Все о древнем мистическом
символе человечества
Москва «ЭКСМО» 2006
ISBN 5-699-17114-2 ISBN 5-699-17116-9
Крест – самый известный знак в истории челове-
чества. Уже две тысячи лет он является всемирным
символом христианства. Но появился этот знак гораздо
раньше. Изображения крестов найдены при раскопках
стоянок каменного века. Уже в глубокой древности
крест стал сакральным знаком. С ним были связаны
различные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы.
Он входил составной частью в орнаменты, становился
основой при строительстве жилищ и храмов, чеканился
на монетах. Истории креста, древнего мистического
знака, простого и таинственного одновременно, посвя-
щена уникальная книга И. Смирновой. Здесь собрано
практически все, что известно на сегодняшний день о
самом важном символе человечества.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора...............................................................................5
Часть 1. КРЕСТ В КУЛЬТУРЕ................................................5
Символ солнца и огня..........................................................7
Крест в нехристианском мире ..........................................10
Мировое дерево и крест ....................................................17
Крест как посох-жезл, или Откуда идет вера
в чудесную силу крестного знамения ...................22
Казнь на кресте ..................................................................26
На чем был распят Иисус Христос?.................................29
Как был распят Иисус Христос? ......................................33
Сколько было гвоздей? .....................................................34
Крест у ранних христиан ..................................................35
Находка, изменившая мировоззрение .............................40
Христианский крест: метаморфозы смысла...................41
Символ бесчестия или знак победы? ...............................44
Распятие: метаморфозы образа ........................................46
Крестное знамение.............................................................54
Непочитание честного креста...........................................57
«Крестообразность» человека ..........................................58
Символика центра..............................................................61
Четыре стороны света .......................................................64
Мандала ..............................................................................67
Небесные архетипы земных сооружений........................71
Крест в архитектуре...........................................................74
Сакральная планировка городов ......................................82
Крест как основа композиции ..........................................87
Эзотерическая азбука ........................................................87
Разыскания в области этимологии ...................................91
ПереКРЕСТок.....................................................................93
Крест – магический знак ...................................................94
Культ трех «говорящих крестов».....................................97
Христианские растения...................................................100
Крест на небе....................................................................101
Древнерусские кресты.....................................................103
Накупольные кресты .......................................................103
Памятные и обетные кресты...........................................104
Закладные кресты ............................................................107
Кресты - маяки .................................................................109
Кладбищенские кресты ...................................................111
Придорожные кресты ......................................................114
Межевые кресты ..............................................................116
Крест на документах .......................................................116
Кресты наперсные ...........................................................117
Энколпионы......................................................................117
Горящий крест..................................................................119
Татуировка-крест .............................................................120
Крест в геральдике и государственной символике .....121
Графема креста в контексте разных культур ...............125
Часть 2 ПРИРОДА КРЕСТА И КРЕСТ В ПРИРОДЕ....129
Символ: историко-философская прелюдия...................129
Символ и архетип ............................................................135
Универсальный символ, или Символ универсума ......142
Природа креста ................................................................146
Часть 3 МНОГОЛИКИЙ КРЕСТ.......................................152
Тау-крест...........................................................................154
Крест жизни, или анх ......................................................156
Греческий крест ...............................................................159
Косой крест, или Крест св. Андрея................................161
Монограмматические кресты .........................................165
Свастика............................................................................171
Латинский крест...............................................................182
Пятиконечный крест........................................................184
Шестиконечный крест.....................................................187
Семиконечный крест .......................................................192
Восьмиконечный крест ...................................................193
Мальтийский крест..........................................................195
Крест тамплиеров ............................................................199
Якорь-крест ......................................................................202
Кросс-кресты, или перекрестные (перекрещенные)
кресты......................................................................207
Иерусалимский крест, или крест крестоносцев...........210
Крест второго пришествия Христа ................................211
Крест «процветший» .......................................................212
Корсунский крест.............................................................213
Крест Голгофы .................................................................213
Коптский крест.................................................................214
Кельтский крест (крест Ионы), или Круглый крест....214
Кресты, связанные с библейскими преданиями ..........214
Крест «буквенный»..........................................................215
Крест трилистниковый....................................................216
Крест накупольный с полумесяцем ...............................216
Крест круглый «нахлебный>..........................................217
Крест старопечатный (плетеный)...................................218
Четырехконечные кресты с фигурными концами .......219
Другие виды крестов .......................................................228
Заключение...............................................................................233
Библиография ..........................................................................234
От автора
Исканьем тайн дух человека жил.
В. Брюсов. Светоч мысли
Он является одним из самых распространенных символов.
Ему поклоняются с древнейших времен и до наших дней люди са-
мых разных вероисповеданий. С ним связаны мифы и легенды, по-
словицы и поговорки, суеверия и ритуалы. Он входит составной
частью в орнаменты, лежит в основании архитектурных сооруже-
ний. Им благословляют и им проклинают. Его считают оберегом,
носят на теле и творят им крестное знамение. Он реет на нацио-
нальных флагах государств, украшает старинные гербы, чеканится
на монетах. Им награждают за выдающиеся заслуги. Его ставят на
могилах усопших... Культ креста пронизывает всю историю чело-
вечества.
Этот загадочный, мистический знак ставит перед исследова-
телями много вопросов и... приподнимает завесу над великой Тай-
ной Мира и Человека.
Часть 1. КРЕСТ В КУЛЬТУРЕ
Рассмотрите все вещи в ми-
ре, устрояется ли что без этой
формы и может ли быть без нее
взаимная связь вещей.
Св. Иустин Мученик.
Апология. М., 1892. Стр. 86
Нет однозначного ответа на вопрос о происхождении креста.
Почему этот мистический знак, минуя тысячелетия, пришел в наш
век и занял лидирующее положение в иерархии символов? Иссле-
дователи не могут даже сказать, возник ли этот символ в каком-то
определенном месте и позже был заимствован другими религиями
или появился самостоятельно и независимо у разных народов, не
контактировавших между собой. По своему специфическому изо-
бражению этот знак настолько прост – многочисленные сложные
модификации появились позже, – что начертать его без труда мо-
жет практически каждый. При некотором воображении его неруко-
творный образ можно увидеть вокруг себя: в перекрещении двух
веток, в форме человеческого тела и линиях на ладони, в форме
цветов, в расположении звезд...
Крест – один из наиболее распространенных религиозных
символов, нередко олицетворяющий высшие сакральные ценности.
Он известен в Европе, Азии, Австралии, Океании, доколумбовой
Америке. Крест – символ универсальный. По-видимому, таковым
его сделала простота начертания, дающая простор игре воображе-
ния и фантазии. Но не исключено, что он затрагивает и какие-то
внутренние, потаенные струны человеческой души, его разума.
Этот знак нельзя отнести к нейтральным. С крестом и во имя
креста шли на подвиг, и вместе с тем смерть на кресте считалась
позорной. Это – воинствующий знак, он словно бросает вызов ми-
ру. Это – противоречивый знак, аккумулирующий в себе полярные
понятия: добро и зло. Это – очень странный знак. Уже одно то, что
крест входит в атрибутику совершенно разных, непохожих, даже
враждующих между собой религий, наводит на мысль, что в основе
его культа – законы человеческой психики, свойственные всем на-
родам, и какие-то реалии окружающего мира, подтолкнувшие древ-
них людей к поклонению кресту.
Крест – символ сложный, многогранный. Для объяснения это-
го феномена необходимо привлечь знания самых разных наук: ис-
тории, психологии, философии, биологии, архитектуры, математи-
ки, физики... По сути, крест как бы сосредотачивает в себе все че-
ловеческие знания, и в этом еще одно проявление
его универсальности. Нельзя с достоверностью объяснить
многое, связанное с крестом. Но существуют гипотезы...
Символ солнца и огня
О Агни! Священный Огонь! Огонь очищающий! Ты, который
спишь в дереве и поднимаешься в блистающем пламени с алтаря,
ты – сердце жертвоприношения, смелое парение молитвы, божест-
венная искра, скрытая во всем, и ты же – преславная душа Солнца.
Ведический гимн
Первым культом людей был, несомненно, культ Солнца, ибо
его регулярное появление и исчезновение приносили последова-
тельно то свет, то мрак. Солнце было возведено в ранг божества, и
ему поклонялись практически все древние народы. В свою очередь,
Огонь, как и Солнце, тоже нес с собой свет и тепло. Необходимость
постоянно поддерживать огонь привела к его почитанию. Люди
стали огнепоклонниками. Обожествление огня встречается почти
во всех религиях древности: в Индии – бог Агни, сын Солнца, в
Персии – Атар, сын Ормузда, в Греции – Прометей, в Риме – Вул-
кан.
Когда же люди научились добывать огонь, это открытие яви-
лось событием величайшего значения, стало спасением для челове-
чества; оно произвело на древних людей неизгладимое впечатле-
ние, а несложный инструмент, с помощью которого разжигался
огонь, стал считаться священным.
Древнейшим способом добывания огня являлось трение двух
деревянных брусков, расположенных крест-накрест. Еще до недав-
него времени канаки из Новой Каледонии, чтобы получить огонь,
терли друг о друга два куска сухого дерева (меньший – из мягкого
дерева, больший – из твердого). И две перекрещивающиеся черты
стали таинственным и божественным символом огня-спасителя.
Это изображение, высеченное на мегалитических памятниках и на
гробницах, встречается уже в доисторические времена. И позже у
многих народов священным считался только огонь, полученный
трением.
Научившись зажигать огонь, люди стали совершенствовать
технологию. Инструментом по-прежнему служили крестообразно
сложенные куски дерева, в точке пересечения которых было углуб-
ление. В него вставлялась круглая палочка, а вокруг верхнего конца
обматывался ремешок. При помощи ремешка палочку быстро вра-
щали в углублении. В результате трения вспыхивал огонь. Чтобы
крестообразно сложенные куски дерева лежали более устойчиво, их
наружные концы стали загибать под прямым углом, а весь инстру-
мент приобрел форму крючкообразного креста – свастики. Подоб-
ный способ добывания огня существует и в наши дни у некоторых
австралийских племен.
У персов свастика входила в число средств, необходимых для
зажигания огня на алтаре. То же было в Древней Греции при культе
Гестии, богини домашнего очага. В конце XVI века этот древний
способ был распространен в Германии. Есть данные, что еще в 1826
году в Шотландии священный огонь зажигался именно так.
В России это наблюдали у чувашей в 1907 году. В назначен-
ный день тушатся все огни. Вкапываются в землю два столба и ме-
жду ними вставляют горизонтальный ивовый стержень, обмотан-
ный веревкой, конец которой начинают дергать взад и вперед. Все
надевают чистое холщовое белье. Когда появляется огонь, знахарь
зажигает два костра, около которых стоят две кадки с водой, и чи-
тает над кадками молитву. Просит оградить людей и животных от
болезней. Затем через устроенные ворота проводится скот и люди,
которых знахарь окропляет водой со словами: «Будь здоров». Рас-
ходясь, все берут в глиняную посуду раскаленные угли «нового ог-
ня».
Примитивный способ добывания огня трением дал повод для
появления многих мифов и легенд, видоизменяющихся в зависимо-
сти от фантазии сочинивших их народов. Известен, например, миф
о Прометее, похитившем с неба огонь и приговоренный за это к
распятию на кресте в горах Кавказа.
Любопытная связь между Солнцем, Огнем и Свастикой про-
слеживается в книгах Веды. В них таинство Троицы представлено
как аллегории. Агни (Огонь) – воплотившийся сын Savistriнебесно-
го огня (Солнца). Он зачат и рожден девой Maya, а его земным от-
цом был Twasti, плотник (создатель Свастики). Он был зачат в уг-
лублении двух палочек свастики, называемой матерью, где пребы-
вает божественная Майя – олицетворение производительной силы,
под влиянием Vayu(дух, дуновение ветра, без которого не может
быть зажжен огонь). Не прослеживается ли здесь поразительное
сходство с историей Христа?
Кстати, день, посвященный Солнцу, считался праздничным.
Обычай воскресного отдыха имеет языческое происхождение и свя-
зан с поклонением Солнцу. В 321 году н. э. император Константин
Великий издал закон, по которому «судьи, плебеи и ремесленники
должны посвящать отдыху почитаемый день Солнца».
Поскольку Солнце, Огонь и инструмент для получения огня в
представлении древних были тесно связаны друг с другом, знак
креста стали связывать с символическим изображением Солнца в
виде круга. Так, на Кавказе, близ города Ессентуки, при раскопках
были обнаружены пуговицы – бляхи, сделанные в виде креста, впи-
санного в круг. Этот знак обнаружен и в других местах.
Таким образом, крест, схематично обозначающий инструмент
для добывания огня, стал символом Огня. Теснейшей связью креста
с культом Огня объясняется «широкая распространенность креста,
который имел религиозное значение у народов древности не только
в Европе, но и в Азии, у индусов и китайцев, в Америке, у мекси-
канцев и инков задолго еще до появления европейцев. Становится
ясной также и связь этого символа со жреческим или царским зва-
нием и достоинством, а также с культом богов плодородия и расти-
тельности. Ибо все эти боги являлись олицетворением животворя-
щего тепла, все они родственны по своему происхождению, если не
прямо происходят от него, того первичного божества, наиболее
старинная модификация которого нам известна под именем ведий-
ского Агни» (А. Древе. Миф о Христе. М, 1923 г., т. 2, стр. 89).
Зная, что огонь может оградить и защитить от хищников, хо-
лода и ненастья, люди стали считать, что знак, изображающий
огонь, обладает сверхъестественной силой. И начали помещать знак
креста на утвари, одежде, украшениях, оружии, домах, культовых
сооружениях и т. д.
Крест в нехристианском мире
Использование креста как рели-
гиозного символа в дохристианские
времена и среди нехристианских на-
родов может, вероятно, рассматри-
ваться как почти универсальное, и во
многих случаях оно было связано с
определенной формой поклонения
природе.
Томас Макалл.
Крест и распятие.
Энциклопедия Британика
Мистическое и религиозное значение креста уходит корнями
в глубокую древность. Крест имеет несомненно дохристианское
происхождение. Как показали найденные изображения, язычники
использовали этот символ за много тысячелетий до гибели Иисуса
Христа. Примечательно, что крест играл двойную роль: он являлся
либо украшением какой-нибудь выдающейся личности, либо рели-
гиозным атрибутом в руках божества. Последнее наводит на мысль,
что языческий крест символизирует собой нечто совершенно от-
личное от того, что знаменует собой крест христианский. И тем не
менее есть основания считать языческий крест предшественником
христианского. Но, с другой стороны, языческий крест вполне мог
использоваться как простое украшение, а на интерпретацию его
значения современными авторами могли оказать влияние их хри-
стианские верования и традиции, в результате чего они наделили
его несвойственными ему значением и символизмом.
Где и когда человек впервые начертал этот знак, неизвестно.
Изображение креста встречается на памятниках каменного ве-
ка. Он известен из раскопок свайных построек озера Бурже. В од-
ном из музеев города Пармы хранится ваза бронзового века, най-
денная близ Кастиони, на которой крест изображен в таком же ви-
де, как на христианских монетах Раймунда Тиренского (1385 г.). В
свайных постройках Эмилии, относящихся к той же эпохе, часто
встречается знак креста на домашней глиняной посуде. Когда за
бронзовым веком в Эмилии последовал железный век, задолго до
вторжения этрусков, крест считался религиозным символом, что
доказывают памятники кладбища Виллановы. В музее Безансона
находится урна той эпохи с изображением нескольких крестов. В
Каллернише, на одном из Гебридских островов – Левисе, был най-
ден большой крест доисторической эпохи, составленный из камней.
На острове Крит найден сосуд с росписью, центральной ча-
стью которой является равносторонний, так называемый грече-
ский/крест. Сосуду около 5000 лет.
Кресты 4,5, 6, 7 имеют в центре солнечный диск.
Крест почитался в Древнем Египте. Его изображение видно на
большинстве памятников, на сосудах, на одеждах жрецов, на шее
воинов, на богах и богинях. Особенно часто с крестом в руке изо-
бражались Исида и Гор (одна из таких фигурок хранится в Лувре).
Крест был символом бессмертия. И солнечным символом. Бог
Солнца нередко изображался в виде диска с бесчисленным количе-
ством лучей-рук, в каждой из которых находится крест. Эта эмбле-
ма видна на одном из пилонов храма Гора в Карнаке, она изобража-
лась на груди египетских мумий. Музей в Каире содержит впечат-
ляющую коллекцию крестов многих форм, размеров и рисунков.
Многие предметы, с которых в качестве примера воспроизводятся
кресты, датируются периодом XIX династии (1350 – 1200 гг. до н.
э.). Ко II тысячелетию до н. э. относятся также кресты, описанные
исследователем Габриэлем де Мортилье в его книге «LeSignedela
Croix» (1866 г.).
Когда римский император Феодосии I Великий приказал в 389
году н. э. уничтожить колоссальную фигуру бога Сераписа в Алек-
сандрии, жрец протестовал против этого на том основании, что ста-
туя имеет символ креста – «знак вечной жизни». Характерно, что
Серапис, распростерший руки как бы в стремлении объять всю все-
ленную, сам имел вид креста.
Этот символ встречается на коптских монументах, где извес-
тен под странным названием «Ключ Нила».
Как знак тайных учений крест был известен в Халдее, Асси-
рии, Вавилоне. Исследователи нашли много документов эпохи царя
Хаммурапи (1792– 1750 гг. до н. э.), заканчивающихся знаком в
форме креста. Ставился он для того, чтобы дело, о котором шла
речь, было удачным. (Любопытно, что неграмотные крестьяне в
России тоже вместо подписи ставили крест.)
Другие формы касситского креста.
Равноконечный крест можно видеть на хранящейся в Британ-
ском музее цилиндрической печати касситского периода. Кассит-
ская династия началась с Гандала (1746 г. до н. э.) и закончилась
появлением Эллиянидин-аххе (конец правления в 1157 г. до н. э.).
Еще один равноконечный крест был вырезан на поле непосредст-
венно перед головой крылатого кентавра, охотящегося в пустыне,
позади него виден полумесяц.
На некоторых ассирийских скульптурах встречаются так на-
зываемые солнечные или радиальные кресты, представляющие со-
бой солнечный круг с расходящимися от него четырьмя лучами
света. Исследователи полагают, что концы креста символизируют 4
части неба, подвластные богу Ану.
На стеле ассирийского царя Шамши-Адада VI (823–811 гг. до
н. э.) можно видеть крест, похожий по форме на мальтийский
Как священный знак крест прилагается к облачению ассирий-
ских первосвященников и царей Самзи-Бина, Шамши-Адада, Ас-
сур-Назир-Хабала (930 г. до н. э.) и Самзи-Вула (835 г. до н. э.).
Кресты различных типов были любимым мотивом искусства
Финикии. Этот символ находится на конце скипетра, который дер-
жала в руках богиня Ас-тарта. На серебряной финикийской вазе
видна фигура, приносящая жертву и держащая крест. Форму креста
придавали финикияне и своим храмам.
Сцены религиозного культа на хеттских цилиндрических па-
мятниках также изображают фигуры с крестами.
Крест и свастика изображены на одной очень древней вазе из
Феры, воспроизводящей персидскую богиню.
Этот символ постоянно встречается на античных предметах:
вазах, украшениях и оружии. Большое количество изображений
креста было найдено Шлиманом при раскопках Трои, а также на
Родосе, Кипре, в Греции и Италии. Для пифагорейцев наиболее
священным числом было 10, символ которого X, или крест. В Гре-
ции за 1249 лет до н. э. 7 старейшин перед битвой под Фивами но-
сили в качестве военного значка крест, вставленный в солнечный
диск. В Риме весталки, хранительницы священного огня, носили на
шее крест как эмблему своей должности. Он виден на украшениях
Вакха и богини Дианы, на изображениях Аполлона, Диониса, Де-
метры; его можно заметить в качестве божественного атрибута на
изображениях самых разных богов и героев. В Греции крест вешали
на шею во время инициации (не напоминает ли это христианский
обряд крещения?).
Особенно много изображений креста на монетах. В каталогах
греческих монет, чеканенных на Кипре, приводятся монеты с изо-
бражением крестов с ручками (500 г. до н. э.), а также монеты с
изображением креста, чеканенные в Киликии (450 г. до н. э.), в Со-
ли (460 г. до н. э.), в Кити (450 г. до н. э.), в Фарнабазе (410 г. до н.
э.), в Тирибазе (380 г. до н. э.), в Мазиосе (350 г. до н. э.), в Спитри-
дате (334 г. до н. э.), в Ма-риуме (320 г. до н. э.). Изображение кре-
ста видно на монете Луктерия, одного из офицеров Верцингето-
рикса (50 г. до н. э.). В 30 году до н. э. на монетах триумвира Марка
Антония изображалась галера претора, украшенная символическим
крестом. А Фортуна на греко-римских монетах изображалась с ко-
рабельной мачтой, украшенной крестом, – символом благополучно-
го плавания.
Знак креста носили на лбу почитатели Митры.
Он получил религиозно-мистическое значение у галльских
друидов. В Древней Галлии изображение креста встречается на
многих памятниках. Две статуэтки галльского бога с крестами на
одежде хранятся в Лувре. Свастика изображена на маленьком
галльском алтаре в музее Тулузы, а крест – на галльском алтаре че-
тырехугольного дома в Ниме. Крест встречается на галльских мо-
нетах. На одной из них, найденной у горы Цезаря в Байель-де-Сек
(департамент Уазы), изображена свастика, на другой – крест посре-
ди диска.
Крест начертан на глиняных вазах эпохи раннего железного
века, найденных в Баварии.
В Ньюгрэндже (Ирландия) был найден кельтский памятник,
грубые каменные глыбы которого выложены в форме креста.
По мнению ряда исследователей, крест был как раз тем зна-
ком, который должны были израильтяне по приказанию Яхве нари-
совать кровью агнца на дверях жилищ, чтобы ангел смерти миновал
иудеев. Крест, согласно Исайе (LXVI, 19) и Иезекиилю (IX, 4, 5),
служит знаком, отличающим благочестивых израильтян от осталь-
ной массы людей, которых Яхве собирался истребить. Когда амале-
китяне начали ододевать израильтян, Моисей держал при помощи
Аарона и Ора руки свои простертыми ввысь в виде мистического
креста, что и дало израильтянам победу над врагом: «И когда Мои-
сей поднимал руки свои, одолевал Израиль: а когда опускал руки
свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели: и тогда взя-
ли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор
поддерживали руки его, один с одной, другой с другой стороны. И
были руки его подняты до захождения солнца» (Исход, XVII,
11,12).
Встречается этот символ и на севере, то в виде крючковатой
свастики, то 5-конечного креста, то молота Тора на разных предме-
тах обихода, на амулетах, оружии, камнях с рунами.
Изображение свастики в орнаментах распространено чуть ли
не по всему свету. Гаммированный крест в орнаментах присутству-
ет на узорах полотенец, вышитых крестьянами Новгородской и Ор-
ловской губерний, на рубашках мордовских и остяцких.
В Африке знак креста почитался наравне с изображением
Солнца. Исследователь Бертолон открыл в Тунисе у мусульманско-
го населения символическую татуировку, изображающую Солнце и
Огонь в виде диска и креста.
Крест в высшей степени почитается в Китае и Японии. Китай-
ский император Фу-Хи, царствовавший за 2953 года до н. э., изо-
бретатель музыкальных инструментов, чертил на магических таб-
лицах элементы письма, среди которых был и крест . На груди
статуи Будды – а буддизм возник за 600 лет до христианства – было
изображение креста. Буддийское колесо жизни составлено из двух
наложенных друг на друга крестов, и его 8 точек повторяются в
форме креста рыцарей тамплиеров, который по сути является буд-
дийским.
С древнейших времен этот знак считался мистическим в Ин-
дии. Замечательный древний крест был открыт в пещере Элефанта
под Бомбеем. Индийская богиня Майя изображалась с головой, по-
коящейся на кресте и окруженной сияющим диском. Храмы в Бене-
ресе и Муттре на реке Джамне имели форму креста. Храм в Чилам-
бране имел вид большого креста длиною в полтора километра, со-
ставленного из 28 пирамид. Огромное число храмов в Индии возво-
дится на крестообразном основании.
Крест имел религиозное значение в Тибете. На мандалах небо
изображено в форме креста, а на каждых из четырех ворот стоит
царь демонов.
Известно, что Колумб и его матросы были очень удивлены,
обнаружив крест в Америке. Они объясняли его наличие там уче-
нием апостола Фомы, посетившего Индию и работавшего там
плотником. На самом деле крест является общим символом амери-
канских индейцев и на Севере и на Юге. Так, мексиканский бог Ке-
цалькоатль держит в руках целую связку самых настоящих крестов.
Исследователь Уильям У. Сеймур в книге «Крест в традициях, ис-
тории и культуре» пишет: «Ацтекская богиня дождя держит в руке
крест, а тольтеки утверждают, что их божество Кецалькоатль учил
их знакам и ритуалам креста, и поэтому его жезл, или скипетр вла-
сти, напоминает египетский посох, а его мантия покрыта красными
крестами».
В городе майя Паленке храм Креста – крупнейший в группе
трех пирамид, которые, как полагают, строил сын Пакиля – Чан Ба-
лум. Название храма происходит от главного изображения: Пакиль
ми Чан Балум около большого креста. В настоящее время оригинал
креста находится в Археологическом музее в Мехико.
Индейцы навахо носили на груди серебряные кресты, которые
должны были защищать их от злых духов. Они верили, что с помо-
щью креста, сложенного из веток так, чтобы его концы точно ука-
зывали на север, юг, восток и запад, можно исцелить любую бо-
лезнь, стоит только положить больного на этот крест.
А индейцы вольпи во время своих священных танцев держали
в руках эмблему, изображающую черную свастику на белом фоне,
окруженную лучами.
Многие специалисты по перуанской и мексиканской археоло-
гии утверждают, что найденные при раскопках кресты – это «кре-
сты ветров», первоначально символизирующие четыре направления
ветра и прихода дождей. Лишь позднее возникло предположение,
будто им присущ солнечный или звездный характер.
Знаменитый капитан Джеймс Кук был поражен обычаем ту-
земцев Новой Зеландии ставить на могилах кресты, подобно тому,
как это принято по установившейся христианской традиции.
Итак, в течение всей языческой древности крест встречается в
храмах, домах, на изображениях богов, на предметах домашнего
обихода, монетах, оружии. Он получил широкое распространение у
людей самых разных вероисповеданий. Исследователь Френе пи-
шет: «Крест был одним из древнейших символов, употреблявшихся
доисторическим человеком, и это, конечно, не был второстепенный
или случайный символ, а предмет глубокого почитания. Мы видим
его с ясно выраженным характером религиозного символа на четы-
рех больших континентах». При этом весьма примечательно, что
крест выступает в двух ипостасях: как обычный предмет в искусст-
ве каждого народа и как существенная часть религиозной жизни
большей части человечества
Всю книгу читать "подскажу где, если нужно"