-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109712
Комментариев: 6802
Написано: 118185


19 марта родились...

Понедельник, 19 Марта 2012 г. 00:05 + в цитатник
 (520x698, 134Kb)
1862
Георгий Константинович Праве
русский краевед, общественный и музейный деятель, просветитель, коллекционер, профессор, Герой Труда (1922). В 1905 г. на основе переданной им в дар г. Ставрополю научной коллекции по решению городской думы был создан Ставропольский музей наглядных пособий имени Г.К.Праве (ныне - Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве). Родился в Санкт-Петербурге. Его отец служил в экспедиции по раздаче платья для деревенских питомцев при воспитательном доме. Георгий Константинович был зачислен на казенный счет (как тогда говорили, на казенный кошт) в санкт-петербургское Коммерческое училище и закончил его с похвальной грамотой и званием кандидата коммерции. У Георгия была мечта поступить в Университет, но в связи со смертью отца он вынужден был пойти на работу. В Государственном банке отношения с высокомерным директором не сложились, и Георгий перешел на работу в частную сельскохозяйственную контору. Вскоре ему предложили занять место управляющего в одном из крупных крымских имений. К тому времени у Георгия Константиновича развился туберкулез, которым он заразился от отца, и крымское предложение показалось ему шансом излечиться в теплом климате. Он стал усиленно изучать сельское хозяйство. Однако вследствие той же болезни он вынужден был оставить службу и в сельхозконторе. В мае 1885 года он перебрался из Санкт-Петербурга в Ставрополь - вместе с женой и двухлетней дочкой Зинаидой. Здесь он поступил на должность бухгалтера ставропольского отделения Крестьянского Поземельного банка. Тогда же он решил стать нотариусом. Управляющий банка Дмитрий Никифорович Никитин сыграл решающую роль в дальнейшей жизни Георгия Константиновича - в складчину с Иваном Поликарповичем Кувшинским он внес за Праве 6000 рублей залога, необходимого при поступлении на должность нотариуса (тогда имущественная ответственность нотариуса обеспечивалась залогом). Разумеется, таких денег у Праве не могло быть. Георгий Константинович сдал экзамен "…в умении правильно излагать акты и в знании форм нотариального производства и необходимых для исполнения этой должности законов". Экзаменующая комиссия тогда состояла из Председателя окружного суда, старшего нотариуса и окружного прокурора. Экзамен сдал с первой попытки. Еще по приезде в Ставрополь Георгий Константинович увлекся краеведением и просветительской работой. Он организовал первую в Ставрополе бесплатную библиотеку, возглавлял училищную комиссии Городской Думы, создал городской музей учебных пособий, который влился в Ставропольский краеведческий музей, и ныне носящий его имя, наряду с Г.Н. Прозрителевым. Работа нотариусом продолжалась до революции. После фактической отмены Положения о нотариальной части и ликвидации нотариальных контор, Георгий Константинович полностью посвятил себя главному увлечению жизни - краеведению, просветительской работе и музейному делу. Новые власти назначили Г.К.Праве директором созданного им музея. Умер в 1925 году.

1865
Уильям Велер
американский энтомолог. Известен исследованиями муравьев и других социальных насекомых. Автор культовых трудов,- Ants: Their Structure, Development, and Behavior (1910) и Social Life Among the Insects (1923).

1865
Вильгельм Кристофер Герольд (Херольд; Herold)
датский артист оперы (драматический тенор). Пению обучался у П.Йерндорфа и А.Розенфельда в Копенгагене и у Девилье и Д.Сбрилья в Париже. Впервые выступил на оперной сцене в 1893 в Копенгагене. В 1893-1903 Герольд - солист Королевского театра в Копенгагене. Партии: Фауст, Хозе, Канио, Лоэнгрин; Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Туриду ("Сельская честь" Маска-ньи), Педро ("Долина" д'Альбера) и др. С 1903 Герольд занимался гастрольной деятельностью (Лондон, Берлин, Прага, Будапешт, Осло, Стокгольм и др.). В 1915 оставил сцену. Выступал в концертах. В 1910-11 Герольд был директором "Дагмартеатра" в Копенгагене, в 1922- 1924 - Королевского театра, там же. Умер 15 декабря 1937 года.

 (490x699, 67Kb)
1866
Антоний Андреевич Веселовский
русский генерал, участник Брусиловского прорыва, командующий 2-й армией Западного фронта (1917). Православный. Образование получил в Псковском кадетском корпусе. В службу вступил 13 сентября 1885. Окончил Николаевское инженерное училище (1887). Выпущен Подпоручиком (старшинство с 11 августа 1886) в 3-й железно-дорожный батальон. Поручик (старшинство с 11 августа 1890). Штабс-Капитан (старшинство с 6 декабря 1896). Капитан (старшинство с 6 декабря 1898). Подполковник (старшинство с 6 декабря 1901). Командовал батальоном 2 года 3 месяца. Полковник ((Высочайший Приказ 1906; старшинство с 19 ноября 1906; за отличие). Командир 253-го Грозненского резервного батальона (8 декабря 1907-5 июля 1910). С 5 июля 1910 командир (позже командующий) 81-го пехотного Апшеронского полка. Генерал-майор (Высочайший Приказ 1913; старшинство с 9 сентября 1913; за отличие). Участник мировой войны. За бой 20 августа 1914 у деревни Файсловице (у Суходола) награжден орденом Святого Георгия 4-й степени ((Высочайший Приказ 3 февраля 1915). С 9 февраля 1915 командир бригады 46-й пехотной дивизии. Генерал-лейтенант ((Высочайший Приказ 12 июля 1915; старшинство с 25 июня 1915). Начальник 46-й пехотной дивизии (с 21 августа 1915). Награжден Георгиевским оружием ((Высочайший Приказ 9 марта 1915) и орденом Святого Георгия 3-й степени ((Высочайший Приказ 13 июля 1915). Командир 19-го армейского корпуса (с 16 ноября 1915). Принимал участие во всех операциях на Юго-Западном фронте. После Февральской революции 8 апреля 1917 назначен командующим 2-й армией Западного фронта. После июльских событий в Петрограде и очередной перестановки в высшем командовании вооруженными силами Веселовский 12 июля 1917 был заменен генералом Н.А.Даниловым. После Октябрьской революции уехал на Украину. В 1918 во время германской оккупации входил в состав Военной секции съезда консервативных деятелей в Киеве. Затем эмигрировал в Болгарию. Награды: ордена Святого Станислава 2-й степени (1892); Святой Анны 2-й степени (1909); Святого Владимира 4-й степени (1912); Святого Георгия 4-й степени (3 февраля 1915); Георгиевское оружие ((Высочайший Приказ 9 марта 1915); Святого Георгия 3-й степени ((Высочайший Приказ 13 июля 1915). Умер не ранее 1939 года.

1867
Иван Александрович Иверонов
российский геодезист. Родилс яв Москве. Окончил Московский межевой институт (1887). В 1891-1915 гг. - преподаватель астрономии и геодезии там же (профессор с 1909), с 1909 г. - директор Московского сельскохозяйственного института. В 1892 г. определил широты Москвы и 6 уездных городов способом наблюдений зенитных звёзд пассажным инструментом, в 1893 г. производил наблюдения над качанием поворотных маятников в Пулкове, Москве и Московской губернии для исследования Московской гравитационной аномалии, с этой целью определил уклонение отвеса по долготе в нескольких пунктах Московской губернии. Умер в Москве 11 августа 1916 года. Литература: "Землемерное дело", 1916, № 6, № 9-10 (посвящен памяти И.А.Иверонова, имеется библиография трудов Иверонова).

1868
Йожеф Марек (Marek)
венгерский ученый в области ветеринарии, член-корреспондент Венгерской Академии Наук (с 1918). Родился в городе Вогсердахей. В 1892 окончил Высшую ветеринарную школу в Будапеште, в 1898 -философский факультет Бернского университета (Швейцария). С 1892 - ассистент Ф.Гутиры, с 1898 - профессор частной патологии и терапии с диагностикой, затем-директор Высшей ветеринарной школы в Будапеште. Основные научные работы относятся к патологии инфекционных болезней животных и ветеринарной микробиологии. Впервые описал ряд инфекционных болезней животных. Подтвердил наличие в Венгрии случной болезни лошадей и установил (1900) ее возбудителя, изучил изменения спинальных нервных стволов и перерождение нервных волокон в спинном мозгу при этом заболевании. Дал (1907) характеристику инфекционного бульварного паралича свиней и энзоотического паралича кур, названного болезнью Марека. Вместе с О. Вельманем изучал патогенез рахита и остеомаляции. Выяснил роль кальция, фосфора и витаминов в рационе животных разных видов. Изучал вирусные болезни животных с признаками септицемии и дегенерации мускулатуры. Один из авторов руководства "Частная патология и терапия домашних животных" (тома 1-4, 1961-1963), переведенного на многие языки мира. Автор классического учебника "Клиническая диагностика болезней домашних животных" (1-е издание, 1911). Основатель венгерской ветеринарной школы. Почетный доктор Будапештского, Лейпцигского и ряда других университетов. Премия имени Л.Кошута ВНР (1949). Умер в Будапеште 7 сентября 1952 года. Сочинения в русском переводе: Частная патология и терапия домашних животных, тома 1—4, Москва, 1961—1963 (совместно с другими). Литература: Ветеринарная энциклопедия, том 3, Москва, 1972.

1868
Сенда Беренсон-Эбботт
организатор женского баскетбола в США (1893). Потом игра пришла и в другие страны.

1869
Николай Сергеевич Бокариус
российский судебный медик и криминалист, один из создателей русской судебной медицины и криминалистики. С 1928 г. — главный судебно-медицинский эксперт Украинской ССР. По его инициативе в 1923 г. в Харькове создан кабинет научно-судебной экспертизы, реорганизованный в 1926 г. в Институт судебной экспертизы, которому в 1931 г. было присвоено его имя. Автор работ: «Судебно-медицинские, микроскопические и микрохимические исследования вещественных доказательств» (1910), «Наружный осмотр трупа на месте происшествия или обнаружения его» (1929), «Судебная медицина для медиков и юристов» (1930) и др.

1871
Виллем Менгельберг
голландский дирижер. Обучался в Германии. С 1891 г. — дирижер муниципального оркестра в Лондоне, с 1895 г. бессменный руководитель амстердамского оркестра "Консертгебау", ставшего одним из лучших симфонических оркестров мира. В 1921-1929 гг. работал также с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Один из лучших интерпретаторов музыки Г.Малера и Р.Штрауса.

 (507x699, 83Kb)
1873
Иоганн Баптист Иосиф Максимилиан Регер (Йоханн Баптист Йозеф Максимилиан Регер, Johann Baptist Joseph Maximilian Reger).
немецкий композитор, органист, пианист и дирижёр. Родился в городе Бранд, Верхний Пфальц. Занимался композицией у Х.Римана (1890-1893). Преподавал композицию в Мюнхене, Лейпциге, руководил придворной капеллой в Мейнингене (1911-1914). В творчестве Регера представлены все жанры, кроме оперы. Инструментальная музыка Регера преимущественно непрограммна; одно из немногочисленных исключений - 4 поэмы по А.Бёклину для симфонического оркестра (1913), отмеченные влиянием Р.Штрауса и К.Дебюсси. Стиль Регера сложился преимущественно под воздействием Баха (которому Регер посвятил органную сюиту "Памяти Баха", 1894-1895), Брамса и гармонии Вагнера. В выборе жанров и форм (старинная сюита, прелюдия и фуга, сольная соната, кончерто гроссо), в увлечении органом, в пристрастии к полифонии, которая была для Регера сутью его музыкального мышления, проявились неоклассические тенденции, особенно в последних сочинениях: концерт в старинном стиле для оркестра (1912), вариации и фуга на тему Моцарта для оркестра (1914). В этих произведениях Регер пришёл к прояснению гармонического языка и лаконичной линеарности письма, предвосхищающих неоклассицизм 20 в. Скончался в Лейпциге 11 мая 1916 года. "В музыке - никаких компромиссов!" (М.Регер) Литература: Крейнина Ю. Макс Регер: Жизнь и творчество. - Москва, 1991; Макс Регер: «Прошу слова!» Избранные эпистолярные и литературные произведения / Перевод и комментарии В. Шпиницкого. - Петрозаводск, 2005; Регер М. О модуляции / Перевод и комментарии П.Рязанова. - Ленинград, 1926; Регер М. К учению о модуляции / Перевод и комментарии В. Шпиницкого. - Москва: 2009; Регер М. К учению о модуляции / Перевод и комментарии В.Шпиницкого. – Санкт-Петербург: Композитор, 2009.

1874
Евгений Иванович Марциновский
советский инфекционист, паразитолог, эпидемиолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). Родился в городе Мстиславль, ныне Могилевской области. В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. В 1917—1919 директор Центрального бактериологического института. В 1920 организовал и возглавил Тропический институт (с 1934 — Институт медицинской паразитологии и тропической медицины имени Марциновского), которым руководил до конца жизни; одновременно (1924—1930) организатор и заведующий первой самостоятельной кафедрой инфекционных болезней 2-го МГУ. Основные труды посвящены проблемам паразитологии, инфекционных болезней, эпидемиологии, организации здравоохранения. Изучал лейшманиозы, спирохетозы, переносчиков возбудителей болезней человека и животных. Много работ посвятил клинике и эпидемиологии малярии. Заложил научные основы борьбы с малярией в СССР, а также с болезнями жарких стран. Способствовал созданию широкой сети малярийных станций; организатор и участник многих экспедиций по борьбе с инфекционными болезнями. Председатель малярийной комиссии Общества русских врачей в память Н.И.Пирогова (с 1911), основатель (1923) и редактор журнала "Русский журнал тропической медицины" (с 1932 — "Медицинская паразитология и паразитарные болезни"). Умер в Москве 25 июля 1934 года. Литература: Соколов Е.И., Заслуги Е.И.Марциновского в борьбе с инфекционными заболеваниями в СССР, "Советская медицина", 1959, № 6; Ученые и практические деятели, работавшие по организации борьбы с малярией в СССР, "Медицинская паразитология и паразитарные болезни", 1967, том 36, № 5.

1875
Карл Кутцбах
немецкий механик, специалист в области теории механизмов, член-корреспондент Немецкой академии авиационных исследований (с 1937 г.). Родился в Трире. Учился в Ахене, окончил Высшее техническое училище в Берлине (1900 г.). В 1901—1913 г. работал инженером, в 1913—1942 г. — профессор Высшей технической школы в Дрездене. Работы по теории многозвенных зубчатых механизмов и теории привода. Ему принадлежит теорема о графическом определении полных и угловых скоростей сложных зубчатых механизмов; вывел условия регулирования бесступенчатых передач. Исследовал гибкие передачи.

1876
Джон Хьюберт Маршалл (Marshall)
английский археолог и историк. Родился в Честере. В 1902-1931 гг. — генеральный директор департамента археологии Индии. В 1913-1926 гг. — руководил раскопками Таксилы, в 1922-1926 гг. — в Мохенджо-Даро. Совместно с А.Фуше изучил и опубликовал древнебуддийские памятники Санчи. Автор исследований по древнеиндийской археологии, истории и искусству. Умер в Гилдфорде, Суррей, 17 августа 1958 года. Сочинения: Mohenjo-daro and the Indus civilization, v. 1—3, L., 1931; The monuments of вnchi, v. 1—3, L., 1940 (совместно с A.Foucher); Taxila. An illustrated account of archaeological excavations..., v. 1—3, Camb., 1951; The Buddhist art of Gandhara, Camb., 1960.

1877
Франц Фишер (Franz Fischer)
немецкий химик. Учился в университетах Фрейбурга, Мюнхена и Гисена (доктор философии, 1899). Работал в Берлинском университете, с 1911 г. — профессор Высшей технической школы в Берлине, в 1913-1943 гг. — директор Института кайзера Вильгельма по изучению угля в Мюнхене. Основное направление научных исследований — синтезы органических соединений на основе окиси углерода и водорода. Совместно с Г. Тропшем открыл реакцию взаимодействия окиси углерода и водорода в присутствии железных и кобальтовых катализаторов (1922), которая приводит к образованию (в зависимости от условий) газообразных, жидких и твердых алифатических углеводородов. Указал на возможности использования открытой реакции для получения жидкого моторного топлива (1926). Разработал технологию производства синтетического бензина (процесс Фишера-Тропша) (1925-1935), на основе которой были построены восемь заводов (1935), производящих 600 тысяч тонн бензина в год. Установил принципиальную возможность синтеза на основе окиси углерода и водорода жидких изопарафинов и нормальных твердых парафинов (1936), передав право проведения исследований в этом направлении своему сотруднику Г.Пихлеру. Умер в 1947 году.

1878
Владимир Евгеньевич Егоров
советский художник театра и кино, народный художник РСФСР (1944). Родился в селе Покровское, ныне Орловской области. В 1892-1900 гг. учился в московском Строгановском училище. В 1906-1911 гг. оформлял спектакли в Московском Художественном театре: «Жизнь человека» Андреева (1907), «Синяя птица» Метерлинка (1908) и др. Создавал декорации к постановкам оперного театра С.И.Зимина, Малого театра и др. В 1915 г. начал работать в кино (фильм «Портрет Дориана Грея», 1915), был художником около 100 фильмов. Лучшие работы: «Мать» (1920), «Призрак бродит по Европе» (1923), «Закройщик из Торжка» (1925), «Его призыв» (1925), «Крылья холопа» (1926), «Чины и люди» (1929), «Иудушка Головлев» (1934), «Дубровский», «Мы из Кронштадта» (оба в 1936), «Тринадцать» (1937), «Суворов», «Дело Артамоновых» (оба в 1941), «Кутузов» (1944), «Без вины виноватые» (1945), «Адмирал Нахимов» (1947) и др. В 1911-1917 гг. и с 1945 г. преподавал в Строгановском училище (ныне Московское высшее художественно-промышленное училище). Сталинская премия СССР (1946). Умер в Москве 8 октября 1960 года. Награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Литература: Ушаков С., Художник Владимир Евгеньевич Егоров, в сборнике: Мосфильм, выпуск 2, Москва, 1961; Куманьков Е., Владимир Евгеньевич Егоров, Москва, 1965.

1878
Мария Михайловна Косталевская
общеcтвенно-политический деятель, журналист, деятель революционного движения в России. Член Коммунистической партии с 1903. Родилась в Уфе, в семье мелкого чиновника. Училась на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге, но в 1901 за участие в студенческих кружках выслана. Участница Революции 1905—1907 в Крыму. Партийную работу вела в Новочеркасске, Екатеринодаре, Севастополе, Одессе, Луганске, Оренбурге, Москве. Неоднократно подвергалась репрессиям. После Февральской революции 1917 секретарь Пресненского райкома партии в Москве. Делегат 7-й (Апрельской) конференции РСДРП (б). Одна из организаторов и редакторов газеты Московской военной организации РСДРП (б) "Деревенская правда". Во время Октябрьской революции 1917 заместитель начальника штаба Красной Гвардии Московского совета. В 1918 председатель Военно-продовольственного бюро, руководила рабочими продотрядами. В 1919 начальник политотдела 2-й армии Восточного фронта, затем заместитель председателя ревкома в Донбассе. Работала заведующей отделом партийной жизни в "Правде", секретарем Краснопресненского райкома ВКП (б); в годы коллективизации сельского хозяйства — начальник политотдела МТС. Делегат 8-го, 11-го, 17-го съездов партии. С 1946 персональная пенсионерка. Награждена орденом Трудового Красного Знамени. Умерла в Москве 29 января 1964 года. Литература: Герои Октября, Москва 1967, страницы 40—44.

1879
Йозеф Хас
немецкий композитор. С 1911 г. преподаватель консерватории в Штутгарте (с 1916 г. профессор), в 1921-1950 гг. – музыкальной академии в Мюнхене (с 1945 г. президент). Воспитал много учеников. В 1949 г. основано Общество Хаса. Среди сочинений: оперы – «Тобиас Вундерлих» (1937), «Свадьба Иова» (1944); оратории; для оркестра – «Веселая серенада» (1914), вариации и рондо на старонемецкую тему (1917), увертюра к веселому представлению (1944); многочисленные хоры, песни, фортепьянные произведения и др.

1880
Григорий Борисович Бархин
современный архитектор, заслуженный деятель науки и техники (1960). Родился в Перми. В 1901-1908 учился в Санкт-Петербургской Академии Художеств у А.Н.Померанцева. С 1909 педагог (в 1930-1967 профессор Московского архитектурного института). В 1908-1911 работал помощником Р.И.Клейна (интерьеры Музея изобразительных искусств и Бородинский мост - в Москве). Главные работы: заводы серной и азотной кислот близ г. Горького (1915-1916), санаторий в Саки в Крыму (1929), дом газеты "Известия" в Москве (1925-1927), проект восстановления Севастополя (1943-1946). Награжден 2 орденами, а также медалями. Умер в Москве 11 апреля 1969 года.

1881
Петер Прингсгейм
немецкий физик. В 1906 г. получил степень доктора философии в Мюнхенском университете. В 1908-1933 гг. работал в Берлинском университете (с 1924 г. – профессор), 1933-1940 гг. – профессор Брюссельского университета, в 1941-1942 гг. – Калифорнийского (Беркли), 1942-1944 гг. – Чикагского, в 1947-1955 гг. работал в Аргоннской национальной лаборатории. Основные работы в области физической оптики. Один из пионеров в исследовании люминесценции. Изучал явления центров окраски в щелочных галогенидах и других кристаллах. Независимо от других открыл селективный фотоэффект, концентрированную деполяризацию (1924), один из первых подтвердил эффект комбинационного рассеяния света (1928).

1881
Валентин Николаевич Серебренников (псевдонимы - Аргентов А., Горбунов Г.А.)
русский фольклорист. Родился в селе Андреевка Пермской губернии. Истинный подвижник своего дела, в поисках "меткого народного слова" прошедший Урал неоднократно вдоль и поперек. Собрал уникальную коллекцию записанных им произведений фольклора, до конца еще не разобранную и не обнародованную. Сам собиратель успел опубликовать немногое: "Частушки крестьян Оханского уезда" (Пермь, 1918), "Загадки как народное развлечение" (Пермь, 1918), "Прикамье. Из произведений народного словесного творчества" (Кунгур, 1925). Умер в Перми 23 января 1943 года. Уже спустя мн. лет после его смерти была издана фундаментальная книга "Меткое слово. Песни. Сказки. Дореволюционный фольклор Прикамья" (Пермь, 1964). К фольклору Серебренников относился как к "живой истории", в которой главным деятелем и творцом был человек труда. Большое внимание он уделял "мелким" жанрам фольклора - загадкам, скороговоркам, присказкам, пословицам и поговоркам, а также формам нар. красноречия - приветствиям, пожеланиям, приглашениям. За это Серебренникова называли "уральским Далем". Литература: Вершинин Т.И. Уральский фольклорист В.Н.Серебренников // Меткое слово... Пермь, 1964; Он же. Уральский Даль // Календарь-справочник Пермской области на 1963. Пермь, 1962.

1882
Дмитрий Фёдорович Сверчков
социал-демократ с 1898 (до 1920 меньшевик). Родился в слободе Талы Богучарского уезда Воронежской губернии в семье гусарского офицера. Русский, член ВКП(б), образование незаконченное высшее. Активный участник Революции 1905 в Санкт-Петербурге, он был членом совета рабочих депутатов, его президиума, исполнительного комитета и председательского бюро. В феврале 1907 его сослали в Обдорск Тобольской губернии (ныне Салехард), но в августе он бежал за границу. Заместитель директора Литературного института, проживал в Москве: улица Новая Басманная, дом 4, квартира 72. Арестован 11 августа 1937. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр" от 19 апреля 1938 на 327 человек, №248, по представлению начальника 8-го отдела ГУГБ НКВД И.И.Шапиро. Подписи: Сталин, Молотов, Каганович, Жданов. Приговорен ВКВС СССР 21 апреля 1938 по обвинению в участии в контр-революционной террористической организации правых. Расстрелян и похоронен на "Коммунарке" (Московская область) 21 апреля 1938 года. Реабилитирован 7 июля 1956 года..

1882
Сергей Юрьевич Судейкин
русский художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы». Родился в Санкт-Петербурге в семье жандармского полковника Г.П.Судейкина, убитого через год народовольцами. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909); в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ «непристойного содержания». В 1909 поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской Д.Н.Кардовского (до 1911). Был одним из организаторов выставки «Голубая роза» (1907), а также одним из членов-учредителей возрожденного «Мира искусства» (1910). Помещал графику в журналах «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Жил в Санкт-Петербурге, часто наезжал в Москву. В отличие от большинства других «голуборозовцев», Судейкин (не без влияния своего друга К.А.Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо «прекрасной старины» (Гулянье, 1906, Третьяковская галерея; В парке, 1907; Балет, 1910; обе работы – в Русском музее; серия собственно лубков Масленичные герои, середина 1910-х годов). Эти красочные, почти что кукольные мини-спектакли с подчеркнуто «ненастоящими» фигурками и антуражем стали связующим звеном между его живописью и сценографией. Активно работал в театре, начиная с оперной антрепризы С.И.Мамонтова в московском «Эрмитаже» (конец 1890-х годов). Оформил совместно с Н.Н.Сапуновым Смерть Тентажиля М.Метерлинка в постановке В.Э.Мейерхольда (студия на Поварской, 1905). Сотрудничал также с театрами: В.Ф.Комиссаржевской, Новым Драматическим, Малым и Камерным. В 1912–1913 принял участие в «Русских сезонах» С.П.Дягилева. Выступал и как иллюстратор, в частности, книг особенно творчески-близкого ему М.А.Кузмина (Куранты любви, 1912; и др.). В 1911 стал одним из устроителей и декораторов артистического кабаре «Бродячая собака». В 1917 уехал в Крым, а затем – в Тифлис (1919), где также оформлял литературные кафе («Химериони» и «Ладья аргонавтов»). В 1920 переехал из Батума в Марсель. Был сценографом кабаре «Летучая мышь» Н.Ф.Балиева в Париже. Вместе с этой труппой прибыл на гастроли в США (1922) и обосновался в Нью-Йорке. Участвовал как художник во многих спектаклях (постановки театра «Метрополитен-опера», Л.Ф.Мясина, М.М.Фокина, Дж.Баланчина и т.д.), плодотворно развивая традиции «живописного театра» модерна. Постоянно показывал на выставках и новые станковые вещи. Умер в Найаке (штат Нью-Йорк) 12 августа 1946 года.

 (614x699, 95Kb)
1883
Федор Андреевич Артём (настоящая фамилия - Сергеев)
советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1901. Родился в селе Глебово Фатежского уезда Курской губернии, в крестьянской семье. В 1901-1902 учился в МВТУ; за участие в революционном движении исключен и арестован. По выходе из тюрьмы в 1902 эмигрировал в Париж. С начала 1905 возглавлял Харьковскую большевистскую организацию. В декабре 1905 руководил вооруженным восстанием в Харькове. Делегат 4-го съезда РСДРП (1906). В 1906 арестован, вскоре бежал. Возглавлял Пермский комитет РСДРП. Делегат 5-го съезда РСДРП (1907), в марте 1907 арестован и приговорён к пожизненной ссылке в Восточную Сибирь. В августе 1910 бежал через Корею и Китай в Австралию (в 1911), где работал грузчиком, батраком на фермах. В штате Квинсленд возглавил союз русских рабочих-эмигрантов; организатор и редактор русской социал-демократической газеты "Австралийское эхо" (1912). Вернулся в Россию в 1917 и возглавил большевистскую фракцию Харьковского совета. В июле 1917 избран секретарём бюро Донецкого областного комитета РСДРП (б), затем секретарём Харьковского областного бюро профсоюза металлистов. Делегат 6-го съезда РСДРП (б) (1917), на котором был избран член ЦК. Один из организаторов вооруженного восстания в Харькове и в Донбассе в октябре 1917. В ноябре1917 председатель Харьковского совета, председатель губернского ВРК. В декабре 1917, на 1-м Всеукраинском съезде Советов избран членом ЦИК Советов Украины, а последним избран народным секретарём по делам торговли и промышленности. С февраля 1918 председатель СНК и комиссар народного хозяйства Советской Донецко-Криворожской республики; член ЦК КП(б)У. Артём один из организаторов борьбы против войск контрреволюционной Центральной рады, казаков, атамана Каледина, австро-германских оккупантов.
 (525x700, 98Kb)
С января 1919 заместитель председателя Временного правительства Украины. Летом 1919 активный участник и руководитель борьбы против войск Деникина в Донбассе. В 1920 председатель Донецкого губисполкома, вёл работу по восстановлению угольного бассейна. На 8-м съезде партии (1919) избран кандидатом, а на 9-м съезде (1920) - член ЦК РКП (б). В июле 1920 делегат 2-го конгресса Коминтерна. В ноябре 1920-21 секретарь Московского комитета РКП (б), затем председатель ЦК Всероссийского союза горнорабочих. Был член ВЦИК. Погиб во время испытания аэровагона на Курской железной дороге 24 июля 1921 года, похоронен на Красной площади в Москве.

 (497x698, 63Kb)
1883
Йозеф Маттиас Хауэр (Hauer)
австрийский композитор и музыкальный теоретик. Родился в Винер-Нойштадт (предместье Вены) в семье тюремного надзирателя. Ещё во время учёбы в школе занимался игрой на фортепиано, органе, виолончели и цитре и хоровым пением; одновременно самостоятельно изучал теорию музыки. С 1902 г. работал учителем народной школы в Крумбахе, с 1904 - в Винер-Нойштадте. Одновременно служил органистом, хоровым дирижёром, виолончелистом в квартете, преподавал музыку в школе. В 1914 был ненадолго призван в армию, в 1915 переселился в Вену. С 1912 начал разрабатывать собственную систему двенадцатитоновой техники, его пьеса "Nomos" ор. 19, созданная в 1919 г., считается первым двенадцатитоновым произведением (следует отметить, что уже первые сочинения Хауэра были атональными). Техника двенадцатитоновых композиций Хауэра базировалась на 44 тропах (этому числу Хауэр не давал никакого рационального объяснения; биографы предполагают, что оно избрано по числу провинций, на которые тогда делился Китай - Хауэр был под сильным влиянием китайской философии). В 1930 году композитор (скорее всего, не добровольно) вышел на "почётную" пенсию. После распространения фашизма у Хауэра усиливаются антесемитские настроения, которые подогреваются его конкуренцией с Шёнбергом. Тем не менее после аншлюса Австрии в 1938 году его музыка была причислена к "выродившемуся искусству". Материальное положение композитора резко ухудшилось. Из осторожности до конца Второй мировой войны он ничего не издавал. В результате имя Хауэра забылось, и из сотен произведений, созданных им в последние 20 лет, при жизни композитора были изданы лишь единицы, а многие произведения остались неисполненными. "Возрождение" Хауэра началось в 1960-е годы. В отличие от Шёнберга, который не написал ни одного теоретического труда, посвящённого додекафонии (все его статьи, где затрагивались вопросы двенадцатитоновой техники, были посвящены либо проведению параллелей между нововенцами и классикой, либо анализу своих произведений и сочинений своих соратников), Хауэр шёл к музыкальной практике от теории. Через "теорию тембров", основанную на гётевском учении о цвете, он приходит к мыслям о "естественном" развитии звукового материала, и уже в 1920 г. излагает свою теорию о тропах в статье "Сущность музыкального", а в 1924 г. появляется его статья "Тропы". В тропах значительную роль играют не только соотношения звуков, нужно учитывать и тембры, и симметрию в построениях. Поэтому тропы Хауэра не 12-, а 6-звучны. Отдельно и до известной степени по классическим законам из тропов строились все элементы музыкальной ткани: кроме собственно построения рядов это были мелодия, гармония и даже тембровые характеристики. Всё это только образовывало материал, из которого затем строилось произведение; это напоминает технику сериализма. Начиная с 1940 года Хауэр пишет произведения, связанные с даосистской философией, согласно которой музыка является центром Космоса. Он перестаёт давать заглавия своим произведениям, обозначая их как "двенадцатитоновые игры" и нумеруя. Начиная с 1917 года Хауэр неоднократно пытался установить контакт с Шёнбергом, посвятил ему "Девять этюдов" ор.22; а Шёнберг одно время хотел написать книгу о додекафонии вместе с Хауэром, но все попытки сотрудничества разбивались об антисемитизм Хауэра. Умер в 1959 году. Хауэр был достаточно плодовитым композитором: ему принадлежат 2 оперы, 2 мессы, кантаты, оратории, множество вокальных циклов в сопровождении фортепиано, ансамбля или оркестра, симфония, симфониетта, 6 оркестровых сюит, 2 концерта и другие симфонические произведения, музыка для фортепиано (от одного до 9 исполнителей), камерные ансамбли, множество "двенадцатитоновых игр" для самых разных составов - от фортепиано до симфонического оркестра. Из 17 книг и 33 статей и эссе Хауэра следует выделить "О тембре" (191, "Учение об атональной мелодии" (1923), "От мелоса к литаврам" (1925), "Двенадцатитоновая техника. Учение о тропах" (1926), "Космическое завещание" в 3 частях (1937, 1941, 1945).

 (508x699, 126Kb)
1883
Уолтер Норман Хоуэрс (Walter Norman Haworth)
английский химик-органик и биохимик, член Лондонского королевского общества (1928). Родился в маленьком городке Чорли (графство Ланкашир, Великобритания), вторым сыном и четвертым ребенком Томаса и Ханны Хоуорс. Ему пришлось прекратить посещать школу, когда ему не было и 14 лет, и начать работу на фабрике по производству линолеума, которой управлял его отец. Знакомство с красителями, используемыми на фабрике, пробудило в нем интерес к химии. Он брал уроки у частного преподавателя из близлежащего г. Престона. После успешной сдачи вступительных экзаменов в Манчестерский университет Хоуорс в 1903 стал студентом известного ученого, ученика А. фон Байера (Нобелевская премия, 1905) Уильяма Генри Перкина-младшего (William Henri Perkin, 1860–1929) – декана химического факультета университета. Перкин впервые получил производные циклопропана и циклобутана, опровергнув теорию напряжения своего учителя. В 1906 он окончил университет с отличием и в течение трех последующих лет ассистировал Перкину в исследованиях терпенов – углеводородов, которые были обнаружены в некоторых растительных маслах и использовались в качестве растворителей. Стипендия дала Xоуорсу возможность в 1909 работать у Нобелевского лауреата О.Валлаха в Гёттингенском университете, где ему была присуждена докторская степень. По возвращении в Манчестер в 1911 он вторично получил степень доктора и был назначен на должность старшего демонстратора по курсу химии в научно-технологическом Империал-колледже в Лондоне. В следующем году он стал лектором по химии в Объединенном колледже Университета святого Эндрью в Шотландии. В этом колледже он познакомился с работой Томаса Парди (Thomas Purdie, 1843–1916) и Джеймса Колхауна Ирвина (James Colquhoun Irvine, 1877–1952), специалистов в области структурного анализа углеводов. Вскоре после прибытия в Университет святого Эндрью Xоуорс сместил свои интересы от терпенов к углеводам. Исследования Xоуорса были прерваны Первой мировой войной. В течение следующих четырех лет химическая лаборатория Университета святого Эндрью производила лекарства и химические реактивы, необходимые для британской армии. После заключения мира Xоуорс погрузился в прерванные исследования углеводов. В 1920 он стал профессором органической химии в Армстронг-колледже (ныне Кинг-колледж) в Дархемском университете (Ньюкасл), где возглавлял химический факультет в течение следующего года. В 1925 стал профессором химии Бирмингемского университета. В результате деятельности Хоуорса в конце 1920-х Бирмингем стал ведущим центром по исследованию углеводов. Хоуорс начинал с изучения структуры моносахаридов и олигосахаридов – более сложных молекул, образованных из небольшого числа молекул моносахаридов. В 1925 он показал, что молекула глюкозы, распространенного углевода, являющегося ключевым компонентом природных сахаров, представляет собой шестичленное кольцо. Его формула отличалась от ранее предложенной модели Э.Фишера (Нобелевская премия, 1902), который углеводы изображал в виде линейных молекул. Продолжая исследования углеводов в 1930-х, Xоуорс и его коллеги обратились к гексуроновой кислоте – веществу, которое было выделено Нобелевским лауреатом А.Сент-Дьёрдьи из надпочечников животных и из красного перца. К 1932 Xоуорс установил, что это производное состоит из 6 атомов углерода, 8 атомов водорода и 6 атомов кислорода и имеет пятичленную циклическую структуру с тремя короткими цепями. Xоуорс переименовал гексуроновую кислоту из-за ее противоцинготных свойств в аскорбиновую кислоту, или витамин С и синтезировал его. Оставаясь в Бирмингеме, он всячески способствовал оснащению химического факультета Манчестерского университета новым оборудованием. В 1937 Xоуорс был удостоен Нобелевской премии «за исследования углеводов и витамина С» и разделил ее с П.Каррером. В речи при презентации лауреатов председатель Нобелевского комитета по химии В.Пальмер (W.Palmaer) напомнил аудитории о важности исследований витаминов. Он сказал: «Исследования Xоуорса витамина С открыли путь к получению искусственным путем соединения, чрезвычайно важного витамина, который находится в природе в мизерных концентрациях. Сейчас витамин С уже производится в промышленных объемах, причем цена синтезированного витамина С значительно ниже, чем природного продукта». Таким образом, вторая задача специалистов по витаминам – налаживание производства этих необходимых человеку веществ. Следующая важная задача – установление строения и синтез всех известных витаминов. Эта задача успешно решалась усилиями многих химиков последующих десятилетий XX столетия. Венцом деятельности в этом направлении служит синтез витамина В12, выполненный в 1971 Р.Вудвордом (Нобелевский лауреат,1965) в США совместно с научной группой А.Эшенмозера (A.Eschenmoser) в Швейцарии. Их работа завершилась через 25 лет, после того как этот витамин был идентифицирован. В 1941 Хоуорс возглавил Британскую химическую комиссию по атомной энергии. В этой должности он руководил получением высокоочищенного урана и фторорганических соединений и в то же время был председателем Совета по химическим исследованиям при факультете научно-технологических исследований, а также активным организатором Исследовательской ассоциации производителей каучука и Исследовательской ассоциации колониальных товаров. С 1943 по 1946 – декан факультета в Бирмингемском университете, а с 1944 по 1946 – президент Британского химического общества. После возвращения в 1948 в Лондон из Бирмингема Xоуорс оставался активным членом нескольких правительственных и корпоративных советов и комитетов, был вице-президентом Лондонского королевского общества (1947) и в этом же году посвящен в рыцари. Был представителем Лондонского королевского общества на VII Тихоокеанском научном конгрессе в Новой Зеландии в 1949, а затем выступил с серией лекций в Аделаиде, Сиднее и Мельбурне. Очень замкнутый, Xоуорс был известен своим коллегам и друзьям как чуткий и добрый человек. Любовь к путешествиям Xоуорс совмещал с пополнением знаний в области античности, живописи и классической литературы. 19 марта 1950 года, через несколько дней после открытия конференции Британского химического общества Xоуорс умер в день рождения у себя дома в Барнт Грин, Бирмингем, от сердечного приступа.

1885
Лев Иванович Жирков
советский языковед. Родился в Москве. Занимался кавказскими (преимущественно дагестанскими) и иранскими языками. Исследовал вопросы общего, а также прикладного языкознания (создание алфавитов, орфографий, грамматик и словарей для языков народов СССР, интерлингвистика). Умер в Москве 4 декабря 1963 года. Сочинения: Грамматика аварского языка, Москва, 1924; Грамматика даргинского языка, Москва, 1926; Персидский язык, Москва, 1927; Аварско-русский словарь, Москва, 1936; Грамматика лезгинского языка, Махачкала, 1941; Лингвистический словарь, 2 издание, Москва, 1946; Табасаранский язык. Грамматика и тексты, Москва, 1948; Лакский язык, Москва, 1955.

1888
Джозеф (Йозеф) Альберс
художник и теоретик искусства, один из лидеров геометрической абстракции. Родился в Боттропе (Рурская область, Германия), в семье ремесленника. В 1908–1913 и 1916–1919 работал учителем в начальных школах Рура, в том числе и в своем родном городе. В 1913–1916 занимался в берлинской Королевской школе искусств, а с 1919 – на курсах Ф. фон Штука в Мюнхене. В 1920 стал студентом высшей школы Баухаус в Веймаре. Его ранние ксилографии и литографии не выделяются над средним уровнем экспрессионизма. Под влиянием конструктивизма Баухауса (где одним из его главных наставников был Л.Мохой-Надь) перешел к гораздо более строгому абстрактно-геометрическому стилю, увлекаясь т.н. диафаниями, прозрачными композициями на стекле, исполненными с помощью пескоструйного аппарата. Переехав вместе со школой в Дессау (1925), был преемником М.Брейера на посту руководителя мебельной мастерской, а с 1930 – заместителем директора всей школы. Активно работал как дизайнер, создавая эскизы мебели, а также стеклянной и металлической утвари. После закрытия Баухауса нацистами (1933) архитектор Ф.Джонсон пригласил Альберса на работу в Америку в только что открывшийся колледж Блэк-Маунтин в Эшвилле (штат Северная Каролина), где мастер продолжал плодотворную преподавательскую деятельность вплоть до 1949 (среди его учеников были В.де Кунинг, Р.Мозеруэллл, К.Ноланд и Р.Раушенберг). В 1950 возглавил Школу искусств Йельского университета, где читал лекции до 1960. Его станковые серии (Цикл скрипичного ключа, конец 1930-х – начало 1940-х годов; Трансформации схемы, 1948–1952; Структурные созвездия, 1953–1958; и др.) с годами становились все более лаконичными, представляя собой цветовые вариации в пределах одной и той же геометрической сетки. В наиболее известном цикле Альберса (В честь квадрата, с 1950) главными модулями служат квадраты, как бы «вложенные» один в другой и составляющие разнообразные хроматические «фуги». В 1963 мастер опубликовал главный теоретический труд (Взаимодействие цветов), где изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как необходимой первоосновы творчества. Оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма. Умер в Нью-Хейвене 25 марта 1976 года. К концу 20 века его образы все чаще воспринималась в качестве ближайшего германо-американского аналога супрематизму К.С.Малевича.

1888
Дьюла Кабош
венгерский актер. В 1908 г. окончил театральную школу в Будапеште. Работал в провинциальных театрах. С 1913 г. – в столице. Был одним из крупнейших венгерских комедийных актеров, играл главным образом пештских мещан. В кино наибольшей популярностью пользовался в роли Шнейдера (фильм «Лакей Ипполит, 1931). В 1939 г. эмигрировал в США. Другие фильмы: «Пуши покупает ботинки» (1914), «Секейская кровь» (1922), «Летающее золото» (1932), «Лиловая акация» (1934), «Свадебное путешествие за полцены» (1936), «Рыцарское дело» (1937), «Решающий момент» (1938) и др.

1888
Хосе Сабогаль (Савогаль; Sabogal)
перуанский живописец и график. Родился в городе Кахабамба. Учился в Европе (1909-1911) и в национальной Академии Художеств в Буэнос-Айресе (1912-1918). Испытал влияние Д.Риверы и X.К.Ороско. Основатель и глава индихенизма в живописи Перу. Писал лирические по характеру, декоративные по форме картины, посвященные жизни индейцев («Каноэ на Амазонке», «Индианка уанка»). Автор монументальных росписей и ксилографии. Умер в Лиме 15 декабря 1956 года.

1889
Ингвар Андерсон
шведский историк-медиевист, главный хранитель архивов Швеции (риксархивариус), член Шведской академии (по отделению литературы) (1950). В 1928-52 преподавал историю в Лундском университете. В 1939-46 сотрудник шведского радио. С 1947 издатель журнала "Нурдиск тидскрифт фёр ветенскап, конст ок индустри" ("Nordisk tidsskrift för vetenskap Konst Och industri"). С 1953 вице-президент Международного совета архивов.

 (600x486, 62Kb)
1889
Борис Петрович Герасимович
советский (российский) астроном. Родился в Кременчуге. В 1914 году окончил Харьковский университет. В юности был членом боевой организации эсеров, в течение двух лет был в заключении. В 1916 году стажировался в Пулковской обсерватории под руководством А.А.Белопольского и С.К.Костинского. В 1917—1922 приват-доцент Харьковского университета, с 1922 — профессор этого университета. В 1926—1931 находился в научной командировке в США, в Гарвардской обсерватории (Harvard College Observatory). С 1931 года заведующий отделом астрофизики Пулковской обсерватории, а с 1933 по 1937 годы — её директор. По обвинению в организации контрреволюционной группы пулковских астрономов («пулковское дело») арестован 28 июня 1937 и расстрелян в Ленинграде 30 ноября 1937 года. Реабилитирован посмертно (1956). Основные работы связаны с проблемами нестационарности звёзд, их внутреннего строения и эволюции, звёздной статистики, физики межзвёздной среды и планетарных туманностей, строения звёздных атмосфер, теоретической астрономии, физики Солнца. В 1927 совместно с В.Лейтеном определил расстояние Солнца от галактическй плоскости. В 1928 году совместно с Д.Мензелом (D.H.Mensel) выполнил пионерскую работу, рассматривающую процессы высвобождения энергии звёзд с точки зрения статистической механики. Первым среди астрономов серьёзно рассмотрел астрономические аспекты космических лучей. Подробно изучал Be-звёзды. Занимался изучением Солнца, принимал участие в нескольких экспедициях для наблюдения полных солнечных затмений. Именем Герасимовича названы лунный кратер и малая планета 2126, открытая Т.М.Смирновой 30 августа 1970 года в Крымской астрофизической обсерватории.

1891
Эрл Уоррен
американский юрист и главный судья Верховного Суда США (1953-1969). Губернатор Калифорнии (1943-1953). Как главный судья, выступал за умеренный либерализм судебной системы, против расовой дискриминации, называл сегрегацию в школах неконституционной. Возглавлял комиссию по расследованию убийства президента Кеннеди (1963-1964).

1891
Йозеф Шима
чешский художник.

 (497x699, 87Kb)
1892
Сесар Авраам Вальехо Мендоса (испанское имя - Cйsar Abraham Vallejo Mendoza)
перуанский поэт, бунтарь и новатор. Родился в Сантъяго де Чуко, в перуанских Андах, в бедной многодетной семье индейско-испанского (галисийского) происхождения. В 1910—1915 изучал литературу в Свободном университете города Трухильо. Зарабатывал на жизнь и учебу тяжелым трудом, в том числе — работал в вольфрамовых шахтах. Входил в литературную группу «Север». В 1917 предпринял попытку самоубийства, затем уехал в Лиму. В 1922 был арестован по ложному обвинению, четыре месяца провел в тюрьме. В 1923 перебрался в Париж, сблизился с французскими, испанскими и латиноамериканскими сюрреалистами (Висенте Уидобро, Пабло Неруда, Тристан Тцара). В 1927 посетил СССР. В 1928 вступил в коммунистическую партию Перу. В ходе Гражданской войны тесно сотрудничал с республиканцами. Бедствовал, тяжело болел, но причина его смерти так и не была установлена. Похоронен на кладбище Монпарнас. Писал прозу, обращался к драматургии. Поэзия Вальехо, одна из вершин испаноязычной лирики XX века, вобрала индейские традиции, достижения латиноамериканского модернизма, элементы сюрреалистской поэтики, особенной ощутимой в книге «Трильсе» (1922). Этот синтез был развит в стихах гуманистической и гражданской тревоги, составивших сборники «Испания, да минует меня чаша сия» и «Человечьи стихи», которые были опубликованы уже посмертно. Умер в Париже 15 апреля 1938 года. Поэтические произведения: Los Heraldos negros (1918); Trilce (1922); Poemas Humanos (1939); Espaсa aparta de mi este cбliz (1939). Публикации на русском языке: Вольфрам: Роман. Москва-Ленинград: ГИХЛ, 1932; Чёрные герольды. Москва: Художественная литература, 1966; Избранное. Москва: Художественная литература, 1984; Рассказы. В книге: Рассказы магов. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002, страницы 73-77; «Я буду говорить о надежде...» Новосибирск, АНТ, 2005. Литература: Ferrari A. El universo poйtico de Cйsar Vallejo: ensayo. Carбcas: Monte Бvila, 1972; Ortega J. Cйsar Vallejo. Madrid: Taurus, 1975; Franco J. Cйsar Vallejo: the dialectics of poetry and silence. Cambridge; New York: Cambridge UP, 1976; Larrea J. Cйsar Vallejo y el surrealismo. Madrid: A. Corazуn, 1976; Sharman A. The poetry and poetics of Cesar Vallejo: the fourth angle of the circle. Lewiston: Edwin Mellen Press, 1997; Cйsar Vallejo: recopilaciуn de textos sobre Cйsar Vallejo/ Raъl Hernбndez Novбs, ed. El Vedado, La Habana,: Centro de Investigaciones Literarias, Casa de las Amйricas; Santafй de Bogotб: Impr. Patriуtica del Instituto Caro y Cuervo, 1999; Kapsoli Escudero W. Cйsar Vallejo en la crнtica internacional. Lima: Universidad Ricardo Palma, 2001; Hart S.M., Polar J.C. Cйsar Vallejo: a critical bibliography of research. London: Tamesis; Rochester: Boydell and Brewer, 2002; Rodrнguez Chбvez I. Cйsar Vallejo al pie del orbe. Lima: Universidad Ricardo Palma, 2006; Сесар Вальехо: Биобиблиографический указатель/ Составитель В.Гинько. Москва: Книга, 1986.

1892
Джордж Скетчард
американский физикохимик, член Национальной Академии Наук США (с 1946). Окончил Эмхерст-колледж (1913) в Эмхерсте (штат Массачусетс) и Колумбийский университет в Нью-Йорке (1917). В 1919-1923 гг. работал в Колумбийском университете, с 1923 г. - в Массачусетском технологическом институте в Кембридже. Основные научные исследования относятся к термодинамике растворов. Показал, что избыток свободной энергии бинарных систем, состоящих из неполярных компонентов, можно приближенно определить как разницу между квадратными корнями из плотности энергии когезии отдельных компонентов. Применил эту концепцию и к изучению растворов электролитов. Изучал также коллоидные системы, растворы высокомолекулярных соединений. Член Американской академии искусств и наук.

1892
Александр Александрович Шмидт
российский и латвийский биохимик, академик Академии Наук Латвийской ССР (1946), член-корреспондент Академии Медицинских НаукСССР (1960). Окончил Петроградскую военно-медицинскую академию (1922). В 1925-1935 гг. ассистент там же. В 1936-1945 гг. - профессор и заведующий кафедрой биохимии 2-го Ленинградского медицинского института и одновременно директор Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института. Профессор Латвийского университета (1945-1950) и Рижского медицинского института (1950-1972). В 1946-1952 гг. - академик-секретарь отделения сельскохозяйственных, биологических и медицинских наук Академии Наук Латвийской ССР. В 1952-1954 гг. - руководитель сектора обмена веществ и питания Института экспериментальной медицины Академии Наук Латвийской ССР. С 1972 г. - руководитель отдела в Рижском медицинском институте. Основные труды по изучению биохимии и технологии белково-витаминных концентратов, инсулина, различных витаминов, в том числе аскорбиновой кислоты, по биохимии парентерального питания человека. Сталинская премия СССР (1951). Умер 18 июня 1978 года.

1893
Хосе Мария Веласко Ибарра
государственный и политический деятель Экуадора. По образованию юрист, окончил университеты в Кито и Париже. Занимал ряд государственных постов (государственный советник, прокурор города Кито). Был президентом Экуадора в 1934-1935, 1944-1947 и 1960-1961: неоднократно отстранялся от власти в результате государственных переворотов, связанных с его попытками установить личную диктатуру. Более 20 лет Веласко Ибарра провёл в эмиграции. В 1952 сторонники Веласко Ибарра из различных слоев населения объединились в "Национальную федерацию веласкистов" (с 1968 оформлена в партию). Веласко Ибарра неоднократно выступал с антиимпериалистическими заявлениями, обещаниями провести социально-экономические реформы, установить и нормализовать отношения со всеми странами, включая социалистические. Это обеспечило ему популярность и, в частности, победу на выборах 1968, в результате которых он в 5-й раз стал президентом Экуадора. В июне 1970 при поддержке армии отменил конституцию, распустил конгресс и установил диктаторский режим.

1893
Павел Алексеевич Свириденко
украинский зоолог, академик Академии Наук Украинской ССР (с 1948). Окончил Московский университет (1915). В 1916-1923 гг. работал в учреждениях Закавказья. В 1923-1930 гг. - директор Северо-Кавказской станции защиты растений в Ростове-на-Дону, в 1932-1941 гг. - профессор Московского университета, с 1941 г. работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте свекловичного производства, в 1947-1954 гг. - заведующий отделом экологии Института зоологии Академии Наук Украинской ССР, одновременно в 1948-1951 гг. - председатель Отделения биологических наук Академии Наук Украинской ССР. Основные научные исследования посвящены фауне, зоогеографии и экологии животных. Изучал саранчовых, клеверных семяедов и вредителей сахарной свеклы, видовой состав, распространение, экологию и хозяйственное назначение грызунов. Предложил ряд мероприятий по борьбе с вредными видами грызунов и насекомых. Один из инициаторов применения авиации в борьбе с вредителями лесного и сельского хозяйства. Сторонник биологического метода борьбы с вредными насекомыми и мышевидными грызунами. Разработал научные основы его применения. Автор гипотезы о происхождении фауны предкавказских и гонных степей.

1894
Мария Евгеньевна Левберг
поэтесса, драматург и прозаик. Умерла 12 сентября 1934 года.

1895
Дан Барбилиан
румынский математик и поэт. Родился в Кымпулунг-Мушеле. Окончил Бухарестский университет (1920), специализировался по теории чисел у Э. Ландау в Гётингене, учился (1921-1924) в Тюбингенском и Берлинском университетах. В 1926-1959 гг. работал в Бухарестском университете (с 1938 г. — профессор). Основные направления исследований — алгебра, геометрия, теория чисел. До 1933 г. под влиянием Г. Цицейки занимался алгеброй и теорией чисел. Затем развивал идеи Эрлангенской программы Ф. Клейна: работал над аксиоматическими теоретико-групповыми основаниями геометрии (в частности, алгебраической геометрии). Занимался вопросами современной алгебры, с 1951 г. — алгебраической теорией арифметики, в последние годы жизни — вопросами геометрии (пространство Барбилиана).

 (462x699, 64Kb)
1895
Леонид Алексеевич Колотилов
командир 11-й миномётной бригады 12-й артиллерийской дивизии 4-го артиллерийского корпуса прорыва 61-й армии Центрального фронта, полковник. Родился в селе Покровское Артёмовского района Свердловской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1941 года. Образование начальное. С августа 1918 года в рядах Красной Армии. Участник Гражданской войны. В 1920 году окончил курсы при Высшей военной школе Туркфронта в Куйбышеве, в 1923 году — курсы командного состава. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Полковник Л.А.Колотилов отличился в битве за Днепр. 14 октября 1943 года на подручных средствах переправил бригаду в районе села Любеч Репкинского района Черниговской области. В боях по удержанию плацдарма на правом берегу Днепра бригада уничтожила до 20 артиллерийских и миномётных батарей, 34 пулемёта и много живой силы противника, чем обеспечила переправу частей стрелкового корпуса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма полковнику Леониду Алексеевичу Колотилову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2988). В 1946 году окончил ускоренный курс Военной академии Генерального штаба. С 1948 года генерал-майор Л.А.Колотилов в запасе. Жил в Киеве. Скончался 11 июля 1965 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

 (600x658, 60Kb)
1895
Максим Фаддеевич Рыльский
украинский советский поэт, общественный деятель, переводчик, академик Академии Наук СССР. Лауреат Сталинской (1943) и Ленинской (1960) премий. Член КПСС с 1943. Родился в Киеве. Учился на историко-филологическом факультете Киевского университета. Учительствовал; печатался с 1907. В 1920-е гг. принадлежал к группировке украинских неоклассиков, стоявших на эстетских позициях (книга стихов "Сквозь бурю и снег", 1925; "Тринадцатая весна", 1926; "Где сходятся дороги", "Звук и отзвук", обе - 1929). В начале 1930-х гг. в творчестве Рыльского произошёл резкий поворот к современности, к темам советского патриотизма и дружбы народов (сборники "Знак весов", 1932; "Киев", 1935; "Сбор винограда", 1940; историческая повесть в стихах "Марина", 1933). В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 поэзия Рыльского призывала к борьбе с захватчиками, вселяла веру в победу. Лауреат Сталинской премии (1943) за сборники "Слово о матери-родине", "Предрассветная заря", "Светлое оружие". Подлинным творческим взлётом являются последние книги стихов Рыльского - "Розы и виноград" (1957) и "Далёкие небосклоны" (1959), отмеченные Ленинской премией 1960, а также сборники "Голосеевский лес" (1959), "Стая журавлей" (1960), "В тени жаворонка" (1961), "Зимние записи" (1964), перевод поэмы А.Мицкевича "Пан Тадеуш" (Сталинская премия, 1950), книги публицистики "Вечерние беседы" (1962, 1964), "О хорошем в людях" (1965). Рыльский - мастер строгих поэтических форм - сонета, терцины, октавы, стансов; для него характерны стремление к ясности и простоте выражения, мелодичность стиха, богатство лексики и ритмико-интонационных ходов. Рыльский - переводчик А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Мицкевича, Ю.Словацкого, французских поэтов-классиков. Плодотворно работал в области литературоведения, языкознания, фольклористики, искусствоведения. Стихи Рыльского переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Председатель СП Украинской ССР (1943-1946). Директор Института искусствоведения, фольклора и этнографии Академии Наук Украинской ССР (1944-1964). Депутат Верховного Совета СССР 2-6-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Скончался в Киеве 24 июля 1964 года. Сочинения: Твори, тома 1—10, Киев, 1960—1962; в русском переводе — Избранные произведения, тома 1—2, Москва, 1957; Сочинения, тома 1—4, Москва, 1962—63; Стихотворения и поэмы, Ленинград, 1969; Поэзия Адама Мицкевича, Москва, 1956; Классики и современники, Москва, 1958: Литература и народ, Москва, 1959; О поэзии, Москва, 1974. Литература: Новиченко Л.. Повicть про поета, Киев, 1941: его же, О Рыльском, "Дружба народов", 1960, № 6; Крижанiвський С., Максим Рильский, Киев, 1960; Малишко А., Слово про поета, Киев, 1960; Бисикало С., Максим Рильский, К., 1962; Бiлецький О., Творчicть Максима Рильского, в его книге: Зiбрання праць, том 3, Киев, 1966.

1896
Жан Вьенер
французский композитор и пианист. Автор фортепьянных пьес в джазовом стиле, эстрадных песен, музыки для кино и радио. Вместе с Мийо концертировал в СССР (1926).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку