-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в jashma1

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

скажи мне что ты ищешь в интернете и я скажу кто ты..

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.09.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 450


Шедевры.

Суббота, 17 Июня 2023 г. 12:19 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Знаменитые краснодеревщики прошлого:Андре Шарль Буль (Andre-Charles Boulle)

       Андре-Шарль Буль ( 1642 — 1732)

французский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, творец особого стиля художественной мебели.

Cabinet on Stand; Attributed to André-Charles Boulle (French, 1642 - 1732
Андре-Шарль Буль родился в семье столяра-краснодеревщика, переехавшей во Францию из германского Гельдерна. Первоначальное художественное образование получил в мастерской отца. С 1666 года он уже возглавляет собственную мастерскую, в которой трудилось до 40 человек.


Комод работы Буля в Шантийи

Природа наделила Андре Шарля многими талантами- он и архитектор, и живописец, и мастер художественной мебели, и рисовальщик, и гравер. Шарль Буль, вероятнее всего, изначально был известен как живописец, на что указывают немногочисленные сохранившиеся записи о нем - первый платеж из королевской казны датируется 1669 годом, в качестве объекта платежа определяет ouvrages de peinture (с фр. — «живописные произведения»).

Detail from the bureau plat (writing table) made c. 1715 by André-Charles Boulle (1642-1732) for Louis Henri, Duke of Bourbon. 

Это позволяет предположить, что вначале Буль пробовал себя в качестве живописца. Однако именно предметы мебели принесли Андре-Шарлю Булю всемирную известность.

Cabinet, c. 1690, ebony, metal and tortoise shell, André-Charles Boulle, Cleveland Museum of Art

Furniture in the Cleveland Museum of Art

Bureau en ébène par André-Charles Boulle, femmes en bronze doré dans les angles (Château de Vaux-le-Vicomte)

Exhibit in the California Palace of the Legion of Honor, San Francisco, California, USA.

Table attributed to André-Charles Boulle. Musée Condé, Chantilly, France.

Château de Versailles, salon de l'abondance.

Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике «маркетри», получившая в его работах невиданное ранее разнообразие. В своих работах Буль изящно сочетал разные сорта дерева, в том числе экзотические индийские и южноамериканские породы, панцирь черепахи, слоновую кость, перламутр, латунь, серебро, бронзу и другие материалы.

Château de Versailles, salon de l'abondance. Élément d'une paire.

 

Partie supérieure d'un cabinet sur piètement transformé en cabinet bas d'André-Charles Boulle (1680-1700)

В 1672 году, по рекомендации Кольбера, он был представлен королю Франции Людовику XIV как наиболее искусный краснодеревщик Парижа, однако в патенте, наделявшего его привилегиями, Буль был записан как позолотчик и изготовитель маркетри, кроме того, он получил дополнительные преимущества свободы от торговых гильдий.

Людовик XIV выделяет Булю помещение в галереях Лувра, в котором мастер прожил до конца своих дней, и назначает придворным столяром.

Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность Ebeniste du Roy (в смысловом переводе - королевским мастером по эбеновому дереву, т. е. "чернодеревщиком"), Буль провел около трех лет во Фландрии. Правда, он прибыл в ту часть Фландрии, которая только что перешла во владение Франции в результате победоносной войны с Испанией.

Two Coffers on Stands; Attributed to André-Charles Boulle (French, 1642 - 1732, master before 1666)

Там он завершал свое обучение не только мебельному делу (в первую очередь, хитростям конструирования предметов мебели, которыми славились фламандские и голландские мастера), но также живописи, рисунку, граверному искусству. Ему повезло: довольно внезапно умер придворный столяр Жан Марсе, руководивший королевской мебельной мануфактурой, на место которого тотчас был избран молодой Буль.

Несмотря на высокое признание и обилие заказов, Буль постоянно нуждался в деньгах и даже был вынужден прибегнуть в 1704 к заступничеству короля, предоставившего ему полугодовую отсрочку для урегулирования долговых конфликтов.

В значительной мере затруднения с деньгами были вызваны страстью Буля к коллекционированию живописи. В 1720 году мастера ждал тяжёлый удар: почти вся коллекция, а также ателье с инструментами, материалами и большим числом готовых изделий погибли в пожаре.

Стиль мастера нашел множество последователей и был назван «стилем Буль» по имени своего автора. Большое число подражателей существенно затрудняет работу экспертов по определению авторства произведений Андре-Шарля Буля.

Example of Boulle Marquetry from the Wallace Collection, London

Example of Boulle Marquetry from the Wallace Collection, London. Boulle Marquetry furniture were made by André-Charles Boulle (1642 – 1732) and later his sons

В это время в Париже велись строительные работы по существенному расширению Лувра и объединению его с дворцом Тюильри - разумеется, с полным обновлением всей дворцовой меблировки.

Людовику нужна была резиденция, которая затмила бы блеск всех королевских дворов в Европе. В связи с этим он подумывал о переносе своей парадной резиденции в Версаль (в 17 км от Парижа), где уже был небольшой охотничий дворец его отца.

Строительные работы велись там с 1661 года, и архитектор Луи Лево расширил старый дворец в несколько раз. А в 1678 году, когда реконструкция парижского дворца была в основном завершена, Людовик окончательно остановил свой выбор на Версале как месте для своей главной резиденции.

Скорейшее превращение Версаля в жемчужину домостроительного и садово-паркового искусства было поручено архитектору Ж.-А. Мансару, живописцу Ш. Лебрену (дворец украсился его росписями) и садоводу-планировщику А. Ленотру. Все они были членами созданной в 1666 году Королевской академии архитектуры (Академия живописи и скульптуры была основана несколько раньше, в 1648 году).

Для полной реализации замыслов Людовика требовалось мебели не просто много - это должны были быть произведения высочайшего художественного достоинства.

Надо полагать, Буль представил доказательства того, что лучше него никто с этой задачей не справится. Под его руководством королевская мастерская к 1678 году была расширена в несколько раз и получила название "Мануфактура королевской меблировки"

.

В 1677, Шарль Буль женился на Anne-Marie Leroux. У них было семь детей, включая будущих краснодеревщиков Philippe (1678-1744), Pierre Benoit (1680-1741), Andre-Charles II (1685-1745) и Charles-Joseph (1688-1754). 

В течении многих лет он работал в Версале, где одними из ярчайших его работ были зеркальные стены, деревянные, мозаичные полы, инкрустированная мебель в кабинете дю-Дофин, который, к сожалению, не сохранился в первоначальном виде, но эскизы Буля, по которым меблировался интерьер сохранились и находятся в музее Искусства.

Шарль Буль не испытывал недостатка в дорогих заказах, поскольку, согласно сохранившейся корреспонденции, заказы поступали не только от королевского двора и французской знати, а и от многочисленных иностранных заказчиков. Кроме
французского короля, его заказчиками были многие герцоги
Франции, испанский король Филипп V, курфюрсты Баварский и
Кёльнский.

Страстью Шарль Буля было коллекционирование. Эта страсть была всепоглощающей: только при пожаре его салона было уничтожено 48 рисунков Рафаэля. Шарль с болезненной лихорадкой коллекционировал предметы искусства: рисунки, гравюры, картины, не пропуская ни одного аукциона, большие авансы клиентов уходили на покупку очередного произведения искусства для его коллекции. Коллекционирование стало для Шарля всепоглащающей манией, от которой, по рассказам его друга, выдающегося краснодеревщика невозможно было вылечить, и она преследовала его всю долгую жизнь.

В 1720 году на Буля обрушивается очередной удар злой судьбы - из-за пожара в одном из его салонов полностью сгорают двадцать его цехов со всеми многочисленными заготовками, инструментом и станками, материалами и большим количеством уже готовых изделий.

Все что удалось спасти от пожара было спешно продано для погашения огромных долгов, после чего, в надежде на финансовую помощь, регенту было отправлено письмо с ходатайством, которое так и осталось без ответа. Казалось, что над семьей Шарля судьба сыграла злую шутку.

The J. Paul Getty Museum. Cabinet on Stand; Attributed to André-Charles Boulle (French, 1642 - 1732, master before 1666), and medallions after Jean Varin (French, 1596 - 1672); Paris, France; about 1675 - 1680

В1732 году Шарль Буль умер, преисполненный заслуженной славы, многих последователей и подражателей своего стиля, долгих лет жизни и неиссякающих долгов, оставив после себя четырех сыновей, трое из которых также умерли в долгах.

Музеи и экспозиции

Коллекции мебели Андре-Шарля Буля можно увидеть в ряде музеев мира, среди которых:

Лувр, Париж
Собрание Уоллеса, Лондон
Музей Гетти, Лос-Анджелес


Кроме того, мебель Андре-Шарля Буля украшает интерьеры ряда французских дворцов:

Шантийи
Версаль
Во-ле-Виконт
Шеверни

Буль, Андрие-Шарль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

http://www.bmlisieux.com/litterature/asselineau/boulle.htm

P. Fuhring, “Designs for and after Boulle furniture”, in The Burlington Magazine, June 1992, pp. 350–62;
P. Hughes, The Wallace Collection Catalogue of Furniture, vol. II, London, 1996;
A. Pradère, Les ebenistes Français de Louis XIV à la révolution, Paris, 1989;
J-R. Ronfort (ed.), André Charles Boulle : Un nouveau style pour l’Europe, exh. cat., Paris, 2009;
J-P. Samoyault, André Charles Boulle et sa famille, Paris, 1979.
The Boulle Archives, Centre de Recherches Historiques, 92, rue La Fayette, 75009 Paris

Серия сообщений "Мебель":
Часть 1 - Лондонский музей Альберта и Виктории.Часть 4.Экспозиция старинной мебели
Часть 2 - Мебель после сундука
...
Часть 26 - Знаменитые краснодеревщики прошлого:династия Жакоб
Часть 27 - Знаменитые краснодеревщики прошлого:Томас Чиппендейл
Часть 28 - Знаменитые краснодеревщики прошлого:Андре Шарль Буль (Andre-Charles Boulle)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку