-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111122
Комментариев: 6802
Написано: 119595


14 июля родились...

Четверг, 14 Июля 2011 г. 06:20 + в цитатник
 (700x690, 326Kb)
1454
Анджело Амброджини (прозвище – Полициано; итальянское имя - Angelo Ambrogini detto Poliziano)
итальянский поэт, гуманист и драматург. Родился в Монтепульчано. Придворный поэт и друг Лоренцо Медичи, воспитатель его сыновей. Профессор греческой и латинской литературы во Флорентийском университете (1480—1494), автор поэмы «Стансы на турнир» (1475), пьесы «Сказание об Орфее» (1471). По заказу Лоренцо Медичи написал произведение «О заговоре Пацци» (1478). Своё прозвище Полициано ("Пульчанский") получил исходя из наименования своего родного городка на латыни - Mons Politianus. Большой вклад внёс Полициано и в гуманистическую филологию, особенно разработкой метода исторической критики текста, когда каждый текст воспринимается в контексте эпохи, которой он принадлежит. Его филологические штудии во многом продолжили линию, начатую Петраркой и Валлой. Внеся свой вклад в развитие гуманистической филологии, Полициано применил её достижения к анализу творчества латинских поэтов, в частности Овидия, Стация, Персия, в лекциях, которые он читал в университете Флоренции. Как поэт Полициано многое черпал не только из античной латинской, но и из народной итальянской литературы. Это вполне соответствовало его представлениям о процессе развития и совершенствования языка. И в своей теории поэзии, и особенно в собственном поэтическом творчестве Полициано активно способствовал формированию ренессансного литературного стиля в латинском и итальянском вариантах. Лучшими созданиями Полициано стали итальянские поэмы «Стансы на турнир» и «Сказание об Орфее», написанные в 70-е годы. В них доминирует идея гармонии человека и природы — одна из ведущих идей всей ренессансной культуры. Поэзия Полициано жизнерадостна, пронизана чувством восторга перед красотой природы и призывом наслаждаться ею, как и красотой самого человека. Нельзя не подчеркнуть, что в итальянских стихах поэта античные мифы переплетались с мотивами тосканской народной лирики. Так, его баллада «Добро пожаловать, май» выдержана в стиле флорентийских майских песен, которые распевали в хороводах юноши и девушки, прославляя весну и любовь. В поэме «Стансы на турнир», посвящённой брату Лоренцо Медичи — Джулиано и его возлюбленной Симонетте Веспуччи, ради которой в январе 1476 года был устроен роскошный турнир, мифологическая основа произведения служит автору для создания ренессансной идиллии, одухотворяющей природу и обожествляющей человека. В ней художественно воплощена и характерная для гуманизма проблема соотношения доблести и Фортуны. Ведущая тема поэмы — любовь, дающая радость и счастье, но и лишающая человека внутренней свободы. Прекрасный юноша-охотник Юлис (Джулиано), влюблённый в нимфу (Симонетту), горюет об утраченной свободе; «Где твоя свобода, где твоё сердце? Амур и женщина отняли их у тебя». Нимфа среди прекрасных цветов — этот образ из поэмы Полициано навеял и ряд образов в живописи Ботичелли, в том числе в его шедевре «Весна». В написанной для театра поэме «Сказание об Орфее» Полициано новаторски соединил распространённый в средневековом городе жанр миракля, «священного представления», с известным античным мифом об Орфее — певце, обладавшем волшебной силой, но не сумевшем сохранить свою возлюбленную Эвридику, навсегда оставшуюся в подземном царстве. Гуманистическую идиллию гармонии человека и природы не нарушает в этой драме даже гибель Орфея, который в поэме Полициано являет собой символ поэзии, меняющей мир. Умер во Флоренции 29 сентября 1494 года. Труды: «Stanze per la giostra», 1474; «Послание Федерико Арагонскому» (в соавторстве с Лоренцо Медичи); «Комментарии к пандектам»; «Miscellanearum centuria prima et secunda», 1489–1972; «Pactianae coniurationis commentarium», 1478; «Sylva», 1479; «Fabula di Orfeo», 1480; «Orphei tragoedia»; «Manto» (о поэзии Вергилия), 1482; «Rusticus» (о поэзии на сельскую тематику), 1483; «Ambra» (о поэзии Гомера) 1485; «Nutricia» (о поэзии в целом), 1485; «Lamia», 1492; «Dialectica», 1493; «Omnia opera Angeli Politiani»,— Венеция: Альдо Мануций, 1498; «Prose volgare inedite e poesie latine edite e inedite», (Флоренция, 1867). Литература: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— Санкт-Петербург, 1890–1907; «Литературная энциклопедия, в 11 томах»,— Москва: Издательство Коммунистической Академии, 1929—1939; «История всемирной литературы в 9 томах, том 3»,— Москва: Наука, 1985, 816 страниц; Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. — Москва Просвещение, 1976, страницы 72 — 80.

