Наш кинематограф взялся за то, что умеет снимать лучше всего и в чем разбирается: за советские времена. И за экранизацию номинанта Букеровский премии Похороните меня за плинтусом - одноименной повести Санаева.
Мальчик, который, кажется, так теперь и не поймет, как к чему относится в жизни, с совершенно изъеденными полюсами белого и черного в мозгу, с его «бабаней» и почти непробиваемым прагматичным спокойствием. Который подкоркой включает плач только когда вокруг кто-то изображает буйный этаж из Кащенко или если безвыходность и противоречие ситуации доходят до абсурда. Ведь, будучи честными, нельзя сказать, что он насмотрелся кошмаров, все ж не Освенцим, нельзя сказать, что его окружала сплошная мерзость, ведь, например, маман не пристегивала его к батарее пока принимала клиентов, ситуация даже на полноценное извращение людской психики не тянет, но…. Но как это еще охарактеризовать? Вокруг дно нездоровой атмосферы.
Вот так примерно выглядела среднестатистическая искалеченная психика нескольких поколений от войны до нищеты, советской гребенки, ничегонеимения и мозгоштамповки в ряде вопросов, когда тараканы одного поколения калечили следующее, примешиваясь к тараканам нового времени, поступающим извне, и так до наших времен.
Пацан с очень слабым здоровьем – центральная фигура в картине Похороните меня за плинтусом, бабушка его силком забрала у «беспутной» матери, и не дает последней с ним видеться, живет у пожилой четы в большой квартире. Над ним властвует тиран с жуткими истериками, но та и сама прошла войну с двумя детьми - один из них умер в младенчестве, вторую пришлось выхаживать почти так же, как и ее сына теперь, - в промерзшем подвале без денег и еды, доведена беспутным нелюбящим мужем, не дававшим никакой поддержки. Он – заслуженный актер СССР и, прочувствовав свою вину благодаря постоянным обвинениям жены, сейчас перманентно находится у последней под каблуком. Невинных, кроме ребенка, вокруг нет никого. И самого мальчика атмосфера уже успела задеть неизличимо… Из таких детей вырастают потом психически нормальные люди, но отраву и выеденные участки они внутри носят до самой смерти, если даже внешне это почти не проявляется.
На фоне все очень хорошо продумано – от тысячи совершенно разнокалиберных мелочей на полках в захламленной квартире, разноплановой мебели с выдумкой, «декора», который соответствовал тогдашним квартирам людей с заработком, совершенно классической одежды тех времен, общепита и т.д. Ряд несостыковок углядеть можно – например современный стиль маркировки на банке с черной икрой. Но здесь подобные мелочи внимания не стоят.
Картина снималась очень близко к тексту. С местами приятно обновленным стилем. Актеры на старшие роли подбирались тоже из тех времен. И мальчик… Как будто создатели изобрели машину времени и привезли Александра Дробитько из советского периода, - да самого Санаева из его детства специально для съемок в фильме Похороните меня за плинтусом – другого объяснения того, насколько живо и органично изобразил парнишка на экране сломанную психику шестилетнего ребенка, который еще даже не понимает, насколько она изломана, но зато, казалось бы, гораздо лучше всех окружающих взрослых знает, что происходит вокруг, настолько просто похоже на детей тех времен, у меня нет. Какая там Михалкова в оскароносном фильме папочки. Какая там Пакун в Пианино. Статуэтки для Дробитько в студию! И режиссеру Сергею Снежкину, без сомнения. Ну а бабаня, конечно, тоже монументально гениальная вышла!
Слабонервные этот видеоряд могут и не выдержать долго. А кто-то вон пишет, что в некоторых местах сильно хохотал. Для меня на экране было как-будто много преувеличений.