemakers, «Chemisch weekbiad», 1923, Jahr-gang 20, № 27 (имеется список трудов Схрейнемакерса).
1866
Джеймс-Джон Корбетт (James John Corbett)
американский боксёр-профессионал, выступающий в супертяжелом (Heavyweight) весе. Второй в современной истории чемпион мира по боксу. Джеймс Корбетт стал первым чемпионом мира по боксу в перчатках. В двадцать первом раунде он нокаутировал Джона Сулливана. И в этом не было ничего удивительного: Корбетт был на 8 лет моложе чемпиона и значительно лучше подготовлен. Корбетт внес много нового в методику тренировок боксеров: изобрел и применил "грушу", ввел прыжки со скакалкой, стал использовать для подготовки к бою другие виды спорта, в частности легкую атлетику. Он стал первым приверженцем жесткого режима, категорически выступал против употребления спортсменами алкоголя и табака, без чего в ту пору обходился редкий боксер. Бой с Сулливаном проходил 7 сентября 1892 года в Новом Орлеане в перчатках, которые весили 5 унций. Чтобы заинтересовать стороны и разжечь страсти на трибунах, был назначен заманчивый приз - 25 тысяч долларов. Завоевав мировое первенство, Джеймс Корбетт заботливо оберегал свой титул, избегая рискованных матчей. Только 17 марта 1897 года он потерпел поражение (был нокаутирован в четырнадцатом раунде) в бою с Робертом Фитцсиммонсом, который был допущен к встрече только после того, как принял американское гражданство. Это был первый бой, заснятый на кинопленку. Еще дважды Д.Корбетт пытался вернуть себе титул чемпиона в поединках с Д.Джеффрисом и оба раза неудачно. 11 мая 1900 года Джеффрис нокаутировал его в 23 раунде, а спустя 3 года 14 августа 1903г. в 10-ом раунде. После этого боя Джемс оставил бокс. Умер в Байсайде (Нью-Йорк, США) 18 февраля 1933 года. На истории жизни Джеймса основан фильм Джентльмен Джим.
1867
Дмитрий Петрович Сухов
выдающийся реставратор и архитектор, исследователь русской архитектуры, профессор, член-корреспондент Всесоюзной Академии архитектуры при ЦИК СССР, главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля, художник, педагог, автор множества графических реконструкций известных памятников архитектуры, защитник историко-культурного наследия России. Родился в Москве, в семье владельцев мастерской, бывших крепостных крестьян Московской губернии. В 1891 году окончил МУЖВЗ со званием классного художника архитектуры. В 1891 году работал помощником С.У.Соловьёва на реконструкции здания Строгановского училища (улица Рождественка, 11). С 1897 по 1900 — на строительстве Ходынских (Николаевских) казарм (улица Поликарпова, 19—21). С 1892 года работал преподавателем Строгановского училища. В 1897—1907 годах работал архитектором Московского уездного земства. В 1900—1908 годах выстроил производственные корпуса и рабочие казармы на фабрике В.И.Иокиша (Михалковская улица, 46), В.И.Иокиша, директора "Товарищества суконной мануфактуры «Иокиш» (Михалковская улица, 42). Объект культурного наследия регионального значения[2] В 1913 году — особняк на площади Журавлёва, 12; ряд небольших жилых домов. С 1905 года — действительный член Московского археологического общества. В 1910 году участвовал в создании женских строительных курсов. С 1918 — член только что созданной Коллегии по делам музеев, охране памятников искусства и старины. «В личности Сухова органически соединялись качества ученого и художника. Его акварели имеют самостоятельную художественную ценность. Он выставлял свои живописные работы как художник-пейзажист в Московском обществе художников в первые годы своей архитектурной деятельности. Две большие выставки акварелей — рисунки и реконструкции древних зданий, архитектурные композиции, эскизы театральных декораций — состоялись в Москве в 1958 и 1980 годах. Вместе с тем рисунок и живопись в работах Сухова подчинены предмету реставрации. Его архитектурные композиции — это рисунки-гипотезы, связанные с исследованием того или иного памятника. В них прослеживаются такие темы, как истоки русского искусства, зодчества Москвы, история постройки Собора Василия Блаженного, памятников Крыма, Киева, Новгорода, к которым он возвращается постоянно. Его рисунки объединяют разновременные произведения Сухова и выявляют главные направления его изысканий. Порой богатые идеями акварели Сухова реализуют высказанную им мысль о правомерности существования научной фантазии как одного из приемов реконструкции облика древних сооружений. Выполненные на основе ограниченных археологических и летописных данных, они играют роль модели исчезнувшего памятника, не дающей, по мнению Сухова, ни единственного, ни окончательного решения: на основании тех же фактов у других ученых могут возникнуть иные реконструкции, и именно это в конечном счете приблизит представление о памятнике к его истинному облику». С 1923 по 1933 годы — Главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля. При его активном участии реставрировались башни Московского Кремля и Успенский собор, Крутицкий теремок, Сухарева башня (уничтожена), Церковь Вознесения в Коломенском, Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панех, опекал Сретенский монастырь и другие. В 1923—1929 годах древний Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Кремле был изучен и реставрирован Д.П.Суховым и Н.Н.Померанцевым в его древней части. В 1949—1952 годах была проведена капитальная реставрация. В 1920-х годах исследовал и провёл реконструкцию Храма Гребневской Божией Матери (на Лубянке, уничтожена); с первых дней вместе с П.Д.Барановским, А.В.Щусевым занимался научной реставрацией Троице-Сергиевой Лавры, что позволило в 1940 году объявить весь комплекс памятников архитектурным заповедником; возглавив комиссию, определил задачи и руководил работами по ремонту-реставрации Феодосийской мечети XII века после землетрясения 1927 года в Крыму. В 1930-х годах принимал участие в спасении Храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной, Храма Покрова в Филях. Возглавил комиссию по изучению и сохранению древних зданий Болгарского Городища. Более сорока лет посвятил Д.П.Сухов восстановлению облика Храм Василия Блаженного. Он считал, что «Покровский Собор — такое же высокое произведение русского гения, как „Слово о полку Игореве“ или как живопись Андрея Рублева». Во время войны был членом Комиссии по охране памятников Комитета по делам искусств при СНК СССР. Осенью 1941 года Комиссия по охране памятников архитектуры Академии Архитектуры СССР, руководимая профессором Д.П.Суховым, произвела защитный обмер и изучение древнего Храма Трифона в Напрудном и приняла меры к консервации «раскрытого» памятника. «Сам памятник архитектуры должен составлять план реставрационных работ, он же должен вести и работы. Бойся всякого насилия над ним, не навязывай ему своих мыслей и желаний. Заставь говорить памятник, пусть он расскажет о своих нуждах. В процессе реставрационных работ продолжай слушать его голос. Не пророни ни слова, помни, что самые ценные сведения ты получишь именно во время реставрационных работ, когда сможешь проникнуть в глубь стен, разобрать поздние закладки, заглянуть в фундаменты. Если сам памятник будет главным твоим советчиком, то ты его не загубишь и не исказишь» (Дмитрий Сухов). «Помни одно, между исследователем и памятником должен возникнуть контакт, тогда ты разгадаешь его тайны, между тобой и древним зодчим-строителем должен завязаться живой разговор. Научись ставить вопросы, а памятник будет отвечать. Учись слушать „голос“ храма. Вопросы должны быть четки, а ухо — чутко» (Дмитрий Сухов). Умер в Москве 24 декабря 1958 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1980 году в Музее архитектуры имени Щусева состоялась выставка рисунков Д.П.Сухова. Литература: Художественный сборник работ русских архитекторов и гражданских инженеров. — Москва, 1890—1891, 1; 1892—1893; Зодчий. — Санкт-Петербург, 1911, 21, страница 239; Зодчий. — Санкт-Петербург,1912, 4, страница 29; Ежегодник ОАХ, 1911, страницы 166—168; 1913, страница 161; Харламова A. M., Эрн И. В.Д.Сухов // Зодчие Москвы. XX век. — Москва: Московский рабочий, 1988; РГАЛИ, фонд 680, опись 2, д.ело247; опись 3, дело 40; Русское зодчество / Академия строительства и архитектуры; редакторы: Д.П.Сухов, П.Н.Максимов, А.Г.Чиняков. — Москва : Госстройиздат, 1957 —Выпуск 7 : Памятники архитектуры второй половины XIX — начала XX в. Чертежи и фотографии : альбом. — 34 страницы : 46 ББК 72; Сухов Д.П. Русское зодчество в 6 выпусках. Академия Архитектуры СССР. Институт истории и теории архитектуры. Чертежи и фотографии. С описанием. м. Государственного издательства литературы по строительству и архитектуры. 1953 г.
1868
Александр Григорьевич Шлихтер (партийные псевдонимы Апрелев, Евгенев, Никодим, Ананьин, Нестеров)
советский государственный и партийный деятель, политолог, учёный-экономист. Жена — Евгения Самойловна Шлихтер. Родился в Полтавской губернии Российской империи, в семье столяра, бывшего в то время вюртембергским подданным (дед его эмигрировал в Россию в 1818 г.). Со стороны матери Шлихтер происходит из среды раззорившихся среднепоместных польских помещиков Полтавской губернии, дворян. В 1882 году дед и отец Александра приняли русское подданство, а сам он принял русское подданство по достижении совершеннолетия, уже в бытность свою в университете. Учился в классической гимназии. Сначала, до 7-го класса, в городе Лубнах, а в 7-м и 8-м учился в прилукской гимназии. Незадолго до выпуска отказался учиться, организовал забастовку учащихся и был исключен из гимназии. В 1888 закончил среднее образование уже в качестве экстерна при лубенской гимназии. В 1889—1891 годах учился сперва в Харьковском университете на физико-математическом факультете, откуда был исключен со второго курса, а затем в Бернском университете на медицинском факультете, которого также не окончил. С 1891 года вёл социал-демократическую работу на Украине. В 1892 году вошёл в качестве студента-медика в один из отрядов по борьбе с холерой и проработал в разных местах Полтавской губернии 3—4 месяца. Был арестован по делу о пропаганде среди гимназистов. Был приговорен к ссылке на пять лет в северо-восточные уезды Вологодской губернии (гор. Сольвычегодск). В ссылке Шлихтер заболел туберкулёзом лёгких, и департамент полиции разрешил ему выехать в Самарскую губернию для лечения кумысом на 3 месяца, каковой срок затем, вследствие тяжелого состояния здоровья, был продлен впредь до выздоровления. В Самаре в течение четырёх лет работал в земской статистике. Сотрудничал в социал-демократической газете «Самарский Вестник». После окончания срока надзора в 1902 году, Шлихтер переехал в Киев, где получил место в управлении юго-западных железных дорог, сначала в качестве секретаря железнодорожного органа «Вестник юго-западных дорог», а затем занял большое, по тому времени, место по мощника начальника пассажирского отд. службы сборов в управлении юго-западных дорог. В Киеве он сразу же вступил в члены киевского комитета РСДРП, где работал в качестве литератора по составлению революционных прокламаций и лектора пропагандистских кружков среди рабочих. В 1903 году в качестве члена киевского комитета участвовал в коллективе, руководившем знаменитой забастовкой на юге России. В 1904 году, с началом «весны» Святополк-Мирского, принимал открытое участие в легальных банкетных выступлениях в Киеве. В 1905 году, с началом эпохи забастовок конторских железнодорожных служащих, Шлихтер принимал участие в организации забастовочного комитета на юго-западных железных дорогах в качестве его председателя. Движение завершается всероссийскими съездами железнодорожных служащих и рабочих в Москве, из которых первый и второй съезды в апреле и июле избрали Шлихтера своим председателем. В октябре 1905 возглавлял многотысячные революционные митинги в Киеве. После объявления Манифеста 30 октября возглавлял массовые выступления, в ходе которых революционная толпа заняла и разгромила здание Киевской городской думы и завершившиеся столкновением с полицией и войсками и погромом. Был объявлен в розыск, скрылся за границу, затем два года жил в Финляндии, выполняя поручения в качестве агента ЦК. Делегат V съезда РСДРП в Лондоне, на который он получил мандат от организации козловских железнодорожных мастерских Тамбовской губернии. На съезде Шлихтер был под псевдонимом Евгеньев, а на векселе о получении от англичанина денег, необходимых на выезд делегатов съезда в Россию, подписан Никодим. В сентябре 1907 г. был командирован большевистским ЦК в Москву на избирательную кампанию в 3-ю Государственную Думу. В 1907—1908 годах — член Московского комитета РСДРП. В феврале 1908 возвратился в Санкт-Петербург. В июле 1908 был арестован в Ярославле. После установления личности он был отправлен в Киев для предания суду по революционной деятельности в 1905 году. В Киеве он просидел в крепости Косой Капонир около 9 месяцев, был предан военно-окружному суду за призыв к вооруженному восстанию 31 октября 1905 г. (статья 129 Уголовного Уложения), за призыв к организации народной милиции и за оскорбление величества во время произнесения речей с балкона городской думы во время народного митинга 31 октября 1905 г. в Киеве (статья 103 Уголовного Уложения). По 103 статье (каторга до 8 лет) был оправдан за недостаточностью улик, а по 129 получил максимум, предусмотренный этой статьей, а именно — ссылку на поселение в Сибирь с лишением всех прав состояния. В Сибири Шлихтер пробыл до Февральской революции 1917 года. После Февральской революции 1917 — член Красноярского губкома партии и губисполкома. Прибыл в Петроград в конце мая 1917 года. Делегат VI съезда РСДРП(б). Во время Выступления 17 июля был на улицах Петрограда. В октябрьские дни 1917 — член Московского комитета партии и МВРК. В ноябре 1917 народный комиссар земледелия РСФСР, с декабря 1917 по февраль 1918 года — нарком продовольствия РСФСР. С марта 1918 чрезвычайный комиссар продовольствия Сибири, а затем Пермской, Вятской, Уфимской и Тульской губерний. В 1919 — наркомпрод Украины. В 1920—1921 годах — председатель Тамбовского губисполкома. Неудачно боролся с тамбовскими повстанцами, за что был снят с должности. С 1921 года — на дипломатической работе, член коллегии НКИД СССР. Работал в Финляндии в качестве председателя смешанной комиссии. В 1922—1923 годах — полпред и торгпред СССР в Австрии, в 1923—1927 уполномоченный и член коллегии НКИД на Украине. В 1927—1929 годы — наркомзем Украинской ССР. Действительный член Комакадемии при ЦИК СССР с 1930 года, академик Академии Наук УССР с 1928 года, академик Академии Наук Белорусской ССР с 1933 года, доктор экономических наук (1936). В 1931—1938 годы вице-президент Академии Наук Украинской ССР, одновременно директор Украинского института марксизма-ленинизма(1930—1933) и президент Всеукраинской ассоциации марксистско-ленинских институтов (ВУАМЛИН). Делегат XIV-XVII съездов ВКП (б). С 1923 года — член ЦК КП(б)У, в 1926-1937 гг. — кандидат в члены Политбюро ЦК КП(б)У. Делегат V Конгресса Коминтерна (1924). Член ВЦИК, ЦИК СССР. С 1923 года — член Президиума ЦИК Украинской ССР. Умер 2 декабря 1940 года. В честь А.Г.Шлихтера была названа улица в Киеве (Днепровский район), в 2011 году переименована в Вифлеемскую. Так же названа улица в городе Харькове (Киевский район, Большая Даниловка). Так же названа улица в городах Тамбове и Ефремове. Сочинения: Кустарные промыслы Енисейской губернии. Красноярск, 1915; Экономическое положение крестьян и «инородцев» Туруханского края. Красноярск, 1916; К вопросу о ренте городских земель. Mосква, 1919; Ильич, каким я его знал. Ленинград, 1926; На баррикадах революции. Харьков, 1927;Проблеми соціялістичної реконструкції сільского господарства. Харків, 1930; Вибрані твори. Київ, 1959. Литература: Вирнык Д.Ф. Жизненный путь большевика. (Москва, 1960); Кабанов В.В. Временный заместитель народного комиссара земледелия А.Г.Шлихтер // Первое советское правительство / научный редактор А.П.Ненароков (Москва, 1991).
1870
Васса Иосифовна Епифанова
художница, жена художника А.А.Бучкури. Уpоженка Воpонежа. В 1893–1898 гг. занималась в Воронежской бесплатной pисовальной школе под pуководством художников Л.Г.Соловьева и М.И.Пономаpева. В 1898 г. В.И.Епифанова уехала учиться в Санкт-Петербургскую студию княгини М.К.Тенишевой, а завеpшила обучение в Академии художеств в мастеpской И.Е.Репина в 1904 г. В пеpиод обучения пpинимала участие в создании каpтины-диоpамы к 200-летию основания Петеpбуpга «Основание Петеpбуpга» (1903). Участница выставок с 1904 г. С 1905 г. начинается совместная выставочная деятельность В.И.Епифановой и А.А.Бучкуpи, а в 1906 г. они стали супpугами. На зимние сезоны уезжали в Петеpбуpг, а летом их твоpческой мастеpской становилась дача в селе Подгоpном под Воpонежем. Автор жанровых картин и портретов. Основной в твоpчестве В.И.Епифановой стала тема жизни и быта pусской деpевни. В поpтpетах женщин-кpестьянок, написанных маслом, пастелью, акваpелью, она стpемилась пеpедать наpодный идеал женской кpасоты, своеобpазие и кpасочность национального костюма. В 1920–1930-е гг. её каpтины пеpестали появляться на выставках. Из пpоизведений художницы сохpанились немногие. Большая часть осела в частных коллекциях и погибла. Умерла 5 августа 1942 года. Работы Епифановой хранятся в музеях Ярославля, Одессы, Санкт-Петербурга. В Воpонежском областном художественном музее имени И.Н.Кpамского находится единственная каpтина В.И.Епифановой «Девушка в полушубке» (1915). По свидетельству очевидцев, А.А.Бучкуpи и В.И.Епифанова были pасстpеляны фашистами во двоpе немецкой комендатуpы на улице 9 янваpя. Выставка живописи художников В.Епифановой и А.Бучкури состоялась в Воронеже в 1970 г.