Трудно сказать, сколько всего существует портретов Анны Ахматовой, – ее писали знаменитые художники начала ХХ века: Амадео Модильяни, Зинаида Серебрякова, Натан Альтман, Юрий Анненков, Кузьма Петров-Водкин и многие другие, и на всех полотнах она абсолютно разная.
Чеканный профиль, нос с горбинкой, прямая челка, королевская осанка – ее черты знакомы каждому школьнику.
Но есть что-то неуловимое, изменчивое, что всегда словно ускользает от художников.
И загадка Анны Ахматовой так и остается неразгаданной
Амадео Модильяни. Анна Ахматова. 1911г
й
В 1910 году, во время медового месяца с Николаем Гумилевым в Париже, Анна Ахматова познакомилась с молодым, еще не известным
и бедным художником Амедео Модильяни.
Он предложил написать ее портрет, и она согласилась.
Ахматова никогда не говорила о том, какие чувства между ними тогда возникли, но художник написал несколько ее портретов и продолжал писать ей письма после ее отъезда.
Гумилев ревновал жену и называл Модильяни «вечно пьяным чудовищем».
Но через год они разругались, и Ахматова снова поехала в Париж к Модильяни.
Они провели вместе три месяца. К сожалению, большинство его работ не сохранилось – то ли сгорели во время пожара, то ли тщательно скрывались самой поэтессой.
Это было 16 карандашных рисунков, один из которых она всегда носила с собой.
В 1914 году был создан один из самых знаменитых портретов Ахматовой кисти Натана Альтмана.
Натан Альтман. Анна Ахматова. 1914г
Он увидел ее царственной, величественной, самоуверенной, но одновременно хрупкой, беззащитной и женственной.
Художник пытался передать саму ее сущность, созданный им образ настолько притягателен, что многие называют эту работу лучшим портретом поэтессы.
Ольга Кардовская. Портрет Анны Ахматовой 1914г
Осенью того же года художница Ольга Кардовская записала в дневнике: «Сегодня у меня позировала Ахматова. Она своеобразно красива, очень высока, стройна, обаяние модели царит надо мною, страшно отвлечься, хочется работать и жить этой работой». Созданный ею образ несколько идеализирован и смягчен.
Юрий Анненков.Портрет Анны Ахматовой 1921г
В 1921 году образ на портретах существенно меняется, в нем становится все больше трагизма, скорби и обреченности. О рисунке пером Юрия Анненкова Евгений Замятин писал: «Портрет Ахматовой – или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне». Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Этот портрет в 2013 году был продан на торгах аукционного дома Sotheby’s за 1,380 млн долларов.
Зинаида Серебрякова.Анна Ахматова. 1925г.
В 1922 году появились два новых портрета, создающие кардинально противоположные образы. Ахматова Зинаиды Серебряковой – трогательная, нежная, необычайно женственная.
Кузьма Петров- Водкин. Анна Ахматова 1926г
Абсолютно иной увидел ее Кузьма Петров-Водкин, на его портрете запечатлен сдержанный и строгий стоик, мужественно переносящий испытания, поэт, поглощенный тем, что происходит внутри. Его Ахматова лишена привлекательности и женской прелести, в ее лице больше мужских черт.
В 1927-1928 годах серию графических портретов Ахматовой пишет художник Николай Тырса.
Николай Тырса-1927-1928г
Николай Тырса. Анна Ахматова. 1927-1928г
Эти портреты лаконичны, но очень выразительны. Они выполнены в необычной манере – копотью от керосиновой лампы в сочетании с акварелью. Художник создал тонкий, строгий, поэтический, одухотворенный и скорбный образ поэта.
Михаил( Моисей) Лянглебен. Анна Ахматова. 1964г.
На портрете 1964 года художника Лянглебена – измученная болезнями и невзгодами, но не сломленная женщина, пережившая смерть мужа, арест и заключение сына, литературную травлю и забвение. Позже ее талант признают во всем мире.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/181215/27639/
|
|