-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в iva_ivushka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Мир_клипарта О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 5561


Что такое ВИПАССАНА?

Суббота, 03 Мая 2014 г. 19:06 + в цитатник
ВИПАССАНА

Слово «Випассана» означает «наблюдать» или «смотреть на …». Многие считают, что методика Випассаны заключается в том, чтобы наблюдать дыхание, сидя в тишине и неподвижно. При этом наш ум успокаивается и мы чувствуем умиротворение и расслабление на уровне тела. Но это очень поверхностное описание методики и результат практики не сводится к состоянию покоя или отдыха. Состояние медитации – это состояние осознанности, присутствия или пребывания в настоящем моменте. В начале, мы можем использовать наше дыхание, как то, что позволяет пребывать нашему вниманию здесь и сейчас, в настоящем моменте. Наблюдая за дыханием, мы можем увидеть, что мысли приходят и уходят и иногда мы способны наблюдать их, видеть их как бы со стороны. Возникают различные ощущения в теле, эмоции. Позволяя им появляться и исчезать, не затронутыми ими, мы ока зываемся в позиции наблюдателя по отношению ко всему, что случается. Наблюдая все это, мы перестаем этим быть, т.е. перестаем отождествляться с этим. Если мы не тело, не мысли, не эмоции, тогда кто мы?


Состояние медитации можно еще назвать самоисследованием, где мы исследуем то, чем мы не являемся. Исследуя или наблюдая за своим «внутренним миром», мы начинаем видеть свою обусловленность, свои шаблоны в поведении и т.д. И таким образом мы освобождаемся от этого. Мы становимся тем, кем мы являемся на самом деле – не этим. Это можно назвать состоянием присутствия, осознанности или самореализации. Будда использовал слово «Випассана».


Теперь вы понимаете, что название «Випассана» не ограничено определенной методикой или техникой медитации. Может быть, приняв это вначале как практику, мы увидим, что это выходит за пределы каких либо умственных усилий или фантазий. Простое дыхание освободит нас от умственных галлюц инаций, которые мы часто называем «духовным опытом». Наблюдение за такой «банальной» и лишенной мистификаций вещью, как наше дыхание лишает ум возможности фантазировать и уводить наше внимание в свои «воздушные замки».

Все очень просто, Будда оставил саму суть, убрав все лишнее в практике.


Випассану еще называют практикой «не – делания» или «не-практики». Мы просто сидим и наблюдаем за тем, как наше тело дышит, наблюдаем за мыслями и эмоциями, за всем тем, что приходит и уходит, не предпринимая по отношению к этому никаких действий. Если мы начнем что-то делать, это просто перестанет быть медитацией. Отказываясь от манипуляций и контроля, мы просто оказываемся в позиции наблюдателя, а не практикуем наблюдение. Это и есть Випассана. Почувствовав ее вкус, вы обнаружите, что она с вами случается все чаще и чаще.

http://www.spiritman.ru/news/vipassana.html

ВипАссана - техника медитации, основанная на наблюдении реальности «как она есть», т.е. объективном наблюдении. Считается что это старейшая методика медитации, ее основал Готтама Будда две с половиной тысячи лет назад.


Строго говоря, випассана это не только медитация, а целое направление в буддизме. Но в 20-м веке некоторые школы выделили технику медитации из религиозного контекста и разработали методику випассаны «вне религии».

Немного отступлю про медитацию в целом, это важно. Насколько я понимаю, в буддизме есть два противоположных типа медитации – самата и випассана. Внутри каждого типа есть разные техники, но вот эти два типа имеют принципиальные отличия.

Медитация типа самата направлена на успокоение и расслабление через концентрацию сознания, например концентрацию на дыхании или повторении какой-то мантры и т.п. Этот тип медитации широко практикуется в йоге.
Йога пранаяма например предполагает регулирование дыхания в разных позах, таким образом сознание концентрируется на конкретном объекте – дыхании, и другие мысли и ощущения уходят на второй план и становятся незаметны, так достигается расслабление.

Медитация типа випассана наоборот направлена на наблюдение, проницание и изучение сознания в его неизмененном состоянии. Сознанию не дают объекта для концентрации, который помог бы затенить все остальное. Вместо этого предлагается наблюдать сознание «как оно есть», не подавляя, не отрицая и не усиливая никакие происходящие в нем явления.

Итак, что меня привлекло в теории випассаны?
Практика випассаны имеет цель достижения внутренней гармонии, покоя и счастья, что уже звучит довольно заманчиво.
Еще если совсем коротко, то очень хорошо написано в викепедии: Випассана это практика трансформации личности через самонаблюдение и самоанализ (Vipassana is a practice of self-transformation through self-observation and introspection). Самоанализ для меня был очень важной частью, наверное самой главное из-за которой я и заинтересовалась випассаной.

Во избежание путаницы и передоза информации про свои впечатления от курса я напишу в отдельном посте. А в этом попытаюсь ограничиться теоретическим ликбезом, чтобы было в общих чертах понятно, что к чему в рассказе о курсе.
Если кому-то станет скучно читать дальше, то можно вернуться в этот пост потом, как в подсказку-расшифровку к другому рассказу.

Итак, каким же образом випассана предполагает достигать гармонии и счастья?

В главном принципе випассаны отделения от религии буддизма не произошло. Гармония и счастье в контексте випассаны обусловлены тем же, что и в буддизме в целом – избавлением от трех корней страданий и несчастья.
А именно причинами несчастья являются: привязанность (attachment), вожделение (craving) и отторжение/неприязнь (aversion).

Обязательным условием для понимания почему эти три корня приносят страдания является признание непостоянства бытия. В мире нет ничего вечного, все проходит, все меняется, все что рождается когда-то умирает, постоянно появляется что-то новое и исчезает то что было раньше.
В этом конктексте страдания неизбежны, потому что:

Привязанность (attachment) к какому-то физическому объекту или идее неизбежно приносит страдание, когда объект/идея перестанет существовать. В конктексте непостоянства бытия все родившиеся объекты/идеи рано или поздно умрут, тем самым принося страдания привязанному к ним сознанию.

Вожделение/желание получить (craving) неизбежно приносит страдания, если получить желаемое не удается, или если после получения объект вожделения не приносит удовлетворения, или если этот объект пропадает. В контексте непостоянства бытия ничто не существует вечно в неизменной форме.

Отторжение/неприязнь (aversion) приносит страдания, когда избежать неприятного объекта/события не удается. В контексте непостоянства бытия невозможно всегда получать желаемый результат, следовательно невозможно всегда избегать нежеланный объект/событие.

Однако даже в таком непостоянном мире полном страдания есть способ жить в гармонии и счастье. Випассана – методика как это сделать.

Условно говоря, есть три составляющих успеха техники випассаны.

Первое – соблюдение правил «sila», или жизнь в морали. Мораль имеет 6 основных правил: не убивать (включая все living beings, т.е. подразумевается вегетарианство); не красть; не лгать; не нарушать сексуальные нормы (секс вне брака); не употреблять интоксиканты (алкоголь, табак, наркотики).
Предполагается, что несоблюдение этих правил морали не позволяет человеку продвинуться дальше и достичь второй составляющей.

Второе – концентрация сознания «samadhi». Речь не просто о способности сфокусироваться на каком-то объекте, а о способности очистить сознание от раздражения (в том числе от привязанности, вожделения и отторжения) и достичь состояния баланса и покоя сознания. Это состояние баланса и покоя является необходимым условием для третьей составляющей.

Третье – достижение мудрости «panna». Развитие способности отстраненного объективного наблюдения/анализа сознания и тела в каждый отдельный момент бытия.

http://solo-curious.livejournal.com/31457.html

1.
clip_image0016 (600x401, 151Kb)

***

Что даёт практика Випассаны? - способность реально подняться над уровнем ума на уровень Разума, на уровень осознания - "Я не есть это тело, я есть Душа, осознающая это тело, чувства, ум и т.д., отстраняться, очищает ум, позволяет действовать на уровне Разума (вайшнавской культуры), дарует спокойствие, умиротворение и самообладание перед лицом всех страданий трёх видов или проще говоря помогает держать стресс и быстро восстанавливаться после него, даёт способность адекватно оценивать ситуацию и соответственно адекватно действовать...доброжелательность и самообладание в бою(для любителей экстрима и бойцов),(к слову сказать например трехкратный чемпион мира по кикбоксингу А. Жмакин практикует именно Випассану), восстанавливает силы,укрепление здоровья (а то после 2-х часов джапы многим нужно столько же поспать чтобы восстановиться), восстанавливает психику, реально улучшает память, сокращает
потребность во сне без ущерба для истощения нервной системы, способность контролировать эмоции и чувства. Если сидеть хотя бы полчаса в сидхасане, то это
мощно трансформирует сексуальную энергию в высшие центры. Формирует усидчивость, чего не скажешь о нервных движениях джапа-медитаторов, которые я постоянно наблюдаю в наших ятрах и храмах.
Ну и даёт прекрасную осанку.Могу перечислять бесконечно, но лучше бы вам самим изучить эту технику(есть статьи в инете) + книги на эту тему и попробовать.
Обычно я утром рано встаю, делаю омовение, совершаю в течении часа Випассану, провожу поклонение Шри Кришне, иду на кухню где готовлю прасад с одновременным прослушиванием лекций В.О.Рузова, О.Г.Торсунова и других вайшнавов, что-то из услышанного я принимаю, что-то оставляю без оценки, с чем-то не соглашаюсь.
Просто время слепого принятия за 15-ть лет практики прошло. Много слишком дров было наломано, много судьб искалечено...хочется гармонии, мира, счастья а не лозунгов.
Потом на работе я стараюсь всё делать не то что осознанно, как этому учат буддисты а в стиле бхакти йоги - чтобы ты не делал - делай это как подношение Мне. Т.е. стараюсь совершать свою работу так, чтобы Кришне понравилось, стараюсь наполнить свои действия чувством любви к Кришне.
Это очень приятное занятие и сильно выручает когда не хочется что-то делать. Даже самое нудное занятие, если наполнять его любовью к Кришне становится приятным, приносит удовлетворение эмоциональному телу и душе.
После работы я делаю омовение и сажусь практиковать час Випассану. Для практики я использую невысокую скамью 10 см высотой, чтобы ногам не было сильно больно от долгого сидения в сидхасане.

Для меня Випассана как глоток чистого воздуха, как прогулка в лесу(что актуально для жителей города), способ избавиться от внутренних диалогов ума, от материальных эмоций и выйти в нулевую точку, на чистый лист с которого начинаются духовные эмоции и т.д.

http://forum.hari-katha.org/index.php?showtopic=6612
Рубрики:  психология/медитация
здоровье/здоровье по Востоку
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку