Главная героиня мелодрамы Маша приехала в Москву из небольшого провинциального городка, чтоб...
Шопен - (3)Любимые шопеновские вальсы
"Влюблённые" / вечерний кинозал - (0)Спасибо Фелечке за наводку. Не видала раньше этот фильм. А играют одни из самых любимых актёров: ...
Всем любителям СТАРОГО КИНО - (0)Всем любителям СТАРОГО КИНО. На сайте собраны старые фильмы СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, начина...
Смотрите замечательный мультфильм «Замбезия» - (0)В выходные, мы с дочкой посетили кинотеатр. Решили отвлечься от проблем и хорошо отдохнуть. У нас эт...
Город теней Алексея Титаренко |
ГОРОД ТЕНЕЙ. Серия фотографий Алексея Титаренко.
Фотограф, сумевший запечатлеть тающие на ладони сны Санкт-Петербурга, Венеции и Гаваны...
Один из самых талантливых и самобытных фотографов России Алексей Титаренко (Alexey Titarenko) родился в Ленинграде в 1962 году. В 1983 окончил отделение кино и фотоискусства Ленинградского института Культуры. Работы Алексея входят в собрание Государственного Русского Музея Санкт-Петербурга, а также в собрания более чем 20 музеев США и Европы.
"Прогуливаясь по городу, я как бы впитываю его в себя. Отбирая для съемки те объекты или события, которые вызывают во мне состояние поэтического возбуждения. Меня волнует присутствие скрытой печали в облике города. Призраками дорогого прошлого, тенями умерших, протягивающими мне свои бессильные руки, говоря "воскреси нас", явились для меня городские образы, умоляющие, взывающие, требующие их запечатлеть."
Прибегая к относительно длительной выдержке, фотограф приглашает нас войти в другое измерение, в измерение приостановленного времени, в котором призрачные тени колеблются и рассеиваются в пространстве.
Титаренко — один из тех фотографов-романтиков, которые до сих пор бродят по улицам с широкоформатной камерой и предпочитают аналог цифре, монохром цвету, а печать в собственной лаборатории многочисленным мастерским. И фотографии у него получаются соответствующие — живые и философские. Есть у Титаренко и собственная «фишка» — его игра со временем, позволяющая наполнить снимки еле заметными, но значимыми прозрачными тенями, показать дух движения и течения городской жизни. С помощью длительной экспозиции фотографу удается выделить главное, а печать и ручная обработка довершают создание уникальных картин.
Алексей Титаренко — "бодхисаттва" метафорической школы фотографии. Это не оспаривается, хотя (или тем более что) ни одного внятного определения метафорической школы найти не удастся. Равно как и еще хоть одного ее представителя. В самом существовании этой школы чувствуется некая условность, но Титаренко — человек серьезный, слов на ветер не бросает. Он не выставлялся в Петербурге одиннадцать лет, потому что ни один выставочный зал, галерея и даже музей не могли дать ему полную гарантию сохранности работ: после какой-то масштабной выставки работа вернулась к автору с заломами, и он прекратил выставочную деятельность в родном городе.
"Возникновение серии связано с желанием обрести иной, нетрадиционный зрительный ряд, обратиться к истокам фотографического процесса и к истокам самого восприятия. использование фотографии на некоем третьем, подсознательном уровне одновременно привело и к обогащению его языковой лингвистической образности, эмоциональной интеллектуализации, благодаря использованию длительной выдержки и особой работе над отпечатком в нетрадиционной технике "мокрой печати". Используемая в 1920-30х годах Ман Рэем, она позволяет создать изображение особого качества, придать уникальность позитиву. " А. Титаренко
Алексей Титаренко – фотограф с узнаваемым почерком. Его манера выбирать ракурс, уравновешивать композицию и растворять время в пространстве, наполняя реальные города призрачными образами света и теней, - уникальна. Его метафорический язык стал классикой современной фотографии и предметом интереса историков искусства. В ускользающих или мерцающих моментах реальности Петербурга, Венеции или Гаваны, вдохновивших художника на отдельные серии произведений, раскрывается глубинная суть городов, столь часто попадавших в объектив фотоаппаратов.
Титаренко смотрит не на архитектурные памятники, которые становятся частью образного мира, а за пределы улиц, площадей, бредущих по ним прохожих, - куда-то вдаль, или скорее вглубь, чтобы схватить философскую сущность происходящего. Словно разгадывает туманные смыслы, лежащие не на поверхности, а в душе городов. Неудивительно, что его произведения кажутся зеркалом души и мысли, опечаток которой накладывают на увиденное сначала сам фотограф, а затем его зритель.
Титаренко возвращает фотоискусство к его истокам – к точке соприкосновения с живописью. Как первые фотографы, он экспериментирует не только со снимком, но и с процессом проявки изображения, игрой отражения света и тени на поверхности бумаги. Благодаря верности чистому фотоискусству, незамутненному бездумными поисками провокаций, Титаренко остается одним из редких сегодня фотографов, удачно совмещающих в своем творчестве традицию и новаторство - в техническом и философском планах.
Ибо его живописная манера окрашивать города, здания и силуэты в монохромные цвета, техника своеобразной фотографической гризайли делают возможным рождение символов, метафор, призрачных образов реальности. Фотографический язык Титаренко часто называют метафорическим и даже спиритуалистическим: в той степени, в какой он приоткрывает потустороннее, феноменальное содержание времени и пространства. Долгая выдержка и намеренное движение фотоаппарата в горизонтальной, вертикальной или наклонной плоскости, воспроизведение эффекта несовершенства первых снимков в истории фотографии оставляют таинственные блики на площади Сан-Марко или Невском проспекте, погружая Венецию и Петербург в мистическую, нереальную атмосферу. Но расплывчатость образов, неуловимость мгновений и следы вечного движения городских улиц, оставшиеся на снимке в виде бегущей дымки, одновременно становятся для фотографа способом выразить его отношение к миру, мысль о безвременном и преходящем.
Так, «Город теней» - серия фотографий Петербурга 1992-1994 годов - становится метафорой нахлынувшего потока силуэтов в бурном ритме неспокойной переходной эпохи. Документальная фотография превращается в универсальную метафору, в которой каждый читает свою собственную историю.
Контрасты между образами четкими и расплывчатыми наполнены глубоким пластическим смыслом. На снимках Титаренко время словно становится третьим измерением пространства: длительная выдержка позволяет его приостановить, одновременно прочертив бесконечное движение города в тающих шлейфах линий и теней.
Впрочем, если фотографии наполнены неясными силуэтами, а города балансируют в невесомости испаряющихся линий, то их композиции выверены, напротив, с математической, ритмически-музыкальной точностью. Музыка – один из источников вдохновения Алексея Титаренко, который, к слову, был одним из инициаторов создания Благотворительного фонда содействия развитию классической музыкальной культуры Санкт-Петербурга
Точно так же, как фотография XIX века, на его творчество наложила отпечаток музыка той эпохи. Один из самых ярких примеров музыкального вдохновения фотографа – концерт для скрипки с оркестром Брамса, навеявший образы «Черной и белой магии Петербурга». Музыкальные ритмы могут определить настроение, движение персонажа, композицию фотографии в сочетании с литературными аллюзиями – еще одним источником вдохновения Титаренко.
Образный мир безвременного фантасмагорического Петербурга, каким он предстает на его фотографиях, странно напоминает туманный и таинственный город на Неве из произведений Гоголя и Достоевского. Сочетание метафорическая фотография приобретает еще больший смысл - не только в отвлеченном, но и в весьма конкретном плане. Фотограф обращается к излюбленному литературному приему, метафоре, словно перенося его в визуальное пространство. И, как сама метафора, произведения Титаренко глубоко поэтичны и скрывают множественность смыслов в своих туманных намеках.
Рубрики: | Фоторепортажи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |