Кто же включил таймер «The End»? В англоязычном сегменте Интернета вот уже не...
Вылечи себя голосом - (0)Голос. Вылечи себя голосом Голос – это уникальный музыкальный “инструмент&rdq...
Это интересно - (0)Петропавловск-Камчатский: фотопутешествие по одному из самых древних городов Дальнего Востока ...
Созвучная мне статья о привычке записывать - (0)Вырабатываем привычку ежедневных записей В наше цифровое время, когда инструмен...
4.4. Жизнь-как сон. Пути избавления |
"Подростковый возраст – время, когда вариант \"ухода\" наиболее вероятен и реален. \"Жизнь – подготовка к жизни\" заканчивается. Как далекие раскаты грома, как зарница, перед глазами возникают первые картины \"подлинной жизни\" – жизни взрослых. Вступающий в мир человеческих отношений напоминает новичка-водителя, еще не получившего права, который тайком от инструктора выехал на оживленную столичную магистраль. Здесь нужно строго соблюдать дистанцию, а водители ездят не по правилам, а \"по понятиям\", и почти каждый готов совершить нарушение, если это покажется выгодным. В лучшем случае дело ограничится задержанием, а в худшем – аварией, если не катастрофой.
Боль от первых ударов и страх перед надвигающейся жизнью выталкивают подростка в \"мир иной\", где стоит затянуться \"травкой\", и жизнь становится прекрасной. Почти все выпивают, но не для всех выпивка становится образом жизни. Многие пробуют \"травку\", но не все становятся наркоманами. (Я не говорю здесь о приеме \"тяжелых\" наркотиков – героина и т.п.)
По мнению одного из наиболее авторитетных исследователей лиц, злоупотребляющих алкоголем, К.Г.Суркова, важнейшей особенностью алкогольного способа удовлетворения потребностей является подмена объективных результатов реальных действий субъективными переживаниями, приблизительно схожими с теми, которые испытывает здоровый человек в ходе своей предметной деятельности.
Подростковое поведение – поведение в группе и совместно с группой, поскольку алкоголь или наркотики призваны облегчить решение проблем общения и взаимодействия.
И только взрослый продолжает путь в \"иную жизнь\" в одиночку. Точка выбора на границе \"жизни-подготовки\" и \"подлинной жизни\" является критической.
Какие же опоры, средства помощи предлагает взрослый мир подростку?
Каждая культура имеет и рекомендует свои собственные рецепты.
США – страна, где свобода и автономия, способность решать проблемы и стремление к достижению целей являются базовыми ценностями. Профилактические программы \"моментального действия\" и долгосрочные программы ориентированы на \"жизнь-целедостижение\".
По оценкам американских (и российских) психологов мощнейшим фактором, противодействующим \"уходу\", является религиозность.
Наиболее эффективной из общественных программ США является \"Life Skills International\" (LSI). Она сводится к обучению подростков и молодежи здоровому образу жизни и навыкам сопротивления социальному давлению.
Основными задачами программы является: 1) развитие социальной и личностной компетенции детей, 2) выработка навыков самозащиты и предупреждения проблем. Специалисты, работающие в LSI, обучают навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решения, выработке адекватной самооценки, умению постоять за себя, избегать ситуаций с неоправданным риском, вести здоровый образ жизни, а также приемам эмоциональной саморегуляции, разрешения конфликтов и сопротивления групповому давлению
В Германии особое значение уделяют проблеме социального научения и принадлежности к группе. Наряду с такими защитными механизмами, как чувство юмора, внутренний самоконтроль и целеустремленность, немецкие психологи особо выделяют привязанность к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление наркотиков. Интеграция подростка с семьей и обществом, важность взаимоотношений хотя бы с одним \"позитивным\" взрослым (помимо родителя), обязательства перед социальной группой являются, по их мнению, решающими факторами, снижающими риск злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Тем самым помимо формирования у подростка готовности вести \"жизнь-целедостижение\" (что характерно как для Западной Европы, так и для США), немецкие психологи вводят дополнение, а именно – готовность к выбору \"жизни-социального ритуала\" (об этом варианте мы еще поговорим).
Спектр вариантов \"ухода\" огромен: от алкоголизма до Интернет-зависимости. Вопрос вопросов: возможно, причина \"ухода\" не только в индивидуально-психологических особенностях людей и социальной ситуации, но и в том, что \"модальные\" социально-одобряемые варианты жизни требуют от многих людей невозможного. Они не соответствуют их мотивации, темпераменту и способностям. А так называемое общество требует от человека, неспособного стать автономным, – \"Будь самостоятельным!\" Эмоционально ранимому и тревожному диктуют: \"Контролируй себя!\" Человек не видит смысла в карьере и достижении профессиональных высот, но давление общества таково, что он не в состоянии его преодолеть. Остается лишь одно: отойти на обочину дороги, стать аутсайдером.
Навыки автономного поведения, наличие внутренней активности и творческих способностей может преобразить человека, ушедшего в мир грез. С творческим человеком его сближает предпочтение \"жизни внутренней\" по отношению к \"жизни внешней\".
В среде творческих людей \"человек грезящий\", подражая их поведению (а творчество обладает силой индукции), имеет возможность сам стать творческим человеком. И в этом его шанс. Другой шанс – выбрать \"жизнь-служение\".
Рубрики: | Варианты жизни |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |