Цитата сообщения LNora
Арлекин, Пьеро, Коломбина ...
Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре).
Paul Cezanne (1839-1906) ."Pierrot i Arlekin", 1888
Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.
Giovanni Domenico Ferretti . "Arlekin and Colombina "
Cамые популярные маски: Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин,
Пульчинелла, Коломбина и другие...
Первые известные гастроли во Франции были отмечены в 1571 г., когда труппа актёра Джан Ганассы в течение полугода давала представления при дворе короля Карла IX.И больше, как во Франции, нигде влияние комедии не было столь велико. Французские актёры часто не носили маски, а только белили лицо мукой (это были так называемые барбулье́), и даже игравшие классических персонажей актёры парижского Театра итальянской комедии предпочитали иногда играть без масок.
Philipe Mercier. "Pierrot and Harlequin"
Некоторые персонажи итальянской комедии были изменены; так, Пульчинелла превратился в Полишинеля, а Педролино — в Пьеро .
Этот персонаж представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху - он ловкий, изворотливый, однако часто попадающий впросак.
Comerre, Leon (1850-1916) ." Pierrot", 1884
Арлекин - слуга. Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов — зелёный, голубой, красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как другие и должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.
Сlaude Verlinde. "Arlekin"
Коломбина - традиционный персонаж итальянской народной комедии масок , служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Большую популярность получила во французском театре. Крестьянская девушка, в городе чувствующая себя неуверенно и непривычно, служанка, как правило при Панталоне или Докторе, маску не носит, первоначально это деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина; подчёркивается её честность и порядочность, а также всегда хорошее настроение. Во французском театре крестьянские черты Фантески стёрлись, маска приобрела характер типичной французской субретки.
Sand Maurice. "Colombina", 1683
В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 года. Это стало популярной забавой, и к концу XVIII в. в московских и петербургских домах периодически устраиваивались венецианские карнавалы с разными куриозными и чудесными масками. С приходом к власти императора Павла эти карнавалы ушли из жизни горожан, что совпало по времени с упадком комедии дель арте в самой Италии.
Новая волна интереса к наследию комедии дель арте началась уже в начале XX века, когда к ней обратилась целая плеяда русских артистов и художников.
Джованни Доменико Тьеполо. "Влюбленный Пульчинелла", 1797
Watteau, Jean-Antoine ( 1684-1721). "Arlequin, Pierrot and Scapin"
Гийом Сеньяк." Объятия Пьеро", 1895
Auguste Toulmouche (1829-1890)
Longo Mancini, Francesco (1880-1954) ."Pierrot guitariste"
Бальдомеро Ромеро Рессенди."Arlekin"
Пабло Пикассо. "Арлекин с бокалом", 1905
Пабло Пикассо. "Задумчивый Арлекин", 1901
Пабло Пикассо ."Поль в костюме Арлекина"
Поль Сезанн. "Арлекин", 1888-1890
Хосеп Кусакс и Кусакс. "Арлекин", 1884
Франциска Муньос и Мануэль Херрера
Renoir, Pierre-Auguste (French 1841-1919)."The white Pierrot (Jean Renoir)"
Педро Пруна. "Пьеро", 1928
Эваристо Валле. "Пьеро", 1909
Зинаида Серебрякова." Автопортрет в костюме Пьеро", 1911
Зинаида Серебрякова. "Портрет Таты в костюме Арлекина", 1921
Кларенс К. Чаттертон. "Арлекин", 1918
"Pierrot and Arlekin"
Тома Кутюр. "Арлекин и Пьеро", 1857
Василий Шухаев, Александр Яковлев. "Автопортреты (Арлекин и Пьеро)", 1914
Александр Шевченко . "Пьеро и Арлекин (Братья-жонглеры Сирано)", 1920
Маттейс Нево (1647-1726). "Освещенная комната"
Константин Сомов. "Арлекин и дама", 1910
Константин Сомов. "Влюбленный Арлекин", 1912
Константин Сомов. "Итальянская комедия", 1914
Константин Сомов. "Пьеро и дама", 1910
Константин Сомов. "Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой", 1909
Константин Сомов. "Язычок Коломбины", 1915
Szantho, Maria (1897-1998)
Geiger, Richard (1870-1945) ." Pierrot and Columbine"
Stieborsky, Georg Willy (1881-1966) ." Harlequin and Columbine"
Эдгар Дега. "Арлекин и Коломбина"