-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Потешки
Потешки
22:13 05.02.2014
Фотографий: 5

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в СЕМЬЯ_И_ДЕТИ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2012
Записей: 10556
Комментариев: 14445
Написано: 25754


Детские рисунки: раннее творчество.

Среда, 04 Июня 2014 г. 10:10 + в цитатник
4 (445x300, 14Kb)Как организовать «уроки рисования» для самых маленьких и какие выводы можно сделать по первым детским рисункам?

Детские рисунки: когда начать?

Родителям бывает удивительно слышать, что малыш должен получить возможность рисовать уже в 10–11 месяцев. Что же он может изобразить? Конечно, ни человечка, ни кошечку, ни домика вы не получите. Кроха не сумеет сразу передать образ – у него будет желание «просто» размазывать и смешивать краски. Но законы развития изобразительной деятельности таковы: начав позже, ребенок все равно будет проходить все этапы, будь это в 2, в 3 или в 4 года. Поэтому ранний старт в творчестве – это то, что нужно!

Польза рисования заключается в том, что оно:

способствует умственному развитию ребенка. Даже если малыш просто мажет красками по листу, в его головном мозге образуется множество условных связей, идет мощная работа по анализу, соизмерению и сравнению;
помогает выразить взгляд на мир. Постепенно кроха получает возможность выражать свои эмоции с помощью цвета, линий и форм;
развивает внимание и память. Малыш обращает внимание, делает выводы и запоминает результаты «экспериментов» и в следующий раз действует более эффективно. Позже он учится удерживать в памяти объект, который хотел изобразить;
развивает моторику рук, и не только «мелкую». В процессе рисования задействуются все мышцы рук и даже спины и груди. Малыш учится «тонкому» управлению ими;
способствует обогащению речи. Работа «на кончиках пальцев» позитивно влияет на развитие областей мозга, отвечающих за речь. Использование многообразия цветов и материалов расширяет словарный запас;
развивает целеустремленность и уверенность в себе.
Чтобы что-то нарисовать, да и просто заполнить лист линиями, нужно приложить усилия, проявить умение. Не сразу, но постепенно у ребенка развивается мотивация к творчеству. Он ставит себе цель, определяет средства, творит и… получает результат! Причем результат, обладающий характеристикой постоянства: картинку не сотрешь, ее нельзя разрушить, как башню из кубиков, и можно хранить. А это позволяет гордиться собой!
Творческая личность : Ступенька за ступенькой

Итак, если ребенку дать возможность рисовать еще в возрасте до 1 года, то он пройдет в своем развитии несколько важных этапов. Обратите внимание: если карандаши, краски и бумага попали в руки ребенка позже, то он может «не укладываться» в указанные ниже сроки. Он будет проходить все более ранние этапы, хотя и быстрее, чем это происходило бы «в срок». Но и в этом случае он, скорее всего, к концу периода овладеет всеми навыками и двинется дальше «в ногу» со всеми.

Детские рисунки: следы
10 месяцев – 1,5 года

У малыша впервые появляется интерес к рисованию. Он уже не раз видел, как его родные берут какую-то тонкую палочку и начинают водить ею по чему-то белому. И он не упустит возможности добыть вожделенный инструмент! Хорошо, если под рукой у него (и у вас) окажется лист бумаги, а не диван и не книга. Малыш крепко зажмет карандаш в кулачок и удивится тому, что появится из-под его руки.
Этап «доизобразительной графической деятельности», который начался сейчас у ребенка, продлится до 3 лет. На этой стадии кроха получает удовольствие от самого процесса появления на бумаге следов, смешивания красок, мытья кисточки. Он рисует, не ставя цели изобразить нечто конкретное и узнаваемое.

До 1,5 лет на листе бумаги появляются хаотичные линии, зигзаги по принципу «туда-сюда». Ребенок еще не способен нарисовать одну-единственную линию, вовремя оторвав карандаш от бумаги. К концу периода появляются круговые движения типа «клубочков».

Чем рисовать? Лучше использовать специальные «пальчиковые» краски, а также короткие толстые восковые карандаши, которые удобно зажимать в кулачке. А размахивая карандашом, малыш не повредит себе глаза.

Детские рисунки: точка, точка...
1,5–2 года

Малыш учится более точным движениям. Встречаются единичные линии, в основном горизонтальные, которые становятся более короткими, «клубочки» становятся меньше по размеру. Далее следует важная стадия «точек». Чтобы нарисовать точку, моторика руки должна быть достаточно зрелой, ведь это движение руки вниз и вверх. Однако малыш с прежним удовольствием рисует и размашистые каракули, стараясь занять больше пространства для рисования! Он готов рисовать везде, не разделяя «можно» и «нельзя». И еще он с удовольствием наблюдает, как взрослый рисует картинки для него.

Чем рисовать? К «пальчиковым» краскам и восковым карандашам добавляются обычные цветные карандаши. С точки зрения безопасности для глаз лучше, если они будут не обычной длины, а короткие. Под контролем взрослых можно использовать фломастеры на водной основе для бумаги или маркеры для специальных белых досок, которые легко смываются сухим способом. Для рисования красками укоротите кисточку и обмотайте ее конец чем-нибудь мягким. Можно также использовать кусочки губки.

Детские рисунки: зрелые каракули
2–3 года

Кроха становится все более умелым в своих действиях. Теперь в его рисунках больше единичных линий, уже расположенных по вертикали. Появляются первые формы – круги. Не стоит, впрочем, думать, что круг – это что-то действительно круглое. «Кругом» на этом этапе считается замкнутый (или почти замкнутый) контур обтекаемой формы. Малыш может предпочитать только один цвет и отказываться пользоваться другими. Ребенок учится видеть границы листа и не заходить за них. До 2,5 лет малыш, рисуя, все еще не ставит перед собой цели, а просто наслаждается процессом. Но появляется важное изменение: если вы спросите его, что он нарисовал, он скажет. Впрочем, спросив его завтра по поводу той же картинки – и вы можете услышать совершенно иной ответ.

После 2,5 лет малыш может заранее сказать, что он собирается изобразить. Но это не значит, что именно это он и нарисует! В силу вступает интересный эффект – «соскальзывание на иной стереотип». Так, например, девочка, решившая нарисовать мишку, закончила свою работу возгласом: «Вот сколько шариков летит!» А мальчик, рисовавший грузовик, с удовольствием констатировал: «Хороший дом вышел!» Такие «перескоки» в рисовании объясняются тем, что какой-то элемент рисунка вызывает ассоциацию с другим зрительным образом, и мысль ребенка идет уже в ином направлении. Это обычное поведение до 4 лет, и иногда и позже.

Важные диагностические признаки возраста, говорящие о нормах развития, таковы: в 2–2,5 года малыш должен уметь «копировать» круг, а в 2,5–3 года – крест, состоящий из двух линий – вертикальной и горизонтальной. Для этого на своем листе бумаги нарисуйте круг или крест и попросите ребенка: «Нарисуй так же». Конечно, линии будут довольно «корявые», но обе фигуры должны быть узнаваемы. Если ребенок нарисовал «каля-маля», возвратитесь к эксперименту снова через несколько дней: возможно, вы просто выбрали неудачный момент. Но если после нескольких попыток вам не удалось добиться результата, обратитесь к специалисту. Невозможность копировать основные элементы может свидетельствовать об отставании в психическом развитии. Для начала стоит обратиться к психологу для комплексной диагностики.

Чем рисовать? Практически чем угодно! Малыш уже не тянет в рот все подряд, и координация движений достаточно зрелая. Он обязательно захочет рисовать или «писать» ручкой, как взрослый, и это стоит ему позволить. Пусть у него под рукой будут самые разнообразные карандаши, фломастеры, краски. И конечно, мелки для рисования на асфальте.

Первые рисунки
3–4 года

В этом возрасте малыш уже способен правильно держать карандаш. В рисунках появляется много замкнутых контуров-фигур, которые напоминают треугольники, четырехугольники, круги. Линии становятся многообразнее – прямые, изогнутые, спиралевидные. Элементы рисунка наслаиваются друг на друга и, кажется, хаотично переплетаются между собой. Ребенок может в процессе творчества несколько раз переворачивать лист, и получится, что цветочек «растет» сверху вниз, а грибочек – из боковой стороны листа. Что касается цвета, то использование его еще не специфично: например, человек может быть нарисован зеленым цветом, а трава – красным. Все это является нормой возраста. Малыш может вкладывать во все это особый смысл, который трудно рассмотреть взрослому.

Важно, что ребенок все реже рисует «просто так» и все чаще – по замыслу. Рисование для него – живой процесс, и часто это приводит к зачерчиванию всего рисунка! Например, девочка, изображая сильный дождь, может заштриховать дерево. А мальчик, рисуя машину, может так увлечься тем, как она ехала по дороге, что покроет спиралевидными линиями весь лист! Для детей их рисунок – не что-то статичное, застывшее, а живое, динамичное, игровое. Помните, что такое зачеркивание, если оно происходит как «игра на бумаге», – норма возраста.

Изображая какой-либо объект, ребенок этого возраста рисует его не полностью, а лишь самые важные с его точки зрения части. Особенно ярко это проявляется при попытках нарисовать человека: голова, а от нее отходят ручки и ножки-палочки. До 3,5 лет ребенок может, увлекшись, нарисовать 8 ног, расположив их на голове. Не спешите его поправлять, говоря: «Ты нарисовал неверно!» Лучше сказать: «Как много ног нарисовано!» – без упоминания о том, что ребенок ошибся. Позже обратите внимание малыша на то, что у каждого человека две ноги и две руки. И через некоторое время на рисунках будет правильное число «конечностей» Помните: если ребенок что-то нарисовал «неправильно», ваша задача не в том, чтобы «исправить» рисунок, а в том, чтобы обратить внимание малыша на то, как объект выглядит в реальности. Уже к 4 годам кроха будет правильно располагать части тела в пространстве, но еще долго может путаться, например, с количеством пальцев на руках.

Еще один важный признак возраста – тиражирование работ. Если у малыша удачно получился цветок, или тучка, или камень, то будьте готовы получить еще полсотни таких же. Не сетуйте: «Снова одно и то же!» Просто выберите для домашней коллекции несколько пусть и похожих, но все же разных работ. Малыш будет горд положить их в папочку или прикрепить магнитиком на холодильник. Ведь в этом возрасте ему очень важно, как относятся к его творчеству родные!

Чем рисовать?

К целой палитре возможностей можно добавить инструменты-развлечения: например, карандаши с многоцветным грифелем, меняющим цвет, если им рисовать под определенным углом. Пора познакомить малыша с особенностями рисования гуашью, когда цвета перекрывают друг друга, и акварелью (рисуем на влажной бумаге, цвета остаются «прозрачными»).

Первые рисунки: творческий старт

Чтобы дать ребенку творческий старт, нужно… решиться на это! Рисование – занятие, в процессе которого может быть запачкано все вокруг. Приходится отмывать не только самого ребенка, но и себя, одежду, стул и стол, холодильник и стены, забрызганные краской. А у кого на это есть дополнительные время и силы? Но несколько несложных идей позволят и малышу рисовать, и маме не слишком перетрудиться…

Рисуем в ванной.

Ванная комната – место благодатное. Тут ребенок может от души порисовать и на себе самом, и на кафеле, и отмывать всю эту красоту достаточно легко. Если вы пользуетесь готовыми пальчиковыми красками, то лучше выложить их на палитру, так как просто окуная руку в баночку, малыш очень быстро ее «разведет» до слишком жидкого состояния.

Картины на полу.

Расстелите на полу коврик-«пенку», а поверх него – одноразовую полиэтиленовую скатерть. Наденьте на малыша одежду, которую не жалко испачкать. Положите перед ним большой лист, а на палитру – несколько красок. Важная рекомендация: берите «чистые» цвета – ярко-желтый, красный, насыщенные зеленый и синий. Рисуя, ребенок обязательно выйдет «за границы листа», будет размазывать краски по себе, получая огромное удовольствие. Но при этом вы получите неповторимый рисунок, состоящий из буйства цветов и оттенков. Скатерть же можно просто выбросить.

«Наскальная живопись».

Придет момент, когда малыш подойдет с карандашом или ручкой к обоям. Обратите внимание, какое именно место выбрал ребенок. Возможно, он интуитивно пришел туда, где лучше всего падает свет, или уголок приглянулся ему своей укромностью. Повесьте в это место кусок старых бумажных обоев и предоставьте крохе возможность творить. Для детей младшего возраста как раз более естественно и удобно рисование в вертикальной плоскости, чем на листе, лежащем на столе. Если есть возможность, прикрепите старые обои по периметру комнаты и не спешите с ремонтом.

Доска-мольберт.

Хороша для детей, которые уверенно стоят. Рисовать можно маркерами на водной основе и мелками. Некоторые доски позволяют крепить рулонную бумагу, и тогда можно дать малышу карандаши или восковые мелки. И то и другое оставляет следы, которые совсем не сложно смыть или отстирать.

Рисуем манкой на противне.

Возьмите противень и тонким слоем высыпьте на него манку. Это вариант модных сейчас «песчаных картин» – и вида искусства, и психотерапии. Можно быть спокойными: если малыш и попробует манку на вкус, вреда не будет. Конечно, дети до 3 лет и в этом случае не изобразят ничего сложного. Но этот способ замечательно развивает и тактильные ощущения, и моторику. Кроме того, дети приходят в восторг от такого занятия! Не нужно направлять действия малыша: пусть его пальчики оставляют любые следы. А когда рисовать надоест, последствия творчества можно легко устранить с помощью веника или пылесоса.

Творческая личность: помогаем или мешаем?

Родителей часто волнует вопрос: насколько можно вмешиваться в творческий процесс ребенка? Разброс мнений широк – от «вообще не вмешиваюсь, только мою кисточки и подкладываю краску» до «вожу его рукой по бумаге, чтобы хоть что-нибудь получилось». Мнение психологов и педагогов таково: если уж крайность, то первая, строящаяся на позиции невмешательства. Но лучше, конечно, «золотая середина».

Помочь малышу научиться рисовать, не мешая ему, вы можете, если:

время от времени предлагаете задания на дорисовывание. Например, предлагаете нарисовать пятнышки божьей коровке, дождинки, шарики на елке и т.д. Отличных идей для такого рисования множество в Интернете, родители с удовольствием ими делятся друг с другом. Только не стоит делать этот вид творческой работы единственным, так как он не слишком развивает воображение.
изучаете мир вместе. Чем больше вы ориентированы на то, чтобы вместе с ребенком заново изучать мир, тем лучше он будет его рисовать. Хорошо, если малыш не только знает название предмета, например «мяч», но и ощупал его, убедившись в том, что он круглый, увидел множество мячей разного цвета, исследовал его свойства: мяч высоко подпрыгивает, скатывается с горки. Если ребенок задумал рисовать мяч, не нужно ему показывать, как именно это делается «правильно». Еще раз рассмотрите предмет вместе, а затем – не мешайте! Помогите, только если малыш просит об этом: «На что похож мяч? На круг! Давай нарисуем круг. А теперь сам реши, какого цвета будет мячик!»
учите ребенка формам, не утопая в стереотипах. Когда вы рисуете что-то для малыша, даже годовалого, вы обычно начинаете с определенной формы – круга, квадрата, треугольника, крестика. Остановитесь и назовите ее. После 2–2,5 лет можно «позаниматься»: рисуйте фигуру на своем листе, а ребенка просите повторить на его листе. Также можно взять «лекала» – предметы нужной формы, например кубик, монетку. Малышей обычно заинтересовывают такие «обводилки», но их лучше чередовать с обычным рисованием. Так вы знакомите кроху с возможностями, которые затем он сможет использовать, рисуя нечто сюжетное, а также развиваете пространственное мышление. Но помните, что это «занятие» – все-таки игра, не ругайте малыша, если у него что-то не получается, не будьте слишком строги, иначе может пострадать творческий компонент.
бережно относитесь к результатам детского труда. Обязательно похвалите рисунок малыша. Но не ограничивайтесь словами-оценками «молодец» или «замечательно». Похвала должна быть описательная, например: «Сколько ярких линий ты нарисовал! А вот этот кружок точно в центре листа!» У детей старше 2 лет можно спросить, что же здесь нарисовано, и записать ответ. Можно сделать сменную экспозицию детских работ на холодильнике. Или протянуть веревочку и вешать рисунки на прищепки. Это наполняет ребенка гордостью и желанием творить еще и еще!
Интерпретация детских рисунков

Каждый из родителей, наверное, слышал о том, чnо линии, цвета, расположение предметов на рисунке что-то означают. Вот психолог берет рисунок и начинает свой рассказ: «Рисунок говорит о повышенном уровне тревоги»; «Ваш ребенок – человек тонкой душевной организации»; «Похоже, что он недавно перенес заболевание… Или у него есть хроническая болезнь?..» Родители удивляются такому «волшебству»: по каким же критериям специалист делает столь смелые выводы? И начинают искать информацию, благо в Интернете ее хоть отбавляй. Там можно узнать, что прерывистые линии свидетельствуют о физическом неблагополучии или неуверенности в себе, зачерченные контуры и большие глаза – о страхе или тревоге, а использование малого количества цветов – о депрессивном состоянии. Но стоит помнить, что психологи долго учатся интерпретации рисунка сначала в теории, а затем на практике. Каждый «подозрительный» элемент может интерпретироваться иногда 3–4 разными способами, в зависимости от других элементов или объяснений ребенка.

Что же касается рисунков детей с 1 года до 3–3,5 лет, то здесь и вовсе не подходят правила интерпретации, о которых речь шла выше. Для них существуют совершенно иные критерии оценки рисунка. Прерывистые линии, интенсивное зачеркивание, рисование «каляк-маляк» – это серьезные этапы становления того, что затем станет произведением детского искусства.

Итак, рисование – важная часть жизни малыша, всесторонне обогащающая его развитие. Внимание, память, мышление, творчество, целеустремленность – все подвластно карандашу и бумаге! Самое главное, что могут сделать родители, – это дать крохе саму возможность творить, вложив в его руки инструменты и подготовив пространство. А дальше – быть доброжелательными зрителями, лишь иногда становясь участниками этого увлекательного процесса.

Серия сообщений "Творчество":
Часть 1 - ОПРЕДЕЛЯЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА ПО ЦВЕТАМ
Часть 2 - СЕНСОРНЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Часть 3 - РЕБЕНОК РИСУЕТ СЕМЬЮ-АНАЛИЗ РИСУНКА
Часть 4 - Детские рисунки: раннее творчество.
Часть 5 - Пластилин своими руками. 6 рецептов
Часть 6 - 5 ОШИБОК МАМ В ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСТВОМ С РЕБЕНКОМ



Процитировано 32 раз
Понравилось: 10 пользователям

romazka   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 11:59 (ссылка)
Вот спасибки Вам)))
рисование – важная часть жизни малыша, всесторонне обогащающая его развитие
Ответить С цитатой В цитатник
eMTiVi   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 20:13 (ссылка)
Очень правильная статья.

Надо только добавить, что при таком занятии как рисование... а так же пение, танец, какие-то поделочки и многое, многое другое... развивается не просто внимание или мышление...
Усиленно развиваются два раздела коры головного мозга... и автоматом развивают третий.

До людей категорически не доходит, что слова это слова, а жизнь это жизнь. Что слова и собственно жизнь не совсем одно и то же. Что слова помогают жить, но слова и дела могут категорически противоречить друг другу.

Так вот рисование, подобно другим занятиям, развивает те части коры головного мозга, которые воспринимают и анализируют жизнь.

Знаю по себе: Мы воспринимаем речь абсолютно не задумываясь - как несколько условных букв... причём, эти буквы неизменны и для всех одинаковы... могут переносить глубочайшие жизненные смыслы.
(Ну, слово - то одно. А понимание и отношение у всех разное. Как такое может быть?)

А ларчик... как было сказано... просто открывается.
Разве мы воспринимаем жизнь словами?
Нет, мы её воспринимаем органами чувств. Какие это органы? Зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения, вкус.
Вид предмета, его запах, прикосновение к нему... (на зубок ещё попробовать - дети так изучают окружающий мир).
В результате, из суммы чувственных ощущений формируется некий объект, который мы воспринимаем, как реальную жизнь.

Но это обманка. В наших мозгах формируется ОБРАЗ окружающего мира.
Формирование образов мира зависит от развития человека и и от предыдущей информации о жизни.
И, посмотрите, как трудно достичь взаимопонимания... потому что каждый человек, имея индивидуально - субъективный взгляд на мир, считает его самым верным.

Изучая окружающий мир, надо стремиться к объективности, потому что от правильной оценки реальных обстоятельств зависит твоя жизнь. Но, добиться полной объективности невозможно. Так или иначе, субъективность... если ни восприятия то мышления и особенно эмоциональных оценок... обязательно имеется.
Более - менее объективное видение окружения достигается за счёт суммы многих человеческих видений, приведённых к чему-то среднему.
Тем не менее, к адекватному восприятию мира надо стремиться. Развивается это только в детстве. И лучше всего, во время творческих занятий.

Человечек учится видеть мир и понимать его. Творчество - процесс самостоятельного мышления. Собственный, непредвзятый взгляд на мир. В то время как взрослые старательно учат детей своему пониманию мира, своим ошибкам и заблуждениям.

Зла не хватает. Веруешь ты, например, в бога. Имеешь полное право. Но детёнышу зачем свои заблуждения передавать? Идёт прямое программирование юного мозга, останавливается мышление.
И так во всём. С детьми не советуются, не ставят задачи для его ума - решить что лучше, правильнее...
Ему диктуют готовые правила.
И что получается в результате?
На словах мы все знаем правила жизни. Мы их выучили, но внутренне не осмыслили, не приняли для себя, как нравственную установку, как невозможность украсть, убить, изнасиловать, заняться проституцией, стать наркоманом или алкоголиком.

Почему девочка десяти лет отрицательно относится к занятию проституцией, а в семнадцать идёт на панель?
В десять лет у неё ещё есть свои мозги. Их ещё не обкарнали с помощью мощнейшего психического пресса под названием "педагогика".
А в семнадцать у девочки своих мозгов, практически, уже нет. Их заменили заёмными. Родители, школа, подружки, гламурная агитация...

Всему виной убеждение человечества, что главное для разума - слова. В результате, у детей развивается не сам разум, а инструмент его развития.

Первый сигнал - образ. Это наше восприятие реальности во всех проявлениях. Это 70% процентов коры - первая сигнальная система.
А лобными долями - второй сигнальной системой - мы запоминаем условный символ, обозначающий этот образ.
Есть предмет из которого мы пьём. И есть название - чашка. Что главное, что разум? Будет ли разум при наличии одного слова без образа?

Разговаривала с девочками восьми лет... мгновенно поняли, что сама трава и слово трава - не одно и то же...
Взрослым же невозможно объяснить, что речь - работа двух разделов коры, двух сигналов, находящихся в стабильной рефлекторной связке... и, соответственно, у детей надо развивать оба раздела.

Если образная часть коры развита, тогда и речь будет полноценной. Потому что образы это МЫСЛИ.
А если параллельно развивается ещё и третий раздел коры, работающий с эмоциями... получается органичный, человеческий мозг.
Так вот, рисование.... в том числе... как раз и развивает эмоционально - образные разделы коры. И, как правильно было замечено, чем раньше сие развитие начнётся, тем больше шансов получить от ребёнка не только ум, но и талант.

Другое дело, надо ли в сегодняшнем тупом мире растить умных, высоконравственных, талантливых детей? Человеку проблематично жить в стаде.
Можно, конечно, притворяться овцой... Или стать волком...
Ответить С цитатой В цитатник
mywonok   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 20:32 (ссылка)
http://www.liveinternet.ru/users/mywonok/post320973971/ вот так рисует моя девочка в 3.9. По образцу. Раскрашивание на отлично
Ответить С цитатой В цитатник
apollonna   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 21:44 (ссылка)
спасибо! очень актуально. И статья умная,конкретная.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку