-Метки

art audrey kawasaki clittary hilton cosplay erotic art japanese dolls japanese retro photo japanese schoolgirls kinbaku shibari toshio saeki айну аквариум алина витухновская ама аниме арт страница арт страница арт страничка буддизм буддийский храм видео викторина всем привет! гастрономическая страница гастрономическая страничка гейша гейши дзэн иллюстрации историческая страница историческая страничка история кавалер ордена восходящего солнца ками камикадзе камикадзэ камон киото клип косплей куклы майко мон музыка национальный музей западного искусства одри кавасаки опросик оригами осень пасха плейкаст полезняшка полезняшки прикол притча сакура сакэ самураи самурай секс с осьминогом сибари синто сказка скачать книгу стихи суси сюнга тайко тануки токио тории тосио саэки традиции укиё-э фетиш флеш флеш-игра формоза фото фудзи хеллоуин хокку художник цветы япония японская геральдика японская живопись японская кухня японские девушки японские замки японские куклы японские монстры японские традиции японские храмы японские школьницы японский японский менталитет японский сад японский сонет

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Weekly Playboy
Weekly Playboy
13:12 21.09.2010
Фотографий: 21
Посмотреть все фотографии серии Nishiki-e
Nishiki-e
17:43 21.03.2010
Фотографий: 110
Посмотреть все фотографии серии Чай эпохи Мэйдзи
Чай эпохи Мэйдзи
21:00 29.10.2009
Фотографий: 30

 -Я - фотограф

Люк

Фан-клуб любителей Японии
1 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в JapanBlog

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 51720


Яри - японское копье

Пятница, 24 Апреля 2009 г. 19:39 + в цитатник
Kurokawa-no_Miyuki все записи автора

Копье является одним из самых древних и распространенных видов оружия на земле. Его история восходит к периоду возникновения первых каменных орудий труда, и с тех пор копье многие сотни лет верой и правдой служило человеку как для охоты на животных, так и для выяснения отношений между собой. Согласно японской мифологии, острова Японского архипелага были созданы двумя божествами, использовавшими для этой цели копье. Здесь отражено существенное значение копья для японского народа и тот факт, что копье было одни из наиболее древних видов оружия, использовавшихся на поле боя.

Среди праздников японской религии синто есть праздник копий (яри-мацури), отмечаемый до сих пор. В программу выступлений этого праздника входят показательные выступления с различным древковым оружием и соревнования на специальных копьях (сиай-яри), снабженных на конце подушечкой. Раньше в синтоистских храмах в качестве амулетов раздавались миниатюрные копья, причем человек мог взять такое копье на год с условием вернуть два. Многие синтоистские священнослужители хорошо владели копьем, поэтому термин осё может обозначать и мастера копья, и синтоистского священника.

Давно замечено, что внешний вид оружия во многом отражает душу и характерные национальные черты народа, его создающего. Копье не является исключением. При желании, между изящной формой клинка яри и этическими нормами, принятыми в среде самураев, можно было бы провести прямые и недвусмысленные аналогии. Сходство - результат не осознанного стремления кузнеца подчеркнуть это, а скорее внешним проявлением его понимания внутренней гармонии боевого искусства. Прототипы японского копья - яри попали на японскую землю с Азиатского материка. Ни одно из них не соответствовало в полной мере потребностям классического буси. Основание наконечника континентального копья было выполнено в форме шара с выемкой, в которую, словно рука в перчатку, вставлялось древко. Наконечник такого оружия мог в некоторых случаях, например при сильных тычках и последующих резких движениях, застрять в теле жертвы. Поэтому, как только позволил уровень развития техники обработки металла и изготовления оружия, буси создали наконечник копья, закрепляемый с помощью штыря, втыкающегося в древко и фиксируемого шнуром. Именно такой наконечник соответствует стандартному японскому копью.

Несмотря на прекрасные боевые качества, копье никогда не было популярно среди воинов, поскольку длина и вес этого оружия были слишком велики для их роста и силы. Однако любой воин мог сделать копье своим коронным оружием.

Яри (термин появляется в период Камакура (1185-1333гг.) - это общее название японских копий, самым древним из которых было хоко, имевшее сначала бронзовый, а потом железный наконечник. Хоко имело ромбовидное в сечении перо длиной около 25см и тулью для насаживания на древко; некоторые экземпляры имели также загнутый вниз крюк чуть выше тульи.

Не менее древним было и тэбоко ("ручное копье"), появившееся, очевидно, в период Нара (710-794гг.). Оно имело прямой или слегка изогнутый однолезвийный клинок длиной около 0.3м с выступающим ребром для усиления острия, которым можно было либо колоть противника, либо наносить ему короткие рубящие удары. Первоначально тэбоко имело короткое, обмотанное шнуром древко и, видимо, могло использоваться и как метательное оружие, но в период Намбокутё (1336-1392гг.) оно развилось в настоящее копье. Оно получило название кикути-яри в честь семейства Кикути из Хиго, где получило развитие.

Копье пользовалось наибольшей популярностью в период после монгольских нашествий, в конце XIIIв. Вплоть до середины XIX столетия яри состояли на вооружении регулярной японской армии. Помимо классического, применялись и другие виды копий, с разнообразными и разнокалиберными перпендикулярными отростками. Отростки эти уже не имели ничего общего с национальными чертами японцев и диктовались только техникой работы против конного воина. С его помощью противника цепляли и стаскивали с коня, нанося при этом если не смертельные, то довольно серьезные ранения.

Рассмотрим основные части копья яри. Классические копья яри имеют обоюдоострые клинки длиной от 0.15 до 0.90м, а длину древка - от 1.8 до 2.5м. И держат двумя руками, применяя различные перехваты, колющие и рубящие удары и удары подтоком исидзуци. Длина копий варьировалась от клана к клану.

Яри имело гарду цуба, полосы судзиганэ и укрепляющие кольца сэмэганэ. Иногда к древку копья возле наконечника крепили банты или кисти. Верхнюю часть древка (в которую входил хвостовик наконечника) лакировали и обматывали шнуром (сан-дан-маки), нижняя же часть древка обычно была просто из полированного дерева. Древки у яри, как правило, были круглыми или многогранными и делались из дуба или, реже, бамбука.

Все множество вариантов копья яри можно разделить на два основных вида - су-яри (или сугу-яри) (с прямым пером) и кама-яри ("копье-серп") (с одним или двумя дополнительными поперечными клинками).

Детали яри:
Исидзуки - подток (пробойник) на пяте древкового оружия
Мунэ - обух клинка
Сая - ножны
Синоги - ребро клинка
Сэн-дан-маки - обмотка древка
Сэмэганэ - хомуты на древке
Сэппа - шайбы
Ха - лезвие
Хабаки - крепежная муфта
Хо - наконечник
Хо-саки (или яри-саки) - остриё
Хоримоно - гравировка
Цуба - гарда
Эбу (или нагаэ) - древко

Яри с пером трехгранного сечения называется санкаку-яри, с пером ромбического сечения - рё-синоги-яри. Копье с пером в виде листа бамбука получило название сасахо-яри. Исключительно длинные су-яри называются оми-яри. Копье с укороченным древком для боя внутри помещения называлось тэ-яри. В отличие от классических яри, которые крепятся в древке с помощью хвостовика накаго, фукуро-яри  имеет тулью, в которую вставляется древко.

Самым известным типом кама-яри является дзюмондзи-яри, называемое также магари-яри. Это оружие имеет центральный прямой клинок и два боковых клинка эда одинаковой длины, слегка загнутые вверх. Обычно все клинки были обоюдоострыми и лежали в одной плоскости. Однако изредка встречались и другие варианты: например, центральный клинок мог быть заточен только с одной стороны. Дзюмондзи-яри с центральным клинком, повернутым на 90 градусов так, что плоскости клинка были обращены к боковым клинкам, назывался тэ-тигаи-дзюмондзи-яри. Это копье наделялось сверхъестественной силой, способной якобы охранить дом от враждебного воздействия. С течением времени оно становится церемониальным оружием, которое несли в богато украшенных ножнах с геральдическим узором впереди официальной процессии с участием высокопоставленных лиц.

Катакама-яри имеет один поперечный клинок или поперечные клинки разной длины. Согласно легенде, Като Киёмаса - знаменитый боевой генерал, ветеран корейской экспедиции 1592г. - часто охотился в Корее на тигров. Во время одной из таких охот гигантский тигр откусил одно из боковых клинков его дзюмондзи-яри. Однако Като Киёмаса победил тигра с помощью теперь уже катакама-яри, полностью оценив возможности этого оружия.

Отдельно стоят еще два типа японских копий. Первое - каги-яри - очень похоже на обычное копье яри, но имеет крюк (а не боковой клинок) у основания наконечника, загнутый вверх и предназначенный для блокирования и захвата оружия противника. Второе - бисямон-яри - представляет собой оружие, центральный клинок которого по бокам снабжен двумя боковыми клинками в форме полумесяца.

Также существовало огромное количество оружия, замаскированного под обычные палки, шесты, посохи и прочие обычные предметы. Наконечник копья мог отстреливаться или отвинчиваться, оставаясь на цепи; внутри древка могла располагаться цепь с грузиком; известны были и телескопические копья. Так, замаскированное под безобидный посох пилигрима сякудзё-яри имело скрытый, выскакивающий наконечник. Однако это оружие не являлось массовой продукцией, используемой военными.

Для охоты на медведя применяли куда-яри ("копье с трубкой"), которое имело короткую (около 10см) трубку с круглой гардой, свободно перемещающуюся вдоль древка. Рыболовы применяли гарпун мори и специальное рыболовное копье тисима-яри.

На пяте древка монтировался подток исидзуки. Он выполнял две основные функции: служил противовесом наконечнику и дополнительным поражающим элементом.

Знатный буси на коне носил копье прикрепленным к правой ноге или стремени с помощью железной или медной опоры для копья яри-атэ (иногда называемой также яри-хасами или яри-саси). Пехотинцы асигару носили свои копья (и часто копья своих офицеров) на плечах.

Существовали и метательные копья. Самым известным их типом является утинэ - короткий тяжелый дротик с оперением общей длиной около 45см, из которых 8-15см приходится на трех-четырехгранный наконечник. Он появился в XIVв. и сразу получил быстрое распространение. Более длинными и мощными дротиками были нагэ-яри, или нагуя; в отличие от утинэ они не имели оперения и короткое древко сужалось к концу, противоположному наконечнику.

Все японское оружие в обязательном порядке снабжалось лакированными ножнами, а также матерчатыми чехлами для них. Изготовление ножен для разветвленного древкового оружия требовало большой изобретательности от их изготовителей. Копьеносцы разных кланов имели различной формы ножны с особой отличительной отделкой, например рельефной или гладкой лакировкой или покрытием чехлов короткими или длинными волосами. Волосы использовались не только в декоративных целях, но также для предохранения от дождя.


Содзюцу - искусство фехтования копьем - часто рассматривалось как проявление грубого индивидуализма, поскольку смерть от ран, нанесенных этим оружием, обычно была медленной и мучительной. Содзюцу учило буси рассматривать копье с точки зрения его возможностей, нежели в качестве универсального тактического средства. Копье мог использовать и конный, и пеший воин. Модификации наконечника копья, включавшие дополнительные режущие поверхности, расширили возможности его применения по сравнению с возможностями обычного наконечника. Копье стало использоваться не только для прямых атак, но и как режущий, цепляющий и вспарывающий инструмент. Но базовая механика содзюцу оставалась неизменной, и буси в первую очередь осваивали цуки - прямой колющий удар. Классический воин, тренирующийся с копьем, усваивал необходимость большой дистанции (ма-ай) для поражения цели. Соответственно, он старался не допускать большой ма-ай, сражаясь своим основным оружием - мечом против вооруженного копьем противника.

Хотя копья с успехом применялись и пешими и конными воинами, все же они считались оружием пехоты, ряды которой в большинстве своем состояли из молодых людей неблагородного происхождения. Раз так, то и технике владения копьем их обучали, не вдаваясь в подробности. Показали несколько приемов - и хорошо. В те времена пехота воевала не столько умением, сколько числом. На хорошую подготовку не было времени, да и небезопасно это было с точки зрения последствий неповиновения или открытого бунта.

Совсем другое дело - самураи. Они осваивали этот предмет, что называется от корки до корки. Не случайно изучение яри-дзюцу, наряду с кен-дзюцу, входило в разряд первоочередных дисциплин при обучении владения оружием. Копье длиннее шеста, но так же, как и бо, оно позволяет вести поединок на различных дистанциях с применением широкого диапазона технических приемов.

Учебное копье, безопасное в обращении, с помощью которого отрабатываются боевые связки, изобретение отнюдь не наших дней. Его применяют уже многие десятки лет. Конечно, вместо современных материалов в прошлом на конец такого копья надевался обыкновенный кожаный мешок в форме шара, набитый обрезками материи. Конструкция очень простая и вместе с тем надежная.

Около 450 рю посчитало необходимым включить содзюцу в свои системы обучения. И здесь Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю претендует на первенство в качестве исторически подтвержденного источника содзюцу.[more/]

Источники:
"Классические будзюцу" (Дон Ф. Дрегер)
"Вооружение самураев" (К.С. Носов)








Метки:  

Процитировано 9 раз

Хазуки_Норомашу   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 20:02 (ссылка)
А где изображение копья? (хотя бы одно)
 (402x302, 20Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Kurokawa-no_Miyuki   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 20:09 (ссылка)
Ох, куда же они пропали?!.
Сейчас исправлю
Ответить С цитатой В цитатник
Хазуки_Норомашу   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 20:10 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Kurokawa-no_Miyuki   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 20:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Хазуки_Норомашу

кстати, красивое копье, пополню им свою небольшую коллекцию, спасибо))
Ответить С цитатой В цитатник
Хазуки_Норомашу   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 20:16 (ссылка)
Kurokawa-no_Miyuki, Не за что. Оно есть еще с разных ракурсов....))
Ответить С цитатой В цитатник
Chibi_kawaii   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 20:19 (ссылка)
спасибо за статью)
Ответить С цитатой В цитатник
Ryusei_Yamagawa   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 20:46 (ссылка)
Спасибо большое))
Ответить С цитатой В цитатник
Тён_Эйрэй   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2009 г. 23:17 (ссылка)
Спасибо!
Есть у меня фото двух оми. Одно с летней выставки "Самураи".
Ояри, автор Тадамицу. На копье дата "3 год под девизом Тёкё" (это 1489г.)
 (331x599, 45Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
DaKoo   обратиться по имени Суббота, 25 Апреля 2009 г. 04:19 (ссылка)
понравилось чуть больше, чем полностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Kurokawa-no_Miyuki   обратиться по имени Суббота, 25 Апреля 2009 г. 08:39 (ссылка)
Тён_Эйрэй, спасибо, красивое, для меня, копье: люблю простые силуэты)))

DaKoo, интересный отзыв)) рада поделиться ;)
Ответить С цитатой В цитатник
unicon   обратиться по имени Суббота, 25 Апреля 2009 г. 11:33 (ссылка)
Отличная статья!
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Падающий_Юки   обратиться по имени Суббота, 25 Апреля 2009 г. 22:11 (ссылка)
интересно))
Ответить С цитатой В цитатник
timemechanic   обратиться по имени Понедельник, 08 Марта 2010 г. 21:17 (ссылка)
Большое спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку