-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ivfon

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.09.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 1778


Муз царственных мужчин.Матильда Кшесинская.

Суббота, 14 Июня 2014 г. 07:21 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Муз царственных мужчин.Матильда Кшесинская.

Муз царственных мужчин.Матильда Кшесинская.

4723908_image_4cdaaec81a37f (596x25, 5Kb)

4723908_7217ed33a331 (436x594, 59Kb)

Ее танец был естественным, как дыхание. живым, капризным, пленительным, теплым-таким же, как иона САМА. ошеломляющим, притягивающим помимо воли, ВЛАСТНЫМ, ЭНЕРГИЧНЫМ. в нем было ВСЕ ТО, ЧТО БЫЛО в ней .Танец был ее жизнью.

балет "Камарго                                                                                                      

 

Судьба этой балерины столь же эффектна, как и ее танец. Ее талант не знал себе равных в поклонниках, покровителях. После официального замужества ее родственниками стали представители династии Романовых и особы других венценосных фамилий Европы.

Файл: великий князь Сергей c1909.JPG

Великий князь Сергей Михайлович, Матильда Kshessinska Великий князь Андрей Владимирович1909

Драгоценности, которыми до революции располагала Матильда Кшесинская, оценивались в два миллиона царских рублей, а в ее знаменитый особняк в стиле «северный модерн» на Кронверкском проспекте для одного из представлений как-то раз привели живого слона.

Она была Примой Императорского балета, изумительно пластичной, с безупречной техникой каждого па.

"Эсмеральда"

В 64 года она исполнила любимую «Русскую» в Ковент-Гардене. Забывшие о чопорности британцы взорвали зал аплодисментами. Кшесинскую в шитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике вызывали на поклон 18 раз

Файл: театр Друри-Лейн - август 1808.jpg

Фигура Матильды Кшесинской плотно окутана коконом легенд, сплетен, слухов. Очень сложно разглядеть живого человека, очаровательную женщину, страстную, увлекающуюся в хитросплетениях слухов. Она была первой русской исполнительницей фуэте и балериной, которая могла сама распоряжаться своим репертуаром, блестящей, виртуозной танцовщицей, вытеснившей с русской сцены иностранных прим.

Кшесинская происходила из польской театральной семьи Кржезинских. По семейному преданию, прадед Матильды, Войцех был сыном и наследником графа Красинского, по некоторым причинам потерявшим титул и состояние. Единственным доказательством высокого происхождения был перстень с гербом графов Красинских.

Отец Матильды, Феликс Кшесинский, был непревзойденным исполнителем мазурки - любимого танца Николая I, который и выписал его из Варшавы в Санкт-Петербург вместе с другими танцовщиками. В Петербурге Феликс Иванович женился на балерине Юлии Доминской, вдове балетного танцовщика Леде. От первого брака у нее было пятеро детей, во втором родилось еще четверо. Матильда-Мария была младшей.

4723908_b218111095c0t (375x520, 50Kb)

Феликс Кшесинский - отец Матильды                        Юлия Доминская - мать Матильды

 В возрасте трех лет. Петербург. 1875.

Уже с самого раннего возраста она обнаружила способности и любовь к балету. Неудивительно, ведь она росла в семье, где все танцевали. В восемь лет ее отдали в Императорское Театральное училище.

4723908_7ebe2d58d574t_2_ (391x600, 45Kb)

В год поступления в Императорское театральное училище. Петербург. 1880. 

Поначалу девочка занималась не особенно старательно. Только в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, будущая балерина стала заниматься с настоящей страстью. Весной 1890 года она была зачислена в труппу Мариинского театра.

В первый же сезон Кшесинская станцевала в 22 балетах и 21 опере. Одного таланта для получения такого количества партий, конечно же, было мало - в Матильду был влюблен наследник престола. 

4723908_Pharaohs_Daughter_Pas_des_chasseresses_1898_1_1 (700x345, 52Kb)

Сцена из первого акта "Дочь фараона" в постановке Петипа в Мариинском театре в 1898 году.
В центре - Ольга Преображенска ( слева ) и Матильда Кшесинская (справа)

4723908_640pxRaymonda_Act_III_1 (640x343, 64Kb)

"Раймонда" в Мариинском театре, 1898 г.

4723908_Imperial_Mariinsky_Theatre_1900_La_Bayadere (500x296, 42Kb)

Первый акт постановки Петипа "Раймонда" в  Мариинском театре,1900 г. В центре - Матильда Кшесинская

С цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, Матильда познакомилась на обеде после выпускного спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года. Практически сразу у них начался роман, протекавший при полном одобрении родителей Николая. Подарки для Матильды Николай покупал на деньги из специально созданного для этого фонда

4723908_650082_257_1912666813 (500x523, 43Kb)

Это было настоящее, глубокое чувство. Николай старался не пропускать ни одного спектакля, в котором танцевала Матильда, в антрактах заходил к ней в гримерную, а после спектакля ехал к ней ужинать. Николай купил для нее дом на Английском проспекте - до этого он принадлежал композитору Римскому-Корсакову.

Свой первый летний сезон Матильда танцевала в Красном селе, где были расквартированы на учения гвардейские части, к одной из который принадлежал наследник. Когда ОН был в зале, ОНА танцевала с невероятным блеском.

4723908_18MKZQ9yGxs (403x604, 73Kb)4723908_0_1ee1f_b448d18b_L (318x500, 57Kb)

"Эсмеральда"

Родители Матильды долго не подозревали о ее отношениях с Николаем. Только когда в 1891 году он уехал в кругосветное путешествие, Матильда была вынуждена признаться - она очень тяжело переносила разлуку с Николаем. Их роман закончился в 1894 году в связи с помолвкой наследника. О помолвке Алисы Гессенской и Николая Александровича было объявлено 7 апреля 1894 года.

Файл: Аликс и Ники формальный 1894.jpg

Александра Федоровна (Алиса Гессен) и Николая II 

Матильда заперлась дома и почти не выходила. Вскоре Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Гастроли прошли с большим успехом. Пока Кшесинская отсутствовала, на место первой балерины стала претендовать итальянка Пьерина Леньяни. Она сразу же покорила петербургскую публику своей искрометной техникой

File:Lhh95.JPGFile:Cinderella -title role -Pierina Legnani -1893.jpg

Но Матильда не осталась одна. Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, Великого князя Сергея Михайловича. Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды, но и ближайшим ее другом.

File:Grand Duke Sergei Mikailovich 02.jpg

Великий князь Сергей Михайлович

Продолжали покровительствовать Кшесинской и старшие Великие князья, братья покойного императора, не меньше своего племянника очарованные этой маленькой балериной. Да и сам Николай продолжал следить за карьерой своей бывшей возлюбленной.

Файл: Мариинский Curtain.JPG

В программе коронационного торжества значился парадный балет «Жемчужина» на сцене Большого театра, где для общих репетиций балетная труппа Мариинки должна была соединиться с труппой Большого театра. Балет ставил Петипа на музыку Риккар-до Дриго. Главные роли исполняли Леньяни и Павел Гердт. Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным, и никакой роли не дали. Оскорбленная Кшесинская бросилась к Великому князю Владимиру Александровичу, который ей покровительствовал. В результате дирекция получила личное распоряжение императора ввести Кшесинскую в балет. Положение Кшесинской было восстановлено.

среди артистов Мариинского театра 1914 год

В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой. Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда это представлялось невозможным: в русском балете царили итальянские балерины. В каждой из ролей Матильда буквально блистала: она выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами, подаренными ей очарованными Великими князьями и самим Николаем.

Неизменно причесанная по последней моде, в специально сшитом роскошном костюме. Роль, в которой выступала Кшесинская, не имела никакого значения: даже нищенку Пахиту Матильда танцевала в ожерелье из крупного жемчуга и бриллиантовых серьгах. Попытка директора Императорских театров князя Сергея Волконского оштрафовать балерину за искажение сценического костюма привела к отставке князя. Случилось это потому, что Матильде Феликсовне всегда покровительствовали члены Русского Императорского дома.

4723908_d0dc09b346d8694d14c982c2856d79e2_full_1_ (365x603, 44Kb)4723908_8S_PI0BoT2E (319x589, 43Kb)

Она объясняла это тем, что публика пришла посмотреть на красивый танец ведущей балерины, и не надо лишать зрителей удовольствия увидеть любимую танцовщицу в нарядном платье, которое ей к лицу. Кроме того, не носить подарки своих высоких покровителей значило проявить неуважение.

Говорят, что Матильда предпочитала старинные драгоценности и не особо уважала изделия фирмы придворного ювелира Карла Фаберже. Тем не менее, и тех, и других у нее было множество. Говорили, что чуть ли не половина лучших драгоценностей из магазина Фаберже оказывалась потом в шкатулке Матильды Кшесинской.

В октябре 1898 года специально для Кшесинской был возобновлен долго не шедший балет «Дочь фараона». Роль Аспиччии полностью соответствовала вкусам и способностям Кшесинской и стала одной из вершин в ее карьере. Через несколько лет эскизы всех костюмов к этому балету были сделаны заново. К костюму Кшесинской полагалась диадема в египетском стиле. Она так понравилась Матильде, что специально для нее ювелиры Фаберже сделали точно такую же, но с настоящими камнями - шестью крупными сапфирами

File:Pharoah's Daughter -Pas de Fleche -Mathilde Kschessinska -1898 -2.JPGФайл: Матильда Kschessinskaya-около 1900-1.JPG

 Матильда Феликсовна Kschessinskaya (1872-1971),балет "Дочь Фараона"

балет "Дочь Фараона"

 

Она считалась всесильной хозяйкой Мариинского театра. Ее любовником был сам Великий князь Сергей Михайлович, президент Русского театрального общества, двоюродный брат и друг детства императора! Матильда сама выбирала, когда и в каких балетах будет танцевать, о чем ставила в известность директора. Перед выступлениями Матильда преображалась: постоянные репетиции, никаких визитов и приемов, жесткий режим, диета. День спектакля она проводила в постели, практически без еды. Она выходила на сцену - зал замирал от восторга.

балет "Талисман"                            

В 1900 году Кшесинская танцевала бенефис в честь десятилетия своего пребывания на сцене - в обход правил, согласно которым балеринам давали бенефисы только в честь двадцати лет и прощальный, перед выходом на пенсию. Обычно император вручал бенефициантам так называемый «царский подарок»-золотые часы или медаль.

Кшесинская через Сергея Михайловича попросила императора выбрать что-нибудь поизящнее, и Николай преподнес ей бриллиантовую брошь в виде змеи с крупным сапфиром от Фаберже. Как было сказано в сопроводительной записке, Николай выбирал подарок вместе с женой.

На обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с Великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Они влюбились друг в друга с первого взгляда, хотя Кшесинская и была старше его на шесть лет. Андрей засмотрелся на Матильду и опрокинул ей на платье бокал вина, и она увидела в этом счастливое предзнаменование.

4723908_y83viKjAu4U (599x604, 146Kb)

1913 год,летний сад ресторана "Контан"
дама в светлом платье слева - Юлия Кшесинская,дама справа,предположительно,Матильда

Матильду взял под свое покровительство отец Андрея, Великий князь Владимир Александрович. Ему очень нравилась эта балерина - и как говорили, не только в качестве подруги его сына. Он часто устраивал ужины, на которые приглашал Матильду, а на Пасху подарил Кшесинской яйцо от Фаберже. Такие яйца делались только по заказу царской семьи; всего было изготовлено лишь 54 штуки

4723908_58612248 (405x602, 45Kb)

Матильда продолжала выступления даже будучи беременной - до тех пор, пока удавалось скрывать растущий живот. 18 июня 1902 года на даче в Стрель-не у Матильды родился сын Владимир. Роды были тяжелые, Матильду и ребенка еле спасли.

В спальне с сыном Вовой примерно 1910е годы

 Матильды в Петербургском особняке,1916 год

В зимнем саду

Великая княгиня Мария Павловна, мать Андрея была решительно против каких-нибудь отношений сына с Кшесинской. Поскольку он был еще слишком молод, то не имел возможности записать сына на свое имя. Отчество он получил Михайлович, а через десять лет сын Кшесинской был именным указом Николая возведен в потомственное дворянство под фамилией Красинский

В ноябре Кшесинской было присвоено звание заслуженной артистки. После долгих уговоров она согласилась вернуться на сцену в качестве приглашенной балерины - на отдельные спектакли и продолжала выступления с неизменным успехом. Именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость.

Файл: Пахита-Па-де-труа-Пьер Владимиров-1909.JPG

Пьер Владимиров в «Пахита. Санкт-Петербург, Россия, 1905 год.

Кшесинская влюбилась в него - может быть, это было одно из самых сильных ее увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен. Она была старше его на 21 год. Специально чтобы танцевать с ним, Кшесинская решила выступить в «Жизели» - балете, в котором блистали Павлова и Карсавина. Для балерины в сорок четыре года это была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела исполнять лирико-романтические роли и впервые потерпела неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, она тут же с блеском станцевала свой коронный балет - «Эсмеральду».

 "Эсмеральда" 

Андрей Владимирович, узнав о страсти Матильды, вызвал Владимирова на дуэль. Они стрелялись в Париже, в Булонском лесу. Великий князь прострелил Владимирову нос, и тому пришлось делать пластическую операцию.

Кшесинская могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 года положила конец ее карьере. В феврале 1920 года она с семьей навсегда покинула Россию, отплыв из Новороссийска в Константинополь. Кшесинская вместе с сыном и Андреем Владимировичем обосновались во Франции, на вилле в городке Кап дАй.

File:Cap d'ail hôtel Eden.jpg

Матильде Феликсовне был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской, а ее сын Владимир был официально признан сыном Андрея Владимировича и тоже Светлейшим князем.

ю10 (560x700, 130Kb)

 

В их доме бывали Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, уехавшие за границу великие князья. Хотя денег было мало - почти все ее драгоценности остались в России, у семьи Андрея средств тоже было немного, - Кшесинская отклоняла все предложения выступать на сцене. В 1929 году, в год смерти Дягилева, Матильда Феликсовна открыла в Париже свою балетную студию. Школа пользовалась неослабевающим успехом, - даже во время войны у нее никогда не было недостатка в учениках

4723908_kshesinskaya_08_1 (560x700, 98Kb)

В конце сороковых годов она отдалась новой страсти - рулетке. В казино ее называли «мадам Семнадцать» - именно на это число она предпочитала ставить. Страсть к игре довольно скоро разорила ее, и доходы от школы остались единственным источником существования.

 (699x444, 229Kb)

В 1958 году впервые на гастролях в Париже был Большой театр. Она сидела в ложе и плакала от счастья, что русский классический балет, которому она отдала всю жизнь, продолжает жить...

4723908_preview1 (536x503, 249Kb)

Матильда Феликсовна не дожила лишь девять месяцев до своего столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года. Похоронена Кшесинская на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном. На ней значится: Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская

4723908_1832311d4b856530209m750x740u5db44 (425x567, 78Kb)

УКРАШЕНИЯ МАТИЛЬДЫ КШЕСИНСКОЙ

Матильда слыла одной из самых элегантных женщин Санкт-Петербурга. Ее любовь к мехам - от пальто, отделанных горностаем, до длинных накидок с темно-коричневыми соболями - вошла в легенду. Но все же к драгоценностям она питала особое пристрастие. Балерина водила дружбу с Агатоном Фаберже, сыном знаменитого Карла Фаберже и потому могла выбирать себе украшения. На крещение сына князь Владимир Александрович подарил ей прекрасный крест, украшенный уральскими изумрудами. Было у нее и красивое бриллиантовое колье riviere-подарок цесаревича. Но самым любимым украшением Матильды было ожерелье. Выполненное, по всей вероятности, Фаберже, оно состояло из перевитых лент и бантов, усеянных бриллиантами. Центральный элемент колье - в виде большого банта, украшенного крупным бриллиантом грушевидной формы, - был съемным, и его можно было носить как брошь

В 1911 году на двадцатилетие своей сценической карьеры, Матильда получила от Николая II в дар орла, украшенного бриллиантами, оправленными в платину, к которому крепилась подвеска с розовым сапфиром. По заказу великого князя Андрея Владимировича, князь Александр Константинович Шервашидзе, прославившийся также как талантливый сценограф, создал эскиз бриллиантовой тиары-бандо с шестью большими сапфирами-кабошонами. Скорее всего, это украшение было выполнено в мастерской Августа Хольстрема, специализировавшейся на изделиях из платины с бриллиантами. Тиара-бандо составила гарнитур с украшением, полученным Матильдой ранее в подарок от великого князя Андрея. Речь идет о созданном Фаберже кулоне с большим сапфировым кабошоном, массой более 100 карат, с подвеской из ограненного кабошоном сапфира грушевидной формы, массой 83 карата. Оба камня были оправлены в платину и окаймлены бриллиантами. Также на двадцатилетие карьеры прима-балерины великий князь Сергей Михайлович подарил ей шкатулку для драгоценностей, выполненную Фаберже из редких пород дерева и украшенную золотом. Вшкатулке находились разные по размеру желтые бриллианты, которые балерина должна была отнести ювелиру, чтобы тот украсил брошь. Брошь получилась красоты необыкновенной.

THE DOG COLLAR NECLACE («собачий ошейник») В подобном колье Матильда изображена почти на всех фотографиях. Несмотря на такое непоэтичное название, этот вид ожерелья процветал в течение почти полувека. Ошейники часто надевали вместе с колье-ривьерами, состоящими из крупных бриллиантов, постепенно увеличивающихся в размере, или фестончатыми колье из изумрудов, сапфиров или рубинов, под цвет платья.

Файл: Камарго-Матильда Kschessinskaya-1897.JPG

ПОДАРОК КАРЛА ФАБЕРЖЕ

Однажды на ужине, устроенном Матильдой Кшесинской, присутствовал Карл Фаберже. Уходя, Фаберже попросил хозяйку дать ему блюдо с насыпанными в него монетами на одну ночь, а утром ей принесли от мастера великолепное «заливное»: под слоем розово-жемчужной эмали. После этого события блюда в технике «гильоше» с вплавленными предметами, фотографиями, цветами, бабочками и локонами волос стали необычайно популярными в домах европейской знати.

Однажды Матильда получила от великого князя Владимира Александровича огромное пасхальное яйцо из живых ландышей, к которому снизу было привязано маленькое алмазное яичко. Императрица похожие брелочки дарила на пасху фрейлинам, горничным и родственницам

Шкатулка, подаренная Матильде Кшесинской Карлом Фаберже.

 

ПОДАРКИ ЦЕСАРЕВИЧА НИКОЛАЯ

«Моей дорогой пани» - фотопортрет с такой надписью однажды взяла в руки Матильда. Судьба предрешила ей сблизиться с будущим императором. И это событие на тот момент, конечно же, затмившее собой все другие, стало основой всего ее жизненного пути

Фотография, на которой во всем величие был изображен тогда еще Великий князь Николай Александрович, была в числе его многочисленных подарков...

Первым из подарков Николая был золотой браслет, украшенный большим сапфиром и двумя бриллиантами такой же величины. К подаркам Матильда относилась серьезно - все они заносились в специальный реестр.

В ее сценическом гардеробе не было ни одного бутафорского украшения: диадемы, обручи, браслеты и броши все были из золота и драгоценных камней. Она с трепетом носила подаренные украшения и считала долгом надевать на выступления в знак благодарности к тому, кем они были преподнесены.

Балерина Кшесинская

Матильда в колье riviere с бриллиантами и серьгах - один из первых подарков от цесаревича Николая. На головной уборе закреплено колье с мотивами ленты и банта (возможно, ФАБЕРЖЕ). Центральный элемент колье - большой бант над бриллиантом грушевидной формы - был съемным и мог носиться как брошь.

Матильда в главной роли в балете «Дочь фараона», ослепляющая сказочной феерией бриллиантов.

Матильда в сценическом костюме в колье с бриллиантовыми бантами и collier de chien из перевитых колец, усыпанных бриллиантами. На платье приколото несколько брошей - подарки поклонников балерины.

 

Матильда Кшесинская

 

 

http://is.park.ru/doc.jsp?urn=56558679

http://forum.alexanderpalace.org/index.php

http://kantor.forum24.ru/

http://vk.com/photo-39694294_287177709

http://ria.ru/photolents/20120831/719234296.html#photo=719225670

 

4723908_image_4cdaaec81a37f_1_ (596x25, 5Kb)

 

 

 

 

Серия сообщений "***Владимировичи":
Часть 1 - Виктория Мелита Саксен-Кобург-Готская Victoria Melita of Saxe-Coburg and Gotha
Часть 2 - Великая княжна,принцесса Греческая и Датская Елена Владимировна
...
Часть 6 - Кирилл I Владимирович и его семья. Часть 2.Дочери .
Часть 7 - Владимировичи - фото .
Часть 8 - Муз царственных мужчин.Матильда Кшесинская.
Рубрики:  История

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку