Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов
Якоб ван Рейсдал
Якоб ван Рейсдал,( Рёйсдал, Рейсдаль) (Ruisdael, Ruysdael) (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала, испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса; работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (“Домик в роще”, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (“Еврейское кладбище”, Картинная галерея, Дрезден; вариант - в Институте искусств, Детройт). В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (“Вид деревни Эгмонд”, ГМИИ, Москва; “Пейзаж с водяной мельницей”, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (“Болото”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.
"Еврейское кладбище" 1657 Институт искусств, Детройт
"Мельница в Вейке" 1670, Рейксмузеум, Амстердам
"В лесу" 1682 Рейксмузеум, Амстердам
"Две водяные мельницы" 1650-е, Частное собрание
"Зимний пейзаж" 1682, Рейксмузеум, Амстердам
"Вид Харлема с полями" 1670-1680, Маурицхейс, Гаага
Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Круг пейзажных мотивов Якоба ван Рейсдала очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (“Горы Норвегии”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия.
"Пейзаж на закате" 1682
"Замок Бентхайм" 1680-е
"Площадь в Амстердаме" 1670
"Вид Амстердама" 1660-е
"Пейзаж с водопадом" 1665
"Пейзаж с мельницей" 1661
"Водопад" 1665-1670
"Зимний вечер" 1670
"Водопад в лесу" 1660-1670
"Волнорез.Гроза " 1670-1672 ЛУВР
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (“Радуга в штормовом море”, 1655, Рейксмузеум, Амстердам; “Волнорез”, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине “Морской берег” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
"Морской берег"
"Радуга в штормовом море" 1655
"Вид Харлема" 1665
"Пейзаж с лесистыми холмами и ручьем" 1660-e
"Большой дуб" 1652
"Дорога в дюнах" 1655
Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века.
"Водопад в Норвегии"
"Водяные мельницы"
"Пейзаж с мостиками через канал"
"Пейзаж с домом на холме"
"Речка в лесу"
"Пейзаж с путником"
"Крестьянские домики в дюнах"
"Зимний пейзаж с сухим деревом"
"Дорога на опушке леса"
"Горный пейзаж"
"Вид деревни Эгмонд" ГМИИ им Пушкина, Москва
"Болото" 1655-72
И два пейзажа дяди Рейсдала Саломона ван Рёйсдaла ...
Саломон ван Рейсдал "Христос на пути в Эммаус"
Саломон ван Рейсдал "Переправа на пароме в окрестностях Арнема"