-Цитатник

Без заголовка - (0)

Монах-миссионер хочет привлечь молодежь в храмы через онлайн-игру Москва. 1 сентября. ИНТЕРФА...

Без заголовка - (0)

Российские дореволюционные издания по истории из Google Books Помещаю сообщение diesell из ЖЖ...

I-Dozer: виртуальный кайф - (0)

Цифровые наркотики http://www.europoster.ru/pic/B013OGN0329.jpg Все мы знаем, что музыка ...

Без заголовка - (0)

Новые "смертные" грехи Впервые за полторы тысячи лет Ватикан обновил список "смертных" грехо...

Современная католическая догматика - (0)

Cлухи об изменении догматики у католиков все-таки сильно преувеличены. Уточнение к посту www....

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Парамонова пустынь
Парамонова пустынь
16:43 24.06.2009
Фотографий: 8
Посмотреть все фотографии серии Сакральные и удивительные места Ростова
Сакральные и удивительные места Ростова
16:30 24.06.2009
Фотографий: 19

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Isolophey

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 396


Пропедевтика в христологию (продолжение)

Среда, 24 Июня 2009 г. 23:13 + в цитатник

 

2. Арианство.
    Вождем-основателем арианства, традиционно (правда, с некоторой долей условности) считается Арий. Он был родом из Ливии, там же и начал свою религиозную карьеру. Он обучался в школе Лукиана. Но затем переселился в Александрию и вошел в клир тамошней Церкви. При мелитианской схизме, он поначалу примкнул к ним, но затем отошел и присоединился к еп. Петру. Когда Петр отлучил мелетиан от Церкви, Арий выступил с критикой этого, за что сам был отлучен Петром. После смерти Петра, Арий воссоединился с Церковью и служил в пресвитерском сане в одном из приходов Александрии. После смерти еп. Ахиллы, Арий был одним из кандидатов на епископскую кафедру. Но епископом был избран св. Александр.[1] Арий придерживался в учении о Св. Троице, как считают лукиановской точки зрения, но что она из себя представляет сказать сложно. Более того, на Ария повлияла мысль Оригена и св. Дионисия, на что указывал св. Василий Великий, Дидим Слепец (данные у Сократа. Ц.И. ). Но оставим исторические частности[2] и перейдем к догматическому изложению арианской ереси.
2.1. Арианская доктрина.
    Учение Ария, как можно убедиться, с одной стороны зиждилось на учении монорхиан-динамистов Павла Самосатского и находящегося под его влиянием муч. Лукиана Антиохийского, а с другой – на александрийской почве – Ориген (которого при желании можно было толковать как угодно) и, особенно, св. Дионисий Александрийский. В послании к папе Александру александрийскому Арий пишет: «Мы знаем единого Бога, единственного нерожденного, единственного бессмертие имеющего, единственного мудрого…единого судию всех…непоколебимого и неизменного, праведного и благого…», Логос и Дух, в эту схему Ария не вписываются. Вот характерный отрывок из «Фалии»: «Существовал [в собственном смысле] один только Бог, и не было [ипостасного в Нем] Слова и Мудрости. Потом лишь, когда Он восхотел сотворить нас, Он создал некое существо (πεποιηκεν ενα τινα) и усвоил Ему наименование Слова, Мудрости и Сына… Таким образом, есть две мудрости – собственная и соприсущая Богу, а в этой мудрости произошел Сын, и как участник ее, стал также называться Мудростью и Словом, лишь по имени и т.д.».[3] Арий, утверждая абсолютную трансцендентность Бога, считал, что Логос-Сын – творение, первое и совершеннейшее творение Бога, в котором сотворено все остальное. Обвиняя своего оппонента свт. Александра Александрийского в савелианстве, т.к. св. Александр учил, что «Троица – есть Единица», сам Арий встал на почву динамического монархианства. Учение Ария произвело широкий диссонанс, и нашло как своих сторонников (в лице Евсевия Никомидийского, Митрофана Ефесского, Патрофила Скифопольского, Феогниса Никейского и др., сгруппировавшихся вокруг Евсевия), так и противников (в первую очередь св. папа Александр, Осий Кордубский, Евстафий Антиохийский, Дидим слепец, свт. Афанасий, Аполлинарий Лаодикийский, мл., св. Иаков Низибийский, Диодор Тарсийский и др.), а кроме того и среднюю партию (Евсевий Кесарийский и его сторонники).
2.2. Первый Вселенский собор в Никее (325 г.).
    После урегулирования политической ситуации в Империи, св. имп. Константин Великий, узнав о спорах в Церкви по поводу Лица Иисуса Христа (и поначалу решив, что спор несущественный, но убедившись в серьезности вопроса), повелел собраться епископату на Собор, дабы разрешить назревший спор. Итог первого ВС в Никее известен, сам Арий и Евсевий Никомидийский, попытавшийся построить догматическую основу арианства потерпели решительное поражение со стороны православных свт. Александра, Осия и их единомышленников. На соборе было провозглашено единосущие Сына по отношению к Отцу и провозглашен Никейский Символ веры, подписанный епископами всей Церкви и санкционированный со стороны государственной власти. И, кажется, что на этом и должна была поставлена точка в этом споре, но, на самом деле, арианская волна, разбившись о волнорез Никейского собора, отошла назад и набрав новую силу, хлынула еще сильнее.
2.3. События от первого Собора в Никее до второго Собора в Константинополе (381 г.)
     Эпоху арианских споров, после 1ВС можно разделить на два периода: с 325 – по 361 гг., когда арианствующие возобладали и с 361 – по 381 гг., когда арианский кризис исчерпал себя и был окончательно сломлен на 2ВС. Первый период ознаменован торжеством, кажется сломленной арианской партии на 1ВС, которые смогли добиться союза с партией Евсевия Кесарийского и Восточными омиусианами. Главными защитниками Никейского собора в ту пору выступили: свт. Афанасий Великий, Маркелл Анкирский и св. Евстафий Антиохийский, Аполлинарий, против которых и ополчились, главным образом, ариане. Не у всех защитников Никейской веры удалось выразить Откровение о Боге Сыне удачно и некоторые (Маркелл, Аполлинарий), отправившись в морской бой с арианами, сами потерпели крушение. Главным выразителем этого Откровения должно считать свт. Афанасия, именно на него опиралась пришедшее поколение новоникейцев – каппадокийцев, которые открыли второй период противоарианской полемики, и усилиями которых на 2ВС восторжествовала вера Никейцев. Именно каппадокийцам удалось разграничить понятия Единства и Троичности – в единосущии и создать троический терминологический аппарат (ουσιαυποστασις), ставший классическим в учении о Св. Троице.
2.4. Учение каппадокийцев о Св. Троице.
    Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия "сущности" и "ипостаси". Василий Великий определил различие между "сущностью" и, "ипостасью" как между общим и частным. Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Каппадокийцы отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие "ипостась" и "лицо".[4]  Отождествив "лицо" и "ипостась" в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - "личность". Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Иконийский называли Божественные ипостаси "способами бытия" Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.[5]

    Таким образом, «каппадокийский синтез» преодолел философский барьер, стоявший перед Библейским откровением и положил предел арианской «юродивой триадологии».



[1] Интересно в этом отношении данные историка Филосторгия, представляющие энкомион vita Ariani, и данные православных историков, представляющие собой, естественно, псогос. Так, Филосторгий пишет, что Арий набрал большее количество голосов, чем Александр, но добровольно уступил место последнему (Филосторгий. Ц.И. 1,3). По православным же историкам выходит, что Арий потерпев неудачу, затаил обиду на Александра, т.к. считал себя более достойным епископства (Феодорит. Ц.И. 1,2).
[2] Хороший очерк арианства до Никейского собора см.: Спасский, А.А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский собор в Никее.// Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский собор в Никее. Исслед. по истор. Др. Церкви [сб. ст.]/ А.А. Спасский. – СПб., 2007.
[3] Цит. по Бриллиантов, 2007. – С. 87.
[4] "Лицо" в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
[5] Изложено на основании о. О. Давыденкова с нек. изменениями.
Рубрики:  Богословские и исторические наброски
Метки:  

olshananaeva   обратиться по имени Четверг, 25 Июня 2009 г. 17:56 (ссылка)
А почему Вы так нетрадиционно назвали - "Пропедевтика в христологию"? Обычно по русски называют пропедевтика чего -либо. Пропедевтика внутренних болезней, пропедевтика детских болезней - у нас такие предметы были , например. Это - сознательный вызов, использование греческого управления? :)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку