Уроки рисования- "Китайская живопись" -МК от Алексея Малькова |
…» Китайская национальная живопись появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи… Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен…
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным,какдракон…»
Просматривая кучу роликов по теме, я заметил, что старые кит. художники предпочитают работать на сто метровых рулонах бумаги, разводить краску в эмалированных ведрах и рисовать кистями, размером с трубу от пылесоса. Я буду использовать обычные кисточки, небольшие палитры и формат А3.
Также очень рекомендуется рисовать на рисовой бумаге, «на которой последние две с лишним тысячи лет создают картины китайские художники», но кроме рисовой водки в наших магазинах я ничего не обнаружил.
Никогда не оставляйте кисть в воде, лучше сложите на какую-нибудь подставку. А когда оставляете кисть надолго (день, месяц, тысячелетие) обмакните в мыльный раствор, чтобы она засохла и сохранила форму.
«Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм,цветом и светотенью…»
«В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр…»
В китайской живописи самое главное – «передать одухотворённый ритм живого движения, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение… Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы.»
Каждый мазок, элемент и картина в целом – это символ. И философия. Все для них имеет собственный смысл. Горы – мужское начало (янь), вода – женское (инь). Любое растение – это воплощение определенного человеческого характера. И так во всем…
«…Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний,не может постичь китайскую живопись…»
Переходим к изображению -
Самое главное – научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Вообще мазок – это основа. Только не тот мазок, который сдается на анализы, а который произошел от каллиграфических штрихов. Все иероглифы построены на последовательности определенных мазков.
Для начала несколько положений кисти в руке.
Вертикальное положение. При нем хорошо получаются отрывистые штрихи с широким началом и тонким концом)))
Наклонное положение – для покрытия большой площади краской. Всегда нужно контролировать направление мазка. До самого конца. С помощью пальцев.
Советую извести пару листов бумаги на тренировку со штрихами, как это сделал я.)))
Почувствовать кисть. Сопротивление бумаги. Рождающуюся из под вашей кисти форму на листе.
Начинаю рисовать ветку с цветами.Так как эт оодно из любимых объектов в китайской живописи…
Сначала широкой кистью с черной краской обозначаю первые штрихи, толстое место ветки…
Дальше чуть с меньшим нажимом рисую продолжение этой ветки. Мазки тоньше и короче…
Более тонкой кистью добавляю мелких веток…
Наконец стволовая основа закончена теперь можно рассаживать цветы…)))Берем кисть потолще…цвет в принципе любой, главное не черный))) я выбрал желтый…
Рассаживаем цветы дальше…На сгибах веток самые крупные на концах меньше. Практически все время держу кисть вертикально.
Нужно научиться наносить, градиентные мазки, как я их назвал.))) То есть берем на кисть основной цвет(в нашем случае желтый), потом один раз макаем в оранжевый и рисуем. Должен выходить плавный переход двух цветов.
Потом тонкой кистью с яркой теплой краской наносим тычинки и всякую мелочь на цветы.
Эта картина нарисовалась за 20 минут)))
У меня под рукой две чашки с водой. В одной я смываю плотный раствор с кисти, а в другой домываю уже почти очищенную кисть.
Следующее упражнение…конечно же бамбук)))
«…Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер…»
Чаще всего его рисуют в монохромной гамме. То есть семь тонов черного цвета.
Сначала рисуем основной ствол, вертикально держа кисть. Каждая часть стебля должна быть прямой, одинаковой толщины, а расстояние между узлами должно быть постоянным. В начале и конце мазка задержите кисть. Чтобы обозначился бамбуковый узел на стволе.
Потом густой черной краской наношу передние листья. Каждый листок – это одно прикосновение к бумаге. В идеале, сколько мазков – столько листьев.
Более разбодяженной кистью добавляем второстепенные стволы.
Потом той же разбавленной краской рисуем крупные листья второго плана.
И еще…
И в конце уже тонкой кисточкой добавляем всякий мусор в виде тонких веточек, переплетений, мелких листочков...не забывая про общую композицию на листе.
20 минут работы и бамбук готов)))
Следующий этап работы – птицы. Анималистический жанр – немалая часть в работах китайских мастеров. Конечно, у них не было такого понятия как референсы. Они рисовали то что их окружало и было знакомо с детства.)))
Мы же можем воспользоваться дарами Интернета и рассмотреть объект рисования не отрывая за…простите, не сходя с места)))
Колибри…
Любую птичку надо начинать с клюва и глаз. От них строится оперение и общие пропорции пернатого.
Пользуемся «градиентными» мазками, а в некоторых местах разведенной водой краской…
Мелкие вещи лучше прорисовывать сухой кистью с краской. То есть выжимать немного кисть тряпочкой или снимать жидкость о край стакана или поверхность палитры…Есть экземпляры, среди художников, которые облизывают кисть…))) Ну тоже вариант…
И еще пара птиц…
Каждая рисовалась минут 10.
«Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж…Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния…»
Пора приниматься за пейзажи…
Так как большинство пейзажей рисовались на листах, напоминающих длинный кусок туалетной бумаги, то и мы не будем нарушать традиции.
Я, например, разрезал А3 напополам…
Тут мы будем использовать технику «мазюкать на мокром». Я промочил весь лист большой кистью и сильно разбавленной краской нанес крупные разводы на листе, помня, что сверху – небо, снизу – земля.
Более густой краской, но все еще с большим количеством воды наметил основную массу будущих гор. После этого даем высохнуть полотну.
Еще более насыщенным цветом добавляю деталей.
Так как речь идет об живописи Поднебесной страны, то без облаков - никуда))) Заполним пустоты слоем облаков…
И уже тонкой кистью с черной краской наносим детали в виде деревьев, трещин на скалах и прочей мишуры. Чем выше,(то есть дальше))) разводим краску больше.
Готовность – 30 минут.
Ну и еще один пейзаж…уже без комментариев.
«Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись.»
Также они любили прописать поперек листа какое-нибудь мудрое изречение или стих.
Я же выдумал свой собственный китайский экслибрис)))
Он ничего не значит, просто пусть будет)))
На этом закончим наш мастер-класс. Надеюсь вам понравилось и принесло какую-то пользу… Как, говорил мой учитель по рисованию в университете – «даже обезьяну можно научить рисовать…» (причем, мне кажется имел в виду меня всегда)))))))но тут главное не в технике… В китайской живописи есть огромный плюс – это язык символов. Символов простых, вечных и понятных любому – красота, гармония, любовь. Тут нет строгих правил…И произведение ценится не за то, что оно рисовалось годами…просто…
Напоследок, для любителей Фен-Шуя – несколько иероглифов с положительной энергией)))
Серия сообщений "уроки рисования":
Часть 1 - Интересный способ рисования на воде
Часть 2 - Уроки рисования от Donna Dewberry.Цветы.
...
Часть 33 - Уроки рисования -" Сухая кисть."
Часть 34 - Уроки рисования - Рыжая кошка"
Часть 35 - Уроки рисования- "Китайская живопись" -МК от Алексея Малькова
Часть 36 - Фрукты. Бабочки. Капельки.
Часть 37 - Уроки рисования - руки, ноги
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |