О международной озабоченности по поводу распространения Attachment (holding) therapy |
http://childmyths.blogspot.ru/2013/05/international-concerns-with-holding.html
В приведенном здесь материале описаны доклады, презентации и заключения конференции, посвященной использованию «удерживающей терапии» (“holding therapy”, HT) или «терапии привязанности» (“attachment therapy”, AT). Так называют псевдонаучную психотерапию, связанную с жестоким обращением с детьми, сторонники которой уверены, что с помощью неё можно лечить аутизм, нарушения привязанности и другие проблемы психического здоровья детей. Конференция состоялась в Лондоне 20 апреля 2013 г.
Несмотря на то, что имеется много данных, свидетельствующих о потенциальной опасности и неэффективности этой психотерапии, сторонники НТ (АТ) продолжают её использовать. В настоящее время они распространяют свои практики в США, Европейских странах (включая Россию) и Латинской Америке.
Вместе с тем распространение ложных концепций и практик НТ (АТ) может быть остановлено только путем профессионального и общественного просвещения.
Данные материалы были разосланы ряду организаций и лиц, связанных с защитой детей.
---------------------------------------------------------------------------------
Резюме совещания Международной рабочей группы по противодействию жестокого обращения с детьми в детской психотерапии, 20 апреля 2013 г., Лондон (пер. на русск. яз. Ю.С. Массино).
Во всем мире психологи и социальные работники осуждают жестокое обращение с детьми и стараются предотвратить его. Парадоксально, однако, что существует небольшая группа практиков в области психического здоровья, которые предпочитают использовать методы, про которые известно, что они связаны с насилием над детьми и неоднократно приводили к травмам многих детей и даже их смерти.
Эта терапия, обычно называемая «удерживающей терапией» (holding therapy, [HT]) или «терапией привязанности» (“attachment therapy” [AT]) использует продолжительное физическое ограничение («удерживание») в различных формах как терапевтический метод. Возникнув, по-видимому, первоначально в США, она распространилась на международном уровне в качестве метода для лечения аутизма и нарушений привязанности (особенно часто - у приемных детей).
В ответ на распространение НТ (АТ) была создана рабочая группа, включающая граждан разных стран (США, Великобритании, Чехии и России), целью которой является информирование общественных и профессиональных кругов об НТ (АТ) и предупреждение использования НТ (АТ). Группа собралась в Лондоне 20 апреля 2013 г. Данный документ обобщает представленную на конференции информацию (доклады, презентации), все из которых однозначно свидетельствовали против использования НТ (АТ).
Краткая история вопроса.
НТ привлекла к себе внимание на международном уровне в 2000 г., когда 10-летняя американская девочка погибла в результате лечения. Другие случаи гибели детей, связанные с использованием родителями рекомендаций психотерапевтов НТ (АТ), получили меньшую публичную огласку (Mercer, Sarner, & Rosa, 2003). В США резолюция Конгресса резко осудила использование одного из компонентов НТ (АТ). Эта резолюция была поддержана Американской психологической ассоциацией, Американской ассоциацией психиатров, Национальной ассоциацией социальных работников (American Psychological Association, the American Psychiatric Association, the National Association of Social Workers, соответственно) и рядом других групп.
В Великобритании, Британская ассоциация усыновителей и приемных семей (Тhe British Association for Adoption and Fostering) приняла аналогичную резолюцию в 2004 г.
Американское профессиональное общество по противодействию насилию над детьми (The American Professional Society on Abuse of Children, APSAC) провело анализ НТ (АТ) и опубликовало доклад (Chaffin et al., 2006), в котором использование указанных (и сходных) методов было отвергнуто. Также отмечается, что отсутствует доказательная база, поддерживающая эти методы (Mercer, 2013).
Несмотря на эти отвергающие заключения, в нескольких странах практикующие психотерапевты продолжают использовать или поддерживать НТ (АТ) в различных формах. Американская организация по лечению и воспитанию привязанности у детей (The U.S. organization Association for Treatment and Training of Attachment in Children, ATTACh), которая одно время была главной группой, выступающей за принудительную НТ, теперь ввела новое определение «удерживания» («holding”) детей как «воспитательного подхода». В 2010 г. Адам Пертман (Adam Pertman), исполнительный директор Института усыновления им. Эвана Б. Дональдсона, (Evan B. Donaldson Adoption Institute), одобрил методы НТ в статье, опубликованной под эгидой Института, что получило подтверждение и в фильме, выпущенном для телевидения.
В Великобритании в некоторых профессиональных изданиях также были опубликованы статьи с одобрением НТ (Howe & Fearnley, 2003; Sudbery, Shardlow, & Huntington, 2010), что заставило англичанина, испытавшего на себе в детстве эту терапию, выступить с протестом и описать свой опыт (Chaika, 2012).
В Чехии одна из форм НТ продвигается психологом Ириной Прекоп (Jirina Prekop), которая практиковала этот метод в течении 20 лет в Германии и получила поддержку от Ярослава Стурма (Jaroslav Sturma) из Чешско-Моравской ассоциации психологов (the Czech-Moravian Association of Psychologists).
Русская группа, связанная с усыновлением, недавно пригласила в Россию хорошо известного в США адепта НТ (АТ), и ряд книг с пропагандой этих методов перевели на русский язык.
Виды НТ (АТ) и их применение.
НТ (АТ) существует в нескольких формах, все из которых подразумевают строгие меры «сдерживания» (“restrain”) со стороны взрослых. Исходная форма, практиковавшаяся в США (Zaslow & Menta, 1975) была грубо насильственной («brutally intrusive») и, как известно, привела к смерти по крайней мере одного взрослого и к травмам и гибели детей. Изначально этот метод предназначался для лечения аутизма, но затем он стал использоваться для терапии нарушений привязанности (в специфическом понимании адептов АТ). После упомянутой выше гибели ребенка, произошедшей в 2000 г., сторонники НТ (АТ) переработали свои методы и стали утверждать, что теперь они используют их только при наличии согласия ребенка. Как исходная, так и модифицированные формы НТ (АТ), очень часто сопровождаются родительскими практиками (применяемыми как в «биологических», так в приемных и фостерных семьях), которые включают отказ ребенку в пище и питье, ограничение в использовании туалета, требования по выполнению тяжелых физических упражнений (hard physical tasks) и прочие приемы, направленные на демонстрацию власти взрослого (other efforts to demonstrate adult authority).
Альтернативная форма НТ, которую продвигала Велч (Welch, 1989) при одобрении нобелевского лауреата Николаса Тинбергена (Nikolaas Tinbergen), была адаптирована Ириной Прекоп. Это метод предполагает удерживание ребенка матерью, путем обнимания лицом к лицом в случае маленьких детей, или лежания матери на ребенке (например, ребенка распластывают на полу, а мать укладывается сверху, распростершись на теле ребенка). Период «удержания» составляет один час и более, и при лечении аутизма или оппозиционного поведения проводится каждый день. Насколько известно, метод Прекоп не включает другие родительские практики, описанные в предыдущем параграфе.
Ни в одном из заслуживающих доверия (приемлемых в научном отношении) исследований не были получены результаты в поддержку какой-либо формы НТ (АТ). Использование методов НТ (АТ) приводит в ряде случаев к риску получения физической травмы. Кроме того, во всех случаях использование НТ (АТ) приводит к риску отказа от лечения серьезных эмоциональных проблем с помощью методов, основанных на научной доказательной базе.
Презентация Лондонской конференции
На совещании Международной рабочей группы в Лондоне доклады и презентации были сделаны социальным работником из Великобритании; адвокатом из Великобритании; активистом движения помощи страдающим аутизмом в Чехии; психологом из Чехии; психологом из США и биологом из России. Следует заметить, что в резюме двух из представленных ниже сообщений авторы предпочли по ряду причин не указывать своих настоящих имен (выступали под псевдонимами).
1. «Анна Чайка» (Anya Chaika) социальный работник из Великобритании, автор книги “Invisible England: The Testimony of David Hanson” (и одноименного интернет портала “Invisible England”), обсуждала случай применения НТ (АТ) в отношении мальчика-подростка, помещенного в учреждение системы защиты детей в этой стране, а затем переданного в фостерную семью. Чайке удалось найти этого подростка (теперь уже взрослого) после того, как она узнала, что данное учреждение использовало методы НТ. В результате она организовала портал в интернете, посвященный анализу этой проблемы. Бывший пациент НТ инициировал судебный процесс против учреждения, практиковавшего эти методы, и этот судебное разбирательство в настоящее время продолжается.
2. Люсинда Дэвис (Lucinda Davis, LLB), адвокат из Великобритании, рассмотрела правовые аспекты, связанные с жестоким обращением с детьми, и проанализировала, каким образом, юридические механизмы могли бы быть использованы для борьбы с практикой НТ (АТ). Рассматривая различия между законами, имеющими дело с гражданскими правонарушениями и правами человека, она указала, что случаи, имеющие быть в Великобритании и Чехии, близки к предметам рассмотрения первого ряда законов. Однако обращение к Европейскому Суду по правам человека целесообразно, в случае, если все другие обращения будут исчерпаны. При этом, поскольку физические ограничения сами по себе не запрещены законом в Великобритании, важно продемонстрировать вред, который причиняют эти методы ребенку.
3. «Госпожа Алена» (Mrs. Alena , APLA www.apla.cz) активист движения помощи страдающим аутизмом в Чехии, описала историю распространения практикуемой Прекоп и её последователями модификации НТ. Прекоп, ранее применявшая НТ в Германии (где она работала совместно с альтернативным психотерапевтом Бертом Хеллингером), возвратилась в Чехию в 1990 г. В 2001 г. она организовала там свою рабочую группу, как часть Чешско-Моравского психологического общества (Czech-Moravian Psychological Society). После широкого показа на чешском телевидении документального фильма, пропагандирующего методы Прекоп, в Чехии возникло движение, борющееся против распространения этих методов. Однако Прекоп получает поддержку со стороны Католической Церкви, правительственных чиновников, Министерства образования, Фонда «Наш ребенок» и президента Чешско-Моравского психологического общества. Прекоп создала аналогичные программы в Словакии, Австрии, Мексике, Венесуэле, Испании и Италии (в России также наблюдается продвижение Ирины Прекоп, в частности во Владивостоке она организовала свой центр на базе «эзотерической» ньюэйджевской организации – примеч. переводчика, Ю.С. Массино).
4. Катерина Торова (Katerina Thorova, Ph.D.), психолог из Чехии, обсуждала причины, побуждающие родителей прибегать к альтернативным методам, подобным НТ (АТ). К. Торова особенно подчеркнула важность социального климата, расположенного («дружественного») по отношению к оккультным и псевдонаучным верованиям. Она описала ряд нарушений и состояний, при которых Прекоп рекомендует НТ, включая аутизм, нарушения привязанности, синдром нарушения внимания с гиперактивностью, оппозиционно-вызывающее расстройство, нарушение поведения. Продвижение методов Прекоп напоминает распространение неокультов. Она привлекает публику с помощью манипулятивных приемов, основанных на использовании ложных логических построений (логических ошибок) и аналогий, провозглашения «глобальных истин». Пропаганда НТ воздействует на эмоции и обещает решить все проблемы с помощью некоей «любви». Поскольку люди становятся субъектами когнитивных искажений (cognitive and confirmation biases), испытывают когнитивный диссонанс и желание подчинения авторитету, им трудно сопротивляться призывам адептов НТ (АТ).
5. Профессор Джин Мерсер (Jean Mercer, Ph.D., Richard Stockton College), психолог из США, обсуждала претензии методов Прекоп на «научный характер». Эти претензии основаны на поддержке Прекоп нобелевским лауреатом Николасом Тинбергенем (Nikolaas Tinbergen), который в своих исследованиях в области этологии предположил, что специфический жизненный опыт может направлять развитие личности. В 1980-х годах Прекоп и её немецкие коллеги опубликовали несколько статей, в которых утверждалась эффективность НТ в качестве лечебного метода. Но все эти исследования были совершенно неадекватными с научной точки зрения, из-за малых групп исследования, а также нечеткости описания методов и результатов, основанных на субъективных оценках родителей. Научные свидетельства в пользу методов Прекоп и всех других методов НТ (АТ) чрезвычайно слабы, и в настоящее время Прекоп больше не ссылается на «научность» своих методов при их продвижении, но приводит аргументы религиозного и духовного характера.
От лица Ю. С. Массино, канд. биол. наук из Москвы (участвовавшей в конференции с помощью скайпа), проф. Джин Мерсер рассмотрела также внедрение в Россию сторонника НТ (АТ) из США, обусловленное определенными религиозными группами. В данной части доклада наибольшая озабоченность была выражена в отношении вспомогательных «родительских» практик, сопряженных с НТ (АТ), которые пропагандирует адепт этой терапии Нэнси Томас (Nancy Thomas). В частности, Томас рекомендует в целях утверждения авторитета взрослого использовать ограничения (контроль) в питании, питье ребенка, допуске его к туалету, подвергать ребенка холоду, жаре, темноте. В США применение этих методов было связано с истощением детей, а в некоторых случаях было причиной их смерти. Книги Нэнси Томас и других сторонников НТ (АТ) переведены на русский язык и распространяются в России (в том числе, бесплатно – в Интернете). В 2012 г. Нэнси Томас по приглашению американского миссионера-евангелиста (неопятидесятника-харизмата) посетила Екатеринбург, где выступала с лекциями.
Заключение.
Международная интернациональная группа пришла к заключению, что методы НТ (АТ) не являются ни безопасными, ни эффективными, и их распространение на интернациональном уровне представляет тревожный феномен, который должен быть осознан и получить оценку со стороны профессиональных и родительских групп.
Что возможно и что представляется затруднительным сделать для изменения ситуации с распространением НТ (АТ)?
В странах, где привилегия отдается свободе слова, юридические запреты в отношении НТ (АТ) до сих пор были неэффективны. Профессиональные группы возражали против законодательных запретов в отношении НТ (АТ), ссылаясь на то, что они сами способны регулировать действия представителей соответствующих дисциплин. Кроме того, затруднительно составить закон, который бы описывал НТ (АТ) таким образом, чтобы изменение в формулировках или небольшие модификации в методах, не позволили ли бы избежать действия этого закона. Когда правительство поддерживает НТ, как это имеет место в Чехии, юридические (правовые) запреты тем более представляются бесполезными.
Видимо наиболее эффективной мерой против распространения этой терапии могут быть усилия, направленные на профессиональное и общественное просвещение в отношении методов НТ (АТ). Однако в США подобные усилия со стороны профессиональных групп имели место после широкой огласки в СМИ смерти ребенка, но затем, по истечении ряда лет, такая просветительская активность снизилась. При этом, на фоне почти полного отсутствия информированности общества в отношении проблемы НТ (АТ), сторонники этой терапии на протяжении нескольких лет бомбардировали публику в различных странах своей пропагандой, используя для этого телевизионные «документальные» фильмы и передачи. Также журналисты внесли свой вклад в распространение НТ (АТ), утверждая, что заявления сторонников НТ (АТ) якобы являются достоверными.
Что действительно необходимо, так это то, чтобы профессиональные группы начали бы активную образовательную компанию в отношении НТ (АТ), не дожидаясь пока случится несчастье с еще одним ребенком, которое получит публичную огласку. Такая компания потребует определенной политической воли, которая возникает при условии, когда несколько членов группы осознают важность проблемы. Эта компания призвана предоставить достоверную информацию специалистам в области психического здоровья. При этом необходимо учитывать, что, как заметила доктор Торова, в настоящее время для побуждения родителей следовать НТ (АТ) используется сильное эмоциональное воздействие на общество.
Международная рабочая группа предприняла маленький шаг в направлении профессионального и общественного просвещения в отношении НТ (АТ) и теперь обращается к специалистам в области психического здоровья и профессиональным организациям с просьбой присоединиться к этой работе.
Цитированная литература
Chaffin, M., Hanson, R., Saunders, B.E., Nichols,T., Barnett, D., et al. (2006). Report of the APSAC task force on attachment therapy, Reactive Attachment Disorder, and attachment problems. Child Maltreatment, 11, 76-89.
Chaika, A. (2012). Invisible England. Charleston, South Carolina: Chalk Circle.
Howe, D., & Fearnley, S. (2003). Disorders of attachment in adopted and foster children: Recognition and treatment. Clinical child Psychology and Psychiatry, 8, 369-387.
Mercer, J., Sarner, L., & Rosa, L. (2003). Attachment therapy on trial. Westport, CT: Praeger.
Mercer, J. (2013). Holding therapy: A harmful mental health intervention. Focus on Alternative and Complementary Therapies, 18(2), 70-76..
Sudbery, J., Shardlow, S.M.,& Huntington, A.E. (2010). To have and to hold: Questions about a therapeutic service for children. British Journal of Social Work, 40, 1534-1552.
Welch, M. (1989). Holding time. New York: Fireside.
Zaslow, R., & Menta, M. (1975).The psychology of the Z-process: Attachment and activity. San Jose, CA: San Jose State University Press.
---------------------------------------------------------
P.S. Примечание автора дневника. Ниже представлено ВИДЕО с иллюстрацией некоторых методов НТ (АТ). К сожалению, в России перевели, издали и предлагают к бесплатному скачиванию (на сайтах связанных со сферой усыновления и приемных семей) уже целый ряд опусов "теоретиков" и "практиков" АТ. А именно книги американских адептов этой опасной "альтернативной психотерапии" Нэнси Томас, Грегори Кека, Даниэля Хьюга, Фостера Клайна, статьи Рональда Федеричи, книгу чешской пропагандистки НТ Ирины Прекоп. Подробнее см. здесь: http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/; http://yuliamass.livejournal.com/126547.html.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |