Фаюм |
Статья взята тут http://www.o-egipte.info/news/a-264.html. На окраине знаменитого Фаюмского оазиса, в 85 км к югу от Каира, находится археологический памятник Дейр-эль-Банат (“девичий монастрырь”), а рядом, на месте высохшей древней реки, обнаружен огромный могильник, интересный тем, что здесь захоронены люди, жившие на стыке двх эпох: крушения язычества (греко-римский период IV в. до н.э. – IV в.н.э.) и утверждения христианства (I – IV в.в.н.э.), что отразилось в обрядах погребения. Знаменитые фаюмские портреты – это изображения людей, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) или темперы на доске, холсте или погребальных пеленах. Такие портреты в виде масок накладывались и прикреплялись к лицу мумии и должны были исполнить свою задачу - помочь душе найти покинутое тело. Существует предположение, что их рисовали еще при жизни человека и затем помещали на стене в его доме. Так, в одном из захоронений была обнаружена рамка, в точности соответствующая по размерам портрету на погребенной здесь же мумии. Кроме того, на многих портретах изображение людей оказалось намного моложе биологического возраста похороненных. Фаюмские портреты “выходят” на арену истории в начале I в.н.э. и исчезают в III веке. До сих пор их было обнаружено всего 900, и каждый из них - уникален. К сожалению фаюмский некрополь основательно разграблен, и что особенно обидно, совсем недавно, - в 1970-е годы. В поисках ценностей грабители могил разрывали мумифицированные тела на части, а крышки саркофагов, украшенные уникальными росписями, разбивали. Вначале ученым был непонятен смысл такого варварства, так как крышку легче снять, чем разбить кайлом, поскольку при этом можно повредить картонаж – те самые портреты, которые и были целью грабителей. Отрывать части тела, насквозь пропитавшиеся смолами и обмотанные такими же бинтами, - все это требует больших физических усилий и к тому же никак материально не компенсируется. Как оказалось, все это объясняется страхом перед погребенными в оскверненных могилах. Древние египтяне воспринимали мумию как отдельную сущность человека, которая после специального ритуала становилась способной говорить, есть, слышать, и верили, что к жизни можно вернуть любой образ или подобие живого существа. А если такое изображение повредить, то соответственно пострадает и тот, кто там изображен. Поэтому самым страшным бедствием для обитателей долины Нила было уничтожение его мумии или его имени, запечатленного в гробнице – это означало вечную смерть. Таким образом, трупы оскверняли, оторвав ноги, чтобы избежать возмездия за вторжение в место упокоения. Также интересен тот факт, что египтяне в могилы мужчин часто помещали статуэтки конкубин - сожительниц. Эти фигурки изображали женщин с тонкой талией, широкими бедрами, пышной грудью, но при этом без ног, чтобы не убежали. Некоторые части огромного некрополя оказались нетронутыми, и здесь археологами были обнаружены как отдельные, так и семейные склепы с деревянными саркофагами, в которых покоились мумии, покрытые картонажными масками, выполненными в технике папье-маше и расписанные разноцветными красками с преобладанием голубого цвета. Интересно, что в этих масках нет ничего индивидуального, даже пол погребенного не всегда можно определить, глядя на эту маску. Художники, работавшие над этими портретами, выполняли задачу – создать как можно более обобщенный портрет. Более того, все это продавалось уже в готовом виде в лавках ритуальных услуг. Обычно картонаж покрывал голову и плечи расписанным ожерельем. Недавно в фаюмском некрополе учеными-археологами было обнаружено крупное шахтовое погребение, в большей своей части разграбленное. Но в одном из трех отдельно расположенных и не замеченных грабителями гробов обнаружена почти целиком сохранившаяся мумия под позолоченной маской и нагрудным картонажем с изображением ожерелья. Расписной картонаж покрывал почти все тело, кроме ног –пятки были оторваны! Это вызвало недоумение – ведь что может быть ценного в пятках мумий по сравнению с золотой маской? Грабители не могли позариться на ножные картонажи, обычно изображавшие ступни в сандалиях. По версии ученых, могила была осквернена, а не разграблена, и кто-то неизвестный в древности совершил страшную для египтянин месть. Египетские могилы грабили на протяжении всего периода истории. И хотя фаюмские могилы “поздние”, они до сих пор хранят в себе множество загадок и сокровищ. А найти фаюмский портрет – мечта любого археолога. Фото из интернета, из разных источников. Я их собрала и отредактировала. Благодарю многочисленных авторов фото за их труд.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |