-

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Jostr

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.04.2005
Записей: 25797
Комментариев: 34299
Написано: 70576


Улица MAL'AL. Мойше-Лейб Лилиенблюм

Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 21:27 + в цитатник
Цитата сообщения Москва-Хайфа

http://www.newswe.com/calendar/calendar_3.htm3 ноября  1843 - В литовском местечке Кейданы (ныне Кедайняй) родился Мойше-Лейб Лилиенблюм 427px-Brockhaus_and_Efron_Jewish_Encyclopedia_e10_208-0 (427x599, 41Kb) - писатель, исследователь еврейской истории. Писал он, в основном, на иврите. Учился в иешивах - в родном местечке, где начал сочинять стихи (например, рифмованное изложение 613 предписаний Галахи), и в Вилкомире (ныне Укмерге), где увлекся средневековой философией и литературой Гаскалы. В 1865 г. Лилиенблюм открыл в Вилкомире собственную иешиву, которая не имела успеха из-за неприязни местных ревнителей веры, объявивших Лилиенблюма вольнодумцем за то, что он руководил молодежной библиотекой и написал поэму в библейском стиле о польском восстании. Видя тогда в религии единственную силу, сохраняющую самобытность еврейского народа, и мечтая о его сотрудничестве с нееврейским окружением, Лилиенблюм призывал смягчить наиболее суровые предписания Галахи, порожденные особыми историческими условиями и тормозящие приобщение еврейства к прогрессу. Противодействие религиозных ортодоксов вынудило Лилиенблюма в конце 1869 г. уехать в Одессу, куда влекла его так и не сбывшаяся мечта получить светское образование. В сатирической поэме "Кехал рефаим" ("Община призраков", 1870), выдержанной в традициях литературы Гаскалы, Лилиенблюм зло высмеял общинных заправил и духовных наставников, но также и еврейских просветителей, одержимых далекими от реальности идеями. В 1871 г., замещая редактора газеты на идиш "Кол мевассер" (приложение к "Ха-Мелиц") А. Цедербаум, Лилиенблюм в серии статей "Идише лебнсфрагн" ("Вопросы еврейской жизни") обличал фанатизм, традиционное еврейское воспитание, уродующее детей, неприспособленность евреев к труду и эфемерность их поисков заработка, самодовольство богачей и забитость нищающих масс, обездоленность женщины. В статье "Олам ха-тоху" ("Мир хаоса", 1873) по поводу романа А. Мапу "Аит цавуа" ("Коршун лицемерия") Лилиенблюм призывал не вносить в описания повседневной жизни элементов вымысла, романтики, суеверий и мистицизма. Здесь сказалось увлечение произведениями Н. Чернышевского, Н. Добролюбова и, в особенности, Д. Писарева с его позитивным утилитаризмом в эстетике и общественными идеалами. Предоставление евреям равных с остальным населением прав Лилиенблюм считал предпосылкой прогресса в еврейской среде, хотя и понимал, что это не гарантирует исчезновения антисемитизма. Погромы начала 1880-х гг. на юге России привели Лилиенблюма, не изменив его социальных и эстетических позиций, к убеждению, что антисемитизм коренится в инстинктивной вражде европейских народов к евреям как к чуждому в их среде элементу, что гражданское равноправие не изменит в корне положения евреев в диаспоре как нации внутри нации и будет постоянной причиной их тяжких испытаний, а ассимиляция не решит национальных проблем, и ей как самоликвидации воспротивятся народные массы. Отсюда возражения Лилиенблюма против поисков евреями прибежища в США и вывод о необходимости покончить вообще с их пребыванием в диаспоре, где вероятно даже физическое уничтожение евреев. Лилиенблюм еще до Л. Пинскера предлагал откупить Эрец Исраэль у турок и сосредоточить там евреев, которые образовали бы большинство населения страны. Лилиенблюм возлагал большие надежды на те круги еврейской радикальной интеллигенции, которые были способны укрепить в народе стремление к национальному возрождению на его исторической родине. Утверждая, что в "жизни нет другой цели, кроме самой жизни", Лилиенблюм, став одним из руководителей Ховевей Цион, выступал как сторонник практического сионизма и писал: "Одна коза, приобретенная евреем в Эрец Исраэль, важнее десяти гимназий". Палестинофильские идеи и пропаганда возвращения евреев в Эрец Исраэль пронизывают все последующее публицистическое и литературное творчество Лилиенблюма. Ценя литературу лишь как рупор полезных обществу идей, Лилиенблюм игнорировал язык, образность, стиль и другие элементы художественности, не принимал любовную лирику; Каббалу и хасидизм считал опасными мистическими отклонениями, уводящими от жизненных проблем. Вместе с тем умение Лилиенблюма ясно и сильно выражать свои мысли простым, лишенным украшательства языком оказало значительное влияние на формирование публицистики конца 19 в. - начала 20 в. на иврите. Умер М.-Л. Лилиенблюм в 1910 году в Одессе.

Серия сообщений "Их имена - на карте Хайфы":
Часть 1 - Можно назвать Фото дня организация “Партнерство Хайфа-Бостон”
Часть 2 - Шауль Черниховский
...
Часть 8 - Фредерик Киш – Великобритания. Brigadier Kisch (1886-1943)
Часть 9 - Мартин Бубер
Часть 10 - Улица MAL'AL. Мойше-Лейб Лилиенблюм
Часть 11 - Feyzer. Даниэль Фэйзер
Часть 12 - Улица Мельчет в Хайфе
...
Часть 22 - Хавива Райх (1914-1944)
Часть 23 - Келлер. Вице-консул Германии в Хайфе.
Часть 24 - Бервальд
Рубрики:  Евреи в искусстве, науке, литературе, политике
Их имена - на карте Хайфы
Заметки на полях

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку