Актер государства № 1
Приготовьте носовые платки… Человек с абсолютно известным каждому именем «Жерар Депардье», «причудливый», откровенный, вулканический мастер бравады, одними очертаниями своей фигуры способный изобразить цельность, энергичность и пределы меланхолии, «соль Франции», и, по выражению Франсуа Трюффо, «самый крупный актер своего поколения» на днях празднует свое 60-летие. На вопрос: «Вы чувствуете свой возраст?», — отвечая: «Да, конечно же, да! 60 лет — это же еще совсем молодой возраст, совсем еще мальчик!»…
Все, кто знаком с Депардье в жизни, утверждают, что мало встречали подобных ему сложных и противоречивых людей: в Депардье живут два (хочется добавить «как минимум») человека: Депардье-актер и просто Жерар. Первый, являясь самым высокооплачиваемым актером Франции, дает интервью и автографы исключительно за деньги, отменяет встречи в последний момент, делает замечания въедливым телеведущим и критикам в форме слова «Идиоты!», обязателен только к огромному числу собственных дел… Второй открыт, как ребенок, любит компанию друзей и «своих людей», которых «узнает по запаху», обожает готовить, угощать всех их своим кулинарным колдовством и собственным замковым вином «Сирано», выступает в защиту парижских нищих, с видимой легкостью располагает к себе президентов и папских святейшеств, участвует в творческом процессе создания собственных портретов и скульптур дружелюбной фразой: «Не делай меня похожим, делай меня сумасшедшим — таким, какой я есть!» Сам Депардье в ответ на отчаянные замечания: «С ним невозможно сотрудничать, он очень сложный человек, постоянно срывает любые договоренности», примиряет собственные «я» фразой: «На те совещания, которые приносят пользу моему бизнесу, я всегда являюсь вовремя». Настоящий актер!…
20 лет назад более мудро названный французской кинокритикой, все же лучшей в мире кино, «человеком с тысячей лиц». Депардье отлично перевоплощается, спокойно переходя от «легкого жанра» к самым радикальным авторским идеям. Считает себя точным исполнителем режиссерских пожеланий, списывая собственный неизменный успех на талант того или иного классика. Этим Депардье явно отдает дань большим режиссерам — ему прекрасно известно, что даже Годар, Рене, Трюффо, Корно, Тешине, Пиала, Феррери, Зиди, Вебер и, конечно, Блие создавали свои проекты исключительно под его участие и именно ему они нередко обязаны своей репутацией. Именно Бертран Блие снял 22-летнего Жерара Депардье в эпохальных для него «Вальсирующих» (1974). Это был скандал, революция по следам другой революции…
Перевод с французского жаргонного названия Les Valseuses в качестве «Вальсирующих» не слишком адекватен для понимания смысла фильма Блие — гораздо позднее на русском языке вышел роман Бертрана Блие в переводе Александра Брагинского под названием «Похождения мудаков», но самым точным аналогом будут все же «Мудозвоны»… На экране молодые Депардье, Деваэр и Миу-Миу играли бесшабашных, беспринципных, до смерти пугающих порядочную публику парней с большой дороги. Депардье играл самого себя…
После Les Valseuses у Депардье, вчерашнего выходца из многодетной семьи, не окончившего школу и сбежавшего из дому провинциального подростка, сумевшего честно заработать на обучение на актерских курсах в Париже, уже не было ни одной проходной роли… В фильмах «Я тебя люблю — я тоже нет», «Последняя женщина», «XX век», «Барокко», «Приготовьте носовые платки», «Холодные закуски», «Мой американский дядюшка», «Последнее метро», «Соседка», «Невезучие», «Дантон», «Папаши», «Форт Саган», «Тартюф», «Беглецы», «Под солнцем сатаны», «Двое», «Слишком красивая для тебя», «Все утра мира», «Увы мне», «Жерминаль», «Чистая формальность», «Гусар на крыше», «Слова любви», «Астерикс и Обеликс против Цезаря», «Ватель», «Хамелеон», «Набережная Орфевр, 36», «Время меняет», «Париж, я люблю тебя», «Вавилон н. э.», «Враг государства № 1»…, которых на сегодняшний день 194. Актер Жерар Депардье полон планов, гордится своей семьей и вторым после лицедейства любимым детищем — винами с собственных виноградников. 20 лет назад он приобрел в Анжу замковое поместье XII века Шато де Тинье, которое практически полностью засадил виноградниками: «Вкус вина легко обнаруживает фантазию и артистическую натуру виноградаря. Сразу можно отличить, кто творит божественный напиток, а кто гонит коммерческий продукт…»
Главной ролью своей жизни Жерар Депардье считает роль Сирано де Бержерака в фильме Жана-Поля Раппно (1990) — харизматичному актеру Депардье даже не пришлось особо видоизменять нос, роль же поэта, философа, дуэлянта и актерский темперамент Депардье оказались созданными друг для друга. «Сирано де Бержерак ближе мне, чем все сыгранные мною герои.
Он страдал от последствий юношеских комплексов, но не желал с ними мириться. Я тоже стал актером, в то время как все называли меня уголовником и бродягой». Кавалер ордена Почетного легиона, актер, не один раз удостоенный высших кинонаград Франции и Европы, нисколько не оправдываясь за свою любовь к жизни и талант, с фирменной улыбкой говорит: «Видите ли, я такой человек, что мне хотелось бы, чтобы обо мне через много лет вспоминали как о человеке, который любил жизнь со всеми ее составляющими: тут и семья, и близкие, и друзья, и вино тоже, и женщины…»