“Бабло - как много в этом звуке…”
Сталкинг, в контексте творчества Карлоса Кастанеды, это способ направить внимание человека на самого себя с целью “выследить” свои привычки (автоматизмы). Попав под луч внимания, привычка, в конце концов, теряет свою обязательность, а избавление от обязательности дает свободу. Деньги очень привычны, настолько привычны, что делают большинство людей своими рабами.
Для человека, которого угораздило встать на Путь Воина или даже просто заняться саморазвитием, неотвратимо встает вопрос “Как Быть с деньгами?”. “Быть” именно с заглавной буквы, ибо деньги для современного человека часть Бытия. Пространство ответов на этот вопрос огромно, но для Воина ответ один - осознать! Дабы облегчить процесс осознания воспользуемся проверенным философским способом - зададим Вопрос. Так же вспомним, что постановка правильного вопроса требует наличия в нем как минимум половины правильного ответа. В поиске этой правильной половины нам поможет ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) т.к. Деньги есть одно из изобретений. Изобретения делаются для решения какой-то задачи и поэтому наш Вопрос будет звучать так - “Какую задачу решил человек изобретя деньги?” или проще - “Зачем людям Деньги?”
Изобретение, в отличие от открытия, представляет собой нечто, чего ранее в природе не было - т.е. изобретение является чисто человеческим продуктом и образцы такого продукта представлены вокруг нас в изобилии. Из этого изобилия можно выделить так называемые “идеальные” изобретения, которые представляют собой Идею. Именно эти идеи создают “вторую природу” - мир людей.
Первым изобретением такого рода стала членораздельная Речь как отражение Языка с абстрактными понятиями. Сам способ издавать и слышать звуки доступен и животным, у животных есть и язык, но человек умудрился наделить эти звуки абстрактным смыслом и произошло чудо - человек стал думать словами или точнее - он стал НАЗЫВАТЬ. Так из “картины” мира родилось “описание” мира и этим описание, в отличие от картины, появилась возможность поделиться.
Другим, не менее важным, чем передача информации, аспектом идеи Речи стала технология обучения той самой речи. Именно способность человека к обучению и наличие технология обучения сделали возможным второе идеальное изобретение - Письменность. Доступные нам исторические факты о письменности говорят о том, что первой областью ее применения была торговля, а первыми письменными документами были... товарно-транспортные накладные. Идея сопоставить с предметом графический символ позволила резко повысить, по сравнению с устным посланием, достоверность передачи информации, как на расстояние, так и во времени. Дальнейшее развитие этой идеи - записывать слова - позволило накапливать знания без привязки к памяти конкретного человека - нужно только научить людей грамоте.
Третье идеальное изобретение человечества - “Деньги” родилось, по историческим меркам, в один день со вторым. И то и другое изобретение опираются на связь “предмет - символ”, но деньги обладают магическим свойством превращать абстрактный символ во вполне конкретный предмет и на оборот. Для этой магии нужны двое - продавец и покупатель. Но о магии после, сейчас стоит вспомнить социальный контекст возникновения денег. Сложности “второй природы” к этому моменту достигла такого уровня, что затраты времени и сил на выменивание нужного товара составляли серьезную проблему и ее решали “денежным товаром” - как правило продуктами питания длительного хранения - зерном или скотом. У такого решения есть серьезный недостаток - сложность хранения и транспортировки, который, в прочем, имел и достоинство - зерно и скот можно было “дать в рост” в буквальном смысле и это было выгодно как дающему, так и берущему в займы. Именно это “достоинство”, по мнению автора, и позволило сыграть с деньгами злую шутку известную как “ссудный процент”.
Но вернемся к деньгам - для совершения купли-продажи нужно чтобы продавец согласился принять Деньги в обмен на Товар. Товар это то, в чем покупатель испытывает нужду – предмет (в широком смысле слова) обмена, а тогда что такое Деньги? По мнению автора, Деньги это тоже Товар, но товар идеальный, можно сказать супер товар, который хотят получить все и единственное назначение этого товара - обмен на реальный товар.
В контексте вышесказанного, ответ на вопрос “Какую задачу решил Человек, изобретя деньги?” звучит примерно так - Деньги устранили необходимость сложного обмена, превратив его в простую цепочку “Товар - Деньги - Товар”. С одной стороны - банально, а с другой стороны... магия - идея символа решает кучу проблем в реальном мире.
Второй вопрос “Зачем людям Деньги?” имеет такой ответ - “Для того, чтобы Один Человек мог получить что-то от Другого Человека”. И все!
В начале статьи речь идет об осознании. По мнению автора, осознанными можно считать те знания, которые можно применить на практике не задумываясь. Получение знаний предполагает такой этап как обучение. Больше всего систематически учат Письменности, меньше правильной Речи, а Деньгам не учат вовсе. На этом фоне парадоксально то, что в мире полно людей не умеющих писать и читать, но которые говорят и пользуются деньгами ежедневно.
Практика применения знаний о деньгах, собственно сталкинг, выглядит примерно так:
- Желание типа “хочу много денег” заменяем вопросом “Что я хочу получить от других людей за деньги?” Помним о том, что далеко не все нужное мне есть у других людей, и то, что далеко не все, что у них есть, они готовы обменять на деньги.
Сокращаем список:
- К сокращенному списку своих желаний применяем вопрос “А зачем оно мне нужно?” и отсекаем желания по маске ответа “Это круто!, мне будут завидовать Все!”
- Далее рассматриваем похудевший список на предмет “а может это стоит сделать своими руками или получить как то иначе?” Вспоминаем свои навыки, смотрим вокруг и себе под ноги, проявляем изобретательность, но помним об УпК;
- То, что осталось, подвергаем допросу с пристрастием - “А действительно ли я хочу именно этого?”:
- На покупку оставшегося зарабатываем деньги.
Такой подход позволяет избежать ситуации описанной в анекдоте как “водку продали, а деньги пропили”.
Это, безусловно, очень упрощенный алгоритм. Полный вариант опирается на выслеживание и трансформацию базальных комплексов, от которых исходит подавляющая часть потребностей. Такой сталкинг, в случае качественного проведения, сильно снижает потребности и за это его можно назвать демотиватором. Так что иногда приходится “себя заставлять”, что в терминологии того же Карлоса Кастанеды называется “контролируемой глупостью”.
Выдержка из F.A.Q о деньгах:
Q: Как заработать деньги?
A: Продайте людям свои услуги.
Q: А что люди вообще покупают?
A: Решение своих проблем.
А где же магия? Да как всегда - перед глазами, только надо снять с этих глаз пелену мифов и социальных стереотипов, в которых деньги изображаются как нечто самоценное. В этом смысле китайская монета с отверстием по центру весьма символична - деньги по сути своей дырка, как в головоломке “15” - пустое поле, которое позволяет всем остальным элементам совершать движение.
Осознанная потребность в деньгах сама по себе магична - как только появляется такая потребность, так буквально сразу возникает и возможность заработка. Тратить тоже надо активно, ибо накопления, в общем случае, препятствуют заработку. Это во многом подобно взаимодействию плода и материнского организма - потребности удовлетворяются по мере их возникновения. Кстати, по Грофу, пребывание в материнской утробе и есть тот самый Рай.
P.S.
С точки зрения ТРИЗ, отверстие в монете решает проблему кошелька - для переноски таких монет достаточно простого шнурка.