Ежегодный забой бельков. Кого это волнует?!
Забой бельков происходит в короткий промежуток времени, когда самки тюленя устраивают залёжки на льду, где происходит щенка (роды). У беломорской популяции тюленей этот период выпадает на конец февраля — начало марта и занимает не более 10 дней. В этот ограниченный срок к местам залёжки отправляется множество судов. Часто этому сопутствуют разного рода происшествия, которые нередко сопровождается человеческими жертвами. Кроме Белого моря, гренландский тюлень так же широко распространён в Северной Атлантике и морях Северного Ледовитого океана — Гренландском, Баренцевом, Карском. Традиционно забой бельков осуществляется при помощи дубин.
Одной из первых организаций, которая встала на защиту бельков является Международного фонда защиты животных IFAW . Именно охрана бельков гренладского тюленя явилась причиной создания этой организации. Началом любого нужного дела служит инициатива и решительность какого-то одного человека. Для Международного фонда защиты животных IFAW таким человеком стал Брайан Дэвис. В 1961 году Брайан Дэвис, уроженец Великобритании, переехал в Канаду. Там он участвовал в работе Общества борьбы против жестокого обращения с животными, а затем занял пост ответственного секретаря этой организации в Нью-Бронсвике. В 1965 году, будучи представителем и экспертом этой организации, он поехал на промысел тюленя в Канаде. Брайан был потрясен увиденным. В своей книге «Красный лед, моя битва за спасение тюленей» он написал: «Тогда я впервые увидел бельков, залитый кровью лед и свежесодранные шкуры. Тогда же произошла встреча с Джеком и Джилл, которая изменила мою жизнь». Джек и Джилл — так Брайан назвал двух бельков, которых после бойни зверобои привезли с собой в деревню как живую игрушку для детей, про которую ребятишки через несколько часов забыли. Брайан забрал тюленят домой и стал выкармливать. Эта история привлекла внимание журналистов, все газеты Канады поспешили рассказать об этом событии. Брайану Дэвису стали приходить письма, люди поддерживали его, многие хотели помочь. И Брайан решил, что спасение тюленей — это его миссия в жизни, а массовый отклик людей и их желание помочь могут принести гораздо больше пользы, если будут хорошо организованы. Так в 1969 году появился Международный фонд защиты животных IFAW, а на логотипе фонда — белек и обнимающие его руки человека, как символ защиты животных от жестокого обращения. Вот почему охрана гренландского тюленя и прекращение варварской охоты на его детенышей — предмет особого внимания в деятельности IFAW. IFAW и сегодня ведет активную работу по защите гренландского тюленя как в Канаде, так и в России.
В дальнейшем к защите гренландского тюленя присоединилось много известных людей. Так в 1977 году Бриджит Бардо организовала демонстрацию возле норвежского посольства в Париже. Вскоре президент Франции ввёл запрет на импорт изделий из меха белька. Таким образом Франция стала первой страной, где были введены специальные меры направленные против истребления бельков. Позднее ряды известных защитников бельков пополнил Пол МакКартни, так же осуществивший несколько акций протеста и летавший на места забоя в Канаду.
В России в марте 2008 г. усилиями общественности впервые в истории был введен временный запрет на работу на льду, что автоматически препятствовало проведению охоты на бельков. Эта беспрецедентная победа, произошла благодаря широкому возмущению общественности и обращению к президенту знаменитых людей России. Андрей Макаревич, после громкой пресс-конференции с участием Елены Камбуровой, Константина Райкина, Лаймы Вайкуле, Михаила Ширвиндта, Ирины Новожиловой, связался по телефону с администрацией президента и губернатором Архангельской области и получил заверение в поддержке протеста. Лайма Вайкуле, Виктор Гусев, Артемий Троицкий, Алёна Свиридова, Александр Ф. Скляр совершили героический полет на вертолетах с высадкой на льды Белого моря к новорожденным тюленям, организованный Центром защиты прав животных "Вита". В поддержку протеста выступил Андрей Аршавин. Протест поддержали знаменитые артисты, музыканты, режиссеры, художники, скульпторы, академики, журналисты, спортсмены и телеведущие. Однако, пока отмена забоя детёнышей тюленя не закреплена законодательно, мало того, в конце марта зверобои на судах вышли в море и организовали охоту на подросшего детёныша тюленя — серку. Президенту РФ Дмитрию Медведеву было направлено новое обращение.
На данный момент в большинстве стран Европы и Северной Америки существуют ограничения связанные с промыслом белька. В США запрещён как сам промысел, так и торговля изделиями из меха белька. Практически на всей территории ЕС наложен запрет на этот вид деятельности либо он существенно ограничен законами. До 2009 года Россия являлась фактически единственной страной в мире, где промысел бельков разрешён. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, Россия является и главным импортёром изделий из тюленьего меха. Собственно добыча тюленьего меха (как правило более взрослых особей — серков) проводится так же в Канаде, Норвегии, Дании и Намибии. В Канаде же и самые высокие показатели добычи меха — до 300 тыс. шкурок за сезон. Кроме того, по мнению зоозащитников, существующие ограничения нарушаются, а власти препятствуют проникновению журналистов на места промысла.
Ключевая роль в добыче тюленьего меха и сбыта изделий из него принадлежит норвежской компании «Рибер-Скин», имеющей обрабатывающие фабрики в Норвегии и Канаде (планируется строительство и в России). Однако, несмотря на планируемое увеличение квот на забой детёнышей тюленя (в России и Канаде), рынок остаётся крайне неустойчивым, так в 2006 году «Рибер-Скин», сожгла 10 тыс. тюленьих шкурок, будучи не в состоянии их реализовать.
ДАЛЕЕ - ЦИТАТА:
http://ru-resident.livejournal.com/95775.html
«Во время забоя белый лед под ногами у зверобоев становится красным от крови бельков. Они кричат, как маленькие дети... Ведь бывает, что горе-охотник промахивается, убить с одного удара не удается. И белек голосит как ребенок. Окровавленные тушки сваливают грудами. Новорожденный белек весит 8-10 кг, а забивают их через несколько дней после рождения. Потом несчастных животных затаскивают в салоны вертолетов. Вертолеты везут убитых детенышей в поморские деревни, где их ждут специально оборудованные цеха, основательно подремонтированные в начале этого года.
Утопая по колено в крови, грузные мужики и тетки большими ножами разделывают пока еще снежно-белых детенышей. Но вот шкурка отделена от туловища. Ободранных бельков сваливают в огромные железные чаны. Вокруг этих чанов наизготовку стоят поморские ребятишки с маленькими перочинными ножичками.
Их задача — вырезать бельковое сердце и отрезать маленький тюлений язык. И сердце, и язык белька слывут в этих местах деликатесами. Вертолетчики, которые перевозят умерщвленных детенышей гренландского тюленя в поморские деревни, домой, в Архангельск, с пустыми руками не возвращаются. Они везут тугие мешки, набитые сердцами и языками бельков.
Поморские ребятишки рады стараться: ведь за каждый полиэтиленовый мешочек, который они принесут летчикам, те их катают на своих машинах. Конечно, всего-то 500-700 метров — от заправки до разделочной, но зато сколько впечатлений! —Будущие зверобои растут, — так рассуждают и родители, и их знакомые, и знакомые знакомых. — А зверобои сопли не глотают.
Страшная жизненная философия? Страшная... 9-10-летний ребенок без содрогания режет тельце новорожденного белька. И в вертолет «на прогулку» эти дети в заляпанных кровью курточках и пальтишках забираются, забыв помыть руки после разделывания белька.
Вся кровавая свистопляска длится обычно дней десять. Именно за эти 10 дней и убивают 40-50 тысяч детенышей. Столько же освежевывают. Куда потом? Сваливают за забор. Или закапывают (недалече от места разделки). К грязи и вони тут все привычны. Так живут испокон веков. Так собираются жить дальше. И каждый год выходить на льды Белого моря, чтобы палками и баграми убивать новорожденных бельков. Вторая часть кровавой драмы происходит обычно в самих поморских деревнях, на так называемых фермах передержки.
Почему так торопятся зверобои в конце февраля-начале марта в это самое горло Белого моря? Новорожденные бельки свою снежно-белую шубку имеют в наличии только 7-10 дней, потом мех из белого превращается в серый. И бельков кличут уже иначе — серки. После того, как будет забито 40-50 тысяч животных, зверобои превращаются в звероловов: на вертолетах в деревни доставляют живых детенышей гренландского тюленя. Перевозят их гуртом, в сетках. Некоторые животные умирают прямо в чреве вертолета: не выдерживает маленькое тюленье сердце. Оно разрывается от страха. Обычно на передержку доставляют около 10 тысяч бельков. Клетки расставлены на обширной территории прямо под открытым небом. Срок «плена» — 2-3 недели. Именно за это время бельки превращаются в серков. И потом уже эту партию детенышей готовят к забою...
Бельки в клетках обычно молчат. Но если им делают больно, они совершенно отчетливо произносят: «Ма-а-ма». Их не кормят (считается, что должны жить за счет подкожного жира). Но известны случаи, когда детеныши или погибали от голода, или начинали есть друг друга…»
Видео по этой теме есть в моём дневнике.
Интернет-сайт IFAW(международного фонда защиты животных), где можно узнать об акциях, проводимых этим фондом, в защиту животных.
http://www.ifaw.org/ifaw_russia/index.php