-Цитатник

Без заголовка - (0)

Монах-миссионер хочет привлечь молодежь в храмы через онлайн-игру Москва. 1 сентября. ИНТЕРФА...

Без заголовка - (0)

Российские дореволюционные издания по истории из Google Books Помещаю сообщение diesell из ЖЖ...

I-Dozer: виртуальный кайф - (0)

Цифровые наркотики http://www.europoster.ru/pic/B013OGN0329.jpg Все мы знаем, что музыка ...

Без заголовка - (0)

Новые "смертные" грехи Впервые за полторы тысячи лет Ватикан обновил список "смертных" грехо...

Современная католическая догматика - (0)

Cлухи об изменении догматики у католиков все-таки сильно преувеличены. Уточнение к посту www....

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Парамонова пустынь
Парамонова пустынь
16:43 24.06.2009
Фотографий: 8
Посмотреть все фотографии серии Сакральные и удивительные места Ростова
Сакральные и удивительные места Ростова
16:30 24.06.2009
Фотографий: 19

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Isolophey

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 396


Свт. Фотий Константинопольский_6

Среда, 02 Сентября 2009 г. 23:43 + в цитатник

 

1. 4. 3. Временная ссылка Фотия. Кратковременное торжество игнатиан. Возвращение Фотия и его второе патриаршество. Собор 879 – 880 гг.              
    Итак, игнатиане торжествовали победу. Но это торжество было призрачным, ведь за десятилетие правления Фотия, показавшее его мудрым и положительным в целом для Византийской церкви и государства, патриархом. Тонкий и искусный дипломат, ученный и богослов Фотий, в глазах византийского общества давно уже нашел положительный отклик, его любили, им гордились. Правление Ингатия не имевшее в себе ничего особенного и исключительно опиравшееся на императорскую власть (в лице деспотичного Василия) и лебезившего перед римским папой, не оправдало надежды народа.
    По восшествии на кафедру, Игнатий, организовал собор (869 – 870 г.), на котором отлучил Фотия и поставил под запрет всех епископов, посвященных в служение Фотием. Этот акт привел к церковным волнениям в Константинопольском клире. Политика императора Василия I и Игнатия были направлены на устранение разрыва с Римской церковью. На соборе 869 – 870 г. был подписан унизительный для Константинопольской кафедры документ, составленный папой в пользу укрепления авторитета и власти Римской кафедры.
    При Фотии такое деяние было бы невозможно, да и сам папа не рискнул бы, зная характер Фотия и его защиту независимости Константинопольской церкви от притязаний Рима, на такой шаг. Но теперь при Игнатии это было возможно, т.к. этому покровительствовал сам император. Но Василий I, быстро понял, как далеко он зашел и к чему это все приведет, и резко повернул свою политику в обратном направлении[1]. Поняв, что с Игнатием далеко не уйдешь, император делает шаги на сближение враждующих партий и возвращает Фотия из ссылки. Игнатиане смиряются с тем, что Фотий и его партия слишком могущественна и поэтому враждовать с ней ради личных (партийных) целей приносит вред общей стабильности Константинопольской церкви. Василий понял, что дело с Римом сложилось не в пользу Византии, в лице игнатиан нельзя было искать орудие для борьбы с притязаниями папы, таким орудием мог быть только Фотий. Возвращая Фотия из ссылки, Василий, аннулировал все анафемы, произнесенные на него, назначил его в преемники Игнатию, более того оказывает ему большое почтение, приблизив его ко двору и делая даже воспитателем и учителем своих детей[2].
    После смерти Игнатия (877 г.), Фотий вторично возводится на патриаршую кафедру, единогласно поддерживаемый народом и властью. Второе патриаршество Фотия (877 – 886) было таким же плодотворным, как и первое, Фотий продолжил свое дело охраны и защиты Константинопольского патриархата от противоканонических притязаний Рима[3]. Но теперь, согласно императорскому указанию устранить разрыв с Римом, Фотий ведет свою политику на поиск путей для решения Римско-Византийского вопроса. В Риме в это время председательствовал папа Иоанн VIII, сознававший заносчивость и ошибки своих предшественников Николая I и Адриана II, и искавший примирение с Византией. Как только Фотий приступил к своим обязанностям, то он предложил императору написать послание к папе, для созыва собора, который должен был устранить всякое непонимание Рима и Византии. Папа принимает предложение императора и патриарха (не зная, что Игнатий уже скончался, а на его место возведен Фотий), и присылает своих уполномоченных лиц: епископов Павла и Евгения. Когда они прибыли и узнали, что патриаршествует Фотий, то доложили об этом папе. Папа поначалу был обижен тем, что его даже не побеспокоились предупредить о новом патриархе, но Фотий решил исправить эту ошибку.  Между папай и патриархом завязалась переписка в ходе которой, папа признал Фотия, как законного патриарха, и  было решено созвать собор в Константинополе.
    Собор состоялся в 879 – 880 гг., в Царьграде в храме Св. Софии и в историю вошел как «Великий собор в Св. Софии», или «Великий собор воссоединения». На соборе присутствовало ок. 383 еп., а так же представители всех патриарших кафедр Востока (Александрия, Антиохия, Иерусалим), Запада (Рим, Милан), Византии. Этот собор, без сомнения, придает патриаршеству Фотия еще более величия. На нем были решены многие насущные проблемы Церкви. Главными его деяниями следует считать то, что 1) он утвердил Собор 787 г. в качестве Вселенского, 2) установил между Римской и Константинопольской кафедрами равные юрисдикционные права в своих сферах влияния, 3) утвердил авторитет Никео-Константинопольского Символа, его вечность и неизменяемость (естественно, без прибавки Filioque – sis!).
   Уже современники расценивали деяния этого собора, как собора Вселенского, считая его восьмым Вселенским собором (на Востоке такое мнение бытует и до сих пор, на Западе его причисляли к Вселенским до XI в.)[4].
    Впоследствии римо-католическая церковь   неоднократно   пыталась умалить значение этого собора[5]. Среди церковных историков бытовало мнение о том, что папа Иоанн затем пересмотрел свое отношение к собору и осудил Фотия. В книге о. Максима приводится мнение современных католических историков, которые опровергают эту точку зрения. Вплоть до XII столетия этот собор причислялся на Западе к числу Вселенских, в отличие от антифотианского собора 869-870 гг., который сейчас признается Римом в качестве VIII Вселенского собора, несмотря на то, что римский первосвященник в лице Иоанна VIII добровольно, без всякого давления, отверг его постановления и осудил принятые на нем
решения[6].
    После собора 879 – 880 гг. Фотий управлял Константинопольской Церковью еще 6 лет. В 886 г., из-за сложности в отношениях с имп. Львом VI (бывшим воспитанником Фотия, сыном Василия), Фотий был вынужден сложить с себя сан и оставить кафедру, удалившись на покой. Все остальное время до своей кончины (6 февр. ок. 897 – 901 гг.) Фотий посвятил ученным и богословским занятиям. Именно в этот период его жизни им был написан знаменитый трактат Περὶ τη̃ς του̃̉ Αγίου Πνεύματος μυσταγωγίας(О тайноводстве Святого Духа = Мистагогия).

    Греческая Церковь, уже через лет десять, осознав все великие достоинства свт. Фотия, и его предназначение свыше, причислила его к лику святых. Уже в уставе имп. Константина VII (950 – 956 гг.), Фотий именуется святым отцом, древнейший список службы свт. Фотию относится к Х веку. Память святителя Фотия, патриарха Константинопольского, Церковь празднует 6 февраля[7].



[1] Василий, не чуждый криминальных тенденций, решился даже выкрасть этот злосчастный документ у папских легатов, послав к ним с этой целью шпиона. Удивительно, но ему это удалось, правда пропажа вскоре была обнаружена, и документ пришлось вернуть обратно папским легатам. Лебедев, 2003. – С. 95.
[2] Лебедев, 2003. – С. 98; Дворкин, 2005. – С. 580.
[3] Соколов, 2005. – Т. 2. – С. 34.
[4] Архиеп. Василий (Кривошеин) насчитывает несколько признаков Вселенскости собора 879 – 880 г.: 1) на нем были представлены все пять Патриархатов; 2) этот собор последний в истории общий для Восточной и Западной церкви; 3) он был созван как вселенский и в своих актах называется «великим и Вселенским Собором»; 4) Вселенским его называли и многие церковные писатели Византии, в том числе и знаменитый канонист Вальсамон (XII в.), кроме него – Нил Фессалоникийский (XIVв.), Симеон Фессалоникийский (XVв.), Марк Ефесский (XVв.), Геннадий Схоларий (XV в.), Досифей Иерусалимский (XVII в.). Кривошеин, 2003. – С. 31 – 34, 80.
[5] В сущности, в католической историографии нач. ХХ века бытовало мнение, что суть всех споров Фотия с Римом сводилась к тому, что Фотий требовал признание его как Вселенским патриархом, и возвышал свой авторитет до такой степени, как еще не делал ни один епископ Рима до него. Поснов, 1991. – С. 541.
[6] См. подробнее в книге прот. М. Козлова. «Православие и западное христианство». В «Очерках по истории Римско-Католической Церкви». Прот. В. Рожкова, (курс лекций читанных когда-то в МДА), о Соборе 879/80 г. говорится как раз в духе старых католических историков замалчивающих важность этого собора, и даже явно перетолковывающих историю, связанную с ним. Так у прот. В.Рожкова мы читаем: «Собор (879 г.) в храме Св. Софии, на котором был объявлен недействительным Собор 869 – 870 гг. и отвергнута всякая попытка юрисдикции папы над Востоком, в частности над Болгарией, а также отринуто учение о Филиокве. Папа Иоанн VIII (872 – 882 гг.) разумеется, отказался утвердить акты этого Собора (sic!). Легат Рима кардинал Мартин объявил о том, что Рим прекращает общение с Фотием, а папа отлучает Фотия от церкви (sic!)». Рожков, 1998. – С. 209.
[7] Спасский, 1997. – Т. 3. – С. 61; Соколов, 2005. – Т. 2. – С. 34.
Рубрики:  Патрологические зарисовки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку