-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kaentin

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Солнцеворот

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 126


Святодни на сентябрь месяц

Среда, 03 Сентября 2008 г. 10:14 + в цитатник
Список святодней, на сентябрь месяц, которых я стараюсь придерживаться

8-9 сентября День Рода и Рожениц. Осенины
Праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени - чествование Макоши как Матушки Осенины. В этот день приносят требы Роду Все-Держителю (Все-Богу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей): "Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам"…
После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд "похороны мух", дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие "гробики", в них помещали пойманных насекомых и "хоронили" в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: "Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!.." Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в "гробиках" к ветке дерева, имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников…
После "похорон" - обрядовая охота на "лосих". Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную "лосиху" сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.
В земледельческом календаре этот день называли "осенинами" или "оспожинками" и отмечали, как один из праздников цикла сбора урожая. Ведь в это время завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.
С "осенин" основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей. Обычно в Осенин. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
Поскольку в этот период начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни.
Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных.

14 сентября 14 сентября Вырий. Закрытие Сварги. День Волха Змеевича
Закрывается Сварга. Землю покидает богиня Жива. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю. Птицы улетают в тёплые края. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.
Согласно верованиям, в этот период начинает закрываться Сварга, куда уходят из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави.
Осенний Змеиный праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя - "Змеиного Царя", поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом "проваливаются" сквозь Землю, где спят до будущей весны.
Огненный Волх - Бог войны у славян, страж Ирийского сада - муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его - Мать Сыра Земля, с ней всегда связывались представления о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ.
Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Черного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Семарглу. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью.
Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный сокол - молодой богатырь из руских сказок - это праобраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк - этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки - вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над Миром. Но случайно он услышал как поет в Ирийском саду Леля, и заслушался он этой песнею, и забыл обо всем на свете. Тогда впервые увидел Волх, как Леля "по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную..." И Волх забыл о своем желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к гибели. Он стал тайным любовником Лели.
Но не мог Волх стать супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает гость, ее сестры: Жива и Марена истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство.
И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы она искала Волха. Нашла же Леля его, лишь когда "изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба". Когда Леля шла босиком по острым камням, она поранила свои ноги и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый Герой, Любовью был превращен в главного его защитника, войну сменил мир.
После этого дня уже можно было спокойно начинать делать заготовки, собирать осенние грибы и убирать капусту. Во многих местностях в этот день совершался обход посевов, который чаще совершали дети с особыми песнями и закличками. После завершения обхода, хозяйка поля обсыпала детей зерном, подбрасывая его высоко со словами: "Чтобы так же высоко росла пшеница!".

22 сентября 22 сентября Таусень (Радогощ). Осеннее равноденствие
Один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию.
Особенно почитаются Род и Рожаницы, Велес и Макошь. Это время подведения итогов Кологода - праздник Урожая не только Земного (Явного), но и Духовного, иже во Сердце Вещем сбираем. Также - это время провода душ Предков в Ирий до будущей весны, время замыкания Сварги и перехода к зиме.
Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина "прячется" за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: "Зрите ли мя, детушки?" Если ответ будет: "Не зрим, батюшка!", то это означает богатый урожай, а если: "Зрим!", то худой, после чего жрец благословляет народ словами: "Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!", и подаёт знак к началу праздничного "пира горой". Если же в этом году был недород, и горка невозможно мала - так, что спрятаться за ней никак нельзя, старейшина речёт: "Так дадут Боги, чтобы на следующий год было больше!".
С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые "Именины Овина". Говорили: "На Заревницу хозяину - хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок". Примечали: "С Заревницы - зори становятся багряными", а день быстро идёт на убыль - "убегает лошадиным скоком".
В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскалённым углям, припевая: "Яже, Яже, потоптаже!".
Праздник заканчивается игрищами.

На Осеннее Равноденствие уместно:
1. Принеся общую требу Всебожью Родову, восславить особливо Рода и Рожаниц - яко Все-Единого Все-Отца всего сущего и Все-Многих Матерей живота всякого.
2. Тако же - восславить Велеса и Макошь - покровителей Урожая. Велеса уместно почтить радетельно украшенным Снопом в Красном Куту, а Макошь - обережным обходом поля (Родовой Нивы) посолонь да требным Короваем.
3. Сотворить мистериальное действо, изображающее переход Светлых Богов через Калинов Мост в Ино. Тако же - проводить Предков в Ирий, возложив в Огнь соломенную Птицу (кою уместно украсить перьями перелётных птиц).
4. Разыграть весёлую скоморошину - "Похороны Мухи" (муха шутейно "хоронится" в "домовине", представляющей собой выдолбленную изнутри морковь).
5. Почтить Предков братчиной, зачин коей положить уместно благословлением урожая на будущий год. Среди обрядовой стравы уместны: яблоки, орехи, мёд…
6. В заключение празднества - стоит прославить Родных Богов веселыми песнями да играми со всякими забавами молодецкими.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку