-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111399
Комментариев: 6803
Написано: 119873


31 октября родились...

Понедельник, 31 Октября 2011 г. 07:15 + в цитатник
 (699x679, 182Kb)
1291
Филипп де Витри (Philippe de Vitry, латинское имя - Philippus de Vitriaco; также Филипп Витрийский)
французский композитор, музыкальный теоретик, философ и поэт. Родился в Мо. В 1320-1330-е гг. политический и церковный деятель (с начала 50-х гг.- епископ города Mo). Был другом Ф.Петрарки, который ставил Филиппа де Витри выше всех современных ему французских поэтов, считал его образованнейшим человеком страны ("poeta nunc unicus Galliarum", "Literatissimus homo") и сожалел, что он оставил занятия философией, приняв сан епископа. Как композитор Филипп де Витри создал совершенные образцы мотета. В мотетах Филиппа де Витри усовершенствовал и упорядочил известную в то время технику изоритмии. Сохранились 12 (возможно, 14) 3- и 4-голосовых мотетов (обнаружены в 1921-1939); 5 из них ("Garrit Gallus - In Nova", 1313 или 1314; "Tribum - Quoniam secta", 1315-1316; "Aman novi - Heu fortune", 1315-1316; "Orbis orbatus - О vos pastores", 1316; "Firmissime - Adesto sancta", 1316) входят как муз. номера (вставки) в "Роман о Фовеле" (рукопись "Roman de Fauvel" хранится в Национальной библиотеке в Париже, 1316), 9 (принадлежность 2 из них Филиппу де Витри ещё не установлена) содержатся в кодексе 14 в. ("Ivrea"): "Douce playsance" - "Garison" (до 1320), "Colla jugo" - "Bona condit" (около 1320), "Tuba" - "In arboris" (около 1320), "Cum statua" - "Hugo" (около 1330), "Vos quid" - "Gratissima matrorum" (около 1330), "О canenda" - "Rex quem metrorum" (около 1335), "Petre Clemens" - "Lugentium sicentur" (1342). Возможно, Филиппу де Витри принадлежат и другие мотеты, известные ныне как анонимные. Он писал также баллады, рондо, лэ (не сохранились). Филипп де Витри - один из основоположников музыкально-поэтического искусства ars nova. Ему приписываются 4 трактата, в том числе "Ars nova" (создан, по-видимому, в Париже около 1320, авторство Филипп де Витри наиболее вероятно) - важнейший источник для изучения французской музыки 14 в. Это первый французский трактат, легализующий прогрессивные практические нововведения композиторов 14 в. - "moderni cantores" (так они именовались в папской булле "Docta sanctorum", 1324, в которой подвергались папой резкой критике). В трактате "Ars nova" наряду с изложением общепринятых в средневековой теории понятий Филипп де Витри подчёркивает выразительное значение полутона, теоретически закрепляет новое отношение к т. н. musica falsa (ficta), трактуя её как не "фальшивую", а "верную и необходимую", без которой "ни одного мотета или ронделя невозможно спеть". Главное нововведение Филипп де Витри - легализация 2-дольного метрического деления наравне с 3-дольным. Этот важнейший в трактате вопрос излагается в последней главе - "О несовершенном темпусе" ("De tempore imperfecto"), т. е. о 2-дольном делении бревиса, где Филипп де Витри демонстрирует утверждённые им 4 равноправных способа деления бревиса и семибревиса (т. н. 4 пролации), а также символы, обозначающие мензуральные деления длительностей и пропорции (круг, полукруг, то же с точкой, нотация красным цветом и др.). Сохранилось одно поэтическое произведение Филиппа де Витри - "Поэма о Франке Гонтье" (стихотворение об идиллич. жизни дровосека; через 100 лет Ф.Вийон в своей "Противопоэме" - "Contrediz" - подверг его язвительной критике). Полное собрание музыкальных сочинений Филиппа де Витри вышло в свет в 1951 (в серии "Corpus Mensurabilis Musicae", подготовлено Американским институтом музыковедения). Умер в Париже 9 июня 1361 года. Литературные сочинения: (издания): Ars nova, в книге: Соussemaаkеr E. de, Scriptorum de musica medii aevi novam seriem a gerbertina alteram, t. 3, Hildesheim, 1963, p. 13-22; там же, трактаты, приписываемые Филиппу де Витри и его ученикам: Ars contrapunctus secundum Philippum de Vitriaco, p. 23-27; Ars perfecta in musica magistri Philippoti de Vitriaco, p. 28-35; Philippi de Vitriaco liber musicalium, p. 35-46. Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, том 1, часть 2, Москва-Ленинград, 1941, страницы 206-08, 211-12; Шишмарёв В., Филипп де Витри, в его кн.: Книга для чтения по истории французского языка IX-XV вв., Москва-Ленинград, 1955, страницы 356-358; Сапонов М., Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо, в сборнике: Проблемы музыкального ритма, Москва, 1978; Р. Petrarcae epistolae de rebus (amiliaribus, ed. par J. Fracassetti, Firenze, v. 2-3, 1862-63; Thomas A., Extraits des archives du Vatican..., pt. 4, Philippe de Vitri, "Romania", 1882, t. 11, No 42-43; Riaget A.,...Philippe de Vitri, там же, 1898, t. 27, No 105, p. 55-92; Besseler H., Studien zur Musik des Mittelalters: Die Motette von Franko von Kцln bis Philipp von Vitry, "AfMw", 1927, Jahrg. 8, H. 2; eго же, Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, 1931, Darmstadt, 1964; Machabey A., Notice sur Philippe de Vitry, "RM", 1929, t. 10, No 4; Сoville A., Philippe de Vitry, notes biographiques, "Romania", 1933, v. 59; Pognon E., Ballades mythologiques de Jean de la Mote, Philippe de Vitry, Jean Campion, "Humanisme et Renaissance", 1938, v. 5; его жe, De nouveau sur Philippe de Vitry et ses amis, там же, 1939, v. 6; Zwiсk G., Deux motets inйdils de Ph de Vitry et G. de Machaut, "Revue de Musicologie", 1948, v. 30; Gilles A., Contribution а un inventaire, analytique des manuscrits intйressants l'Ars Nova de Philippe de Vitry, "Revue belge de musicologie", 1956, v. 10; Werner E., The mathematical foundation of Philippe de Vitry's Ars Nova, "Journal of the American musicological society", 1956, v. 9, No 2; Schrade L., Philippe de Vitry, some new discoveries, "MQ", 195B, v. 42, No 3; то же в его кн.: De scientia musicae studia atque orationes, Bern, 1967; Reaney G., Ars Nova in France, в кн.: New Oxfoid history of music, v. 3, L., 1960, R. 19-30; Gallo F. A., Tra Giovanni di Gailandia e Filippo da Vitry. Note sulla tradizione di alcuni testi teorici, в сб.: Musica disciplina Yearbook, 1969, v. 23; Thiele S., Zeitstrukturen in den Motetten von Philippe de Vitry und ihre Bedeutung fьr zeitgenцssisches Komponieren, "NZfM", 1974, v. 85.

 (573x699, 51Kb)
1345
Фернанду I (Fernando I de Portugal)
девятый король Португалии прозванный Прекрасный (по-португальски - Formoso). Сын Педру I и Констансы Кастильской, графини Пенифиэл. Последний представитель Бургундской династии. Фернанду не пожелал жениться на дочери кастильского короля, но соблазнил красавицу Леонору Теллес де Менезес (умерла в 1386), жену португальского дворянина Лорензо де Куньи, развел ее с мужем и сам женился на ней в 1371 году. Новая королева была очень умна, старалась привлечь к себе народ лаской и щедростью, но большинстао португальцев всегда относилось к ней с неприязнью. От брака родилась единственная дочь Беатриса. Умер в Лиссабоне 22 октября 1383 года. Так как после своей смерти Фернанду не оставил наследников, на нём прервалась прямая ветвь Бургундской династии.

 (549x699, 149Kb)
1425
Владислав III Варнский (Варненьчик) (польское имя - Wadysaw III Warneczyk)
король Польши с 25 июля 1434 (покинул Польшу 22 апреля 1440, страной управляли регенты), король Венгрии с 17 июля 1440 (под именем Владислава (Уласло) I (венгерское имя - I. Ulбszlу) и Хорватии (1440-1444 г.). Сын Владислава II Ягайлы от его четвёртой жены, русской (литовской) княжны Софии Гольшанской. До совершеннолетия (1438) от его имени правил регент — епископ краковский Збигнев Олесницкий. Владислав выступил в поход против турок в 1444 г. Войско его, встретившись с войском султана Мурада II 10 ноября 1444 года в битве у города Варна, потерпело жестокое поражение. Сам король погиб в бою. Его голову турецкий султан долгое время держал с сосуде с мёдом в качестве военного трофея.

 (558x699, 61Kb)
1538
Цезарь Бароний (Baronius, Baronio)
крупнейший историк католической церкви эпохи Контрреформации, член монашеской римской конгрегации ораторианцев, кардинал. В юности изучал право в Риме, где познакомился с известным деятелем католической реформы святого Филиппо Нери. Под его влиянием Бароний избрал церковную карьеру. В 1561 стал диаконом и получил диплом юриста. До 1581 был проповедником и преподавателем истории Церкви в созданной Нери конгрегации ораторианцев — объединении клириков, соблюдавших монашеские обеты. В 1593 Бароний стал ее настоятелем. С 1597 являлся главой Ватиканской библиотеки и вскоре стал значительной фигурой Римской курии: был духовником папы Климента VIII, в 1595 избран кардиналом, а его избранию папой в 1605 помешало лишь вето Испании, чья политика в Италии была предметом его резкой критики. Барония по праву называют "отцом церковной истории". В 16 в. католическая церковь была подвернута уничтожающей критике в протестантской историографии ("Магдебургские центурии"). По настоянию папы Сикста V Бароний начал работать над ответным трудом, и плодом его многолетних изысканий стали "Церковные анналы" (Annales Ecclesiastici, 1588-1617). В 12-томном сочинении освещается история Церкви до 1198. Оно принесло историку не только славу: бурная полемика с французскими и испанскими коллегами грозила закончиться судом инквизиции. В "Церковных анналах" автор демонстрирует широкую эрудицию, строгое документальное обоснование, скрупулезный анализ источников. Умер в Риме 30 июня 1607 года.

 (468x699, 121Kb)
1632
Ян Вермeер (Делфтский; Jan Vermeer van Delft)
нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. В российской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер. О жизни Вермера известно очень немногое. Он родился в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1615 г. он женился, переехал в Делфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства. О годах ученичества Вермера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермера. 20 апреля 1653 г. Ян Вермер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермера дала согласие на брак дочери. В 1660 г. Вермер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермер занимал должность декана гильдии святого Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермера в Делфте. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермера платили очень хорошие деньги. В основном Вермер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены. К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 г. и продолжавшейся до 1679 г. войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 г., супруга Вермера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене. В 1675 г. Вермер заболел и умер спустя несколько дней. 15 января 1675 г. Ян Вермер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам. В каталоге аукциона, состоявшегося 16 мая 1696, значились двадцать одна картина Вермера, сегодня из них исследователям известны шестнадцать. Искусствоведы долгое время вели поиски неизвестных картин Вермера. Огромная ценность этих работ стала причиной появления в 1930-х гг. ряда удачных подделок. Наиболее успешным фальсификатором — автором нескольких работ, проданных под видом работ Вермера (например, «Христос в Эммаусе»), в том числе и руководителям Третьего рейха, был Хан ван Меегерен. На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 35 картин Вермера и дискуссионно — еще 5 (в России картин Вермера нет). Большинство работ Вермера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. По мнению современников Вермера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.

1638
Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema)
самый значительный мастер голландского пейзажа после своего наставника, Якоба ван Рёйсдала. Родился в Амстердаме. Известно, что Хоббема и Рёйсдал вместе путешествовали и делали зарисовки с натуры. В ноябре 1668 г. Хоббема женился на поварихе амстердамского бургомистра и через неё получил пост проверяющего качество импортируемых вин. Долгое время считалось, что на этом его занятия живописью прекратились. Возможно, ему и пришлось уделять живописи меньше времени, чем прежде, но его лучшее произведение, «Аллея в Мидделхарнисе», датировано 1689 годом, а другая лондонская картина, «Развалины замка Бредероде», — 1671 годом. Эти поздние вещи принадлежат к самым удачным свершениям голландской пейзажной живописи и, в сущности, подводят черту в её развитии. Художник умер в Амстердаме в нищете7 декабря 1709 года, но уже в XVIII веке ему много подражали, а его произведения стали предметом соперничества коллекционеров. В отличие от Рёйсдала, который предпочитал запечатлять дикую природу, Хоббему привлекали тихие сельские сцены с видами залитых солнечным светом деревень, которым придают разнообразие возвышающиеся там и здесь группы деревьев. В этих сельских идиллиях всё выписано с большой тщательностью, и особенно листва.

 (581x699, 154Kb)
1738
Матвей Федорович Казаков
русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Отец был выходцем из крепостных, семья постоянно бедствовала. В 1751 г. после смерти отца мать определила 12-летнего Матвея в архитектурную школу известного зодчего князя Д.В.Ухтомского, откуда в 1760 г. он с чином «архитектурии прапорщика» был переведен в мастерскую городового архитектора П.Р.Никитина. Участвовал в работах по строительству Головинского дворца, восстановлению Черниговского собора и церкви Спаса «на бору». Первая крупная работа была связана с восстановлением Твери после пожара 1763 г.: участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (1763-1767). В 1768 г. начал работать с В.И.Баженовым в «Экспедиции строения Кремлевского дворца» (в чине «заархитектора»). Стал соавтором Баженова при разработке проекта оформления Ходынского поля для празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира. В 1775 г. получил право на самостоятельную работу. Одной из его первых крупных самостоятельных работ было строительство здания Сената в Московском Кремле (1776-1787) - монументального сооружения, треугольного в плане. При его строительстве впервые в России применил купольное покрытие большого диаметра. Вторым крупным сооружением был Московский университет (1786-1793), ставший одним из опорных сооружений в системе центральных площадей города (позже перестроен Д.И.Жилярди). По поручению императрицы возвел подъездной дворец — Петровский замок (ныне Военно-воздушная академия; 1775-1782). Одновременно со строительством университета занимался перестройкой дома князя Долгорукого-Крымского в Охотном ряду (ныне Колонный зал Дома Союзов), который после пожара 1812 г. перестроен учеником Казакова архитектором А.Бакаревым. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома: московского главнокомандующего, Бекетова, князя С.Голицына, Ермолова и др.), и повлияли на масштаб и характер ее дальнейшей застройки. В 1780-1790-е гг. им были построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Среди них: усадьба Демидова в Петровском-Алабине, дом заводчика М.И.Губина на Петровке (1790-е), усадьба Барышникова на Мясницкой (1797-1802), Голицынская (ныне 1-я городская; 1796-1801) и Павловская больницы (1802-1807), так называемые Золотые комнаты дома Демидова (1779-1791), церкви: Филиппа Митрополита (1777-1788), Вознесения (1790-1793), Косьмы и Дамиана (1791-1803 - все в Москве). По распоряжению императрицы Казаков сменил Баженова на строительстве императорской усадьбы в Царицыне (1786), где возвел новое здание дворца, оставшееся недостроенным. В 1800-1804 гг. работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М.Ф.Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлевского строения», откуда вышли многие выдающиеся зодчие (И.В.Еготов, О.И.Бове и др.). Автор многочисленных акварельных рисунков, архитектурных чертежей, офортов: «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (1774-1775; тушь, перо), «Строительство Петровского дворца» (1778; тушь, перо), виды Коломенского дворца (1778, тушь, перо). С началом Отечественной войны 1812 г. был эвакуирован в Рязань, где и скончался 7 ноября 1912 года.

 (610x698, 82Kb)
1752
Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен
генерал-фельдмаршал (1826 г.). Из курляндских дворян. Сын барона, капитана русской армии. Учился в Дерпте. 29 октября 1766 г. записан подпрапорщиком в Копорский мушкетерский полк. В 1769 г. получил боевое крещение при осаде турецкой крепости Хотин и за отличие в боях был произведен в прапорщики. В 1771—1772 гг. сражался с польскими конфедератами, в 1789—1790 гг. — с турками. В 1794 г. вновь воевал в Польше и за отличие получил чин полковника. 11 октября был пожалован в генерал-майоры, 22 июля 1799 г. — в генерал-лейтенанты. В 1799 г. находился в Швейцарии и участвовал в неудачном для русских войск сражении при Цюрихе. Прикрывая отступление корпуса генерала А.М.Римского-Корсакова, был ранен пулей в голову и попал в плен. После возвращения в 1801 г. назначен шефом Санкт-Петербургского гренадерского полка. В кампании 1806—1807 гг. участвовал в сражениях под Пултуском, Янковым, Прейсиш-Эйлау, Лаунау. В 1812 г. командовал корпусом в 3-й Западной армии. В октябре перед ним была поставлена трудная задача — прикрыть движение основных сил адмирала П.В.Чичагова к Березине. Имея в распоряжении небольшой отряд, он задержал в боях у Слонима и Волковыска саксонский и австрийский корпуса наполеоновской армии, обеспечив фланговое прикрытие Березинской операции. В заграничных походах, командуя корпусом Силезской армии, стал участником основных баталий. За отличие в сражении на р. Кацбах произведен в генералы от инфантерии, за Лейпцигскую битву награжден орденом Святого Георгия 2-го класса, за бои при Ла-Ротьере ему вручили орден Святого Андрея Первозванного. После взятия Парижа 31 марта 1814 г. был назначен генерал-губернатором французской столицы. После смерти М.Б.Барклая де Толли в 1818 г. Остен-Сакен заменил его на посту главнокомандующего 1-й армией и был назначен членом Государственного Совета. В 1821 г. ему был пожалован диплом на графское достоинство, в 1832 г. он стал князем Российской империи. 3 сентября 1826 г. получил чин генерал-фельдмаршала. Умер в Киеве 19 сентября 1837 года. Похоронен в Киеве у Богородично-Рождественской церкви.

 (624x699, 118Kb)
1761
Рютгер Ян Шиммелпеннинк (Схиммелпеннинк; Schimmelpenninck)
голландский государственный деятель. Родился в Девентере. По образованию и профессии юрист. Умеренный республиканец, сторонник Великой французской революции. Один из основателей (1795) Батавской республики. В 1798-1805 гг. (с перерывами) посол в Париже. В 1805 г. Наполеоном I назначен великим пенсионарием (статс-секретарем) Батавской республики. Выступал против стремления Наполеона превратить республику в королевство. В 1806 г. был вынужден уйти в отставку. В 1815-1821 гг. - член первой палаты парламента. Умер в Амстердаме 25 марта 1835 года.

 (523x698, 89Kb)
1784
Хосе Рафаэль де Гальегос-и-Альварадо (Jose Rafael de Gallegos y Alvarado)
костариканский государственный и политический деятель, президент Коста-Рики (1822-1822; 1833-1834; 1845-1846). Умер 14 августа 1850 года.

 (500x685, 94Kb)
1784
Хосе Мария Перес Урдининеа (Josй Marнa Pйrez de Urdininea)
боливийский государственный и политический деятель, президент Боливии (1828-1828). Умер 4 ноября 1865 года.

Georg Kersting selfportrait (561x700, 279Kb)
1785
Георг Фридрих Керстинг (Georg Friedrich Kersting)
немецкий живописец. Родился в Мекленбурге. Он обучался в академии искусства в Копенгагене с 1805 до 1808, принимая ясность и особенность блеска датской школы. В 1808 он приехал в Дрезден, где встретился с Каспаром Давидом Фридрихом и его кругом. С Фридрихом Керстинг совершил путешествие в Альпы в июле 1810. Керстинг был также близким другом живописца Герхарда фон Кюгельгена, в чьем доме он был частым гостем. Его первые два портрета в индивидуальных интерьерах (жанр он придумал сам), Каспар Давид Фридрих в в своей студии (Музей Гамбурга) и Герхард фон Кюгельген в своей студии (Музей Карлсруэ), привлек большое внимание к выставке в Дрезденской Академии Художеств в 1811. Художник продолжал производить работы этого очень привлекательного типа, связывая заказчика с его средой: они - воплощение раннего романтичного интереса к символу взаимодействия между человеком и местом, где он работает или живет. В 1812 Керстинг нарисовал две картины, где в качестве модели использовал молодую художницу Луизу Синдлер. Она поспособствовала предоставлению возможности Керстингу послать его работы Иоганну Вольфгангу фон Гете в Веймар в 1813. Благодаря Гете, работы Керстинга хорошо раскупались. Умер в Мейсене 1 июля 1847 года.

 (572x699, 133Kb)
1795
Джон Китс (John Keats)
третий (наряду с Байроном и Шелли) великий поэт младшего поколения английских романтиков. Джон Китс родился в семье содержателя платной конюшни (пункта по прокату лошадей). Он был первенцем у Томаса Китса (родился около 1775) и Фрэнсис Китс, урождённой Дженнингс (родилась в 1775). Затем последовали братья Джордж (1797—1841), Томас (1799—1818), Эдвард (1801—1802) и сестра Фрэнсис Мэри (Фанни) (1803—1889). 16 апреля 1804 года в результате несчастного случая погиб отец Китса. Всего через два месяца, 27 июня 1804 года, мать Китса Фрэнсис вступила в новый брак с Уильямом Роллингсом. Этот брак оказался неудачным, и дети поселились у родителей матери в Энфилде (к северу от Лондона). В августе 1803 года Джон поступил учиться в частную закрытую школу преподобного Джона Кларка (также в Энфилде). В марте 1810 года от туберкулёза умерла мать Китса, и в июле опекунами осиротевших детей были назначены Джон Науленд Сэнделл и Ричард Эбби. В 1816 году после смерти Сэнделла единственным опекуном стал Ричард Эбби, чаеторговец по профессии. Китс, лишившийся родителей на 15-м году жизни, был отправлен в Лондон для изучения медицины; он не мог позволить себе получить университетское образование и даже не имел возможности заняться классическими языками. Глубокое проникновение духом эллинизма пришло в поэзию Китса интуитивно, так как он мог читать греческих поэтов только в переводе. Вскоре Китс оставил занятия медициной в лондонских госпиталях и сосредоточился на литературе. Он увлекался творчеством Спенсера и Гомера и стал одним из членов небольшого кружка, в который входили критик Ли Хант, бывший неофициальным его руководителем, а также Уильям Хэзлит, Хорэс Смит, Корнелиус Уэбб и Джон Гамильтон Рейнольдс. Консервативные критики вскоре уничижительно окрестили кружок «Cockney school», то есть школа простонародных авторов. Шелли, хоть он и был человеком знатного происхождения, был также близок к этому кружку. Стесненные денежные обстоятельства сделали жизнь Китса в этот период крайне трудной; он от природы был человеком болезненным, и его организм был ослаблен под давлением нужды. Много душевных страданий причинила ему его любовь к Фанни Браун, своенравной красавице, не соглашавшейся выйти за него замуж, пока он не составит себе положение в обществе. В 1817 г. К. издал первую книжку лирических стихов, а в следующем году — большую поэму «Endymion». Близкие друзья тотчас же оценили его высокое дарование и оригинальность, но журнальная критика с непонятным озлоблением напала на дебютирующего поэта, обвиняя его в бездарности, аффектации и отсылая его в «аптекарскую лавочку готовить пластыри». Особенной свирепостью в этой кампании против Китса отличились консервативные журналы «Quarterly Review» и «Blackwood»; статьи авторитетного в то время критика Джифорда были полны грубыми насмешками, что не могло не ранить психику впечатлительного, темпераментного поэта. Существовавшее долгое время мнение, что жизнь поэта «угасла от журнальной статьи» («snuffed out by an article», по выражению Байрона), сильно преувеличено, но несомненно, что нравственные переживания, среди которых нападки критики сыграли главную роль, ускорили развитие чахотки, которой страдали в его семье. В 1818 году Китса отправили на зиму в южный Уэльс, где он ненадолго поправился и много писал; однако болезнь скоро возобновилась с прежней силой, и он стал медленно угасать. Он сознавал это и отражал в своих одах и лирических стихотворениях меланхоличное настроение уходящей молодости и таинственную торжественность перехода от жизни к смерти. В 1820 г. Китс уехал, в сопровождении своего друга, художника Северна, в Италию, где ему суждено было провести последние месяцы своей жизни. Его письма и последние стихотворения исполнены благоговейным культом природы и красоты. Незадолго до смерти поэта вышла его третья книга его стихов, содержавшая наиболее зрелые его произведения («Гиперион», «Изабелла», «Канун святой Агнессы», «Ламия»). Она была очень тепло принята читателями, однако Китсу уже не суждено было об этом узнать: Китс скончался в Риме на руках у Северна 23 февраля 1820 года. Поэт похоронен на Римском протестантском кладбище; на могильном камне вырезана написанная им самим эпитафия: «Здесь лежит тот, чье имя было начертано на воде» («Here lies one whose name was writ in water»). Поэзия Китса привнесла в английский романтизм новый для того времени элемент эллинизма, а также культ красоты и гармоничного наслаждения жизнью. Во всей своей силе эллинизм Китса сказался в двух его больших поэмах: «Эндимион» и «Гиперион», а также в стихотворении «Ода к греческой вазе». В «Эндимионе», разрабатывающем миф о любви богини луны к пастуху, Китс обнаружил неисчерпаемое богатство фантазии, переплетая между собой множество греческих легенд и присоединяя к ним более сложные, спиритуалистические поэтические построения. Запутанность фабулы и сложность эпизодов сильно затрудняет чтение поэмы, но отдельные места — преимущественно лирические отрывки — принадлежат к числу лучших страниц во всей английской поэзии. Замечательны в этом отношении гимн Пану, глубоко проникнутый пантеизмом (II песнь), и песнь индийской девушки (IV песнь), переходящая от воспевания грусти к буйному гимну в честь Вакха. Неудержимое влечение Эндимиона к неведомой богине, явившейся ему во сне, тоска и отчужденность от земных связей, временное увлечение земной красавицей, оказывающейся воплощением его бессмертной подруги, и конечное единение с последней — все это символизирует для поэта историю человеческой души, свято хранящей в себе образ вечной красоты и ищущей воплощение своего идеала на земле. «Гиперион» — незаконченная поэма о торжестве олимпийских богов над предшествовавшим им поколением титанов, более строга по форме и полна глубокого трагизма. Речи побежденных титанов, в особенности пламенные воззвания непокорной Теи, воплощающей величие гибнущих титанов, напоминают наиболее вдохновенные эпизоды «Потерянного Рая» Мильтона. В «Оде к греческой вазе» Китс воспевает вечность красоты, как ее видит художник. Во всех этих поэмах Китс отразил эстетическую теорию, навеянную духовной близостью с античным миром, и сформулировал её в следующем стихе: «Красота есть правда, правда — красота; это все, что человек знает на земле и что он должен знать». Наряду с эллинизмом, выражающимся в культе красоты, в его поэзии обнаруживается и элемент мистицизма: поэт видит в красоте природы символы иной, более высокой, вечной красоты. Все оды Китса («Ода к соловью», «К осени», «К меланхолии») носят спиритуалистический характер, что характерно также для его греческих поэм. Однако особенно сильно сказывается тревожное, слегка мистическое настроение поэта в его балладах, таких как «Канун святой Агнессы», «Изабелла» и другие. Здесь он разрабатывает мотивы народных поверий и окружает их поэтическим ореолом, покоряющим воображение читателя. После смерти Китса значение его для английской поэзии преувеличивалось его поклонниками и оспаривалось его противниками; долгое время его творчество связывали с литературным кружком, из которого он вышел. Нападки на него делали те, кто метил в так называемую «Cockney-School» Ли Ханта. На самом деле он связан был с этой группой только личной дружбой. Критика следующих поколений, чуждая подобных предубеждений, осознала это и оценила гений Китса и достоинства его поэзии. Ныне ему отводится место в английской литературе наравне с Байроном и Шелли, хотя его стихи заметно отличаются от стихов последних по настроению и внутреннему содержанию. Если Байрон олицетворял «демонизм» в европейской поэзии, а Шелли был адептом пантеизма, то Китсу принадлежит создание глубоко-поэтического направления, где внимание поэта концентрируется на внутреннем мире человека. Последователями Китса стали, через 30 лет после его смерти, поэты и художники прерафаэлитской школы в лице Россетти, Морриса и других, чье творчество способствовало возрождению английской поэзии и изобразительного искусства. Библиография: 1814 — сонет «Как голубь из редеющего мрака…» («As from the darkening gloom a silver dove…»), написанное по случаю смерти бабушки; 1816 — сонет «К одиночеству» (O Solitude! if I must with thee dwell,..), стихотворения: «Я вышел на пригорок — и застыл» (I stood tip-toe upon a little hill…) и «Сон и Поэзия» (Sleep and Poetry); 1817 — первая книга — «Стихи» (Poems), посвящённая Ханту; 1818 — поэма «Эндимион» (Endymion), поэма «Изабелла, или Горшок с базиликом» (Isabella, or The Pot of Basil); 1819 — романтическая поэма «Канун Святой Агнессы» (The Eve of St. Agnes); 1819 г. — «Ода Психее» (Ode to Psyche), «Ода Соловью» (Ode to Nightingale), «Ода греческой вазе» (Ode on a Grecian Urn), «Ода Меланхолии» (Ode to Melancholy), «Ода к праздности» (Ode to Indolence) и «Ода к Осени» (To Autumn), поэма «Ламия» (Lamia), «Гиперион» (Hyperion). Джон Китс является вдохновителем и действующим персонажем (в виде ИскИна) цикла научно-фантастических произведений Дэна Симмонса «Песни Гипериона». Яркая звезда — фильм, повествующий о знакомстве и развитии отношений между Джоном Китсом и его музой, Фанни Брон. Сочинения: The poetical works, 2 ed., Oxf., 1958: The letters of John Keats. 1814—1821, v. 1—2, Camb., 1958; в русском переводе, в книге: Хрестоматия по зарубежной литературе XIX в., часть 1, Москва, 1955; в книге: Маршак С., Сочинения, том 3, Москва, 1959. Литература: Sidney Colvin, в изд. Морлея «English men of Letters»; W.M.Rossetti, «Great writers»; Owen, «John Keats»; Sarrazin, «Poиtes modernes de l' Angleterre»; B.M.Milnes, «Life, letters and literary remains of John Keats» (Лондон, 1848); С.Сухарев. Краткая летопись жизни и творчества Джона Китса; статья З.Венгеровой «Джон Китс» в «Вестнике Европы» (1889, X—XI книги); Елистратова А., Наследие английского романтизма и современность, Москва, 1960, страницы 431—493; Дьяконова Н., Эстетические взгляды Китса, "Вопросы литературы", 1963, № 8; Critics on Keats. Ed. by J. "Neill, L., (1967); Twentieth century interpretations of Keats"s odes. A collection of critical essays, Englewood Cliffs (. J.), (1968); Jones J., John Keats"s dream of truth, L., 1969; Keats. The critical heritage. Ed. by G. М. Matthews, L., (1971); Mac Gillivray J. R., Keats. A bibliography..., Toronto, 1949.

Benoit-Fourneyron (484x700, 52Kb)
1802
Бенуа Фурнерон (Benoоt Fourneyron)
французский инженер. Родился в Сент-Этьенне. С 1819 г. работал на шахтах Крезо. Сконструировал построил в 1827 году первую практически пригодную радиальную гидравлическую турбину (французский патент, 1832). Для производства турбин он в 1836 г. организовал завод. Известен и как политический деятель (в 1848 г. после революции избирался в Учредительное собрание). Умер в Париже 8 июля 1867 года.

 (525x700, 71Kb)
1815
Карл Теодор Вильгельм Вейерштрасс (немецкое имя - Karl Theodor Wilhelm WeierstraЯ)
выдающийся немецкий математик, «отец современного анализа».Родился в Остенфельде, предместье Эннигерло, Северный Рейн — Вестфалия, в семье чиновника. 1834: закончил с отличием гимназию в Падерборне и, по настоянию отца, поступил на юридический факультет Боннского университета. Проучившись 4 года, в течение которых вместо юриспруденции Вейерштрасс усиленно занимался математикой, он бросил университет и поступил в университет Мюнстера. 1840: подготовил экзаменационную работу по теории эллиптических функций, в которой уже содержатся зачатки его будущих открытий. 1841: в новой работе Вейерштрасс установил: если последовательность аналитических функций, равномерно сходится внутри некоторой области (то есть в каждом замкнутом круге, принадлежащем области), то предел последовательности — тоже функция аналитическая. Здесь ключевым условием является равномерность сходимости; это понятие и строгая теория сходимости стали одним из важнейших вкладов Вейерштрасса в обоснование анализа. 1842: по окончании Академии получает место учителя в провинциальной католической прогимназии, где проработал 14 лет. Навыки учителя в дальнейшем помогли Вейерштрассу стать лучшим преподавателем Германии, а редкое свободное время (чаще всего ночное) он использовал для математических исследований. Кроме математики, он вёл там занятия по физике, ботанике, географии, истории, немецкому языку, чистописанию и гимнастике. 1854: публикует статью по абелевым функциям, за которую Кёнигсбергский университет сразу присуждает ему степень доктора honoris causa (почётного доктора без защиты диссертации). Дирихле присылает восторженный отзыв, благодаря которому Вейерштрасс получает звание старшего учителя и давно просимый годичный отпуск. Отдых он использовал для подготовки ещё одной блестящей статьи (1856). Александр фон Гумбольдт и Куммер помогли Вейерштрассу устроиться профессором сначала Промышленного Института в Берлине, а через пару месяцев — экстраординарным профессором Берлинского университета. Одновременно он избран членом Берлинской Академии наук. Берлинскому университету он отдал 40 лет жизни. С конца 1850-х годов международная известность Вейерштрасса быстро растёт. Этим он обязан великолепному качеству своих лекций. Вот список тематики его курсов: Введение в теорию аналитических функций, включающее теорию действительных чисел; Теория эллиптических функций, приложения эллиптических функций к задачам геометрии и механики; Теория абелевых интегралов и функций; Вариационное исчисление. Здоровье Вейерштрасса оставляет желать лучшего — сказывается постоянное переутомление в молодые годы. В 1861 году во время выступления у него начался сильный приступ головокружения. и пришлось прервать лекцию. Больше Вейерштрасс никогда не читал лекции стоя — он неизменно сидел, а один из лучших студентов писал за него на доске. 1861: избран членом Баварской академии наук. 1864: назначен ординарным профессором. 1868: избран членом-корреспондентом Парижской академии наук. 1870: знакомится с двадцатилетней Софьей Ковалевской, приехавшей в Берлин для подготовки диссертации. Нежное чувство к своей Sonja Вейерштрасс пронёс сквозь всю жизнь (он так и не женился). Вейерштрасс помогает Ковалевской выбрать тему диссертации и метод подхода к решению, в дальнейшем регулярно консультирует её по сложным вопросам анализа, содействует в получении научного признания. После защиты диссертации Ковалевская уехала, на письма учителя отвечала редко и неохотно, за исключением ситуаций, когда ей срочно требовалась консультация. 1873: избран ректором Берлинского университета. 1881: избран членом Лондонского королевского общества. 1883: после самоубийства мужа Ковалевская, оставшаяся без средств с пятилетней дочерью, приезжает в Берлин и останавливается у Вейерштрасса. Ценой огромных усилий, используя весь свой авторитет и связи, Вейерштрассу удаётся выхлопотать ей место профессора в Стокгольмском университете. 1885: 70-летие прославленного математика торжественно отмечается в общеевропейском масштабе. 1889: Вейерштрасс сильно заболел. 1891: неожиданно умирает Софья Ковалевская. Потрясённый Вейерштрасс посылает цветы на её могилу и сжигает все письма от Ковалевской (письма от него сохранились и были в начале XX века опубликованы). Состояние Вейерштрасса заметно ухудшается, он редко встаёт, занимается редактированием своего сборника трудов. Вейерштрасс скончался после продолжительной болезни от осложнений после гриппа 19 февраля 1897 года. В его честь был назван кратер Weierstrass на Луне. Имя Вейерштрасса носит математический институт WIAS в Берлине. Исследования Вейерштрасса существенно обогатили математический анализ, теорию специальных функций, вариационное исчисление, дифференциальную геометрию и линейную алгебру. В математике Вейерштрасс стремился к ясности и строгости. Пуанкаре писал о нём[2]: «Вейерштрасс отказывается пользоваться интуицией или по крайней мере оставляет ей только ту часть, которую не может у нее отнять». До Вейерштрасса оснований анализа фактически не существовало. Даже Коши, который впервые ввёл стандарты строгости, многое молчаливо подразумевал. Не было теории вещественных чисел — превосходная статья Больцано (1817) осталась незамеченной. Важнейшее понятие непрерывности использовалось без какого-либо определения. Отсутствовала полная теория сходимости. Как следствие, немало теорем содержали ошибки, нечёткие или чрезмерно широкие формулировки. Вейерштрасс завершил построение фундамента математического анализа, прояснил тёмные места, построил ряд доказательных контрпримеров (аномальных функций), например, всюду непрерывную, но нигде не дифференцируемую функцию. Он сформулировал логическое обоснование анализа на основе построенной им теории действительных (вещественных) чисел и так называемого --языка. Например, он строго определил на этом языке понятие непрерывности: Одновременно он дал строгое доказательство основных свойств непрерывных функций. Приведенное определение, а также его определения предела, сходимости ряда и равномерной сходимости функций воспроизводятся без всяких изменений в современных учебниках. Вейерштрасс систематически использовал понятия верхней и нижней грани и предельной точки числовых множеств. Вейерштрасс доказал, что любая непрерывная функция допускает представление равномерно сходящимся рядом многочленов. Он далеко продвинул теорию эллиптических и абелевых функций, заложил основы теории целых функций и функций нескольких комплексных переменных. Создал теорию делимости степенных рядов. Вариационное исчисление Вейерштрасс также преобразовал, придав его основаниям современный вид. Он открыл условия сильного экстремума и достаточные условия экстремума, исследовал разрывные решения классических уравнений. В геометрии он создал теорию минимальных поверхностей, внёс вклад в теорию геодезических линий. В линейной алгебре им разработана теория элементарных делителей. Вейерштрасс доказал, что поле комплексных чисел — единственное коммутативное расширение поля действительных чисел без делителей нуля (1872). О публикациях своих выдающихся лекций сам Вейерштрасс не заботился. Однако ещё при жизни начало выходить собрание его трудов; всего вышло 7 томов (последний — в 1927 г.). Известные ученики: Эдмунд Гуссерль; Филипп Людвиг Зейдель; Георг Кантор; Софья Васильевна Ковалевская; Магнус Гёста Миттаг-Леффлер; Дмитрий Федорович Селиванов; Фердинанд Георг Фробениус; Лазарь Иммануэль Фукс; Карл Герман Амандус Шварц. Труды: «Abhandlungen-1»// Math. Werke. Bd. 1 Berlin, 1894; «Abhandlungen-2»// Math. Werke. Bd. 2 Berlin, 1897; «Abhandlungen-3»// Math. Werke. Bd. 3 Berlin, 1915; «Vorl. ueber die Theorie der Abelschen Transcendenten»// Math. Werke. Bd. 4 Berlin, 1902; «Vorl. ueber Variationsrechnung»// Math. Werke. Bd. 6 Berlin, 1927; Digitalized versions of WeierstraЯ' original publications are freely available online from the library of the Berlin Brandenburgische Akademie der Wissenschaften. Литература: Колмогоров А.Н., Юшкевич А.П. (редактор) Математика XIX века. Москва: Наука; Том 2 Геометрия. Теория аналитических функций. 1981; Кочина П.Я. Карл Вейерштрасс, Москва, 1985.

Heinrich_Graetz (700x620, 278Kb)
1817
Генрих (Гирш) Грец (Heinrich Graetz)
еврейский историк и экзегет. Генрих Грец родился в Цернове, немецко-польском городишке. Учился в местном хедере, затем с 1830-го до 1835-й штудировал еврейские знания и другие науки в городе Валлштейн у местного раввина Самуила Мунка. В 1845 году Грец получил звание доктора философии в Бреславльском университете, в 1847 году возглавил еврейское религиозное училище в Берлине, в 1850-м был директором еврейского училища в Линденберге вблизи Вены. С 1854 года по день кончины, случившейся в Мюнхене 7 сентября 1891 года, занимал кафедру в еврейской теологической семинарии в Бреславле. С 1869 года состоял профессором языков, литературы и истории Востока в Бреславльском университете. Большую известность как историку принес Грецу его многотомный труд История евреев от древнейших времен до современности (Geschichte der Juden von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart, 1853–1876). Во время работы над ним он совершил путешествие в Палестину. Генриху Грецу принадлежит несколько работ по истории еврейского народа. Все они были изданы на немецком языке, но, будучи весьма популярными в царской России, неоднократно переводились и издавались на русском языке.

 (556x699, 71Kb)
1821
Карел Гавличек Боровский (псевдоним - Гавел Боровский; чешское имя - Karel Havlнek Borovskэ)
чешский политический деятель, поэт, публицист; один из основоположников чешской журналистики, сатиры и литературной критики. Родился в местечке Боров близ современного чешского города Гавличкув-Брод, в семье торговца. Окончив гимназию в Немецком Броде (ныне Гавличкув-Брод), учился в Карловом университете в Праге (1838—1840), затем в духовной семинарии, из которой был исключён за свободомыслие (1841). Изучение языков, литературы и истории славянских народов сблизило с филолгом, поэтом и переводчиком Й.Юнгманом и филолгом и поэтом П.Шафариком. По рекомендации Шафарика нашёл место домашнего учителя в Москве, где прожил в 1843—1844 годах. Русские славянофилы развеяли все иллюзии, с которыми Гавличек, под впечатлением учения Коллара, приехал в Россию. Беззаконие, бескультурие, эгоизм и безнравственность русской аристократии, убогость и отсталость русских деревень - такой увидел в середине 19 века Россию чех Гавличек, будущий писатель и политик, и с тех пор - убежденный противник русизма. «Русские называют все русское славянским, чтобы потом назвать все славянское русским», - так в 1844 году великий чешский писатель Карел Гавличек предупреждал соотечественников об опасности невежественного восхищения Россией. По возвращении в Богемию (Чехия) занялся публицистикой. При содействии Ф.Палацкого стал редактором чешской газеты «Пражске новини» (Praskй noviny; 1846—1848) и литературного приложения к ней журнала «Ческа вчела» (eska vela). В этих изданиях опубликовал ряд статей, в которых сформулировал идею Австрославизма. Выступал также со статьями в защиту освободительной борьбы ирландского народа. С началом революции 1848 года оставил «Пражске новини» и основал политическую газету «Народни новини» (Nбrodnн noviny), которая стала влиятельным и популярным органом чешских либералов. В 1848 был избран в чешский сейм и австрийский парламент. Был одним из организаторов всеславянского съезда в Праге, выезжал в Польшу и Хорватию для того, чтобы привлечь польских и хорватских литераторов к участию в съезде. Выступал против установившегося в стране реакционного режима и в апреле 1849 был предан суду. После запрета газеты «Народни новини» и её сатирического приложения «Шотек» (otek; январь 1850) до 1851 года издавал в Кутна-Горе газету «Слован» (Slovan). В 1851 издал памфлетно-полемические книги «Дух народной газеты» и «Кутногорские письма» (Epitoly kutnohorskй). В том же году, вопреки тому, что выиграл судебный процесс, в котором ему вменялось в вину содержание статей, был тайно выслан в Бриксен (Тироль, ныне Брессаноне в Италии). В Прагу больному Гавличку было разрешено вернуться в связи с тяжёлой болезнью жены лишь в апреле 1855, незадолго до смерти (и к его возвращению жена скончалась). Умер в Праге 29 июля 1856 года. В последний путь его провожало около пяти тысяч. Произведения Гавличка распространялись большей частью в списках. Написал около 78 эпиграмм. Переводил «Мёртвые души» и «Вия» Н.В.Гоголя, «Казачью колыбельную песню» М.Ю.Лермонтова. Основные произведения: «Кутногорские письма» (Epitoly kutnohorskй); «Тирольские элегии» (Tyrolskй elegie, поэма; 1852, опубликована в 1861); «Крещение святого Владимира» (Kest svatйho Vladimнra, 1848—1854, опубликована полностью в 1876); «Король Лавра» (Krбl Lбvra, 1854, опубликована в 1870); Obrazy z Rus.

Karol_Mikuli (514x700, 51Kb)
1821
Карол Микули (Karol Mikuli)
молдавский и румынский композитор, пианист, дирижёр, педагог, фольклорист, музыкально-обшественный деятель. Учился в Париже у Ф.Шопена (фортепиано), Н.А.Ребера (композиция). С 1848 концертировал как пианист в странах Европы. Был преподавателем и директором Львовской консерватории; председатель Галицийского музыкального союза. Составитель и редактор одного из Полных собраний сочинений Ф.Шопена (Лейпциг, 1879). Как композитор работал главным образом в фортепианном жанре. Автор пьес и обработок румынских народных песен для фортепьяно. Собирал и обрабатывал молдавские, польские, украинские (гуцульские) народные песни. Среди его учеников – Р.Кочальский, Д.Сичинский. Литература: Вuescu С., Restituiri muzicale: С. Miculi si Т. Flondor, Вuс., 1977; Старух Т., К.Микули, Музыкальное исполнительство. Сборник статей, Москва, 1979, № 10.

kvaternik000 (541x700, 93Kb)
1825
Эуген Кватерник (хорватское имя - Eugen Kvaternik)
хорватский политический писатель и деятель, один из основателей Хорватской партии права. Эвген Кватерник родился в Загребе, в семье профессора. В 1842—1844 гг. изучал теологию в Сине и Загребе, затем — право (в 1844—1845 гг.) и педагогику (1845—1846 гг.) в Пеште. В 1847 году получил право преподавать, а в 1848 году — право заниматься адвокатской деятельностью. После упразднения в 1848 году баном Йосипом Елачичем феодализма, хорватам была предоставлена большая независимость от Австро-Венгрии. Это вдохновляло сторонников полной независимости Хорватии, в числе которых был и Кватерник. Проработав адвокатом в городе Брод-на-Купи с 1851 года по 1857, он был вынужден эмигрировать из Австро-Венгрии в связи с запретом профессии адвоката. В 1858 году пытался найти политическую поддержку в Российской империи, где находился в эмиграции. Когда это не удалось, Кватерник решил дистанцироваться ото всех славянских государств и народов и обратиться за помощью к Франции. Возвратившись в Загреб в 1860 году, Кватерник был избран депутатом Сабора. 26 июня 1861 года вместе с другим депутатом — Анте Старчевичем — представил на заседании Сабора программу, декларирующую наделение Хорватии правами широкой автономии в составе Габсбургской монархии (на тот момент Хорватия была разделена на несколько частей). 26 июня 1861 года принято считать днём основания Хорватской партии права. В 1862 году за свою политическую деятельность Кватерник сначала был арестован, а затем — выслан из Австро-Венгрии. Находясь в Италии, сотрудничал с Джузеппе Гарибальди и польскими, венгерскими и чешскими эмигрантами. После коронации Франца Иосифа в 1867 году Кватернику было позволено вернуться на родину. В начале октября 1871 года Кватерник и несколько членов Хорватской партии права, не соглашаясь в том числе и с официальной политикой собственной партии, начали восстание в деревне Раковица в Кордуне. Восставшие провозгласили следующие цели:
Освобождение хорватов от австрийского и венгерского притеснения.
Провозглашение независимой Хорватии.
Всеобщее равенство перед Законом.
Муниципальное самоуправление.
Упразднение Военной границы и образование свободных жупаний.
Уважение ко всем религиям.
Восставшие также призывали примкнуть к ним православных сербов, что некоторые из них и сделали, тем не менее восстание было быстро подавлено. Убит у деревни Раковица, Кордун, 11 октября 1871 года Список работ: Хорватия и итальянская конфедерация (La Croatie et la confйdйration italienne, 1859 г.); Политические исследования (Politika razmatranja, 1861—1862 гг.); Хорватский капиталист (Hrvatski glabniar, 1863 г.); Восточный вопрос и хорваты (Istono pitanje i hrvati, 1868 г.). Именем Эвгена Кватерника названы многие улицы и площади городов Хорватии, в том числе и одна из площадей Загреба. В 1869 году Эвгену Кватернику было присвоено звание почётного гражданина города Загреба. Литература: Sisic ., Kvaternik, Zagreb, 1926: Фреидзон В. И., Обществ.-политич. позиция Е, Кватерника, "Учёные записки института славяноведения", том 30, Москва, 1966.

Richard Morris Hunt (600x648, 141Kb)
1827
Ричард Моррис Хант (Richard Morris Hunt)
американский архитектор, одна из наиболее примечательных фигур в развитии зодчества ХIХ в. Был первым американцем, окончившим Школу изящных искусств в Париже (1851-1854). По окончании был приглашен инспектором по надзору за работами по замене конструкций Лувра. В 1855 г. вернулся в Америку и сразу же получил заказ на проектирование дома Томаса Росситера (1855-1857). В 1860-е гг. построил дом Гринсвольда в Ньюпорте (1861-1863), дом Общества манускриптов в Нью-Хэвене (1867-1869), Пресвитерианский госпиталь в Нью-Йорке (1868-1872), академический зал Хэмптоновского Сельскохозяйственного института (1869-1870), дома Мартина Л.Бриммера в Бостоне (1869-1870), корпус Йельской богословской школы в Нью-Хэвене (1869-1870). Выстроил усадьбу Вильма К.Вандербильта в Оукдэйле (1878-1880) и Нью-Йорке (1878-1882). Им также построены: второй академический зал Сельскохозяйственного института (1880-1881), монумент городу Йорку в Ва (1880-1884); здание офиса Джересси (1881-1882); статуя Лафайетта в Барлингтоне (1882-1883); статуя Вашингтона в Нью-Йорке (1883); усадьба Джеймса Пинхота в Милфорде (1884-1886); мавзолей Вандербильтов на Моравском кладбище в Чикаго (1884-1889, совместно Ф.Ольмстедом); особняк Огден Миллс в Нью-Йорке (1885-1887); химическая лаборатория в Принстоне (1885-1891); особняк Леви П.Мортонап (1886-1887); особняк Арчибальда Роджера (1886-1889); Нью-йоркская свободная библиотека (1887-1888); здание государственной обсерватории в Вашингтоне (1887-1893); особняк Вильяма К. и А.Вандербильтов в Ньюпорте (1888-1892), особняк Джорджа Вандербильта и Эшвиле (1888-1895); особняк Джозефа Баска в Ньюпорте (1889-1891); Кларк-Холл Адельберт Колледжа в Кливленде (1889-1892), гимназиум и Академическое здание Военной Академии в Вест-Пойнте (1889-1895). Последним крупным заказом стало проектирование крыла музея Метрополитен (1894-1895). В 1890-е гг. по-прежнему оставался ведущим архитектором Америки. Он возводил особняки американской элиты – особняк Вильяма Лоуренса (1890-1891); особняк Оливер Бельмонта в Ньюпорте (1891-1894); особняк Асторов в Нью-Йорке (1891-1895); особняк Корнелиуса Вандербильта в Ньюпорте (1892-1895). Наряду с этим ему был поручен и такой заказ, как административное здание Всемирной выставки в Чикаго (1891-1893). Умер 31 июля 1895 года.

 (488x699, 106Kb)
1829
Иоанн Кронштадтский (в миру - Иван Ильич Сергиев)
церковный деятель, проповедник и духовный писатель. Родился в семье сельского церковного причетника Архангельской епархии. Окончив Санкт-Петербургскую духовную академию, вскоре, в 1855, приступил к пастырскому служению в Андреевском (Морском) соборе Кронштадта. Преподавал также Закон Божий в учебных заведениях Кронштадта, активно занимаясь с 1880-х годов и широкой благотворительностью в этом городе. Основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Занимая сравнительно скромное положение в церковной иерархии – до конца жизни он оставался протоиереем и настоятелем своего, правда очень большого, собора, – отец Иоанн со временем занял выдающееся и по-своему уникальное место в русском послереформенном обществе. Во время литургии объединял толпы верующих, погружая их в состояние молитвенного экстаза. Эта соборная связь укреплялась и его даром целителя, подтвержденном многочисленными документальными свидетельствами. Ко всему этому следует добавить талант проповедника: в точных и достаточно простых, лишенных риторической красивости словах он призывал общество к покаянию, живописуя ближайшую историческую перспективу как грядущий «всемирный потоп», в котором «мир Божий вооружился в месть Божиим врагам» (Слова на новый, 1907 год). Нагнетаемый прессой ажиотаж вокруг «народного святого» (в сатирически-зашифрованной форме отраженный в рассказе Н.С.Лескова Полунощники; 1890) порой служил ему дурную службу: в 1880-е годы образовалась даже особая секта «иоаннитов», почитавшая его как новое воплощение Иисуса Христа. На базе проповедей и дневниковых записей слагались многочисленные религиозно-учительные сочинения Иоанна Кронштадтского, расходившиеся в массе переизданий очень большими тиражами; центральное место среди них занимает Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге (1894). Скончался кронштадтский подвижник 2 января 1909 года. Причисленный к лику святых сперва Русской православной церковью за границей, в 1990 был прославлен и Русской православной церковью: память преподобного отмечается в день кончины 2 января. Мощи его находятся в Свято-Иоанновском женском монастыре Санкт-Петербурга.

Carl von Voit (538x700, 76Kb)
1831
Карл фон Фойт (Карл Войт; Carl von Voit)
немецкий физиолог и диетолог, измеривший общий метаболизм у млекопитающих и людей. Родился в Амберге. Окончил Мюнхенский университет и с 1860 г. был профессором там же. Основные труды — по обмену веществ в животном организме. Пользуясь сконструированным им (совместно с М.Петтенкофером) респирационным аппаратом, изучал газообмен и обмен азотистых (белки) и безазотистых (углеводы и жиры) веществ. Важны его работы по исследованию азотистого равновесия, а также влияния на обмен веществ солей, различных пищевых рационов, голодания и др. Совместно с Петтенкофером выяснил, что 85-90% энергии в организме образуется за счет жиров и углеводов и только 10-15% за счет белков. Впервые систематически изложил учение о питании и разработал нормы гигиенического питания. Пользуясь сконструированным им совместно с Максом фон Петтенкофером респирационным аппаратом, изучал газообмен и обмен азотистых (белки) и безазотистых (углеводы и жиры) веществ. Как химик и физиолог, он обнаружил, что количество азота в моче является мерой для оценки метаболизма белков. С помощью специально разработанной им калориметрической камеры Войт смог охарактеризовать значимость отдельных компонентов питательных веществ: жиров, белков и углеводов. Впервые систематически изложил учение о питании и разработал нормы гигиенического питания. Войт, по мнению многих, являются «отцом» современной диетологии. С 1865 г. (совместно с Петтенкофером) издавал журнал «Zеitsсhrift fur Вiоlоgiс». Умер в Мюнхене 31 января 1908 года. Сочинения: Physiologic des allgemeinen Stoffwechsels und der Ernдhrung, Lpz., 1881 (Handbuch der Physiologic des Gesammt – Stoffwechsels und der Fortpflanzung, hrsg. von L. Hermann, Bd 6, Tl 1). Литература: Frank О., Carl von Voit, Gedдchtnisrede, Mьnch., 1910.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку