Сегодня мы всей Россией отмечаем важнейший праздник – День народного единства. Для нашей много...
С Е Й Ч А С Н О... - (0)С Е Й Ч А С Н О Россию любить не модно, Не выгодно и опасно. Но честно и...
Замки Нидерландов:Хеесвейк(Heeswijk Kasteel) - (0)Замки Нидерландов:Хеесвейк(Heeswijk Kasteel) ...
«Снежная королева» в иллюстрациях датской королев - (0)«Снежная королева» в иллюстрациях датской королевы Снежная королева датской королевы ...
Анналену Бербок подвергли форменному унижению в Китае: Пекин подал четкий сигнал Берлину... - (0)Анналену Бербок подвергли форменному унижению в Китае: Пекин подал четкий сигнал Берлину... В Инт...
Янтарная комната в Большом Екатерининском дворце |
Янтарная комната — шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Великой Отечественной войны. В отделке преимущественно использовался янтарь — большой кабинет состоял из янтарных панелей, украшений и панно. Создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Б. Ф. Растрелли, так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше того помещения, где она была выставлена в России. Считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе.
Большой тронный зал Екатерининского дворца
История создания Янтарной комнаты
Создание Янтарной комнаты по планам Иоганна Фридриха было начато в 1701 году датчанином Готтфридом Вольффрамом и закончено спустя десять лет данцигскими мастерами по заказу прусского короля Фридриха. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Первое время разобранный на части Янтарный кабинет находился в Меншиковском дворце, а затем упакованные в ящиках янтарные панно сложили в нижнем зале в Людских палатах Летнего сада, где они пролежали четверть века.
Вспомнили о них, когда на российский престол взошла дочь Петра I, Елизавета Петровна. В 1743 году она повелела установить Янтарный кабинет в третьем Зимнем дворце и поручила это дело итальянскому мастеру Александру Мартелли, дав ему в помощники тогда ещё молодого архитектора Б. Ф. Растрелли. А когда в начале 1750-х гг. Елизавета Петровна задумала построить загородную резиденцию, не уступающую по размаху и роскоши лучшим парадным резиденциям Европы, она повелела архитектору двора Растрелли построить парадный дворец и перенести туда Янтарный кабинет, он его «исправил» и к 1770 году кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши.
В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте. Как выяснилось уже в наши дни, «восьмое чудо света» оставили из-за того, что Янтарная комната не была включена в эвакуационный план 1936 года, составленный на случай войны, а утверждённый советским правительством расширенный эвакоплан 1938/39 годов загадочным образом исчез. Не имея санкции на эвакуацию столь значимого произведения искусства, музейные работники не стали его эвакуировать, да и не могли, в июле 1941 года в штате Екатерининского дворца-музея осталось всего 5 человек, почти все женщины.
Эвакуировать такую «махину» они физически не могли. А немцы, захватив 18 сентября 1941 года г. Пушкин и ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату. Похищенное сокровище предназначалось для «музея фюрера» в Линце. Поэтому для его вывоза в начале октября 1941 г. в Пушкин прибыли два офицера-искусствоведа, выполнявшие особые поручения Гитлера. Как установил спустя сорок лет подполковник разведки «Штази» Пауль Энке, занимавшийся в составе особой группы поисками Янтарной комнаты, названные посланцы фюрера в середине октября 1941 года демонтировали и вывезли Янтарную комнату, которая до конца войны должна была храниться в подвалах Рижского замка, откуда потом её надлежало отправить в Линц.
Однако гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга, попросили Гитлера выставить Янтарную комнату в Кёнигсбергском замке. Разрешение было получено, и в ноябре 1941 года сокровище отправилось в Кёнигсберг. С апреля 1942-го по август 1944 года панели Янтарной комнаты были смонтированы в одном из музейных залов Королевского замка Кёнигсберга, который по размерам был существенно меньше Янтарной комнаты в Царскосельском дворце. C тех пор примерно треть «лишних» янтарных панно хранилась отдельно в подвалах замка. В ночь на 30 августа 1944 года в результате массированного налёта английской авиации в замке случился пожар, при котором шесть цокольных янтарных панелей оплавились, о чём 2 сентября доктор Роде сообщил своему начальству в Берлин.
Однако остальные янтарные панели не пострадали. Их упаковали и сложили в Орденском зале замка, уцелевшем после бомбёжки. По приказу из Берлина в январе 1945 года ящики с янтарными панелями попытались вывезти в глубь Германии, но не смогли, так как советские танки перекрыли железную дорогу. Поэтому ящики с янтарными панно хранились в Орденском зале Кёнигсбергского замка вплоть до начала штурма города советскими войсками утром 6 апреля 1945 года. Поздно вечером 9 апреля 1945 года замок был занят советской воинской частью, а 11 апреля в разрушенном замке неожиданно начался пожар.
Судьба янтарных панно, находившихся в замке, сложилась особо. А про судьбу основной части «лишних» деталей Янтарной комнаты узнал знаменитый немецкий кладоискатель Георг Штайн установил, что в начале 1945 года янтарные панели были размещены в старинном замке Рейнхардсбрунн, а в начале апреля 1945-го вместе с другими культурными ценностями, награбленными гитлеровцами, спрятаны в саксонской соляной шахте. В мае 1945 года сокровища этой шахты нашли американцы и вывезли в США, а информация об этой операции была строго засекречена. Узнав об этом, в августе 1987 г. Штайн решил дать по сему поводу пресс-конференцию, однако накануне её он погиб. Труп Штайна нашли в густом лесу под Мюнхеном с восемью колото-резаными ранами в животе. А вскоре после этого скончался и 42-летний подполковник Энке.
Немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села и незаконно увёзший часть её на родину в качестве «сувенира» передал его на временное хранение некоему нотариусу. Впоследствии этот нотариус попытался эту мозаику продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали её, его самого судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на неё городу Бремену, который и передал её музею-заповеднику «Царское Село». 29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и. о. президента РФ В. В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты — флорентийскую мозаику и янтарный комод.
Воссоздание
В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты. Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива.
В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны (компания E.ON Ruhrgas). В настоящее время доступна для посещения в Екатерининском дворце. Основатель, совместно с Юлианом Семёновым, Международного комитета по поиску Янтарной комнаты барон Эдуард фон Фальц-Фейн отмечал: «Искали 20 лет, потратили на экспедиции по всему миру невероятные деньги, собрали громадный архив, чтобы потом узнать, что комната сгорела». Посещавший старую комнату, он высказал мнение, что восстановленная комната сделана лучше, чем прежняя.
Янтарная комната - время империй,
Высоких побед, совершенства, стремлений...Воздвигнута ярким искусством творца -
…. Дворец, симметрично панели висят, Изящные камни, как будто парят.
Целительной силой насыщены стены, Разбита венцом театральность арены,
Вписался под рамой рисунок герба,И музой весенней поют зеркала.
И музой весенней поют зеркала. В тончайшей органике хрупкой структуры,
Медовым оттенком застыли фигуры, Орнамент узоров в сияющий строй
Глаза покоряют чудесной игрой... Панно, как картины, а сколько в них сцен,
Глубоких познаний, души, перемен! Нельзя угадать чуткий жанр янтаря,
В котором есть сила любви, бытия. Резьба золочёная, яшма, агат,
Мозаикой стиля создали парад И свечи, как люстры в прозрачный хрусталь
Опять зажигают природный янтарь. Вальс камни поют и восходит звучанье,
На миг прерывается нота молчанья, Шедевр ожил первобытным огнём,
И слёзы скользят по панно янтарём!
В. Клементьев
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Янтарная_комната
Рубрики: | Живопись .Искусство. Храмы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |