1850
Георгий Порфирьевич Судейкин
один из руководителей политического сыска в России, жандармский подполковник (1882), организатор политической провокации, так называемой дегаевщины. С начала 1870-х гг. служил в Киевском губернском жандармском управлении, в 1879 раскрыл Киевскую организацию «Народной воли». С начала 1881 заведующий агентурой Санкт-Петербургского охранного отделения; с 1882 инспектор секретной полиции (специально учрежденная для Судейкина должность). С. вовлек на путь предательства С.П.Дегаева, который выдал охранке В.Н.Фигнер. Судейкин намеревался в сотрудничестве с Дегаевым организовать убийство министра внутренних дел Д.А.Толстого и великого князя Владимира Александровича и, напугав этим правительство, получить пост министра внутренних дел, а затем ликвидировать остатки революционной организации. Планы Судейкина были открыты признавшимся в предательстве Дегаевым, при содействии которого Судейкин был убит в Санкт-Петербурге завербованным им Сергеем Дегаевым и членами организации «Народная воля» 28 декабря 1883 года. Литература: Дегаевщина. (Материалы и документы), «Былое», 1906, №4; Седов М.Г., Героический период революционного народничества, Москва, 1966, страницы 316-328.
1852
Эдвин Маркэм (Edwyn Markham)
американский поэт. Родился в городеОрегон (штат Орегон), в семье фермеров-пионеров, принявших участие в т. н. орегонской одиссее - переезде через континент с востока на запад. Был фермером, наездником на диких лошадях, владельцем ранчо, занимался самообразованием, в 18 лет стал школьным учителем учителем, директором школы. Самая известная поэма «Человек с мотыгой»(1899), по картине Милле. В собственном творчестве Маркэм находился под множеством влияний, или, лучше сказать, веяний того времени, смешивая мотивы социального протеста с мистицизмом, извлечённым из опыта религиозного поэта-мистика Т.Д.Фарриса.
Назову слепым себя я,
Коль, порывом вдохновленный,
Вижу всё, не замечая
Человека — центр Вселенной.
Можно новый мир построить,
Славу взять и дать надежду…
Всё напрасно, всё пустое,
Если я остался прежним!
Маркэм находил в себе самых разных авторов: К.Маркс и Ш.Фурье; Э.По и Шелли; Дж.Рёскин и Карлейль. Одно из лучших его стихотворений «Человек с мотыгой» (1899) навеяно одноименной картиной Ф.Ж.Милле. Маркэма знали многие известные писателями Америки. Существует и такая версия, что Ф.Норрис вывел его в своем романе «Спрут» в образе поэта-мистика Пресли. Умер 7 марта 1940 года.
1856
Гранвилл Вудc (Granville Woods)
американский изобретатель. Родился в Колумбусе (штат Огайо). Работал с 10 лет – сначала в механической мастерской, затем кочегаром и машинистом на железной дороге в штате Миссури, после этого – на прокатном стане. С 1876 по 1878 изучал электротехнику и механику в одном из колледжей восточных штатов. Работал инженером на железной дороге Цинциннати. Первый патент Вудс получил в 1884 на изобретение топки парового котла особого устройства. В 1885 он изобрел «телеграфонию» – систему, которая позволяла передавать звук по телеграфным линиям. В 1887 запатентовал индукционный телеграф для приема и передачи сообщений с движущихся поездов. В числе других его изобретений – электромеханический и электромагнитный тормоза для железных дорог (1887), роликовый верхний токоприемник для электропитания трамваев от контактного провода (1888), плавкий предохранитель для предотвращения электротравм при случайном прикосновении к контактному проводу (1889). Впоследствии Вудс продал свои патенты компании «Дженерал электрик» и другим крупным корпорациям. Переехав в Нью-Йорк, в начале 1890-х годов Вудс вместе с братом запатентовал системы экстренного торможения и устройства для питания электротранспорта от третьего контактного рельса. Вудсу принадлежат также изобретения устройства для плавного уменьшения освещения в зрительном зале, регулятора частоты вращения электродвигателя (1896) и инкубатора для птицеферм (1900). Умер в Нью-Йорке 30 января 1910 года.
1856
Макс Маргулес (Max Margules)
австрийский метеоролог. Родился в местечке Броды, Галиция, ныне Украина. Учился в Вене (1872-1876) и Берлине (1879-1880). Работал в Австрийском метеорологическом институте (1877-1879, 1882-1906). Основные труды по динамической метеорологии. Показал, что основной причиной возникновения циклона является неустойчивое положение масс воздуха в атмосфере. Сформулировал условия устойчивости поверхности раздела двух воздушных масс. Умер в Перхтольдсдорфе, близ Вены, 4 октября 1920 года. Литература: Хргиан А.Х., Очерки развития метеорологии, Ленинград, 1948.
1856
Иван Мырквичка (Мърквичка)
болгарский живописец и график чешского происхождения. Родился в Видиме, ныне Чехия. Учился в пражской (1873—1876) и мюнхенской (1876—1877) Академиях Художеств. Приехал в Болгарию в 1881. В 1882—1889 — учитель рисования в гимназии г. Пловдива. С 1889 жил в Софии, преподавал рисование в тамошней гимназии. Один из основателей болгарского Общества поощрения искусств (1894). С 1896 по 1921 — профессор и многолетний директор Гос. рисовального училища в Софии, в создании которого он принимал активное участие. В 1923 вернулся на родину. Мырквичка изображал сцены из народной жизни. Обычно это многофигурные композиции, исполненные в манере академического реализма, усвоенного во время обучения в Мюнхене. В первый, пловдивский, период пребывания в Болгарии в его жанровых картинах преобладает интерес к местным обычаям, народным костюмам, национальной архитектуре и пейзажу (Базар в Пловдиве, 1888; День поминовения <Задушница>, ок. 1889, обе — София, Национальная галерея). Тогда же им исполнены многочисленные рисунки и акварели, изображающие крестьян. После переезда в Софию творчество Мырквички меняется. Образы крестьян в его произведениях становятся глубже и серьезнее, в самой живописной системе усиливается трезвый реалистический подход. По-иному выглядят теперь в его работах и любимые им сцены сельских праздников. Такова, например, его картина Рученица (1894, София, Национальная галерея). Действие происходит в деревенской корчме, в центре — двое крестьян увлеченно, азартно исполняют народный танец — рученицу. Но не только стихия пляски интересует здесь художника. Его внимание привлекают разнообразные типы крестьян, наблюдающих за этим зрелищем. Сдержанные сероватые тона, лишь слегка оживленные пятнами красного в костюмах главных персонажей, определяют колористический строй произведения. В конце 1890-х мастер обращается к историческим темам, к трагическим эпизодам болгарской истории в период османского ига, изображает лучших деятелей болгарского просвещения (Отец Паисий, около 1898, София, Национальная галерея). В последней картине, исполненной в почти романтическом духе, воссоздан вдохновенный лик монаха Хиландарского монастыря, автора Истории Болгарии, написанной в 1760-х и ставшей своеобразным знаменем национального возрождения страны. В начале XX столетия Мырквичка написал ряд тонких и выразительных портретов деятелей болгарской культуры. Творчество художника и его длительная педагогическая работа сыграли важную роль в развитии реалистического искусства Болгарии. Умер в Праге 16 мая 1938 года. Литература: Львова Е. Иван Мырквичка. Москва, 1955; Протич А. Иван Мърквичка. София, 1955.
1857
Руджеро Леонкавалло (итальянское имя - Ruggero Leoncavallo)
итальянский композитор. Родился в Неаполе. Учился в консерватории в Неаполе у Л.Росси по классу композиции и у Б.Чези по классу фортепьяно. В 1878 году окончил литературное отделение Болонского университета. В своём творчестве придерживался принципов оперного веризмa. Автор более чем 20 опер. Самая популярная его опера — «Паяцы» (либретто Леонкавалло, 1892, театр «Даль Верме», Милан), которая вместе с «Сельской честью» Масканьи является эталоном веристской оперы. Также знамениты его оперы «Богема» (1897; один из вариантов перевода — «Жизнь Латинского квартала»), «Заза» (1900). Автор оперетты «Королева роз» (1912), балета «Жизнь марионетки», романсов, фортепьянных сочинений. Умер в Монтекатини-Терме (Италия) 9 августа 1919 года. Библиография: Торадзе Г. Руджеро Леонкавалло и его опера «Паяцы». Москва, 1960.
1858
Макс Карл Эрнст Людвиг Планк (Max Karl Ernst Ludwig Planck)
немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой теории. Родился в Киле. Учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, в последнем прослушал курс лекций физиков Гельмгольца и Кирхгофа и математика Вейерштрасса. А это же время тщательно проработал труды по термодинамике Клаузиуса, во многом определившие направление исследований Планка в эти годы. В 1879 стал доктором философии, представив к защите диссертацию О втором законе механической теплоты. В своей диссертационной работе рассмотрел вопрос о необратимости процесса теплопроводности и дал первую общую формулировку закона возрастания энтропии. Через год после защиты получил право на преподавание теоретической физики и пять лет читал этот курс в Мюнхенском университете. В 1885 стал профессором теоретической физики Кильского университета. Самой значительной его публикацией в этот период стала книга Принцип сохранения энергии, получившая премию на конкурсе философского факультета Гёттингенского университета. В 1889 Планк был приглашен в Берлинский университет на должность экстраординарного профессора, через три года был назначен ординарным профессором. В первые годы пребывания в Берлине занимался вопросами теории теплоты, электро- и термохимией, равновесием в газах и разбавленных растворах. В 1896 Планк начал свои классические исследования в области теплового излучения. Занявшись решением задачи о распределении энергии в спектре излучения абсолютно черного тела, он в 1900 вывел полуэмпирическую формулу, которая при высоких температурах и больших длинах волн удовлетворительно описывала экспериментальные данные Курлбаума и Рубенса, а при коротких волнах и низких температурах переходила в закон Вина. В процессе теоретического обоснования своей формулы Планк пришел к ошеломляющему выводу: он обнаружил, что уравнение справедливо только при одном совершенно новом представлении, а именно: при излучении энергия испускается или поглощается не непрерывно и не в любых количествах, а лишь неделимыми порциями – «квантами». При этом энергия кванта пропорциональна частоте колебания и новой фундаментальной постоянной, имеющей размерность действия. Сейчас эту фундаментальную константу называют постоянной Планка. День 14 декабря 1900, когда Планк доложил в Немецком физическом обществе о теоретическом выводе закона излучения, стал датой рождения квантовой теории и новой эры в естествознании. Впрочем, теория, предложенная Планком как обоснование выведенной им формулы, не привлекала внимания ученых вплоть до 1905, когда революционную идею квантов использовал А.Эйнштейн, распространив ее на сам процесс излучения и предсказав существование фотона. В 1918 Планк был удостоен за свою теорию Нобелевской премии по физике. Сам же ученый на закате жизни признал, что много лет подряд пытался «как-нибудь встроить квант действия в систему классической физики», однако это ему не удалось. Большое значение имели работы Планка по теории относительности. В 1906 он вывел уравнения релятивистской динамики, получив выражения для энергии и импульса электрона. В 1926 Планк оставил свой пост в Берлинском университете (где его преемником стал Э.Шрёдингер), но продолжал активно участвовать в его научной жизни, а также читал публичные лекции по физике. В 1912–1938 он был непременным секретарем Берлинской Академии Наук, долгое время был президентом Общества кайзера Вильгельма (с 1948 – Общество Макса Планка). Будучи обязанным по должности засвидетельствовать свое почтение Гитлеру, имел в 1933 беседу с ним, которую пытался использовать для того, чтобы предотвратить массовое увольнение ученых-евреев. Во время Второй мировой войны Планк перенес немало лишений. Последние годы его жизни были омрачены гибелью сына, казненного за участие в покушении на Гитлера 20 июля 1944. Умер в Гёттингене 4 октября 1947 года. На его могильной плите выбиты только имя и фамилия ученого и численное значение постоянной Планка.
Памятник Максу Планку работы Бернхарда Хайлигера во дворе Берлинского университета. Личная жизнь Планка была отмечена рядом трагедий. Его первая жена Мария Мерк, от которой у Планка было двое сыновей и дочери-двойняшки, умерла в 1909 году. Через два года Планк женился на своей племяннице Марте фон Хёсслин, от которой у него тоже родился сын Герман. Старший сын Планка погиб в Первую мировую войну, а обе его дочери умерли при родах. Второй сын Эрвин был казнён 20 июля 1944 за участие в заговоре против Гитлера. Решив заниматься теоретической физикой, Планк сообщил об этом своему семидесятилетнему преподавателю в Мюнхенском университете Ф.Жолли. Жолли попытался отговорить студента, объясняя, что изучение теоретической физики завершено и не стоит заниматься бесперспективным направлением. Планк был известен своим остроумием. «Научная истина торжествует по мере того, как вымирают её противники». Планк доказывал, что чайная чашка имеет две ручки, развёрнутые на 360°. В знаменитом докладе «Религия и естествознание» (май 1937) Планк писал: «Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов». Среди многочисленных трудов ученого – Лекции по теории теплового излучения (Vorlesungen über die Theorie der Warmestrahlung, 1906), Введение в теоретическую физику (Einführung in die theoretische Physik, Bd. 1–5, 1916–1930), Пути физического познания (Wege zur physikalischen Erkenntnis, 1933).
1861
Станислав Ленц
польский живописец и график. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1877-1879), варшавском Рисовальном классе (1879-1880) у В.Герсона, в Академии Художеств в Мюнхене (1880-1884) и академии Жюлиана в Париже (1884-1887). Директор и профессор Школы изящных искусств в Варшаве (1909-1920). Мастер пластически четкого психологического портрета (портреты А.Яблоновского, 1900; М.Френкеля, 1902). Неоднократно обращался к темам социальной борьбы.
1864
Николай Константинович Высоцкий
советский геолог и горный инженер. По окончании Санкт-Петербургского горного института (1891) работал в Геологическом комитете. Специалист по геологии платиновых месторождений. Основные работы посвящены характеристике важнейших промышленных районов Урала (месторождения платины Исовского и Нижнетагильского районов, Кочкарский и Челябинский золотоносные районы). В. составил подробное описание третичных и четвертичных отложений Западной Сибири. Высоцкому принадлежат региональные очерки к геологической карте Урала (1931).
1865
Александр Овсепович Цатурян
армянский поэт-демократ, переводчик. Печатался с 1885 г. С 1888 г. жил в Москве. Первый сборник "Стихотворения" вышел в 1891 г. Изображал труд, страдания и мечты родного народа (цикл "Из песен страдания", 1893), борьбу рабочих против угнетателей ("Колыбельная работницы", 1910). В сборнике сатирических стихов "Шутки пера" (1901) высмеивал пороки богачей и церковников. Перевел на армянский язык и издал сборник "Русские поэты" (книги 1-2, 1905). Многие стихи автора стали народными песнями.
1867
Сергей Андреевич Ильин
поэт, фельетонист, актёр, музыкант, дирижера, общественный деятель
1867
Йоханнес Андреас Гриб Фибигер (Johannes Andreas Grib Fibiger)
датский микробиолог и патологоанатом. Родился в Силькеборге. Ученик Р.Коха и Э. фон Беринга. В 1900-05 директор института клинической бактериологии; с 1900 профессор патологии Копенгагенского университета. Работы Фибигер способствовали развитию экспериментальной онкологии, в частности исследованию роли канцерогенных веществ. В 1912 обнаружил у подопытных крыс опухоли желудка, возникавшие при скармливании им тараканов, зараженных личинками паразитического червя спироптеры (Нобелевская премия, 1926). Впоследствии специфическое канцерогенное влияние спироптеры не подтвердилось. Умер в Копенгагене 30 января 1928 года. Сочинения: Untersuchungen ьber eine Nematode…, «Zeitschrift fьr Krebsforschung», 1913, Bd 13, S. 217-80. Литература: Secher К., The Danish cancer researcher Johannes Fibiger professor in the university of Copenhagen, Cph. — L., 1947.
1870
Василий Александрович Ягодин
протоиерей, святой Русской православной церкви, причислен к лику святых как священномученик в 2000 году для общецерковного почитания. Родился в селе Ключи, Керенский уезд, Пензенская губерния, Пензенская губерния, в семье священника. В 1890 окончил Пензенскую духовную семинарию. Назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. Женился (жена Юлия Яковлевна), имел трех дочерей. В 1891 рукоположен во священника к храму в селе Ильмино Пензенской губернии. В 1895 назначен военным священником в укрепление Чикишляр Закаспийской области. C 1904 года — священник 221-го пехотного Троицко-Сергиевского полка в Москве и благочинный 56-й пехотной дивизии. В 1911 назначен настоятелем собора в крепости Свеаборг Нюландской губернии (совр. Финляндия). В 1911 возведен в сан протоиерея митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским). В 1918 назначен в храм преподобного Харитона Исповедника в Москве по просьбе общины храма. 16 апреля 1931 года был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Бутырскую тюрьму. Проходил по групповому делу «Алексинского Ф.Н. и др. Москва. 1931 г.» Через три дня был освобождён за недоказанностью обвинения. Весной 1937 года был назначен настоятелем московского Богоявленского кафедрального собора в Дорогомилове вместо арестованного протоиерея Александра Лебедева. 11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. На показания одного из лжесвидетелей отвечал: Мы — старики, нам жить осталось мало, нужно молодежь воспитывать в духе христианской истины, молодежи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа, который снова возродится как великая национальная держава…Виновным в антисоветской агитации себя не признал. «Тройка» УНКВД по Московской области постановлением от 20 декабря 1937 года приговорила протоиерея Василия к расстрелу по статье 58 пункты 10—11 за «руководство контрреволюционной фашистской группой церковников». Расстрелян 22 декабря 1937 года вместе со священником Александром Буравцевым и погребён на Бутовском полигоне. В 1921 награждён палицей. В 1923 Патриарх Тихон наградил его митрой. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Деянием Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 13—16 августа 2000 года в городе Москве. День памяти: 22 декабря и в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских.
1872
Александр Изгоев (псевдоним; настоящее имя -Арон Соломонович Ланде)
русский политик, философ и публицист, идеолог партии кадетов, биограф Столыпина, издатель антисоветской газеты "Борьба". Родился в Вильнюсе в семье учителя раввинского училища. Учился в Томском университете, принимал участие в студенческом движении, был членом ЦК Партии народной свободы (конституционно-демократической). Публиковался в журналах "Свобода и Культура", "Русская мысль", газете "Речь", сборниках "Вехи" и "Из глубины". Перед 1-й мировой войной предсказал, что к власти придут "крайние левые, которые первыми утопят кадетов, а затем меньшевиков". Арестовывался большевиками в 1918–1919 и 1919–1921, 1922, а в ноябре 1922 выслан за границу. Умер в Хаапсалу (Эстония) 11 июля 1935 года.
1872
Артур Фаруэлл
американский композитор, фольклорист.
1873
Арнольд Геннеп (Арнольд ван Геннеп)
французский этнограф, фольклорист, исследователь первобытной религии; президент Общества французских этнографов (1952-1957), основатель ряда этнографических изданий. Автор многочисленных трудов по общей этнографии и этнографии Франции. Первым из французских этнографов применил метод этнографического картографирования.
1874
Альфонсо Кастальди
румынский композитор и дирижер. В 1905-1940 гг. профессор Бухарестской консерватории. Ученики: М.Андрику, А.Алессандреску, Д.Куклин, Й.Н.Оттеску и др. Среди сочинений: для оркестра – симфония (1920), симфония «Герой без славы» (1925), триптих «День», сюита «Румынские впечатления» (1910), поэмы и др.
1875
Элиас Зильберштейн (Elias Silberstein; псевдоним - Janet Frank)
австрийский шахматист. Умер в Нью-Йорке 8 сентября 1957 года.
1876
Айно Акте-Яландер
финская певица (меццо-сопрано). Дочь Э.Ш.Акте и композитора и певца Л.Н.Акте. Пению обучалась у своей матери и в парижской Консерватории. Впервые выступила как концертная певица в 1893 г. В 1897-1903 гг. пела в "Гранд-Опера" (Париж), в 1904-1906 гг. в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). На Парижской всемирной выставке в 1900 году принимала активное участие в организации финских музыкальных концертов. Одновременно выступала в финских оперных театрах, гастролировала в Англии и других странах. Партии: Эльза, Елизавета ("Лоэнгрин" и "Тангейзер" Вагнера), Тоска (одноименное произведение Пуччини) и др. В 1911 году группа выдающихся личностей, во главе с Айно Акте основала оперный театр (с 1956 г. - Финская национальная опера). Помимо этого, Акте устроила в 1912 году в небольшом городе Савонлинна оперный фестиваль, главной сценой которого стал двор крепости Олавинлинна, построенной в 15-м веке. В течение 1912-1916 годов фестиваль проводился четыре раза, и в 1930-е годы было сделано две попытки возродить его. Но лишь в конце 1960-х годов в Савонлинне возродились оперные фестивали. Едва ли Айно Акте могла подозревать, что ее авторитет как певицы, сделавшей международную карьеру, станет прочной основой финского оперного искусства 1970-х и 1980-х годов. Автор мемуаров. Умерла 8 августа 1944 года.
1876
Пьер Амп
французский писатель. Инженер. В 1908 выступил как новеллист (сборник "Десять рассказов, написанных в департаменте Нор"). Содержание романов "Свежая рыба" (1908, русский перевод, 1925), "Шампанское" (1909, рус. пер. 1925), "Рельсы" (1912, русский перевод, 1925), "Победа машин" (1920) - не история людей, занятых трудом, но сам процесс производства, фетишизированный как безличная выработка продуктов, где роль человека сводится к функции инструмента, машины, которую надо уметь культурно эксплуатировать к выгоде его хозяев. Классовую борьбу Амп рассматривал как источник анархии. Идеализированную оценку капиталиста - организатора производства дал в романе "Шерсть" (1931). Один из создателей т. н. производственного романа, Амп фактически подменял искусство сухим репортажем.
1876
Артур Мёллер ван ден Брук (немецкое имя - Arthur Moeller van den Bruck)
немецкий писатель, переводчик Мопассана, Эдгара По, Достоевского, консервативный публицист. Родился в Золингене. Учился в Берлине, Париже, Италии. Детище и пропагандист австрийско-немецкого модерна. В 1907 году вернулся в Германию, в 1914 записался в армию добровольцем. Ван ден Брука в целом можно назвать идеологическим провозвестником национал-социализма, хотя отнюдь не все связанные с нацизмом идеи для него характерны. Гитлера не принял, в том числе из-за его «пролетарской примитивности». После тяжёлого нервного срыва покончил с собой. Многие труды были опубликованы посмертно. Идеи Мёллера ван ден Брука активно использовались нацистами, используются сегодня «новыми правыми» во Франции, национал-фундаменталистами и национал-радикалами в России. Умер в Берлине 30 мая 1925 года. Сочинения: Stilismus (1901); Der neue Humor varietestil (1902); Die moderne Literatur (1902); Das junge Wien (1902); Das Thйвtre franзais (1905); Die Deutschen, unsere Menschengeschichte (1905, 8 томов); Die Zeitgenossen: Die Geister — Die Menschen (1906); Verschwarmte Deutshe (1906); Goethe (1907); Die italienische Schцnheit (1913); Der PreuЯische Stil (1916); Das Recht der jungen Vцlker (1918); Das Dritte Reich (1923); Rechenschaft ьber Russland (1933). Публикации на русском языке: Третий рейх// Полис, 2003, № 5 (=[1]); Миф о вечной империи и Третий рейх. Москва: Вече, 2009. Литература: Adam R. Moeller van den Bruck. Kцnigsberg: Grдfe und Unzer, 1933; Schwarz H. Moeller van den Bruck, der politische mensch. Breslau: W.G. Korn, 1933; Boehm M.H. Ruf der Jungen; eine Stimme aus dem Kreise um Moeller van den Bruck. Freiburg im Breisgan: Urban-Verlag, 1933; Fechter P. Moeller van den Bruck; ein politisches schicksal. Berlin: Frundsberg-verlag g.m.b.h., 1934; Rцdel H. Moeller van den Bruck, standort und wertung. Berlin: O. Stollberg, 1939; Schwierskott H.-J. Arthur Moeller van den Bruck und der revolutionдre Nationalismus in der Weimarer Republik. Gцttingen: Musterschmidt-Verlag, 1962; MaaЯ S. Kдmpfer um ein drittes Reich. Arthur Moeller van den Bruck und sein Kreis. Kiel: Regin-Verlag, 2010; Harrison Silfen P. The vцlkisch ideology and the roots of Nazism; the early writings of Arthur Moeller van den Bruck. New York: Exposition Press, 1973; Stern F. The Politics of Cultural Despair: a Study in the Rise of Germanic Ideology. Berkeley: University of California Press, 1974; Goeldel D. Moeller van den Bruck (1876—1925), un nationaliste contre la rйvolution: contribution а l'йtude de la «rйvolution conservatrice» et du conservatisme allemand au XXe siиcle. Frankfurt/Main; New York: P. Lang, 1984; Lauryssens S. The Man Who Invented the Third Reich: The Life and Times of Arthur Moeller Van Den Bruck. New York: Sutton Publishing, 2003; Balistreri A.G. Filosofia della konservative Revolution: Arthur Moeller van den Bruck. Milano: Lampi di stampa, 2004; Алленов С.Г. Артур Мёллер ван ден Брук и «русские истоки» немецкой «консервативной революции».
1876
Иван Александрович Джавахишвили
советский историк, академик Академии Наук СССР (1939). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). В 1899 окончил факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. С 1902 приват-доцент Санкт-Петербургского университета по кафедре армяно-грузинской филологии. В 1918 профессор и декан филологического факультета, в 1919-1926 ректор Тбилисского университета. Общественные взгляды Джавахишвили формировались под влиянием революционного движения в России. В 1905 написал работу "Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в." (издание 1906). В 1919-25 председатель Грузинского историко-этнографического общества. С 1937 директор Музея имени Шота Руставели. В 1937-1940 руководил Мцхетской археологической экспедицией. Основные труды по древней и средневековой истории Грузии (изданы на грузинском языке): "История грузинского народа" (тома 1-4, 1908-1949), "История грузинского права" (тома 1-2, 1928-1929), "Экономическая история Грузии" (тома 1-2, 1930-1934), "Основные вопросы истории грузинской музыки" (1938) и др. История грузинского народа рассматривается в тесной связи с историей соседних народов. Большое внимание уделил развитию источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ("Задачи, источники и методы истории прежде и теперь", тома 1-4, 1916-1926; "Древне-грузинская историческая литература", 1916; "Грузинская нумизматика и метрология", 1925; "Грузинская палеография", 1926; "Грузинская дипломатика", 1926). Разыскал и опубликовал большое количество ценных источников по истории Грузии. Участвовал в создании первого учебника по истории Грузии. Занимался изучением общих проблем этногенеза народов Кавказа ("Введение в историю грузинского народа", 1937). Имя Джавахишвили присвоено Институту истории Академии Наук Грузинской ССР. Сталинская премия СССР (1947). Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 11 ноября 1940 года. Литература: Киквидзе А., Академик И.А.Джавахишвили, "Историк-марксист", 1941, № 1.
1876
Борис Помпеевич Мультановский
советский метеоролог, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1935). Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Санкт-Петербургский университет (1899). С 1900 работал в Главной физической (с 1924 геофизической) обсерватории. Научные работы относятся к климатологии. Разработал основы синоптического метода долгосрочных прогнозов погоды. Руководил работами по оперативному составлению долгосрочных прогнозов для народного хозяйства. Ввел так называемые сборные карты с целью анализа развития синоптических процессов на больших площадях и за длительные отрезки времени. Умер в ленинграде 4 марта 1938 года. Сочинения: Основные положения синоптического метода долгосрочных прогнозов погоды, часть 1, Москва, 1933. Литература: Андреева Е.В., Андреев Ю.Н., Б.П.Мультановский - основоположник метода долгосрочных прогнозов погоды, Ленинград, 1950 (имеется список работ Мультановского).
1876
Джон Л. O'Хэнлон (John L.O'Hanlon)
ирландский шахматист. Девятикратный чемпион Ирландии (1913, 1915, 1925, 1926, 1930, 1932, 1935, 1936, 1940). Умер в Дублине 20 февраля 1960 года.
1877
Ляо Чжун-кай
китайский революционер-демократ, соратник Сунь Ят-сена. Родился в Сан-Франциско. В 1903 примкнул к революционному движению. В 1905 вступил в революционную организацию Тунмэнхой. Активный участник буржуазной Синьхайской революции (1911—1913). После ее поражения эмигрировал в Японию, где был одним из руководителей китайской революционной партии Чжунхуа гэминдан. В 1917—1918 и 1921—1922 входил в состав правительства Сунь Ят-сена в городе Гуанчжоу. С февраля 1923 министр финансов гуандунского революционного правительства. Активно содействовал созданию в 1924 единого революционного фронта на основе сотрудничества гоминьдана и компартии Китая. На 1-м съезде гоминьдана в январе 1924 был избран членом ЦИК гоминьдана и членом Постоянного комитета гоминьдана. Руководил рабочим и крест, отделами ЦИК гоминьдана, был также губернатором провинции Гуандун. После смерти Сунь Ят-сена (март 1925) продолжал борьбу за осуществление его революционной программы. Выступал за дружбу с Советским Союзом. Был убит в Гуанчжоу правыми гоминьдановцами, организовавшими на него покушение 20 августа 1925 года. Сочинения: Ляо Чжун-кай цзи (Сочинения), Пекин, 1963. Литература: Хэ Сян-нин, Воспоминания о Сунь Ят-сене, перевод с китайского, Москва, 1966; ее же, Воды хойи (Мои воспоминания), в книге: Синьхай гэмин хойн лу (Воспоминания о Синьхайской революции), том 1, Пекин, 1961.
1880
Михаил Михайлович Фокин
русский артист балета, балетмейстер, педагог. Родился в Санкт-Петербурге и в возрасте 9 лет был принят в Санкт-Петербургское театральное училище. В 1898 окончил Санкт-Петербургское театральное училище по классу Н.Г.Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901-1911 преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище (ученики - Е.П.Гердт, Л.В.Лопухов и другие.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909-1912 и 1914 участвовал в Русских сезонах в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Фокин стремился осуществить реформу балетного театра. Каждому спектаклю придавал неповторимый облик, создавал балеты, решенные единым хореографическим языком, обращался к танцевальному фольклору и смежным искусствам; классический танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразительными средствами. Эстетическая программа Фокина включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить мироощущение современного ему зрителя. Каждый спектакль Фокина делал психологически осмысленным, драматически напряжённым, театрально действенным. Обращаясь к симфонической музыке, не предназначенной для балета, Фокин продолжил искания в области танцевального симфонизма и обособил бессюжетный балет, построенный по законам музыкально-хореографической разработки, как самостоятельный жанр. Действительность в балетах Фокина представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей. Как танцовщик Фокин обладал благородной грациозной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классического репертуара). Среди постановок Фокина: в Мариинском театре - "Павильон Армиды" Черепнина, "Египетские ночи" Аренского, "Шопениана" на музыку Шопена, "Исламей" на музыку Балакирева, и др.; для Русских сезонов - "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Бородина; балеты "Жар-птица", "Петрушка" Стравинского, "Дафнис и Хлоя" Равеля, и др. Для А.П.Павловой поставил хореографический этюд "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. В 1934-1935 работал в "Гранд-Опера", в 1936-1939 - в труппе "Балле рюсс де Монте-Карло". В 1923-1942 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете. Скончался в Нью-Йорке 22 августа 1942 года.
1881
Михаил Алексеевич Бихтер
российский пианист и дирижер, заслуженный деятель искусств России (1938). Ученик А.Н.Есиповой (фортепьяно) и Н.Н.Черепнина (дирижирование). В 1912-1917 гг. — дирижёр Театра музыкальной драмы в Санкт-Петербурге. Специализировался в области камерного ансамбля и аккомпанемента как артист и педагог. Был выдающимся пианистом-ансамблистом. Выступал с певицами М.И.Бриан, Н.И.Забелой-Врубель, певцом И.А.Алчевским и в особенности с В.О.Духовской, с которой начиная с 20-х гг. много гастролировал по стране. С 1934 г. — профессор Ленинградской консерватории по классу камерного пения.
1882
Вирджиния Вулф
английская писательница и литературный критик. Дочь видного литературного критика Лесли Стивена, жена известного литератора и реформатора-фабианца Леонарда Вулфа, вместе с которым она в 1917 г. основала издательство «Хогарт-пресс», осуществившее первые публикации произведений самой Вулф. В романах «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927) наиболее ярко проявляется ее манера повествования, основанная на том, что истина остается вечно ускользающей, непроясненной, неокончательной и с неизбежностью субъективной. Главенствующим понятием становится не истина о человеке и мире, но «истинность видения», подчиненного философским концепциям Вулф. Окончательный разрыв с традицией изображения жизни в ее объективных взаимосвязях происходит в «Волнах» (1931), которые, как и посмертно изданная книга «Между актами» (1941), представляют собой опыт полностью бесфабульного повествования. Требования свободного самовыражения личности, которая не должна ощущать себя скованной условностями, заполняют страницы многих эссе Вулф и ее дневников (посмертно изданных в пяти томах, 1977-1984).
1882
Алберт Коутс (Coates)
английский дирижер и композитор. Родился в Санкт-Петербурге. Музыкальное образование завершил в Лейпцигской консерватории. Был учеником и ассистентом А. Никиша. Дебютировал как оперный дирижер в Лейпциге, работал в оперных театрах Эльберфельда, Дрездена и Мангейма (1906-1910). В 1911-1919 дирижер Мариинского театра в Санкт-Петербурге (Петрограде), где поставил многие русские оперы. В 1913 гастролировал в "Ковент-Гардене" в Лондоне, где жил с 1919, выступал как оперный и концертный дирижер. В 1923-1925 преподавал в Истменской школе музыки в Рочестере (США), дирижировал там симфоническим оркестром. Гастролировал в США и крупнейших музыкальных центрах Европы. Неоднократно выступал в СССР (впервые в 1926). С 1946 жил в Южной Африке, руководил симфоническим оркестром Йоханнесбурга, преподавал в Кейптаунском университете. Коутс - выдающийся интерпретатор многих русских классических опер, произведений А.Н.Скрябина и опер Р.Вагнера. Автор нескольких опер и симфонической поэмы "Орел", фортепианных пьес и песен. Умер в Милнертоне, близ Кейптауна, 11 декабря 1953 года.
1884
Иван Иванович Шмальгаузен
советский биолог, зоолог, теоретик эволюционного учения, академик Академии Наук СССР (1935) и Академии Наук Украинской ССР (1922), заслуженный деятель науки УССР (1935). Окончил Киевский университет (1907). Ученик А.Н.Северцова. Профессор Воронежского (с 1918), Киевского (с 1921) и Московского (1939–1948) университетов, в 1939–1948 в Московском университете заведовал организованной им кафедрой дарвинизма. В 1930–1941 директор Института зоологии и биологии Академии Наук УССР и в 1936–1948 директор Института эволюционной морфологии Академии Наук СССР (ныне Институт эволюционной морфологии и экологии животных имени А.Н.Северцова Академии Наук СССР). В 1948–1955 старший научный сотрудник, в 1955–1963 заведующий лабораторией эмбриологии Зоологического института Академии Наук СССР. Основные труды по сравнительной анатомии и эмбриологии, эволюционной морфологии, происхождению наземных позвоночных, изучению процессов роста организмов, феногенетике и формообразованию, теории эволюции, биокибернетике. В 1920–1930 сформулировал универсальный закон роста, базировавшийся на количественном анализе, и выработал методику определения константы роста, имевшую большое прикладное значение. Одновременно изучал развитие качественных признаков в онтогенезе и показал всю сложность и генотипическую обусловленность их формообразовательных взаимозависимостей. С конца 1930 Шмальгаузен занимался общебиологическими проблемами, неизменно придерживаясь их диалектико-материалистического истолкования. Он обогатил материалистическую теорию эволюции Ч. Дарвина разработкой проблемы целостности организма в индивидуальном и историческом развитии, введением теории стабилизирующего отбора и исследованием механизмов как эволюционного процесса, так и индивидуального развития в качестве авторегулируемых систем. Этим Шмальгаузен предвосхитил ряд положений кибернетики, с позиций которой он в 1950–1960 изложил эволюционную теорию. Научное наследие Шмальгаузена оказало и продолжает оказывать большое влияние на развитие биологии. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, Золотой медалью имени И.И.Мечникова Академии Наук СССР, Дарвиновской медалью Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина». Умер в 1963 году.
1886
Змитрок Бядуля (настоящее имя - Самуил Ефимович Плавник)
белорусский советский писатель. Родился в бедной еврейской семье. Печататься начал в 1910 на белорусском и русском языках. Первый сборник лирических рассказов - "Образки" (1913). На раннем творчестве Бядули сказалось влияние импрессионизма. В условиях социалистической действительности достиг творческих успехов. На материале устной народной поэзии написал "Полесские басни" (1922) и поэму "Ярила" (1922). Автор рассказов из эпохи Гражданской войны и жизни дореволюционного крестьянства, историческая повести "Соловей" (1927), сборник рассказов "Необычайные истории" (1931), романа "Язэп Крушинский" (книги 1-2, 1929-32), в котором разоблачается контрреволюционная сущность кулачества и буржуазных националистов, автобиографические повести "В дремучих лесах" (1939). Скончался 3 ноября 1941 года в дороге во время эвакуации. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1887
Карел Громадка (Karel Hromadka)
чехословацкий, ранее австро-венгерский, шахматист и шахматный теоретик; национальный мастер (1909). Родился в Гросвайкерсдорфе. Победы на международном турнире в Вильно (1912; высшее достижение) и в Млада-Болеславе (5-й конгресс Чехословацкой шахматной федерации, 1913) выдвинули Громадка в число ведущих шахматистов страны. Победил в чемпионате Праги (1926), турнире «Эвони» (Прага, 1927), национальном турнире (Подебради, 1936). Именем Громадка назван вариант индийской защиты: 1.d4 Kf6 2.с4 с5 3.d5 g6. Умер в Праге 16 июля 1956 года.
1887
Анатолий Анатольевич Дуров
выдающийся артист цирка, клоун-сатирик и дрессировщик, сын Анатолия Леонидовича Дурова. Родился в Санкт-Петербурге. Детство и юность прошли в Воронеже. Окончил реальное училище, помогал отцу на манеже. Самостоятельный дебют в цирке состоялся в Рязани в 1914 году (псевдоним Толли). Выступал в Москве и Нижнем Новгороде. За одну из дерзких шуток был выслан в Вятскую губернию. После смерти отца (1916) года Дуров унаследовал его аттракцион и стал выступать под именем А. Дуров — младший. В 1917 году ему удалось выехать на гастроли за границу. В Германии, Франции, Италии Дуров имел шумный успех. На родину возвратился в 1925 году, гастролировал по стране. В августе 1926 года приехал в Таганрог и решил здесь обосноваться. Купил дом, перевёз семью и своих зверей. Во время гастролей в Ижевске погиб на охоте от случайного выстрела 19 ноября 1928 года. Урна с прахом артиста находилась в Таганроге. В 1998 году произведено захоронение на старом городском кладбище.
В Таганроге в декабре 1988 г. открыт музей А.А.Дурова (переулок А.Глушко, 44).
1887
Ене Терж
венгерский актер. В 1906 г. окончил Институт театрального искусства (Будапешт). Работал в различных венгерских театрах, в том числе в театре «Вигсинхаз», в Национальном театре. С 1914 г. снимался в кино. Играл роли в фильмах: «Желтая лилия» (1914), «Оливер Твист» (1919), «Безымянная крепость» (1920), «Поезд призраков» (1933), «Сказочное авто» (1934), «Сто одиннадцатый» (1937), «Черные бриллианты» (1938) и др.
1888
Жорж Филиас Ванье
канадский военный и государственный деятель, дипломат, генерал-майор (1942). Окончил колледж Лойолы в Монреале, а затем изучал право в университете Лаваля. Во время 1-й мировой войны в составе 22-го батальона Канадских экспедиционных войск участвовал в боевых действиях во Франции. Ванье был тяжело ранен во время боев у Шериси (1918) и ему была ампутирована левая нога. После демобилизации - практикующий юрист в Монреале. С 1921 адъютант генерал-губернатора Канады лорда Бинга, позднее стал высокопоставленным сотрудником ведомства генерал-губернатора С 1925 командир 22-го Королевского полка. В 1928 переведен на дипломатическую службу и включен в состав канадской военной делегации при Лиге Наций. С 1931 секретарь ведомства высшего комиссара (посла) в Лондоне. В 1939 назначен канадским полномочным министром во Франции, оставался на этом посту до капитуляции Франции в 1940. В 1940-1941 член Объединенного американо-канадского совета обороны. В 1941-1942 начальник 5-го военного округа (Канада). В 1943-1944 министр при союзных правительствах, находящихся в изгнании в Лондоне. В 1944 министр при французском правительстве Ш.де Голля. В 1944-1953 посол во Франции. Делегат Канады на Парижской мирной конференции. В 1953 вышел в отставку, занимал пост директора Bank of Montreal, Credit Foncier Franco-Canadien и Standard Life Assurance Company. В августе 1959 назначен генерал-губернатором Канады. Скончался 5 марта 1967 года.
1889
Иван Николаевич Берсенев (настоящая фамилия - Павлищев)
русский актер, режиссер. Народный артист СССР (1948). Родился в Москве. Детство и юность провел в Киеве; отец, управляющий торговой фирмой, умер, когда сыну было 7 лет. Увлекаться театром Берсенев начал еще в гимназии, посещал спектакли с участием М.Заньковецкой, П.Саксаганского, Е.А.Лепковского и др. В восьмом классе гимназии поступил в драматическую школу А.А.Лепковского. Участвовал в любительских спектаклях, ездил с группой молодых актеров на гастроли в Бердичев и Житомир. Гимназистам запрещалось выступать на сцене, и он изменил свою фамилию на Берсенев. По окончании гимназии поступил на юридический факультет Киевского университета. Участвовал в любительских спектаклях в Народном доме. В роли купца Федора Ластовкина (Рабочая слободка Е.Карпова) привлек внимание антрепренера Киевского театра Соловцова И.Дуван-Торцова, который и пригласил его в свою труппу. В 1907 Берсенев поступил в труппу Театра Соловцова, первая роль – Родэ в Трех сестрах А.Чехова в постановке К.А.Марджанова (Марджанишвили), встречу с которым актер считал счастливым событием в своей актерской судьбе. Играл Морица (Пробуждение весны Ф.Ведекинда), Константина (Чертушка А.Амфитеатрова). В следующем сезоне вместе с Марджановым перешел в Одессу в антрепризу М.Багрова, затем режиссер Н.А.Попов снова пригласил его в Соловцовский театр. С успехом исполнял ведущие роли в пьесах А.Островского – Митя (Бедность не порок), Жадов (Доходное место), Иоганнес (Одинокие Г.Гауптмана), Малькольм (Макбет У.Шекспира), герцог Рейхштадский (Орленок Э.Ростана), Глуховцев (Дни нашей жизни Л.Андреева), Арман (Дама с камелиями А.Дюма) и др. 15 апреля 1911 Берсенев был принят в труппу Московского Художественного театра. Его первые роли в МХТ: Фортинбрас (Гамлет, постановка Г.Крэга, режиссёры К.Станиславский и Л.Сулержицкий), Судебный следователь (Живой труп Л.Толстого). За годы работы в Художественном театре (1911–1919) сыграл около 20 ролей, среди них многочисленные, часто заметные вводы: гусар Курчаев (На всякого мудреца довольно простоты А.Островского), Родэ (Три сестры Чехова, 1912), Фетюкович (Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому, 1912), Загорецкий (Горе от ума А.Грибоедова, 1914), Петя Трофимов (Вишневый сад Чехова, 1917), Глумов (На всякого мудреца довольно простоты, 1918). Роли в премьерных спектаклях: Мухин (Где тонко, там рвется И.Тургенева, 1912), Алеша (Екатерина Ивановна Андреева, 1912), Савелов (Мысль человека Андреева, 1914), молодой человек (Пир во время чумы А.Пушкина, 1915) и др. Выдающимся было исполнение роли Петра Верховенского (Николай Ставрогин по роману Достоевского Бесы, режиссёры Немирович-Данченко и В.Лужский, 1913). После голодной московской зимы 1918–1919 Берсенев задумал гастроли артистов МХТ на Украине. Гастролируя в Харькове, группа во главе с В.И.Качаловым оказалась отрезанной от Москвы событиями гражданской войны – в Харьков вступила добровольческая армия Деникина. Начались гастрольные странствия «качаловской группы» сначала по югу России (Крым, Одесса, Ростов, Екатеринодар, Поти, Тифлис, Батуми), затем за рубежом (Константинополь, София, Белград, Загреб, Вена, Прага, Братислава, снова Вена, Берлин и др.). В мае 1922 группа вернулась в Москву. 1 декабря 1922 Берсенев был приглашен в 1-ю Студию МХТ как актер и член правления студии, которая 7 сентября 1924 была реорганизована в МХТ 2-й, который был «сложнейшим, интереснейшим творческим организмом, ареной столкновения несхожих, а порой и полярно противоположных индивидуальностей и художественных устремлений». Его возглавил Михаил Чехов, главным помощником стал Берсенев. Огромное влияние на него М.Чехова проявилось в его актерских работах: Бир (Потоп Г.Бергера, 1923), думский секретарь Минутка (Расточитель Н.Лескова, 1924), Аблеухов (Петербург А.Белого, 1925), про которого П.Марков писал: «Отлично схвачена речь, колеблющаяся и вкрадчивая походка: образ скользит между иронией и лирикой». Большой интерес вызвала сравнительно небольшая роль Бориса Годунова в спектакле Смерть Иоанна Грозного А.Толстого (1927) – «государственный муж большого ума и силы», «по-лисьему хитрый Годунов, образ, построенный на внешней бесстрастности и вкрадчивости движений и интонаций». Следующими были Беня Крик (Закат И.Бабеля, 1928), Иудушка Головлев (Тень освободителя по М.Салтыкову-Щедрину, 1931), Пьер Массубр (Мольба о жизни Ж.Деваля, 1935). После решения М.Чехова в 1928 покинуть пост директора и художественного руководителя МХАТа 2-го, Берсенев назначен сначала заместителем директора, а потом директором и художественным руководителем театра. Как режиссер впервые выступил в 1925, поставив пьесу Н.Венкстерн В 1825 году (совместно с Б.Сушкевичем), в 1929 вместе с А.Чебаном поставил пьесу А.Афиногенова Чудак (исполнил роль Горского), имевшую большой успех (более 500 представлений). Затем последовали Униженные и оскорбленные по Достоевскому (1932), Часовщик и курица И.Кочерги (1934, совместно с С.Бирман), Мольба о жизни Деваля (1935, с режиссёром Б.Нордом). В 1936 МХАТ 2-й был закрыт. Берсенев два года работал в Театре имени МОСПС как актер и режиссер. Здесь он поставил Салют, Испания! Афиногенова (1936, исполнил роль Хозе) и Порт-Артур Л.Никулина (1938). Большой удачей актера было исполнение роли Дон Гуана (Каменный гость Пушкина, режиссёр Бирман, 1937). С январе 1938 по декабрь 1951 Берсенев – актер и бессменный руководитель Театра имени Ленинского комсомола. Вехами этого театра стали спектакли Нора Х.Ибсена (1939), Парень из нашего города К.Симонова (1940), Фронт А.Корнейчука (1942), Так и будет Симонова (1944), Наш общий друг Венкстерн по роману Ч.Диккенса (1946) и др. Здесь им были созданы выдающиеся актерские работы – Хельмер (Нора), Протасов (Живой труп Л.Толстого, режиссёр Бирман, 1942), Сирано де Бержерак (одноименная пьеса Э.Ростана, режиссёр Бирман, 1943). В кино Берсенев снимался мало. Его первая роль – в фильме Слезы (режиссёр Е.Бауэр, 1914), затем Алеша (Екатерина Ивановна по Л.Андрееву, 1918), Цветы земли и неба по роману С.Жеромского Грех (1916), Павел (Мать по М.Горькому, режиссёр А.Разумный, 1919). Самое яркое достижение в кино – роль Карташева в фильме Великий гражданин (режиссёр Ф.Эрмлер, 1 серия 1938, 2 серия 1939). Умер в Москве 25 декабря 1951 года.
1889
Кароль Дурман
голландский адмирал, проигравший японцам битву за Яву.
1890
Марсель Л'Эрбье
французский режиссер. Получил юридическое образование. Увлекался литературой и эстетико-символистским театром. На его первых литературных опытах (статьи, рассказы, стихи, пьесы) так же, как и на его первых сценариях «Поток» (1917) и «Полуночный ангел» (1917), сказалось влияние декаданса. Дебютировал как режиссер экспериментальным фильмом «Призраки» (1918), который остался незавершенным. По заказу службы французской пропаганды в США снял фильм «Роза-Франция» (1919). Такими фильмами, как «Карнавал истин» (1919), «Эльдорадо» (1920), «Бесчеловечная» (1923), он приобрел известность как один из ведущих мастеров, противостоящих своим творчеством коммерческому кино. В 1950-х гг. оставил режиссуру, занимался педагогической и административной деятельностью. Был основателем (1943) и бессменным ректором Высшей школы кинематографии и почетным президентом Ассоциации киноавторов.