-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 113447
Комментариев: 6804
Написано: 121924


2 ноября родились...

Среда, 02 Ноября 2011 г. 07:04 + в цитатник
 (567x698, 78Kb)
1692
Унико Вильгельм ван Вассенар (Вассенаар; Unico Wilhelm van Wassenaer)
Нидерландский композитор, граф. Потомок известного аристократического рода, первые упоминания о котором относятся к 1200 году. Многие представители этого рода стали крупными военначальниками и известными политическими фигурами. Отец Унико был дипломатом. В этой богатой семье культивировалась любовь к искусству - покупались картины (в том числе несколько полотен Рембранда и др. авторов; их приобрёл старший брат Унико, Йохан Хендрик), книги, часто звучала музыка. Практически все играли на музыкальных инструментах (Унико Вильгельм - на клавичембало). Солидное наследство он получил и от своих бездетных родственников. Сделал хорошую дипломатическую карьеру, продолжив семейную традицию (дипломатами были его отец и умерший старший брат), но был известен и как музыкант. Любовь к искусству, музыке граф ван Вассенар привил и своим детям (один из его сыновей написал оперу). Примерно в 1725-1740 гг. он сочинил серию концертов "Concerti Armonici", опубликованных (в 1740) скрипачом Карло Риччиотти (Carlo Ricciotti, 1681-1756). Итальянец принадлежал кругу друзей графа. Фамилия дипломата не указывалась (настоящий автор сохранил инкогнито). Некоторое время спустя (в 1755) концерты опубликовал лондонский издатель Джон Уолш, который уже открыто приписал их авторство Карло Риччиотти, будучи сам в этом уверен. Умер 9 ноября 1766 года. В 1979-1980 гг. в замке Twickel, принадлежавшем ван Вассенарам (там, кстати, родился граф Унико Вильгельм), обнаружили рукопись, озаглавленную как "Concerti Armonici". Исследовательская работа - её провёл музыковед Albert Dunning - доказала авторство Унико Вильгельма ван Вассенара (Count Unico Wilhelm van Wassenaer (1692-1766). A master unmasked, or the Pergolesi-Ricciotti puzzle solved. By Albert Dunning. Tr. by Joan Rimmer. Frits Knuf, 1980). А в начале 1990-х гг. были найдены ещё три сонаты. Музыка из "Concerti Armonici" (в комплекте с другими сочинениями) использована в "Пульчинелле" Игоря Стравинского, считавшего, что она принадлежит Д.Перголези.

 (531x699, 139Kb)
1699
Жан Батист Симеон Шарден (французское имя - Jean Baptiste Simйon Chardin)
французский живописец, который сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству XVIII века. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен является повседневная домашняя жизнь парижских обывателей, переданная в спокойной, задушевной, реалистической манере. Большой интерес представляют пастельные портреты, исполненные Шарденом на склоне лет. Ученик П.-Ж.Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы,хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы — кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин, и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры. Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость. В 1730-х гг. Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности («Молитва перед обедом», 1744). В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение. Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1765), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Много для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!» Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779 года

 (503x699, 60Kb)
1734
Даниэль Бун (Daniel Boone)
американский первопоселенец и охотник, чьи приключения сделали его одним из первых народных героев Соединённых Штатов Америки. Известен своими приключениями на территории современного штата Кентукки, границы которого находились за пределами Тринадцати колоний. Несмотря на сопротивление американских индейцев, для которых Кентукки был традиционным местом охоты, в 1775 году Бун проложил дорогу, известную как Дорога диких мест, через Камберлендский перевал к реке Кентукки. Там он основал город Бонсборо, одно из первых англоязычных поселений за пределами гор Аппалачи. В конце XVIII века более 200000 человек воспользовались Дорогой диких мест, чтобы обосноваться в Кентукки. Даниэль Бун был командиром народного ополчения во время Войны за независимость США 1775—1783 гг.; в Кентукки, в основном, столкновения происходили между поселенцами и индейцами, которые были союзниками Великобритании. В 1778 году Бун был схвачен индейцами шауни, которые приняли его в племя; но Бун сбежал и продолжил помогать защищать поселения в Кентукки. Во время войны Даниэль Бун был избран в Генеральную Ассамблею Виргинии, а также участвовал в битве при Йорктауне в 1782 году, одной из последних битв Войны за независимость США. После войны Бун работал землемером и купцом, но глубоко влез в долги как спекулянт землей в Кентукки. В связи с возникшими проблемами с законом из-за его спекуляций землёй Бун в 1799 году переезжает в Миссури, где он провёл остаток своих дней. Даниэль Бун стал в своём роде легендой, особенно после того, как в 1784 году была опубликована его книга о приключениях, сделавшая его знаменитым в Америке и Европе. После смерти его имя часто было объектом выдуманных историй и сказок. Его приключения (настоящие и легендарные) сыграли огромное влияние на создание в американском фольклоре эталона Героя Запада. В легендах он фигурирует как один из первых ранних переселенцев, хотя мифы часто затмевают некоторые факты из его жизни. Он был шестым из одиннадцати детей в семье квакеров. Его отец — Сквайр Бун (1696—1765) иммигрировал в Пенсильванию из маленького городка Брэднинч (графство Девоншир, Англия) в 1713 году. Родители Сквайра Буна — Джордж и Мэри Бун иммигрировали в Пенсильванию в 1717 году. В 1720 году Сквайр, который первоначально работал ткачом и кузнецом, женился на Саре Морган (1700—1777), члены семьи который были квакерами из Уэльса. В 1731 году семья Бунов построила бревенчатый дом в долине Олей, в котором и родился Даниэль Бун в 1734 году. Теперь это место считается усадьбой Даниэля Буна, а также оно теперь называется округ Беркс. Даниэль Бун провёл своё детство на территории, которая тогда считалась западной границей Пенсильвании. Рядом с этим местом было много индейских деревень. У пацифистки настроенных квакеров Пенсильвании были хорошие отношения с индейцами, но устойчивый рост белого населения заставил индейцев переселиться дальше на запад. Даниэль Бун получил своё первое ружьё в 1747 году, и начал учиться охотиться у белых поселенцев и у индейцев. Так появилась его любовь к охоте. Народные сказание часто превозносят навыки Даниэля Буна как навыки охотника. По одной из историй, молодой Даниэль Бун отправился на охоту вместе с другими мальчишками. Рык пантеры напугал мальчишек, кроме Даниэля Буна, который спокойно взвёл курок, выстрелил и попал зверю прямо в сердце, как только тот собрался прыгнуть на него. Как и многие другие истории о Даниэле Буне эта могла быть правдивой либо неправдивой, но её так часто пересказывали друг другу, что она стала олицетворять этого человека. Во время детства Буна его семья стала источником разногласий в местной общине квакеров. В 1742 году родителям Буна пришлось извиняться за своего старшего ребёнка Сару, так как она вышла замуж за человека не из общины квакеров, да к тому же и ещё забеременела до свадьбы. Когда в 1747 году старший брат Даниэля Буна Израэль женился на женщине не из квакеров, за него заступился отец, Сквайр Бун, из-за чего его исключили из общины квакеров, хотя мать Буна продолжала посещать собрания квакеров вместе с остальными детьми. Возможно из-за этого, в 1750 году Сквайр Бун продал свою землю и переехал вместе с семьёй в Северную Каролину. Даниэль Бун больше не посещал церковь, хотя разделял взгляды христиан, и все его дети в последующем стали баптистами. Семью Бунов, в конечном счёте, поселилась возле реки Ядкин, ныне округ Дэйви, штат Северная Каролина, около трёх километров к западу от Моксвиля. Из-за того, что в детстве Бун большую часть времени проводил за охотой он не получил должного образования. Школьный учитель однажды выразил обеспокоенность по поводу школьного образования Даниэля Буна, но его отец не был обеспокоен этим и ответил: «Пусть девчонки занимаются правописанием, а Дэн будет стрелять». Даниэля Буна немного учили члены семьи, из-за чего его правописание не являлось общепринятым. Историк Джон Мак Фарагер пишет, что изображение Буна полуграмотным в народном творчестве является ошибочным, доказывая, что «уровень грамотности Даниэля Буна был таким же, как и у других мужчин того времени». Во время охоты Бун всегда брал с собой книги для чтения, а также он был самым начитанным человеком в группе поселенцев во время охоты. Библия и Путешествия Гулливера — были его самыми любимыми книгами. Во время охоты Бун иногда развлекал других охотников чтением книг по вечерам у костра. В молодости Даниэль Бун служил в Британских вооруженных силах во время Франко-индейской войны (1754—1763 гг.; борьба за контроль над землями, находящимися за горами Аппалачи). В 1755 году Даниэль Бун был водителем повозки, когда Генерал Эдвард Брэддок попытался выгнать французов из района Огайо; эта попытка закончилась катастрофой. После поражения в этой битве Бун вернулся домой, где 14 августа 1755 года он женился на своей соседке Ребекке Брайан. Даниэль и Ребекка жили на ферме отца Буна. Со временем у них родилось десять детей. В 1759 году разразился конфликт между британскими колонистами и индейцами чероки — бывшими союзниками Британии во Франко-индейской войне. После внезапной атаки индейцами чероки долины реки Ядкин многие семьи, включаю семью Бунов, сбежали в округ Кульпепер в Виргинии. Бун служил в народном ополчении Северной Каролины во время этой войны с индейцами чероки. Он жил отдельно от своей жены около двух лет. Согласно одной из историй, Даниэля Буна не было дома так долго, что его жена Ребекка решила, что он умер, и потому начала встречаться с его братом Эдвардом. У них был ребенок, дочь Джемина, которая родилась в 1762 году. По возвращении домой, Даниэль Бун понял и не стал осуждать свою жену. Правда это или нет, но Бун вырастил Джемину как своего собственного ребёнка. Первые биографы Буна знали эту историю, но не стали публиковать её. Выбор Буном профессии также был связан тем, что он подолгу находился вне дома. Он поддерживал свою семью в те годы тем, что занимался охотой, а потом продавал добытую дичь. Почти каждую осень он уходил в «долгую охоту», которая являла собой долгую экспедицию в несколько диких недель или месяцев. Бун ходил в эти долгие походы один, либо с небольшой группой мужчин, собирая сотни шкур диких оленей осенью, а зимой ловил бобров и выдр. Охотники возвращались весной и продавали свою добычу торговцам шкур. В этой торговле шкуры оленя (buckskins) часто называли баксами (bucks), что является (по одной из версий) началом использования сленгового названия доллара. Поселенцы часто вырезали на деревьях различные надписи либо свои имена, а также они писали на стенах в пещерах; надписи Даниэля Буна были найдены во многих местах. Одна из наиболее известных надписей была вырезана на дереве в округе Вашингтон штата Теннеси, которая гласила: «Д.Бун убил медведя у этого дерева в 1760 году». Похожая надпись хранится в Музее исторического общества Филсон в Луисвилле (штат Кентукки), которая гласит: «Д.Бун убил медведя, 1803 год». Хотя и не исключено, что эти надписи могут быть подделками. В середине 1760-х годов Даниэль Бун начал искать новое место, чтобы поселиться там. Население в долине реки Ядкин стало стремительно расти после Франко-индейский войны, что неминуемо вело к уменьшению количества дичи на которую охотились. У Даниэля Буна начались неприятности — его часто вызывали в суд из-за неоплаченных долгов, и ему пришлось продать свою землю, чтобы расплатиться с кредиторами. После смерти отца в 1765 году Бун отправился с небольшой группой во Флориду (после войны перешла во владение Британской империи), чтобы найти место для нового дома. По рассказам семьи, Бун купил землю в Пенсаколе, но его жена Ребекка отказалась переезжать так далеко от своих друзей и семьи. Вместо этого они переехали в более отдалённый район в долине реки Ядкин, и Даниэль Бун начал охотиться к западу от Синих гор. Даниэль Бун впервые добрался до Кентукки в конце 1767 года, когда охотился вместе со своим братом Сквайром Буном-младшим. Во время экспедиции Генерала Эдварда Брэддока 1755 года, Бун услышал о плодородной земле и изобилии дичи в Кентукки от извозчика Джона Финдли, который ездил в Кентукки, чтобы торговать с индейцами. В 1768 году, Бун и Финдли снова встретились случайно, и Финдли воодушевил Буна новыми рассказами о Кентукки. В то же самое время появились новости о Договоре форта Стэнвикс, по которому Ирокезы передали своё право на Кентукки Британцам. Это, а также то, что в Северной Каролине начались беспорядки, подтолкнуло Буна немедленно начать свою экспедицию. В мае 1769 года Бун начала свою двухгодичную экспедиционную охоту в Кентукки. 22 декабря 1769 года Буна и одного из членов его экспедиции захватила группа индейцев шауни, которые отпустили их и сказали, чтобы те больше никогда не возвращались, а также конфисковали шкуры, добытые экспедицией во время охоты. Шауни не подписывали Договор форта Стэнвикс, и потому считали Кентукки как свою территорию, а также расценивали поселенцев как браконьеров. Буна это не остановило, и он продолжил охотиться и изучать Кентукки до тех пор, пока не вернулся в Северную Каролину в 1771 году. Осенью 1772 года он продолжал охотиться в Кентукки. 25 сентября 1773 года Бун вместе со своей семьёй и группой из 50 поселенцев осуществили первую попытку основать Британское поселение в Кентукки. Бун всё ещё был малоизвестным охотником в то время, наиболее видным членом экспедиции был Вильям Рассел, хорошо известный охотник из Виргинии, а также будущий зять Патрика Генри. 9 октября старшего сына Даниэля Буна Джеймса и небольшую группу мужчин и мальчишек, которые отправились на поиски провианта, атаковала группа индейцев, состоящая из делаверов, шауни и чероки. Американские индейцы, сторонники Договора форта Стэнвикс, начали дебаты о том, как им действовать дальше в связи с наплывом поселенцев. Эта группа индейцев решила, по словам историка Джона Мака Фарагера: «отправить письмо о своём неприятии к основанию поселения…». Джеймс Бун и сын Вильяма Рассела Генри были замучены до смерти в ужасных пытках. Жестокость убийства шокировала группу Буна и они решили оставить экспедицию. Эта резня была первым из череды событий, которые впоследствии стали известными как Война Данмора, борьба между Виргинией и первоначально индейцами шауни за контроль округом Огайо, что сейчас является штатами Западная Виргиния и Кентукки. Летом 1774 года Бун вместе с товарищем вызвались добровольцами, чтобы отправиться в Кентукки на поиски землемеров, которые оказались там в начале войны. Два человека прошли более 1300 км за два месяца, несмотря на предупреждения тех, кто ещё не покинул регион. По возвращении в Виргинию Бун помог защитить несколько поселений вдоль реки Клинч, заслужив звание капитана народного ополчения по просьбам жителей этих поселений. После окончания Войны Данмора, которая закончилась, вскоре, после того как Виргиния победила в битве Канавха (битва при точке радости) в октябре 1774 года, индейцы шауни оставили свои притязания на Кентукки. После окончания Войны Данмора Ричард Хендерсон, видный судья из Северной Каролины, нанял Буна, чтобы тот отправился в города индейцев Чироки, находящихся на территории современных штатов Северная Каролина и Теннесси, чтобы сообщить им о предстоящей встрече. По договору 1775 года, заключенному на этой встрече, Хендерсон приобрёл право индейцев Чироки на Кентукки, чтобы основать там колонию, названную Трансильвания. После этого Хендерсон нанял Даниэля Буна, чтобы тот проложил дорогу, которая впоследствии стала именоваться Дорога диких мест, которая прошла через перевал Камберленд в центральную часть Кентукки. С примерно 30-тью рабочими Бун проложил путь к реке Кентукки, где он основал город Бонсборо. Другие поселения, особенно Хэрродсбург, были основаны в то же время. Несмотря на происходящие время от времени атаки индейцев, Бун вернулся в долину Клинч и перевёз свою семью и несколько поселенцев в Бонсборо 8 сентября 1775 года. Насилие в Кентукки возросло с началом Войны за независимость США (1775—1783). Индейцы, которые были недовольны потерей Кентукки, видели в этой войне шанс, который даст им возможность прогнать колонистов. Изолированные поселенцы и охотники были частой мишенью для атак. Это убеждало многих покинуть Кентукки. К концу весны 1776 года немногим более чем 200 колонистов оставалось в Кентукки, в основном в укреплённых поселениях, таких как Бонсборо, Хэрродсбург и Станция Логана. 14 июля 1776 года за воротами города Бонсборо была схвачена дочь Даниэля Буна Джемина и ещё несколько девочек группой воюющих индейцев, которые собирались доставить их на север в город индейцев шауни в округе Огайо. Даниэль Бун и несколько других мужчин кинулись в погоню, настигнув их через два дня. Бун вместе со своей группой внезапно напал на индейцев, когда те принимали пищу, и спасли девочек. Этот инцидент стал наиболее знаменитым событием в жизни Даниэля Буна. Джеймс Фенимор Купер написал выдуманную версию этого эпизода в своей книге «Последний из могикан». В 1777 году Генри Гамильтон (заместитель губернатора Канады) начал вербовать воющие племена индейцев с целью атаковать Кентукки. 24 апреля индейцы шауни под предводительством вождя Чёрная рыба атаковали Бонсборо. Даниэль Бун был ранен в лодыжку, когда находился за пределами форта, но, несмотря на шквал огня, его вытащил Саймон Кентон, который прибыл в Бонсборо совсем недавно. Саймон Кентон стал лучшим другом Даниэля Буна, а также одним из легендарных переселенцев Америки. Когда Бун восстанавливался от ранения, индейцы шауни продолжали атаковать окрестности Бонсборо, уничтожая урожай и скот. Из-за того, что провизия заканчивалась, поселенцам нужна была соль, для того чтобы сохранить мясо, которое у них было, и в январе 1778 года Даниэль Бун вместе с группой из тридцати человек отправился на соляные источники возле реки Ликинг. 7 февраля 1778 г. во время охоты Бун был застигнут врасплох и схвачен войнами вождя «Чёрная рыба». Из-за того, что численный перевес был на стороне индейцев, Бун убедил своих людей сдаться, а не вступать в бой. «Чёрная рыба» хотел направиться в Бонсборо и захватить город, поскольку он был слабо защищён, но Бун убедил вождя, что женщины и дети не переживут зиму и город сам сдастся этой весной. У Даниэля Буна не было возможности сказать своим людям, что он блефовал, чтобы предотвратить внезапную атаку на город. Бун придерживался этой тактики так убедительно, что многие из его людей решили, что он стал лоялен британцам. Буна и его людей доставили в индейский город Чиликоте (Chillicothe), который принадлежал вождю «Чёрная рыба». Там пленники подверглись телесным наказаниям. По традициям индейцев, Шауни приняли в племя несколько пленников, чтобы заменить ими павших воинов. Оставшиеся пленники были отправлены в Детройт к Гамильтону. Сам же Даниэль Бун был принят в одну из индейских семей города, возможно, он был даже принят семьёй вождя. Ему дали имя Шелтови (Sheltowee), что означает «Большая черепаха». 17 июня 1778 года Бун узнал, что вождь Чёрная рыба собирается напасть на город Бонсборо большим отрядом воинов, и решил сбежать и отправиться домой. Он проехал 260 км за пять дней — сначала на лошади, а потом пешком. Во время отсутствия Даниэля Буна, его жена и дети (кроме Джемины) вернулись в Северную Каролину, так как они думали, что он мёртв. По возвращении в Бонсборо, некоторые мужчины распространяли слухи о предательстве Буна, так как после захвата в плен, он жил достаточно хорошо среди индейцев Шауни месяцами. Бун доказал свою верность колонистам организовав превентивную атаку на индейцев возле реки Огайо, а после участвовал в обороне Бонсборо во время 10-дневной осады, которая началась 7 сентября 1778 г. и закончилась поражением индейцев. После осады, капитан Бенджамин Логан и полковник Ричард Кэлловэй (их племянники были среди тех, кто до сих пор находился в плену, после того как отряд Буна сдался во время похода за солью) выдвинули обвинения против Буна в связи с его деятельностью. На суде, Бун был повышен в должности и признан невиновным после того, как дал показания. Несмотря на оправдание Бун чувствовал себя униженным из-за судебного процесса и мало говорил об этом. После суда Бун отправился в Северную Каролину за своей семьёй, чтобы вместе вернуться в Кентукки. Летом 1779 года большая группа эмигрантов отправилось вместе с Буном в Кентукки, среди которых, по слухам, была семья деда Авраама Линкольна. Решив не оставаться в Бонсборо, Бун основал небольшое поселение «Станция Буна» (Boone’s Station). Бун зарабатывал деньги тогда тем, что предлагал поселенцам плодородные земли. Права собственности на земли в Трансильвании были лишены законной силы, после того как Виргиния создала округ Кентукки, и поселенцам надо было заново приобретать право собственности уже у Виргинии. В 1780 году Бун собрал около 20000 долларов наличными у поселенцев и отправился в Вильямсбург, чтобы получить земельные ордера. У него были украдены эти деньги, когда он решил переночевать в одном из номеров таверны, находящейся на пути следования. Некоторые поселенцы простили Буну пропажу, но остальные потребовали, чтобы он компенсировал их убытки; Буну потребовалось на это несколько лет. Бун ушел из жизни в Миссури (США) 26 сентября 1820 года.

 (566x699, 169Kb)
1739
Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф (немецкое имя - August Carl Ditters von Dittersdorf, при рождении именовался Август Карл Диттерс, August Carl Ditters)
австрийский композитор и скрипач. Август Карл Диттерс родился в Лаймгрубе, Вена, в семье отставного военного портного в пригороде Вены, служившего к тому времени при Императорском театре, и уже в шесть лет начал учиться игре на скрипке, а с 1750 поступил в оркестр венской церкви Шоттен, но вскоре был приглашён в оркестр князя Саксен-Хильдбургхаузенского, где обучался композиции у Джузеппе Боно и познакомился с Глюком и Гайдном. В 1761 Диттерс поступил в оркестр Императорского театра, а в 1763 отправился с Глюком в Болонью. Это путешествие оказало большое влияние на его творчество. В 1764 Диттерс был приглашён капельмейстером в оркестр епископа Надьварада (ныне Орадя), а уже в следующем году познакомился с князем-епископом Бреслау Филиппом Готтхардом фон Шаффготшем, пригласившим его на аналогичную должность в свой замок Йоханнесберг (Янски-Врх) недалеко от Яворника в Богемии, в 1771 назначил придворным композитором, а в 1773 пожаловал в управление соседнее поместье Есеник, после чего Диттерсу было даровано дворянство и титул фон Диттерсдорф, который он сделал своей фамилией. Живя в Вене, Диттерсорф участвовал в струнном квартете вместе с Моцартом, Гайдном и своим учеником Вангалем, причём играл там первую скрипку. В 1794 после конфликта с епископом Диттерсдорф был вынужден уйти из Янски-Врха и был приглашён бароном фон Штильфридом в замок Червена Лгота, где занимался в основном систематизацией своего собрания сочинений. За три дня до смерти Диттерсдорф завершил свою автобиографию, опубликованную в Лейпциге в 1801. Наиболее известными произведениями Диттерсдорфа, работавшего в стиле классицизма и находившегося под влиянием итальянской школы, являются два концерта для контрабаса с оркестром и один из пяти концертов для альта с оркестром, но помимо этого Диттерсдорф был автором ряда опер-буфф на итальянском языке и зингшпилей на немецком, среди которых был наиболее популярен написанный в 1786 «Аптекарь и врач» (немецкое название - Der Apotheker und der Doktor). Помимо этого, Диттерсдорф написал около 120 симфоний, значительное количество концертов для солирующего инструмента с оркестром, несколько камерных произведений, месс, ораторий, кантат и мотетов.
 (524x699, 137Kb)
Умер в Червена Лготе, Богемия, 24 октября 1799 года. Похоронен в соседнем городе Дештна. Избранные оркестровые и оперные произведения Диттерсдорф были изданы в 10 томах в Лейпциге, к столетию со дня его смерти. Сочинения: около 30 опер, в том числе (даты постановок) - "Любовь в сумасшедшем доме" (1787), "Скряга Хиеронимус" (1787), "Виндзорские проказницы" (по У.Шекспиру, 1797) и др.; для оркестра - свыше 100 симфоний, в том числе 12 программных (по "Метаморфозам" Овидия), кончерто гроссо для 11 солирующих инстр. с оркестром; скрипичные и фортепианные концерты; 12 струнных квинтетов, 6 струнных квартетов, 18 струнных трио, дивертисменты для камерных ансамблей, пьесы для фортепиано в 2 и 4 руки; оратории, мессы, кантаты и др. Литература: Финдейзен Н., Автобиография Диттерсдорфа "Русская Музыкальная Газета", 1912, №10; Riedinger L., Dittersdorf als Opernkom-ponist, Leipzig, 1914.

 (561x698, 125Kb)
1752
Андрей Кириллович Разумовский
светлейший князь, генерал-майор, дипломат, сын последнего малороссийского гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского и его жены Екатерины Ивановны. Воспитывался дома, отличался блестящими способностями, особенно увлекался историей. В середине 1760-х годов уехал за границу, завершил образование в Страсбурском университете. В 1769 году поступил на действительную службу во флот, произведен в лейтенанты. Участник Чесменского сражения. Затем командовал фрегатом «Святая Екатерина». В 1773 году начал придворную службу в качестве камер-юнкера (в 1775 оставил службу во флоте). С детства был дружен с цесаревичем Павлом Петровичем. После смерти первой супруги Павла Петровича великой княгини Натальи Алексеевны (1776) был выслан Екатериной II в Ревель из-за компрометировавших его бумаг (о займе, сделанном великой княгиней через Разумовского). После снятия опалы в начале 1777 года назначен полномочным министром и чрезвычайным посланником в Неаполь, в 1784 году переведен в Копенгаген, в мае 1786 года - в Стокгольм. В 1790 году назначен помощником князя Д.М.Голицына, затем послом в Вену. Сближение Разумовского с министром иностранных дел Австрии вызвало недовольство императора Павла I. В 1799 году Разумовский получил приказ оставить Вену и жить в Батурине. В 1801 году император Александр I вновь назначил его послом в Вену. Здесь Разумовский содействовал вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию. После Тильзитского мира вышел в отставку (1806) и жил в Вене как частное лицо. В 1813 году, во время заграничных походов русской армии, вступил в свиту Александра I, в начале 1814 года назначен уполномоченным для переговоров о мире. За участие в Венском конгрессе возведен в княжеское Российской империи достоинство с титулом «светлости». Остаток жизни провел в Вене. Был дважды женат: на графине Елизавете Осиповне Тун-Гогенштейн и на графине Константине-Доминике Иосифовне Тюргейм. Под влиянием второй жены в конце жизни перешел в католичество. Известна его картинная галерея в Вене. Разумовский был меценатом Людвига ван Бетховена, который посвятил ему свои Пятую и Шестую симфонии, а также три струнных квартета. Действительный тайный советник 1-го класса (1819). Умер 23 августа 1836 года.

 (495x699, 128Kb)
1755
Мария-Антуанетта (французское имя - Marie-Antoinette; урождённая Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская, немецкое имя - Maria Antonia Josepha Johanna von Habsburg-Lothringen, французское имя - Marie Antoinette Josиphe Jeanne de Habsbourg-Lorraine)
королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI . Мария-Антуанетта появилась на свет в Вене и была 15 ребенком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского. Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии,святого Антония Падуанского, своего старшего брата Йозефа и святого Иоанна. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких-бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе со землетрясением в Лиссабоне, которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна. Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном во дворце Шёнбрунн, в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет, как и остальные члены её семьи женского пола. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания Марии-Терезии современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего (хотя учителем был сам Глюк), знания по истории и географии были самыми поверхностными. По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что: У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её. По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров. Во второй половине XVIII века австрийские и французские дипломаты стремились к союзу двух династий: Бурбонов и Габсбургов. Залогом прочности этого союза должны были стать династические браки между 14 эрцгерцогами и эрцгерцогинями и отпрысками династии Бурбонов, представители которой в то время правили во Франции, в Испании, в Королевстве Обеих Сицилий и Парме. Данная мера призвана была улучшить политические отношения Австрии с другими государствами и упрочить её положение в Европе. Французская и австрийская стороны рассматривали разные варианты: предполагалось женить Людовика XV на принцессе дома Габсбургов, императора Иосифа II на одной из дочерей французского короля. Первым брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов стало бракосочетание эрцгерцога Йозефа Иосифа II и Марией-Изабеллой Бурбон-Пармской. Следующим брат Йозефа Леопольд, будущий император Леопольд II, вступил в брак с принцессой Марией-Луизой Испанской. Третий сын, эрцгерцог Фердинанд Карл, женился на наследнице Модены из дома Эсте, герцогине Беатрисе Моденской-Эсте. В отличие от успешного претворения своих планов по женитьбе своих сыновей, Мария-Терезия столкнулась с многочисленными проблемами при устройстве браков своих дочерей. Старшая дочь, эрцгерцогиня Мария-Анна, из-за слабого здоровья осталась не замужем. Планы по заключению брачного союза между миловидный эрцгерцогиней Марией-Елизаветой Австрийской и королем Франции Людовиком XV расстроились из-за болезни эрцгерцогини оспой. В то время как эрцгерцогиня Мария-Кристина Австрийская смогла выбрать себе супруга,герцога Альберта Саксен-Тешенского, по своему желанию, эрцгерцогиня Мария-Амалия Австрийская была выдана замуж против её воли за Фердинанда I Бурбон-Пармского. Обе эрцгерцогини Иоанна-Габриелла и Мария-Йозефа умерли от оспы, таким образом эрцгерцогиня Мария-Каролина Австрийская заняла место невесты Фердинанда I, короля Обеих Сицилий. Заключение брака между австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой и дофином Франции должно было стать последним и самым грандиозным брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов, а также скрепить мир между Францией и Австрией. Мария-Терезия настойчиво добивалась от французского короля официального предложения. Оно было получено в 1769 году. После подписания брачного договора обнаружились значительные пробелы в общих знаниях Марии-Антуанетты и недостаточное владение ею французским языком. Императрицей были приглашены воспитатели, преподаватели танцев и иностранных языков, которые в кратчайшие сроки должны были подготовить юную эрцгерцогиню к исполнению её обязанностей в качестве королевы Франции. С этого момента и до самого отъезда Мария-Антуанетта спала в покоях своей матери. 19 апреля 1770 года состоялось бракосочетание по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля она, в возрасте 14 лет, навсегда покидает Вену. 7 мая прошла церемония "передачи" на "нейтральной" территории, на безлюдном рейнском островке, вблизи Страсбурга. По правилам ритуала девушка должна была расстаться со своими австрийскими друзьями и знакомыми, которые её сопровождали, а также полностью раздеться. Это означало, что она оставляет всё, что принадлежало чужеземному двору и государству, чтобы стать королевой Франции. В конце её одели во все французское. С этого дня австрийская эрцгерцогиня Мария-Антония становилась дофиной Франции Марией-Антуанеттой. Королевская семья встретила Марию-Антуанетту в Компьенском лесу. 16 мая 1770 года в Версале состоялось второе бракосочетание. Один праздник по случаю бракосочетания сменялся другим. Кульминацией должны были стать народные гуляния 30 мая 1770 года на сегодняшей площади Согласия с музыкой, фейерверком, вином, хлебом и мясом за счет казны. Народ толпился на площади и на подходах к ней. Ситуация осложнялась находящимися на площади строительными котлованами. Пиротехнические ракеты, с треском и шипением взрывавшиеся в толпе, вызвали панику. Люди, пришедшие на праздник, бросились в рассыпную, сталкиваясь с друг и другом и толкаясь, многие попадали в котлованы или были затоптаны толпой. В результате плохо организованного праздника погибли 139 человек и сотни были ранены. Погибших захоронили на кладбище Святой Мадлены - 23 года спустя труп Марии-Антуанетты сбросят на этом же кладбище в общую могилу. Мария-Терезия понимала, что дочь слишком молода и нуждается в руководстве, поэтому направила во Францию своего посланника Мерси д’Аржанто. Он следил за каждым шагом дофины и подробнейшим образом обо всём информировал императрицу. Фактически брак не был осуществлён — дофин страдал от фимоза, требовалась хирургическая операция, на которую Людовик долго не мог решиться. Лишь через семь лет, после того, как брат Марии-Антуанетты император Иосиф специально приедет в Париж, чтобы склонить зятя к операции, Людовик даст на неё согласие. Неполноценность мужа, её ненормальный брак сделали Марию-Антуанетту одержимой повышенной активностью. Она допоздна проводила время на балах и маскарадах, которые любила, так как под маской её не узнавали или делали вид, что не узнавали, и спала несколько часов в сутки. Простая склонность к развлечениям превратилась в бесконечную погоню за удовольствиями, скандализировавшую весь двор. За легкомыслием Марии-Антуанетты скрывалась внутренняя разочарованность, осознание недостойного состояния, длящегося много лет. Королевская семья неизбежно находилась в фокусе всеобщего внимания. Неспособность короля была прекрасно известна всему двору и служила темой памфлетов, а поведение Марии-Антуанетты породило слухи о её развращённости, распространившиеся по всей Франции. При французском дворе молодая и неопытная Мария-Антуанетта выделялась большей частью в негативном плане. Её первой фрейлиной была назначена мадам Нуалье, женщина весьма строгих правил. Однако Мария-Антуанетта, чувствуя излишнюю опеку со стороны пожилой дамы и тяготясь этой опекой, дала ей прозвище "Мадам Этикет". Нравы французского двора оставались чуждыми принцессе, единственным человеком, кому она доверяла и у кого искала поддержки, был посол Австрии, граф Мерси д’Аржанто. Марией-Терезией ему была отведена также роль наставника принцессы, кроме того он должен был держать императрицу в курсе всех событий при дворе. Таким образом возникла знаменитая переписка Мерси д’Аржанто, которая является бесценной хроникой жизни Марии-Антуанетты с её свадьбы в 1770 году до смерти в 1793 году. Первые три года брака она находилась под влиянием не только Мерси, но трёх незамужних дочерей короля - Аделаиды, мадам Викторы и мадам Софии. Они использовали наивную и добродушную дофину в своих интригах, которые в большинстве своем были направлены против фаворитки короля, которая была для трёх сестер нежелательной персоной при дворе. Под влиянием так называемых тетушек Мария-Антуанетта стала негативно относиться к фаворитке Людовика XV, мадам Дюбарри. Несмотря на наличие у последней обширных связей при дворе, дофина в начале всячески уклонялась от общения с фавориткой. Самой же Дюбарри было запрещено заговаривать с будущей королевой. Только после того, как кронпринцесса последовала совету своей матери приспосабливаться при дворе, она адресовала Дюбарри свои знаменитые семь слов:" Сегодня в Версале как-то слишком много людей!". Это были первые и последние слова из уст дофины, адресованные мадам Дюбарри. Восшествие на престол Людовика XVI было встречено с энтузиазмом: все восприняли его как окончание долгой эпохи фаворитизма и ожидали перемен к лучшему. Супруга короля имела репутацию милосердной, щедрой и великодушной женщины. Став королевой, Мария-Антуанетта освободилась от мелочной опеки тёток Людовика XVI и своих гувернанток. «Я очень всем этим взволнована и ещё более озабочена судьбой моей дочери. Судьба её будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутанны и расстроенны, а она так молода! У неё никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьёзных стремлений» — писала Мария-Терезия Мерси д’Аржанто. Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира. В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе. За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Такой была ближайшая подруга королевы — графиня де Полиньяк, происходившая из обнищавшей аристократической семьи. Взлёт Полиньяков был стремительным. Все его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров. Вскоре королева становится послушным орудием недостойных людей из своего окружения. Вопросы о назначении на любой пост решала только Мария-Антуанетта, за спиной которой стояла Полиньяк. Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка. Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон. Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество. Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила её репутации и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру, сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии. С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль (5-6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри, она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала отношения с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение, в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство. Австрийский император Леопольд II, брат Марии Антуанетты, хотел помочь своей сестре и её мужу и начал войну против охваченной революцией Франции. Это вызвало новую вспышку восстания. Народ ворвался в королевский дворец Людовика XVI и всю его семью заключили в тюрьму. Власть в стране перешла к Конвенту. Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите. Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы. Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья — белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку. Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра — завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень — обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда. Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру. Процесс над 37-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года. Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии. Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем — весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны. На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции, села в повозку палача. В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 году её останки перенесены в Сен-Дени. Точное место захоронения в соборе неизвестно. Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э.Виже-Лебрен, и Рослену. Известна картина Поля Делароша, изображающая её перед судьями. Мария-Антуанетта в кино: «Мария-Антуанетта», 1938, режиссёр В.С.Ван Дайк; «История с ожерельем», 2001, режиссёр Ч.Шайер; «Мария-Антуанетта», 2006, режиссёр С.Коппола; «Мария-Антуанетта», 2006, режиссёр Ив Симоно, Франсис Леклер; «Прощай, моя королева», 2012, режиссёр Бенуа Жако. Мария-Антуанетта в литературе: Стефан Цвейг. Мария Антуанетта; Кэролли Эриксон. Тайный дневник Марии Антуанетты; А.Дюма. Джузеппе Бальзамо. (Записки врача); А.Дюма. Шевалье де Мезон Руж; А.Дюма. Ожерелье королевы; А.Дюма. Анж Питу; А.Дюма. Графиня де Шарни; Виктория Хольт. В ожидании счастья; Виктория Хольт. Исповедь королевы; Виктория Хольт. Мария-Антуанетта; Лион Фейхтвангер. Лисы в винограднике; Морис Леблан Полая игла; Эвелин Левер. Мария-Антуанетта; Эдвард Радзинский. Железная маска и граф Сен-Жермен; Шарль Анри Сансон. Записки палача, или политические и исторические тайны; Шанталь Тома. Прощай, моя королева; Генрих Гейне - Мария Антуанетта; Антония Фрэзер. Мария Антуанетта. Жизненный путь. Мария-Антуанетта в манге: «The Rose of Versailles», манга Риёко Икэды и одноимённое аниме. Мария-Антуанетта в музыкальном театре: Мюзикл «Мария Антуанетта» на музыку Сильвестра Левая и слова Михаэля Кунце (2006 год). Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные! — легендарная фраза, которая приписывается королеве. Принцесса де Ламбаль — подруга королевы. Литература: Prudhomme, «Les crimes de M.-A.» (Париж, 1793; революционная брошюра); мемуары г-жи Кампан (XIV, 213); Goncourt, «Histoire de M.-A.» (Париж, 1863); Huard, «Mйmoires sur M.-A.» (Париж, 1865); Chembrier, «M.-A., reine de France» (Париж, 1871); Lescure, «M.-A. et sa famille» (Париж, 1872); Yonge, «Life of M.-A.» (Ленинград, 1878); Schwarz, «Mirabeau und M.-A.» (Базель, 1891); Stefan Zweig, «Marie Antoinette: Bildnis eines mittleren Charakters», Leipzig, 1932; Стефан Цвейг, «Мария-Антуанетта: портрет ординарного характера», Москва, 1990. Антония Фрэзер, «Мария-Антуанетта. Жизненный путь»; Москва, изд-ство «АСТ», 2007; Максим de la Rocheterie («Histoire de M.-A.», П., 1890); Nolhac, «La reine M.-A.» (Париж, 1890), доведено лишь до 5 октября 1789 г. Издания писем М. — Фогта фон Гунольштейна («Correspondance inйdite de M.-А.», Париж, 1864) и Фёлье де Конша («Louis XVI, M.-A. et m-me Elisabeth», 1864-1973) — подделки; вполне подлинны перечисленные в томе II, страница 140, издания Альфреда фон Арнета и издание de la Rocheterie и de Beaucourt, «Lettres de M.-Antoinelle» (1895, том I). Imbert de Saint-Amand, «La cour de M.-Antoinette» (Париж, 1895); Prцlls, «Kцnigin M.-Antoinette» (Лпц., 1894).

 (543x699, 108Kb)
1766
Йозеф фон Радец (Иоанн Иосиф Венцель Антон Франц Карл Радецкий; немецкое имя - Johann Josef Wenzel Graf Radetzky von Radetz, чешское имя - Jan Josef Vбclav Radeckэ z Rade)
граф, австрийский и русский (1849) генерал-фельдмаршал; наиболее выдающийся полководец Австрии. Родился в Тршебнице. Из чешского дворянского рода. Молодым офицером участвовал в турецкой войне 1790 года, отличался в сражениях при Маренго и Гогенлиндене. Назначенный в 1813 членом военного совета, деятельно работал над реорганизацией австрийской армии, особенно заботясь о командировках за границу молодых офицеров для завершения военного образования. В битве при Лейпциге он оказал большие услуги в качестве начальника штаба князя Шварценберга. В мирные годы Радецкий командовал кавалерийской дивизией, потом был комендантом Ольмюца. С 1831 командовал австрийской армией в Италии и тут приобрел широкую известность, с одной стороны, как образцовый организатор армии и стратег, с другой — как жестокий и холодный реакционер. В 1848 году он пытался силой подавить вспыхнувшую революцию, но после 5-дневного боя на улицах Милана должен был (ночью 23 марта) с 15000-ой армией отступить в Верону; там он укрепился и, воспользовавшись бездеятельностью врага, в начале мая перешёл в наступление. Разбив сардинцев при Санта-Лучиа 6 ма), он смелым и искусным фланговым движением перешёл Минчио у Мантуи и одержал новую победу при Куртатоне, но не достиг своей цели — освобождения осажденной сардинцами Пескьеры (сдалась 31 мая). После двухмесячного перемирия он разбил сардинцев при Кустоцце и 6 августа занял Милан (за что впоследствии получил орден Святого Георгия I класса), а 9-го предписал неприятелю перемирие. По возобновлении военных действий 10 марта 1849 он нанес сардинцам новое поражение при Новаре 23 марта, решившее войну. После падения Венеции Радецкий в должности генерал-губернатора Ломбардо-Венецианского королевства водворил при помощи жестких мер спокойствие в Италии.
Radetzky_Denkmal_1900 (510x699, 149Kb)
Скончался в Милане 5 января 1858 года. Он не дожил до того, чтобы увидеть непосредственный результат своей политики — потерю для Австрии сперва Ломбардии, потом Венеции. В 1858 году ему был воздвигнут памятник в Праге, в 1892 — в Вене. «Марш Радецкого» (Опус #228) написал Иоганн Штраусс в честь Радецкого в 1848 году. Позднее эта музыка стала полковым маршем 5-го гусарского полка Радецкого. Этот полк существует и сегодня (как танковый), с тем же полковым маршем. Литература: Strack, «Graf R.» (Вена, 1849); Schneidawind, «Feldmarschall Graf R.» (Аугсбург, 1851); Schцnhals, «Der Feldmarschall Gr. R.» (Штутгарт, 1858); «Denkschriften militдrischen Inhalts aus dem Nachlass R’s» (Штутгарт, 1859); Troubetzkoi, «Campagnes du comte R. dans le nord de l’Italie en 1848 et 49» (Лпц., 1860); H. Kunz. «Die Feldzьge des Feldmarschalls R. in Oberitalien 1848 u. 49» (Берлин, 1890).

 (558x699, 42Kb)
1772
Андрей Кириллович Разумовский
дипломат, меценат, скрипач-любитель, граф. Сын последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского и племянник морганатического супруга императрицы Елизаветы. Получил образование в Страсбургском университете. Участник Чесменского сражения, затем российский посол в Неаполе, потом в Копенгагене, Стокгольме. С 1790г. назначен Екатериной II "министром к королю венгеро-богемскому" в Вену. Павел I сделал его сенатором, Александр I вернул дипломатом в Вену... В отставку вышел после Тильзитского мира, оставаясь жить в Вене, где прославился своей коллекцией и музыкальными вечерами. Был в свите Александра I при походе во Францию (1813) и участвовал в Венском конгрессе (1814), за что получил княжеский титул. С 1815г. постоянно проживал в Вене. Разумовский был другом Гайдна и Бетховена, сам хорошо играл на скрипке, свой посольский дворец в Вене превратил в храм искусств. Разумовский стал и меценатом Бетховена. Ему посвящены три струнных квартета ор.59, №7-9 ("русские" квартеты, которые даже имеют в обиходе название "квартеты Разумовского"), Пятая и Шестая симфонии знаменитого венского классика. Уточню, что названные симфонии имели двойное посвящение - Разумовскому и Й.М.К.Лобковицу (представителю одного из богатейших и знатнейших австрийских семейств). В то же время он был невероятно расточителен (от его дворца был специально построен мост через Дунай...) и имел массу долгов. Огромный дворец и поныне находится на улице, носящей имя князя (в 90-х годах ХХ века в этом дворце был оборудован Международный институт океанографии), а мост Разумовского не сохранился. Нюанс: русский дипломат был женат на немках, прекрасно говорил на французском и английском языках, не умел писать по-русски депеш и перешёл в католичество (не без влияния второй жены)... Иными словами, его можно считать "космополитом в полнейшем смысле этого слова". А первой супругой Разумовского была Элизабет (Елизавета) Тун (умерла в 1806), на которой он женился (1788, получив предварительно разрешение не только своего отца, но и императрицы Екатерины II). Кстати, педагогом по клавиру его будущей жены был сам Йозеф Гайдн, а её мать была постоянным меценатом Моцарта. Первоначально "русские" квартеты были восприняты всюду очень неприязненно. О них писали в "Allgemeine musikalische Zeitung" 27 февраля 1807, сразу после исполнения, что это "три новых, очень длинных и трудных" струнных квартета Бетховена. Композитор Гировец считал, что покупатель квартетов напрасно выбросил деньги. В 1812 году была премьера квартетов у графа Салтыкова в Москве и знаменитый виолончелист Б.Ромберг, бросив свою партию на пол, стал с неистовством топтать ее ногами. Но Разумовскому Первый квартет из опуса 59 понравился сразу, еще осенью 1806 года, до первого публичного исполнения. У Андрея (Разумовского) было достаточно и денег, и желания, и главное вкуса, для того чтобы организовать лучший квартет своего времени и первый в Европе ансамбль постоянного состава: музыканты имели в нем пожизненный ангажемент. Для создания квартета ему нужно было только три музыканта, так как второй скрипкой ансамбля был сам граф Андрей. Как пишет об этом один из первых биографов Бетховена А.У.Тайер: "Его собственная подготовленность вполне позволяла ему играть партию второй скрипки в квартете, что он обычно и делал". Квартет был организован в 1808 году и сразу стал квартетом Бетховена. Как утверждал Антон Шиндлер, приятель композитора, ансамбль был создан словно в угоду композитору, в связи с чем у него появились уникальные возможности, в том числе и для быстрого распространения своей музыки. В репертуаре квартета Разумовского было, по утверждению австрийского композитора, капельмейстера театра "Ан дер Вин" И.Зейфрида, все, что создавал Бетховен нового: "... все горяченькое, с пылу-жару, словно со сковороды", и исполнялось точно так, как того хотел автор. Поэтому неудивительно, что в 1808 году у Бетховена возникает желание изменить посвящение Пятой симфонии, первоначально предназначенной графу Ф.Опперсдорфу. Бетховен даже получил за нее 350 флоринов в счет гонорара (500 фл.), но посвятил, как и Шестую симфонию, А.Разумовскому и Ф.Лобковицу. Известно, что в 1813 году ансамбль собирался с концертами в Баден. Об этом писал в своем письме, адресованном эрцгерцогу Рудольфу Бетховен. Но политическая ситуация в Европе сложилась таким образом, что Разумовский отменил поездку. После сильного пожара (1815) князь отказался от услуг своего квартета, но поспособствовал его переезду в Санкт-Петербург. Позже квартет Разумовского выступал в Москве и в Киеве. Скончался 23 сентября 1836 года и был похоронен в Вене. Там и ныне живут его потомки.

1774
Жорж-Симон Серюлла (Georges Simon Serullas)
французский химик, член Парижской Академии Наук (с 28 декабря 1829) иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1831). Труды по азотсодержащим и органическим соединениям, получению галогеновых производных. Открыл (1822) йодоформ, цианамид (1827). Умер в Париже 25 мая 1832 года.

 (546x698, 58Kb)
1780
Жак Шарль Брюне (Jacques Charles Brunet)
известный французский библиограф и книготорговец. Родился в Париже. После того как составленное им дополнение к "Dictionnaire bibliographique" Кайяна и Дюкло (Париж, 1802) встретило одобрение, он занялся обработкой "Manuel du libraire et de l'amateur des livres" (3 тома, Париж, 1810) и работал с тех пор постоянно над его пополнением; к пятому изданию этого главного своего сочинения (8 томов, Париж, 1860-1880) он приложил указатель всего материала. Из его небольших библиографических работ следует отметить: "Notice sur les diff йrentes й ditions des Heures gothiques" (Париж, 1834) и "Recherches sur les й ditions originales de Rabelais" (Париж, 1852). Умер 14 ноября 1867 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку