Умер режиссер Владимир Мотыль | 'Не везет мне в смерти...' |
![]() news mazaika |
Твои билеты гаи, не проходим мимо, сдаем ПДД! |
![]() |
21 февраля 2010 года от пневмониискончался режиссер "Белого солнца пустыни" Владимир Мотыль. Народный артист был госпитализирован 5 февраля - все это время врачи безуспешно боролись за его жизнь.
Мотыль жил один. Скорую помощь ему вызвала консьержка. "Я Владимиру Яковлевичу позвонила утром — молчок. Думаю, может, спит, температура,— рассказала Александра Сергеевна.— Потом я ушла с дежурства, позвонила из дома — опять молчок. Вскоре мне позвонили из "Мосфильма" и попросили зайти, посмотреть, в чем дело. Мы с соседом постучали в дверь — не открывает. Пришлось вызвать скорую, милицию и ЖКХ. Дверь в квартиру открыли отмычкой, а он валяется на полу в коридоре".
Мотыль был госпитализирован с подозрением на инсульт. В отделении травматологии медики обнаружили у режиссера перелом шейных отделов позвоночника и пневмонию. Было решено перевести его в реанимацию…
Владимир Мотыль снял всего десять фильмов, последний его фильм "Багровый цвет снегопада" — был закончен в 2007 году. Некоторые события картины основаны на реальных фактах из жизни родителей режиссера. Он говорил, что кино было его детской мечтой — единственным культурным событием его ссыльного детства были "кинопередвижки".
Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском городке Лепель. Три года спустя его отца — польского эмигранта — арестовали и сослали на Соловки. Через несколько лет репрессировали его мать — педагога, ученицу Антона Макаренко. Володя вместе с ней оказался в ссылке на Северном Урале.
"Находясь в ссыльных местах с мамой, я с младенческих лет не имел доступа ни к каким очагам культуры, кроме кинопередвижек. Их привозили в маленькие городки Северного Урала и крутили фильмы Чаплина, "Веселых ребят", "Чапаева". И я смотрел подряд все сеансы, я жил кинематографом. После школы, попытавшись поступить во ВГИК, вернулся в Свердловск и поступил в театральный институт," — заявил режиссер в одном из своих интервью.
После института Мотыль работал режиссером Свердловского драматического театра, затем актером и режиссером в театрах Сталиногорска (Новомосковск) Тульской области, Нижнего Тагила. С 1955 года был главным режиссером Свердловского ТЮЗа. За время работы в театрах Урала и Сибири поставил более 30 спектаклей. В 1957–1960 годах Владимир Мотыль работал режиссером Свердловской киностудии. После 1960 года он не состоял в штате ни одной киностудии страны, чем немало раздражал Госкино. Снимал он вопреки рекомендациям чиновников от киноискусства, и всю свою творческую жизнь называл "преодолением".
Кинодебют Мотыля состоялся в 1963 году. Он снял на таджикской киностудии фильм "Дети Памира". В 1967 году по собственному сценарию совместно с Булатом Окуджавой снял фильм "Женя, Женечка и "катюша"". Военную комедию про мечтательного Женю Колышкина пытались запретить как отрицающую героизм советских солдат. На экраны фильм вышел только чудом.
В 1969 году вышла картина "Белое солнце пустыни".
Есть особый класс шедевров, которые получаются не благодаря удачному стечению обстоятельств, а скорее им наперекор. Именно такая судьба была у "Белого солнца пустыни". С самого начала стало ясно, что съемки будут сложными - в это время все силы советского кинематографа были брошены на создание киноэпопеи "Освобождение". У съемочной бригады не хватало денег, ресурсов, не было даже крана для камеры - мастерить его пришлось непосредственно на площадке из подручных средств.
Да и сам Мотыль не испытывал к этому проекту каких-то особых чувств. В то время он был одержим идеей снять фильм о декабристах, однако подобную довольно неоднозначную историческую тему никак не могли доверить столь неблагонадежному режиссеру, как Владимир Яковлевич. Отчасти из-за безвыходной ситуации он и согласился участвовать в съемках "Басмачей". "Я, прочитав сценарий, тоже отказался. И тогда Чухрай прочистил мне мозги: "Ты нигде не будешь больше работать, только как здесь!" - рассказывал позже сам режиссер.
Полученный фильм не удовлетворил начальство, поэтому Мотыля заставили переснимать многие сцены, менять сюжет. Кроме этого на него повесили вину за дебоши актеров, которые постоянно ввязывались в местных кабаках в драки (кровоточащая бровь Верещагина в сцене на баркасе абсолютно аутентична - ее рассекли ему во время стычки с местными).
В какой-то момент ситуация была такова, что фильм вполне мог и не выйти на экраны, но волей случая лента попала на закрытый показ к Брежневу. Генеральный секретарь пришел в восторг, и это решило судьбу фильма.
"Все мои фильмы сняты в состоянии полнейшей свободы", - говорил о своем творчестве Владимир Мотыль. После обласканного наградами "Белого солнца пустыни" Мотылю доверили-таки снимать кино про декабристов - так появилась "Звезда пленительного счастья". Но "состояние полнейшей свободы" в этом фильме возмутило цензоров, поэтому картина на долгих пять лет угодила на полку, а самому режиссеру запретили на это время что-либо снимать.
Только в 1975 году появилась на экранах историческая эпопея "Звезда пленительного счастья".
В 1976–1985 годах Владимир Мотыль работал художественным руководителем творческого объединения «Экран» Гостелерадио СССР. Был художественным руководителем фильмов "Нет дыма без огня" (1972), "Где ты, Багира?" (1976), "Мерседес уходит от погони" (1980). Снял фильмы "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" и "Жил-был Шишлов".
В 1980 году на киностудии "Ленфильм" он поставил фильм "Лес" по одноименной пьесе Островского, который разрешили к показу только в 1988 году. Картину запретили — показанное в ней ханжество, самодурство и разгул низменных страстей вызывали слишком живые ассоциации с состоянием партийной элиты. Мотыля отлучили от кино, и вернуться он смог только в годы перестройки, написав сценарий двухсерийной романтической притчи по мотивам рассказа Фазиля Искандера и поставив фильм "Расстанемся — пока хорошие" (1991).
В 80-е Мотыль работал в творческом объединении "Экран" в Останкине художественным консультантом для телефильмов молодых режиссеров. Там в 1984 году он создал сценарий и снял трагикомическую фантазию по мотивам чеховских новелл "Невероятное пари". Уже в перестроечный 87-й год режиссер поставил двухсерийный телефильм "Жил-был Шишлов" (1987) о российской глубинке.
В 1987–1997 годах Владимир Мотыль он вел режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР), в 1992–1998 годах был художественным руководителем режиссерского отделения ВКСР. В 1993–1996 годах Владимир Мотыль был руководителем независимой студии "Арион". С 2001 года руководил "Студией Владимира Мотыля".
В 2003 году Владимир Мотыль удостоен почетного звания Народного артиста России.
Режиссер неоднократно говорил, что для него в искусстве главное — "правда сердца". "Представьте, со мной всегда записная книжка, где записан отрывок Нобелевской речи Уильяма Фолкнера. Я не раз зачитывал ее своим новым студентам: "Убрать из своей мастерской все, кроме правды сердца, кроме старых и вечных истин: любви, чести, жалости, гордости, сострадания, самопожертвования, без которых любое произведение эфемерно и обречено на забвение. Год за годом я вижу, как с новых абитуриентов слетает шелуха, последние мои ученики радуют тем, что они вне суеты, стараются прикоснуться к незыблемым истокам вечных истин",— сказал Мотыль.
Владимир Яковлевич прожил долгую и интересную жизнь, полную борьбы. Но бороться стоило - ведь каждый раз, когда Федор Сухов вновь будет идти по песку под ярко-голубым небом Азии, Петруха попросит у Гюльчатай открыть личико, а Верещагин произнесет свое ставшее классическим "за державу обидно", мы будем вспоминать создателя добрым словом.
Прощание с выдающимся отечественным
Рубрики: | Культура Светская хроника В России Столица Видео, ролики, клипы, записи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |