Шекспировская Виола. История с переодеванием
У моего отца была дочь; она любила так, как я, быть может, полюбил бы вас, если б родился женщиной.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карнавал в комедиях Шекспира - это прежде всего переодевания, а что может лучше маски скрыть личность, как перемена пола? Ну не перемена естества конечно, а всего лишь одежды.
Как ни будет странно, но от взора исследователей творчества Шекспира не укрылось удовольствие зрителей от пьес с переодеванием, когда девушка не просто переодевается в мужской наряд, а примеряет на себя роль мужчины...
Не буду употреблять такой термин как кросс-гендерное переодевание и пугать читателей... Но зритель от него в восторге:
Во первых, он (зритель)с самого начала знает о переодевании, ведь как раз на этом знании зрителя и незнании остальных персонажей основывается большая часть комических сцен у Шекспира.
Получается, что зритель точно знает кто есть кто, и он умнее или прозорливее, его так просто не обманешь лишь сменой одежды. Исследователи считают это одной из причин, почему пьесы Шекспира не только ставятся регулярно в театрах и в кино, но и регулярно адаптируются для современного зрителя с перенесением действий в наши дни.
Во вторых, при переодевании женщины в мужскую одежду отмечается красота молодости переодевающейся, она сразу воспринимается другим героем - прекрасным юношей.
Вдобавок приобретает гораздо большую мобильность в мужском одеянии, значительное влияние в своем новом окружении, что в итоге приводит к положительному и очень желаемому результату, который возможен... увы, только на сцене и никак не в реальной жизни.
В Елизаветинской Англии, где одежда была четко и строго отрегулированной системой, переодевание не только не одобрялось, но даже наказывалось и всячески пресекалось.
Более того, велись ожесточенные дискуссии о существовании театра, о его развращающем воздействии на молодежь, его способности нарушать порядок и его несоответствие библейским заповедям.
Ведь в эпоху Шекспира женщины даже не допускались на сцену, и все женские роли исполнялись юношами. Таким образом, любая пьеса с женскими персонажами основывалась на необходимости кросс - гендерного переодевания, даже если это не было частью сюжета.
И хотя в настоящее время подвергается большому сомнению способность такого карнавала к разрушению патриархальной системы, но в Англии 16-17 вв это привело к закрытию театров.
Иллюстраторы Анна и Елена Балбуссо
Читать далее...