 (584x699, 95Kb)
1602
Джулио Мазарини (итальянское имя - Mazarini, Mazzarino; французское имя - Mazarin)
Французский политический деятель, кардинал. Родился в городке Печина в области Абруцци, недалеко от Рима. Поскольку все его детство прошло в районе Ватикана, то неудивительно, что Джулио избрал карьеру священника. Первоначально он учился в Риме, после чего поехал в Мадрид, в Alcala de Henares (современный Мадридский университет). По возвращении в Рим Мазарини стал послушником при Папе Римском. Во время богослужения на Рождество 1625 года ему было видение свыше, из которого он понял, что ему нужно заняться политикой. Он решил работать в дипломатической службе понтифика. Уже в 1628 году его назначили секретарем представителя Папы в Милане. Тогда Джулио впервые проявил себя на политическом поприще. В январе 1630 года Мазарини был послан в Париж на переговоры с великим кардиналом Франции Ришелье по поводу войны между Францией и Испанией. Мазарини был настолько восхищен кардиналом, что был заранее согласен со всем, что тот говорил. Известность Джулио Мазарини получил после битвы при Монферрато 26 октября 1630 года. Во время сражения он бегал по полю боя, кричал: "Мир, мир!" и призывал французов и испанцев перестать убивать друг друга. Всю последующую жизнь его называли рыцарем за этот отчаянный поступок. 19 июня 1631 года между Францией и Испанией было заключено перемирие, текст которого составил Мазарини. Он же выступал в роли посредника во время переговоров. В 1632 году Mазарини возвратился в Рим. Там кардинал Барберини представил его высшему римскому обществу. Вращаясь в избранных кругах, Мазарини готовился отправиться с миссией во Францию. Это произошло в 1634 году. Молодой дипломат был очарован Францией, Ришелье и королевским двором, однако не забывал и о своей прямой обязанности - поддерживать мир между Францией и Испанией. Но противостоять Ришелье было бессмысленно, поэтому Мазарини не удалось удержать Францию от Тридцатилетней войны, в которую она вступила в 1635 году. Зимой 1636 года Джулио Мазарини возвратился в Рим. Он не прерывал контактов с Ришелье, переписывался со своим наставником, отцом Жозефом. При папском дворе была создана целая профранцузская фракция, в которую входили Мазарини, Барберини, Николас Баньи и Алессандро Бичи. Король Франции Людовик XIII высоко оценил способности Мазарини: он рекомендовал его на пост кардинала в 1638 году, назначил ему пенсию как священнослужителю, способствовал тому, чтобы в 1639 году Мазарини получил французское подданство, и, наконец, пригласил его в Париж, куда Мазарини и прибыл 5 января 1640 года. При дворе Папы Римского такой человек, как он, не мог рассчитывать на блестящую карьеру, поскольку тогда там господствовала происпанская фракция. И Мазарини вновь обратил свои взоры на Францию. 16 декабря 1641 года Джулио Мазарини с подачи Ришелье был утвержден кардиналом Франции. Папа Урбан VIII не имел никаких возражений против этого назначения, так как помнил миротворческую деятельность своего дипломата. Основной целью Мазарини на кардинальском посту было прекращение соперничества между различными группировками в Римской католической Церкви. После смерти Ришелье 4 декабря 1642 года и Людовика XIII 14 мая 1643 год кардинал Мазарини стал первым министром Франции и регентом при малолетнем Людовике XIV. Королева Анна Австрийская была согласна с такой расстановкой сил. 10 апреля 1644 года по инициативе Мазарини в Мюнстере (Вестфалия) начались мирные переговоры. Но теперь кардиналу приходилось согласовывать свои пацифистские принципы с внутренними интересами Франции, которой он руководил. В распоряжении кардинала были первоклассные дипломаты и победы, одержанные над испанцами отличными военачальниками Людовиком Бурбоном, принцем Конде, и Анри де Тюрином. В результате в октябре 1648 года был заключен Вестфальский мир, который принес мир в Европу. Однако любое изменение обстановки могло привести к возобновлению войны. Чтобы обезопасить Германию от очередной бойни, Мазарини создал в 1648 году Рейнский союз, в который входила Франция и некоторые германские государства, граничившие с ней. В марте 1657 года Мазарини вступил в альянс с Англией и получил её поддержку в войне взамен на форт Данкирк, захваченный испанцами. Окончательный мир с Испанией был заключен 7 ноября 1659 года. После этого исторического мира последовал ряд договоров, которые восстанавливали статус-кво в Европе. Так что ко времени своей смерти в Венсени 9 марта 1661 года Джулио Раймондо Мазарини мог гордиться тем, что не зря прожил жизнь: он вернул спокойствие всему католическому миру, завершил начинания Ришелье по борьбе с феодальными пережитками и сепаратизмом, способствовал созданию во Франции единого централизованного государства. Мазарини передал Людовику XIV сильную Францию, которая на тот момент не воевала ни с одной страной. Сочинения: Lettres..., t. 1—9, ., 1872—1906. Литература: Che`ruel A., Histoire de France sous ie ministere de Mazarin, v. 1—3, ., 1882; Bailly A., Mazarin, ., 1935; Mazarin. Sous la dir. G. Mongrédien, ., 1959.

 (621x698, 211Kb)
1736
Шарль Огюстен Кулон (Charles-Augustin de Coulomb)
французский физик и инженер. Родился в Ангулеме в семье чиновника. Окончил военно-инженерную школу в Мезьере, затем в течение девяти лет работал на о.Мартиника, где руководил строительством крупного форта. По возвращении в 1772 во Францию продолжал исполнять обязанности офицера военно-инженерного корпуса, уделяя все больше времени научным исследованиям в области технической механики (статика сооружений, теория ветряных мельниц и т.д.). Многие методы решения задач строительной механики, предложенные Кулоном, способствовали прогрессу этой отрасли знаний в 18–19 вв. Большое практическое значение имели и фундаментальные работы Кулона, посвященные внешнему (сухому) трению. Кулон поставил большое число опытов по определению зависимости силы трения покоя и силы трения скольжения от нормального давления, площади тел, состояния их поверхности, относительной скорости движения и т.д. Опыты проводились в условиях, близких к реализующимся на практике, что позволяло использовать их результаты для решения технических задач. За работы по внешнему трению Кулон в 1781 получил премию Парижской академии наук, был избран ее членом и переехал в Париж. В 1780-е годы занимался исследованием кручения тонких металлических нитей, изобрел знаменитые крутильные весы – прибор для измерения малых сил, обладавший уникальной для того времени чувствительностью. Этот прибор стал основным инструментом в цикле работ Кулона по электричеству и магнетизму, выполненных в 1785–1789. В этом цикле, состоявшем из семи «мемуаров», были установлены важнейшие количественные закономерности электро- и магнитостатики (закон Кулона); было показано, что электрические заряды всегда располагаются на поверхности проводника; были введены понятия магнитного момента и поляризации зарядов. Именем ученого названа единица количества электричества. Революционные события 1789 заставили Кулона прервать исследования и покинуть Париж. После возвращения в столицу и избрания членом Института Франции, заменившего Королевскую Академию, он почти перестал заниматься наукой и посвятил себя совершенствованию системы образования во Франции. Умер Кулон в Париже 23 августа 1806 года.

 (534x699, 65Kb)
1743
Гавриил Романович Державин
русский поэт, составил эпоху в истории литературы. Его произведения – величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века – оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. Детство и молодость Державина, однако, совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Державин родился в Казанской губернии. Родители, несмотря на свое дворянское происхождение, сильно бедствовали. К тому же Державин рано потерял отца, и матери приходилось идти на тяжкие унижения ради того, чтобы вырастить двоих сыновей и обеспечить им более или менее пристойное образование. В те годы по настоящему квалифицированных учителей за пределами Санкт-Петербурга и Москвы найти было нелегко. Однако, настойчивость и исключительные способности Державина помогли ему многое узнать, несмотря на тяжелые обстоятельства, слабое здоровье, полуграмотных и странных преподавателей. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык, но не владел французским. Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Впрочем, быть может, именно этот факт в будущем дал возможность великому стихотворцу писать, не задумываясь о правилах и нарушая их в угоду своему вдохновению. Друзья-поэты часто пытались править державинские строки, однако он упорно отстаивал свое право писать так, как ему угодно, не обязательно следуя закостеневшим правилам. Писать стихи Державин начал еще в гимназии, но его обучение было неожиданно и до срока прервано. Из-за произошедшей канцелярской ошибки молодой человек был призван в санкт-Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. Из-за тяжелого материального положения, отсутствия высоких покровителей и крайне неуживчивого нрава Державину пришлось не только десять лет ждать офицерского чина, но даже, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме. Времени для поэтических занятий оставалось не так уж много, однако молодой человек сочинял шуточные стихи, пользовавшиеся популярностью среди его однополчан, писал письма по просьбе солдаток, и, уже ради собственного самообразования, штудировал Тредьяковского, Сумарокова и особенно Ломоносова, бывшего в то время его кумиром и примером для подражания. Читал Державин и немецких поэтов, пробуя переводить их стихи и пытаясь следовать им в собственных сочинениях. Впрочем, карьера стихотворца не казалась ему в тот момент главным делом жизни. После долгожданного производства в офицеры Державин пытался, продвинуться по службе, надеясь таким образом поправить свои финансовые дела и послужить верой и правдой отечеству. В 1773–1774 Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева, но, все из-за того же неуживчивого и вспыльчивого нрава, не получил долгожданного повышения. Он был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян, и в течение нескольких лет был вынужден зарабатывать на жизнь карточной игрой – не всегда честной. Несмотря ни на что, именно к 70-м годам впервые по-настоящему проявился Державинский поэтический дар. В 1774, находясь во время восстания Пугачева со своими людьми неподалеку от Саратова, у горы Чаталагай, Державин прочитал оды прусского короля Фридриха II и перевел четыре из них. Опубликованные в 1776 Чаталагайские оды привлекли внимание читателей, хотя произведения, созданные в 70-е годы, еще не были по-настоящему самостоятельными. Независимо от того, переводил Деражавин или сочинял собственные оды, его творчество находилось еще под сильным влиянием Ломоносова и Сумарокова. Их высокий торжественный язык, строгое следование правилам классицистского стихосложения сковывали молодого поэта, пытавшегося писать по-новому, но еще не четко осознававшего, каким образом надо это делать. Принципиальные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце с70-х годов. В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Его друзья – Н.А.Львов, В.А.Капнист, И.И.Хемницер были высоко образованными и тонко чувстующими искусство людьми. Дружеское общение соединялось в их компании с глубокими рассуждениями о древней и новой литературе, – жизненно необходимыми для пополнения и углубления образования самого Державина. Литературное окружение помогло поэту лучше осознать свои цели и возможности. В этом-то и заключалась самая главная перемена. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. С этого момента и до 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода – торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Ю.Н.Тынянов писал о «революции Державина». Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как Ода на смерть князя Мещерского, Ода к Фелице, Бог, Водопад были написаны непривычным для того времени языком. Державинский язык удивительно звучен. Так, Ода на смерть кн. Мещерского с первых же строк поражает гулкими и звенящими строками, как будто воспроизводящими звон маятника, отмеряющего безвозвратно уходящее время: Глагол времен! Металла звон!.. Твой страшный глас меня смущает… Создаваемые поэтом образы непривычно страстны и эмоциональны для спокойной и рациональоной эпохи классицизма, например: Уже зубами смерть скрежещет…И дни мои, как злак, сечет. Не менее неожиданна и концовка оды. Традиционная классицистская система ценностей всегда ставила общественные, государственные интересы выше личных. Сам жанр торжественной оды, казалось бы, не предполагал никаких интимных откровений. Державин, однако, заканчивает свои возвышенные размышления о бренности земной жизни, удивительно личными, идущими из глубины души строками:
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою,
И с чистою твоей душою
Благославляй судеб удар.
Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне. Что касается Державина, то после того, как он был переведен из военной жизни в штатскую, ему пожаловали в награду всего триста душ крестьян, и в течение нескольких лет он был вынужден зарабатывать на жизнь карточной игрой. Однако в 70-е годы Державин понемногу начал продвигаться по служебной лестнице, постепенно, несмотря на свой неуживчивый характер, занимая все более и более ответственные посты. Так, он был олонецким и тамбовским губернатором, затем статс-секретарем Екатерины II и сенатором. Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться » до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи – времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности. В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в Оде к Фелице. Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными – растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами. Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества – простоту, милосердие, просвещенность, скромность – а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни. Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта – ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю.Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа». Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода – первое художественное воплощение русского быта, что она – зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он». Даже в оде Бог, с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных,
И цепь существ связал всех мной.
Точно также и в Водопаде автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что,с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: …И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало. Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют. Здесь же, в Водопаде, Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места – карельского водопада Кивач.
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми,
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит…
Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70–80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII – начале XIX вв. – дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика – жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких. Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение Ласточка, посвященное памяти рано умершей первой жены:
О домовитая Ласточка!
О милосизая птичка!…
Сама идея обращения к маленькой птичке для того, чтобы поделиться с ней своим горем, на два десятилетия раньше была абсолютно невозможна. Теперь же, во многом благодаря Державину, поэтическое мироощущение изменилось. Простые человеческие чувства требовали простых слов. Отсюда – интерес Державина к анакреонтической лирике, названной так по имени знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта, прославившегося своим радостным отношением к жизни, воспеванием любви, дружбы, веселья, вина. В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным К лире, поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в Водопаде поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: …Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь. Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в Приглашении к обеду:
Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В крафинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят;
Иногда – радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении Соловей во сне:
Плясок, ликов, звуков славы
Не услышу больше я:
Стану ж жизнью наслаждаться,
Чаще с милой целоваться,
Слушать песни соловья.
Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме Евгению. Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.
Возможно ли сравнять что с вольностью златой,
С уединением и тишиной на Званке?
В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю.Тынянов):
Где с скотен, пчельников и с птичников, прудов.
То в масле, то в сотах зрю злато под ветвями,
То пурпур в ягодах, то бархат-пух грибов,
Сребро, трепещуще лещами.
Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль. Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже – литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника. Умер поэт 20 июля 1816 года в своем любимом имении Званка, ныне Новгородская область. Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в Оде на смерть кн. Мещерского или Водопаде говорили о бренности всего сущего:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы!
Однако сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении Памятника Горация он предрекал себе бессмертие за то
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Сочинения: Сочинения, с объяснит. примечаниями Я.К.Грота, тома 1-9, Санкт-Петербург, 1864-83; Стихотворения, редакция и примечания Г.Гуковского, вступительное слово статья И.А.Виноградова, Ленинград, 1933; Стихотворения. Вступительная статья и подготовка текста В.П.Друзина, Москва, 1963. Литература: Белинский В.Г., Сочинения Державина, Полное собрание сочинений, том 6, Москва, 1955; Благой Д.Д., Державин, Москва, 1944; Западов А.В., Мастерство Державина, Москва, 1958; Серман И.З., Державин, Ленинград, 1967; История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель, Ленинград, 1968.

 (600x670, 65Kb)
1764
Жан Франсуа Варле (Jean-François Varlet)
деятель Великой французской революции, представитель "бешеных". Выдвинулся как народный агитатор в период лета 1791 - осени 1793. 9-10 марта 1793 пытался поднять восстание против жирондистов. Во время восстания 31 мая - 2 июня 1793 временный председатель повстанческого комитета. В брошюрах, изданных в 1792-1794, высказывался за ограничение права собственности и уменьшение имущественного неравенства. Добиваясь широкого участия масс в политической жизни, В. выступал за избрание всех должностных лиц народными собраниями, за право отзыва депутатов, нарушивших наказ избирателей. Летом 1793 вместе с другими "бешеными" (Ж.Ру, Т.Леклерком) активно боролся за установление твёрдых цен на предметы первой необходимости и пресечение спекуляции. Деятельность Варле ослабевает вместе с подавлением активности парижских секций в 1794-1795. После переворота 18-го брюмера (9 ноября 1799) отошёл от политической деятельности. Умер 4 октября 1837 года.

 (524x699, 110Kb)
1766
Иван Иванович Вальберх (Лесогоров)
русский артист балета, балетмейстер, педагог. Родился в Москве. В 1786 по окончании санкт-Петербургской театральной школы был принят солистом в придворную балетную труппу. Партии: Язон ("Медея и Язон" Рудольфа), Иван ("Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству" Париса) и др. Вальберх был первым русским балетмейстером, в 1795 поставил балет "Счастливое раскаяние". Позднее осуществил постановку около 40 новых балетов. Первый в России пытался поставить балет на современный сюжет ("Новый Вертер" Титова, 1799). Спектакли Вальберха были насыщены действием, носили танцевально-пантомимный характер, в них утверждалось воспитательное значение балетного искусства. Вальберх первый создал балет на сюжет шекспировской трагедии ("Ромео и Юлия" Штейбельта, 1809). Особое место в творчестве Вальберха занимали балеты на русские сюжеты и дивертисменты, отразившие патриотические настроения периода Отечественной войны 1812 ("Любовь к отечеству" Кавоса, 1812, и др.). В 1794-1801 вёл педагогическую работу в санкт-Петербургском театральном училище. Умер в санкт-Петербурге 16 июля 1819 года.

1777
Александр Юрьевич Пушкин
двоюродный дядя Александра Пушкина, коллежский советник. Умер 19 января 1854 года.

1787
Северин Фаддеевич Крижановский (Крыжановский; Кржижановский)
Подполковник польского гвардейского Конно-егерского полка. Из шляхты. Родился в деревне Пархамовке Сквирского повета на Украине. Отец — Тадеуш Кржижановский, мелкий помещик, мать — Мария, урожденная Шернель. Воспитывался дома. Нелегально перейдя границу, поступил добровольцем в создаваемый в Герцогстве Варшавском 4-й полк Надвислянского легиона с чином сержанта — 12 августа1808, участник испанской кампании 1809—1811, подпоручиком в 9-й пехотный полк — 1 июля 1809, поручик — 24 апреля 1811, капитан — август 1811, капитан-адъютант-майор — 1 октября 1811, командирован в Варшаву — 1811, участник войн 1812 — 1814. С начала 1815 в Варшаве в 7 пехотном полку армии Царства Польского, переведен в ранге старшего капитана в формируемый гвардейский эскадрон — август 1815, в гвардейский Конно-егерский полк командиром эскадрона — 27 сентября 1817, подполковник — 1 июня 1825. Масон, член варшавской ложи «Щит Севера». По некоторым данным, участник польских тайных организаций уже в 1815 (Общество истинных поляков), член Патриотического общества (июнь 1821), с осени 1822 — его фактический руководитель. С.И.Муравьев-Апостол и М.П.Бестужев-Рюмин познакомились с ним в Киеве на контрактах в январе 1824 и пытались через него установить контакты с польским тайным обществом. Арестован в Варшаве 20 февраля 1826 и вместе с другими членами Патриотического общества предан суду сенаторов Царства Польского. По обвинению в государственной измене оправдан, но за принадлежность к тайной организации в мае 1828 приговорен к 3 годам и 3 месяцам тюремного заключения, с зачетом предварительного заключения во время следствия. Как уроженец Российской империи еще до утверждения приговора Николаем I был затребован в санкт-Петербург и доставлен в Петропавловскую крепость, откуда по высочайшему повелению в 1830 отправлен на жительство в Березов. В начале 1832 по ходатайству генерал-губернатора Вельяминова переведен в Ишим. В связи с болезнью ног (впоследствии паралич) и признаками душевного расстройства около 1837—1838 ему было разрешено для консультации с врачами прибыть в Тобольск, где он вскоре умер, почти полностью потеряв рассудок 13 августа 1839 года.

 (589x699, 44Kb)
1791
Эдуард Давыдович Коллинс (Eduard Albert Christoph Ludwig Collins)
русский математик. Адъюнкт санкт-Петербургской Академии Наук c 26 января 1814, экстраординарный академик c 26 января 1820, ординарный академик c 15 февраля 1826. Племянник Н.И.Фусса и его ученик; правнук Л.Эйлера. Родился в санкт-Петербурге. Основные труды по геометрии (занимался изучением отдельных кривых) и теории чисел, а также по анализу (занимался комбинаторным анализом и его применением к математическому анализу). Пытался изучить свойства математических операций и символов с весьма общей точки зрения, занимался теорией рядов и вопросами комбинаторики. Главной заслугой Коллинса перед математикой было привлечение в санкт-Петербургскую Академию М.В.Остроградского и В.Я.Буняковсксго. Умер 16 августа 1840 года.

 (600x658, 38Kb)
1793
Джордж Грин (George Green)
английский математик, имя которого теперь повторяется во всех отраслях математической физики. Самое важное и известное его сочинение: «An essay on the application of mathematical analysis to the theories of electricity and magnetism» (Опыт приложения математического анализа к теориям электричества и магнетизма) было напечатано в 1828 г. В 1839 г. был избран в члены колледжа в Кембридже. Немногочисленные, но в высшей степени важные для математической физики труды его собраны и изданы в 1871 г. Ferrers’ом под заглавием «Mathematical papers of the late George Green» (Лонд.). Здесь, кроме вышесказанного мемуара, заключаются еще следующие статьи: «Математические исследования относительно законов равновесия жидкостей, аналогичных электричеству» (1833); «Об определении внешнего и внутреннего притяжения эллипсоидом неоднородной плотности» (1835); «О распространении волн в узком и мелком канале» (1837); «Об отражении и преломлении звука» (1838); «О законах отражения и преломления света на поверхности, разделяющей две некристаллические среды» (1838); «О распространении волн в канале» (1839); «Прибавление к мемуару № 6»; «О распространении света в кристаллических средах» (1839); «Исследование о качании маятника в жидкости», 1833. Главнейшие заслуги Грина заключаются в выводе одной основной теоремы теории потенциальных функций и в открытии особого метода вывода дифференциальных уравнений теории упругости. Самый термин «потенциальная функция» (Потенциал) впервые встречается в первом мемуаре Грина, хотя понятие об этой функции встречается еще у Лапласа в его небесной механике, а затем у Пуассона в его мемуарах о распределении электричества на шарах и сфероидальных проводниках. О значении теоремы Грина в математической физике будет сказано в объяснении слов Потенциал и Потенциальная функция, а о выводе уравнений теории упругости по методу Грина. Умер 31 мая 1841 года.

 (596x699, 72Kb)
1794
Джон Гибсон Локхард (John Gibson Lockhart)
шотландский писатель и критик, романист и биограф. На родине Локхарда не просто любят, его боготворят, а все потому, что Джон Гибсон Локхард является автором афоризма, дорогого сердцу каждого простого шотландца: "История Шотландии... - ...это история, выдранного из одеяла лоскута". Хотя фраза эта была выдернута из контекста, в полном варианте она звучала почти нелепо: "Англия – это огромное лоскутное одеяло, сшитое добротно, на совесть, а потому история Англии – пестра, тогда как Шотландия – это маленький лоскуток, её история, основана в большей степени на мифах и былинах. Мы имеем историю выдранного из лоскутного одеяла куска ткани". Самобытность шотландского народа непререкаема, спору нет, но своих героев надо цитировать осторожнее, а не выдирать из них лоскуты. Умер 25 ноября 1854 года.

 (516x699, 89Kb)
1797
Джеймс Боуэрбэнк (James Scott Bowerbank)
британский натуралист и палеонтолог. Известен исследованиями морских губок. Умер 8 марта 1877 года.

 (584x699, 263Kb)
1800
Жан Батист Андре Дюма (Jean Baptiste Andre Dumas)
французский химик. Родился в Але. Обучался аптекарскому делу, в 1816 отправился в Женеву, где работал помощником фармацевта в одной из аптек, имевшей лабораторию. Занимался в Женевском университете, увлекся химией и физиологией. В 1823 по совету А.Гумбольдта, который обратил внимание на молодого ученого, переехал в Париж. Работал препаратором в Политехнической школе, преподавал химию в лицее. В 1832 стал преемником Гей-Люссака в Сорбонне, оставался там до 1868. Одновременно работал в Политехнической школе (с 1835 в должности профессора), Центральной школе искусств и ремесел (1829–1952), Медицинской школе (с 1939). После февральской революции 1848 стал членом Национального собрания, затем министром земледелия и торговли. Был членом сената (1856), президентом муниципального совета Парижа (1859), начальником монетного двора (1868). После 1870 отошел от политической деятельности и целиком посвятил себя науке. Работы Дюма относятся преимущественно к области органической химии. В 1826 он предложил способ определения плотности паров различных веществ. В 1827 определил состав ацетона и сложных эфиров; совместно с П.Булле высказал предположение, что этиловый спирт и его эфиры – это производные этилена. На этом основании ими была построена теория этерина, которую можно считать предшественницей теории радикалов. В 1837 Дюма и Либих в совместной статье определили органическую химию как химию сложных радикалов – групп атомов, остающихся неизменными в ходе химической реакции. В 1830 Дюма предложил способ определения азота в органических соединениях (метод Дюма). В том же году начал опыты по замещению водорода органических соединений атомами галогенов. Действуя хлором на уксусную кислоту, получил новое вещество – трихлоруксусную кислоту. Это открытие нанесло удар по дуалистической теории Берцелиуса, согласно которой электроотрицательный хлор никак не мог замещать электроположительный водород. 13 января 1834 Дюма сделал доклад в Академии наук, сообщив, что «хлор обладает удивительным свойством притягивать к себе водород и замещать его атом за атомом». Объединив полученные данные, Дюма сформулировал эмпирические правила металепсии (от греч. «замещать»). В 1840 он (совместно с А.Реньо) предложил рассматривать химические соединения как продукты «замещения» атомов немногих основных соединений, названных «типами». Механическая теория «типов» вместе со старой теорией радикалов благодаря трудам Лорана, Жерара и др. привела в 1850-х годах к созданию теории радикалов. В 1843 Дюма сообщил о существовании гомологического ряда – муравьиной кислоты и вывел общие правила для гомологических рядов в органической химии. Следует отметить и такие труды Дюма, как получение метанола из мятного масла (1825), извлечение антрацена из каменноугольной смолы (1831), установление (совместно с Э.Пелиго) того факта, что жиры являются сложными эфирами. Кроме того, ученый занимался вопросами кроветворения, определения химического состава крови, борьбы с филлоксерой (вредителем виноградников). Дюма – автор учебника по химической технологии Курс химии в приложении к ремеслам (Traité de chimie appliqueé aux arts, v. 1–8, 1828–1846) и выдержавших несколько изданий Лекций по химической философии, где изложено развитие химических теорий. В 1840 Дюма был избран членом Лондонского королевского общества, в 1880 – Берлинской академии наук, в 1845 – иностранным членом санкт-Петербургской академии наук. В 1859 стал президентом Французского химического общества. Умер Дюма в Каннах 11 апреля 1884 года. Сочинения: Traité de chimie appliquée aux arts, v. 1-8, ., 1828-1846. Литература: Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — Москва: Высшая школа, 1991. 656 страниц; Джуа М., История химии, перевод с итальянского, Москва: Мир, 1966; Partington J. R., A history of chemistry, v. 4, L., 1964. Гьелт Э., История органической химии с древнейших времен до настоящего времени, перевод с немецкого, Харьков-Киев, 1937.

JohannesMueller (527x700, 77Kb)
1801
Иоганнес Петер Мюллер (немецкое имя - Johannes Peter Muller)
германский естествоиспытатель XIX века, биолог. Родился в Кобленце. Сын сапожника, который сделал всё возможное, чтобы дать сыну образование. В 1819 г. поступил в Боннский университет сначала с целью изучать католическую теологию, но уже через несколько дней перешёл к изучению медицины. Будучи студентом, он получил награду за исследование о дыхании зародыша. В 1822 году получил степень доктора за диссертацию: «Dissertatio inauguralis, physiologica sistens commentaries de phoronomia animalium», а в следующем году издал «De respiratione foetus commentatio physiologic a in academio borussicarhenana praemio ornata» (Лейпциг, 1823). Весьма важное значение имело для него знакомство с Рудольфи, освободившее его от склонности к натурфилософии того времени. В 1824 г. стал приват-доцентом медицинского факультета в Бонне, в 1826 г. стал экстра-ординарным профессором, в 1830 г. ординарный профессор В 1833 г. он занял (после Рудольфи) кафедру анатомии и физиологии и стал директором Анатомического театра анатомо-зоотомического музея при Берлинском университете, где и оставался до смерти. Научная и профессорская деятельность Мюллера в Бонне и Берлине была чрезвычайно широка и разносторонняя: он читал лекции по анатомии человека, сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии, патологической анатомии и по всем этим отраслям он написал много ценных обширных работ и проложил новые пути для исследования. Главная деятельность его относилась, однако, к области физиологии (в первую половину деятельности) и сравнительной анатомии (во вторую половину деятельности); кроме того, он сильно пополнил музей, директором которого был. В течение своей 25-летней учёной деятельности Мюллер написал более 200 научных работ. В области физиологии и физиологической химии ему принадлежат исследования над органами чувств, первое точное доказательство положения Белля, первое точное изложение учения о рефлексах, исследование голосового аппарата человека и объяснение его деятельности, открытие и исследование лимфы земноводных, исследования над кровью, открытие хондрина. В патологической анатомии главная заслуга Мюллера та, что он был основателем современного учения об опухолях. В области описательной анатомии человека Мюллер открыл и исследовал arteriae helicinae, исследовал эректильные органы, мускулатуру промежности, некоторые нервные узлы. Он произвёл далее ряд важных исследований по микроскопической анатомии (исследования хорды, хряща, соединительной ткани, костей, желёз, почек). В эмбриологии он, кроме работы над дыханием зародыша, сделал некоторые ценные открытия (мюллеров проток, микропиле) и точно описал человеческие зародыши раннего периода развития. Вместе с Р.Оуэном Мюллер является основателем современной сравнительной анатомии; он произвёл далее ряд ценных исследований по эмбриологии беспозвоночных и по систематике и анатомии различных групп животного царства (сравнительная анатомия миксин, исследования над Amphioxus, глазами и симпатической нервной системой беспозвоночных, открытие лимфатических сердец у земноводных и пресмыкающихся, жабр у личинок безногих земноводных; исследования эмбриологии и постэмбрионального метаморфоза иглокожих, исследования по систематике рыб, земноводных, птиц, иглокожих, радиолярий). Кроме того он занимался и палеонтологией (исследования Zeuglodon, ископаемых рыб и иглокожих). К числу учеников Мюллера принадлежал целый ряд наиболее выдающихся германских физиологов, гистологов и зоологов. Умер в Берлине 28 апреля 1858 года. Сочинения: Мюллера: Е. du Bois-Reymond, «Gedachtnissrede auf Johannes Müller» («Abhandl. d. K. Akademie d. Wissenschaften zu Berlin», 1860); R.Virchow; «Johannes Müller» (Берлин, 1858) и статья Waldeyer в Gurti «Biographisches Lexikon d. hervorragen den Aerzte» (том IV); Bildungsgeschichte der Genitalien aus anatomischen Untersuchungen an Embryonen des Menschen und der Thiere..., Düsseldorf, 1830; Handbuch der Physiologie des Menschen für Vorlesungen, Bd 1—2, Koblenz, 1834—1840. Литература: Коштоянц Х.С., Очерки по истории физиологии в России, Москва — Ленинград, 1946, страницы 63—67.

Arthur_de_Gobineau (550x700, 86Kb)
1816
Жозеф Артюр де Гобино (французское имя - Joseph Arthur comte de Gobineau)
Граф, известный французский писатель-романист, социолог, автор расовой теории, впоследствии "взятой на вооружение" национал-социалистами. Гобино происходил из дворянской семьи. В 1835 году приехал в Париж. Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 году А. де Токвиль, непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне, Ганновере, Франкфурте-на-Майне, Тегеране, Афинах, Рио-де-Жанейро и Стокгольме. Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку. Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества. Скончался 13 октября 1882 года в психиатрической лечебнице Гренобля. Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии. Гобино был по существу первым в XIX в., кто в развернутом виде сформулировал объективный тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства, как идеи, являющейся для человека унизительной. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино — неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии. Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, — это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса, или, что для Гобино является синонимом, этническая группа. По его мнению, социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, детерминируются ими. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства, которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей. В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции, согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно. Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной — внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии — это интеллект. Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл. Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения. Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации. В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом. Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса. Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике X.C.Чемберлен. Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях, подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение». Гобино — ученик Стендаля и Мериме. Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии. В 1894 г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в 1914 г. достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём. Он же в 1897—1900 гг. впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке. Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 1930-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха, хотя он и не был, подобно X.C.Чемберлену, возведен в ранг «народного мыслителя». Умер 13 октября 1882 года. Библиография: Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII века, 1867); Les Pléiades (Плеяды, 1878); Nouvelles Asiatiques, 1876; Histoire d’Ottar Jarl, 1879; La Renaissance (Savonarole, César Borgia), 1877; Alexandre (Александр Македонский); Amadis (посмертно); Etudes critiques (1844—1848), P., Sim. Kra, 1927; Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», Петроград, 1923; Влюбленные из Кандагара, Гиз, Москва, 1926; Великий чародей, перевод Р. Ивнева, Гиз, Москва, 1926; Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., 1902; Журнал «Europe» от 1/Х-1923 (статья и подробная библиография); Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, 1919; Lange M., Le comte A. de Gobineau, étude biographique et critique, 1924. Литература: Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. — Москва: Ладомир, 2009. — 240 страниц. — ISBN 978-5-86218-473-0

gen_lyo_lg (700x672, 203Kb)
1818
Натаниэль Лайон (Nathaniel Lyon)
американский военачальник, известный своими действиями в штате Миссури в начале конфликта, первый генерал армии Союза, погибший во время Гражданской войны в Америке. Лайон является спорной фигурой в американской истории. Некоторые положительно оценивают его быстрые и жесткие действия как защитника целостности Союза направленные на остановление процесса отделения штата Миссури, другие ставят под вопрос его незначительное влияние и его роль в событиях, таких как дело о лагере Джексон (Camp Jackson Affair), которое воодушевило многих жителей штата Миссури поддержать процесс отделения от США. Лайон родился на ферме в Эшфорде, штат Коннектикут, в семье Амасы и Кезии Ноултон Лайон (Amasa and Kezia Knowlton Lyon). В детстве он ненавидел занятие фермерством. Его предки сражались во время Войны за независимость США и Натаниэль принял решение последовать их примеру. В 1837 он поступил в Военную академию США в Вест Пойнте (United States Military Academy), выпущен в 1841 11-м по успеваемости из 52 кадетов. Получил назначение во 2-й пехотный полк США (2nd U.S. Infantry), принимал участие в Семинольских войнах и Американо-мексиканской войне 1846—1848. После войны получил чин первого лейтенанта за «отменную храбрость при захвате вражеской артиллерии» во время сражения за Мехико и был отмечен временным повышением в звании до капитана за сражения при Контрерасе и Чурубуско. Затем служил в приграничных частях, принимал участие в 1850 в резне Pomo Native Americans в Клир Лейк в Калифорнии, так называемая резня Кровавого острова (Bloody Island Massacre). После перевода в Форт Райли (Fort Riley), штат Канзас, Лайон стал верным приверженцем аболюционистов и республиканцев (имел связи с известными радикальными республиканцами) во время пограничных войн известных как Blooddy Kansas. В январе 1861 года он написал о сецессионном кризисе «Больше нет необходимости обращаться к здравому смыслу, пришло время взяться за меч». В марте 1861 Лайон прибыл в Сент Луис и вступил в командование ротой D во 2-м пехотном полку федеральных войск. В то время население и администрация штата Миссури занимали нейтральную позицию в разногласиях Севера и Юга, но губернатор шата Клейборн Джексон (Claiborne F. Jackson) был явным приверженцем Юга, как и многие члены законодательного собрания штата. Лайон беспокоился о том, что Джексон имеет намерение захватить федеральный арсенал в Сент Луисе, если штат официально провозгласит выход из состава США, а также о том, что армия США имеет в этом регионе недостаточно сил чтобы преотвратить захват. Он пытался укрепить оборону арсенала, но встретил противодействие со стороны вышестоящего начальства, в том числе бригадного генерала Уильяма Харни (William S. Harney), командующего войсками Западного округа (Department of the West). Лайон использовал свой дружеские отношения с Френсисом Блэром-мл. (Francis P. Blair, Jr), чтобы самому стать начальником арсенала. После начала войны и призыва Президента А. Линкольна к усмирению Конфедерации, в Миссури заявили о необходимости присылки в штат 4 полков. Но губернатор Джексон отказался от этой просьбы и приказал гвардии штата (Missouri State Guard) провести сборы близ Сент Луиса с целью проведения учений для подготовки к обороне. Сам Лайон принимал участие в St. Louis Wide Awakes, проправительственной военизированной организации, которую он планировал вооружить из запасов арсенала и влить в ряды федеральной армии. Став начальником арсенала, Лайон тайно вооружил членов Wide Awakes. Большую часть вооружения была тайно перевезена из арсенала в Иллинойс. Лайон был осведомлен о секретной операции, во время которой южане доставили захваченную артиллерию из федерального арсенала в Батон Руж в лагерь милиции штата (Missouri State Militia) в Сент Луисе. Лайон якобы переоделся в женскую одежду с целью проникновения в лагерь гвардии штата и потом заявлял что он раскрыл план губернатора Джексона по захвату арсенала. 10 мая начальник арсенала направил добровольческие полки Миссури и 2-й пехотный полк федеральных войск с целью окружить лагерь бунтовщиков и принудить их к сдаче, что и было исполнено. Во время прохождения колонны пленных бунтовщиков по улицам Сент Луиса к арсеналу, в городе начались мятежи. Они были следствием инцидента в лагере Джексон (Camp Jackson Affair), во время которого 10 мая 1861 года войска Лайона открыли огонь по толпе гражданских, в результате чего было убито 28 и ранено по меньшей мере 75 человек. Два солдата федеральных войск и три солдата войск милиции штата было убито, несколько ранено. Некоторые свидетели утверждали, что это было дело рук пьяных бунтовщиков-провокаторов. Несмотря на это, Лайон был произведен в бригадные генералы и получил командование над федеральными войсками в Миссури. 2 июля 1861 он был назначен командующим Западной армией (Army of the West). В июне после личной встречи с губернатором Джексоном в Сент Луисе и тщетной попытки возобновить соглашение Харни (Harney), Лайон открыл боевые действия против войск гвардии штата. Губернатор сначала перебрался в законодательное собрание штата в Джефферсон сити, а затем администрация штата переехала в Бунвилл. Лайон пересек Миссури и захватил Джефферсон сити 13 июня. Он продолжал преследование войск милиции и 17 июня разбил их сражении у Бунвилла (Battle of Boonville). Войска штата отступили на юго-запад. Лайон назначил новою администрацию штата, подконтрольную федеральному правительству и сместил главного прокурора штата (state’s attorney general) Дж. Проктора Нотта (J.Proctor Knott), юниониста, который занимал нейтральную позицию в конфликте. Для преследования бунтовщиков, Лайон послал в действующие войска федералов подкрепления. К 13 июля Лайон стоял лагерем у Спрингфилда в Миссури имея под своим командованием 6000 человек. Гвардия штата Миссури под командованеим генерала Прайса стояла в 75 милях к юго-западу от войск Лайона, в конце июля войска штата встретились с войсками Конфедерации под командованием бригадного генерала Бенджамина Маккаллоха (Benjamin McCulloch). Общее число войск у южан теперь составило 12000 человек, на 31 июля планировалось атаковать Спрингфилд и наступать в северо-восточном направлении. Противоборствующие армии встретились на рассвете 10 августа 1861 года в нескольких милях к югу от Спрингфилда у Уилсонс Крик. Лайон который уже дважды был ранен в сражениях, в этом бою был тяжело ранен в голову, ногу и грудь, и погиб пытаясь сплотить сильно поредевшие ряды своих войск.
Nathaniel LyonSt-louis-arsenal (700x481, 81Kb)
Монумент в честь генерала Натаниэля Лайона установлен перед зданием арсенала в Сент Луисе.
Несмотря на то, что федералы были разбиты у Уилсонс Крик, активные действия Лайона нейтрализовали действенность сторонников Юга в Миссури, что позволило армии Союза обезопасить штат. В результате беспорядочного отступления войск федералов после поражения при Уилсонс Крик, тело генерала Лайона было неуместно оставлено на поле сражения и вскоре найдено южанами. Оно было временно захоронено на окраине Спрингфилда на месте захоронения погибших в сражении федеральных солдат, до того, ка оно могло бы быть передано родственникам генерала. В итоге останки Лайона были погребены на территории семейного поместья в Истфорд, Коннектикут, процессию по перезахоронению посетило 15 000 человек. Памятник в память о Лайоне установлен на Спрингфилдском национальном кладбище в Миссури.

ogareva_nat_alex (700x687, 82Kb)
1829
Наталья Алексеевна Тучкова-Огарева
русская мемуаристка. Родилась в селе Яхонтово Инсарского уезда Пензенской губернии, ныне Инсарский район Мордовии. В 1849—1856 жена Николая Платоновича Огарева. Переехав в Лондон, в 1857 стала гражданской женой А.И.Герцена. Вела корректуру "Колокола". После смерти Герцена занималась изданием его сочинений за границей. В 1876 вернулась в Россию. С конца 1870-х гг. писала "Воспоминания" (1903, переизданы 1959). Умер в селе Старое Акшино Инсарского уезда Пензенской губернии, ныне Инсарский район Мордовии, 12 января 1914 года.

 (508x656, 236Kb)
1830
Генри Эдвард Бёрд (Henry Edward Bird)
английский шахматист романтического стиля, теоретик, изобретатель дебюта 1.f4, получившего его имя и шахматный писатель, один из лучших английских шахматистов второй половины XIX века. Родился в Портси в Гемпшире. В возрасте 21 года он был приглашён на его первый турнир, Лондонский турнир 1851 года. Также он участвовал в турнирах в Вене и Нью-Джерси. В1858 году он проиграл матч Полу Морфи. После матчей с Андерсеном, Кизерицким, Фалькбеером, Бэрном и Меккензи в 1876 годы сыграл матч с Стейницом, которому проиграл со счётом (7=5). В Нью-Йорке в 1876 году получил приз за красоту, первый в истории приз в этой категории. В 188 году играл матч с Блэкберном (4), в 1890 и 1892 годах с Эмануилом Ласкером проиграл оба матча. В международных турнирах делил 2-3 места в Херефорде в 1885 году, в Манчестере в 1890 году занял третье место, а в турнирах в Лондоне 1879 и 1889 годах занял пятое место. В 1874 году Бёрд представил новый вариант шахмат, на доске 8×10 и содержавший две новые фигуры, комбинацию ладьи и коня и комбинацию слона и коня. Шахматы Бёрда вдохновили Капабланку на создание другого варианта шахмат, шахмат Капабланки, отличавшихся от шахмат Бёрда только начальной позицией. Имеется вариант Бёрда в испанской партии. Умер 11 апреля 1908 года. Библиография: Bird, Henry Edward. The Chess openings Considered Critically and Practically (London: Dean, 1877); Bird, Henry. Chess Masterpieces (London: 1875); Bird, Henry. Chess History and Reminiscences (London: 1893); Bird, Henry. Modern Chess; Bird, Henry. Chess for Beginners; Bird, Henry. Chess Novelties (London: 1895).

Понравилось: 1 пользователю

myparis   обратиться по имени Пятница, 15 Июля 2011 г. 22:02 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку