Долгий путь Накадзимы Киёси (1)
1. Рисующий ветер
Есть хороший корейский сериал «Рисующий ветер» \ «Художник ветра», (в подлиннике — 바람의 화원, «Сад ветров»), про знаменитого художника XVIII века Ким Хондо, которому дали такое прозвище. Менее известно, что был (и до сих пор жив) японский художник с похожим прозвищем —風の画家, кадзэ-но гака, и интересной судьбой. Зовут его Накадзима Киёси (中島潔), и сегодня мы начнём рассказ о нём.
Родился он в 1943 году в Маньчжурии, в то время ещё японской, но когда он был ещё совсем маленьким, его семья вернулась на Кюсю, где отец работал на добыче угля. Рисовать Киёси учился у дедушки — тот расписывал потолки фонари в храмах и святилищах. С другой стороны, как раз тогда с лёгкой руки Тэдзуки Осаму вошли в моду японские комиксы-манга, которые юный Киёси очень любил (и посылал первые свои работы самому Тэдзуке Осаму, но ответа не дождался). Когда он был в старших классах школы, умерла от рака его мать, а через два месяца отец женился на другой женщине. Киёси (и его младшая сестра) сочли это предательством, он забросил учёбу, часами бродил по морскому берегу, бросая в воду бутылки с письмами покойной матери, а потом ушёл из дому, перебрался в Идзу, близ подножия Фудзи, и нанялся рабочим на тамошних горячих источниках. Рисовать, однако же, он продолжал так же охотно, как и в детстве.
В 1964 году, во время Токийской Олимпиады, он перебрался в столицу — искать лучшего заработка, тем более, что к тому времени он взялся оплачивать обучение сестры (тогда уже старшеклассницы, сидевшей без гроша). Работал в газетах и журналах, в основном как иллюстратор и карикатурист, помогал одному тогдашнему известному художнику манги, но в основном рисовал рекламу (в том числе мультипликационную). Ему удалось скопить денег, дать образование сестре, жениться; в 28 лет Накадзима Киёси на полгода отправился на учёбу в Париж. К середине 1970-х он ушёл из рекламного агентства, теперь он зарабатывал как иллюстратор детских книг и как художник-мулитипликатор. А в середине 1970-х стали появляться одна за другой его работы с «красавицами на ветру» — сперва это были лирические героини популярных песен, а потом уже песни начали сочинять под его рисунки. Вот тогда-то его и прозвали «художником ветра» — то ли критик Абэ Сусуми, то ли молодой певец Сада Масаси. И скоро дело дошло и до первой большой столичной выставки.
«Девушки на ветру» Накадзимы Киёси принадлежат к вполне традиционному жанру бидзинга, «портреты красавиц», только современных. Лицом большинство из них, говорят, похожи на его младшую сестру и жену. Названия очень часто тоже связаны с ветром — «Узоры ветра», «Изнанка ветра», «Слова на ветер», просто «Порыв ветра» или «Прохладный ветерок»… Вот они какие:
Одновременно Накадзима Киёси продолжал иллюстрировать детские книжки, получил за них несколько международных премий, а одной из главных наград для него стало то, когда уже сильно пожилой (и вскоре умерший) Тэдзука Осаму на очередной выставке долго разглядывал его работы по одной и заключил: «Все они великолепны!» Эти картинки к детским книгам (в том числе и переводным — к сказкам Андерсена, например) все были трогательными, «кавайными», да ещё всячески поддерживали «любовь к родному краю», к той японской «глубинке», из которой выбирались в большие города те родители, которые и покупали соответствующие книжки своим детям.
Он и сам ссылался на воспоминания о своём кюсийском детстве — когда родители были слишком заняты на работе, а дети большую часть дня проводили на улице, предоставленные самим себе. Всё — мило, патриотично, правильно и признано. Награды и титулы сыпались на художника со всех сторон.
источник |
|
|
|
|